пояснит записка

  • docx
  • 28.05.2021
Публикация на сайте для учителей

Публикация педагогических разработок

Бесплатное участие. Свидетельство автора сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Иконка файла материала ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА.docx

пояснительная записка

Рабочая программа курса «Русский язык» разработана на основе Федерального госу­дарственного образовательного стандарта начального общего образования, Концепции ду­ховно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России, и на основе авторской программы по русскому языку, разработанной Н.В. Нечаевой.

В основу данного курса заложена идея реализации объективно существующего един­ства двух форм языка: системы языка и речи. Курс отличает практическая направленность на пользование системой языка, что возможно при реализации системно-деятельностного и индивидуального подхода в обучении.

В программе приводятся три взаимосвязанных основных содержательных раздела: «Развитие речи», «Система языка» и «Орфография и пунктуация». Представление о языке и речи как объективно существующем целом создает реальные условия не только для дости­жения функциональной грамотности обучающихся, но и, что чрезвычайно важно, для духов­но-нравственного развития и воспитания школьников, их личностного развития, формирова­ния метапредметных и предметных действий.

Стержневая тема курса - лексическая, грамматическая сочетаемость слов и средства, которые осуществляют эту связь: порядок слов в предложении, формы слов, служебные слова, интонационные средства, местоимения, синонимия. Стержневая тема определяет тот круг связей между речью и языком и между разделами языка, без которых она не может быть раскрыта. В эту область входит базовый минимум знаний и умений, предусмотренный нормативными документами.

Интегрированный характер курса является одним из важных условий достижения пла­нируемых в ФГОС НОО результатов обучения русскому языку:

  сформировать первоначальные представления о единстве и многообразии языкового
и культурного пространства России, о языке как основе национального самосознания;

  способствовать пониманию обучающимися того, что язык представляет собой явле­
ние национальной культуры и основное средство человеческого общения, осознанию значе­
ния русского языка как государственного языка Российской Федерации, языка межнацио­
нального общения;

  сформировать позитивное отношение к правильной устной и письменной речи как по­
казателям общей культуры и гражданской позиции человека;

  овладеть первоначальными представлениями о нормах русского и родного лите­
ратурного языка (орфоэпических, лексических,  грамматических) и правилах речевого
этикета;

  уметь ориентироваться в целях, задачах, средствах и условиях общения, выбирать
адекватные языковые средства для успешного решения коммуникативных задач;

  овладеть учебными действиями с языковыми единицами, умением использовать зна­
ния для решения познавательных, практических и коммуникативных задач.

 

 

содержание программы (170 часов)

Блок 1. Развитие речи

Устная речь (слушание, говорение)

  Продолжается работа по уяснению детьми взаимосвязи между целью, содержанием и формой высказывания в новых речевых ситуациях. Выбор адекватных средств: слов, инто­нации, темпа речи, тембра и силы голоса, жестов, мимики.

  Практическое овладение монологом, диалогом, расширение опыта на новом содержа­нии. Выражение собственного мнения, его обоснование. Использование в монологическом

  высказывании разных типов речи: описание, повествование, рассуждение. Овладение на­чальными умениями ведения разговора (начать, поддержать, закончить разговор, привлечь внимание и т.п.).

  Применение речевого этикета в ежедневных ситуациях учебного и бытового общения.

  Соответствие речи орфоэпическим нормам, особое внимание к диалектизмам, просто­речиям (без введения понятий).

Письменная речь (чтение, письмо)

  Представление о типах речи: повествование, описание, рассуждение. Представление о стилистических различиях языка в научном (научно-популярном), художественном и дело­вом текстах. Смысловые связи между частями текста. Микротемы, их логическая последо­вательность в тексте. План. Составление содержательного и стилистически точного про­должения к началу текста. Изменение стиля текста (об одном и том же по-разному). Спосо­бы выражения позиции автора (в течение 3-4 классов).

  Необходимое и достаточное для выражения цели высказывания в соответствии с вы­бранной автором формой. Сравнение разных способов выражения одной цели высказыва­ния или одной темы высказывания.

  Знакомство с особенностями составления рекламы, афиши, инструкции.

  Знакомство с различными видами изложений. Сочинения (репродуктивные и творче­ские) - в течение 3-4 классов. Предварительный отбор материала для сочинения. Исполь­зование специальной и справочной литературы, словарей, газет, журналов, Интернета. Ана­лиз учениками написанных работ. Редактирование сочинений. Использование детских сочи­нений в качестве содержания на различных учебных предметах. Составление альбомов. Выставки детских работ.

  Оформление диалога: реплики, слова автора.

  Способы связи предложений в тексте. Способы связи слов в предложении.

  Изменение смысла высказывания при распространении основы предложения и его со­кращении до основы.

  Осуществление проекта «Банк заданий» (пояснения см. в учебнике).

Блок 2. Система языка Фонетика и орфоэпия

  Актуализация фонетического материала в соответствии с изучаемыми правилами пра­вописания и орфоэпии: гласные безударные и ударные; согласные звонкие, глухие парные, непарные; согласные твердые, мягкие парные, непарные; шипящие, всегда твердые, всегда мягкие. Представление о позиционных и исторических чередованиях звуков. Ударение, про­изношение звуков и сочетаний звуков в соответствии с нормами современного русского ли­тературного. Звуко-буквенный разбор сло­ва.

Графика

  Установление соотношения звукового и буквенного состава слова в словах типа крот, пень; в словах с йотированными гласными е, ё, ю, я; в словах с разделительными ь, ъ /вью­га, съел)] в словах с непроизносимыми согласными.

  Использование алфавита при работе со словарями, справочниками, каталогами.

  Совершенствование навыков клавиатурного письма.

  Лексика

  Понимание слова как единства звучания, значения и грамматических признаков. Выяв­ление слов, значение которых требует уточнения. Определение значения слова по тексту или уточнение значения с помощью толкового словаря. Расширение представлений об эти­мологии, омонимах (без введения понятия), антонимах, синонимах, многозначности, фра­зеологизмах: анализ использования в тексте, употребление в собственной речи. Работа над словом обогащается иноязычной лексикой, устаревшими словами.

  Работа со словарными статьями в учебнике и словарями: орфографическим, произно­шения, эпитетов, синонимов, этимологическим, толковым, иностранных слов, фразеологи­ческим. Желательный список словарей для работы учеников: словообразовательный, морфемно-орфографический (по алфавиту), обратный, толковый, иностранных слов, орфоэпи­ческий, этимологический, сравнений, антонимов, фразеологический, фразеологических си­нонимов.

Состав слова (морфемика)

Овладение понятием «родственные (однокоренные) слова». Различение однокоренных слов и различных форм одного и того же слова. Различение однокоренных слов и синони­мов, однокоренных слов и слов с омонимичными корнями. Выделение в словах с однознач­но выделяемыми морфемами окончания, основы, корня, приставки, суффикса, постфикса-ся (-сь). Образование слов с помощью приставки, с помощью суффикса и сложения основ (сложные слова). Различение изменяемых и неизменяемых слов. Представление о смысло­вых, эмоциональных, изобразительных возможностях суффиксов и приставок. Образование однокоренных слов с помощью суффиксов и приставок. Разбор слова по составу с опорой на алгоритм, приведенный в учебнике.

Морфология

Части речи. Имя существительное. Значение и употребление в речи. Различение имен существительных мужского, женского и среднего рода. Изменение существительных по числам. Начальная форма. Изменение существительных по падежам (падежные вопро­сы). Различение падежных и смысловых (синтаксических) вопросов. Различение 1, 2, 3-го склонения имен существительных в форме единственного числа. Склонение существи­тельных во множественном числе (ознакомление). Морфологический разбор имен сущест­вительных.

Имя прилагательное. Значение и употребление в речи. Начальная форма. Наблюдение зависимости форм прилагательного от форм имени существительного: род, число, падеж. Изменение прилагательных по родам, числам и падежам, кроме прилагательных на -ий, -ья, -ов, -ин. Морфологический разбор имен прилагательных.

Глагол. Значение и употребление в речи. Практическое ознакомление с неопределен­ной формой глагола. Различение глаголов, отвечающих на вопросы «что делать?» и «что сделать?». Изменение глаголов по временам. Изменение глаголов прошедшего времени по родам и числам.

Предлог. Знакомство с наиболее употребительными предлогами. Функция предлогов: образование падежных форм имен существительных. Отличие предлогов от приставок.

Союзы и, а, но, их роль в речи. Частица не, ее значение.

Синтаксис

Различение предложения и словосочетания. Наблюдение связи слов в словосочета­нии. Грамматическая основа предложения. Представление о второстепенных членах пред­ложения (определение и дополнение). Установление связи  между словами в словосочетании и предложении.

Предложения с однородными членами с союзами и (без перечислений), а, но и без союзов. Нахождение предложений с однородными членами без союзов и с союзами и, а, но. Интонация при перечислении однородных членов предложения.

Смысловая зависимость содержания предложения от использованных грамматических средств.

Блок 3. Орфография и пунктуация

Формирование орфографической зоркости, использование разных способов выбора написания в зависимости от места орфограммы в слове. Разные способы проверки право­писания слов: изменение формы слова, подбор однокоренных слов, подбор слов с ударной морфемой, знание фонетических особенностей орфограммы, использование орфографиче­ского словаря.

Применение ранее изученных правил правописания, а также правил:

-  непроизносимые согласные;

-  непроверяемые гласные и согласные в корне слова, в т.ч. с удвоенными согласными
гласные и согласные в неизменяемых на письме приставках;

-  разделительные ъ и ь;

-  ь после шипящих на конце имен существительных (ночь, нож, мышь, (нет) туч);

-  не с глаголами;

-  раздельное написание предлогов с другими словами.

Практическое ознакомление с написанием приставок на з- и с- , гласных в суф­фиксах -ик, -ек.

Первичное освоение правописания безударных падежных окончаний имен существи­тельных (кроме существительных на -мя, -ий, -ья, -ье, -ия, -ое, ч/н); о, е в падежных оконча­ниях после шипящих и ц. Ознакомление с правилом написания и, ы после ц в разных частях слова, соединительных гласных о, е в сложных словах. Объяснение постановки запятых при однородных членах предложения.

 

Планируемые результаты

Личностные УУД

У обучающегося будут сформированы:

·             ориентация на принятие образца «хорошего ученика»;

·          интерес к познанию русского языка;

·         ориентация на анализ соответствия результатов требованиям конкретной учебной задачи;

·          предпосылки для готовности самостоятельно оценить успешность своей деятельности на основе предложенных критериев;

·          осознание ответственности человека за общее благополучие, осознание своей этнической принадлежности;

·          развитие чувства гордости за свою Родину, народ и историю;

·         представление о своей гражданской идентичности в форме осознания «Я» как гражданина России;

·          понимание нравственного содержания собственных поступков, поступков окружающих людей;

·         ориентация в поведении на принятые моральные нормы;

·          понимание чувств одноклассников, учителей;

·          понимание красоты природы России и родного края на основе знакомства с материалами курса по русскому языку.

Обучающийся получит возможность для формирования:

·         внутренней позиции обучающегося на уровне положительного отношения к образовательному учреждению, понимания необходимости учения,

·         выраженных учебно-познавательных мотивов;

·          выраженной устойчивой учебно-познавательной мотивации учения;

·         учебно-познавательного интереса к нахождению разных способов решения учебной задачи;

·          способности к самооценке на основе критериев успешности учебной деятельности;

·         сопереживания другим людям;

·         следования в поведении моральным нормам и этическим требованиям;

·         осознания своей гражданской идентичности в форме осознания «Я» как гражданина России;

·         чувства прекрасного и эстетических чувств на основе знакомства с материалом курса по русскому языку

Регулятивные УУД

Обучающийся научится:

·  следовать установленным правилам в планировании и контроле способа решения;

·  контролировать и оценивать свои действия при работе с учебным материалом при сотрудничестве с учителем, одноклассниками;

· отбирать адекватные средства достижения цели деятельности;

·  вносить необходимые коррективы в действия на основе его оценки и учета характера сделанных ошибок; – действовать в учебном сотрудничестве в соответствии с принятой ролью.

Обучающийся получит возможность научиться:

· самостоятельно находить несколько вариантов решения учебной задачи, представленной на наглядно-образном, словесно-образном и словесно-логическом уровнях;

· самостоятельно адекватно оценивать правильность выполнения действия и вносить необходимые коррективы в исполнение в конце действия с учебным материалом;

· на основе результатов решения речевых задач делать выводы о свойствах изучаемых языковых явлений.

Познавательные УУД

Обучающийся научится:

·  осуществлять поиск нужного иллюстративного и текстового материала в дополнительных изданиях, рекомендуемых учителем;

· осуществлять запись (фиксацию) указанной учителем информации о русском языке;

·  пользоваться знаками, символами, таблицами, диаграммами, схемами, приведенными в учебной литературе;

·  строить небольшие сообщения в устной и письменной форме;

·  находить в содружестве с одноклассниками разные способы решения учебной задачи;

· воспринимать смысл познавательных текстов, выделять информацию из сообщений разных видов (в т.ч.текстов) в соответствии с учебной задачей;

·  анализировать изучаемые объекты с выделением существенных и несущественных признаков;

·  осуществлять синтез как составление целого из частей;

·  проводить сравнение, сериацию и классификацию изученных объектов по самостоятельно выделенным основаниям (критериям) при указании и без указания количества групп;

·  устанавливать причинно-следственные связи в изучаемом круге явлений;

·  понимать структуру построения рассуждения как связь простых суждений об объекте (явлении);

· –обобщать (самостоятельно выделять ряд или класс объектов);

·  подводить анализируемые объекты (явления) под понятия разного уровня обобщения (например: предложение, главные члены предложения,

второстепенные члены; подлежащее, сказуемое);

· – проводить аналогии между изучаемым материалом и собственным опытом.

Обучающийся получит возможность научиться:

·       осуществлять расширенный поиск информации в соответствии с заданиями учителя с использованием ресурсов библиотек, поисковых систем,

медиаресурсов;

·      записывать, фиксировать информацию о русском языке с помощью инструментов ИКТ;

·      создавать и преобразовывать модели и схемы по заданиям учителя;

·      строить сообщения в устной и письменной форме;

·       находить самостоятельно разные способы решения учебной задачи;

·      осуществлять сравнение, сериацию и классификацию изученных объектов по самостоятельно выделенным основаниям (критериям);

·       строить логическое рассуждение как связь простых суждений об объекте (явлении).

Коммуникативные УУД

Обучающийся научится:

·  строить сообщение в соответствии с учебной задачей;

· ориентироваться на позицию партнера в общении и взаимодействии;

·  учитывать другое мнение и позицию;

·  договариваться, приходить к общему решению (при работе в паре, в группе);

·  контролировать действия партнера;

·  адекватно использовать средства устной речи для решения различных коммуникативных задач.

Обучающийся получит возможность научиться:

· строить монологическое высказывание (при возможности сопровождая его аудиовизуальной поддержкой), владеть диалогической формой

коммуникации, используя в том числе при возможности средства и инструменты ИКТ и дистанционного общения;

· допускать возможность существования различных точек зрения, в том числе не совпадающих с собственной, и ориентироваться на позицию

партнера в общении и взаимодействии;

· стремиться к координации различных позиций в сотрудничестве;

· строить понятные для партнера высказывания, учитывающие, что партнер знает и видит, а что нет;

· использовать речь для регуляции своего действия;

· понимать ситуацию возникновения конфликта, содействовать его разрешению;

· оказывать в сотрудничестве необходимую помощь;

· использовать речь для планирования своей деятельности.

Предметные результаты

Развитие речи

Обучающийся научится:

· осознавать взаимосвязь между целью, содержанием и формой высказывания в новых речевых ситуациях; выбирать адекватные средства: слова,

интонации, темп речи, тембр и силу голоса, жесты, мимику в соответствии с конкретной ситуацией общения;

· выражать собственное мнение, обосновывать его; – владеть начальными умениями ведения разговора (начать, поддержать, закончить разговор, привлечь внимание и т.п.);

· строить устное монологическое высказывание на определенную тему, делать словесный отчет о выполненной работе;

· применять речевой этикет в ежедневных ситуациях учебного и бытового общения;

· определять последовательность частей текста, составлять план.

Обучающийся получит возможность научиться:

· использовать в монологическом высказывании разные типы речи: описание, повествование, рассуждение;

· сочинять письма, записки, рекламу, афишу, объявление и пр.;

·  находить средства связи между предложениями (порядок слов, местоимения, служебные слова, синонимы);

·  составлять содержательное и стилистически точное продолжение к началу текста;

·  создавать тексты по предложенному заголовку, получить первичные умения в анализе написанных работ, в их редактировании;

·  подробно или выборочно пересказывать текст;

· –выполнять проект «Банк заданий», представляя результат проекта в бумажном или электронном виде (набор заданий и презентация, сопровождающая защиту проекта);

· пользоваться специальной и справочной литературой, словарями, газетами, журналами, Интернетом.

Система языка

Фонетика, орфоэпия, графика

Обучающийся научится:

·  актуализировать фонетический материал в соответствии с изучаемыми правилами правописания и орфоэпии: гласные безударные и ударные;

согласные звонкие, глухие парные, непарные; согласные твердые, мягкие парные, непарные; шипящие, всегда твердые, всегда мягкие;

·  устанавливать соотношение звукового и буквенного состава слова в словах типа крот, пень; в словах с йотированными гласными е, е, ю, я; в

словах с разделительными ь, ъ (вьюга, съел); в словах с непроизносимыми согласными;

· использовать алфавит для упорядочивания слов и при работе со словарями, справочниками, каталогами.

Обучающийся получит возможность научиться:

· узнавать позиционные чередования звуков;

· проводить фонетико-графический (звукобуквенный) разбор слова самостоятельно по предложенному вьучебнике алгоритму;

·  оценивать правильность проведения фонетико-графического (звукобуквенного) разбора слов;

· соблюдать нормы русского языка в собственной речи и оценивать соблюдение этих норм в речи собеседников (в объеме словаря произношения,

представленного в учебнике);

· находить при сомнении в правильности постановки ударения или произношения слова ответ самостоятельно (по словарю учебника) либо обращаться за помощью (к учителю, родителям и др)

· совершенствовать навык клавиатурного письма.

Лексика

Обучающийся научится:

·          воспринимать слово как единство звучания, значения и грамматических признаков;

·          выявлять слова, значение которых требует уточнения;

·         определять значение слова по тексту или уточнять с помощью толкового словаря.

Обучающийся получит возможность научиться:

·         понимать этимологию мотивированных названий (расширение словаря таких слов);

·          подбирать синонимы для устранения повторов в тексте;

·         подбирать антонимы для точной характеристики предметов и при их сравнении;

·         различать употребление в тексте слов в прямом и переносном значении (простые случаи);

·         оценивать уместность использования слов в тексте;

·          выбирать слова из ряда предложенных для успешного решения коммуникативной задачи;

·         различать в тексте омонимы (на практическом уровне);

·          понимать значение употребленных в текстах учебника фразеологизмов;

·         ориентироваться в разнообразии словарей по русскому языку.

Состав слова (морфемика)

Обучающийся научится:

·          различать родственные (однокоренные) слова и формы слова;

·          находить в словах окончание, корень, приставку, суффикс.

Обучающийся получит возможность научиться:

·          находить в словах окончание, основу, корень, приставку, суффикс, постфикс, соединительные гласные (интерфиксы) в сложных словах;

·          узнавать образование слов с помощью приставки, с помощью суффикса и сложения основ; – понимать смысловые, эмоциональные, изобразительные возможности суффиксов и приставок;

·          оценивать правильность разбора слов по составу.

Морфология

Обучающийся научится:

·         различать изменяемые и неизменяемые слова;

·          находить начальную форму имени существительного;

·          определять грамматические признаки имен существительных – род, число, падеж, склонение;

·          находить начальную форму имени прилагательного;

·          определять грамматические признаки имен прилагательных – род, число, падеж;

·          различать глаголы, отвечающие на вопросы «что делать?» и «что сделать?», находить начальную (неопределенную) форму глагола;

·          определять грамматические признаки глаголов – форму времени; число, род (в прошедшем времени).

Обучающийся получит возможность научиться:

·       выполнять морфологический разбор имен существительных, имен прилагательных, глаголов по предложенному в учебнике алгоритму;

·        оценивать правильность проведения морфологического разбора;

·        устанавливать связь между употребленным в тексте местоимением (личным) и существительным, на которое оно указывает;

·        определять функцию предлогов: образование падежных форм имен существительных;

·        устанавливать отличие предлогов от приставок, значение частицы не.

Синтаксис

Обучающийся научится:

·        различать предложение, словосочетание и слово;

·       устанавливать при помощи смысловых вопросов связь между словами в словосочетании и предложении;

·        находить главные (подлежащее, сказуемое) и второстепенные (без деления на виды) члены предложения;

·        выделять предложения с однородными членами..

Обучающийся получит возможность научиться:

·        различать второстепенные члены предложения – определение, дополнение;

·       выполнять в соответствии с предложенным в учебнике алгоритмом разбор простого предложения (по членам предложения, синтаксический), оценивать правильность разбора;

·       устанавливать связи (при помощи смысловых вопросов) между словами в словосочетании и предложении;

·        использовать интонацию при перечислении однородных членов предложения.

Орфография и пунктуация

Обучающийся научится:

·         применять ранее изученные правила правописания, а также:

ü  _ непроизносимые согласные;

ü  _ непроверяемые гласные и согласные в корне слова, в т.ч. с удвоенными согласными (перечень см. в словаре учебника для 3 кл.);

ü  _ гласные и согласные в неизменяемых на письме приставках;

ü  _ разделительные ъ и ь;

ü  _ безударные окончания имен прилагательных;

ü  _ не с глаголами;

ü  _ раздельное написание предлогов с другими словами;

·         определять (уточнять) написание слова по орфографическому словарю (в т. ч. по справочнику в учебнике);

·         безошибочно списывать текст;

·         писать под диктовку текст в соответствии с изученными правилами правописания;

·         проверять собственный и предложенный текст, находить и исправлять орфографические и пунктуационные ошибки.

Обучающийся получит возможность научиться:

·         именять правила правописания: lь после шипящих на конце имен существительных (ночь, нож, мышь, (нет) туч);

ü  _ гласных в суффиксах _ик, _ек;

ü  _ соединительных гласных о, е в сложных словах;

ü  _ запятые при однородных членах предложения;

·         объяснять правописание безударных падежных окончаний имен существительных (кроме существительных на _мя, _ий, _ья, _ье, _ия, _ов, _ ин);

·         объяснять правописание безударных падежных окончаний имен прилагательных;

·         осознавать место возможного возникновения орфограммы;

·         подбирать примеры с определенной орфограммой;

·         при составлении собственных текстов, чтобы избежать орфографических или пунктуационных ошибок, использовать помощь взрослого или словарь, пропуск орфограммы или пунктограммы;

·         при работе над ошибками определять способы действий, помогающие предотвратить ее в последующих письменных работах;

·         различать разные способы проверки правописания слов: изменение формы слова, подбор однокоренных слов, подбор слов с ударной морфемой, знание фонетических особенностей орфограммы, использование орфографического словаря.

 

 

 

 

 

 

 

Требования к уровню подготовки обучающихся

к концу третьего класса

Обучающиеся должны 

иметь представление:

-о типах и стилях текста;

- о средствах связи частей текста, о плане текста, о средствах связи между предложениями в тексте;

- об оформлении диалога;

- об основных способах выражения подлежащего (имя существительное, личное местоимение) и сказуемого (глагол);

- о сложных словах и их правописании;

- о способах составления собственных письменных высказываний;

владеть общеучебными умениями (в рамках  изученного):

- группировать, классифицировать языковой материал по заданным и самостоятельно выделенным основаниям (при указании и без указания количества групп);

- подводить языковой факт под понятия разного уровня обобщения (например: предложение - члены предложения – главные члены предложения, второстепенные члены - подлежащее);

- пользоваться речевым этикетом в ежедневных ситуациях общения;

- использовать средства устного общения в соответствии с речевой ситуацией;

- оценивать адекватность своей речи (устной и письменной) речевой ситуации (жизненной и учебной);

- выделять в тексте главное, высказывать собственное мнение по поводу услышанного, увиденного, прочитанного;

- пользоваться словарями, справочниками, учебной и дополнительной литературой.

знать/понимать:

- главные члены предложения (подлежащее и сказуемое), второстепенные члены предложения (без их дифференциации);

- признаки однородных членов предложения;

- изменение имен существительных по падежам (названия падежей и падежные вопросы), начальную форму существительных, склонение имен существительных, падежные окончания;

- правило правописания безударных окончаний у имен существительных в форме единственного числа;

- правило правописания имен существительных мужского и женского рода с шипящими на конце (отсутствие мягкого знака и его написание);

- правила правописания слов с непроизносимым согласным в корне;

- части слова (основа, окончание, корень, приставка, суффикс, постфикс);

уметь:

- распознавать предложения с однородными членами;

- производить разбор предложения в пределах программного материала;

- различать изученные части речи, производить их разбор в пределах программного материала;

- изменять имена существительные по падежам;

- производить разбор слова по составу;

- писать слова с изученными орфограммами: правописание безударных окончаний имен существительных, правописание о, е в падежных окончаниях после шипящих и ц, мягкого знака после

шипящих на конце имен существительных, соединительных гласных о, е в сложных словах, слов с непроизносимыми согласными в корне, приставок с гласными о, а; и, ы после ц; суффиксы -ик, ек; раздельное написание предлогов с именами существительными и местоимениями, частицы не с глаголами; а также правописание слов с непроверяемыми написаниями;

- списывать текст с доски и учебника, писать диктанты.

Учебно-тематический план

Наименование раздела

Всего

1

1-я часть учебника   Что нужно для общения

11

2

Секреты появления слов в русском языке

32

1)Заимствованные слова

3

2)Основа слова

2

3)Какую работу выполняет в основе слова суффикс

11

4)Какую работу выполняет в основе слова приставка

8

5)Сложные слова

9

3

Как из слов образуются предложения

32

1) Средства связи слов в предложении

2

 2) Служебные части речи: предлоги, союзы, частицы.

Роль предлогов в предложении

Роль союзов в предложении

Роль частиц в предложении. Правописание частицы не с глаголом

 

 

16

3) Изменение форм глаголов: форм времени, числа и рода

14

3

2-я часть учебникаКак из слов образуются предложения (продолжение)

 4)Грамматические признаки имени существительного

12

Правописание ь после букв шипящих на конце имен существительных

5

5)Словосочетание

5

Правописание гласных и, ы после ц

4

6)Изменение имен существительных по падежам

9

7)Второстепенный член предложении – дополнение

7

8)Склонение имен существительных в форме единственного числа

9

Правописание падежных окончаний имен существительных в форме единственного числа

6

О,е в окончаниях существительных после букв шипящих согласных и ц

Правописание суффиксов имен существительных –ик, -ек

 

6

9)Падежные окончания существительных в форме множественного числа

7

10)Грамматические формы имени прилагательного. Второстепенный член предложения – определение

8

11)Однородные члены предложения

8

4

Как из предложений образуется текст

6

 

Итого:

170

 

Материально-техническое обеспечение

 

1.      Литература

·         Нечаева Н.В. Русский язык: Учебник для 3 класса : В 2 частях. – Самара: Издательство «Учебная литература»: Издательский дом «Федоров»

·         Яковлева С.Г. Тетради по русскому языку для 3 класса: В 4 частях/ Под ред. Нечаевой Н.В. - Самара: Издательство «Учебная литература»: Издательский дом «Федоров»

·         Методические рекомендации к курсу «Русский язык»

·         Словари, энциклопедии, справочники, художественные альбомы

2.      Специфическое оборудование.

·         Таблицы к основным разделам грамматического материала  (в соответствии с программой)

·         Наборы сюжетных картинок

·         Классная и магнитная доски

·         Аудиозаписи в соответствии с программой

Интернет-ресурсы.

1.  Единая коллекция Цифровых Образовательных Ресурсов. - Режим доступа: http[//school-collection. edu.ru

2.  Михеева А. В. Обучение фразеологии русского языка в начальной школе (на материале учебников А. В. Поляковой). - Режим доступа: http://www.zankov.ru/practice/stuff/article=50

3.  Презентации уроков «Начальная школа». - Режим доступа: http://nachalka.info/about/193

4.  Справочно-информационный интернет-портал «Русский язык». - Режим доступа: http://www.gramota.ru

5.  Я иду на урок начальной школы (материалы к уроку). - Режим доступа: http://nsc.1 september.ru/urok

 

 

 


 

Скачано с www.znanio.ru