Пояснительная записка к программе по музыке 1-4 кл. Е.Д.Критская
Оценка 5

Пояснительная записка к программе по музыке 1-4 кл. Е.Д.Критская

Оценка 5
docx
05.02.2020
Пояснительная записка к программе по музыке 1-4 кл. Е.Д.Критская
Пояснительная записка к программе по музыке 1-4кл. Е.Д.Критская.docx

Пояснительная записка.

Рабочая программа по предмету « Музыка» 1-4 классов разработана в соответствии с ФГОС НОО, ООО, СОО

-Примерной основной образовательной программы основного  начального образования по музыке, одобренной решением федерального учебно-методического объединения по общему образованию (протокол от 08.04.2015 №1/15).

-Программы «Музыка. 1-4 классы» Е.Д. Критской, Г.П. Сергеевой, Т.С. Шмагиной, Москва: «Просвещение», 2013 г.

- Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования, утвержденный приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 06.10.2009 № 373;

 

Рабочая программа ориентирована на учебник:

Автор/Авторский коллектив

Название учебника

Класс

Издатель учебника

 

Е.Д. Критская, Г.П. Сергеева

«Музыка»

1

М.: Просвещение, 2018г.

Е.Д. Критская, Г.П. Сергеева

«Музыка»

2

М.: Просвещение, 2018г.

Е.Д. Критская, Г.П. Сергеева

«Музыка»

3

М.: Просвещение, 2018г.

Е.Д. Критская, Г.П. Сергеева

«Музыка»

4

М.: Просвещение, 2018г.

                          

Цель изучения предмета музыка:

1) формирование основ музыкальной культуры обучающихся как неотъемлемой части их  общей духовной культуры; потребности в общении с музыкой для дальнейшего духовно-нравственного развития, социализации, самообразования, организации содержательного культурного досуга на основе осознания роли музыки в жизни отдельного человека и общества, в развитии мировой культуры;

2) развитие общих  музыкальных способностей  обучающихся, а также  образного и ассоциативного мышления, фантазии и творческого воображения, эмоционально-ценностного отношения к явлениям жизни и искусства на основе восприятия и анализа  музыкальных образов;

3) формирование мотивационной направленности на продуктивную музыкально-творческую деятельность (слушание музыки, пение, инструментальное музицирование, драматизация музыкальных произведений, импровизация, музыкально-пластическое движение); 

4) воспитание эстетического отношения к миру, критического восприятия музыкальной информации, развитие творческих способностей в многообразных видах музыкальной деятельности, связанной с театром, кино, литературой, живописью;

5) расширение музыкального и общего культурного кругозора; воспитание музыкального вкуса, устойчивого интереса к музыке своего народа и других народов мира, классическому и современному музыкальному наследию;

6) овладение основами музыкальной грамотности: способностью эмоционально воспринимать музыку как живое образное искусство во взаимосвязи с жизнью, со специальной терминологией и ключевыми понятиями музыкального искусства, элементарной нотной грамотой в рамках изучаемого курса.

 

 

  Общая характеристика предмета.

Изучение предмета «Музыка» направлено на расширение опыта эмоционально-ценностного отношения к произведениям искусства, опыта музыкально-творческой деятельности, на углубление знаний, умений и навыков, приобретённых в начальной школе в процессе занятий музыкой.

Вторая ступень музыкального образования логически развивает идею начальной школы – становление основ музыкальной культуры учащихся. Музыкальное образование  в основной школе способствует формированию у учащихся эстетического чувства, сознания, потребностей, вкуса, ощущения и осознания красоты и гармонии в музыкальном искусстве и жизни.

Особое значение в основной школе приобретает развитие индивидуально-личностного отношения учащихся к музыке, музыкального мышления, формирование представления о музыке как виде искусства, раскрытие целостной музыкальной картины мира, воспитание потребности в музыкальном самообразовании.

Важнейшим методом программы, во многом определяющим ее содержание, является метод междисциплинарных взаимодействий. Границы его распространения на область учебных дисциплин, равно как и его смысловое развитие по сравнению с программой для начальной школы, значительно расширяются и углубляются.

Расширение междисциплинарного поля позволяет включить в его пределы круг учебных дисциплин — таких, как литература, изобразительное искусство.

Особо следует отметить, что область взаимодействий охватывает все содержание программы с точки зрения музыка и жизнь. Эта наиважнейшая особенность получает последовательное и аргументированное воплощение на протяжении всех лет обучения — с 1 по 8 класс. Приданию содержательной многомерности при освещении данной проблемы способствует постоянная опора на родственные музыке виды искусства — литературу и живопись.. Вот почему в программе так много обращений не только к образам музыкальных произведений, но и к образам литературы и изобразительного искусства: ведь каждое искусство на своем языке рассказывает об одном и том же — о жизни человека.

                                                                                   

 

 

I класс (33 часа)

 

Раздел 1. Музыка вокруг нас (16 часов)

           Музыка и ее роль в повседневной жизни чело­века. Композитор — исполнитель — слушатель. Пес­ни, танцы и марши — основа многообразных жизнен­но-музыкальных впечатлений детей. Музы водят хоровод. Мелодия – душа музыки. Образы осенней природы в музыке. Словарь эмоций. Музыкальная азбука. Музыкальные инструменты: свирель, дудочка, рожок, гусли, флейта, арфа. Звучащие картины. Русский былинный сказ о гусляре Садко. Музыка в праздновании Рождества Христова. Музыкальный театр: балет.

 

Раздел 2. Музыка и ты (17 часов)

           Музыка в жизни ребенка. Образы родного края. Роль поэта, художника, композитора в изображении картин природы (слова — краски — звуки). Образы утренней и вечерней природы в музыке. Музыкальные портреты. Разыгрывание музыкальной сказки. Образы защитников Отечества в музыке. Мамин праздник и музыкальные позд­равления. Музыкальные инструменты: лютня, клаве­син, фортепиано, гитара. Звучащие картины. Алжирская сказка «Чудесная лютня». Музыка в цирке. Музыкальный театр: опера. Музыка в кино. Афиша музыкального спектакля, программа концерта для родителей. Музыкальный словарик.

 

II класс (34 часа)

 

Раздел 1. Россия – Родина моя (3 часа)

             Образы родного края в музыке. Песенность как отличительная черта русской музыки. Музыкальный пейзаж. Государственные символы России (флаг, герб, гимн). Гимн — главная песня на­шей Родины. Средства музы­кальной выразительности. Художественные символы России (Мос­ковский Кремль, храм Христа Спасителя, Большой театр).

 

Раздел 2. День, полный событий (6 часов)

          Мир ребенка в музыкальных интонациях, темах и образах детских пьес П.Чайковского и С. Прокофь­ева. Песенность, танцевальность, маршевость в передаче содержания и эмоцио­нального строя музыкальных сочинений. Природа, детские игры и забавы, сказка в музыке. Колыбель­ные песни. Своеобразие музыкального языка компо­зиторов, сходство и различие. Музыкальные инструменты: фортепиано — его выразительные возможности. Звучащие картины.

 

 Раздел 3. О России петь – что стремиться в храм (5 часов)

            Колокольные звоны России: набат, трезвон, бла­говест. Звучащие картины. Музыкальный пейзаж. Святые земли Русской: князь Александр Невский, преподобный Сергий Ра­донежский. Воплощение их образов в музыке различ­ных жанров: народные песнопения, кантата. Жанр молитвы. Праздники Русской православной церкви. Рождество Христово. Рождественские песно­пения и колядки. Музыка на новогоднем празднике.

.

Раздел 4. Гори, гори ясно, чтобы не погасло! (4 часа)

            Фольклор — народная мудрость. Русские народные инструменты. Оркестр русских народных инструментов. Мотив, напев, наигрыш. Ва­риации в русской народной музыке. Ритмическая пар­титура. Музыка в народном стиле. Традиции народного музицирования. Обряды и праздники русского народа: проводы зимы (Масле­ница), встреча весны.

Разыгрывание народных песен: песня-игра, песня-диалог, пес­ня-хоровод. Народные песенки, заклички, потешки.

 

Раздел 5. В музыкальном театре (5 часов)

              Многообразие сюжетов и образов музыкального спектакля. Детский музыкальный театр: опера и ба­лет. Песенность, танцевальность, маршевость в опере и балете. Симфонический оркестр. Роль дирижера, режиссера, художника в создании музыкального спек­такля. Элементы оперного и балетного спектаклей. Увертюра. Сцены из оперы «Руслан и Людмила». Му­зыкальные темы — характеристики главных действую­щих лиц. Финал.

 

Раздел 6. В концертном зале (5 часов)

             Жанровое многообразие инструментальной и симфонической музыки. Симфоническая сказка «Пе­тя и волк» С. Прокофьева: тембры инструментов и различных групп инструментов симфонического ор­кестра. Музыкальная живопись. Выра­зительность и изобразительность образов музыки В.-А. Моцарта, М. Мусоргского. Жанры симфонической музыки: увертюра, симфония. Партитура. Взаимодействие тем-образов: повтор, контраст.

 

Раздел 7. Чтоб музыкантом быть, так надобно уменье… (6 часов)

               Композитор — исполнитель — слушатель. Инто­национная природа музыки. Музыкальная речь и музыкальный язык. Музыкальные инструменты (орган). Выразительность и изобразительность музыки. Жанры музыки. Сочинения      И.-С. Баха, М. Глинки, В.-А. Моцарта, Г. Свиридова, Д. Кабалевского. Му­зыкальные и живописные пейзажи (мелодия — рису­нок, лад — цвет). Международный конкурс исполни­телей им. П.И. Чайковского в Москве. Темы, сюже­ты и образы музыки С. Прокофьева, П. Чайковского.

                          

III класс (34 часа)

 

Раздел 1. Россия – Родина моя (5 часов)

            Песенность музыки русских композиторов. Об­разы родной природы в романсах русских компози­торов. Лирические образы вокальной музыки. Обра­зы Родины, защитников Отечества в различных жанрах музыки: кант, народная песня, кантата, опе­ра. Форма-композиция, приемы развития и особен­ности музыкального языка различных произведений.

 

Раздел 2. День, полный событий (4 часа)

            Жизненно-музыкальные впечатления ребенка с утра до вечера». Образы природы, портрет в вокаль­ной и инструментальной музыке. Выразительность и изобразительность музыки разных жанров (инстру­ментальная пьеса, песня, романс, вокальный цикл, фортепианная сюита, балет и др.) и стилей компози­торов (П. Чайковский, С. Прокофьев, М. Мусорг­ский, Э.Григ).

 

Раздел 3. О России петь – что стремиться в храм (4 часа)

            Образы Богородицы, Девы Марии, матери в му­зыке, поэзии, изобразительном искусстве. Икона Бо­гоматери Владимирской — величайшая святыня Руси. Праздники Русской православной церкви: Вербное воскресенье (вход Госпо­день в Иерусалим), Крещение Руси (988 г.). Святые земли Русской: равноапостольные княгиня Ольга и князь Владимир. Песнопения (тропарь, величание) и молитвы в церковном богослужении, песни и хоры современных композиторов, воспевающие красоту ма­теринства, любовь, добро.

 

Раздел 4. Гори, гори ясно, чтобы не погасло! (4 часа)

              Жанр былины в русском музыкальном фолькло­ре. Особенности повествования (мелодика и ритмика былин). Образы былинных сказителей (Садко, Баян), певцов-музыкантов (Лель). Народные традиции и об­ряды в музыке русских композиторов. Мелодии в на­родном стиле.  Имитация тембров русских народных инструментов в звучании симфонического оркестра. Звучащие картины.

 

Раздел 5. В музыкальном театре (6 часов)

           Путешествие в музыкальный театр. Обобщение и систематизация жизненно-музыкальных представле­ний учащихся об особенностях оперного и балетного спектаклей. Сравнительный анализ музыкальных тем-характеристик действующих лиц, сценических ситуа­ций, драматургии в операх и балетах.) Мюзикл — жанр легкой музыки (Р. Роджерс, А. Рыбников). Осо­бенности музыкального языка, манеры исполнения.

 

Раздел 6. В концертном зале (6 ч)

           Жанр инструментального концерта. Мастерство композиторов и исполнителей в воплощении диалога солиста и симфонического оркестра. «Вторая жизнь» народной песни в инструментальном концерте (П. Чайковский). Музыкальные инструменты: флейта, скрипка — их выразительные возможности (И.-С.Бах, К.-В. Глюк, Н. Паганини, П. Чайковс­кий). Выдающиеся скрипичные мастера и исполните­ли. Контрастные образы программной сюиты, симфо­нии. Особенности драматургии. Музыкальная форма (двухчастная, трехчастная, вариационная). Темы, сю­жеты и образы музыки Л. Бетховена. Музыкальные инструменты: скрипка.

 

 

Раздел 7. Чтоб музыкантом быть, так надобно уменье... (5 ч)

             Музыка – источник вдохновения, надежды и ра­дости жизни. Роль композитора, исполнителя, слуша­теля в создании и бытовании музыкальных сочине­ний. Сходство и различия музыкальной речи разных композиторов. Образы природы в музыке Г. Свири­дова. Музыкальные иллюстрации.

Джаз — искусство XX века. Особенности мелодики, ритма, тембров инструментов, манеры исполнения джазовой музыки. Импровизация как основа джаза. Дж. Гершвин и симфоджаз. Известные джазовые музыканты-исполните­ли.

Мир музыки С. Прокофьева. Певцы родной при­роды: П. Чайковский и Э. Григ. Ода как жанр лите­ратурного и музыкального творчества. Жанровая общность оды, канта, гимна. Мелодии прошлого, ко­торые знает весь мир.

.

 

IV класс (34 часа)

 

Раздел 1. Россия – Родина моя (3 часа)

           Красота родной земли, человека в народной му­зыке и сочинениях русских композиторов. Общность интонаций народного и композиторского музыкаль­ного творчества. Тайна рождения песни. Многообра­зие жанров народных песен: колыбельная, плясовая, солдатская, трудовая, лирическая, хороводная и др.; особенности интонаций, ритмов, композиционного строения, манеры исполнения. Лирические образы музыки С. Рахманинова (инструментальный концерт, вокализ), патриотическая тема в музыке М. Глинки (опера), С. Прокофьева (кантата).

 

Раздел 2. О России петь — что стремиться в храм... (4 ч)

            Нравственные подвиги святых земли Русской (княгиня Ольга, князь Владимир, князь Александр Невский, преподобные Сергий Радонежский и Илья Муромец), их почитание и восхваление. Святые равноапостольные Кирилл и Мефодий — соз­датели славянской письменности. Религиозные пес­нопения (стихира, тропарь, молитва, величание); осо­бенности их мелодики, ритма, исполнения. Праздни­ки Русской православной церкви (Пасха). Церковные и народные традиции праздника. Образ светлого Христова Воскресения в музыке русских композито­ров.

 

 

Раздел 3. День, полный событий (6 ч)

           Один день с Александром Сергеевичем Пушки­ным. Михайловское: музыкально-поэтические образы природы, сказок в творчестве русских композиторов (П. Чайковский, М. Мусоргский, Н. Римский-Корсаков, Г. Свиридов и др.). Многообразие жанров народ­ной музыки: колокольные звоны. Музыкально-литера­турные вечера в Тригорском: романсы, инструменталь­ное музицирование (ансамбль, дуэт). Музыкальность поэзии А. Пушкина.

 

Раздел 4. Гори, гори ясно, чтобы не погасло! (3 часа)

           Народная песня — летопись жизни народа и ис­точник вдохновения композиторов разных стран и эпох. Сюжеты, образы, жанры народных песен. Му­зыка в народном стиле. Приемы развития: повтор, контраст, вариационность, импровизационность. Единство слова, напева, инструментального наигры­ша, движений, среды бытования в образцах народно­го творчества. Устная и письменная традиция сохра­нения и передачи музыкального фольклора.

Музы­кальные инструменты России: балалайка, гармонь, баян и др. Оркестр русских народных инструментов. Мифы, легенды, предания, сказки о музыке и музы­кантах. Вариации в народной и композиторской музыке.  Церковные  и  народные  праздники  на Руси (Троица) Икона «Троица А. Рублева.

 

Раздел 5. В концертном зале (5 часов)

             Различные жанры и образные сферы вокальной (песня,    вокализ,    романс,    баркарола),    камерной инструментальной (квартет, вариации, сюита, соната) и симфонической (симфония, симфоническая увертю­ра) музыки.  Особенности музыкальной драматургии (сочинения А. Бородина, П. Чайковского, С. Рахма­нинова, Л. Бетховена). Интонации народной музыки в творчестве Ф. Шопена (полонезы, мазурки, вальсы, прелюдии), М. Глинки (баркарола, хота). Музыкаль­ные инструменты: виолончель, скрипка. Симфоничес­кий оркестр. Известные дирижеры и исполнительские коллективы.

 

 

Раздел 6. В музыкальном театре (6 часов)

События отечественной истории в творчестве М. Глинки, М. Мусоргского, С. Прокофьева. Опера. Музыкальная тема — характеристика действующих лиц. Ария, речитатив, песня, танец и др. Линии дра­матургического развития действия в опере. Основные приемы драматургии: контраст, сопоставление, пов­тор, вариантность.

Балет. Особенности развития му­зыкальных образов в балетах А. Хачатуряна, И. Стра­винского. Народные мотивы и своеобразие музыкаль­ного языка. Восточные мотивы в творчестве русских композиторов. Орнаментальная мелодика.

Жанры легкой музыки: оперетта, мюзикл. Особенности мело­дики, ритмики, манеры исполнения.

 

Раздел 7. Чтоб музыкантом быть, так надобно уменье (7 часов)

            Произведения композиторов-классиков (С. Рах­манинов, Н. Римский-Корсаков, Ф. Шопен) и мастер­ство известных исполнителей (С. Рихтер, С. Лемешев, И. Козловский, М. Ростропович и др.). Сходство и различия музыкального языка разных эпох, компози­торов, народов. Музыкальные образы и их развитие в разных жанрах (прелюдия, этюд, соната, симфоничес­кая картина, сюита, песня и др.). Интонационная вы разительность музыкальной речи: гитара. Классичес­кие и современные образцы гитарной музыки (народ­ная песня, романс, шедевры классики, джазовая имп­ровизация, авторская песня). Обработка. Переложение.   Импровизация.   Образы   былин   и   сказок   в произведениях Н. Римского-Корсакова.  Образ Роди­ны в музыке М. Мусоргского.

 

 

Федеральный базисный учебный план на изучение «Музыки» в 1-ом классе  начальной школы выделяет 1 час в неделю, всего 33часа; во 2-4 классе 1 час в неделю, всего 34 часа.

 

 

Ценностные ориентиры содержания учебного предмета.

         Уроки музыки  предоставляют  детям возможности для культурной и творческой деятельности, позволяет сделать более динамичной и плодотворной взаимосвязь  образования, культуры и искусства.

Освоение музыки как духовного наследия человечества  предполагает:

-формирование опыта эмоционально-образного восприятия;

-начальное овладение различными видами музыкально-творческой -деятельности;

-приобретение знаний и умении;

-овладение УУД

          Внимание на музыкальных занятиях акцентируется на личностном развитии, нравственно –эстетическом воспитании, формировании культуры мировосприятия младших школьников через эмпатию, идентификацию, эмоционально-эстетический отклик на музыку. Школьники понимают, что музыка открывает перед ними возможности для познания чувств и мыслей человека, его духовно-нравственного становления, развивает способность сопереживать, встать на позицию другого человека, вести диалог, участвовать в обсуждении значимых для человека явлений жизни и искусства, продуктивно сотрудничать со сверстниками и взрослыми.

Результаты освоения учебного предмета «Музыка».

        В результате изучения курса «Музыка» в начальной школе должны быть достигнуты определенные результаты.

         Личностные результаты отражаются в индивидуальных качественных свойствах учащихся, которые они должны при­обрести в процессе освоения учебного предмета «Музыка»:

- чувство гордости за свою Родину, российский народ и историю России, осознание своей этнической и националь­ной принадлежности на основе изучения лучших образцов фольклора, шедевров музыкального наследия русских компо­зиторов, музыки Русской православной церкви, различных направлений современного музыкального искусства России;

- целостный, социально ориентированный взгляд на мир в его органичном единстве и разнообразии природы, культур, народов и религий на основе сопоставления произведений русской музыки и музыки других стран, народов, национальных стилей;

- умение наблюдать за разнообразными явлениями жизни и искусства в учебной и внеурочной деятельности, их пони­мание и оценка;

-  умение ориентироваться в культурном мно­гообразии окружающей действительности, участие в музы­кальной жизни класса, школы, города и др.;

- уважительное отношение к культуре других народов; сформированность эстетических потребностей, ценностей и чувств;

- развитие мотивов учебной деятельности и личностного смысла учения; - ---- овладение навыками сотрудничества с учите­лем и сверстниками;

- реализация творческого потенциала в процессе коллек­тивного (или индивидуального) музицирования при воплоще­нии музыкальных образов;

- ориентация в культурном многообразии окружающей действительности, участие в музыкальной жизни класса, шко­лы, города и др.;

- формирование этических чувств доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости, понимания и со­переживания чувствам других людей;

- развитие музыкально-эстетического чувства, проявляю­щего себя в эмоционально-ценностном отношении к искус­ству, понимании его функций в жизни человека и общества.

      Метапредметные результаты характеризуют уровень сформированности универсальных учебных действий учащих­ся, проявляющихся в познавательной и практической дея­тельности:

- овладение способностями принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности, поиска средств ее осуществления в разных формах и видах музыкальной деятельности;

- освоение способов решения проблем творческого и по­искового  характера  в  процессе   восприятия,   исполнения, оценки музыкальных сочинений;

- формирование умения планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условием ее реализации в процессе познания содержания музыкальных образов;

- определять наиболее эффек­тивные способы достижения результата в исполнительской и творческой деятельности;

- продуктивное сотрудничество (общение, взаимодействие) со сверстниками при решении различных музыкально-твор­ческих задач на уроках музыки, во внеурочной и внешкольной музыкально-эстетической деятельности;

- освоение начальных форм познавательной и личностной рефлексии;  -позитивная самооценка своих музыкально-твор­ческих возможностей;

- овладение навыками смыслового прочтения содержания «текстов» различных музыкальных стилей и жанров в соответ­ствии с целями и задачами деятельности;

- приобретение умения осознанного построения речевого высказывания о содержании, характере, особенностях языка музыкальных произведений разных эпох, творческих направ­лений в соответствии с задачами коммуникации;

- формирование у младших школьников умения состав­лять тексты, связанные с размышлениями о музыке и лич­ностной оценкой ее содержания,  в устной и письменной форме;

- овладение логическими действиями сравнения, анализа, синтеза, обобщения, установления аналогий в процессе инто­национно-образного и жанрового, стилевого анализа музы­кальных сочинений и других видов музыкально-творческой деятельности;

- умение осуществлять информационную, познавательную и практическую деятельность с использованием различных средств информации и коммуникации (включая пособия на электронных носителях, обучающие музыкальные программы,цифровые образовательные ресурсы, мультимедийные презен­тации, работу с интерактивной доской и   т.п.).

             Предметные   результаты  изучения  музыки  отражают опыт учащихся в музыкально-творческой деятельности:

- формирование представления о роли музыки в жизни человека, в его духовно-нравственном развитии;

- формирование общего представления о музыкальной картине мира;

знание основных закономерностей музыкального искус­ства на примере изучаемых музыкальных произведений;

- формирование основ музыкальной культуры, в том чис­ле на материале музыкальной культуры родного края, разви­тие художественного вкуса и интереса к музыкальному искус­ству и музыкальной деятельности;

- формирование устойчивого интереса к музыке и различ­ным видам (или какому-либо виду) музыкально-творческой деятельности;

- умение воспринимать музыку и выражать свое отноше­ние к музыкальным произведениям;

- умение эмоционально и осознанно относиться к музы­ке различных направлений: фольклору, музыке религиозной традиции, классической и современной; понимать содержа­ние, интонационно-образный смысл произведений разных жанров и стилей;

- умение воплощать музыкальные образы при создании театрализованных и музыкально-пластических композиций, исполнении вокально-хоровых произведений, в импровизациях.

 

 

Планируемые результаты по курсу

«Музыка» к концу 1-го года обучения

        Предметные результаты.

        Выпускник научится:

  • распознавать различные (основные) жанры музыкальных произведений;
  • определять эмоциональный характер музыки и ее образное содержание;

·         выражать своё эмоциональное отношение к искусству в процессе исполнения музыкальных произведений (пения, игры на детских элементарных музыкальных инструментах, художественного движения, пластического интонирования и др.).

        Выпускник получит возможность научиться:

·         реализовывать творческий потенциал, осуществляя собственные музыкально-исполнительские замыслы в различных видах деятельности.

 Ожидаемые результаты формирования УУД к концу 1-го года обучения

Формирование личностных УУД.

        У учащихся будет сформировано:

- положительное отношение к урокам музыки.

        Учащиеся получат возможность для формирования:

- мотивации и познавательного интереса к музыке и музыкальной деятельности;

- осознания своей принадлежности народу, чувства уважения и любви к народной песне, народным традициям, музыкальной культуре России;

-   внимательного отношения к музыке как живому, образному искусству;

- эмоционально-ценностного отношения к искусству, к произведениям классической музыки.

        Метапредметные

Формирование регулятивных УУД.

Учащиеся научатся:

- выполнять музыкально-творческие задания по инструкции учителя, по заданным правилам;

- вносить коррективы в свою работу;

- адекватно воспринимать содержательную оценку своей работы учителем;

- оценивать музыкальные образы людей и сказочных персонажей, например, в музыкальных сказках, по критериям красоты, доброты, справедливости и т. д. (под руководством учителя).

Учащиеся получат возможность научиться:

- понимать цель выполняемых действий;

-  адекватно оценивать правильность выполнения задания;

- анализировать результаты собственной и коллективной работы по заданным критериям;

-  решать творческую задачу, используя известные средства;

- использовать приёмы игры на ударных, духовых и струнных народных музыкальных инструментах;

-  включаться в самостоятельную музыкально-творческую деятельность;

- участвовать в подготовке и реализации коллективных музыкально-творческих проектов.

   Формирование познавательных УУД.

Учащиеся научатся:                                         

- «читать» условные знаки, данные в учебнике;

- находить нужную информацию в словарях учебника;

- различать ритмы марша, танца, песни; мажорный и минорный лад; виды музыкального искусства;

- сопоставлять художественно-образное содержание музыкальных произведений с конкретными явлениями окружающего мира.

Учащиеся получат возможность научиться:

- осуществлять поиск необходимой информации для выполнения учебных заданий, используя справочные материалы учебника;

- читать нотные знаки;

- сравнивать музыкальные произведения, музыкальные образы в произведениях разных композиторов;

- характеризовать персонажей музыкальных произведений;

- группировать музыкальные произведения по видам искусства, музыкальные инструменты (ударные, духовые, струнные; народные, современные).

Формирование коммуникативных УУД.

Учащиеся научатся:

- рассказывать о содержании прослушанных музыкальных произведений, о своих музыкальных впечатлениях и эмоциональной реакции на музыку;

- отвечать на вопросы, задавать вопросы для уточнения непонятного;

- выслушивать друг друга, работая в паре;

- участвовать в коллективном обсуждении;

- договариваться и приходить к общему решению, работая в паре.

Учащиеся получат возможность научиться:

- выражать эмоциональное  отношение к прослушанным музыкальным произведениям, к музыке как живому, образному искусству;

- высказывать собственное оценочное суждение о музыкальных образах людей и сказочных персонажей;

- быть терпимыми к другим мнениям, учитывать их в совместной работе;

- строить продуктивное взаимодействие и сотрудничество со сверстниками и взрослыми для реализации проектной деятельности (под руководством учителя).

                   Предметные

Учащиеся научатся:

- основам музыкальных знаний (музыкальные звуки, высота, длительность звука, интервал, интонация, ритм, темп, мелодия, лад и др.);

- узнавать на слух и называть музыкальные произведения основной части программы;

- рассказывать о содержании прослушанных музыкальных произведений, о своих музыкальных впечатлениях и эмоциональной реакции на музыку;

- связывать художественно-образное содержание музыкальных произведений с конкретными явлениями окружающего мира;

- владеть первоначальными певческими навыками, исполнять народные и композиторские песни в удобном диапазоне;

- владеть первоначальными навыками игры на шумовых музыкальных инструментах соло и в ансамбле;

- различать клавишные, ударные, духовые и струнные музыкальные инструменты;

- выразительно двигаться под музыку, выражая её настроение.

Учащиеся получат возможность научиться:

- узнавать на слух и называть музыкальные произведения, предусмотренные для слушания в вариативной части программы;

- использовать элементарные приёмы игры на ударных, духовых и струнных народных музыкальных инструментах;

- исполнять доступные в музыкальном и сценическом отношении роли в музыкальных инсценировках сказок и в детских операх;

- выражать свои музыкальные впечатления средствами изобразительного искусства;

- воспроизводить по нотам, условным знакам ритмические рисунки, короткие мелодии;

- выполнять творческие музыкально-композиционные задания;

- пользоваться вместе с взрослыми магнитофоном и другими современными средствами записи и воспроизведения музыки.

Планируемые результаты освоения программы по музыке во 2 классе
Личностные универсальные учебные действия
У обучающегося будут сформированы:
- эмоциональная отзывчивость на доступные и близкие ребёнку по настроению музыкальные произведения; 
- образ малой Родины, отраженный в музыкальных произведениях, представление о музыкальной культуре родного края, музыкальном символе России (гимн);
- интерес к различным видам музыкально-практической и творческой деятельности;
- первоначальные представления о нравственном содержании музыкальных произведений;
- этические и эстетические чувства, первоначальное осознание роли прекрасного в жизни человека;

- выражение в музыкальном исполнительстве (в т. ч. импровизациях) своих чувств и настроений; понимание настроений; понимание настроения других людей.
Обучающийся получит возможность для формирования:
- нравственно-эстетических переживаний музыки;
- восприятия нравственного содержания музыки сказочного, героического характера и ненавязчивой морали русского народного творчества;
- позиции слушателя и исполнителя музыкальных сочинений;
- первоначальной ориентации на оценку результатов коллективной музыкально-исполнительской деятельности;
- представления о рациональной организации музыкальных занятий, гигиене голосового аппарата.

Метапредметные:
Регулятивные универсальные учебные действия

Обучающийся научится:
- принимать учебную задачу и следовать инструкции учителя;
- планировать свои действия в соответствии с учебными задачами и инструкцией учителя;
- эмоционально откликаться на музыкальную характеристику образов героев музыкальных сказок и музыкальных зарисовок;
- выполнять действия в устной форме;
- осуществлять контроль своего участия в доступных видах музыкальной деятельности. 

Обучающийся получит возможность научиться:
- понимать смысл инструкции учителя и заданий, предложенных в учебнике;
- воспринимать мнение взрослых о музыкальном произведении и его исполнении;
- выполнять действия в опоре на заданный ориентир;
- выполнять действия в громкоречевой (устной) форме.
Познавательные универсальные учебные действия
Обучающийся научится:
- осуществлять поиск нужной информации, используя материал учебника и сведения, полученные от взрослых(задания типа «Выясни у взрослых…»);
- расширять свои представления о музыке;
- ориентироваться в способах решения исполнительской задачи;
- работать с дополнительными текстами и заданиями в рабочей тетради; 
- читать простое схематическое изображение;
- соотносить содержание рисунков с музыкальными впечатлениями;
- соотносить различные произведения по настроению, форме, по некоторым средствам музыкальной выразительности (темп, динамика, ритм, мелодия);
- строить рассуждения о воспринимаемых свойствах музыки.
Коммуникативные универсальные учебные действия
Обучающийся научится:
- использовать простые речевые средства для передачи своего впечатления от музыки;
- исполнять музыкальные произведения со сверстниками, выполняя при этом разные функции (ритмическое сопровождение на разных детских инструментах и т.д.);
- учитывать настроение других людей, их эмоции от восприятия музыки;
- принимать участие в импровизациях, в коллективных инсценировках, в обсуждении музыкальных впечатлений;
- следить за действиями других участников в процессе музыкальной деятельности.
- выражать своё мнение о музыке в процессе слушания и исполнения;
- понимать содержание вопросов о музыке и воспроизводить их;
- контролировать свои действия в коллективной работе;
- проявлять инициативу, участвуя в исполнении музыки.
Предметные результаты
Обучающийся научится:
- эмоционально воспринимать музыку разного образного содержания, различных жанров;
- различать и эмоционально откликаться на музыку разных жанров: песню-танец, песню-марш, танец, марш; воспринимать их характерные особенности;
- эмоционально выражать своё отношение к музыкальным произведениям доступного содержания;
- воспринимать нравственное содержание музыкальных произведений;
- понимать роль различных выразительных средств в создании музыкального образа;
- сравнивать звучание одного и того же произведения в разном исполнении;
- узнавать пройденные музыкальные произведения и их авторов;
- размышлять и рассуждать о характере музыкальных произведений, о чувствах, передаваемых в музыке;
- соотносить исполнение музыки с жизненными впечатлениями (например, с разными состояниями природы);
- сопоставлять музыкальные особенности народной и профессиональной музыки;
- различать на слух и чувствовать выразительность звучания оркестров ( симфонического, народных инструментов, духового), звучания музыкальных инструментов; соотносить их тембры с характером героев, хоров ( детского и взрослого);
- находить сходство и различие интонаций, тем и образов, основных музыкальных форм;
- различать звучание музыкальных инструментов;
- различать жанры народной музыки и основные её особенности;
- передавать эмоциональное содержание песенного (народного и профессионального) творчества в пении, движении, элементах дирижирования и др.;
- воспринимать темповые, динамические особенности музыки; различать простые ритмические группы;
- воплощать выразительные особенности профессионального и народного творчества в пении, движении, импровизациях;
- понимать основные дирижёрские жесты: внимание, дыхание, начало, окончание, плавное звуковедение; 
- выразительно исполнять попевки и песни, следить за интонированием и соблюдением певческой установки;
- выразительно и ритмично двигаться под музыку разного характера, передавая изменения настроения в разных частях произведения;
- участвовать в музыкальных драматизациях;
Обучающийся получит возможность овладеть:
- представлениями о музыкальном искусстве и его видах, связях с другими видами художественного творчества; об авторской и народной музыке, о музыке разных народов;
- представлениями о творчестве композиторов;
- представлениями о музыкальных жанрах.

                                                

К концу 3 класса обучающиеся должны уметь:

 Предметные результаты

«Музыка в жизни человека»

Обучающийся научится:

-воспринимать и понимать музыку разного эмоционально-образного содержания, разных жанров, включая фрагменты опер. Балетов, кантат, симфоний;

-различать русскую музыку и музыку других народов; сопоставлять произведения профессиональной и народной музыки;

-понимать нравственный смысл сказочных образов в опере и балете, героических образов в русских народных песнях и в музыке крупных жанров: опере и кантате;

-эмоционально выражать свое отношение к музыкальным произведениям;

-ориентироваться в жанрах и основных особенностях музыкального фольклора;

-понимать возможности музыки, передавать чувства и мысли человека;

-передавать в музыкально -художественной деятельности художественно-образное содержание и основные особенности сочинений разных композиторов и народного творчества.

Обучающийся  получит возможность научиться:

-соотносить исполнение музыки с собственным жизненными впечатлениями и осуществлять свой исполнительский замысел, предлагая исполнительский план песни и т.д.

-осуществлять (в рамках решения проектных задач) поиск необходимой информации, в т. ч. ИКТ;

-владеть первоначальными навыками самоорганизации и самооценки культурного досуга.

«Основные закономерности музыкального искусства»

-слушать музыкальное произведение, выделять в нем выразительные и изобразительные интонации, различать произведения разных жанров;

-наблюдать за развитием музыкальных образов, тем, интонаций, воспринимать различие в формах построения музыки;

-участвовать в коллективном воплощении музыкальных образов, выражая свое мнение в общении со сверстниками;

-узнавать черты музыкальной речи отдельных композиторов; применять полученные знания в исполнительской деятельности;

-узнавать народные мелодии в творчестве композиторов; звучание музыкальных инструментов и певческих голосов.

Обучающийся получит возможность научиться:

-проявлять творческую инициативу в реализации собственных замыслов в процессе пения, игры на детских элементарных музыкальных инструментах под музыку;

-импровизировать мелодии на отдельные фразы  и законченные фрагменты стихотворного текста в характере песни, танца и марша;

-пользоваться записью, принятой в относительной и абсолютной сольминизации;

-находить  в музыкальном тексте особенности формы, изложения;

-различать звучание музыкальных инструментов(включая тембр арфы, виолончели, челесты).

Обучающийся получит возможность овладеть:

-представлениями о композиторском (М.И. Глинка,  П.И. Чайковский,  А.П. Бородин. Н.А. Римский-Корсаков, Ф. -Й Гайдн, И. -С. Бах , В.-А Моцарт, Э.Григ, Г.В. Свиридов, С.С. Прокофьев, Р.К. Щедрин и др. ) исполнительском творчестве;

-музыкальными  понятиям: мажорная и минорная гаммы, фермата, паузы различных длительностей, диез, бемоль, ария, канон и др.

«Музыкальная картина мира»

Обучающийся научится:

-выразительно исполнять попевки и песни с соблюдением основных правил пения в т. ч. с дирижированием (2\4,  3\4, 4\4. 3\8, 6\8)

-петь темы из отдельных прослушиваемых музыкальных произведений; исполнять песни в одноголосном и двухголосном изложении;

-различать мелодию и аккомпанемент, передавать различный ритмический рисунок в исполнении доступных произведений;

-сопоставлять музыкальные образы в звучании разных музыкальных инструментов;

-различать язык музыки разных стран мира.

Обучающийся получит возможность научиться:

-сравнивать звучание одного и того же произведения в разном исполнении;

-узнавать пройденные музыкальные произведения и их авторов;

-приводить примеры известных музыкальных жанров, форм;

-собирать музыкальные коллекции, принимать участие в проведении культурных мероприятий в классе, представлять результаты проектной деятельности.

Личностные универсальные учебные действия

 У обучающегося будут сформированы:

-эмоциональная отзывчивость на музыкальные произведения различного образного содержания;

-позиция слушателя и исполнителя музыкальных произведений, первоначальные навыки оценки и самооценки музыкально-творческой деятельности;

-образ Родины, представление о ее богатой истории, героях – защитниках, о культурном наследии России;

-устойчивое положительное отношение к урокам музыки; интерес к музыкальным занятиям во внеурочной деятельности, понимание значения музыки в собственной жизни;

-основа для развития чувства прекрасного через знакомство с доступными музыкальными произведениями разных эпох, жанров, стилей;

- эмпатия как понимание чувств  других людей и сопереживание им;

-представление о музыке и музыкальных занятиях как факторе, позитивно влияющем на здоровье, первоначальные представления о досуге.

Обучающийся получит возможность для формирования:

-познавательного интереса к музыкальным занятиям, позиции активного слушателя и исполнителя музыкальных произведений;

-нравственных чувств (любовь к Родине, интерес к музыкальной культуре других народов);

-нравственно-эстетических чувств, понимания  и сочувствия к переживаниям персонажей музыкальных произведений;

-понимания связи между нравственным содержанием музыкального произведения и эстетическими идеалами композитора;

-представления о музыкальных занятиях как способе эмоциональной разгрузки.

Метапредметные:

Регулятивные универсальные учебные действия 

 Обучающийся научится:

-принимать и сохранять учебную, в т. ч. музыкально-исполнительскую задачу, понимать смысл инструкции учителя и вносить в нее коррективы;

-планировать свои действия в соответствии с учебными задачами, различая способ и результат собственных действий;

-выполнять действия (в устной форме) опоре на заданный учителем или сверстниками ориентир;

-эмоционально откликаться на музыкальную характеристику образов героев музыкальных произведений разных жанров;

-осуществлять контроль и самооценку своего участия в разных видах музыкальной деятельности.

Обучающийся получит возможность научиться:

-понимать смысл предложенных в учебнике заданий, в т. ч. проектных и творческих;

-выполнять действия (в устной письменной форме и во внутреннем плане) в опоре на заданный в учебнике ориентир;

-воспринимать мнение о музыкальном произведении сверстников и взрослых.

Познавательные универсальные учебные действия

 Обучающийся научится:

-осуществлять поиск нужной информации в словарике и из дополнительных источников, расширять свои представления о музыке и музыкантах;

-самостоятельно работать с дополнительными текстами и заданиями в рабочей тетради;

-передавать свои впечатления о воспринимаемых музыкальных произведениях;

-использовать примеры музыкальной записи при обсуждении особенностей музыки;

-выбирать способы решения исполнительской задачи;

-соотносить иллюстративный материал и основное содержание музыкального сочинения;

-соотносить содержание рисунков и схематических изображений с музыкальными впечатлениями;

-исполнять попевки,  ориентируясь на запись ручным  знаками и нотный текст.

Обучающийся получит возможность научиться:

-осуществлять поиск нужной информации в словарике и дополнительных источниках, включая контролируемое пространство Интернета;

-соотносить различные произведения по настроению и форме;

-строить свои рассуждения о воспринимаемых свойствах музыки;

-пользоваться записью, принятой в относительной и абсолютной сольминации;

-проводить сравнение, сериацию и классификацию изученных объектов по заданным критериям;

-обобщать учебный материал;

-устанавливать аналогии;

-сравнивать средства художественной  выразительности в музыке и других видах искусства (литература, живопись);

-представлять информацию в виде сообщения (презентация проектов).

Коммуникативные универсальные учебные действия

 Обучающийся научится:

-выражать свое мнение о музыке в процессе слушания и исполнения, используя разные речевые средства( монолог, диалог, письменно);

-выразительно исполнят музыкальные произведения, принимать активное участие в различных видах музыкальной деятельности;

-понимать содержание вопросов и воспроизводить несложные вопросы о музыке;

-проявлять инициативу, участвуя в исполнении музыки;

-контролировать свои действия в коллективной работе и понимать важность их правильного выполнения;

-понимать необходимость координации совместных действий при выполнении учебных и творческих задач;

-понимать важность сотрудничества со сверстниками и взрослыми;

-принимать мнение, отличное от своей точки зрения;

-стремиться к пониманию позиции другого человека.

Обучающийся получит возможность научиться:

-выражать свое мнение о музыке, используя разные средства  коммуникации (в т. ч. средства ИКТ).

-понимать значение музыки в передаче настроения и мыслей человека, в общении между людьми;

-контролировать свои действия и соотносить их с действиями других участников коллективной работы, включая совместную работу в проектной деятельности.

-формулировать и задавать вопросы, использовать речь для передачи информации, для своего действия и действий партнера;

-стремиться к координации различных позиций в сотрудничестве;

-проявлять творческую  инициативу в коллективной музыкально-творческой деятельности.

 

Требования к уровню знаний и умений учащихся 4 класса:

Личностные результаты:

-формирование основ российской гражданской идентичности, чувства гордости за свою Родину, российский народ и его историю, осознание своей этнической и национальной принадлежности в процессе освоения вершинных образцов отечественной музыкальной культуры, понимания её значимости в мировом музыкальном процессе;

- становление гуманистических и демократических ценностных ориентаций, формирование уважительного отношения к иному мнению, истории и культуре разных народов на основе знакомства с их музыкальными традициями, выявления в них общих закономерностей исторического развития, процессов взаимовлияния, общности нравственных, ценностных, эстетических установок;

 - формирование целостного, социально ориентированного взгляда на мир в процессе познания произведений разных жанров, форм и стилей, разнообразных типов музыкальных образов и их взаимодействия;

 - овладение начальными навыками адаптации в динамично изменяющемся и развивающемся мире путем ориентации в многообразии музыкальной действительности и участия в музыкальной жизни класса, школы, города и др.;

- развитие мотивов учебной деятельности и формирование личностного смысла учения посредством раскрытия связей и отношений между музыкой и жизнью, освоения способов отражения жизни в музыке и различных форм воздействия музыки на человека;

-формирование представлений о нравственных нормах, развитие доброжелательности и эмоциональной отзывчивости, сопереживания чув- ствам других людей на основе восприятия произведений мировой музыкальной классики, их коллективного обсуждения и интерпретации в разных видах музыкальной исполнительской деятельности;

-формирование эстетических потребностей, ценностей и чувств на основе развития музыкально-эстетического сознания, проявляющего себя в эмоционально-ценностном отношении к искусству, понимании его функций в жизни человека и общества;

- развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях при выполнении проектных заданий и проектных работ в процессе индивидуальной, групповой и коллективной музыкальной деятельности;

-формирование установки на безопасный здоровый образ жизни посредством развития представления о гармонии в человеке физического и духовного начал, воспитания бережного отношения к материальным и духовным ценностям музыкальной культуры;

-формирование мотивации к музыкальному творчеству, целеустремлённости и настойчивости в достижении цели в процессе создания ситуации успешности музыкально-творческой деятельности учащихся. Метапредметные результаты:

 Познавательные

Учащиеся научатся:

- логическим действиям сравнения, анализа, синтеза, обобщения, классификации по родовидовым признакам, установления аналогий и при- чинно-следственных связей, построения рассуждений, отнесения к известным понятиям, выдвижения предположений и подтверждающих их доказательств;

- применять методы наблюдения, экспериментирования, моделирования, систематизации учебного материала, выявления известного и неизвестного при решении различных учебных задач;

- обсуждать проблемные вопросы, рефлексировать в ходе творческого сотрудничества, сравнивать результаты своей деятельности с результатами других учащихся;

- понимать причины успеха/неуспеха учебной деятельности;

- понимать различие отражения жизни в научных и художественных текстах; адекватно воспринимать художественные произведения, осознавать многозначность содержания их образов, существование различных интерпретаций одного произведения; выполнять творческие задачи, не имеющие однозначного решения;

- осуществлять синтез музыкального произведения как составление целого из частей, выявлять основания его целостности;

- использовать разные типы моделей при изучении художественного явления (графическая, пластическая, вербальная, знаково- символическая), моделировать различные отношения между объектами, преобразовывать модели в соответствии с содержанием музыкального материала и поставленной учебной целью;

 - пользоваться различными способами поиска (в справочных источниках и открытом учебном информационном пространстве сети Интер- нет), сбора, обработки, анализа, организации, передачи и интерпретации ин-формации в соответствии с коммуникативными и познавательными задачами и технологиями учебного предмета.

Учащиеся получат возможность:

- научиться реализовывать собственные творческие замыслы, готовить своё выступление и выступать с аудио-, видео- и графическим сопровождением;

- удовлетворять потребность в культурно-досуговой деятельности, духовно обогащающей личность, в расширении и углублении знаний о данной предметной области.

Регулятивные

Учащиеся научатся:

- принимать и сохранять учебные цели и задачи, в соответствии с ними планировать, контролировать и оценивать собственные учебные действия;

- договариваться о распределении функций и ролей в совместной деятельности; осуществлять взаимный контроль, адекватно оценивать собственное поведение и поведение окружающих;

- выделять и удерживать предмет обсуждения и критерии его оценки, а также пользоваться на практике этими критериями;

- прогнозировать содержание произведения по его названию и жанру, предвосхищать композиторские решения по созданию музыкальных образов, их развитию и взаимодействию в музыкальном произведении;

- мобилизации сил и волевой саморегуляции в ходе приобретения опыта коллективного публичного выступления и при подготовке к нему.

Учащиеся получат возможность научиться:

- ставить учебные цели, формулировать исходя из целей учебные задачи, осуществлять поиск наиболее эффективных способов достижения результата в процессе участия в индивидуальных, групповых проектных работах;

 - действовать конструктивно, в том числе в ситуациях неуспеха, за счёт умения осуществлять поиск наиболее эффективных способов реализации целей с учётом имеющихся условий.

 Коммуникативные

Учащиеся научатся:

- понимать сходство и различие разговорной и музыкальной речи;     

- слушать собеседника и вести диалог; участвовать в коллективном обсуждении, принимать различные точки зрения на одну и ту же проблему; излагать своё мнение и аргументировать свою точку зрения;

- понимать композиционные особенности устной (разговорной, музыкальной) речи и учитывать их при построении собственных высказы- ваний в разных жизненных ситуациях;

 - использовать речевые средства и средства информационных и коммуникационных технологий для решения коммуникативных и познавательных задач;

 - опосредованно вступать в диалог с автором художественного произведения посредством выявления авторских смыслов и оценок, прогнозирования хода развития событий, сличения полученного результата с оригиналом с целью внесения дополнений и корректив в ход решения учебно-художественной задачи;

 - приобрести опыт общения со слушателями в условиях публичного предъявления результата творческой музыкально- исполнительской деятельности.

Учащиеся получат возможность:

- совершенствовать свои коммуникативные умения и навыки, опираясь на знание композиционных функций музыкальной речи;

- создавать музыкальные произведения на поэтические тексты и публично исполнять их сольно или при поддержке одноклассников.

Предметные результаты

У учащихся будут сформированы:

- первоначальные представления о роли музыки в жизни человека, в его духовно-нравственном развитии; о ценности музыкальных традиций народа; - основы музыкальной культуры, художественный вкус, интерес к музыкальному искусству и музыкальной деятельности;

- представление о национальном своеобразии музыки в неразрывном единстве народного и профессионального музыкального творчества. Учащиеся научатся:

- активно творчески воспринимать музыку различных жанров, форм, стилей; - слышать музыкальную речь как выражение чувств и мыслей человека, узнавать характерные черты стилей разных композиторов;

 - ориентироваться в разных жанрах музыкально-поэтического творчества народов России (в том числе родного края);

 - наблюдать за процессом музыкального развития на основе сходства и различия интонаций, тем, образов, их изменения; понимать причин- но-следственные связи развития музыкальных образов и их взаимодействия;

 - моделировать музыкальные характеристики героев, прогнозировать ход развития событий «музыкальной истории»;

- использовать графическую запись для ориентации в музыкальном произведении в разных видах музыкальной деятельности;

 - воплощать художественно-образное содержание музыки, выражать своё отношение к ней в пении, слове, движении, игре на простейших музыкальных инструментах;

- планировать и участвовать в коллективной деятельности по созданию инсценировок музыкально-сценических произведений, интерпретаций инструментальных произведений в пластическом интонировании.

Учащиеся получат возможность научиться:

- ориентироваться в нотном письме при исполнении простых мелодий;          

- творческой самореализации в процессе осуществления собственных музыкально-исполнительских замыслов в различных видах музыкальной деятельности;

- организовывать культурный досуг, самостоятельную музыкально-творческую деятельность, музицировать и использовать ИКТ в музы- кальном творчестве;

 - оказывать помощь в организации и проведении школьных культурно-массовых мероприятий, представлять широкой публике результаты собственной музыкально-творческой деятельности, собирать музыкальные коллекции (фонотека, видеотека).

 

 

 

                                             

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Содержание тем учебного курса

1 класс                             

п/п

Название раздела (блока)

Кол-во часов на изучение раздела (блока)

1.

Музыка вокруг нас.

16

 

2.

Музыка и ты.

17

 

 

2 класс:

п/п

Название раздела (блока)

Кол-во часов на изучение раздела (блока)

1.

Россия – родина моя.

3

 

2.

День, полный событий.

5

 

3.

О России петь -  что стремиться в храм.

5

 

4.

Гори, гори ясно, чтобы не погасло.

4

 

5.

В музыкальном театре.         

5

 

6.

В концертном зале      

5

 

7.

«Чтоб музыкантом быть, так надобно уменье».

7

 

 

3класс:

п/п

Название раздела (блока)

Кол-во часов на изучение раздела (блока)

1.

Россия-Родина моя.

5

 

2.

День, полный событий.

4

 

3.

О России петь, что стремиться в храм.

4

 

4.

«Гори, гори ясно, чтобы не погасло!»

4

 

5.

В музыкальном театре.

6

 

6.

В концертном зале.

6

 

7.

«Чтоб музыкантом быть, так надобно уменье…»

5

 

 

4 класс:

п/п

Название раздела (блока)

Кол-во часов на изучение раздела (блока)

1.

Россия-Родина моя.

3

 

2.

Россия-Родина моя.

4

 

3.

День, полный событий.

6

 

4.

«Гори, гори ясно, чтобы не погасло»

3

 

5.

В концертном зале.

5

 

6.

В музыкальном театре.

6

 

7.

«Чтоб музыкантом быть, так надобно уменье»

7

 

 

Формы организации учебной деятельности:

- фронтальная;

- групповая;

- парная;

- индивидуальная.

Основные виды учебной деятельности:

- Слушание, восприятие музыки;

- Разучивание, исполнение музыкального произведения;

-Музыкально-ритмические движения;

- Игра на детских музыкальных инструментах;

- Импровизация и драматизация детских песен.

 

 

 

Л И Т Е Р А Т У Р А:

Научно-популярная и справочная литература для учащихся:

Н.Власова, З.Егорова, Н.Земская, Н.Рубашева. Мы читаем и говорим о русских композиторах. М., 1989.

В.Васина – Гроссман. Первая книжка о музыке. М., 1988

В.Владимиров, А.Лагутин. Музыкальная литература. М., 1984

В.Б.Григорович. Великие музыканты Западной Европы: И.С.Бах, Й.Гайдн, В.А.Моцарт, Л.Бетховен. М., 1982.

В.Б. Григорович, З.М.Андреева. Слово о музыке. М., 1977.

Ежегодник памятных музыкальных дат и событий. М.1989.

М. Зильберквин. Альманах для школьников. Музыка и  ты.

Д. Кабалевский. Про трёх китов и про многое другое. М.,1970

К.-Х. Келер.  …прожить тысячу жизней! М.,1986.

Г.Левашова. Рассказы из музыкальной шкатулки. М., 1975.

Л.Михеева. Музыкальный словарь в рассказах. М., 1988.

М.Михайлова, Э.Фрид. Русская музыкальная культура 4-я часть. Л., 1986.

З.Осовицкая, А.Казаринова. В мире музыки. М., 1996

И.Прохорова, Г.Скудина.  Советская музыкальная литература .М., 1987.

Г.Пожидаев. Д.Кабалевский. Рассказы о музыке для школьников. М.,1974.

Г. Прибегина. Петр Ильич Чайковский. М.,1986.

Г.Скудина. Рассказы об Иоганне Себастьяне Бахе. М., 1988

Д. Шулер. Если бы Моцарт вёл дневник.  Венгрия 1962.

Методическая литература для учителя

С. Бекина. Т.Ломова. Е.Соковникова. Музыка и движение. М.,1984.

А. Василевский. Искусство и школа. М., 1981

Д. Кабалевский. Прекрасное пробуждает доброе. М., 1973.

Д. Кабалевский. Воспитание ума и сердца: кн. для учителя. М., 1981.

Д. Кабалевский. Антология гуманной педагогики. М., 2005.

Д. Кабалевский. Как рассказывать детям о музыке. М., 2005.

Н. Капишников. Музыкальный момент. М., 1991

Б. Неменский. Познание искусством. М., 2000.

 

 

 

 

Таблица тематического распределения часов

1 класс

№ п/п

Название раздела (главы)

Количество часов

Формы контроля

(к/р, практические и лабораторные работы, творческие и проектные работы, экскурсии и др.) 

1

Музыка вокруг нас.

16

Устный опрос;

сольное и хоровое исполнение;

пластическое интонирование;

рисунок;

2

Музыка и ты.

17

Устный опрос;

сольное и хоровое исполнение;

пластическое интонирование;

рисунок, викторина

 

Таблица тематического распределения часов

2класс

№ п/п

Название раздела (главы)

Количество часов

Формы контроля

(к/р, практические и лабораторные работы, творческие и проектные работы, экскурсии и др.) 

1

Россия – родина моя.

3

Устный опрос;

сольное и хоровое исполнение;

пластическое интонирование;

рисунок; викторина.

2

День, полный событий.

6

Устный опрос;

сольное и хоровое исполнение;

пластическое интонирование;

рисунок, викторина.

3

О России петь -  что стремиться в храм.

5

Устный опрос;

сольное и хоровое исполнение;

пластическое интонирование;

рисунок, музыкальный КВН.

4

Гори, гори ясно, чтобы не погасло.

4

Устный опрос;

сольное и хоровое исполнение;

пластическое интонирование;

рисунок.

5.

В музыкальном театре.

5

Устный опрос;

сольное и хоровое исполнение;

пластическое интонирование;

рисунок.

6.

В музыкальном зале.

5

Устный опрос;

сольное и хоровое исполнение;

пластическое интонирование;

рисунок, викторина.

7.

«Чтоб музыкантом быть, так надобно уменье».

6

Устный опрос;

сольное и хоровое исполнение;

пластическое интонирование;

рисунок, концерт.

Таблица тематического распределения часов

3 класс

№ п/п

Название раздела (главы)

Количество часов

Формы контроля

(к/р, практические и лабораторные работы, творческие и проектные работы, экскурсии и др.) 

1

Россия-Родина моя.

5

Устный опрос;

сольное и хоровое исполнение;

пластическое интонирование;

рисунок; музыкальный КВН,        

цветовое моделирование.

2

День, полный событий.

4

Устный опрос;

сольное и хоровое исполнение;

пластическое интонирование;

рисунок;      

викторина, цветовое моделирование.

3

О России петь -  что стремиться в храм.

4

Устный опрос;

сольное и хоровое исполнение;

пластическое интонирование;

рисунок;      

викторина, цветовое моделирование.

4

«Гори, гори ясно, чтобы не погасло!»

4

Устный опрос;

сольное и хоровое исполнение;

пластическое интонирование;

рисунок.

5

В музыкальном театре.

6

Устный опрос;

сольное и хоровое исполнение;

пластическое интонирование;

рисунок; викторина

6

В концертном зале.

6

Устный опрос;

сольное и хоровое исполнение;

пластическое интонирование;

рисунок.

7

«Чтоб музыкантом быть, так надобно уменье…»

5

Устный опрос;

сольное и хоровое исполнение;

пластическое интонирование;

рисунок, концерт.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Таблица тематического распределения часов

4 класс

№ п/п

Название раздела (главы)

Количество часов

Формы контроля

(к/р, практические и лабораторные работы, творческие и проектные работы, экскурсии и др.) 

1

 

Россия-Родина моя.

3

Устный опрос;

сольное и хоровое исполнение;

пластическое интонирование;

рисунок; цветовое моделирование;

викторина.

2

Россия-Родина моя.

4

Устный опрос;

сольное и хоровое исполнение;

пластическое интонирование;

рисунок;

музыкальный КВН; концерт; цветовое моделирование.

3

День, полный событий.

6

Устный опрос;

сольное и хоровое исполнение;

пластическое интонирование;

рисунок; цветовое моделирование;

музыкальный КВН;

концерт.

4

«Гори, гори ясно, чтобы не погасло»

3

Устный опрос;

сольное и хоровое исполнение;

пластическое интонирование;

рисунок.

5.

В концертном зале.

5

Устный опрос;

сольное и хоровое исполнение;

пластическое интонирование;5

рисунок; викторина

6.

В музыкальном театре.

6

Устный опрос;

сольное и хоровое исполнение;

пластическое интонирование;5

рисунок.

7

«Чтоб музыкантом быть, так надобно уменье»

7

Устный опрос;

сольное и хоровое исполнение;

пластическое интонирование;

рисунок; цветовое моделирование;

концерт.

 


 

Пояснительная записка. Рабочая программа по предмету «

Пояснительная записка. Рабочая программа по предмету «

Общая характеристика предмета.

Общая характеристика предмета.

Раздел 1. Музыка вокруг нас (16 часов)

Раздел 1. Музыка вокруг нас (16 часов)

Русской православной церкви. Рождество

Русской православной церкви. Рождество

Раздел 2. День, полный событий (4 часа)

Раздел 2. День, полный событий (4 часа)

Раздел 7. Чтоб музыкантом быть, так надобно уменье

Раздел 7. Чтоб музыкантом быть, так надобно уменье

Раздел 4. Гори, гори ясно, чтобы не погасло! (3 часа)

Раздел 4. Гори, гори ясно, чтобы не погасло! (3 часа)

Классичес­ кие и современные образцы гитарной музыки (народ­ ная песня, романс, шедевры классики, джазовая имп­ ровизация, авторская песня)

Классичес­ кие и современные образцы гитарной музыки (народ­ ная песня, романс, шедевры классики, джазовая имп­ ровизация, авторская песня)

Метапредметные результаты характеризуют уровень сформированности универсальных учебных действий учащих­ся, проявляющихся в познавательной и практической дея­ тельности: - овладение способностями принимать и сохранять цели и задачи…

Метапредметные результаты характеризуют уровень сформированности универсальных учебных действий учащих­ся, проявляющихся в познавательной и практической дея­ тельности: - овладение способностями принимать и сохранять цели и задачи…

Предметные результаты изучения музыки отражают опыт учащихся в музыкально-творческой деятельности: - формирование представления о роли музыки в жизни человека, в его духовно-нравственном развитии; - формирование…

Предметные результаты изучения музыки отражают опыт учащихся в музыкально-творческой деятельности: - формирование представления о роли музыки в жизни человека, в его духовно-нравственном развитии; - формирование…

Выпускник получит возможность научиться: · реализовывать творческий потенциал, осуществляя собственные музыкально-исполнительские замыслы в различных видах деятельности

Выпускник получит возможность научиться: · реализовывать творческий потенциал, осуществляя собственные музыкально-исполнительские замыслы в различных видах деятельности

Учащиеся получат возможность научиться: - осуществлять поиск необходимой информации для выполнения учебных заданий, используя справочные материалы учебника; - читать нотные знаки; - сравнивать музыкальные произведения,…

Учащиеся получат возможность научиться: - осуществлять поиск необходимой информации для выполнения учебных заданий, используя справочные материалы учебника; - читать нотные знаки; - сравнивать музыкальные произведения,…

Учащиеся получат возможность научиться: - узнавать на слух и называть музыкальные произведения, предусмотренные для слушания в вариативной части программы; - использовать элементарные приёмы игры на…

Учащиеся получат возможность научиться: - узнавать на слух и называть музыкальные произведения, предусмотренные для слушания в вариативной части программы; - использовать элементарные приёмы игры на…

Метапредметные: Регулятивные универсальные учебные действия

Метапредметные: Регулятивные универсальные учебные действия

Предметные результаты Обучающийся научится : - эмоционально воспринимать музыку разного образного содержания, различных жанров; - различать и эмоционально откликаться на музыку разных жанров: песню-танец, песню-марш,…

Предметные результаты Обучающийся научится : - эмоционально воспринимать музыку разного образного содержания, различных жанров; - различать и эмоционально откликаться на музыку разных жанров: песню-танец, песню-марш,…

К концу 3 класса обучающиеся должны уметь:

К концу 3 класса обучающиеся должны уметь:

Обучающийся получит возможность овладеть: -представлениями о композиторском (М

Обучающийся получит возможность овладеть: -представлениями о композиторском (М

Обучающийся получит возможность для формирования: -познавательного интереса к музыкальным занятиям, позиции активного слушателя и исполнителя музыкальных произведений; -нравственных чувств (любовь к

Обучающийся получит возможность для формирования: -познавательного интереса к музыкальным занятиям, позиции активного слушателя и исполнителя музыкальных произведений; -нравственных чувств (любовь к

Обучающийся получит возможность научиться: -осуществлять поиск нужной информации в словарике и дополнительных источниках, включая контролируемое пространство

Обучающийся получит возможность научиться: -осуществлять поиск нужной информации в словарике и дополнительных источниках, включая контролируемое пространство

Требования к уровню знаний и умений учащихся 4 класса:

Требования к уровню знаний и умений учащихся 4 класса:

Метапредметные результаты:

Метапредметные результаты:

Интер- нет), сбора, обработки, анализа, организации, передачи и интерпретации ин-формации в соответствии с коммуникативными и познавательными задачами и технологиями учебного предмета

Интер- нет), сбора, обработки, анализа, организации, передачи и интерпретации ин-формации в соответствии с коммуникативными и познавательными задачами и технологиями учебного предмета

Коммуникативные Учащиеся научатся: - понимать сходство и различие разговорной и музыкальной речи; - слушать собеседника и вести диалог; участвовать в коллективном обсуждении, принимать различные точки…

Коммуникативные Учащиеся научатся: - понимать сходство и различие разговорной и музыкальной речи; - слушать собеседника и вести диалог; участвовать в коллективном обсуждении, принимать различные точки…

Учащиеся научатся: - активно творчески воспринимать музыку различных жанров, форм, стилей; - слышать музыкальную речь как выражение чувств и мыслей человека, узнавать характерные черты стилей…

Учащиеся научатся: - активно творчески воспринимать музыку различных жанров, форм, стилей; - слышать музыкальную речь как выражение чувств и мыслей человека, узнавать характерные черты стилей…

Содержание тем учебного курса 1 класс № п/п

Содержание тем учебного курса 1 класс № п/п

В концертном зале 5 7

В концертном зале 5 7

В.Владимиров, А.Лагутин. Музыкальная литература

В.Владимиров, А.Лагутин. Музыкальная литература

Таблица тематического распределения часов 2класс № п/п

Таблица тематического распределения часов 2класс № п/п

О России петь - что стремиться в храм

О России петь - что стремиться в храм

Россия-Родина моя. 4

Россия-Родина моя. 4
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
05.02.2020