Из опыта работы учителя, воспитателя
Ростовской санаторной школы-
интерната № 28
Масловской Н.Д.
•«Мотивация к знаниям
через развитие
творческих
способностей учащихся»
«...не все дети могут
сами открыть дорогу к
созиданию и, уж
конечно, не все могут
сохранить надолго
творческие способности»
Психолог О.Дьяченко
подопечные хорошо учились, с
интересом и желанием занимались
внеурочной деятельностью. В этом
заинтересованы и родители учащихся.
Но подчас и педагогам, и родителям
приходится с сожалением
констатировать: “не хочет учиться -
лень”, “мог бы прекрасно заниматься, а
желания нет”, «не проявляет интерес
жизни школы»
заставить учиться, если он без интереса к
знаниям, если у него не сформированы
потребности к ним. Наблюдение за работой
педагогов показывает, что они далеко не всегда
уделяют должное внимание мотивации
учащихся.
Многие учителя и воспитатели, часто сами того
не осознавая, исходят из того, что раз ребенок
пришел в школу, то он должен делать все то,
что рекомендует педагог.
знаниях? Как она возникает? Как она
развивается? Какие педагогические средства
• Устойчивый интерес к учебной
можно использовать для этого?
Без пробуждения интереса, без внутренней
мотивации освоения знаний не произойдёт,
это будет лишь видимость учебной
деятельности. В чем сущность потребности в
деятельности у школьников
формируется через проведение уроков-
путешествий, уроков-игр, уроков-
викторин, уроков-исследований, уроков-
встреч, сюжетных уроков, уроков
защиты творческих проектов, через
привлечение сказочных персонажей,
игровую деятельность, внеклассную
работу и использование других приёмов.
Старшие дети тоже любят играть, на
уроках можно разыгрывать целые
спектакли, изучать науки с помощью
квестов, соревнований, проводить
аналогии с современной жизнью.
Своевременное чередование и
применение на разных этапах урока
разнообразных форм и приёмов
формирования мотивации укрепляет
желание детей овладевать знаниями.
Творческая деятельность
развивает
память
восприятие
мышление
воображение
Школьники любого возраста любят
мечтать и играть, раскрывать тайны.
Они стремятся к приключениям.
Однотипная и длительная работа быстро
случаях использую приём
“Привлекательная цель”.
их утомляет. Если необходимо
проделать большое количество
однообразных упражнений, нужно
включить их в игровую оболочку, в
которой эти действия выполняются для
достижения игровой цели. В таких
и
задания,
ребусы,
привлекая
красочную
наглядность,
через
заданий,
занимательные
содержание
форму
школьников можно, используя для этой цели:
загадки,
литературных персонажей и сказочных героев.
Поддержание постоянного интереса к предмету
обеспечивается
и
формулировку
подачи
материала:
За время работы заметила, что больший
интерес школьники
той
информации, которая помогает им решать
жизненные
обучение
обязательно нужно связывать с практическими
потребностями ученика. Введение в теорию
осуществляю
задачу,
полезность решения которой очевидна ученикам:
найти свои права в Конституции, рассказать о
роли своей семьи в обществе. (Пример: изучаем
права потребителя – ребята разыгрывают сценку
в магазине, кто-то продавец, администратор,
через
практическую
проблемы.
Поэтому
проявляют
к
Нестандартные
уроки
Литературная гостиная Читательская
конференция
Фольклорный праздник в 5-7 кл. «Тема ВО войны в
произведениях
русской
литературы» 8 кл.
Басни И.А.Крылова
Урок литературы в 6 кл.
Нестандартные задания
(ребусы, шарады)
ранее
усвоенные
задания
функцию,
выполняют
Проблемные
позволяют
мотивационную
повторить
вопросы,
подготовить к усвоению нового материала и
сформулировать
с решением
которой связано “открытие” нового знания.
(что делать если вы купили некачественный
товар? Что делать чтобы не заболеть гриппом,
почему
)
проблему,
вредно
ругаться
матом?
Развить интерес к общению и знаниям можно вводя во
внеурочную деятельность такого инструмента как уроки
по обмену мнениями, можно поставить проблемный
вопрос перед учащимися, дать время на обдумывание и
получаем
активно
обмениваются мнениями. Проблемный вопрос можно
обозначить и за несколько дней, тогда появится время
изучить суть вопроса и подготовится к круглому столу.
результат:
ребята
спорят,
Особое место в системе творческого развития занимает
сочинение. Именно сочинение – высшая форма проявления
творческих способностей. Ребёнок должен жить в мире
творчества. “Без этого, писал В.А. Сухомлинский, он
засушенный цветок”.
Наиболее благоприятным материалом для творческих
сочинений являются наблюдения за людьми, их жизнью,
отношения взрослых и детей, красота природы. Дети очень
тонко чувствуют, сочинения обычно написано ярко,
правдиво. В таком сочинении ребенок не боится сделать
ошибку и получить плохую оценку. Видно, что учащимся это
творчество доставляет радость. Благотворно на детей влияет
музыка. Во время прослушивания музыки, они пытаются
представить какие–то образы.
Развивать у детей творческие способности – задача
сложная и трудная. С чего же надо начинать?
Открытия детей уже с периода начальной школы
можно отмечать в портфолио. Дети могут туда
загадки, частушки,
помещать
юмористические
которые
сочинили
грамоты,
достижения:
самостоятельно,
дипломы, благодарности.
Таким образом,
активизируется мотивация школьника, у него
формируется интерес к знаниям, успеху, идёт его
духовное обогащение и развитие личности
стихи, песни,
рассказы,
свои
Трудности в
работе педагога
1. Низкая заинтересованность предметом
2. Слабая мотивация детей
3. Пассивное участие детей в жизни школы
4. Слабый интерес к чтению, информацию
получают только из интернета
5. Недостаточные знания о
психологическом развитии детей
6. Неумение работать в команде педагогов и
учащихся