«Повышение познавательной активности учащихся выпускных классов при подготовке к итоговой аттестации по математике»
Оценка 4.9
Руководства для учителя
docx
математика
11 кл
06.03.2018
В данной работе обобщен многолетний опыт работы по подготовке учащихся к итоговой аттестации. Подробно раскрываются разнообразные формы и методы, позволяющие повысить уровень познавательной активности обучающихся. Системная работа в этом направлении дает свои положительные результаты: повышается качество знаний при сдаче экзаменов. Кроме этого увеличивается процент учащихся, поступивших в высшие учебные заведения по гранту.
Обобщение опыта работы.docx
Обобщение опыта работы
«Повышение познавательной активности
учащихся выпускных классов при подготовке
к итоговой аттестации по математике»
Автор : Зобнина Оксана Николаевна
учитель математики
Уральск, 2018 Введение
Современное информационное общество предъявляет ко всем типам
образовательных учреждений новые требования к подготовке выпускников. Учащиеся
должны иметь необходимые знания, умения и навыки, адаптационные, мыслительные и
коммуникативные способности, а также владеть способами работы с информацией:
собирать необходимые для решения имеющихся проблем факты; анализировать их,
предлагать гипотезы решения проблем; обобщать факты, сопоставлять решения,
устанавливать статистические закономерности, аргументировать свои выводы и применять
их для решения новых проблем; применять современные средства получения, хранения,
преобразования информации.
Изучение математики в настоящее время сопряжено с целым рядом особенностей,
если не сказать трудностей развития школьного образования в нашей стране. Как
отмечается в ряде статей, приходится говорить даже о кризисе математического
образования. Причины его видятся в следующем:
в изменении приоритетов в обществе и в науке – в настоящее время на фоне
резкого падения интереса к науке в целом наблюдается рост приоритета гуманитарных
наук;
в сокращении количества уроков математики в школе;
в оторванности содержания математического образования от жизни (особенно в
массовых школах);
в малом воздействии на чувства и эмоции учащихся.
Изменения, происходящие сегодня в современном обществе, в значительной степени
определяют особенности и необходимость внесения изменений в деятельность педагога. В
современных условиях, в образовательной деятельности важна ориентация на развитие
познавательной самостоятельности учащихся, формирование умений исследовательской
деятельности, индивидуализация целей образования. Решить эту проблему старыми
методами невозможно. Годы преподавания позволили мне увидеть противоречия в
массовой практике:
Между стремлением личности к творчеству,
оригинальности,
самовыражению и обязательным единым планом и режимом общеобразовательной школы;
Между репродуктивным, схоластическим восприятием математического материала отдельными обучающимися и необходимостью творческого преобразования их
математической деятельности;
Между возрастающей сложностью и насыщенностью школьной программы,
постоянно увеличивающимся уровнем требований и способностью ученика освоить весь
объем предлагаемых ему сведений.
Эти противоречия побудили меня к работе, направленной на повышение качества
знаний учащихся, развития их творческих способностей посредством новых
образовательных технологий.
Цель работы:
Повышение эффективности работы педагога при подготовке
обучающихся к сдаче итоговой аттестации и ЕНТ по математике.
Каждый, творчески работающий учитель, мечтает о том, чтобы его ученики во
время урока были вовлечены
в непринуждённую деятельность, направленную на
возможность ученика, удивляться, поверить в свои силы, обнаружить в себе потенциал
самостоятельности.
Помочь учителю в решении этой непростой задачи может сочетание традиционных
методов обучения и современных информационных технологий, в том числе и
компьютерных. Поэтому для достижения поставленной цели мы ставим перед собой
следующие задачи:
1
Овладение системой математических знаний и умений, необходимых для
применения в практической деятельности, посредством ИКТ
2
Формирование представлений об идеях и методах математики как
универсального языка науки и техники
Повышение мотивация учебного процесса:
3
повышение качества и эффективности процесса обучения математики за счет
реализации возможностей ИКТ; выявление стимулов активизации деятельности.
Рассмотрим основные методики использования при подготовке учеников к
итоговой аттестации:
1. Методика дифференцированного подхода.
2. Методика организации и проведения контроля знаний с применением
электронных тестов, контрольных работ.
3. Методика организации и проведения интерактивных лабораторных работ и
практикумов.
4. Методика работы с электронными справочниками, энциклопедиями. 5. Методика использования коллекций цифровых учебнонаглядных пособий при
подготовке к ЕНТ.
6. Методика внедрение учебных занятий с использованием ресурсов Интернет.
Объектом работы является процесс подготовки старшеклассников к экзаменам по
математике в форме ЕНТ, предметом – система заданий, упражнений и тренировочных
занятий по подготовке старшеклассников к экзаменам по математике в форме ЕНТ.
Актуальность данной темы в наше время объясняется тем, что в связи с
политическими и экономическими преобразованиями в Казахстане полным ходом идёт
модернизация образования, а внедряемые формы итоговой аттестации должны стать не
только показателем уровня подготовки выпускников, честной формой аттестации, но и
определить горизонты развития школьной математики на ближайшие годы, тем более,
что новая форма аттестации стала обязательной для выпускников школ. Итоговая
аттестация в новой форме помогает решать такую важную задачу, стоящую перед
учителем, как освоение технологий обучения и организации итогового повторения,
позволяющих выпускникам демонстрировать уровень своих знаний не ниже своей
годовой оценки.
Основным критерием качества образования является объективная оценка учебных
достижений учащихся. Этот показатель важен как для всей системы образования, так и для
каждого отдельного ученика.
В свете изменения формы итоговой аттестации актуальной стала предварительная
психологопедагогическая подготовка участников образовательного процесса к
прохождению аттестации. Подготовка включает в себя формирование и развитие
психологической, педагогической готовности (наличие знаний, умений и навыков по
предмету) и личностной готовности (опыт, особенности личности, необходимые для
прохождения процедуры итоговой аттестации).
При организации работы с учащимися, проходящими итоговую аттестацию по новой
форме, учителю математики необходимо:
адекватно оценивать в течение всего учебного периода знания, умения и навыки
учащихся в соответствии с их индивидуальными особенностями и возможностями;
исключить «натаскивание» учащихся на выполнение заданий различного уровня
сложности;
организовать системную продуманную работу в течение всех лет обучения
предмету;
индивидуально выполнять тренировочные
экзаменационные
работы по
предмету с последующей фиксацией трудностей, возникающих при выполнении заданий;
провести анализ собственных затруднений при выполнении тестовых заданий и
обозначить способы их устранения;
проанализировать результаты пробного тестирования и др.;
составить собственный план работы по подготовке учащихся в процессе
преподавания предмета к итоговой аттестации по новой форме;
обсудить составленные планы со всеми участниками итоговой аттестации;
провести практикумы с целью прогнозирования и предупреждения возможных
ошибок учащихся, подобрать методические приемы по предупреждению этих ошибок
В условиях обязательной для всех выпускников сдачи экзамена по математике дало
возможность учителям поновому подходить к подготовке и проведению уроков. Учитывая
необходимость обеспечить овладение всеми школьниками учебного материала на базовом
уровне, а также возможность мотивированным учащимся, заинтересованным в получении
высоких баллов для поступления в вуз, динамичного продвижения в овладении материалом
на повышенном и высоком уровне.
При проведении уроков учителям математики необходимо:
1. Активнее включать в учебный процесс идеи дифференцированного обучения
(дифференциация требований в процессе обучения, разноуровневый контроль);
2. Использовать практические разработки по индивидуализации обучения (создание
индивидуальных модулей обучения)
3. Учитывать рекомендации психологов по организации усвоения и пр.
4. Необходимо добиться успешного овладения учащимися тех результатов, которые
формируются в основной школе.
Повторение играет важную роль на всех этапах обучения – овладение новыми
знаниями и навыками не может осуществляться без опоры на прежний опыт, но особую
роль учителя математики должны отводить вопросам итогового повторения.
Целесообразно организовать индивидуальное повторение, учитывающее пробелы в знаниях
и умениях конкретного ученика, и с помощью диагностических работ систематически фиксировать продвижение старшеклассника по пути достижения уровня запланированных
требований.
Построение итогового повторения курса математики, подготовка к
государственному экзамену:
1. Итоговое повторение учебного материала необходимо проводить, используя
блочномодульное структурирование учебного материала, укрупнение учебных
единиц.
2. На первом уроке повторения темы необходимо провести контрольный срез в
тестовой форме по выявлению пробелов в знаниях учащихся для дальнейшей их
ликвидации. На этапе подготовки тематический тест должен быть выстроен в виде
логически взаимосвязанной системы, где из одного вытекает другое.
3. Выстраивать повторение, соблюдая «правило спирали» от простых заданий до
заданий со звездочками, от комплексных типовых заданий до заданий раздела С.
4. Тренировочные тесты необходимо проводить с жестким ограничением во времени.
Темп проведения теста учитель должен задавать сразу и держать его на протяжении
всего времени.
5. Чтобы решать простейшие уравнения и уравнения повышенной сложности –
использовать на уроках раздаточный материал с проверкой основных приемов и
специальных методов решения простейших уравнений.
6. На каждом уроке математики систематически повторять изученное ранее
параллельно с изучением нового материала. Подготовка к экзаменам не должна
подменять систематическое изучение математики. Любая традиционная подготовка
к экзаменам, в том числе к ЕНТ должна быть обеспечена планомерным
повторением, обобщением и систематизацией знаний из различных разделов курса
математики, варьированием стандартных условий задачи, рассмотрением новых
типов заданий. 7. Домашние задания должны быть подобраны для учащихся различного уровня
сложности. Записи домашних заданий в журнале должны быть различными для
каждой группы учащихся (слабых, средних и сильных).
8. Отдавая должное вводному и систематическому текущему повторению, нельзя
переоценить важность и значение итогового повторения, в ходе которого
осуществляется систематизация знаний по мере изучения всего курса.
Формы и методы работы с детьми, испытывающими стойкие затруднения в процессе
изучения математики.
Ученики, испытывающие затруднения не могут сразу усваивать большой объем
нового материала и применять одновременно в задачах старые и новые знания. Поэтому
можно практиковать модули, а уже затем объединять материал в блоки. Для желающих
необходимо проводить дополнительные занятия. Для дополнительных занятий по решению
задач есть «карточки помощи». Это образец задания с решением и аналогичное задание.
Необходимо организовать систематическую проверку знаний, умений. Только знания
о пробелах дают возможность оказывать срочную и правильную помощь. Каждый учебный
модуль завершается контролем знаний на усвоение.
Пробелы в знаниях учащихся ведут к потере интереса к изучаемому предмету и, конечно,
к отсутствию знаний. Чтобы ликвидировать пробелы в знаниях надо всех учащихся научить
обращаться сразу за консультацией к учителю. Неуспеваемость трактуется как
несоответствие подготовки учащихся обязательным требованиям школы в усвоении
знаний, развитии умений и навыков, формировании опыта творческой деятельности.
Для оказания помощи неуспевающим школьникам необходимо:
1) изучить типичные трудности, возникающие в учебной деятельности, которые приводят к
неуспеваемости;
2) определить причины этих трудностей;
3) определить содержание развивающей работы;
4) провести развивающую работу с детьми.
Для решения поставленных вопросов предлагаем использовать следующие методы:
беседа учителя с учеником с целью выявления трудностей, возникающих у ребенка в
учебной деятельности и причин их вызывающих;
анкетный опрос родителей; наблюдение за детьми в процессе учебной деятельности;
анализ письменных работ;
анализ журнала успеваемости.
Для того, чтобы помочь слабоуспевающему ученику требуются следующие условия:
для закрепления материала необходимо более длительное время и больший объем
решаемых задач;
учитель для себя и для ученика должен сформулировать минимум знаний и навыков,
который должен усвоить ученик.
Для повышения работоспособности:
разнообразить виды деятельности;
проветривать кабинет;
проводить физминутки.
всегда надо помнить о соблюдении принципа необходимости и достаточности.
Виды работ со слабоуспевающими учениками:
карточки для индивидуальной работы;
задания с выбором ответа;
перфокарты;
карточки – тренажеры;
творческие задания;
“карточкиинформаторы”;
“карточкис образцами решения”;
“карточкиконспекты”;
Учитель должен знать
психическое развитие ребёнка:
восприятие (каналы – кинестетический, слуховой, визуальный);
внимание (произвольное, непроизвольное, постпроизвольное);
память (вербальная, невербальная);
стремиться понять и принять каждого ребёнка;
создать спокойную обстановку и благоприятный психологический климат на уроке.
Проявлять:
разумную требовательность;
неиссякаемое терпение; справедливую строгость;
веру в возможности ученика.
Изменение формы и отчасти идеологии экзамена требует новых приемов
подготовки к сдаче такого экзамена. Хотелось бы остановить на некоторых из них:
заучивание математических формул (по самым скромным подсчетам
выпускнику на экзамене необходимо знать до 60 формул наизусть) ;
с организацией работы в парах. Заучиваем первые 34 формулы, добавляя
каждый урок еще по одной, доводим 1012 формул на тему;
использование опорных конспектов;
работа с тренажерами (двухсторонние карточки, на одной стороне которых
напечатано задание, а на другой ответы);
разноуровневые зачетные работы:
друг другу
консультанту
учителю.
Устный счет – один из важных приемов при подготовке учащихся к ЕНТ и ВОУД по
математике.
Устная работа на уроках имеет большое значение – это и беседы учителя с классом
или отдельными учениками, и рассуждения учащихся при выполнении тех или иных
заданий и т.п.
Важность и необходимость устных упражнений велика в формировании
вычислительных навыков и в совершенствовании знаний по нумерации, и в развитии
личностных качеств ученика. Создание определённой системы повторения ранее
изученного материала дает учащимся возможность усвоения знаний на уровне
автоматического навыка. Устные вычисления не могут быть случайным этапом урока, а
должны находиться в методической связи с основной темой и носить проблемный
характер.
Однако устный счет как этап урока до сих пор применяется в основном в
начальной школе или в 56 классах, имея своей главной целью отработку вычислительных
навыков. В связи с введением обязательного экзамена по математике возникает
необходимость научить учащихся старших классов решать быстро и качественно задачи
базового уровня. При этом необыкновенно возрастает роль устных вычислений и вычислений вообще, так как на экзамене не разрешается использовать калькулятор и
таблицы. Заметим, что многие вычислительные операции, которые мы имеем обыкновение
записывать в ходе подробного решения задачи, в рамках теста совершенно не требуют
этого. Можно научить учащихся выполнять простейшие (и не очень) преобразования устно.
Конечно, для этого потребуется организовать отработку такого навыка до автоматизма.
Для достижения правильности и беглости устных вычислений, преобразований,
решения задач в течение всех лет обучения в среднем и старшем звене на каждом уроке
необходимо отводить 57 минут для проведения упражнений в устных вычислениях,
предусмотренных программой каждого класса.
Устные упражнения должны соответствовать теме и цели урока и помогать усвоению
изучаемого на данном уроке или ранее пройденного материала. Чтобы навыки устных
вычислений постоянно совершенствовались, необходимо установить правильное
соотношение в применении устных и письменных приёмов вычислений, а именно:
вычислять письменно только тогда, когда устно вычислить трудно.
Если в 56 классах устный счет – это выполнение действий с числами: натуральные
числа, обыкновенные дроби, десятичные дроби , то в старших классах – это могут быть
совершенно различные операции, навык выполнения которых надо довести до автоматизма.
Практика показала, что систематическая работа с УС способствует значительному
повышению продуктивности вычислений и преобразований.
Планирование урока в 11 классе тоже имеет свои особенности: необходимо
дифференцированно подходить к организации деятельности обучающихся, учитывая
уровень сформированности предметных компетенций.
Методические приемы проведения занятий с использованием ИКТ.
Использование ИКТ уместно при организации практически всех форм
образовательной деятельности: урок, элективные курсы, консультации, научные работы,
исследовательская и проектная деятельности, на всех этапах: от целеполагания до
обобщения, а так же при разных видах работы: в группах, в парах, при выполнении
самостоятельных и контрольных работ. Рассмотрим несколько методических приемов
использование ИКТ при подготовке выпускников к ИА:
I. Объяснительноиллюстративный (при объяснении нового материала или решения
задачи) В данном случае используется презентация, подготовленная либо учителем (при
объяснении нового материала), либо учениками (при объяснении решения задачи).
II. Использование ЭОРов (электронных образовательных ресурсов):
Существует множество электронных ресурсов, с помощью которых обучающийся
может самостоятельно провести диагностику своих знаний по какойто определенной теме,
выявить пробелы, осуществить их ликвидацию, а так же закрепить ранее изученный
материал.
III. Получение информации и заданий обучающимися через собственный сайт
учителя или школьный сайт.
IV. Индивидуальные консультации обучающихся с использованием электронной
почты .
V. Составление презентации по тематическому повторению и при подготовке
домашнего задания.
VI. Использование сайтов с Прототипами заданий по математике для проверки
обучающимися своих знаний.
На этапе подготовки к государственному экзамену по математике каждый учащийся
может узнать уровень своих знаний через прохождение тестирования “онлайн”. Учитель
сам выбирает наиболее компетентные сайты. Желательно проводить тестирование в
кабинете информатики, чтобы обучающиеся могли обсудить результаты с учителем и
увидеть пробелы в своих знаниях, а так же планировать работу по их ликвидации.
Для подготовки к ИА на уроке и во внеурочное время можно использовать
современные электронные учебные пособия. Сейчас стало возможным не только
использовать электронные учебные пособия, но и организовать работу с Интернет
ресурсами, использовать Online тестирование по предмету. Во внеурочное время учащиеся
могут выйти на сайт и принять участие в этом тестировании. Таким образом будущие
выпускники могут почувствовать на себе особенности ЕНТ , настроиться на нужную волну
и успешно сдать экзамен самостоятельно
Тематические тесты
В условиях современной школы большое внимание уделяется диагностике знаний
и умений, контролю за достижением уровня обязательных результатов обучения
Проверку достижения уровня обязательной математической подготовки
эффективно проводить с помощью тестов. Основная цель проведения тестирования состоит в оперативной проверке
достижения уровня обязательной математической подготовки, как отдельным учеником,
так и всем классом. По сравнению с другими видами контроля тест позволяет при
незначительных затратах урочного времени оперативно проверить усвоение материала
изучаемой темы. А анализ тематических тестов позволяет выявить пробелы в знаниях, как
каждого ученика, так и класса в целом.
Тематические тесты помогают учителю повысить эффективность проведения
уроков посредством использования на учебных занятиях элементов тестирования.
Они могут быть включены в урок на любом этапе:
актуализации знаний;
закрепления изученного;
повторения.
Они вносят разнообразие в контроль и коррекцию знаний, умений и навыков и не
отнимают много времени.
Практика показывает, что чем чаще ученик встречается с тестовыми заданиями, тем
легче и эффективнее он их выполняет.
Компьютерное тестирование
Использование ИКТ в обучении способно повысить эффективность традиционных
форм, сделав учебный процесс более эффективным и привлекательным. Одним из
достаточно эффективных способов контроля является компьютерное тестирование.
Достоинства компьютерного тестирования:
тестовые программы позволяют быстро оценивать результат работы, точно
определять темы, в которых имеются пробелы в знаниях.
использование компьютерного теста позволяет проверить степень усвоения
материала у всех учащихся. Что невозможно, например, при устном опросе
при компьютерном тестировании учащийся видит свой результат сразу после
выполнения задания, а не попроисшествии какоголибо времени, когда для него оценка
теряет свою актуальность
компьютерное тестирование позволяет осуществить обратную связь в
процессе обучения, проанализировать результаты каждого ученика в отдельности и
деятельность класса в целом
решая тест, ученик получает объективную оценку знаний и умений. Работу над тестом можно выполнять в обычном кабинете, оборудованном
проектором и экраном.
Порядок работы:
ученики выполняют задания теста в бланке ответов, последовательно
просматривая презентацию, демонстрируемую учителем
после сдачи бланков с ответами, вызываю ученика, который на
компьютере озвучивает свои ответы с подробным объяснением
тест составлен таким образом, что ученик со стороны ПК получает ответ
на вопрос: прав ли он. Это немаловажно.
для остальных обучающихся такая организация работы с тестом является
своеобразной работой над ошибками.
В своей работе применяю различные виды компьютерных тестов.
Регулярно проводимое тематическое тестирование позволяет учителю быстро
установить обратную связь, определить пробелы в подготовке учащихся по каждой теме
курса и оперативно реагировать на них. Как итоговый контроль тестирование может
обеспечивать такие качества результатов проверки, как надежность и объективность. В
этой связи необходимо органично включать тестовые формы контроля в учебный процесс,
помогая учащимся овладевать техникой работы с тестами, постепенно готовя к ЕГЭ.
Следует организовать систематическое повторение базовых элементов курса на
протяжении все лет изучения математики, используя в этих целях тематический и
итоговый контроль.
В 9 классе начинается активная подготовка выпускников к итоговой аттестации:
необходимо повторить большой объём теоретического материала по алгебре за 79 классы.
Эти теоретические сведения
должны быть обобщены и систематизированы;
должны быть доступны для учащихся как на любом этапе урока, так и на
дополнительных занятиях;
должны подкрепляться примерамиобразцами.
Чтобы решить эту задачу, я подготовила справочный материал.
Справочный материал Он составлен в виде таблиц, в которых в доступной форме изложены
основные темы математики. Материал расположен в одной папке и лежит на каждом
ученическом столе. Все страницы пронумерованы, и ребята могут быстро найти то, что им
нужно.
Такой справочный материал имеет много плюсов:
кроме девятиклассников с ним работают и учащиеся 78 классов;
для слабых учеников даны образцы примеров по каждой теме;
он помогает ученикам ликвидировать пробелы в знаниях по определённой теме.
В III четверти для повторения теоретического материала я провожу обобщающие
уроки с применением компьютерных технологий.
Примерные экзаменационные работы беру из различных сборников для подготовки к
ИА учащихся 9х классов( прошлых лет и новые с геометрическим материалом)
И
л
лю
с
т
ра
ц
и
я
о
п
ре
д
е
ле
н
и
й
Р
еш
е
н
ие
з
ад
а
ч
П
р
З
им
а
да
е
н
ч
е
и
ни
н
е
а
пр
по
е
с
з
т
ен
ро
т
е
а
н
ци
и
е
и
Д
ок
а
з
ат
е
л
ьс
т
в
о
т
е
ор
е
м
К
о
нт
р
о
ль
з
на
н
и
й
(
т
ес
т
ы
)
Для каждого ученика отслеживается уровень его обученности в виде графика, на котором
указываются сертификационные баллы, которые он набрал после выполнения каждого
Мониторинг подготовки к ЕНТ и ИА по математике
теста, и школьная оценка. Наряду с самостоятельными и зачётными работами,
результатами успеваемости по предмету, имеются диагностические карты подготовки к
итоговой аттестации, а также ведётся диагностика успешности учащегося. Большое
внимание уделяю диагностике пробелов в знаниях учащихся.
Дифференцированное обучение организую, основываясь на данных диагностики.
Таким образом, отслеживаю при подготовке к ЕНТ и ИА , как усвоена каждая ключевая
тема, в динамике и планирую свою дальнейшую работу на основе полученной информации.
Провожу диагностику всего класса по каждой теме.
Диагностика уровня обученности учащихся проводится на основе тестирования
учащихся по контрольно – измерительным материалам. Нужно затем обязательно
сохранить результаты, для того, чтобы накапливалась информация об уровне
обученности ученика.
Заключение
В заключении хочу сказать, что результативность сдачи ЕНТ и ИА во многом определяется
тем, насколько эффективно организован процесс подготовки на всех ступенях обучения, со
всеми категориями учащихся. А если мы сумеем сформировать у учащихся самостоятельность, ответственность и готовность к продолжению обучения в течение всей
последующей жизни, то мы не только выполним заказ государства и общества, но и
повысим собственную самооценку.
«Повышение познавательной активности учащихся выпускных классов при подготовке к итоговой аттестации по математике»
«Повышение познавательной активности учащихся выпускных классов при подготовке к итоговой аттестации по математике»
«Повышение познавательной активности учащихся выпускных классов при подготовке к итоговой аттестации по математике»
«Повышение познавательной активности учащихся выпускных классов при подготовке к итоговой аттестации по математике»
«Повышение познавательной активности учащихся выпускных классов при подготовке к итоговой аттестации по математике»
«Повышение познавательной активности учащихся выпускных классов при подготовке к итоговой аттестации по математике»
«Повышение познавательной активности учащихся выпускных классов при подготовке к итоговой аттестации по математике»
«Повышение познавательной активности учащихся выпускных классов при подготовке к итоговой аттестации по математике»
«Повышение познавательной активности учащихся выпускных классов при подготовке к итоговой аттестации по математике»
«Повышение познавательной активности учащихся выпускных классов при подготовке к итоговой аттестации по математике»
«Повышение познавательной активности учащихся выпускных классов при подготовке к итоговой аттестации по математике»
«Повышение познавательной активности учащихся выпускных классов при подготовке к итоговой аттестации по математике»
«Повышение познавательной активности учащихся выпускных классов при подготовке к итоговой аттестации по математике»
«Повышение познавательной активности учащихся выпускных классов при подготовке к итоговой аттестации по математике»
«Повышение познавательной активности учащихся выпускных классов при подготовке к итоговой аттестации по математике»
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.