Повышение социальной компетенции обучающихся через организацию внеурочной деятельности клуба «Школа после школы»

  • Образовательные программы
  • doc
  • 29.01.2017
Публикация в СМИ для учителей

Публикация в СМИ для учителей

Бесплатное участие. Свидетельство СМИ сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

В современных условиях основной задачей образования является формирование профессионально самодостаточной личности, обладающей большой жизненной компетенцией и необходимыми практическими умениями для самостоятельной жизни. Переход к независимой жизни – важный момент в жизни любого молодого человека ,и, как правило, он связан с серьёзными стрессами. В системе специального образования эти задачи особенно актуальны. Общество настоятельно требует , чтобы школа готовила ученика, способного жить в мобильном социуме, заставляет переосмыслить организацию обучения в школе, попытаться смоделировать процесс социализации с учётом новых реалий. Изучение проблем социализации выпускников, бесед с их родителями и педагогами выявили, что основные затруднения сконцентрированы в социально-трудовой, социально-экономической, социально-культурной и социально-бытовой сферах жизнедеятельности. Углубление социализации выпускников подготовка их к сотрудничеству с социумом в режиме диалога, а не монолога – одна из приоритетных задач школы. Пути совершенствования процесса социализации детей с интеллектуальной недостаточностью в условиях образовательной интеграции мы видим в более глубоком использовании социально-педагогического потенциала дополнительного образования в рамках деятельности клуба «Школа после школы» , организованной как для учащихся с интеллектуальной недостаточностью, так и для их здоровых сверстников.
Иконка файла материала Повышение социальной компетенции через дополнительное образование.doc
Повышение социальной компетенции обучающихся через организацию внеурочной деятельности клуба «Школа после школы» Ж.И.Чичкова, учитель-дефектолог, Орша Содержание: 1.Пояснительная записка 2.Содержание программы 3.Положение о деятельности клуба «Школа после школы» 4.Планы мероприятий в рамках данной программы 5.Механизм и оценка эффективности реализации программы 6.Прогнозируемый результат 7.Используемая литература 8.Приложение. Рабочие материалы А) Диагностические карты Б) Планы – конспекты занятий в клубе «Школа после школы» В) Анкеты, тесты, опросники Пояснительная записка В современных условиях основной задачей образования является формирование профессионально самодостаточной личности, обладающей большой жизненной компетенцией и необходимыми практическими умениями для самостоятельной жизни. Переход к независимой жизни – 1важный момент в жизни любого молодого человека ,и, как правило, он связан с серьёзными стрессами. В системе специального образования эти задачи особенно актуальны. Общество настоятельно требует , чтобы школа готовила ученика, способного жить в мобильном социуме, заставляет переосмыслить организацию обучения в школе, попытаться смоделировать процесс социализации с учётом новых реалий. Вчерашним выпускникам с особенностями психофизического развития необходимо привыкнуть к самостоятельному существованию, к ответственности за свою жизнь. Как и их здоровые сверстники, они стараются разобраться в себе, определить свой путь. Интеллектуальная недостаточность обязательно означает значительное ослабление умения приспосабливаться к социальным требованиям общества. Государство берёт на себя обязательство по решению основных проблем таких детей: их полноценное обучение и воспитание. Но самостоятельная, взрослая жизнь ставит перед ними проблемы, к которым в реальности они оказываются неготовыми. Выпускники с интеллектуальной недостаточностью чаще своих сверстников оказываются участниками или жертвами преступлений, теряют работу или жильё, с трудом создают семью, значительно быстрее становятся алкоголиками и наркоманами, жертвами суицида. Вхождение их в самостоятельную жизнь сопряжено с большими сложностями и не всегда проходит успешно. Причины возникновения трудностей вхождения ребёнка в систему социальных отношений могут быть совершенно разными. Прежде всего, они связаны с неадекватным восприятием выпускниками с особенностями психофизического развития тех требований, которые предъявляет социум. Процесс социализации (включение в систему социальных отношений) даже при благоприятном стечении обстоятельств разворачивается неравномерно и может быть чреват рядом сложностей, тупиков, требующих совместных усилий специалистов и выпускников. Если 2сравнить процесс социализации с дорогой, по которой должен пройти ребёнок с особенностями психофизического развития из мира детства в мир взрослых, то она не везде выложена ровными плитами и не всегда сопровождается чёткими дорожными указателями. На ней есть участки с оврагами и сыпучими песками, шаткими мостиками и развилками. Проблеме социализации лиц с интеллектуальной недостаточностью посвящено значительное количество исследований. Отмечается неадекватность самооценки этой категории обучающихся (Л.В. Викулова, Л.С. Выготский, С.Я. Рубинштейн). Проблему нарушения мотивационно-эмоциональной сферы затрагивают исследования Ю.Т. Матасов, А.Г. Московкина. Для этой категории обучающихся характерно отсутствие достаточного межличностного общения, в том числе невербального (А.С. Белкин, Н.П. Долгобородова, Г.М. Дульнев). Отмечается ограниченность знаний и представлений о социальной действительности, склонность к социальному иждивенчеству (В.В. Воронкова, К.М. Турчинская, Н.П. Павлова). Исследование проблемы мотивации приводит к выводу, что нельзя подготовить школьников с интеллектуальной недостаточностью к самостоятельной трудовой деятельности, к жизни в обществе, не воспитав у них эмоционально-волевых качеств, не научив правильно вести себя в различных ситуациях, проявлять необходимое волевое напряжение при выполнении любой задачи. Полноценная социальная адаптация детей с отклонениями в развитии невозможна без формирования системы их нравственно-правового сознания и ценностных ориентаций. Эта проблема рассматривалась в исследованиях В.В. Воронковой, которая отмечает, что 3

Посмотрите также