ПОВЫШЕНИЕ МОТИВАЦИИ ОБУЧЕНИЯ ЧЕРЕЗ ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ГРУППОВЫХ ФОРМ РАБОТЫ (МОИ РАЗМЫШЛЕНИЯ)
Оценка 4.6
Повышение квалификации
doc
физика
Взрослым
23.10.2017
Работая в общеобразовательной школе и наблюдая понижение интереса к своему предмету, физике, старалась применять на своих уроках различные формы работы с учениками, но ярко выраженных результатов я не видела. Имея большой педагогический опыт, я поняла преимущества групповой работы и выбрала тему исследования: как можно повысить мотивацию учащихся к обучению через применение групповых форм работы.
Планируя свои уроки, я изучала литературу в этой области и исследования первостепенной важности.
Изучая литературу по данной теме, я поняла, что все авторы склоняются к обучению в сотрудничестве, т.е. коллаборативному обучению, а такое обучение, по их мнению, повышает мотивацию.
статья Любавина Т.Б..doc
Фамилия
Имя
Отчество
Район/город
Название школы
Должность
Название материала
email
Сот.телефон
Любавина
Татьяна
Борисовна
Г.Уральск
КГУ СОШ№9
Учитель физики, зам.директора по УМР
Статья «Повышение мотивации обучения через
использование групповых форм работы. (мои
размышления)»
Lyubavina1966@mail.ru
+77078780062
ПОВЫШЕНИЕ МОТИВАЦИИ ОБУЧЕНИЯ ЧЕРЕЗ
ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ГРУППОВЫХ ФОРМ РАБОТЫ
(МОИ РАЗМЫШЛЕНИЯ)
Любавина Татьяна Борисовна
КГУ средняя общеобразовательная школа №9,
г. Уральск, ЗападноКазахстанская область, Республика Казахстан.
Есть народная «мудрость», в которой написано: «Народ, который думает
на один год вперёд – выращивает хлеб. Народ, который думает на десять лет
вперёд – выращивает сад. Народ, который думает на сто лет вперёд –
выращивает молодое поколение». Эта народная мудрость заставляет задуматься
нас, учителей, что нужно меняться самим и менять учеников, менять своё
отношение к учебному процессу, учить детей самих находить ответы на
возникающие вопросы, причём, мы должны их только направлять, тогда наше
будущее поколение будет умнее и счастливее нас.
Работая в общеобразовательной школе и наблюдая понижение интереса к
своему предмету, физике, старалась применять на своих уроках различные
формы работы с учениками, но ярко выраженных результатов я не видела. Имея
большой педагогический опыт, я поняла преимущества групповой работы и
выбрала тему исследования: как можно повысить мотивацию учащихся к
обучению через применение групповых форм работы.
Планируя свои уроки, я изучала литературу в этой области и
исследования первостепенной важности. Изучая литературу по данной теме, я поняла, что все авторы склоняются к
обучению в сотрудничестве, т.е. коллаборативному обучению, а такое обучение,
по их мнению, повышает мотивацию.
Получается, что в условиях коллаборативного обучения, учащиеся имеют
возможность общаться со сверстниками, представлять и защищать идеи,
обмениваться разнообразными убеждениями, ставить под сомнение другие
концепции принимать активное участие.
Как показывает практика групповая работа – это одна из форм
инновационного обучения: под руководством учителя учащиеся самостоятельно
«добывают» знания, принимая участие в поисковой деятельности, между ними
складываются позитивные межличностные и внутри личностные отношения,
внутри групп создаётся ситуации успеха, ученики активны, повышается интерес
и учебная мотивация. Это всё то, чего не хватало моим ученикам на уроках.
Когда я стала чаще применять групповые формы работы, я пронаблюдала за
учащимися, как они участвуют в объяснении нового материала и кто
отмалчивается при этом, как решают задачи и кто сидит и ничего не делает.
Проведя небольшой тест на закрепление материала, я увидела неутешительные
результаты – из 18 учеников «3» получили 8 человек, одна «5», а остальные 9
человек получили оценку «4». Раньше я не так часто применяла групповые
формы работы, за исключением открытых уроков и внеклассных мероприятий.
Ученики 10 класса относятся по возрасту к подростковой группе, они
хотят быть независимыми, свободными от внешнего контроля, и это я
постаралась учесть, предоставила им эту свободу, когда они работали в группах,
обсуждали и выбирали правильное, по их мнению, решение.
Проводя эти уроки, я наблюдала за тем, как учащиеся ведут себя,
повышается ли количественный результат обучения (оценка) и качественный
результат (развитие интереса, самостоятельности, положительное отношение к
предмету).
Перед проведением уроков в форме групповой работы, мы вместе с
учениками разрабатывали «Правила поведения работы в группе». При
проведении уроков я делила учащихся на группы разными способами:
случайным образом, по рядам, по определённому признаку. Деление
проводилось с разной целью: для
взаимопомощи со стороны своих
одноклассников, для совершенствования межличностных отношений в классе,
для работы «по уровням». Распределение ролей в группах я доверяла самим
ученикам и была не всегда довольна этим, некоторые ученики сидели и ждали
пока ктото из группы не возьмёт на себя выполнение задания. Сделала вывод,
что не всегда нужно доверять распределение ролей ученикам, необходимо самой
назначать, хотя бы на начальном этапе.
В ходе проведённых уроков мной составлялись различные задания,
посильные для учащихся, в зависимости от темы и целей урока:
исследовательского и творческого характера (тестовые вопросы, составление опорного конспекта, проведение научных наблюдений с составлением выводов,
анализ физических ситуаций, выдвижение гипотезы, проведение сравнений,
выделение главного, объяснение фактов, установление причинноследственных
связей).
Для того чтобы учащимся было интересно выполнять данные задания, я
использовала элементы критического мышления. Но прежде, я сама постаралась
изучить эти приёмы. Изучая литературу по критическому мышлению, я поняла,
что применение даже некоторых приёмов даёт возможность развить творческий
потенциал учащихся.
Для учеников было ново то, что они помогали друг другу в поиске и
исправлении ошибок, также они учились оценивать себя и одноклассников.
Задания, которые они выполняли, отличались от обычных тем, что выполнение
происходило в группе, совместно, учащиеся обсуждали, анализировали,
приходили к единому мнению и потом защищали это мнение у доски. Мной как
учителем учитывались индивидуальные и возрастные особенности учащихся
(творческие задания прикладного характера), а также уделялось внимание
талантливым и одарённым ученикам (им давались задания на опережение
программы), использовались новые подходы в образовании (дети старались
научить друг друга не критиковать, а размышлять – учились учиться). Дети в
группах, учились оценивать свою деятельность и деятельность своих
одноклассников.
Проводя исследование, я стала пользоваться новыми ресурсами: анкеты,
постеры, фломастеры, стикеры,
также шире стала применять ресурсы
интернета. Эти ресурсы отличаются от ранее используемых тем, что заставляют
учеников самостоятельно применять, анализировать, синтезировать и оценивать
свои знания.
В ходе исследования я проводила видео и фото съёмки, письменные
работы, анкетирование и интервью.
Видео и фото я проводила на каждом уроке, снимала работу в группе,
разминки, на первом уроке работа в группе проходила не так дружно, слабые
ученики не участвовали в работе группы, на втором уроке ученики работали уже
лучше, размышляли, обобщали, а на последнем уроке даже слабые ученики
принимали участие в обсуждении и создании кластера по теме.
На всех уроках проводились различные письменные работы: тесты,
таблицы, восстановление части текста, составление опорного конспекта,
составление кластеров.
На протяжении всех уроков я проводила анкетирование, в том числе и
рефлексию, где учащиеся писали, что им понравилось, что не понравилось, как
поняли новый материал, и что не поняли. Раньше я проводила рефлексию редко,
и когда провела её вновь, думала, что учащиеся не воспримут это серьёзно, но
после урока собрав листы и обработав результаты, я увидела, что ребята довольны не только новой темой, что её поняли, но и что работали по новому в
группах.
Интересно было наблюдать за атмосферой сотрудничества учащихся на
уроке. Было видно, как проявляются доверительные отношения учеников друг к
другу и ко мне, как к учителю.
Все выбранные мной методы очень хорошо показывают мою работу и
работу детей на уроках. С помощью этих методов (видеозаписи, письменные
работы, анкетирование и интервью) можно проследить динамику развития
познавательных навыков учащихся, умение самостоятельно конструировать свои
знания, ориентироваться в информационном пространстве, увидеть, как
развивается критическое и творческое мышление учащихся. Это всё
преимущества этих методов. Но есть и недостатки – при видеозаписи я снимала
детей, как они работают, но некоторые ученики иногда пазировали специально, и
ещё один минус – качество съёмки. При анкетировании ученики иногда не
раскрываются полностью, а дают стандартные ответы, что мешает их
анализировать.
Анализируя, проведённые уроки, я сделала некоторые выводы: в
результате
применения различных форм и методов групповой работы,
некоторых элементов критического мышления я добилась результата, что мои
ученики стали мыслить, правильно говорить, прогнозировать, задавать вопросы,
спорить.
Работая долгое время в школе, я сталкиваюсь с некоторыми трудностями:
неумение учеников самостоятельно регулировать свою учебную деятельность
на уроках, иногда не понимают то, что требует от них учитель, не всегда могут
разрабатывать стратегии своей дальнейшей работы, так как не умели слышать и
слушать голос учителя; у учащихся слабо развитое мышление, не всегда активно
включались в работу, не все работали самостоятельно, сидели и ждали, пока
ктото не сделает задание; неумение детей работать с большим объёмом
информации; слабый интерес к процессу обучения ( у большинства детей), в
ходе уроков при наблюдении за детьми было видно, что некоторые учащиеся,
проявляя интерес к теме, делают задания с удовольствием и даже помогают
другим одноклассникам, я старалась использовать некоторые элементы
критического мышления и творческие задания, но, не так эффективно, как бы
хотелось. Но все трудности можно решить, если изменить некоторые моменты:
задания для учащихся надо подбирать больше творческого характера с
использованием лабораторного оборудования и ещё можно затронуть ведение
правильного диалога, чтобы учащиеся на уроках умели говорить и выражать
своё мнение и понимание процессов и явлений, чтобы выйдя из школы,
учащиеся смогли эти знания, полученные в школе реализовать на благо нашей
родины Республики Казахстан.
ПОВЫШЕНИЕ МОТИВАЦИИ ОБУЧЕНИЯ ЧЕРЕЗ ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ГРУППОВЫХ ФОРМ РАБОТЫ (МОИ РАЗМЫШЛЕНИЯ)
ПОВЫШЕНИЕ МОТИВАЦИИ ОБУЧЕНИЯ ЧЕРЕЗ ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ГРУППОВЫХ ФОРМ РАБОТЫ (МОИ РАЗМЫШЛЕНИЯ)
ПОВЫШЕНИЕ МОТИВАЦИИ ОБУЧЕНИЯ ЧЕРЕЗ ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ГРУППОВЫХ ФОРМ РАБОТЫ (МОИ РАЗМЫШЛЕНИЯ)
ПОВЫШЕНИЕ МОТИВАЦИИ ОБУЧЕНИЯ ЧЕРЕЗ ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ГРУППОВЫХ ФОРМ РАБОТЫ (МОИ РАЗМЫШЛЕНИЯ)
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.