Пояснительная записка
Рабочая программа по предмету « Музыка» 5-8 классов разработана в соответствии с ФГОС НОО, ООО, СОО
-Примерной основной образовательной программы основного начального образования по музыке, одобренной решением федерального учебно-методического объединения по общему образованию (протокол от 08.04.2015 №1/15).
-Программы «Музыка. 5-8 классы» Е.Д. Критской, Г.П. Сергеевой, Т.С. Шмагиной, Москва: «Просвещение», 2013 г.
- Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования, утвержденный приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 06.10.2009 № 373.
Рабочая программа ориентирована на учебник:
Автор/Авторский коллектив |
Название учебника |
Класс |
Издатель учебника
|
Е.Д. Критская, Г.П. Сергеева |
«Музыка» |
5 |
М.: Просвещение, |
Е.Д. Критская, Г.П. Сергеева |
«Музыка» |
6 |
М.: Просвещение, |
Е.Д. Критская, Г.П. Сергеева |
«Музыка» |
7 |
М.: Просвещение, |
Е.Д. Критская, Г.П. Сергеева |
«Музыка» |
8 |
М.: Просвещение, |
Цель:
1) формирование основ музыкальной культуры обучающихся как неотъемлемой части их общей духовной культуры; потребности в общении с музыкой для дальнейшего духовно-нравственного развития, социализации, самообразования, организации содержательного культурного досуга на основе осознания роли музыки в жизни отдельного человека и общества, в развитии мировой культуры;
2) развитие общих музыкальных способностей обучающихся, а также образного и ассоциативного мышления, фантазии и творческого воображения, эмоционально-ценностного отношения к явлениям жизни и искусства на основе восприятия и анализа музыкальных образов;
3) формирование мотивационной направленности на продуктивную музыкально-творческую деятельность (слушание музыки, пение, инструментальное музицирование, драматизация музыкальных произведений, импровизация, музыкально-пластическое движение);
4) воспитание эстетического отношения к миру, критического восприятия
музыкальной информации, развитие творческих способностей в многообразныхвидах музыкальной деятельности, связанной с театром, кино, литературой, живописью;
5) расширение музыкального и общего культурного кругозора; воспитание музыкального вкуса, устойчивого интереса к музыке своего народа и других народов мира, классическому и современному музыкальному наследию;
6) овладение основами музыкальной грамотности: способностью эмоционально воспринимать музыку как живое образное искусство во взаимосвязи с жизнью, со специальной терминологией и ключевыми понятиями музыкального искусства, элементарной нотной грамотой в рамках изучаемого курса.
Общая характеристика предмета.
Изучение предмета «Музыка» направлено на расширение опыта эмоционально-ценностного отношения к произведениям искусства, опыта музыкально-творческой деятельности, на углубление знаний, умений и навыков, приобретённых в начальной школе в процессе занятий музыкой.
Вторая ступень музыкального образования логически развивает идею начальной школы – становление основ музыкальной культуры учащихся. Музыкальное образование в основной школе способствует формированию у учащихся эстетического чувства, сознания, потребностей, вкуса, ощущения и осознания красоты и гармонии в музыкальном искусстве и жизни.
Особое значение в основной школе приобретает развитие индивидуально-личностного отношения учащихся к музыке, музыкального мышления, формирование представления о музыке как виде искусства, раскрытие целостной музыкальной картины мира, воспитание потребности в музыкальном самообразовании.
Важнейшим методом программы, во многом определяющим ее содержание, является метод междисциплинарных взаимодействий. Границы его распространения на область учебных дисциплин, равно как и его смысловое развитие по сравнению с программой для начальной школы, значительно расширяются и углубляются.
Расширение междисциплинарного поля позволяет включить в его пределы круг учебных дисциплин — таких, как литература, изобразительное искусство.
Особо следует отметить, что область взаимодействий охватывает все содержание программы с точки зрения музыка и жизнь. Эта наиважнейшая особенность получает последовательное и аргументированное воплощение на протяжении всех лет обучения — с 1 по 8 класс. Приданию содержательной многомерности при освещении данной проблемы способствует постоянная опора на родственные музыке виды искусства — литературу и живопись.. Вот почему в программе так много обращений не только к образам музыкальных
произведений, но и к образам литературы и изобразительного искусства: ведь каждое искусство на своем языке рассказывает об одном и том же — о жизни человека.
Содержание учебного курса.
Формирование у учащихся потребности в общении с музыкой в ходе дальнейшего духовно-нравственного развития, социализации, самообразования, организации содержательного культурного досуга на основе осознания роли музыки в жизни отдельного человека и общества, в развитии мировой культуры происходит в опоре на продуктивную музыкально-творческую деятельность (слушание музыки, пение, инструментальное музицирование, драматизация музыкальных произведений, импровизация, музыкально-пластическое движение), развитие общих музыкальных способностей обучающихся, а также образного и ассоциативного мышления, фантазии и творческого воображения, эмоционально-ценностного отношения к явлениям жизни и искусства на основе восприятия и анализа музыкальных образов.
Программа предполагает расширение музыкального и общего культурного кругозора школьников; воспитание их музыкального вкуса, устойчивого интереса к музыке своего народа и других народов мира, классическому и современному музыкальному наследию.
Овладение основами музыкальной грамотности осуществляется в опоре на способность эмоционального восприятия музыки как живого образного искусства во взаимосвязи с жизнью, на специальную терминологию и ключевые понятия музыкального искусства, элементарную нотную грамоту.
Изучение предмета «Музыка» в части формирования у обучающихся научного мировоззрения, освоения общенаучных методов (наблюдение, измерение, эксперимент, моделирование), освоения практического применения научных знаний основано на межпредметных связях с предметами: «Литература», «Русский язык», «Изобразительное искусство», «История», «География», «Математика» и др.
В методологическую основу программы легли современные научные достижения гуманитарной и музыковедческой науки, отражающие идею
познания обучающимися художественной картины мира и идентификации себя в окружающей действительности.
Музыка как вид искусства.
Интонация как носитель образного смысла. Многообразие интонационно-образных построений. Средства музыкальной выразительности в создании музыкального образа и характера музыки. Разнообразие вокальной, инструментальной, вокально-инструментальной, камерной, симфонической и театральной музыки. Различные формы построения музыки (двухчастная и трехчастная, вариации, рондо, сонатно-симфонический цикл, сюита), их возможности в воплощении и развитии музыкальных образов. Круг музыкальных образов (лирические, драматические, героические, романтические, эпические и др.), их взаимосвязь и развитие. Многообразие связей музыки с литературой. Взаимодействие музыки и литературы в музыкальном театре. Программная музыка. Многообразие связей музыки с изобразительным искусством. Портрет в музыке и изобразительном искусстве. Картины природы в музыке и в изобразительном искусстве. Символика скульптуры, архитектуры, музыки.
Народное музыкальное творчество.
Устное народное музыкальное творчество в развитии общей культуры народа. Характерные черты русской народной музыки. Основные жанры русской народной вокальной музыки. Различные исполнительские типы художественного общения (хоровое, соревновательное, сказительное). Музыкальный фольклор народов России. Знакомство с музыкальной культурой, народным музыкальным творчеством своего региона. Истоки и интонационное своеобразие, музыкального фольклора разных стран.
Русская музыка от эпохи средневековья д рубежа 19-20 вв.
Древнерусская духовная музыка. Знаменный распев как основа древнерусской храмовой музыки. Основные жанры профессиональной музыки эпохи Просвещения: кант, хоровой концерт, литургия. Формирование русской классической музыкальной школы (М.И. Глинка). Обращение композиторов к народным истокам профессиональной музыки. Романтизм в русской музыке. Стилевые особенности в творчестве русских композиторов (М.И. Глинка, М.П. Мусоргский, А.П. Бородин, Н.А. Римский-Корсаков, П.И. Чайковский, С.В. Рахманинов). Роль фольклора в становлении профессионального музыкального искусства. Духовная музыка русских композиторов. Традиции русской музыкальной классики, стилевые черты русской классической музыкальной школы.
Зарубежная музыка от эпохи средневековья до рубежа 19-20 вв
Средневековая духовная музыка: григорианский хорал. Жанры зарубежной духовной и светской музыки в эпохи Возрождения и Барокко (мадригал, мотет, фуга, месса, реквием, шансон). И.С. Бах – выдающийся музыкант эпохи Барокко. Венская классическая школа (Й. Гайдн, В. Моцарт, Л. Бетховен). Творчество композиторов-романтиков Ф. Шопен, Ф. Лист, Р. Шуман, Ф Шуберт, Э. Григ). Оперный жанр в творчестве композиторов XIX века (Ж. Бизе, Дж. Верди). Основные жанры светской музыки (соната, симфония, камерно-инструментальная и вокальная музыка, опера, балет). Развитие жанров светской музыки Основные жанры светской музыки XIX века (соната, симфония, камерно-инструментальная и вокальная музыка, опера, балет). Развитие жанров светской музыки (камерная инструментальная и вокальная музыка, концерт, симфония, опера, балет).
Русская и зарубежная музыкальная культура 20 века.
Знакомство с творчеством всемирно известных отечественных композиторов (И.Ф. Стравинский, С.С. Прокофьев, Д.Д. Шостакович, Г.В. Свиридов, Р. Щедрин, А.И. Хачатурян, А.Г. Шнитке) и зарубежных композиторов ХХ столетия (К. Дебюсси, К. Орф, М. Равель, Б. Бриттен, А. Шенберг). Многообразие стилей в отечественной и зарубежной музыке ХХ века (импрессионизм). Джаз: спиричуэл, блюз, симфоджаз – наиболее яркие композиторы и исполнители. Отечественные и зарубежные композиторы-песенники ХХ столетия. Обобщенное представление о современной музыке, ее разнообразии и характерных признаках. Авторская песня: прошлое и настоящее. Рок-музыка и ее отдельные направления (рок-опера, рок-н-ролл.). Мюзикл. Электронная музыка. Современные технологии записи и воспроизведения музыки.
Современная музыкальная жизнь.
Панорама современной музыкальной жизни в России и за рубежом: концерты, конкурсы и фестивали (современной и классической музыки).Наследие выдающихся отечественных (Ф.И. Шаляпин, Д.Ф. Ойстрах, А.В. Свешников; Д.А. Хворостовский, А.Ю. Нетребко, В.Т. Спиваков, Н.Л. Луганский, Д.Л. Мацуев и др.) и зарубежных исполнителей (Э. Карузо, М. Каллас; . Паваротти, М. Кабалье, В. Клиберн, В. Кельмпфф и др.) классической музыки. Современные выдающиеся, композиторы, вокальные исполнители и инструментальные коллективы. Всемирные центры музыкальной культуры и музыкального образования. Может ли современная музыка считаться классической? Классическая музыка в современных обработках.
Значение музыки в жизни человека.
Музыкальное искусство как воплощение жизненной красоты и жизненной правды. Стиль как отражение мироощущения композитора. Воздействие музыки на человека, ее роль в человеческом обществе. «Вечные» проблемы жизни в творчестве композиторов. Своеобразие видения картины мира в национальных музыкальных культурах Востока и Запада. Преобразующая сила музыки как вида искусства.
Для обязательного изучения учебного предмета «Музыка» на этапе среднего общего образования в 5-8 классе федеральный базисный учебный план для общеобразовательных учреждений Российской Федерации отводит 34часа в год (1 час в неделю).
Итого 138 часов.
Ценностные ориентиры содержания учебного предмета.
Искусство, как и культура в целом, предстает перед школьниками как история развития человеческой памяти, величайшее нравственное значение которой, по словам академика Д. С. Лихачева, «в преодолении времени». Отношение к памятникам любого из искусств (в том числе и музыкального искусства) - показатель культуры всего общества в целом и каждого человека в отдельности. Воспитание деятельной, творческой памяти - важнейшая задача музыкального образования в основной школе. Сохранение культурной среды, творческая жизнь в этой среде обеспечат привязанность к родным местам, социализацию личности учащихся.
Курс «Музыка» в основной школе предполагает обогащение сферы художественны интересов учащихся, разнообразие видов музыкально-творческой деятельности, активное включение элементов музыкального самообразования, обстоятельное знакомство с жанровым и стилевым многообразием классического и современного творчества отечественных и зарубежных композиторов. Постижение музыкального искусства на данном этапе приобретает в большей степени деятельностный характер и становится сферой выражения личной творческой инициативы школьников, результатов художественного сотрудничества, музыкальных впечатлений и эстетических представлений об окружающем мире. Программа создана на основе преемственности с курсом начальной школы и ориентирована на систематизацию и углубление полученных знаний, расширение опыта музыкально-творческой деятельности, формирование устойчивого интереса к отечественным и мировым культурным традициям. Решение ключевых задач личностного и познавательного, социального и коммуникативного развития предопределяется целенаправленной организацией музыкальной учебной деятельности, форм сотрудничества и взаимодействия его участников в художественно-педагогическом процессе.
Личностные, метапредметные и предметные результаты освоения курса.
К концу 5 класса
ЛИЧНОСТНЫЕ:
- формирование основ российской гражданской идентичности, чувства гордости за свою Родину, российский народ и историю России, осознание своей этнической и национальной принадлежности в процессе освоения вершинных образцов отечественной музыкальной культуры, понимания ее значимости в мировом музыкальном процессе;
- становление гуманистических и демократических ценностных ориентаций, формирование уважительного отношения к иному мнению, истории и культуре разных народов на основе знакомства с их музыкальными традициями, выявления в них общих закономерностей исторического развития, процессов взаимовлияния, общности нравственных, ценностных, эстетических установок;
- формирование целостного, социально ориентированного взгляда на мир в процессе познания произведений разных жанров, форм и стилей, разнообразных типов музыкальных образов и их взаимодействия;
- овладение начальными навыками адаптации в динамично изменяющемся и развивающемся мире путем ориентации в многообразии музыкальной действительности и участия в музыкальной жизни класса, школы, города и др.;
- развитие мотивов учебной деятельности и формирование личностного смысла учения посредством раскрытия связей и отношений между музыкой и жизнью, освоения способов отражения жизни в музыке и различных форм воздействия музыки на человека;
- формирование представлений о нравственных нормах, развитие доброжелательности и эмоциональной отзывчивости, сопереживания чувствам других людей на основе восприятия произведений мировой музыкальной классики, их коллективного обсуждения и интерпретации в разных видах музыкальной исполнительской деятельности;
- формирование эстетических потребностей, ценностей и чувств на основе развития музыкально-эстетического сознания, проявляющего себя в эмоционально-ценностном отношении к искусству, понимании его функций в жизни человека и общества;
- развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях в процессе освоения разных типов индивидуальной, групповой и коллективной музыкальной деятельности, при выполнении проектных заданий и проектных работ;
- формирование установки на безопасный, здоровый образ жизни через развитие представления о гармонии в человеке физического и духовного начал, воспитание бережного отношения к материальным и духовным ценностям музыкальной культуры;
- формирование мотивации к музыкальному творчеству, целеустремленности и настойчивости в достижении цели в процессе создания ситуации успешности музыкально-творческой деятельности учащихся.
МЕТАПРЕДМЕТНЫЕ:
Познавательные:
Учащиеся научатся:
- логическим действиям сравнения, анализа, синтеза, обобщения, классификации по родовидовым признакам, установления аналогий и причинно-следственных связей, построения рассуждений, отнесения к известным понятиям, выдвижения предположений и подтверждающих их доказательств;
- применять методы наблюдения, экспериментирования, моделирования, систематизации учебного материала, выявления известного и неизвестного при решении различных учебных задач;
- обсуждать проблемные вопросы, рефлексировать в ходе творческого сотрудничества, сравнивать результаты своей деятельности с результатами других учащихся; понимать причины успеха/неуспеха учебной деятельности;
- понимать различие отражения жизни в научных и художественных текстах; адекватно воспринимать художественные произведения, осознавать многозначность содержания их образов, существование различных интерпретаций одного произведения; выполнять творческие задачи, не имеющие однозначного решения;
- осуществлять поиск оснований целостности художественного явления (музыкального произведения), синтеза как составления целого из частей;
- использовать разные типы моделей при изучении художественного явления (графическая, пластическая, вербальная, знаково-символическая), моделировать различные отношения между объектами, преобразовывать модели в соответствии с содержанием учебного материала и поставленной учебной целью;
- пользоваться различными способами поиска (в справочных источниках и открытом учебном информационном пространстве сети Интернет), сбора, обработки, анализа, организации, передачи и интерпретации информации в соответствии с коммуникативными и познавательными задачами и технологиями учебного предмета.
Учащиеся получат возможность:
- научиться реализовывать собственные творческие замыслы, готовить свое выступление и выступать с аудио-, видео- и графическим сопровождением;
- удовлетворять потребность в культурно-досуговой деятельности, духовно обогащающей личность, в расширении и углублении знаний о данной предметной области.
Регулятивные:
Учащиеся научатся:
- принимать и сохранять учебные цели и задачи, в соответствии с ними планировать, контролировать и оценивать собственные учебные действия;
- договариваться о распределении функций и ролей в совместной деятельности; осуществлять взаимный контроль, адекватно оценивать собственное поведение и поведение окружающих;
- выделять и удерживать предмет обсуждения и критерии его оценки, а также пользоваться на практике этими критериями.
- прогнозировать содержание произведения по его названию и жанру, предвосхищать композиторские решения по созданию музыкальных образов, их развитию и взаимодействию в музыкальном произведении;
- мобилизации сил и волевой саморегуляции в ходе приобретения опыта коллективного публичного выступления и при подготовке к нему.
Учащиеся получат возможность научиться:
- ставить учебные цели, формулировать исходя из целей учебные задачи, осуществлять поиск наиболее эффективных способов достижения результата в процессе участия в индивидуальных, групповых проектных работах;
- действовать конструктивно, в том числе в ситуациях неуспеха за счет умения осуществлять поиск наиболее эффективных способов реализации целей с учетом имеющихся условий.
Коммуникативные:
Учащиеся научатся:
- понимать сходство и различие разговорной и музыкальной речи;
- слушать собеседника и вести диалог; участвовать в коллективном обсуждении, принимать различные точки зрения на одну и ту же проблему; излагать свое мнение и аргументировать свою точку зрения;
- понимать композиционные особенности устной (разговорной, музыкальной) речи и учитывать их при построении собственных высказываний в разных жизненных ситуациях;
использовать речевые средства и средства информационных и коммуникационных технологий для решения коммуникативных и познавательных задач;
- опосредованно вступать в диалог с автором художественного произведения посредством выявления авторских смыслов и оценок, прогнозирования хода развития событий, сличения полученного результата с оригиналом с целью внесения дополнений и корректив в ход решения учебно-художественной задачи;
- приобрести опыт общения с публикой в условиях концертного предъявления результата творческой музыкально-исполнительской деятельности.
Учащиеся получат возможность:
- совершенствовать свои коммуникативные умения и навыки, опираясь на знание композиционных функций музыкальной речи;
- создавать музыкальные произведения на поэтические тексты и публично исполнять их сольно или при поддержке одноклассников.
ПРЕДМЕТНЫЕ
У учащихся будут сформированы:
- первоначальные представления о роли музыки в жизни человека, в его духовно-нравственном развитии; о ценности музыкальных традиций народа;
- основы музыкальной культуры, художественный вкус, интерес к музыкальному искусству и музыкальной деятельности;
- представление о национальном своеобразии музыки в неразрывном единстве народного и профессионального музыкального творчества.
Учащиеся научатся:
- активно творчески воспринимать музыку различных жанров, форм, стилей;
- слышать музыкальную речь как выражение чувств и мыслей человека, различать в ней выразительные и изобразительные интонации, узнавать характерные черты музыкальной речи разных композиторов;
- ориентироваться в разных жанрах музыкально-поэтического фольклора народов России (в том числе родного края);
- наблюдать за процессом музыкального развития на основе сходства и различия интонаций, тем, образов, их изменения; понимать причинно-следственные связи развития музыкальных образов и их взаимодействия;
- моделировать музыкальные характеристики героев, прогнозировать ход развития событий «музыкальной истории»;
- использовать графическую запись для ориентации в музыкальном произведении в разных видах музыкальной деятельности;
- воплощать художественно-образное содержание, интонационно-мелодические особенности народной и профессиональной музыки (в пении, слове, движении, игре на простейших музыкальных инструментах) выражать свое отношение к музыке в различных видах музыкально-творческой деятельности;
- планировать и участвовать в коллективной деятельности по созданию инсценировок музыкально-сценических произведений, интерпретаций инструментальных произведений в пластическом интонировании;
Учащиеся получат возможность научиться:
- ориентироваться в нотном письме при исполнении простых мелодий;
творческой самореализации в процессе осуществления собственных музыкально-исполнительских замыслов в различных видах музыкальной деятельности;
- организовывать культурный досуг, самостоятельную музыкально-творческую деятельность, музицировать и использовать ИКТ в музыкальном творчестве;
- оказывать помощь в организации и проведении школьных культурно-массовых мероприятий, представлять широкой публике результаты собственной музыкально-творческой деятельности, собирать музыкальные коллекции (фонотека, видеотека).
К концу 6 класса
ЛИЧНОСТНЫЕ:
- выявлять возможности эмоционального воздействия музыки на человека (на личном примере);
- уважать музыкальную культуру мира разных времен (творческие достижениявыдающихся композиторов);
- быть готовым к сотрудничеству с учителем и одноклассниками;
- развивать познавательные интересы;
- понимать характерные особенности музыкального языка и передавать их вмузыкальном исполнении;
- эмоционально откликаться на шедевры мировой культуры;
- формировать эмоционально-ценностное отношение к творчеству выдающихсякомпозиторов;
- рассуждать о яркости музыкальных образов в музыке, об общности и различии выразительных средств музыки и поэзии;
- проявлять эмоциональную отзывчивость при восприятии и исполнении музыкальных произведений;
- расширение представлений о собственных познавательных возможностях.
МЕТАПРЕДМЕТНЫЕ:
Познавательные
Учащиеся научатся:
- исследовать, сравнивать многообразие жанровых воплощений музыкальныхпроизведений;
- рассуждать о специфике воплощения духовного опыта человека искусстве (с учетом критериев представленных в учебнике);
- анализировать приемы развития одного образа, приемы взаимодействия несколькихобразов в музыкальном произведении;
- сравнивать музыкальные произведения разных жанров и стилей;
- рассуждать об общности и различии выразительных средств музыки иизобразительного искусства;
- воспринимать характерные черты творчества отдельных отечественных изарубежных композиторов;
- воспринимать и сравнивать музыкальный язык в произведениях разного
смысловогои эмоционального содержания;
- сравнивать особенности музыкального языка (гармонии, фактуры) в произведениях, включающих образы разного смыслового содержания;
- устанавливать ассоциативные связи между художественными образами музыки и визуальных искусств.
Учащиеся получат возможность:
- стремиться к приобретению музыкально-слухового опыта общения с известными и новыми музыкальными произведениями различных жанров, стилей народной и профессиональной музыки, познанию приемов развития музыкальных образов, особенностей их музыкального языка;
- формировать интерес к специфике деятельности композиторов и исполнителей (профессиональных и народных), особенностям музыкальной культуры своего края,региона;
- расширить представления о связях музыки с другими видами искусства на основе художественно-творческой, исследовательской деятельности;
- идентифицировать термины и понятия музыкального языка с художественным языком различных видов искусства на основе выявления их общности и различий;
- применять полученные знания о музыке и музыкантах, о других видах искусства в процессе самообразования, внеурочной творческой деятельности.
Регулятивные
Учащиеся научатся:
- оценивать музыкальные произведения с позиции красоты и правды;
- творчески интерпретировать содержание музыкальных произведений в
пении, музыкально- ритмическом движении, изобразительной деятельности, слове;
- устанавливать вешние связи между звуками природы и звучанием музыкальных тембров;
Учащиеся получат возможность:
- совершенствовать действия контроля, коррекции, оценки действий партнера в коллективной и групповой музыкальной, творческо-художественной,исследовательской деятельности;
- саморегулировать волевые усилия, способности к мобилизации сил в
процессе работы над исполнением музыкальных сочинений на уроке,
внеурочных ивнешкольных формах музыкально-эстетической, проектной
деятельности, всамообразовании;
- развивать критическое отношение к собственным действиям, действиям одноклассников в процессе познания музыкального искусства, участия в индивидуальных и коллективных проектах;
- сравнивать изложение одних и тех же сведений о музыкальном искусстве
вразличных источниках;
- приобретение навыков работы с сервисами Интернета.
Коммуникативные
Учащиеся научатся:
- аргументировать свою точку зрения в отношении музыкальных произведений,различных явлений отечественной и зарубежной музыкальной культуры;
- участвовать в коллективной беседе и исполнительской деятельности.
Учащиеся получат возможность:
- участвовать в жизни класса, школы, города и др., общаться, взаимодействовать со сверстниками в совместной творческой деятельности;
- применять полученные знания о музыке как виде искусства для решенияразнообразных художественно-творческих задач;
- показать адекватное поведение в различных учебных, социальных ситуациях впроцессе восприятия и музицирования, участия в исследовательских проектах,внеурочной деятельности.
Информационные
- владеть навыками работы с различными источниками информации: книгами,учебниками, справочниками, энциклопедиями, каталогами, словарями, CD-RОМ,Интернет;
- самостоятельно извлекать, систематизировать, анализировать и отбиратьнеобходимую для решения учебных задач информацию, ее организовывать, преобразовывать, сохранять и передавать;
- ориентироваться в информационных потоках, уметь выделять в них главное инеобходимое; уметь осознанно воспринимать музыкальную и другуюхудожественную информацию, распространяемую по каналам средств массовойинформации;
- развивать критическое отношение к распространяемой по каналам СМИинформации, -
- уметь аргументировать ее влияние на формирование музыкальноговкуса,
художественных предпочтений;
- применять для решения учебных задач, проектно-исследовательской информационные и телекоммуникационные технологии: аудио и видеозапись, электронную почту, Интернет;
- осуществлять интерактивный диалог в едином информационном пространстве музыкальной культуры.
ПРЕДМЕТНЫЕ:
- определять в прослушанном музыкальном произведении его главные выразительные средства - ритм, мелодию, гармонию, полифонические приёмы, фактуру, тембр,динамику;
- уметь отразить понимание художественного воздействия музыкальных средств в размышлениях о музыке (устно и письменно);
- проявлять навыки вокально-хоровой деятельности, исполнять одно одно-двухголосное произведения с аккомпанементом, уметь исполнять более сложные ритмические рисунки (синкопы, ломбардский ритм, остинатный ритм).
К концу 7 класса
ЛИЧНОСТНЫЕ:
- выявлять возможности эмоционального воздействия музыки на человека (на личном примере);
- уважать музыкальную культуру мира разных времен (творческие достижениявыдающихся композиторов);
- быть готовым к сотрудничеству с учителем и одноклассниками;
- развивать познавательные интересы;
- понимать характерные особенности музыкального языка и передавать их в музыкальном исполнении;
- эмоционально откликаться на шедевры мировой культуры;
- формировать эмоционально-ценностное отношение к творчеству выдающихся композиторов;
- рассуждать о яркости музыкальных образов в музыке, об общности и различии выразительных средств музыки и поэзии;
- проявлять эмоциональную отзывчивость при восприятии и исполнении музыкальных произведений;
- расширение представлений о собственных познавательных возможностях.
МЕТАПРЕДМЕТНЫЕ:
Познавательные
Учащиеся научатся:
- исследовать, сравнивать многообразие жанровых воплощений музыкальных произведений;
- рассуждать о специфике воплощения духовного опыта человека искусстве (с учетом критериев представленных в учебнике);
- анализировать приемы развития одного образа, приемы взаимодействия нескольких образов в музыкальном произведении;
- сравнивать музыкальные произведения разных жанров и стилей;
- рассуждать об общности и различии выразительных средств музыки и изобразительного искусства;
- воспринимать характерные черты творчества отдельных отечественных и зарубежных композиторов;
- воспринимать и сравнивать музыкальный язык в произведениях разного
смыслового и эмоционального содержания;
- сравнивать особенности музыкального языка (гармонии, фактуры) в произведениях, включающих образы разного смыслового содержания;
- устанавливать ассоциативные связи между художественными образами музыки и визуальных искусств.
Учащиеся получат возможность:
- стремиться к приобретению музыкально-слухового опыта общения с известными и новыми музыкальными произведениями различных жанров, стилей народной и профессиональной музыки, познанию приемов развития музыкальных образов, особенностей их музыкального языка;
- формировать интерес к специфике деятельности композиторов и исполнителей (профессиональных и народных), особенностям музыкальной культуры своего края,региона;
- расширить представления о связях музыки с другими видами искусства на основе художественно-творческой, исследовательской деятельности;
- идентифицировать термины и понятия музыкального языка с художественным языком различных видов искусства на основе выявления их общности и различий;
- применять полученные знания о музыке и музыкантах, о других видах искусства в процессе самообразования, внеурочной творческой деятельности.
Регулятивные
Учащиеся научатся:
- оценивать музыкальные произведения с позиции красоты и правды;
- творчески интерпретировать содержание музыкальных произведений в
пении, музыкально- ритмическом движении, изобразительной деятельности, слове;
- устанавливать вешние связи между звуками природы и звучанием музыкальных тембров.
Учащиеся получат возможность:
- совершенствовать действия контроля, коррекции, оценки действий партнера в коллективной и групповой музыкальной, творческо-художественной, исследовательской деятельности;
- саморегулировать волевые усилия, способности к мобилизации сил в
процессе работы над исполнением музыкальных сочинений на уроке,
внеурочных и внешкольных формах музыкально-эстетической, проектной деятельности, в самообразовании;
- развивать критическое отношение к собственным действиям, действиям одноклассников в процессе познания музыкального искусства, участия в индивидуальных и коллективных проектах;
- сравнивать изложение одних и тех же сведений о музыкальном искусстве
В различных источниках;
- приобретение навыков работы с сервисами Интернета.
Коммуникативные
Учащиеся научатся:
- аргументировать свою точку зрения в отношении музыкальных произведений, различных явлений отечественной и зарубежной музыкальной культуры;
- участвовать в коллективной беседе и исполнительской деятельности.
Учащиеся получат возможность:
- участвовать в жизни класса, школы, города и др., общаться, взаимодействовать со сверстниками в совместной творческой деятельности;
- применять полученные знания о музыке как виде искусства для решения разнообразных художественно-творческих задач;
- показать адекватное поведение в различных учебных, социальных ситуациях в процессе восприятия и музицирования, участия в исследовательских проектах, внеурочной деятельности.
Информационные
- владеть навыками работы с различными источниками информации: книгами,учебниками, справочниками, энциклопедиями, каталогами, словарями, CD-RОМ,Интернет;
- самостоятельно извлекать, систематизировать, анализировать и отбирать необходимую для решения учебных задач информацию, ее организовывать, преобразовывать, сохранять и передавать;
- ориентироваться в информационных потоках, уметь выделять в них главное и необходимое; уметь осознанно воспринимать музыкальную и другую художественную информацию, распространяемую по каналам средств массовой информации;
- развивать критическое отношение к распространяемой по каналам СМИ информации, уметь аргументировать ее влияние на формирование
Музыкального вкуса, художественных предпочтений;
- применять для решения учебных задач, проектно-исследовательской информационные и телекоммуникационные технологии: аудио и видеозапись, электронную почту, Интернет;
- осуществлять интерактивный диалог в едином информационном пространстве музыкальной культуры.
ПРЕДМЕТНЫЕ:
-определять в прослушанном музыкальном произведении его главные выразительные средства- ритм, мелодию, гармонию, полифонические приёмы, фактуру, тембр,динамику;
- уметь отразить понимание художественного воздействия музыкальных средств в размышлениях о музыке (устно и письменно);
- проявлять навыки вокально-хоровой деятельности, исполнять одно одно-двухголосное произведения с аккомпанементом, уметь исполнять более сложные ритмические рисунки (синкопы, ломбардский ритм, остинатный ритм).
К концу 8 класса
ЛИЧНОСТНЫЕ:
- уважать музыкальную культуру мира разных времен (творческие
достижениявыдающихся композиторов);
- быть готовым к сотрудничеству с учителем и одноклассниками;
- развивать познавательные интересы;
- эмоционально откликаться на шедевры мировой культуры;
- формировать эмоционально-ценностное отношение к творчеству выдающихсякомпозиторов;
- проявлять эмоциональную отзывчивость при восприятии и исполнении музыкальных произведений;
- расширение представлений о собственных познавательных возможностях.
МЕТАПРЕДМЕТНЫЕ
Познавательные
Учащиеся научатся:
- исследовать, сравнивать многообразие жанровых воплощений музыкальныхпроизведений;
- рассуждать о специфике воплощения духовного опыта человека искусстве (с учетом критериев представленных в учебнике);
- анализировать приемы развития одного образа, приемы взаимодействия нескольких образов в музыкальном произведении;
- сравнивать музыкальные произведения разных жанров и стилей;
- рассуждать об общности и различии выразительных средств музыки и изобразительного искусства;
- воспринимать характерные черты творчества отдельных отечественных и зарубежных композиторов;
- воспринимать и сравнивать музыкальный язык в произведениях разного
Смыслового и эмоционального содержания;
- сравнивать особенности музыкального языка (гармонии, фактуры) в произведениях, включающих образы разного смыслового содержания;
- устанавливать ассоциативные связи между художественными образами музыки и визуальных искусств.
Учащиеся получат возможность:
- стремиться к приобретению музыкально-слухового опыта общения с известными и новыми музыкальными произведениями различных жанров, стилей народной и профессиональной музыки, познанию приемов развития музыкальных образов, особенностей их музыкального языка;
- формировать интерес к специфике деятельности композиторов и исполнителей (профессиональных и народных), особенностям музыкальной культуры своего края,региона;
- расширить представления о связях музыки с другими видами искусства на основе художественно-творческой, исследовательской деятельности;
- идентифицировать термины и понятия музыкального языка с художественным языком различных видов искусства на основе выявления их общности и различий;
- применять полученные знания о музыке и музыкантах, о других видах искусства в процессе самообразования, внеурочной творческой деятельности.
Регулятивные
Учащиеся научатся:
- оценивать музыкальные произведения с позиции красоты и правды;
- творчески интерпретировать содержание музыкальных произведений в
пении, музыкально- ритмическом движении, изобразительной
деятельности, слове;
Учащиеся получат возможность:
- совершенствовать действия контроля, коррекции, оценки действий партнера в коллективной и групповой музыкальной, творческо-художественной,исследовательской деятельности;
- саморегулировать волевые усилия, способности к мобилизации сил в
процессе работы над исполнением музыкальных сочинений на уроке,
внеурочных и внешкольных формах музыкально-эстетической, проектной
деятельности, в самообразовании;
- развивать критическое отношение к собственным действиям, действиям одноклассников в процессе познания музыкального искусства, участия в индивидуальных и коллективных проектах;
- сравнивать изложение одних и тех же сведений о музыкальном искусстве
в различных источниках;
- приобретение навыков работы с сервисами Интернета.
Коммуникативные
Учащиеся научатся:
- аргументировать свою точку зрения в отношении музыкальных произведений,различных явлений отечественной и зарубежной музыкальной культуры;
- участвовать в коллективной беседе и исполнительской деятельности.
Учащиеся получат возможность:
- участвовать в жизни класса, школы, города и др., общаться, взаимодействовать со сверстниками в совместной творческой деятельности;
- применять полученные знания о музыке как виде искусства для решения разнообразных художественно-творческих задач;
- показать адекватное поведение в различных учебных, социальных ситуациях в процессе восприятия и музицирования, участия в исследовательских проектах,внеурочной деятельности.
Информационные:
- владеть навыками работы с различными источниками информации: книгами,учебниками, справочниками, энциклопедиями, каталогами, словарями, CD-RОМ,Интернет;
- самостоятельно извлекать, систематизировать, анализировать и отбирать необходимую для решения учебных задач информацию, ее организовывать, преобразовывать, сохранять и передавать;
- ориентироваться в информационных потоках, уметь выделять в них главное и необходимое; уметь осознанно воспринимать музыкальную и другую художественную информацию, распространяемую по каналам средств массовой информации;
- развивать критическое отношение к распространяемой по каналам СМИ информации, уметь аргументировать ее влияние на формирование
музыкального вкуса, художественных предпочтений;
- применять для решения учебных задач, проектно-исследовательской информационные и телекоммуникационные технологии: аудио и видеозапись, электронную почту, Интернет;
- осуществлять интерактивный диалог в едином информационном пространстве музыкальной культуры.
ПРЕДМЕТНЫЕ:
У учащихся будут сформированы:
- представления о роли музыки в жизни человека, в его духовно-нравственном развитии; о ценности музыкальных традиций народа;
- основы музыкальной культуры, художественный вкус, интерес к музыкальному искусству и музыкальной деятельности;
- представление о национальном своеобразии музыки в неразрывном единстве народного и профессионального музыкального творчества.
Учащиеся научатся:
- активно творчески воспринимать музыку различных жанров, форм, стилей;
- слышать музыкальную речь как выражение чувств и мыслей человека, различать в ней выразительные и изобразительные интонации, узнавать характерные черты музыкальной речи разных композиторов;
- ориентироваться в разных жанрах музыкально-поэтического фольклора народов России (в том числе родного края);
- наблюдать за процессом музыкального развития на основе сходства и различия интонаций, тем, образов, их изменения; понимать причинно-следственные связи развития музыкальных образов и их взаимодействия;
- моделировать музыкальные характеристики героев, прогнозировать ход развития событий «музыкальной истории»;
- использовать графическую запись для ориентации в музыкальном произведении в разных видах музыкальной деятельности;
- воплощать художественно-образное содержание, интонационно-мелодические особенности народной и профессиональной музыки (в пении, слове, движении, игре на простейших музыкальных инструментах) выражать свое отношение к музыке в различных видах музыкально-творческой деятельности;
- планировать и участвовать в коллективной деятельности по созданию инсценировок музыкально-сценических произведений, интерпретаций инструментальных произведений в пластическом интонировании;
Учащиеся получат возможность научиться:
- ориентироваться в нотном письме при исполнении простых мелодий;
- творческой самореализации в процессе осуществления собственных музыкально-исполнительских замыслов в различных видах музыкальной деятельности;
- организовывать культурный досуг, самостоятельную музыкально-творческую деятельность, музицировать и использовать ИКТ в музыкальном творчестве;
- оказывать помощь в организации и проведении школьных культурно-массовых мероприятий, представлять широкой публике результаты собственной музыкально-творческой деятельности, собирать музыкальные коллекции (фонотека, видеотека).
Содержание тем учебного курса
5 класс
№ п/п |
Название раздела (блока) |
Кол-во часов на изучение раздела (блока) |
|
1. |
Что роднит музыку с литературой. |
8 |
|
2. |
Писатели и поэты о музыке и музыкантах. |
8 |
|
3 |
Что роднит музыку с изобразительным искусством. |
10 |
|
4 |
Портрет в музыке и изобразительном искусстве. |
8 |
|
6 класс
№ п/п |
Название раздела (блока) |
Кол-во часов на изучение раздела (блока) |
|
1. |
Удивительный мир музыкальных образов. |
8 |
|
2. |
Образы духовной музыки Западной Европы. Небесное и земное в музыке Баха. Полифония. Фуга. Хорал. |
8 |
|
3 |
Вечные темы искусства и жизни. |
10 |
|
4 |
Мир музыкального театра. |
8 |
|
7 класс
№ п/п |
Название раздела (блока) |
Кол-во часов на изучение раздела (блока) |
|
1. |
Классика и современность. |
8 |
|
2. |
Героическая тема в русской музыке. Галерея героических образов. |
8 |
|
3 |
Два направления музыкальной культуры. Духовная музыка. Светская музыка. |
10 |
|
4 |
Симфоническая музыка. |
8 |
|
8 класс
№ п/п |
Название раздела (блока) |
Кол-во часов на изучение раздела (блока) |
|
1. |
Музыка «старая» и «новая». |
8 |
|
2. |
Сказочно-мифологические темы в музыке. |
8 |
|
3 |
Мир духовной музыки. |
10 |
|
4 |
Мир человеческих чувств. |
8 |
|
Формы организации учебной деятельности:
- фронтальная;
- групповая;
- парная;
- индивидуальная.
Основные виды учебной деятельности:
- Слушание, восприятие музыки;
- Разучивание, исполнение музыкального произведения;
-Музыкально-ритмические движения;
- Игра на детских музыкальных инструментах;
- Импровизация и драматизация детских песен.
Перечень учебно-методического и материально-технического обеспечения
-Нотная хрестоматия 5-8 класс.
-Методический журнал «Музыка в школе».
Научно-популярная и справочная литература для учащихся:
Н.Власова, З.Егорова, Н.Земская, Н.Рубашева. Мы читаем и говорим о русских композиторах. М., 1989.
В.Васина – Гроссман. Первая книжка о музыке. М., 1988
Г.Скудина. Рассказы об Иоганне Себастьяне Бахе. М., 1988
Д. Шулер. Если бы Моцарт вёл дневник. Венгрия 1962.
Методическая литература для учителя:
С. Бекина. Т.Ломова. Е.Соковникова. Музыка и движение. М.,1984.
А. Василевский. Искусство и школа. М., 1981
Д. Кабалевский. Прекрасное пробуждает доброе. М., 1973.
Д. Кабалевский. Воспитание ума и сердца: кн. для учителя. М., 1981.
Д. Кабалевский. Антология гуманной педагогики. М., 2005.
Д. Кабалевский. Как рассказывать детям о музыке. М., 2005.
Н. Капишников. Музыкальный момент. М., 1991
Б. Неменский. Познание искусством. М., 2000.
Б. Неменский. Педагогика искусства. М., 2007.
К. Португалов. Серьезная музыка в школе. М.,1980.
А.Соколов. Музыка вокруг нас. М., 1996.
Н. Толченова. Идём за синей птицей. М., 1983.
В. Шильгави. Начнём с игры. М., 1980
Таблица тематического распределения часов
5 класс
№ п/п |
Название раздела (главы) |
Количество часов |
Формы контроля (к/р, практические и лабораторные работы, творческие и проектные работы, экскурсии и др.) |
1 |
Что роднит музыку с литературой. |
8 |
Устный опрос; хоровое и сольное исполнение; рисунок; викторина. |
2 |
Писатели и поэты о музыке и музыкантах. |
8 |
Устный опрос; хоровое и сольное исполнение; рисунок; тест, музыкальный КВН. |
3 |
Что роднит музыку с изобразительным искусством |
10 |
Устный опрос; хоровое и сольное исполнение; рисунок; тест, викторина. |
4 |
Портрет в музыке и изобразительном искусстве. |
8 |
Устный опрос; хоровое и сольное исполнение; рисунок; тест, концерт. |
Таблица тематического распределения часов
6 класс
№ п/п |
Название раздела (главы) |
Количество часов |
Формы контроля (к/р, практические и лабораторные работы, творческие и проектные работы, экскурсии и др.) |
1 |
Удивительный мир музыкальных образов. |
8 |
Устный опрос, сольное и хоровое исполнение, тест, викторина. |
2 |
Образы духовной музыки Западной Европы. Небесное и земное в музыке Баха. Полифония. Фуга. Хорал. |
8 |
Устный опрос, сольное и хоровое исполнение,тест, музыкальный КВН. |
3 |
Вечные темы искусства и жизни. |
10 |
Устный опрос, сольное и хоровое исполнение, тест, викторина. |
4 |
Мир музыкального театра. |
8 |
Устный опрос, сольное и хоровое исполнение,тест, музыкальный КВН, концерт. |
Таблица тематического распределения часов
7 класс
№ п/п |
Название раздела (главы) |
Количество часов |
Формы контроля (к/р, практические и лабораторные работы, творческие и проектные работы, экскурсии и др.) |
1 |
Классика и современность. |
8 |
Устный опрос, сольное и хоровое исполнение, тест, письменные работы.. |
2 |
Героическая тема в русской музыке. Галерея героических образов. |
8 |
Устный опрос, сольное и хоровое исполнение, тест, викторина, письменные работы.. |
3 |
Два направления музыкальной культуры. Духовная музыка. Светская музыка. |
10 |
Устный опрос, сольное и хоровое исполнение, тест, письменные работы.. |
4 |
Симфоническая музыка. |
8 |
Устный опрос, сольное и хоровое исполнение, тест, письменные работы, концерт. |
Таблица тематического распределения часов
8 класс
№ п/п |
Название раздела (главы) |
Количество часов |
Формы контроля (к/р, практические и лабораторные работы, творческие и проектные работы, экскурсии и др.) |
1 |
Музыка «старая» и «новая». |
8 |
Устный опрос, сольное и хоровое исполнение, викторина, тест, письменные работы. |
2 |
Сказочно-мифологические темы в музыке. |
8 |
Устный опрос, сольное и хоровое исполнение, тест, письменные работы. |
3 |
Мир духовной музыки. |
9 |
Устный опрос, сольное и хоровое исполнение, тест, музыкальный КВН ,письменные работы. |
4 |
Мир человеческих чувств. |
9 |
Устный опрос, сольное и хоровое исполнение, тест, викторина, письменные работы, концерт. |
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.