Повышения эффективности обучения в рамках ФГОС

  • docx
  • 22.09.2024
Публикация на сайте для учителей

Публикация педагогических разработок

Бесплатное участие. Свидетельство автора сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Иконка файла материала Доклад на мастер -класс.docx

Доклад на тему: «Нестандартные уроки как метод активации интереса обучающихся к изучению физики»

Автор: Штанг Зоя Александровна, учитель физики МАОУ Лицей 88

 

 Тему «Использование  нестандартных форм проведения уроков физики с целью повышения эффективности обучения в рамках ФГОС» можно рассматривать как часть учебной деятельности для достижения высокого устойчивого результата. 

Деятельность современного учителя физики довольно сложна по объективным и субъективным причинам:

     - отсутствие стабильной концепции физического образования;

     -серьезные изменения в системе образования, обусловленные поисками новых образовательных парадигм;

     - падение интереса к предмету по мере увеличения его сложности.

В настоящее время перед современной педагогической наукой стоит проблема, как повысить интерес школьников к физике. Одна их причин потери интереса – это непригодность ряда применяемых приемов обучения для нынешнего контингента учащихся: ведь у нашей молодежи сегодня сильно развито чувство самосознания и собственного достоинства, она о многом имеет представление, поэтому занятия, базирующиеся на авторитарном нажиме, приказе, безапелляционных указаниях и бездоказательных утверждениях, вызывают лишь раздражение и скуку – они неприемлемы. Это побудило меня искать новые методы и средства обучения, способствующие развитию интереса к предмету, воплощающие в себе идеи высокой взаимной требовательности и уважения,  опирающиеся на возросшую самостоятельность ребят и, наконец, значительно расширяющие и обогащающие методический арсенал учителя, поскольку известно, что постоянство – враг интереса.

Нестандартные уроки помогают достигать поставленные цели.

Нестандартные уроки не новы, их применяли и применяют многие учителя, но разработка таких уроков относительно конкретных классов, учащихся – это творчество, поиск, находки и неудачи. Видовое разнообразие таких уроков определяется, во-первых, основным методом взаимосвязанной деятельности «учитель-ученик», во-вторых, преобладающим на данном уроке источником знаний.

Педагогика доверия в значительной степени опирается на участие в обучении самих учащихся, перемещение учителя с позиций  только руководителя на позиции сотрудничества.

На таких уроках учащиеся приобретают опыт публичных выступлений,  ведения диалога, участия в дискуссии, проявление инициативы и принятия ответственных решений.

Свободный обмен мнениями, обусловленный игровыми моментами, возможность перевоплощаться способствуют раскрытию личностных качеств и индивидуальных особенностей учащихся, развивают коммуникабельность, менталитет, толерантность.

С другой стороны, все эти уроки формируют у учащихся уважение к личности ученого, желание понять его открытие, вырабатывают понимание, что нельзя судить личность в отрыве от времени, когда было сделано открытие, представить себя на месте конкретного ученого.

На таких уроках идет отстаивание собственных взглядов. В ходе беседы у учащихся идет развитие и аналитических, и оценочных знаний. 

Нетрадиционный (нестандартный) урокэто импровизированное учебное занятие, имеющее нетрадиционную (неустановленную) структуру.

По поводу проведения нетрадиционных уроков среди педагогов существуют различные мнения. Кто-то видит в них прогрессивное направление, правильный шаг в демократизации школы, средство повышения интереса к учебным предметам и познавательной активности обучающихся. Кто-то считает такие уроки нарушением педагогических принципов, отступлением педагогов перед обленившимися обучающимися, не желающими и не умеющими серьезно трудиться. Но, интерес и занимательность не исключают серьезного труда, наоборот, яркий, интересный урок стимулирует активность, повышает мотивацию к обучению, создает условия для более глубокого изучения материала, для повышения уровня сложности в обучении. Кроме этого, проведение нетрадиционных уроков требует от педагога серьезной теоретической и методической подготовки, организаторских способностей. Проведение нестандартного урока, является показателем уровня развития отношений между педагогом и обучающимися, так как предполагает открытое общение, которое невозможно без доверительных отношений и взаимного уважения.

Нестандартные уроки отличают следующие особенности:

     наличие творческой деятельности;

     наличие проблемы и организация самостоятельного поиска обучающимися путей и вариантов ее решения;

     наличие необычных элементов, условий работы;

     наличие ситуаций, в которых обучающиеся активно воспроизводят, используют полученные ранее знания.

Принципы проведения нестандартных уроков:

     отказ от шаблонов в организации урока;

     максимальное вовлечение обучающихся в активную деятельность;

     применение различных форм групповой работы;

     основа эмоционального фона урока не развлекательность, а занимательность и увлечение;

     создание условий для общения учащихся как основы внутренней мотивации к учению;

     уважительное отношение к детскому знанию и незнанию;

     оценка не только знаний, но и стремления к ним, находчивости;

использование оценки не только в качестве результирующего, но и формирующего инструмента

 Эффективность проведения нестандартных уроков заключается в том, что:

     учебные занятия становятся более запоминающимися, эмоциональными;

     форма организации урока способствует глубокому усвоению материала;

          создаются условия для развития творческих способностей, логического мышления, любознательности, интереса к предмету;

     используются межпредметные связи, что способствует разностороннему развитию личности обучающегося.

Традиционно проводится в начале 7-го класса урок-панорама «Знакомство с физикой», его проводят старшеклассники или выпускники школы (методическая разрботка опубликована в Материалах региональной научно-практической корференции «Повышение эффективности обучения физике в условиях реализации национального проекта «Образование».

Урок-экскурсия в дом Радио, где наглядно представлена история развития средств связи, где можно не только услышать информацию, но и буквально потрогать руками экспонаты.

Особенно ребятам нравятся тематические уроки на основе презентаций. Материал подбирается и подаётся качественно, грамотно, эффектно. ( Представить фрагмент презентации «Ядерное оружие». Обратите внимание, как подобраны кадры и музыка: можно много говорить о гибельных последствиях применения ядерного оружия, а можно один раз посмотреть и прочувствовать.

Мною разработаны и проведены нетрадиционные уроки:

       Урок-панорама «Знакомство с физикой» для 7-х классов

Урок-экскурсия в Дом Радио, Планетарий

Урок-игра «Суд над инерцией» в 7х классах

Урок-дискуссия «Мы в ответе за…» в 11-х классах при изучении темы «Ядерная энергия»

Блицтурниры «Только силы», «Механическое движение»

Урок без правил «Физические кроссворды и ребусы»

Обзорные тематические уроки на основе презентаций  учащихся:

        «Электромагнитные волны, их свойства и применение», «Атомная энергия», «Ядерное оружие», «Тепловые процессы» и др.

Урок-игра «Пентагон» 7кл.

Урок-игра « Своя игра» в 11кл. (по физике и астрономии), в 8 и 9 кл по разделам «Механика», «Оптика»

Вашему вниманию предлагается  «Своя игра», астрономия 11кл  

Ссылка: https://disk.yandex.ru/i/g8Xo_FuXNef43w


 

Скачано с www.znanio.ru