Урок русского языка во 2 классе на тему «Омонимы»
Оценка 4.7

Урок русского языка во 2 классе на тему «Омонимы»

Оценка 4.7
Разработки уроков
docx
русский язык
2 кл
31.08.2019
Урок русского языка  во 2 классе  на тему «Омонимы»
Автор: Морозова Татьяна Юрьевна, учитель начальных классов, МБОУ НОШ ГО ЗАТО Сибирский Тип: Урок изучения нового материала Программа: «Начальная школа XXI века» под ред. Н.Ф. Виноградовой Учебник: Методика Иванов С.В., Кузнецова М.И. Русский язык. 2 класс Системно-деятельностный подход Раздел: Как устроен наш язык. Лексика Оборудование: ПК, презентация, карточки, словарные статьи Формы работы: индивидуальная, работа в парах, в группах, фронтальная работа.
Омонимы.docx
Урок русского языка  во 2 классе  на тему «Омонимы»  учителя начальных классов Морозовой Т.Ю. Цель урока: ввести языковой термин «омонимы» Задачи урока:      Наблюдать за словами, одинаковыми по звучанию и (или) написанию, но разными по значению; Ввести термин «омонимы»; Наблюдать за использованием омонимов. Отличать омонимы от многозначных слов Развивать словарный запас,  словесно­логическое мышление, наблюдательность, умение рассуждать, анализировать; устную и письменную речь.  Высказывать и обосновывать свою точку зрения, договариваться и приходить к общему решению, оказывать необходимую взаимопомощь и осуществлять взаимный контроль. Место урока в серии других уроков: урок раздела «Как устроен наш язык. Лексика». Тип урока: урок введения нового знания. Оборудование:     Формы организации деятельности: фронтальная, групповая, парная, индивидуальная.   Структура и ход  урока: компьютер, презентация. Карточки Словарные статьи № п/п 1 Этап урока Деятельность учителя  Мотивация  (самоопределение)  к учебной деятельности Ребята,  у нас на уроке присутствуют гости, давайте их поприветствуем. Сегодня  нам предстоит сделать открытие, выполнить много интересных заданий. Я желаю  вам плодотворной работы, успехов и в изучении нового материала. Надеюсь на  сотрудничество, взаимопомощь и взаимопонимание на уроке.  Деятельность обучающихся Время мин Приветствуют гостей.  Настраиваются на урок 1 2  Актуализация знаний и фиксация затруднения  в деятельности Проверка готовности к уроку,  проверка правильной посадки, комментированная  запись числа. 1. Какой раздел русского языка мы сейчас изучаем? С какими словами мы  познакомились в этом разделе?  Угадайте слова: Лексика. Синонимами, антонимами ­что такое антонимы? я антоним к слову лето в шубу снежную одета, и  мороз люблю сама, потому что я… Синонимов у детворы назовите быстро вы Зима Дают определение антонимов   Дети, ребята, малыши Дают определение синонимов 10 ­что такое синонимы? 2.     Определение темы урока через решение проблемной ситуации Что вы видите на доске? Какое задание можно выполнить с этими словами?  Составим  пары из слов (друг, товарищ, враг, коса) Какие получились пары, как можно назвать их? Какое слово не вошло в пару? 3  Определение темы,  целеполагание ­ Ребята, а что означает слово «коса» (презентация) ­ Мы знаем, как называются такие слова? – Если не знаем, то какой вывод? ­ Где можем найти нужную нам информацию? ­ Открываем учебник на с. 68. Тема сегодняшнего урока…? ­ Какую цель поставите себе на урок? ­ Какова общая цель нашего урока?  4 Планирование ­ С какой ступени плана мы начнем изучение  темы?   ­ На какой вопрос должны ответить на этой ступеньке? 5 Реализация плана ­ Какой вопрос на степени « как?» ­ итак,  на ступени «как?» мы  ответим на вопрос: «как отличить омонимы от других  слов?». ­ Какие ступеньки плана мы не обговорили? Что будем делать на данных этапах  работы? ­ Наш план работы составлен. С чего начнем работу? ­ Давайте вернемся к слову «коса». Вы мне назвали несколько значений этого  слова. (на доске распечатка из словаря) – Что общего у этих слов?  – Чем они отличаются?  ­ Кто может сказать, так что такое омонимы? 2.самостоятельно составляют  пары, записывают в тетрадь: Друг­товарищ (синонимы), Друг­враг (антонимы). Слово «коса» ­  без пары 1. Коса – заплетенные волосы 2. Коса – инструмент для  срезания травы 3. Коса – песчаная отмель нет Изучить, узнать В учебнике Определяют тему урока:  «Слова­омонимы» Целеполагание:  познакомиться со словами­ омонимами  Со ступеньки «что?» Что такое омонимы? 3 3 Вернемся к слову «коса» Они произносятся и пишутся  одинаково имеют разное лексическое  значение формулируют правило 15 ­ Где проверим наши знания? ­Поработаем с рубрикой «Тайны языка» на с. 68 ­ Что вы узнали  про омонимы? Проговорите в парах. Давайте послушаем разговор двух мальчиков:………. (работа с презентацией) ­ Вы догадались, почему мальчики не поняли друг друга? Правильно, они говорили  об одних и тех же вещах, при этом называя их одним и тем же словом. Как мы  называем такие слова? ­ Какие слова­омонимы нам встретились в разговоре? ­ Как вы поняли, что означают эти слова? Задание: сравните звучание, написание и значение слов. ­ Кто вы? ­ мы лисички, Дружные сестрички. Ну, а вы­то кто же? ­мы лисички тоже! ­как, с одной­то лапкой? ­нет, ещё со шляпкой. Со мной ходи стрельбе учиться И на гряде меня ищи. Могу попасть  я метко в птицу, А также попадаю в щи. ­ Какой сделаем вывод? в учебнике читает ученик работа с правилом и с планом: ­ это слова; ­одинаковые по звучанию и  написанию; ­разные по значению. омонимами Овсянка­овсянка Овсянка­птица, овсянка –  крупа (на слайде) 1. лисички – грибы 2. лисички – животные 1. Лук – овощ 2. Лук – оружие эти слова одинаковы по  написанию, но лексическое  значение у них разное, значит ­ Ребята скажите,  ответили мы на вопрос ступеньки «что?» ­ Можем переходить на следующую ступеньку? ­ Еще раз озвучьте вопрос, на который будем искать ответ. Вы уже знаете, что слова несут в себе лексическое значение. Однозначные слова  имеют одно лексическое значение. Многозначные несколько. Как выдумайте, от  каких слов нужно отличать омонимы? А как отличить многозначное слово от  омонима? Чтобы ответить на данный вопрос я вам предлагаю выполнить следующее задание. ­ рассмотрите внимательно картинки колокольчиков, сравните их, что можете  сказать? (слайд) Слово «колокольчик» многозначное. Почему? ­ а теперь рассмотрите картинки слова «такса». Что можете сказать про них?  Схожи ли они по форме, цвету?   ­ Ребята, слово «колокольчик» многозначное так , как предметы имеют схожую  форму ­ А слова «такса» ­ это омонимы, так как они не имеют ничего общего и несут в себе  разное лексическое значение.  ­Какой сделаем вывод? Как различать многозначные слова от омонимов? (работа с планом) ­ Иногда достаточно трудно определить является ли слово омонимом или оно  многозначное. Если вы сомневаетесь, что может помочь?  ­ На помощь придет толковый словарь. На ваших столах лежат распечатки статей из толкового  словаря Ожегова. Как вы думает,  какое задание можно выполнить  использую данный материал?  Давайте рассмотрим записи словарных статей. Для этого я попрошу вас  объединиться в группы. Повторим правила работы в группе. Перед началом работы  определите спикера, секретаря, ведущего. Задание: найдите  значение слов «корень» и «кран» сравните их словарные статьи  (чем они похожи, чем отличаются) это омонимы да как отличить омонимы от  других слов? От многозначных колокольчики похожи по  форме нет ничего общего. многозначные слова имеют  общее в  лексическом  значении: цвет, форма. Омонимы ­ абсолютно разные в лексическом значении. Работая со словарной статьей  найти значение заданного  слова Работа в парах Работают в группах Результат проговаривается  учащимися устно, мною  фиксируется в плане Работают в парах Корень 1. Подземная часть растений. 2. Внутренняя часть волоса, зуба 3. Начало, источник чего­нибудь 4. Значимая часть слова Это слово многозначное, так как каждое его значение обозначено цифрой. Рассмотрим, как в словаре представлены омонимы: Кран – запорное устройство в виде трубки для выпуска жидкости или газа Кран – машина для подъема и перемещения грузов на небольшие расстояния В словаре омонимы имеют отдельную словарную статью. ­ кто понял, как отличить омонимы от многозначных слов в словаре? ­ ответили мы на вопрос второй ступени? ­ можем перейти на ступень применяю? Выполняем упражнение 4 на с. 70 на распечатанных карточках ­ что дано в упражнении? ­ Какие знания нам потребуются, чтобы выполнить это упражнение? ­Для чего нам нужно выполнять такие упражнения? ­Кто понял? Кто не понял?  ­ Как будем выполнять эту работу? ­ Давайте вспомним этапы работы в парах.  Заполняем таблицу. Проверяем правильность выполнения. Это интересно Знаете ли вы, что омонимы часто используют в ребусах и загадках 1. Из какого полотна нельзя сшить рубашку? (железнодорожного) 2. Из какого крана нельзя напиться? (подъемного) 3. В какой клетке не держат птиц и зверей? (грудной) 4. Каким поясом нельзя подпоясаться? (земным) 6  Рефлексия учебной  деятельности на уроке  Домашнее задание по учебнику с. 71  – С каким новым термином вы познакомились сегодня на уроке? – Какую цель ставили сегодня на уроке? Кому удалось достичь цели?  ­ Кого бы вы хотели поблагодарить за урок?  Итак, сегодня мы с вами убедились, как богат и разнообразен русский язык. Мне  хотелось бы, чтобы вы умели пользоваться этим богатством в своей устной и  письменной речи Подводят итог своей работы. 4 2 2 Упражнение 6

Урок русского языка во 2 классе на тему «Омонимы»

Урок русского языка  во 2 классе  на тему «Омонимы»

Урок русского языка во 2 классе на тему «Омонимы»

Урок русского языка  во 2 классе  на тему «Омонимы»

Урок русского языка во 2 классе на тему «Омонимы»

Урок русского языка  во 2 классе  на тему «Омонимы»

Урок русского языка во 2 классе на тему «Омонимы»

Урок русского языка  во 2 классе  на тему «Омонимы»

Урок русского языка во 2 классе на тему «Омонимы»

Урок русского языка  во 2 классе  на тему «Омонимы»

Урок русского языка во 2 классе на тему «Омонимы»

Урок русского языка  во 2 классе  на тему «Омонимы»
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
31.08.2019