пояснительная записка
Рабочая программа курса «Русский язык» разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования, Концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России, и на основе авторской программы по русскому языку, разработанной Н.В. Нечаевой.
В основу данного курса заложена идея реализации объективно существующего единства двух форм языка: системы языка и речи. Курс отличает практическая направленность на пользование системой языка, что возможно при реализации системно-деятельностного и индивидуального подхода в обучении.
В программе приводятся три взаимосвязанных основных содержательных раздела: «Развитие речи», «Система языка» и «Орфография и пунктуация». Представление о языке и речи как объективно существующем целом создает реальные условия не только для достижения функциональной грамотности обучающихся, но и, что чрезвычайно важно, для духовно-нравственного развития и воспитания школьников, их личностного развития, формирования метапредметных и предметных действий.
Стержневая тема курса - лексическая, грамматическая сочетаемость слов и средства, которые осуществляют эту связь: порядок слов в предложении, формы слов, служебные слова, интонационные средства, местоимения, синонимия. Стержневая тема определяет тот круг связей между речью и языком и между разделами языка, без которых она не может быть раскрыта. В эту область входит базовый минимум знаний и умений, предусмотренный нормативными документами.
Интегрированный характер курса является одним из важных условий достижения планируемых в ФГОС НОО результатов обучения русскому языку:
• сформировать первоначальные представления о
единстве и многообразии языкового
и культурного пространства России, о языке как основе национального
самосознания;
• способствовать пониманию обучающимися того,
что язык представляет собой явле
ние национальной культуры и основное
средство человеческого общения, осознанию значе
ния русского языка как государственного
языка Российской Федерации, языка межнацио
нального общения;
• сформировать позитивное отношение к
правильной устной и письменной речи как по
казателям общей культуры и гражданской
позиции человека;
• овладеть первоначальными представлениями о
нормах русского и родного лите
ратурного языка (орфоэпических, лексических,
грамматических) и правилах речевого
этикета;
• уметь ориентироваться в целях, задачах,
средствах и условиях общения, выбирать
адекватные языковые средства для успешного
решения коммуникативных задач;
• овладеть учебными действиями с языковыми
единицами, умением использовать зна
ния для решения познавательных, практических и коммуникативных задач.
содержание программы (170 часов)
Блок 1. Развитие речи
Устная речь (слушание, говорение)
• Продолжается работа по уяснению детьми взаимосвязи между целью, содержанием и формой высказывания в новых речевых ситуациях. Выбор адекватных средств: слов, интонации, темпа речи, тембра и силы голоса, жестов, мимики.
• Практическое овладение монологом, диалогом, расширение опыта на новом содержании. Выражение собственного мнения, его обоснование. Использование в монологическом
• высказывании разных типов речи: описание, повествование, рассуждение. Овладение начальными умениями ведения разговора (начать, поддержать, закончить разговор, привлечь внимание и т.п.).
• Применение речевого этикета в ежедневных ситуациях учебного и бытового общения.
• Соответствие речи орфоэпическим нормам, особое внимание к диалектизмам, просторечиям (без введения понятий).
Письменная речь (чтение, письмо)
• Представление о типах речи: повествование, описание, рассуждение. Представление о стилистических различиях языка в научном (научно-популярном), художественном и деловом текстах. Смысловые связи между частями текста. Микротемы, их логическая последовательность в тексте. План. Составление содержательного и стилистически точного продолжения к началу текста. Изменение стиля текста (об одном и том же по-разному). Способы выражения позиции автора (в течение 3-4 классов).
• Необходимое и достаточное для выражения цели высказывания в соответствии с выбранной автором формой. Сравнение разных способов выражения одной цели высказывания или одной темы высказывания.
• Знакомство с особенностями составления рекламы, афиши, инструкции.
• Знакомство с различными видами изложений. Сочинения (репродуктивные и творческие) - в течение 3-4 классов. Предварительный отбор материала для сочинения. Использование специальной и справочной литературы, словарей, газет, журналов, Интернета. Анализ учениками написанных работ. Редактирование сочинений. Использование детских сочинений в качестве содержания на различных учебных предметах. Составление альбомов. Выставки детских работ.
• Оформление диалога: реплики, слова автора.
• Способы связи предложений в тексте. Способы связи слов в предложении.
• Изменение смысла высказывания при распространении основы предложения и его сокращении до основы.
• Осуществление проекта «Банк заданий» (пояснения см. в учебнике).
Блок 2. Система языка Фонетика и орфоэпия
• Актуализация фонетического материала в соответствии с изучаемыми правилами правописания и орфоэпии: гласные безударные и ударные; согласные звонкие, глухие парные, непарные; согласные твердые, мягкие парные, непарные; шипящие, всегда твердые, всегда мягкие. Представление о позиционных и исторических чередованиях звуков. Ударение, произношение звуков и сочетаний звуков в соответствии с нормами современного русского литературного. Звуко-буквенный разбор слова.
Графика
• Установление соотношения звукового и буквенного состава слова в словах типа крот, пень; в словах с йотированными гласными е, ё, ю, я; в словах с разделительными ь, ъ /вьюга, съел)] в словах с непроизносимыми согласными.
• Использование алфавита при работе со словарями, справочниками, каталогами.
• Совершенствование навыков клавиатурного письма.
• Лексика
• Понимание слова как единства звучания, значения и грамматических признаков. Выявление слов, значение которых требует уточнения. Определение значения слова по тексту или уточнение значения с помощью толкового словаря. Расширение представлений об этимологии, омонимах (без введения понятия), антонимах, синонимах, многозначности, фразеологизмах: анализ использования в тексте, употребление в собственной речи. Работа над словом обогащается иноязычной лексикой, устаревшими словами.
• Работа со словарными статьями в учебнике и словарями: орфографическим, произношения, эпитетов, синонимов, этимологическим, толковым, иностранных слов, фразеологическим. Желательный список словарей для работы учеников: словообразовательный, морфемно-орфографический (по алфавиту), обратный, толковый, иностранных слов, орфоэпический, этимологический, сравнений, антонимов, фразеологический, фразеологических синонимов.
Состав слова (морфемика)
Овладение понятием «родственные (однокоренные) слова». Различение однокоренных слов и различных форм одного и того же слова. Различение однокоренных слов и синонимов, однокоренных слов и слов с омонимичными корнями. Выделение в словах с однозначно выделяемыми морфемами окончания, основы, корня, приставки, суффикса, постфикса-ся (-сь). Образование слов с помощью приставки, с помощью суффикса и сложения основ (сложные слова). Различение изменяемых и неизменяемых слов. Представление о смысловых, эмоциональных, изобразительных возможностях суффиксов и приставок. Образование однокоренных слов с помощью суффиксов и приставок. Разбор слова по составу с опорой на алгоритм, приведенный в учебнике.
Морфология
Части речи. Имя существительное. Значение и употребление в речи. Различение имен существительных мужского, женского и среднего рода. Изменение существительных по числам. Начальная форма. Изменение существительных по падежам (падежные вопросы). Различение падежных и смысловых (синтаксических) вопросов. Различение 1, 2, 3-го склонения имен существительных в форме единственного числа. Склонение существительных во множественном числе (ознакомление). Морфологический разбор имен существительных.
Имя прилагательное. Значение и употребление в речи. Начальная форма. Наблюдение зависимости форм прилагательного от форм имени существительного: род, число, падеж. Изменение прилагательных по родам, числам и падежам, кроме прилагательных на -ий, -ья, -ов, -ин. Морфологический разбор имен прилагательных.
Глагол. Значение и употребление в речи. Практическое ознакомление с неопределенной формой глагола. Различение глаголов, отвечающих на вопросы «что делать?» и «что сделать?». Изменение глаголов по временам. Изменение глаголов прошедшего времени по родам и числам.
Предлог. Знакомство с наиболее употребительными предлогами. Функция предлогов: образование падежных форм имен существительных. Отличие предлогов от приставок.
Союзы и, а, но, их роль в речи. Частица не, ее значение.
Синтаксис
Различение предложения и словосочетания. Наблюдение связи слов в словосочетании. Грамматическая основа предложения. Представление о второстепенных членах предложения (определение и дополнение). Установление связи между словами в словосочетании и предложении.
Предложения с однородными членами с союзами и (без перечислений), а, но и без союзов. Нахождение предложений с однородными членами без союзов и с союзами и, а, но. Интонация при перечислении однородных членов предложения.
Смысловая зависимость содержания предложения от использованных грамматических средств.
Блок 3. Орфография и пунктуация
Формирование орфографической зоркости, использование разных способов выбора написания в зависимости от места орфограммы в слове. Разные способы проверки правописания слов: изменение формы слова, подбор однокоренных слов, подбор слов с ударной морфемой, знание фонетических особенностей орфограммы, использование орфографического словаря.
Применение ранее изученных правил правописания, а также правил:
- непроизносимые согласные;
- непроверяемые гласные и согласные в корне
слова, в т.ч. с удвоенными согласными
гласные и согласные в неизменяемых на письме
приставках;
- разделительные ъ и ь;
- ь после шипящих на конце имен существительных (ночь, нож, мышь, (нет) туч);
- не с глаголами;
- раздельное написание предлогов с другими словами.
Практическое ознакомление с написанием приставок на з- и с- , гласных в суффиксах -ик, -ек.
Первичное освоение правописания безударных падежных окончаний имен существительных (кроме существительных на -мя, -ий, -ья, -ье, -ия, -ое, ч/н); о, е в падежных окончаниях после шипящих и ц. Ознакомление с правилом написания и, ы после ц в разных частях слова, соединительных гласных о, е в сложных словах. Объяснение постановки запятых при однородных членах предложения.
Планируемые результаты
Личностные УУД
У обучающегося будут сформированы:
· ориентация на принятие образца «хорошего ученика»;
· интерес к познанию русского языка;
· ориентация на анализ соответствия результатов требованиям конкретной учебной задачи;
· предпосылки для готовности самостоятельно оценить успешность своей деятельности на основе предложенных критериев;
· осознание ответственности человека за общее благополучие, осознание своей этнической принадлежности;
· развитие чувства гордости за свою Родину, народ и историю;
· представление о своей гражданской идентичности в форме осознания «Я» как гражданина России;
· понимание нравственного содержания собственных поступков, поступков окружающих людей;
· ориентация в поведении на принятые моральные нормы;
· понимание чувств одноклассников, учителей;
· понимание красоты природы России и родного края на основе знакомства с материалами курса по русскому языку.
Обучающийся получит возможность для формирования:
· внутренней позиции обучающегося на уровне положительного отношения к образовательному учреждению, понимания необходимости учения,
· выраженных учебно-познавательных мотивов;
· выраженной устойчивой учебно-познавательной мотивации учения;
· учебно-познавательного интереса к нахождению разных способов решения учебной задачи;
· способности к самооценке на основе критериев успешности учебной деятельности;
· сопереживания другим людям;
· следования в поведении моральным нормам и этическим требованиям;
· осознания своей гражданской идентичности в форме осознания «Я» как гражданина России;
· чувства прекрасного и эстетических чувств на основе знакомства с материалом курса по русскому языку
Регулятивные УУД
Обучающийся научится:
· следовать установленным правилам в планировании и контроле способа решения;
· контролировать и оценивать свои действия при работе с учебным материалом при сотрудничестве с учителем, одноклассниками;
· отбирать адекватные средства достижения цели деятельности;
· вносить необходимые коррективы в действия на основе его оценки и учета характера сделанных ошибок; – действовать в учебном сотрудничестве в соответствии с принятой ролью.
Обучающийся получит возможность научиться:
· самостоятельно находить несколько вариантов решения учебной задачи, представленной на наглядно-образном, словесно-образном и словесно-логическом уровнях;
· самостоятельно адекватно оценивать правильность выполнения действия и вносить необходимые коррективы в исполнение в конце действия с учебным материалом;
· на основе результатов решения речевых задач делать выводы о свойствах изучаемых языковых явлений.
Познавательные УУД
Обучающийся научится:
· осуществлять поиск нужного иллюстративного и текстового материала в дополнительных изданиях, рекомендуемых учителем;
· осуществлять запись (фиксацию) указанной учителем информации о русском языке;
· пользоваться знаками, символами, таблицами, диаграммами, схемами, приведенными в учебной литературе;
· строить небольшие сообщения в устной и письменной форме;
· находить в содружестве с одноклассниками разные способы решения учебной задачи;
· воспринимать смысл познавательных текстов, выделять информацию из сообщений разных видов (в т.ч.текстов) в соответствии с учебной задачей;
· анализировать изучаемые объекты с выделением существенных и несущественных признаков;
· осуществлять синтез как составление целого из частей;
· проводить сравнение, сериацию и классификацию изученных объектов по самостоятельно выделенным основаниям (критериям) при указании и без указания количества групп;
· устанавливать причинно-следственные связи в изучаемом круге явлений;
· понимать структуру построения рассуждения как связь простых суждений об объекте (явлении);
· –обобщать (самостоятельно выделять ряд или класс объектов);
· подводить анализируемые объекты (явления) под понятия разного уровня обобщения (например: предложение, главные члены предложения,
второстепенные члены; подлежащее, сказуемое);
· – проводить аналогии между изучаемым материалом и собственным опытом.
Обучающийся получит возможность научиться:
· осуществлять расширенный поиск информации в соответствии с заданиями учителя с использованием ресурсов библиотек, поисковых систем,
медиаресурсов;
· записывать, фиксировать информацию о русском языке с помощью инструментов ИКТ;
· создавать и преобразовывать модели и схемы по заданиям учителя;
· строить сообщения в устной и письменной форме;
· находить самостоятельно разные способы решения учебной задачи;
· осуществлять сравнение, сериацию и классификацию изученных объектов по самостоятельно выделенным основаниям (критериям);
· строить логическое рассуждение как связь простых суждений об объекте (явлении).
Коммуникативные УУД
Обучающийся научится:
· строить сообщение в соответствии с учебной задачей;
· ориентироваться на позицию партнера в общении и взаимодействии;
· учитывать другое мнение и позицию;
· договариваться, приходить к общему решению (при работе в паре, в группе);
· контролировать действия партнера;
· адекватно использовать средства устной речи для решения различных коммуникативных задач.
Обучающийся получит возможность научиться:
· строить монологическое высказывание (при возможности сопровождая его аудиовизуальной поддержкой), владеть диалогической формой
коммуникации, используя в том числе при возможности средства и инструменты ИКТ и дистанционного общения;
· допускать возможность существования различных точек зрения, в том числе не совпадающих с собственной, и ориентироваться на позицию
партнера в общении и взаимодействии;
· стремиться к координации различных позиций в сотрудничестве;
· строить понятные для партнера высказывания, учитывающие, что партнер знает и видит, а что нет;
· использовать речь для регуляции своего действия;
· понимать ситуацию возникновения конфликта, содействовать его разрешению;
· оказывать в сотрудничестве необходимую помощь;
· использовать речь для планирования своей деятельности.
Предметные результаты
Развитие речи
Обучающийся научится:
· осознавать взаимосвязь между целью, содержанием и формой высказывания в новых речевых ситуациях; выбирать адекватные средства: слова,
интонации, темп речи, тембр и силу голоса, жесты, мимику в соответствии с конкретной ситуацией общения;
· выражать собственное мнение, обосновывать его; – владеть начальными умениями ведения разговора (начать, поддержать, закончить разговор, привлечь внимание и т.п.);
· строить устное монологическое высказывание на определенную тему, делать словесный отчет о выполненной работе;
· применять речевой этикет в ежедневных ситуациях учебного и бытового общения;
· определять последовательность частей текста, составлять план.
Обучающийся получит возможность научиться:
· использовать в монологическом высказывании разные типы речи: описание, повествование, рассуждение;
· сочинять письма, записки, рекламу, афишу, объявление и пр.;
· находить средства связи между предложениями (порядок слов, местоимения, служебные слова, синонимы);
· составлять содержательное и стилистически точное продолжение к началу текста;
· создавать тексты по предложенному заголовку, получить первичные умения в анализе написанных работ, в их редактировании;
· подробно или выборочно пересказывать текст;
· –выполнять проект «Банк заданий», представляя результат проекта в бумажном или электронном виде (набор заданий и презентация, сопровождающая защиту проекта);
· пользоваться специальной и справочной литературой, словарями, газетами, журналами, Интернетом.
Система языка
Фонетика, орфоэпия, графика
Обучающийся научится:
· актуализировать фонетический материал в соответствии с изучаемыми правилами правописания и орфоэпии: гласные безударные и ударные;
согласные звонкие, глухие парные, непарные; согласные твердые, мягкие парные, непарные; шипящие, всегда твердые, всегда мягкие;
· устанавливать соотношение звукового и буквенного состава слова в словах типа крот, пень; в словах с йотированными гласными е, е, ю, я; в
словах с разделительными ь, ъ (вьюга, съел); в словах с непроизносимыми согласными;
· использовать алфавит для упорядочивания слов и при работе со словарями, справочниками, каталогами.
Обучающийся получит возможность научиться:
· узнавать позиционные чередования звуков;
· проводить фонетико-графический (звукобуквенный) разбор слова самостоятельно по предложенному вьучебнике алгоритму;
· оценивать правильность проведения фонетико-графического (звукобуквенного) разбора слов;
· соблюдать нормы русского языка в собственной речи и оценивать соблюдение этих норм в речи собеседников (в объеме словаря произношения,
представленного в учебнике);
· находить при сомнении в правильности постановки ударения или произношения слова ответ самостоятельно (по словарю учебника) либо обращаться за помощью (к учителю, родителям и др)
· совершенствовать навык клавиатурного письма.
Лексика
Обучающийся научится:
· воспринимать слово как единство звучания, значения и грамматических признаков;
· выявлять слова, значение которых требует уточнения;
· определять значение слова по тексту или уточнять с помощью толкового словаря.
Обучающийся получит возможность научиться:
· понимать этимологию мотивированных названий (расширение словаря таких слов);
· подбирать синонимы для устранения повторов в тексте;
· подбирать антонимы для точной характеристики предметов и при их сравнении;
· различать употребление в тексте слов в прямом и переносном значении (простые случаи);
· оценивать уместность использования слов в тексте;
· выбирать слова из ряда предложенных для успешного решения коммуникативной задачи;
· различать в тексте омонимы (на практическом уровне);
· понимать значение употребленных в текстах учебника фразеологизмов;
· ориентироваться в разнообразии словарей по русскому языку.
Состав слова (морфемика)
Обучающийся научится:
· различать родственные (однокоренные) слова и формы слова;
· находить в словах окончание, корень, приставку, суффикс.
Обучающийся получит возможность научиться:
· находить в словах окончание, основу, корень, приставку, суффикс, постфикс, соединительные гласные (интерфиксы) в сложных словах;
· узнавать образование слов с помощью приставки, с помощью суффикса и сложения основ; – понимать смысловые, эмоциональные, изобразительные возможности суффиксов и приставок;
· оценивать правильность разбора слов по составу.
Морфология
Обучающийся научится:
· различать изменяемые и неизменяемые слова;
· находить начальную форму имени существительного;
· определять грамматические признаки имен существительных – род, число, падеж, склонение;
· находить начальную форму имени прилагательного;
· определять грамматические признаки имен прилагательных – род, число, падеж;
· различать глаголы, отвечающие на вопросы «что делать?» и «что сделать?», находить начальную (неопределенную) форму глагола;
· определять грамматические признаки глаголов – форму времени; число, род (в прошедшем времени).
Обучающийся получит возможность научиться:
· выполнять морфологический разбор имен существительных, имен прилагательных, глаголов по предложенному в учебнике алгоритму;
· оценивать правильность проведения морфологического разбора;
· устанавливать связь между употребленным в тексте местоимением (личным) и существительным, на которое оно указывает;
· определять функцию предлогов: образование падежных форм имен существительных;
· устанавливать отличие предлогов от приставок, значение частицы не.
Синтаксис
Обучающийся научится:
· различать предложение, словосочетание и слово;
· устанавливать при помощи смысловых вопросов связь между словами в словосочетании и предложении;
· находить главные (подлежащее, сказуемое) и второстепенные (без деления на виды) члены предложения;
· выделять предложения с однородными членами..
Обучающийся получит возможность научиться:
· различать второстепенные члены предложения – определение, дополнение;
· выполнять в соответствии с предложенным в учебнике алгоритмом разбор простого предложения (по членам предложения, синтаксический), оценивать правильность разбора;
· устанавливать связи (при помощи смысловых вопросов) между словами в словосочетании и предложении;
· использовать интонацию при перечислении однородных членов предложения.
Орфография и пунктуация
Обучающийся научится:
· применять ранее изученные правила правописания, а также:
ü _ непроизносимые согласные;
ü _ непроверяемые гласные и согласные в корне слова, в т.ч. с удвоенными согласными (перечень см. в словаре учебника для 3 кл.);
ü _ гласные и согласные в неизменяемых на письме приставках;
ü _ разделительные ъ и ь;
ü _ безударные окончания имен прилагательных;
ü _ не с глаголами;
ü _ раздельное написание предлогов с другими словами;
· определять (уточнять) написание слова по орфографическому словарю (в т. ч. по справочнику в учебнике);
· безошибочно списывать текст;
· писать под диктовку текст в соответствии с изученными правилами правописания;
· проверять собственный и предложенный текст, находить и исправлять орфографические и пунктуационные ошибки.
Обучающийся получит возможность научиться:
· именять правила правописания: lь после шипящих на конце имен существительных (ночь, нож, мышь, (нет) туч);
ü _ гласных в суффиксах _ик, _ек;
ü _ соединительных гласных о, е в сложных словах;
ü _ запятые при однородных членах предложения;
· объяснять правописание безударных падежных окончаний имен существительных (кроме существительных на _мя, _ий, _ья, _ье, _ия, _ов, _ ин);
· объяснять правописание безударных падежных окончаний имен прилагательных;
· осознавать место возможного возникновения орфограммы;
· подбирать примеры с определенной орфограммой;
· при составлении собственных текстов, чтобы избежать орфографических или пунктуационных ошибок, использовать помощь взрослого или словарь, пропуск орфограммы или пунктограммы;
· при работе над ошибками определять способы действий, помогающие предотвратить ее в последующих письменных работах;
· различать разные способы проверки правописания слов: изменение формы слова, подбор однокоренных слов, подбор слов с ударной морфемой, знание фонетических особенностей орфограммы, использование орфографического словаря.
Требования к уровню подготовки обучающихся
к концу третьего класса
Обучающиеся должны
иметь представление:
-о типах и стилях текста;
- о средствах связи частей текста, о плане текста, о средствах связи между предложениями в тексте;
- об оформлении диалога;
- об основных способах выражения подлежащего (имя существительное, личное местоимение) и сказуемого (глагол);
- о сложных словах и их правописании;
- о способах составления собственных письменных высказываний;
владеть общеучебными умениями (в рамках изученного):
- группировать, классифицировать языковой материал по заданным и самостоятельно выделенным основаниям (при указании и без указания количества групп);
- подводить языковой факт под понятия разного уровня обобщения (например: предложение - члены предложения – главные члены предложения, второстепенные члены - подлежащее);
- пользоваться речевым этикетом в ежедневных ситуациях общения;
- использовать средства устного общения в соответствии с речевой ситуацией;
- оценивать адекватность своей речи (устной и письменной) речевой ситуации (жизненной и учебной);
- выделять в тексте главное, высказывать собственное мнение по поводу услышанного, увиденного, прочитанного;
- пользоваться словарями, справочниками, учебной и дополнительной литературой.
знать/понимать:
- главные члены предложения (подлежащее и сказуемое), второстепенные члены предложения (без их дифференциации);
- признаки однородных членов предложения;
- изменение имен существительных по падежам (названия падежей и падежные вопросы), начальную форму существительных, склонение имен существительных, падежные окончания;
- правило правописания безударных окончаний у имен существительных в форме единственного числа;
- правило правописания имен существительных мужского и женского рода с шипящими на конце (отсутствие мягкого знака и его написание);
- правила правописания слов с непроизносимым согласным в корне;
- части слова (основа, окончание, корень, приставка, суффикс, постфикс);
уметь:
- распознавать предложения с однородными членами;
- производить разбор предложения в пределах программного материала;
- различать изученные части речи, производить их разбор в пределах программного материала;
- изменять имена существительные по падежам;
- производить разбор слова по составу;
- писать слова с изученными орфограммами: правописание безударных окончаний имен существительных, правописание о, е в падежных окончаниях после шипящих и ц, мягкого знака после
шипящих на конце имен существительных, соединительных гласных о, е в сложных словах, слов с непроизносимыми согласными в корне, приставок с гласными о, а; и, ы после ц; суффиксы -ик, ек; раздельное написание предлогов с именами существительными и местоимениями, частицы не с глаголами; а также правописание слов с непроверяемыми написаниями;
- списывать текст с доски и учебника, писать диктанты.
Учебно-тематический план
№ |
Наименование раздела |
Всего |
1 |
1-я часть учебника Что нужно для общения |
11 |
2 |
Секреты появления слов в русском языке |
32 |
1)Заимствованные слова |
3 |
|
2)Основа слова |
2 |
|
3)Какую работу выполняет в основе слова суффикс |
11 |
|
4)Какую работу выполняет в основе слова приставка |
8 |
|
5)Сложные слова |
9 |
|
3 |
Как из слов образуются предложения |
32 |
1) Средства связи слов в предложении |
2 |
|
2) Служебные части речи: предлоги, союзы, частицы. Роль предлогов в предложении Роль союзов в предложении Роль частиц в предложении. Правописание частицы не с глаголом |
16 |
|
3) Изменение форм глаголов: форм времени, числа и рода |
14 |
|
3 |
2-я часть учебникаКак из слов образуются предложения (продолжение) 4)Грамматические признаки имени существительного |
12 |
Правописание ь после букв шипящих на конце имен существительных |
5 |
|
5)Словосочетание |
5 |
|
Правописание гласных и, ы после ц |
4 |
|
6)Изменение имен существительных по падежам |
9 |
|
7)Второстепенный член предложении – дополнение |
7 |
|
8)Склонение имен существительных в форме единственного числа |
9 |
|
Правописание падежных окончаний имен существительных в форме единственного числа |
6 |
|
О,е в окончаниях существительных после букв шипящих согласных и ц Правописание суффиксов имен существительных –ик, -ек |
6 |
|
9)Падежные окончания существительных в форме множественного числа |
7 |
|
10)Грамматические формы имени прилагательного. Второстепенный член предложения – определение |
8 |
|
11)Однородные члены предложения |
8 |
|
4 |
Как из предложений образуется текст |
6 |
|
Итого: |
170 |
Материально-техническое обеспечение
1. Литература
· Нечаева Н.В. Русский язык: Учебник для 3 класса : В 2 частях. – Самара: Издательство «Учебная литература»: Издательский дом «Федоров»
· Яковлева С.Г. Тетради по русскому языку для 3 класса: В 4 частях/ Под ред. Нечаевой Н.В. - Самара: Издательство «Учебная литература»: Издательский дом «Федоров»
· Методические рекомендации к курсу «Русский язык»
· Словари, энциклопедии, справочники, художественные альбомы
2. Специфическое оборудование.
· Таблицы к основным разделам грамматического материала (в соответствии с программой)
· Наборы сюжетных картинок
· Классная и магнитная доски
· Аудиозаписи в соответствии с программой
Интернет-ресурсы.
1. Единая коллекция Цифровых Образовательных Ресурсов. - Режим доступа: http[//school-collection. edu.ru
2. Михеева А. В. Обучение фразеологии русского языка в начальной школе (на материале учебников А. В. Поляковой). - Режим доступа: http://www.zankov.ru/practice/stuff/article=50
3. Презентации уроков «Начальная школа». - Режим доступа: http://nachalka.info/about/193
4. Справочно-информационный интернет-портал «Русский язык». - Режим доступа: http://www.gramota.ru
5. Я иду на урок начальной школы (материалы к уроку). - Режим доступа: http://nsc.1 september.ru/urok
Скачано с www.znanio.ru
Материалы на данной страницы взяты из открытых источников либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.