Предметная область: Язык и речевая практика
Чтение
Нормативно-правовая база
Рабочая программа составлена на основании:
· АООП образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) (1 вариант);
· Приказа Минобрнауки РФ №1599 от 19.12.2014г. «Об утверждении ФГОС образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями);
· Приказа Минпросвещения России №115 от 22.03.2021г. «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам – образовательным программам начального общего, основного общего и среднего общего образования»
· Постановления Главного государственного санитарного врача РФ № 28 от 28.09.2020г. «Об утверждении санитарных правил СП 2.4.3648-20 «Санитарно –эпидемиологические требования к организации воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи»
· Учебного плана ГКОУ «С(к)Ш №10» г.Орска Оренбургской области на 2022-2023 уч.г.
· Календарного учебного графика ГКОУ «С(к)Ш №10» г.Орска Оренбургской области на 2022-2023 уч.г.
1. Пояснительная записка
Предмет «Чтение» является разделом предметной области «Язык и речевая практика». Предмет выделяется в качестве отдельного предмета в рамках коррекционного лингвистического курса.
Чтение является важной составляющей частью образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями). Овладение знаниями и умениями в данной предметной области является необходимым условием успешной социализации обучающихся, формированием у них жизненных компетенций. Успешность изучения курса чтения обеспечивает результативность обучения по другим предметам начальной школы.
Основная цель предмета: формирование у обучающихся с интеллектуальными нарушениями коммуникативно – речевых умений, способствующее их адаптации в современном обществе, коррекция недостатков речевого опыта обучающихся.
Задачи обучения чтению:
· воспитание у детей интереса к уроку чтения и к чтению как процессу;
· формирование у них техники чтения: правильного (без искажения звукового состава слов и справильным ударением) и выразительного чтения, обеспечение постепенного перехода от послогового чтения к чтению целым словом;
· формирование у детей навыков сознательного чтения: читать доступный пониманию текст вслух, шёпотом, и затем про себя, осмысленно воспринимать содержание прочитанного, сопереживать героям произведения, давать оценку их поступкам во время коллективного анализа;
· развитие у них умения общаться на уроке чтения: отвечать на вопросы учителя, спрашивать одноклассников о непонятных словах, делиться впечатлениями о прочитанном, дополнять пересказы текста, рисовать к тексту словесные картинки, коллективно обсуждать предполагаемый ответ и др;
· воспитание нравственных, эстетических ценностей.
Предмет имеет коррекционную направленность. Необходимость коррекции познавательной и речевой деятельности умственно отсталых школьников обусловлена трудностями овладения ими русской (родной) фонетикой, своеобразием их общего и речевого развития, неполноценности их психического развития.
Основными направлениями коррекционной работы являются:
· развитие артикуляционной моторики;
· формирование умения работать по словесной инструкции, алгоритму;
· развитие высших психических функций;
· коррекция нарушений эмоционально-личностной сферы;
· развитие речи, владение техникой речи;
· расширение представлений об окружающем мире и обогащение словаря;
· коррекция индивидуальных пробелов в знаниях, умениях, навыках.
Чтение является важным учебным предметом в программе специальной школы. Его направленность на социализацию личности умственно отсталого ребёнка, на коррекцию и развитие речемыслительных способностей детей, на формирование эмоционального отношения к действительности и нравственных позиций поведения всё это ещё раз подчёркивает значимость обучения чтению обучающихся с нарушениями интеллекта.
2. Общая характеристика учебного предмета
Для чтения во 2 классе подбираются доступные для детей произведения устного народного творчества, рассказы и сказки русских и зарубежных писателей, доступные пониманию детей деловые и научно-популярные статьи. В основе расположения произведений в книгах для чтения лежит тематический принцип. В каждом последующем году продолжается и расширяется заявленная в предыдущем классе тематика, тем самым обеспечивается концентричность расположения учебного материала, создающая условия для пошагового расширения знаний и представлений, для регулярного повторения ранее усвоенных тем.
Обучение чтению во 2 классе начинается с послебукварного периода.
Задачи этого этапа:
- закрепление навыков плавного послогового чтения усвоенных ранее слоговых структур;
- обучение чтению новых слоговых структур в словах;
-совершенствование навыков звуко – буквенного анализа;
- продолжение работы над дикцией и выразительностью устной речи.
Совершенствование техники чтения осуществляется последовательно. Постоянное внимание уделяется формированию навыка правильного чтения, так как в силу особенностей психического развития умственно отсталые школьники овладевают им с большим трудом, что затрудняет понимание прочитанного.
Беглое чтение формируется постепенно. Во 2 классе учащиеся читают по слогам, постепенно переходя к чтению целыми словами. В дальнейшем навык совершенствуется. Одновременно с овладением чтением вслух школьники учатся читать про себя.
Работа над выразительностью чтения начинается с переноса опыта выразительной устной речи на процесс чтения. Однако систематическое формирование выразительного чтения начинается в 3 классе, при переходе на чтение целыми словами.
Усвоение содержания читаемого осуществляется в процессе анализа произведений. Поэтому проводится систематическая работа по установлению причинно-следственных связей и закономерностей, в выделении непонятных слов.
Развитие устной речи. Большое внимание на уроках чтения уделяется развитию связной устной речи. Учащиеся овладевают правильным, полным и последовательным пересказом в процессе систематической работы, направленной на понимание содержания произведений, обогащение и уточнение словарного запаса, обучение правильному построению предложений, и в процессе упражнений в воспроизведении прочитанного. С этой целью в зависимости от сложности текста используются вопросы, план (картинный, коллективно составленный). В процессе внеклассного чтения формируется читательская самостоятельность обучающихся. У детей идет развитие интереса к чтению, они знакомятся с лучшими, доступными их пониманию произведениями детской литературы, что способствует формированию умения выбирать книгу по интересу, читательской культуры, развитию желания посещать библиотеку.
Формы обучения: очная, дистанционная.
Основной формой организации процесса обучения по предмету «Чтение» является урок:
· комбинированный урок;
· урок ознакомления с новым материалом;
· урок обобщения и систематизации знаний;
· урок закрепления изученного материала;
· урок проверки и коррекции знаний обучающихся;
· урок-игра.
Формы организации урока:
Ведущей формой работы учителя с обучающимися на уроке является фронтальная работа при осуществлении дифференцированного и индивидуального подхода, а также используются:
· групповая;
· работа в парах;
· индивидуальная работа.
Современные образовательные технологии, используемые в процессе реализации учебного курса «Чтение», могут быть разнообразными: игровые, здоровьесберегающие; информационно-коммуникационные; личностно-ориентированные; технологии разноуровневого и дифференцированного подхода, приёмы рефлексивных технологий.
Методы.
а) общепедагогические методы:
-словесные – рассказ, объяснение, беседа;
-наглядные – наблюдение, демонстрация, просмотр;
-практические – упражнения.
б) специальные методы коррекционно – развивающего обучения (По Е.Д. Худенко):
- задания по степени нарастающей трудности;
- специальные коррекционные упражнения;
- задания с опорой на несколько анализаторов;
- включение в уроки современных реалий;
- развёрнутая словесная оценка;
- призы, поощрения.
Межпредметные связи
1.Математика - название чисел в пределах 20, поиск нужной страницы в учебнике.
2.Русский язык - ответы на вопросы по тексту, связные высказывания по затрагиваемым в беседе вопросам.
3.Мир природы и человека - самостоятельное описание картин природы, явлений природы.
4.Рисование - зарисовки сюжетов природы, животных.
5.Физкультура – использование физкультурных минуток на уроке.
Ценностные ориентиры содержания учебного предмета
Обучение чтению строится на основе понимания того, что литература - это явление национальной и мировой культуры, средство сохранения и передачи нравственных ценностей и традиций; осознании значимости чтения для личного развития; формирования представлений о Родине и её людях, окружающем мире, культуре, первоначальных этических представлений, понятий о добре и зле, дружбе, честности; формировании потребности в систематическом чтении.
3. Описание места учебного предмета, курса в учебном плане
Учебный предмет «Чтение» входит в предметную область «Язык и речевая практика» и относится к обязательной части учебного плана образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями).
В соответствии с годовым учебным планом образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями), курс чтения во втором классе рассчитан на 136 часов в год (4 часа в неделю, 34 учебных недели).
Количество часов по четвертям
|
1четверть |
2четверть |
3четверть |
4четверть |
Год |
Количество часов |
34 |
31 |
42 |
29 |
136 |
4. Личностные и предметные результаты освоения предмета
«Чтение»
В структуре планируемых результатов ведущее место принадлежит личностным результатам, поскольку именно они обеспечивают овладение комплексом социальных (жизненных) компетенций, необходимых для достижения основной цели современного образования — введения обучающихся с умственной отсталостью в культуру, овладение ими социо-культурным опытом.
Планируемые результаты освоения обучающимися 2 класса программы по чтению, направлены на получение следующих личностных результатов:
1. оценивать поступки людей, жизненные ситуации с точки зрения общепринятых норм и ценностей; оценивать конкретные поступки как хорошие или плохие;
2. эмоционально «проживать» текст, выражать свои эмоции;
3. понимать эмоции других людей, сочувствовать, сопереживать;
4. высказывать своё отношение к героям прочитанных произведений, к их поступкам;
5. интерес к языковой и речевой деятельности.
Предметные результаты имеют два уровня овладения: минимальный и достаточный.
Достаточный уровень освоения предметных результатов не является обязательным для всех обучающихся. Минимальный уровень является обязательным для всех обучающихся с умственной отсталостью. Отсутствие достижения этого уровня по отдельным предметам не является препятствием к продолжению образования по данному варианту программы.
К концу обучения во 2 классе обучающиеся должны :
Минимальный уровень: |
Достаточный уровень: |
-слушать небольшие по объему тексты и отвечать на вопросы учителя или с опорой на картинку; -читать по слогам короткие тексты; - соотносить прочитанный текст с иллюстрацией; -читать наизусть 2-3 небольших стихотворения. |
-слушать небольшую сказку, стихотворение, рассказ; - соотносить прочитанный текст с иллюстрацией; -читать плавно по слогам короткие тексты с переходом на чтение целым словом двусложных слов, простых по семантике и структуре; - пересказывать по вопросам, картинно- символическому плану, серии картинок прочитанный или прослушанный текст; - выразительно читать наизусть 3-5 коротких стихотворений перед классом. |
Формирование базовых учебных действий
Личностные базовые учебные действия:
У обучающихся будут сформированы:
-целостный, социально ориентированный взгляд на мир в единстве его природной и социальной частей;
- сознание себя как ученика, заинтересованного посещением школы;
-способность к осмыслению социального окружения, своего места в нем, принятие соответствующих возрасту ценностей и социальных ролей;
-положительное отношение к окружающей действительности, готовность к организации взаимодействия с ней и эстетическому ее восприятию;
-понимание личной ответственности за свои поступки на основе представлений об этических нормах и правилах поведения в современном обществе;
- самостоятельность в выполнении учебных заданий, поручений, договоренностей;
-готовность к безопасному и бережному поведению в природе и обществе.
Регулятивные базовые учебные действия:
Обучающиеся научатся:
- адекватно использовать ритуалы школьного поведения (поднимать руку, вставать и выходить из-за парты и т.д.)
- принимать цели и произвольно включаться в деятельность, следовать
предложенному плану и работать в общем темпе;
-активно участвовать в деятельности, контролировать и оценивать свои
действия и действия одноклассников;
-соотносить свои действия и их результаты с заданными образцами,
-принимать оценку деятельности, оценивать ее с учетом предложенных критериев, корректировать свою деятельность с учетом выявленных недочетов.
Познавательные базовые учебные действия:
Обучающиеся научатся:
-выделять существенные, общие и отличительные свойства предметов;
-устанавливать видо - родовые отношения предметов;
-делать простейшие обобщения, сравнивать, классифицировать на наглядном материале;
-пользоваться знаками, символами, предметами – заместителями;
-читать;
-наблюдать под руководством взрослого за предметами и явлениями окружающей действительности;
-работать с информацией (понимать изображение, текст, устное высказывание, элементарное схематическое изображение, таблицу, предъявленные на бумажных, электронных и других носителях) под руководством и с помощью учителя.
Коммуникативные базовые учебные действия:
Обучающиеся научатся:
-вступать в контакт и работать в коллективе (учитель – ученик, ученик – ученик, ученик – класс, учитель - класс);
-использовать принятые ритуалы социального взаимодействия с одноклассниками и учителем;
-обращаться за помощью и принимать помощь;
-сотрудничать с взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях;
- слушать и понимать инструкцию к учебному заданию в разных видах деятельности и быту;
-доброжелательно относиться, сопереживать, конструктивно взаимодействовать с людьми;
- договариваться и изменять свое поведение с учетом поведения других участников спорной ситуации.
Лексические темы и основные разделы программы:
Снова в школе. Вот и осень пришла. Почитаем – поиграем. В гостях у сказки. Животные рядом с нами. Ой ты, зимушка – зима. Что такое хорошо и что такое плохо. Весна идёт. Чудесное рядом. Лето красное.
Первое полугодие.
Послебукварный период
Содержание чтения: короткие рассказы, стихотворения и загадки о жизни детей в семье, в школе, о школьных обязанностях, о дружбе и взаимопомощи, о временах года, о жизни животных и др.
Техника чтения. Плавное чтение по слогам, без искажения звукового состава небольших, простых по содержанию и структуре слов и предложений, рассказов и стихотворений, тексты которых даны по слоговой разбивке.
Чтение слогов и слов, включённых в таблицы, для закрепления и дифференциации слоговых структур, пройденных в 1 классе:
слогов и слов со стечением согласных;
слогов и слов с оппозиционными звуками;
слогов и слов с разделительными ь и ъ;
слогов и слов со сходными буквенными знаками.
Совершенствование звуковой культуры речи: закрепление правильного звукопроизношения, развитие чёткой дикции на основе чтения слоговых структур и выполнения специальных упражнений; выразительное произнесение чистоговорок и коротких стихотворений вместе с учителем.
Сознательное чтение. Ответы на вопросы по содержанию текста. Выборочное чтение слов и предложений по заданию учителя. Соотнесение слов и предложений с иллюстративным материалом.
Разучивание небольших загадок, потешек и стихотворений с голоса учителя; воспроизведение их в игровой ситуации.
Второе полугодие.
Содержание чтения: небольшие по объёму произведения устного народного творчества: сказки и отрывки из них, игровые песни; рассказы и стихотворения русских и зарубежных авторов на темы, связанные с жизнью и бытом детей, с окружающей их природой, с решением морально-этических проблем.
Техника чтения. Чтение без искажения звукового состава слов с правильным ударением в них.
Плавное чтение по слогам с постепенным переходом на чтение целыми словами двусложных слов с простыми слоговыми структурами. Предварительное чтение трудных слов текста (речевая зарядка).
Соблюдение интонации конца предложения и пауз между предложениями.
Выразительное чтение наизусть коротких стихотворений по образцу учителя.
Сознательное чтение. Прослушивание текста с установкой на адекватное эмоциональное восприятие (кто из героев понравился; какой рассказ по настроению – весёлый или грустный; что было страшного в рассказе и т. д.). Знакомство с новыми словами с опорой на наглядные средства.
Ответы на вопросы по содержанию прочитанного. Нахождение в тексте предложений, подтверждающих правильность ответа. Установление с помощью учителя простых смысловых связей между событиями и поступками героев. Соотнесение предложений и абзацев текста с иллюстративным материалом.
Элементарная оценка прочитанного: хороший или плохой поступок, хорошее или плохое событие (почему?). Опора в оценке на собственный опыт. Соотнесение содержания рассказа и его заглавия. Использование подсказывающих вопросов для выяснения главной мысли произведения («Хорошо или плохо поступили мальчики, не отогнав большую собаку от маленького котёнка? Почему?» и т. д.).
Развитие речи.
Выработка умения правильно строить предложения при ответе на вопросы. Правильное интонирование предложения по образцу учителя. Передача содержания произведения по вопросам учителя или по заданиям в книге для чтения. Пересказ с опорой на картинно-символический план к каждому предложению, на серию сюжетных картинок или меловой рисунок на доске.
Разучивание небольших стихотворений с голоса учителя, выразительное их чтение по подражанию.
Внеклассное чтение.
Чтение детских книг учителем с обязательным рассматриванием иллюстраций. Запоминание названия книги, ее автора и основного содержания (о чём или о ком книга). Самостоятельное чтение книг из классной библиотечки. Мотивация самостоятельного чтения: предоставление выбора книги по желанию ученика, организация игры с наглядным отражением её результатов, драматизация прочитанного, участие в праздниках детской книги.
№ п/п |
Наименование разделов и тем |
Всего часов |
Основные виды учебной деятельности учащихся |
1. |
Осень пришла – в школу пора! |
20ч. |
Работа с картинками, ответы на вопросы, чтение по слогам, устное словесное рисование. Рассматривание картинок, сравнение явлений природы на картинке и в происходящей действительности, чтение по слогам, ответы на вопросы, составление рассказа по собственным наблюдениям; работа с загадками; заучивание наизусть; составление предложений по картинке. |
2. |
Почитаем - поиграем |
9ч. |
Рассматривание картинок, составление подписей к картинкам из букв разрезной азбуки, составление слов из слогов, чтение по слогам, ответы на вопросы, работа с загадками, инсценирование, чтение по ролям. |
3. |
В гостях у сказки |
14ч. |
Рассматривание картинок, ответы на вопросы, составление предложений к картинкам, плавное чтение отдельных слов целым словом, пересказ эпизодов текста в соответствии с картинкой, пересказ сказки по вопросам, самостоятельный пересказ, работа с пословицами, чтение по ролям. драматизация. |
4. |
Животные рядом с нами |
13ч. |
Чтение по слогам, отгадывание загадок, составление подписей к картинкам из букв разрезной азбуки, устное словесное рисование, составление рассказа о любимом животном, заучивание наизусть, рассматривание картинок и установление признаков сходства и различия животных. |
5. |
Ой ты, зимушка – зима! |
17ч. |
Рассматривание картинок, сравнение явлений природы на картинке и в происходящей действительности, чтение целыми словами, ответы на вопросы, выборочное чтение, составление предложений к серии картинок, работа с загадками, выразительное чтение стихотворений, заучивание наизусть. |
6. |
Что такое хорошо и что такое плохо |
18ч. |
Чтение целыми словами, выборочное чтение. Пересказ эпизодов текста в соответствии с картинкой. Устное словесное рисование, ответы на вопросы, работа с пословицами и поговорками, заучивание наизусть, составление рассказа на основе собственных наблюдений. Рисование по прочитанному, выставка рисунков. |
7. |
Весна идет! |
21ч. |
Рассматривание картинок, сравнение явлений природы на картинке и в происходящей действительности, чтение целыми словами, ответы на вопросы, составление рассказа по собственным наблюдениям; работа с загадками; заучивание наизусть; составление предложений по картинке. Выборочное чтение. Пересказ эпизодов текста в соответствии с картинкой. |
8. |
Чудесное рядом |
14ч. |
Чтение целыми словами, ответы на вопросы, составление рассказа по собственным наблюдениям; работа с загадками. Составление предложений к картинкам. Рассказ по вопросам, рисование по прочитанному, выставка рисунков. |
9. |
Лето красное |
9ч. |
Рассматривание картинок, сравнение явлений природы на картинке и в происходящей действительности, чтение целыми словами, ответы на вопросы, составление рассказа по собственным наблюдениям. Рассказ по вопросам, рисование по прочитанному, выставка рисунков. |
|
ИТОГО |
136ч. |
|
7. Описание материально - технического обеспечения образовательной деятельности
Технические средства обучения
Компьтер, мультимедиа – установка, экран, экранно-звуковые пособия (презентации, мультфильмы и т.д.).
Интернет ресурсы
http://infourok.ru/, http://www.uchportal.ru/, http://pedsovet.su/, http://www.proshkolu.ru/, https://kopilkaurokov.ru/
Наглядные и демонстрационные пособия :
· наборы сюжетных (предметных) картинок в соответствии с тематикой
· дидактические игры.
· опорные таблицы по отдельным изучаемым темам;
· схемы;
· дидактический раздаточный материал (карточки с заданиями);
· наборы ролевых игр, игрушек по отдельным темам
Печатные пособия:
· наборы предметных картинок; наборы сюжетных картинок по отдельным темам; различные виды словарей;
· наборы сюжетных картинок в соответствии с тематикой урока
Литература:
для обучающихся:
1. Чтение 2 класс. Учеб. для спец. (коррекц.) образоват. Учреждений 8 вида. В 2 ч. Ч.1(авт.-сост. С.Ю. Ильина и др.). – 8-е изд. – М.: Просвещение, 2019.
2. Чтение 2 класс. Учеб. для спец. (коррекц.) образоват. Учреждений 8 вида. В 2 ч. Ч.2(авт.-сост. С.Ю. Ильина и др.). – 8-е изд. – М.: Просвещение, 2019.
Для учителя:
1. А.К. Аксенова «Методика обучения русскому языку и чтению в школе VIII вида» (М., «Просвещение», 2000 г.)
2. С.Ю.Ильина. Методические рекомендации к учебнику «Чтение» для 2-4 классов специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида.Москва, Просвещение, 2017.
3. Волина В.В. Учимся играя. – М.: Новая школа, 1994.
4. Волина В.В. Занимательное азбуковедение.- М.: Просвещение, 1994..
Оценка достижения обучающимися с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) предметных результатов основана на принципах индивидуального и дифференцированного подходов. Усвоенные обучающимися даже незначительные по объёму и элементарные по содержанию знания и умения выполняют коррекционно-развивающую функцию, поскольку они играют определённую роль в становлении личности ученика и овладении им социальным опытом.
В течение первого полугодия II-го класса используется качественная оценка, направленная на поощрение и стимулирование работы обучающегося без фиксирования балльной отметкой в Классном журнале. В это время контроль знаний, умений и навыков осуществляется через мониторинговые исследования по всем предметам с целью выявления уровня сформированности предметных результатов. Во 2 классе проводится мониторинг в начале года, в конце 1 полугодия, а также итоговый (по результатам промежуточной аттестации обучающихся) в форме проверки сформированности навыков чтения.
Данные мониторинга заносятся в диагностическую карту обучающегося, выявляется динамика формирования знаний, умений и навыков по предмету.
Со второго полугодия 2 класса осуществляется текущий, тематический и итоговый контроль знаний, умений и навыков обучающихся с фиксированием отметки в журнале.
Текущий контроль.
Цель проведения: проверка уровня усвоения изучаемого материала, обнаружение пробелов в знаниях отдельных обучающихся, принятие мер к устранению этих пробелов, предупреждение неуспеваемости.
Текущая проверка по чтению проводится на материале изучаемых программных произведений на каждом уроке в основном в форме индивидуального или фронтального устного опроса:
чтение текста, пересказ содержания произведения (полно, кратко, выборочно); выразительное чтение, чтение наизусть.
Также используются самостоятельные работы с книгой, иллюстрациями и оглавлением.
Тематический контроль осуществляется в соответствии с календарно – тематическим планированием в конце изучения темы и раздела в форме творческой работы, которая проводится в рамках нетрадиционных уроков: уроки – драматизации, уроки – путешествия.
Итоговый контроль проводится в конце учебных четвертей и в конце года в форме проверки техники чтения и осознанности прочитанного.
При проверке техники чтения подбираются незнакомые, но доступные тексты объёмом (на конец года):
Нормы техники чтения.
1 класс – 5 – 10 слов.
2 класс - 15 – 20 слов.
3 класс - 25 – 30 слов.
4 класс - 35 – 40 слов.
В начале учебного года техника чтения проверяется по текстам, объем которых соответствует объему текстов предыдущего года.
При оценке предметных результатов обучающихся учитываются индивидуальные особенности интеллектуального развития, состояние их эмоционально-волевой сферы. Ученику с низким уровнем интеллектуального развития предлагается более лёгкий вариант задания.
Результаты овладения АООП выявляются в ходе выполнения обучающимися разных видов заданий, требующих верного решения:
чем больше верно выполненных заданий к общему объему, тем выше показатель надежности полученных результатов, что дает основание оценивать их как «удовлетворительные», «хорошие», «очень хорошие» (отличные).
В оценочной деятельности результаты, продемонстрированные учеником в ходе выполнения контрольных, самостоятельных, творческих работ и тестах, соотносятся с оценками:
- «очень хорошо» (отлично), если обучающиеся верно выполняют свыше 65% заданий;
- «хорошо» - от 51% до 65% заданий;
- удовлетворительно» (зачёт) - от 35% до 50% заданий.
При оценке устных ответов по чтению принимается во внимание:
а) правильность ответа по содержанию, свидетельствующая об осознанности усвоения изученного материала;
б) полнота ответа;
в) умение практически применять свои знания;
г) последовательность изложения и речевое оформление ответа.
«5» ставится ученику, если он:
- читает по слогам (с переходом к концу года к чтению целыми словами) правильно с 1-2 самостоятельно исправленными ошибками короткие тексты;
- соблюдает синтаксические паузы;
- отвечает на вопросы по содержанию прочитанного;
-пересказывает прочитанное с использованием вопросов и видов плана полно, правильно, последовательно;
- твердо знает наизусть текст стихотворения и читает его выразительно.
«4» ставится ученику, если он:
- читает по слогам, затрудняется читать целиком даже легкие слова;
- допускает 1-2 ошибки при чтении и соблюдении синтаксических пауз;
- допускает неточности в ответах на вопросы и пересказе содержания, но исправляет их самостоятельно или с незначительной помощью учителя;
- допускает при чтении наизусть 1-2 самостоятельно исправленные ошибки, читает наизусть недостаточно выразительно.
«3» ставится ученику, если он:
- затрудняется в чтении по слогам трудных слов;
- допускает 3-4 ошибки при чтении и соблюдении синтаксических пауз;
- отвечает на вопросы и пересказывает содержание прочитанного с помощью учителя;
- обнаруживает при чтении наизусть нетвердое усвоение текста.
«2» не выставляется из за специфики интеллектуального дефекта и особенностей речевого развития обучающихся.
«1» обучающимся 2 класса не ставится.
Контрольные работы по предмету чтение программой не предусмотрены. В начале учебного года, в середине и в конце года проводится проверка техники чтения.
9. Контрольно- измерительные и оценочные материалы
Техника чтения
Сентябрь.
1 вариант
Настя читает
Пришла Настя после школы. Одна мама была дома. Настя села у стола, взяла книжку и прочла сказку. Мама была рада.
(20 слов)
2 вариант
Розы
У Зины росли розы. Зина мыла розу. А у розы шипы.
(11 слов.)
1 полугодие
1 вариант
Как Алик напугал маму и папу.
Папа купил сыну Алику книгу-раскраску. Там рисунки: мамонты и слоны, аллигаторы и гиппопотамы, носороги и мартышки. А мама Алику купила краски и кисти. Он раскрасил рисунки красками. Мамонт стал синим, а носорог красным. Ну и ну! (37 слов)
2 вариант
Дедушка.
Мальчики Миша и Сережа жили у деда. Они помогали деду сушить сеть. Дедушка учил мальчиков ловить рыбу. Ребята любили работать с дедом. (23 слова)
2 полугодие
1 вариант
В роще.
Дети пришли в рощу. Там весело и шумно. Пчела брала мед с цветка. Муравей тащил травинку. Голубь строил гнездо для голубят. Зайчик бежал к ручью. Ручей журчал по камням. Он работал. Ручей поил чистой водой людей и животных. (38 слов)
К. Ушинский
2 вариант
Игрушки.
У Наташи гости. На полу игрушки. Тут и слоник, и ослик. За столиком куклы: Мариша, Ириша и Саша. Гости играли игрушками Наташи. (23 слова)
Обозначение сокращений
В столбике «Тип урока» использовались следующие обозначения:
- УОНМ – урок ознакомления с новым материалом;
- УОСЗ – урок обобщения и систематизации знаний;
- УПКЗ – урок проверки и коррекции знаний обучающихся;
- КУ – комбинированный урок.
При планировании уроков УПКЗ – урок проверки и коррекции знаний обучающихся указан вид контроля:
- ПТЧ – проверка техники чтения
Скачано с www.znanio.ru
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.