Повышение заинтересованности родителей в процессе и результате формирования познавательной активности младших школьников
Оценка 4.6

Повышение заинтересованности родителей в процессе и результате формирования познавательной активности младших школьников

Оценка 4.6
Семинары
docx
родителям
4 кл
22.09.2019
Повышение заинтересованности родителей в процессе и результате формирования познавательной активности младших школьников
Педагогическая проблема, над которой я работаю – «Развитие познавательных интересов младших школьников в процессе их обучения» Наше время — время перемен. России нужны люди, способные принимать нестандартные решения, умеющие мыслить творчески. В обществе возник новый социальный заказ: вместо послушных исполнителей, востребованы люди, быстро ориентирующиеся в различных ситуациях, творчески решающие возникшие проблемы, понимающие и принимающие всю меру ответственности за свои решения. Человек, способный творчески мыслить, обладает гибкостью ума, изобретательностью, чувством нового, возможностью осуществлять выбор. Способность к творчеству появляется, когда человек начинает осознавать свою особенность и, таким образом, становится личностью. Образование должно побуждать к творчеству.
Выступление на конференции.docx
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Средняя школа №17 имени генерал­лейтенанта В.М. Баданова города Димитровграда Ульяновской области» Соболева Надежда Александровна, учитель начальных классов Выступление на конференции «Повышение родительской заинтересованности в  процессе и результаты развития познавательной активности младших  школьников» 1. Актуальность и перспективность опыта Педагогическая проблема, над которой я работаю – «Развитие познавательных интересов  младших школьников в процессе их обучения» Наше время — время перемен. России нужны люди, способные принимать нестандартные  решения, умеющие мыслить творчески. В обществе возник новый социальный заказ: вместо  послушных исполнителей, востребованы люди, быстро ориентирующиеся в различных  ситуациях, творчески решающие возникшие проблемы, понимающие и принимающие всю меру ответственности за свои решения. Человек, способный творчески мыслить, обладает  гибкостью ума, изобретательностью, чувством нового, возможностью осуществлять выбор.  Способность к творчеству появляется, когда человек начинает осознавать свою особенность и, таким образом, становится личностью. Образование должно побуждать к творчеству. Актуальность данной проблемы обусловлена современными требованиями развития  педагогической теории и практики – новыми требованиями стандарта второго поколения  (ГОС), а также она созвучна с проблемой нашей школы. На практике необходимо научить учеников самостоятельно приобретать знания, мыслить и  применять их в учебной деятельности. 3. Концептуальность. Современные условия характеризуются гуманизацией образовательного процесса,  обращением к личности ребёнка, развитию лучших его качеств, формированию  разносторонней и полноценной личности. Реализация этой задачи требует новый подход к  обучению и воспитанию детей. Обучение должно быть развивающим, обогащать ребёнка  знаниями и способами умственной деятельности, формировать познавательные интересы. Так как процесс познания у младших школьников в основном неустойчив, эпизодичен,  поэтому необходимо развивать познавательный интерес и активность младшего школьника в различных видах его деятельности. Необходимость активизации познавательной  деятельности диктуется возросшими требованиями к воспитанию и образованию. 4. Наличие теоретической базы опыта. Теоретическую основу моего опыта составляют: 1. Идея активизации обучения имеет большую историю. Философские взгляды лежат в основе побуждения интеллектуальной активности.  Постановка проблемных вопросов были характерны для дискуссий Сократа и Пифагора. 2. Один из первых сторонников активного учения был знаменитый чешский ученый Я.А.Коменский. Его «Великая дидактика» содержит указания на необходимость «воспламенять в мальчике жажду знаний и пылкое усердие к учению», она направлена против словесно­догматического обучения, которое учит детей «мыслить чужим умом». 3. И. Г. Песталоцци в начале 19 века развивал идею активизации обучения с помощью  наглядности, путем наблюдения, обобщения и самостоятельных выводов. 4. А Ж. Ж.Руссо вел борьбу за развитие умственных способностей ребенка и внедрение в  обучение исследовательского подхода. «Сделайте вашего ребенка, писал он, внимательным  к явлениям природы. Ставьте доступные его пониманию вопросы и предоставьте ему решать их. Пусть он узнает  не потому, что вы сказали, а что сам понял». 5. «Ученикам следует – писал К.Д.Ушинский ­ передавать «не только те или иные знания,  но и способствовать самостоятельно без учителя приобретать новые познания».На это  опирались прогрессивные русские методисты, боровшиеся против догматических и  схоластических методов обучения, которые переждали формализм в знаниях учащихся и не  развивали умственные способности. 6. Идеи Г.И. Щукиной: идея развития познавательного интереса ­ ценный мотив учения,  идея активизации познавательной деятельности учащихся ­ необходимое условие для  воспитания их познавательного отношения к миру. 7. Закон ДНР «Об образовании» в полной мере отражает идеологические,  методологические и методические основы ГОС; 8.Планируемые результаты начального общего образования Г.С.Ковалёвой,  О.Б.Логиновой, которые представляют собой систему обобщённых личностно –  ориентированных целей образования; 9. Концепция духовно­нравственного развития и воспитания личности гражданина  России Р.Н. Бунеева, Д.Д. Данилова, З.И. Курцевой, О.В. Чиндиловой, Г.Д. Шапошниковой). 5. Ведущая педагогическая идея Ведущая педагогическая идея учебно – воспитательного процесса заключается в  совершенствовании учебной деятельности школьников в процессе внеклассной работы для  развития познавательного интереса, логического мышления, формирования творческой  активности учащихся. Проблема развития познавательной активности волновала великих педагогов и психологов в различные времена. Так, например, Я. А. Коменский, К. Д. Ушинский, Д. Локк, Руссо Ж­Ж  определяли познавательную активность как естественное стремление учащихся к познанию. Вклад в её изучение внесли: П. Я.Гальперин, Г. А. Цукерман, Л. А. Венгер, Д. Б. Эльконин, В.  В.Давыдов и др. Современные отечественные педагоги и психологи Занков Л. В., Лозовая В. И., Тельнова Ж.  Н., Щукина Г. И. и многие другие также большое внимание уделяют изучению особенностей  познавательной деятельности и способов ее активизации у младших школьников. Степень новизны обобщения опыта. Работа над этой проблемой побудила к поиску таких  форм обучения, методов и приёмов, что позволяют повысить эффективность усвоения  предметных знаний, помогают распознать в каждом школьнике его индивидуальные  особенности и на этой основе воспитывать у него стремление к познанию и творчеству. Я  убеждена, что это возможно только при целостном подходе к учебной деятельности. Цель: решение проблемы по активизации познавательных интересов младших школьников  через урочную и внеурочную деятельность. Причиной этого явилось наблюдение общего снижения интереса школьников к учебной  деятельности. Мною были намечены следующие задачи: 1)Формировать положительную мотивацию учения 2)Обеспечить интеллектуальное развитие ребенка 3)Развивать личностный потенциал учащихся 4)Формировать умение самостоятельно добывать знания. 5)Создать условия для реализации творческого потенциала учеников. 6. Оптимальность и эффективность средств. Технологии, используемые мною в работе: ­ технология проблемного обучения; ­ игровая технология; ­ ИКТ; ­ здоровье­сберегающие технологии. Методы: ­ объяснительно­иллюстративный; ­ репродуктивный; ­ исследовательский; ­ проблемное изложение; ­ поисковый ­ метод проекта. Формы работы: ­ общеклассная; ­ групповая; ­ парная; ­ индивидуальная. Средства деятельности: ­ словари и энциклопедии; ­ технические и электронные средства обучения и контроля знаний учащихся; ­ раздаточный и дидактический материал; ­ печатные пособия; ­ мультимедийные презентации. 7. Диапазон обобщения опыта Применение форм, методов и приёмов обучения строится в системе урочно­внеклассной  работы. 8. Описание сути опыта Повысить у учащихся интерес к самостоятельному «творчеству»  позволяют нетрадиционные (нестандартные) уроки: урок­сказка, урок­ КВН, урок­ путешествие, урок­экскурсия, уроки­проекты и интегрированные уроки. На таких уроках  воплощаются творческие замыслы учителя и творчество учащихся, что дает возможность  развивать тягу к знаниям, к образованию вообще. Практика показывает, что учебный  материал со стандартных уроков забывается быстрее, чем тот, что разбирается, либо  обобщается на уроках нестандартных. Это видно из уроков, подготовленных и проведенных  мною.  Проблемные ситуации. Цель и назначение проблемного обучения ­ преодолеть элементы механического усвоения заданий в обучении, активизировать мыслительную деятельность  учащихся и ознакомить их с методами научного исследования. Главной целью начальной  ступени образования является создание максимальных условий для формирования у  младших школьников умений самостоятельно, творчески осваивать новые способы  деятельности. Толчком к продуктивному мышлению, направленному на поиски выхода из  состояния затруднения, которые испытывает ученик в момент столкновения с чем­то, служит проблемная ситуация. Средством создания любой проблемной ситуации в учебном процессе  являются: проблемная задача, проблемное задание, проблемный вопрос. Я не мыслю  педагогический урок без проблемной ситуации по ФГОС. Ведь дети сами находят ответ на  поставленный вопрос. Если ответ найден правильно, значит ­ урок удался.   Приложение 1.  (урок в технологии деятельностного метода) Интеграция учебных занятий. На результативность процесса обучения оказывают  межпредметные связи: знания приобретают качества системности, умения становятся  обобщенными, комплексными, усиливается мировоззренческая направленность  познавательных интересов учащихся, более эффективно формируется их убежденность и  достигается всестороннее развитие личности. Дифференцированное обучение. Я решаю проблему всестороннего развития личности путем применения технологии  уровневой дифференциации ­ основа личностно­ориентированного подхода, которая  предполагает, что любое новое знание должно опираться на субъективный опыт  ученика, его склонности, интересы, ценности. Использование данной технологии  вызывает интерес к изучению предметов, развивает способности учащихся, формирует  необходимые навыки и умения, активизирует речемыслительную деятельность. Дифференцированный подход осуществляю и при определении домашнего задания для  учащихся. Одним из эффективных средств развития интереса к учебному предмету  является дидактическая игра, в ходе которой ребенок сравнивает, наблюдает,  сопоставляет, классифицирует предметы по тем или иным признакам, производит доступные ему анализ и синтез, делает обобщения. В игре формируется активность и нравственные  качества личности, развивается чувство ответственности, коллективизма, воспитываются  дисциплина, воля.       Важнейшей предпосылкой в процессе активной познавательной деятельности является интерес, с помощью которого учащиеся приобретают прочные  знания, умения, навыки. Как известно, стойкий познавательный интерес формируется при  сочетании эмоций и рациональности в обучении. Ещё К.Д. Ушинский подчёркивал: « Как  важно серьёзное занятие сделать для детей занимательным». С этой целью я использую в  своей практике различные дидактические игры, которые не только увлекают, заставляют  задуматься, но и развивают самостоятельность, инициативу и волю ребёнка, приучают  считаться с интересами товарищей.        В дидактических играх ребёнок учится подчинять своё поведение правилам, формирующим его движение, внимание, умение сосредоточиться, т.е. развиваются способности, которые  особенно важны для успешного обучения в школе.     Игра и учёба ­ это две разные деятельности, между которыми имеются значительные,  качественные различия. По словам Н.К. Крупской « переход от игры к серьёзным занятиям  слишком резок, между свободной игрой и регламентированными школьными занятиями  получается ничем не заполненный разрыв. Тут нужны переходные формы».      Моя задача ­ сделать переход детей от игровой деятельности к учебе плавным и  адекватным, и в этом мне помогают дидактические игры.    Структурные составляющие дидактической игры: 1) дидактическая задача;  2) игровая задача; 3) игровые действия; 4) правила игры; 5) результат (подведение итогов).        При проведении игр необходимо сохранить все структурные элементы, поскольку именно с их помощью решаются дидактические задачи.          Игра ставит ученика в условия поиска, пробуждает интерес к победе. Отсюда и  стремление быть первым, быстрым, ловким, находчивым.     Большинство дидактических игр заключают в себе вопрос, задание, призыв к действию,  например: « Кто верней?», « Кто быстрей?» « Отвечай сразу». Мне помогают в выборе дидактических игр такие книги: 1. Т. И. Тарабарина « И учеба, и игра: математика», Ярославль «Академия развития»,  1997 г., 2. Занимательные материалы к урокам обучения грамоте и русского языка в начальной  школе/ Сост. Н. А. Касаткина. – Волгоград: Учитель, 2003г. 3. Сухин И. Г. Занимательные материалы: Начальная школа – М.: Вако, 2004г. Использование наглядного и дидактического материала содействует выработке у  учащихся эмоционально­оценочного отношения к соблюдаемым знаниям. В ходе опытов  ученики могут убедиться в истинности приобретаемых знаний, в реальности тех явлений и  процессов, о которых им рассказывает учитель. Средства наглядности повышают интерес к  знаниям, делают более легким процесс их усвоения, поддерживают внимание ребёнка. Использование информационно ­ коммуникационных технологий Современное информационное общество предъявляет новые требования к педагогическим  работникам в вопросах применения информационно­коммуникационных технологий в  процессе самостоятельного извлечения и предоставления знаний. На уроках я использую следующие программы: Microsoft Word, Microsoft Excel и Microsoft  PowerPoint. Спектр применения данных программ в учебном процессе достаточно велик. Они  используются для создания наглядности (презентаций), контролирующих тестов, творческих  образовательных продуктов для учащихся и самими учащимися. Текстовый редактор Word используется мной для создания простых дидактических  материалов, которые предлагаются учащимся для самостоятельной работы на уроке в  классе. Такой материал готовится в виде текста с пояснениями, иллюстрациями,  гиперссылками и контрольными вопросами. Учащиеся могут создать с помощью редактора  Word собственный интеллектуальный продукт, например небольшое сообщение на заданную  тему. На сегодняшний день существуют десятки разнообразных программ учебного назначения,  размещенных на ПК, CD или в Интернете. Из этих программ мной используются:  «Окружающий мир», «Математика», «Русский язык», «Литературное чтение», «Окружающий мир» по ГОС. Школа подключена к сети Интернет, что позволяет использовать образовательные ресурсы  Интернета для поиска источников, текстов, разнообразных методических материалов,  газетных и журнальных статей, разработок. К окончанию начальной школы дети свободно  владеют интернетом. При подготовке к урокам и на уроках используются возможности Интернета, который можно  рассматривать как часть информационно­коммуникационной предметной среды,  содержащей богатейший информационный потенциал. В процессе обучения также широко ИКТ применяю и во внеурочной деятельности. К  родительскому собранию готовлю презентации, видеоролики, слайд­шоу о жизни класса, в  которых отражаю успехи и достижения каждого ребенка, пусть даже и незначительные.  Осваиваю ресурсы сайта «Дневник. ру.» для налаживания обратной связи с родителями.  Некоторые мои материалы можно найти на сайте нашей школы, на сайтах: proskolu. ru,  nsportal.ru, методический портал «Методсовет», ИнфоУрок . В моей работе всё более широкое применение находит метод проектов. Создание  иллюстративных с помощью рисунков сочинений на бумаге традиционно для начальной  школы. Использование возможностей ИКТ значительно расширяет возможности данной  модели учебной деятельности. Важно научить ученика самостоятельному поиску, добыванию знаний из разных источников.  Особенно ярко это наблюдается на уроках окружающего мира. К урокам по теме курса  ребята часто готовят сообщения, подбирают картинки, расспрашивают родителей,  наблюдают. На уроке каждый старается поделиться знаниями, которые он добыл: « Я вот  что ещё узнал, а я хочу добавить…». Сообщения сначала помогают готовить родители, потом (после знакомства с компьютером, возможностями интернета, печатными источниками из  библиотеки) дети научатся готовить их сами. В процессе работы я пришла к выводу, что использование метода проекта наиболее  целесообразно применять в 3­4 классах. В таком возрасте учащиеся более осознанно  подходят к выбору темы проекта, учитывают его практическую значимость, актуальность.  Они уже умеют работать в группах, умеют самостоятельно конструировать свои знания,  могут ориентироваться в информационном пространстве, у них развито критическое и  творческое мышление. Таким образом, увеличилось количество желающих принять участие в проектной  деятельности. Проект «Помоги птицам!» Приложения 2 Итоговым моментом в работе над данным проектом явилась письменная самооценка  участниками проекта процесса и результата собственной деятельности, которая  осуществлялась с помощью листов самооценивания. Содержание предметов обогащаю на уроках использованием дополнительного материала.  Своих воспитанников обучаю работе со словарями, энциклопедиями, справочниками и другой дополнительной литературой. ( Э. Д. Вартаньян. Из жизни слов. М., «Детская литература»  1973г.; Детская энциклопедия в 3 томах. Что такое? Кто такой? М., «Педагогика»1975г.; Мир растений, М., Москва,2012 г., Детская энциклопедия, М., «Росмен» 2012 г.; Новая детская  энциклопедия, М., «Махаон»,2011г.; Энциклопедия для детей «Праздники, традиции,  обычаи» М., «Махаон», 2007г.. ) В первом классе все учащиеся завели портфолио. Оно позволяют судить об успехах  каждого ученика и стимулируют его познавательную активность. 9. Результативность опыта и эффективность опыта. За последние годы, по моим наблюдениям, удалось достичь появления у большинства  учащихся положительной мотивации к изучению предметов школьного цикла, повышению  мотивации успешной деятельности, формированию личной ответственности за результат  своей деятельности. Главным считаю не заставлять, а заинтересовывать, приглашать ребенка к учебному  сотрудничеству. Все мои дети по результатам анкетирования посещают школу с охотой. Показатели качества знаний учащихся подтверждает результативность используемых  технологий, методов и приемов обучения. По завершении первой ступени обучения мои  ребята получили следующие результаты: начальную школу закончили на «5» четыре  человека, на «5» и «4» ­ 8 человек, что составляет при 100% уровне обученности, 52%  качество знаний. Средний балл по итогам освоения учебных предметов составил 4,3. Проводимая работа позволяет мне получать результаты качественной подготовки учащихся,  развивать их творческие и познавательные способности, которые подтверждаются  результатами участия детей в предметных олимпиадах и различных конкурсах. . На протяжении всех 4­х лет обучения мои учащиеся становились победителями школьных  олимпиад, конкурсов, соревнований. Эти показатели свидетельствуют о сформированности  метапредметных и предметных УУД. 100 % учащихся занимаются в кружках школы. Дополнительная внеурочная работа по предметам помогает мне подготовить учащихся к  конкурсам. Целенаправленная работа по исследовательской и проектной деятельности на протяжении  пяти лет дали возможность осуществить проекты по здоровьесбережению, экологическому и патриотическому воспитанию. Результаты проектной деятельности Где отмечена № Название проекта Кол­во уч­ся Социально­значимый проект «Помоги  птицам!» с элементами  исследовательской деятельности Весь класс Проект для одарённых детей 1. Социально­значимый проект «Школьный  двор» 2. Социально­ значимый проект элементами исследовательской деятельности «Моё  имя» 3. Творческий проект «Книжка­малышка» Весь класс Проект для одарённых детей Весь класс Школьный конкурс проектов Весь класс Школьный конкурс проектов 10. Заключение. Распространение педагогического опыта Одним из девизов, которым я руководствуюсь в своей работе, является слоган: «Учитель  перестаёт быть учителем, когда перестаёт учиться». Поэтому я стараюсь принимать участие в работе городских творческих семинаров. Мне интересен опыт моих коллег, их передовые  идеи я использую в своей педагогической деятельности. Также охотно я делюсь своим  опытом, выступая на: на педагогическом совете школы: на заседаниях ГМО : ШМО учителей начальных классов: Участвую в работе различных интернет­ сообществ, имею публикации. Я сделала вывод: успешный самостоятельный творческий поиск может являться  показателем глубокого усвоения знаний и творческого развития личности. Буду только рада, если мой опыт будет полезен для педагогической работы учителям начальной школы.   Список использованной литературы 1. Щукина Г.И. Активизация познавательной деятельности учащихся в учебном  процессе. М.: Просвещение, 2009. ­ 5с. 2. Щукина Г.И. Активизация познавательной деятельности учащихся в учебном  процессе. М.: Просвещение, 2009. ­ 34с. 3. Щукина Г.И. Педагогические проблемы формирования познавательных интересов  учащихся. М.: Педагогика, 2008. – 109с. 4. Литранович Ж.Т., Землянова В.Д. Развитее познавательной активности и творческих  способностей учащихся в контексте современных образовательных  технологий//Педагогический альманах, 2002,№ 1.­ 101с. 5. Иванова Н. В. Возможности и специфика применения проектного метода в начальной школе. //Начальная школа.­2004г.­№ 2. ­ 96—101с.

Повышение заинтересованности родителей в процессе и результате формирования познавательной активности младших школьников

Повышение заинтересованности родителей в процессе и результате формирования познавательной активности младших школьников

Повышение заинтересованности родителей в процессе и результате формирования познавательной активности младших школьников

Повышение заинтересованности родителей в процессе и результате формирования познавательной активности младших школьников

Повышение заинтересованности родителей в процессе и результате формирования познавательной активности младших школьников

Повышение заинтересованности родителей в процессе и результате формирования познавательной активности младших школьников

Повышение заинтересованности родителей в процессе и результате формирования познавательной активности младших школьников

Повышение заинтересованности родителей в процессе и результате формирования познавательной активности младших школьников

Повышение заинтересованности родителей в процессе и результате формирования познавательной активности младших школьников

Повышение заинтересованности родителей в процессе и результате формирования познавательной активности младших школьников

Повышение заинтересованности родителей в процессе и результате формирования познавательной активности младших школьников

Повышение заинтересованности родителей в процессе и результате формирования познавательной активности младших школьников

Повышение заинтересованности родителей в процессе и результате формирования познавательной активности младших школьников

Повышение заинтересованности родителей в процессе и результате формирования познавательной активности младших школьников

Повышение заинтересованности родителей в процессе и результате формирования познавательной активности младших школьников

Повышение заинтересованности родителей в процессе и результате формирования познавательной активности младших школьников
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
22.09.2019