ТЕХНОЛОГИЯ
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Учебная программа по технологии для 1 класса составлена на основе требований Федерального компонента государственного стандарта общего образования.
В рамках программы первый год обучения занимает особое место. В частности, большое внимание уделяется адаптационным возможностям уроков практического труда в школе. Проблема адаптации первоклассников к условиям школьной жизни является важной для их последующего успешного обучения, но решается она подчас с большим трудом. Между тем, уроки технологии позволяют решать многие сложные аспекты этой проблемы естественным образом, без специальных дополнительных мероприятий.
Во-первых, они сами по себе вызывают у детей большой интерес, поскольку основаны на живой преобразовательной деятельности. Поддержанию этого интереса за счёт содержания уроков и творческих методов работы мы уделяем особое внимание, а это, в свою очередь, положительно сказывается на учебной мотивации в целом.
Во-вторых, эти уроки эффективно помогают устранять психофизиологическое недоразвитие, которым отмечены многие первоклассники и с которым связаны основные учебные трудности первого этапа школьной жизни. Под психофизиологическим недоразвитием подразумеваются:
а) недостаточный уровень развития основных психических процессов, участвующих в познавательной деятельности (внимания, воображения, памяти, мышления и речи);
б) ограниченный запас сенсорного опыта и живых представлений об окружающем мире;
в) недостаточный уровень важнейших физиологических показателей (развитие мелкой мускулатуры, координация движений и пр.). Для решения этой задачи авторы предлагают специально выстроенную систему уроков, направленную на гармонизацию психофизиологического развития детей.
В-третьих, умственные действия учеников на этих уроках имеют внешнее, материальное выражение – что позволяет их лучше диагностировать и управлять их развитием. Данное обстоятельство также нашло своё отражение в программе первого года обучения.
В-четвертых, практическая форма выполнения учебных заданий позволяет включать детей в совместную работу, учить их коммуникативной практике.
С учётом сказанного основные задачи уроков технологии в работе с первоклассниками можно обозначить следующим образом:
1) привитие интереса к занятиям, формирование учебной мотивации;
2) формирование произвольности поведения, умения слушать и понимать учителя;
3) воспитание коммуникативных умений, правильного поведения в коллективе сверстников, организованности и культуры труда;
4) развитие моторики рук, координации движений и действий;
5) расширение сенсорного опыта, обогащение знаний и впечатлений об окружающем мире;
6) развитие познавательных процессов: восприятия, внимания, памяти, мышления, воображения и речи;
7) развитие приёмов умственной деятельности: анализа, синтеза, классификации, обобщения и т. д.;
8) практическое ознакомление со свойствами отдельных материалов, формирование умений их обработки;
9) формирование первоначальных приёмов работы с инструментами для ручного труда;
10) формирование умения работать с учебником.
Все перечисленные задачи реализуются через содержание и методику проведения уроков, последовательность которых в учебнике для первого класса в определённой мере рассчитана именно на адаптацию к школе.
Основные содержательные компоненты программы первого класса:
- культура и организация труда:
Своевременная и правильная подготовка к уроку необходимых материалов, инструментов и приспособлений; правильное размещение их на рабочем месте. Поддержание порядка на рабочем месте в течение урока. Уборка рабочих мест в конце урока. Правила безопасной работы с ножницами и иглой. Использование макулатуры при работе с клеем.
- приёмы обработки различных поделочных материалов:
Обработка бумаги и картона (сгибание, скручивание, обрывание, разрезание, сминание); лепка из пластилина и фольги; работа с природными и разными утилизированными материалами; соединение деталей при помощи клея; сборка изделий из деталей «Конструктора»; витьё и плетение из волокнистых материалов; пришивание пуговиц.
- работа с простейшими ручными инструментами:
Приёмы работы с карандашом, ножницами, иглой, стекой, фальцовкой (гладилкой).8
- приёмы и правила разметки деталей:
Разметка сгибанием, по шаблону, на глаз и от руки. Экономное расходование материалов при разметке.
- информационно-познавательные умения, развитие познавательной самостоятельности и умения работать под руководством учителя:
Восприятие, оценка, анализ информации при работе с учебником и другими учебно-дидактическими материалами (рисунки, схемы, инструкции и проч.). Организация работы в соответствии с поставленной задачей и учебной информацией.
Наблюдения и опыты в 1 классе: простейшие опыты по механической обработке различных материалов (бумаги разных сортов, фольги, пластилина, теста, засушенных листьев и др.) и наблюдение их конструктивно-технологических и декоративно-художественных свойств (хрупкость, вязкость, пластичность, липкость, сухость, способность к деформации и сохранению формы и проч.); рассматривание устройства и образов объектов природы и окружающего мира (форма и окраска цветов, листьев, грибов, птиц, снежинок, животных, насекомых; осенний, зимний и весенний пейзажи; букеты; салют; закладки, открытки и т.д.); сравнение различных способов обработки материалов. Логические задачи, задания на пространственное мышление: аппликации из геометрических фигур, разрезные картинки; достраивание симметричных форм; трансформация плоского листа в объёмную форму; поиск закономерности в конструировании форм и изображений.
Учебно-методическое обеспечение:
1. Конышева Н.М. Технология: учебник для 1 класса общеобразовательных учреждений / Н.М. Конышева. – 4-е изд. – Смоленск: Ассоциация XXI век, 2011;
2. Конышева Н.М. Технология: рабочая тетрадь к учебнику «Умелые руки» для 1 класса общеобразовательных учреждений. В 2 ч. / Н.М. Конышева. – 2-е изд. – Смоленск: Ассоциация XXI век, 2014;
3. Конышева Н.М. Технология: методические рекомендации к учебнику «Умелые руки» для 1 класса общеобразовательных учреждений / Н.М. Конышева. – Смоленск: Ассоциация XXI век, 2009;
4. Проснякова Т.Н. Азбука мастерства: 1 кл.: Методическое пособие / Т.Н. Проснякова – изд. 2-е, испр. и доп. – М.: Академкнига/Учебник, 2005.
Тематическое планирование в 1 классе рассчитано на 1 час в неделю. Всего 33 часа.
К концу первого класса учащиеся должны.
Знать:
- основные требования культуры труда (о необходимости своевременной подготовки и уборки рабочего места, поддержания порядка на рабочем месте в течение урока; об использовании макулатуры при работе с клеем);
- правила безопасной работы с ножницами и иглой;
- правила рациональной разметки деталей на бумаге (разметка на изнаночной стороне материала; экономия материала при разметке);
- назначение шаблона, стеки, гладилки;
- правила вырезания детали ножницами из листа бумаги:
а) «режем средней частью лезвий, поворачиваем в руке не ножницы, а бумагу»;
б) «сначала форма обрезается «грубо», а затем вырезается точно по контуру»;
- что сгибы в изделиях из плотной бумаги или картона необходимо предварительно продавить с помощью специального инструмента.
Уметь:
- соблюдать культуру труда и технику безопасности при работе над изделиями;
- использовать правила и приёмы рациональной разметки;
- выполнять разметку сгибанием, по шаблону, на глаз и от руки;
- аккуратно и ровно сгибать бумагу, пользоваться гладилкой;
- аккуратно вырезать детали из бумаги по прямолинейному и криволинейному контуру;
- аккуратно и точно выкраивать детали из бумаги способом обрывания;
- аккуратно, быстро и равномерно наносить клей и приклеивать детали из бумаги;
- аккуратно наклеивать засушенные листья и цветы на плотную бумагу;
- выполнять простые формы и конструкции из пластилина, пользоваться стекой;
- плести «косичку» из трёх нитей;
- пришивать пуговицы;
- выполнять комбинированные работы из разных материалов;
- самостоятельно подбирать материал, выбирать и осуществлять наиболее подходящие приёмы практической работы, соответствующие заданию;
- воспринимать инструкцию (устную или графическую) и действовать в соответствии с инструкцией;
- внимательно рассматривать и анализировать простые по конструкции образцы и находить адекватные способы работы по их воссозданию;
- устанавливать несложные логические взаимосвязи в форме и расположении отдельных деталей конструкции и находить адекватные способы работы по её созданию;
- создавать в воображении несложный художественный замысел, соответствующий поставленной задаче, и находить адекватные способы его практического воплощения.
Материалы на данной страницы взяты из открытых источников либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.