В современных условиях основной задачей образования является формирование профессионально самодостаточной личности, обладающей большой жизненной компетенцией и необходимыми практическими умениями для самостоятельной жизни. Переход к независимой жизни – важный момент в жизни любого молодого человека ,и, как правило, он связан с серьёзными стрессами.
В системе специального образования эти задачи особенно актуальны. Общество настоятельно требует , чтобы школа готовила ученика, способного жить в мобильном социуме, заставляет переосмыслить организацию обучения в школе, попытаться смоделировать процесс социализации с учётом новых реалий.
Изучение проблем социализации выпускников, бесед с их родителями и педагогами выявили, что основные затруднения сконцентрированы в социально-трудовой, социально-экономической, социально-культурной и социально-бытовой сферах жизнедеятельности. Углубление социализации выпускников подготовка их к сотрудничеству с социумом в режиме диалога, а не монолога – одна из приоритетных задач школы.
Пути совершенствования процесса социализации детей с интеллектуальной недостаточностью в условиях образовательной интеграции мы видим в более глубоком использовании социально-педагогического потенциала дополнительного образования в рамках деятельности клуба «Школа после школы» , организованной как для учащихся с интеллектуальной недостаточностью, так и для их здоровых сверстников.
Повышение социальной компетенции
обучающихся через организацию
внеурочной деятельности клуба «Школа
после школы»
Ж.И.Чичкова, учитель-дефектолог, Орша
Содержание:
1.Пояснительная записка
2.Содержание программы
3.Положение о деятельности клуба «Школа после школы»
4.Планы мероприятий в рамках данной программы
5.Механизм и оценка эффективности реализации
программы
6.Прогнозируемый результат
7.Используемая литература
8.Приложение. Рабочие материалы
А) Диагностические карты
Б) Планы – конспекты занятий в клубе «Школа после
школы»
В) Анкеты, тесты, опросники
Пояснительная записка
В современных условиях основной задачей
образования является формирование профессионально
самодостаточной личности, обладающей большой жизненной
компетенцией и необходимыми практическими умениями для
самостоятельной жизни. Переход к независимой жизни –
1важный момент в жизни любого молодого человека ,и,
как правило, он связан с серьёзными стрессами.
В системе специального образования эти задачи
особенно актуальны. Общество настоятельно требует , чтобы
школа готовила ученика, способного жить в мобильном
социуме, заставляет переосмыслить организацию обучения в
школе, попытаться смоделировать процесс социализации с
учётом новых реалий.
Вчерашним выпускникам с особенностями психофизического
развития необходимо привыкнуть к самостоятельному
существованию, к ответственности за свою жизнь. Как и их
здоровые сверстники, они стараются разобраться в себе,
определить свой путь.
Интеллектуальная недостаточность обязательно означает
значительное ослабление умения приспосабливаться к
социальным требованиям общества. Государство берёт на
себя обязательство по решению основных проблем таких
детей: их полноценное обучение и воспитание. Но
самостоятельная, взрослая жизнь ставит перед ними
проблемы, к которым в реальности они оказываются
неготовыми.
Выпускники с интеллектуальной недостаточностью чаще
своих сверстников оказываются участниками или
жертвами преступлений, теряют работу или жильё, с
трудом создают семью, значительно быстрее становятся
алкоголиками и наркоманами, жертвами суицида.
Вхождение их в самостоятельную жизнь сопряжено с
большими сложностями и не всегда проходит успешно.
Причины возникновения трудностей вхождения ребёнка в
систему социальных отношений могут быть совершенно
разными. Прежде всего, они связаны с неадекватным
восприятием выпускниками с особенностями
психофизического развития тех требований, которые
предъявляет социум.
Процесс социализации (включение в систему социальных
отношений) даже при благоприятном стечении
обстоятельств разворачивается неравномерно и может
быть чреват рядом сложностей, тупиков, требующих
совместных усилий специалистов и выпускников. Если
2сравнить процесс социализации с дорогой, по которой
должен пройти ребёнок с особенностями психофизического
развития из мира детства в мир взрослых, то она не везде
выложена ровными плитами и не всегда сопровождается
чёткими дорожными указателями. На ней есть участки с
оврагами и сыпучими песками, шаткими мостиками и
развилками.
Проблеме социализации лиц с интеллектуальной
недостаточностью посвящено значительное количество
исследований.
Отмечается неадекватность самооценки этой категории
обучающихся (Л.В. Викулова, Л.С. Выготский, С.Я.
Рубинштейн).
Проблему нарушения мотивационно-эмоциональной
сферы затрагивают исследования Ю.Т. Матасов, А.Г.
Московкина.
Для этой категории обучающихся характерно отсутствие
достаточного межличностного общения, в том числе
невербального (А.С. Белкин, Н.П. Долгобородова, Г.М.
Дульнев).
Отмечается ограниченность знаний и представлений о
социальной действительности, склонность к
социальному иждивенчеству (В.В. Воронкова, К.М.
Турчинская, Н.П. Павлова).
Исследование проблемы мотивации приводит к выводу, что
нельзя подготовить школьников с интеллектуальной
недостаточностью к самостоятельной трудовой
деятельности, к жизни в обществе, не воспитав у них
эмоционально-волевых качеств, не научив правильно
вести себя в различных ситуациях, проявлять
необходимое волевое напряжение при выполнении
любой задачи.
Полноценная социальная адаптация детей с отклонениями в
развитии невозможна без формирования системы их
нравственно-правового сознания и ценностных
ориентаций. Эта проблема рассматривалась в
исследованиях В.В. Воронковой, которая отмечает, что
3