Методическая разработка внеурочная деятельность.doc
Методическая разработка
на тему «Повышение мотивации учащихся через развитие творческих
способностей в урочной и внеурочной деятельности»
Подготовила: Масловская Н.Д., воспитатель, учитель, тьютор
В
современной школе сегодня остро стоит вопрос повышения
эффективности педагогического процесса. Каждый педагог хочет, чтобы его
подопечные хорошо учились, с интересом и желанием занимались внеурочной
деятельностью. В этом заинтересованы и родители учащихся. Но подчас и
педагогам, и родителям приходится с сожалением констатировать: “не хочет
учиться лень”, “мог бы прекрасно заниматься, а желания нет”. В этих случаях
мы встречаемся с тем, что у ученика не сформировались потребности в
знаниях, нет интереса к творческому и познавательному.
Педагоги знают, что ребенка нельзя насильно заставить учиться, если он без
относится без интереса к знаниям, если у него не сформированы потребности
к ним. Cформировать у ребёнка положительную мотивацию к знаниям с целью
повышения эффективности учебной и внеурочной деятельности вполне
возможно. Проблема мотивации исследуется достаточно широко. Наблюдение
за работой педагогов показывает, что они далеко не всегда уделяют должное
внимание мотивации учащихся. Многие учителя и воспитатели, часто сами
того не осознавая, исходят из того, что раз ребенок пришел в школу, то он
должен делать все то, что рекомендует педагог.
Тысячекратно цитируется применительно к школе древняя мудрость:
можно привести коня к водопою, но заставить его напиться нельзя.
Да, можно усадить детей за парты, добиться идеальной дисциплины.
Но без пробуждения интереса, без внутренней мотивации освоения
знаний не произойдёт, это будет лишь видимость учебной деятельности.
Как же пробудить у ребят желание "напиться" из источника знаний? В
чем сущность потребности в знаниях? Как она возникает? Как она
развивается? Какие педагогические средства можно использовать для
формирования у учащихся мотивации к получению знаний?
Повышение уровня учебной мотивации — это процесс длительный,
кропотливый и целенаправленный. Устойчивый интерес к учебной
деятельности у младших школьников формируется через проведение уроков
путешествий, уроковигр, уроковвикторин, уроковисследований, уроков
встреч, сюжетных уроков, уроков защиты творческих заданий, через
привлечение сказочных персонажей, игровую деятельность, внеклассную работу и использование различных приёмов. Старшие дети тоже любят играть,
на уроках можно разыгрывать целые спектакли, изучать науки с помощью
квестов, соревнований, проводить аналогии с современной жизнью.
Своевременное чередование и применение на разных этапах урока
разнообразных форм и приёмов формирования мотивации укрепляет желание
детей овладевать знаниями.
Школьники любого возраста любят мечтать и играть, раскрывать тайны. Они
стремятся к приключениям. Однотипная и длительная работа быстро их
утомляет. Если необходимо проделать большое количество однообразных
упражнений, нужно включить их в игровую оболочку, в которой эти действия
выполняются для достижения игровой цели. В таких случаях использую
приём “Привлекательная цель”.
Развивать и сохранять учебную мотивацию у школьников можно, используя
для этой цели занимательные задания, загадки, и ребусы, привлекая
красочную наглядность, литературных персонажей и сказочных героев.
Поддержание постоянного интереса к предмету обеспечивается через
содержание и формулировку заданий, форму подачи материала:
За время работы заметила, что больший интерес школьники проявляют к
той информации, которая помогает им решать жизненные проблемы. Поэтому
обучение обязательно нужно связывать с практическими потребностями
ученика. Введение в теорию осуществляю через практическую задачу,
полезность решения которой очевидна ученикам: найти площадь класса,
средний возраст членов семьи. (Пример: изучаем права потребителя – ребята
разыгрывают сценку в магазине, ктото продавец, администратор, покупатель,
судья) и тд.
Проблемные задания выполняют мотивационную функцию, позволяют
повторить ранее усвоенные вопросы, подготовить к усвоению нового
материала и сформулировать проблему, с решением которой связано
“открытие” нового знания. (что делать если вы купили некачественный товар?
Что делать чтобы не заболеть гриппом, почему вредно ругаться матом? )
Учебная мотивация сохраняется и развивается, если ученик реализует свой
потенциал, получает реальные результаты своего труда и это получает свое
отражение и продолжение во внеурочной деятельности.
Для этого
используются творческие задания: составление загадок, ребусов, кроссвордов,
сочинение сказок, издание книжек, дети могут сами подготовить и провести
урок, стать на время экскурсоводом, подготовить праздник, нарисовать
плакат. Одним из эффективных способов формирования и сохранения мотивации у
школьников является создание ситуаций успеха. Для появления интереса к
изучаемому предмету и для желания участвовать
во внеурочной
деятельности необходимо понимание нужности, важности, целесообразности
изучения данного предмета в целом и отдельных его разделов, тем. Этому
могут способствовать следующие приёмы.
«Оратор»
За 1 минуту убедите своего собеседника в том, что изучение этой темы просто
необходимо.
«Автор»
…Если бы вы были автором учебника, как бы вы объяснили ученикам
необходимость изучения этой темы?
…Если бы вы были автором учебника, как бы вы объяснили ученикам эту
тему?
Одна из составляющих мотивации – умение ставить цель, определять зону
ближайшего развития, понимать, зачем нужно писать грамотно. Цель,
поставленная учителем, должна стать целью ученика. Для превращения цели в
мотивыцели большое значение имеет осознание учеником своих успехов,
продвижения вперед.
Проблемность обучения
На каждом из этапов урока или во время подготовки и проведения
мероприятия необходимо использовать проблемные мотивации, задания. Если
педагог делает это, то обычно мотивации учащихся находятся на достаточно
высоком уровне. Важно отметить, что по содержанию она является
познавательной, т.е. внутренней.
Основная движущая пружина поискового, проблемного обучения – это
система интересных вопросов, творческих заданий и исследовательских
проектов, которые ставятся перед учениками. Необходимо широко
использовать:
▪ вопросы, адресованные ученикам, в которых сталкиваются противоречия.
Проектная деятельность – педагогическая технология, ориентированная не на
интеграцию фактических знаний, а на их применение и приобретение новых
путем самообразования. Метод дает простор для творческой инициативы учащихся и педагога, подразумевает их дружеское сотрудничество, что
создает положительную мотивацию ребенка к учебе. “Я знаю, для чего мне
надо то, что я познаю. Я знаю, где и как эти знания применить”. Эти слова
вполне могут стать девизом тех, кто берется за работу такого рода.
Типология проектов очень обширна (исследовательские, прикладные,
творческие, информационные проекты и т.д.), По количеству участников
различаются так называемые монопроекты и коллективные проекты. По
временной протяженности проекты могут быть самыми разнообразными (от
одного урока до нескольких месяцев), в зависимости от поставленной задачи.
В создании проекта может участвовать как один ученик, так и группа ребят
( учебная параллель, заинтересованная разновозрастная группа и т.д.). Можно
создавать межпредметные (на основе координации учебных предметов) и
монопредметные проекты. Реализация метода проектов на практике ведет к
изменению позиции учителя. Из носителя готовых знаний он превращается в
организатора учебнопознавательной деятельности своих учеников.
Чтобы каждый ребёнок смог стать успешным, необходимо подчёркивать даже
самый небольшой успех, продвижение вперёд.
Все перечисленные приёмы должны активно используются педагогами. Всё
чаще в последнее время в образовательных учреждениях используются
информационно коммуникационные технологии (ИКТ). ИКТ также
способствуют развитию мотивации учебной деятельности.
Развивать у детей творческие способности – задача сложная и трудная. С чего
же надо начинать?
Открытия детей уже с периода начальной школы можно отмечать в
портфолио. Дети могут туда помещать стихи, песни, загадки, частушки,
юмористические рассказы, которые сочинили самостоятельно, свои
достижения: грамоты, дипломы, благодарности.
Таким образом,
активизируется словарный запас школьника, у него формируется мотивация к
знаниям, успеху, идёт его духовное обогащение и развитие личности.
Развить интерес к общению и знаниям можно вводя во внеурочную
деятельность такого инструмента как уроки по обмену мнениями, можно
поставить проблемный вопрос перед учащимися, дать время на обдумывание
и получаем результат: ребята спорят, активно обмениваются мнениями.
Проблемный вопрос можно обозначить и за несколько дней, тогда появится
время изучить суть вопроса и подготовится к круглому столу.
Особое место в системе творческого развития занимает сочинение. Именно
сочинение – высшая форма проявления творческих способностей. Ребёнок
должен жить в мире творчества. “Без этого, писал В.А. Сухомлинский, он
засушенный цветок”.
Наиболее благоприятным материалом для творческих сочинений являются
наблюдения за людьми, их жизнью, отношения взрослых и детей, красота
природы. Дети очень тонко чувствуют, сочинения обычно написано ярко, правдиво. В таком сочинении ребенок не боится сделать ошибку и получить
плохую оценку. Видно, что учащимся это творчество доставляет радость.
Благотворно на детей влияет музыка. Во время прослушивания музыки, они
пытаются представить какие–то образы.
Новые федеральные государственные образовательные стандарты помимо
учебных занятий включают в себя и внеурочную деятельность. Внеурочная
деятельность является составной частью учебновоспитательного процесса и
одной из форм организации свободного времени учащихся. Понимается
сегодня преимущественно как деятельность, организуемая во внеурочное
время для удовлетворения потребностей учащихся в содержательном досуге,
их участии в самоуправлении и общественнополезной деятельности.
Внеучебная деятельность для школьников – это способ научиться тому,
чему не всегда может научить обычный урок, это ориентация в реальном
мире, проба себя, поиск себя. Разнообразная форма организации внеурочной
деятельности значительно повышает активность и работоспособность детей,
способствует психологической разрядке, снятию стрессовых ситуаций,
гармоничному включению в мир человеческих отношений, а значит
эффективности обучения.
Формы организации занятий данного направления должны быть разнообразны.
Я считаю, что одна из основных целей педагогической деятельности в школе
повышение уровня учебной мотивации, необходимо помочь ребенку
пробудить все заложенные в нем задатки при помощи учебной и внеурочной
деятельности, понять самого себя, найти самого себя, чтобы в конечном итоге
– стать Человеком, хотя бы захотеть победить в себе негативное и развить
позитивное. Решающая роль в этом принадлежит воспитателю. Каждый
педагог должен понимать к чему он стремится в воспитании и обучении детей.
«Повышение мотивации учащихся через развитие творческих способностей в урочной и внеурочной деятельности»
«Повышение мотивации учащихся через развитие творческих способностей в урочной и внеурочной деятельности»
«Повышение мотивации учащихся через развитие творческих способностей в урочной и внеурочной деятельности»
«Повышение мотивации учащихся через развитие творческих способностей в урочной и внеурочной деятельности»
«Повышение мотивации учащихся через развитие творческих способностей в урочной и внеурочной деятельности»
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.