Повышение мотивации и качества знаний учащихся на основе идей личностно-ориентированного подхода в процессе обучения.
Оценка 4.8
Повышение квалификации
docx
русский язык
2 кл
29.09.2019
Статья о формах организации учебного процесса и педагогических технологиях. В статье рассказывается о наиболее значимых принципах личностно- ориентированного урока,которые делают его более эффективным и способствуют качеству образования.
Работа над проблемами использования личностно- ориентированного подхода в обучении дает положительные результаты.
Учащиеся,где реализуется личностно- ориентированный подход, характеризуются устойчивым интересом к предмету.
Обучать ребёнка.docx
Повышение мотивации и качества знаний учащихся на
основе идей личностно-ориентированного подхода в
процессе обучения.
«Обучать ребёнка - это
значит не
давать ему нашей истины, но
развивать его собственную
истину до нашей.»
П.П. Блонский.
В современной педагогической науке происходит гуманизация
образовательной среды, наблюдается переход от информационной
модели обучения к деятельностной и личностной.
Такая модель обучения требует новых форм организации учебного
процесса и педагогических технологий. В последние годы
образовательное пространство стремительно завоёвывает личностно-
ориентированное обучение. Это то обучение, которое соответствует
индивидуальности ребёнка, его потенциальным возможностям в
приобретении знаний. Популярность личностно - ориентированного
подход в обучении обусловлена рядом обстоятельств:
1Динамичное развитие общества требует формирование в человеке не
столько типичного,
Сколько ярко индивидуального, позволяющего ребёнку стать
самим собой.
2 Современные школьники прагматичны в мыслях и действиях,
мобильны и раскрепощены, а это требует от учителя применение новых
подходов и методов во взаимодействии с учащимися.
3 Современная школа остро нуждается в гуманизации отношений
детей и взрослых.
Согласно концепции личностно – ориентированного обучения, каждый
ученик- индивидуальность ,активно действующий субъект
образовательного пространства .со своими особенностями ,ценностями,
отношением к окружающему миру .
В основе модели личностно _ ориентированного обучения лежит
научная психолого- педагогическая концепция. Поэтому в ходе её
реализации необходимо психолого- педагогическое сопровождение ,
участие ,помощь психолога. Наиболее значимые принципы личностно - ориентированного урока :
- Использование субъектного опыта ребёнка
- Актуализация имеющегося опыта и знаний является важным
условием, способствующим пониманию и введению новых знаний.
Понимание является основным компонентом процесса обучения.
- Вариативность заданий, представление ребёнку свободу выбора при
их выполнении и решении задач, использование наиболее значимых
для него способов проработки учебного материала.
- Накопление знаний, умений не в качестве самоцели, а важного
средства реализации детского творчества.
- Обеспечение на уроке личностно значимого эмоционального контакта
учителя и учеников на основе сотрудничества, сотворчества,
мотивации достижения успеха через анализ не только результата, но и
процесса его достижения.
При реализации этих принципов информационная база урока
становится подлинно качественной и развивающей.
Поэтому учитель вступает в новую профессиональную позицию - быть
одновременно предметником и психологом.
Не все учащиеся имеют одинаковый интерес к изучаемому предмету , у
них разные способности, не каждый может проявить собственное «Я».
Так какие же критерии личностно - ориентированного урока делают его
эффективным и способствуют повышению качества образования?
√ Сообщение в начале урока не только темы, но и порядка организации
учебной деятельности ( наличие плана ) план помогает чётко и ясно
излагать содержание материала .Ученик на каждом этапе урока
активен, вовлечён в реальные взаимодействия ,осознанно относится к
материалу .
√ Создание положительного эмоционального настроя на работу у всех
ребят в ходе урока .Серьёзное внимание необходимо уделять развитию
мотивационной сферы , образовательный процесс должен быть
обогащён позитивными эмоциями.
√ Использование субъектного опыта учеников. Актуализация
субъектного опыта учащихся способствует установлению связей
прошлого опыта и нового знания.
√ Создание условий для проявления активности и достижения успеха
каждым учеником. √ Повышение степени самостоятельности, реализация стратегии
сотрудничества , сочетание фронтальной работы с классом с
групповыми формами деятельности.
√ Ориентация деятельности учащихся на развитие интеллектуальных
знаний , на формирование учебной деятельности, а не на передачу
учебной информации.
√ Обсуждение в конце урока не только того что узнали , но и того, что
понравилось , что хотелось выполнить ещё раз , что сделать по-
другому.
√ Оценка определяется по ряду параметров, по конечному результату,
пути его достижения, самостоятельности, оригинальности.
Ученики в классах, где реализуется личностно – ориентированный
подход в обучении , характеризуются устойчивым интересом к
предмету , умеют осознанно планировать свою деятельность , цели
деятельности ставят самостоятельно. Учащиеся имеют высокий
уровень познавательной мотивации и активности, позитивную
самооценку , проявляют интерес к учебному материалу. В результате
отмечаются следующие позитивные изменения:
Осуществление личностно- ориентированного обучения
обеспечивает повышение качества образования.
Обеспечивает благоприятную эмоциональную атмосферу, что
является предпосылкой для развития мотивации достижения и
творческого характера учебной деятельности.
Анализ работ позволяет учителю сделать вывод об уровне и
динамике усвоения знаний учащихся и их личностном развитии,
отследить результативность своего труда.
Мечтой большинства педагогических коллективов и моей как учителя
является наиболее полное раскрытие возможностей каждого ученика,
развитие его неповторимой индивидуальности. В этой связи мною
предприняты действия по преобразованию авторитарного процесса
обучения и воспитания в процесс сотрудничества учителя и ученика по
самообразованию, саморазвитию каждого школьника . Этому
способствуют идеи личностно ориентированного подхода в обучении .В
своей педагогической деятельности выделяю четыре типа уроков:
-Проблемное изложение
-Эвристическая беседа
- Частично - поисковый - Урок - исследование
На уроках с проблемным изложением дети сами ищут проблему,
которую решают, раскрывая цепь логических рассуждений, объясняя
новые понятия и термины. Для заинтересованности учащихся чаще
всего перед объяснением предлагаю какое-либо занимательное
задание.
Эвристическая беседа проводится посредством решения одной или
нескольких задач проблемного характера.
Частично - поисковый или исследовательский урок проводится как при
изучении нового материала, так и для совершенствования,
закрепления и проверки знаний.
Таким образом, проблемное обучение, как процесс предполагает:
1.Создание проблемной ситуации
2. Выход из неё, то есть решения проблемы.
Работа над проблемой использования личностно – ориентированного
подхода в обучении даёт свои положительные результаты.
За 3 года обучения повышается уровень мотивации к предмету, растёт
качество знаний.
Считаю необходимым продолжить работу по теме « Повышение
мотивации и качества знаний учащихся на основе идеи личностно –
ориентированного подхода в процессе обучения», Так как работа над
самообразованием и совершенствованием приёмов и методов работы
открывает новые горизонты для развития интереса и творческой
активности школьников.
Повышение мотивации и качества знаний учащихся на основе идей личностно-ориентированного подхода в процессе обучения.
Повышение мотивации и качества знаний учащихся на основе идей личностно-ориентированного подхода в процессе обучения.
Повышение мотивации и качества знаний учащихся на основе идей личностно-ориентированного подхода в процессе обучения.
Повышение мотивации и качества знаний учащихся на основе идей личностно-ориентированного подхода в процессе обучения.
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.