Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
средняя общеобразовательная школа № 5
«РАССМОТРЕНО» Руководитель МО________
ФИО Протокол № ___ от «__»________201___г.
|
«РЕКОМЕНДОВАНО» Председатель МС_______
ФИО Протокол №______ от «___»_____201__г. |
«УТВЕРЖДЕНО» Директор Школы________
Приказ №________ от «__ »______201__г. |
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА УЧИТЕЛЯ
_____ _ ____физическая культура_________________________________
(Название учебного курса, предмета, дисциплины (модуля)
Класс (параллель) _________2 «А» ____________
Уровень образования _________________
Уровень программы (направление) ___________________
Срок реализации программы один год
Составитель:
Кудрявцева О.Г
Год составления программы 2016 год.
Пояснительная записка.
2 класс
Рабочая программа разработана в соответствии с основными положениями Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования и обеспечивает достижения и требования к результатам освоения основной образовательной программы начального образования и является составной частью образовательной программы начального общего образования МБОУ «СОШ №5». Рабочая программа разработана на основе программы по «Физической культуре» (для четырёхлетней начальной школы) (Шаулин В.Н., Доманина Н.А.)
2 класс – 3 часа в неделю, 105 часа. Календарно-тематическое планирование включает в себя вариативную часть.
Особенности преподавания предмета «Физическая культура» определяются его специфическим содержанием, которое включает в себя: обучение движениям, воспитание физических качеств, овладение специальными знаниями о физической культуре и формирование осознанной потребности в физкультурных занятиях и сохранении здоровья.
Занятия физической культурой способствуют созданию максимально благоприятных условий для раскрытия и развития не только физических, но и духовных способностей ребенка и его самоопределения.
Цель примерной программы по физической культуре заключается в том, чтобы заложить установку на всестороннее развитие личности, овладение школьниками основами физической культуры.
Достижение этой цели обеспечивается решением следующих основных задач:
– укрепление здоровья, содействие нормальному физическому развитию обучающихся;
– обучение учащихся жизненно важным двигательным умениям и навыкам;
– развитие двигательных способностей;
– приобретение необходимых знаний в области физической культуры и спорта;
– воспитание у школьников начальных классов потребности и умения самостоятельно заниматься физическими упражнениями, сознательно их применять в целях отдыха, тренировки, повышения работоспособности и укрепления здоровья;
– содействовать воспитанию нравственных и волевых качеств, психических процессов и свойств личности.
В соответствии с концептуальными положениями системы развивающего обучения Л.В. Занкова определены следующие принципы ведения курса:
Систематичность в обучении. Л.В. Занков отмечал, что соотношение целого и составляющих его частей, а также взаимосвязь его частей играют значительную роль в различных областях практической деятельности людей. «Логический порядок», или «логическое расположение» частей учебного предмета, определяется системой или логикой данной науки, преподаваемой в школе. Системность в обучении, расписанная в трудах Л.В. Занкова, тесно перекликается с принципом непрерывности в физическом воспитании, который раскрывается в следующих основных положениях:
1. Процесс физического воспитания является целостной системой, в которой предусматривается последовательность в проведении занятий физическими упражнениями. Последовательность является важнейшим условием процесса обучения движениям и процесса воспитания физических качеств.
Реализация этого положения в процессе физического воспитания определяется дидактическими правилами: «от легкого к трудному», «от простого к сложному», «от освоенного к неосвоенному», «от знаний к умениям».
Последовательность решения задач физического воспитания в масштабе уроков определяется «следовыми» явлениями, остающимися после выполнения видов физических упражнений. В трудах Л.В. Занкова отмечено, что вопрос последовательности или «порядка хода деятельности учителя и учащихся», - это вопрос развертывания учебной работы во времени.
2. Постоянная преемственность эффекта занятий, систематичность. Это положение принципа непрерывности обязывает специалистов по физической культуре и спорту при построении системы занятий обеспечить преемственность эффекта занятий, устранить большие перерывы между ними в целях исключения разрушающего воздействия того, что было приобретено ранее в процессе занятий физическими упражнениями.
При обучении двигательным действиям и воспитании физических качеств эффект от проведенного занятия должен наслаиваться на эффект от предыдущего с тем, чтобы в конечном итоге произошла кумуляция (скопление) этих эффектов.
Целостность обучения. В основу системы развивающего обучения Л.В. Занкова положена идея максимальной эффективности обучения для общего развития школьника. Благодаря дидактическим принципам Л.В. Занкова у детей формируется внутреннее побуждение к учению. Они испытывают удовлетворение от интенсивной умственной работы, рады выполнять трудные задания, как бы идут навстречу тому новому, что предстоит узнать. В физическом воспитании назначение принципа сознательности и активности тоже состоит в том, чтобы сформировать у занимающихся глубоко осмысленное отношение, устойчивый интерес и потребность к физкультурно-спортивной деятельности. Реализация рассматриваемого принципа должна приводить к обогащению учащихся знаниями, глубокому пониманию техники различных упражнений, воспитанию сознательного и активного отношения к учебно-тренировочному процессу.
Активность – это мера или величина проявляемой человеком деятельности, степень его включения в работу. Активность в дидактическом плане выступает как предпосылка, условие и результат сознательного усвоения знаний, умений и навыков. Активность человека является фактором, зависящим от сознания. При этом сознание направляет и регулирует деятельность посредством таких категорий, как знание, мотивация, потребности, интересы и цели.
В соответствии с требованиями, обозначенными в ФГОС начального общего образования 2009 г., и концептуальными положениями системы развивающего обучения у выпускников будут сформированы личностные, регулятивные, познавательные и коммуникативные универсальные учебные действия как основа умения учиться.
В сфере личностных универсальных учебных действий будут сформированы внутренняя позиция обучающегося в области физической культуры, адекватная мотивация к занятиям физической культурой и спортом, ориентация на здоровый образ жизни. Выпускники начнут понимать значение занятий физической культурой для укрепления здоровья, физического развития и физической подготовленности, для трудовой деятельности, военной практики; начнут осознанно использовать знания, полученные в курсе «Физическая культура», при планировании и соблюдении режима дня, выполнении физических упражнений и во время подвижных игр на досуге. Учащиеся узнают о положительном влиянии занятий физическими упражнениями на развитие систем дыхания и кровообращения, поймут необходимость и смысл проведения простейших закаливающих процедур.
В сфере регулятивных универсальных учебных действий выпускники овладеют всеми типами учебных действий, направленных на организацию своей работы в образовательном учреждении и вне школы. Выпускники освоят первичные навыки и умения по организации и проведению утренней зарядки, физкультурно-оздоровительных мероприятий в течение учебного дня, во время подвижных игр в помещении и на открытом воздухе. Учащиеся научатся составлять комплексы оздоровительных и общеразвивающих упражнений, использовать простейший спортивный инвентарь и оборудование. Также освоят правила поведения и безопасности во время занятий физическими упражнениями, правила подбора одежды и обуви в зависимости от условий проведения занятий, научатся наблюдать за изменением собственного роста, массы тела и показателей развития основных физических качеств; оценивать величину физической нагрузки по частоте пульса во время выполнения физических упражнений.
Выпускники научатся выполнять комплексы специальных упражнений, направленных на формирование правильной осанки, профилактику нарушения зрения, развитие систем дыхания и кровообращения.
В сфере познавательных универсальных учебных действий выпускники приобретут знания о жизненно важных двигательных навыках и умениях, которые необходимы для жизнедеятельности каждого человека, научатся самостоятельно осуществлять поиск информации, необходимой для правильной организации жизнедеятельности и здорового образа жизни.
В сфере коммуникативных универсальных учебных действий выпускники приобретут умения учитывать позицию партнера, организовывать и осуществлять сотрудничество и кооперацию с учителем и сверстниками, адекватно воспринимать и передавать информацию. Выпускники освоят навыки организации и проведения подвижных игр, элементы и простейшие технические действия игр в футбол, баскетбол и волейбол; в процессе игровой и соревновательной деятельности будут использовать навыки коллективного общения и взаимодействия.
Содержание программы
1-4 классы
Знания о физической культуре (теоретический материал)
Понятия о физической культуре.
Определения: физическая культура; спорт (спортсмен); Олимпийские игры; виды спорта (командные, индивидуальные).
История физической культуры и спорта (возникновение и развитие).
Современные Олимпийские игры.
Формы занятий физическими упражнениями:
а) урочные формы (уроки, тренировочные занятия),
б) внеурочные формы (самостоятельные занятия), малые формы (утренняя гимнастика).
Спортивная форма – одежда и обувь для теплого времени года и для холодной погоды.
Формы занятий. Подготовительная часть занятия – разминка. Основные правила зарядки.
Режим дня.
Основные способы передвижения, требования к местам занятий.
Бег. Стадион, правила бега по дорожкам, дыхание. Техника выполнения бега.
Прыжки. Сектор для прыжков, яма с песком, гимнастические маты, место для приземления. Виды и разновидности прыжков. Общая и специальная разминка для прыжков. Фазы прыжков: подготовительная, отталкивание, полет, приземление.
Метание. Основные характеристики.
Упражнения с мячами. Игры с мячом.
Гимнастические упражнения. Правила безопасности, организация места выполнения упражнений. Гимнастические элементы (кувырки, стойки, мост). Упражнения в лазании: канат, гимнастическая стенка. Закрепление снарядов.
Лазание. Общие правила для лазания.
Плавание. Спортивная одежда.
Лыжная подготовка. Передвижение на лыжах, подъемы, спуски, торможение. Выбор лыж и палок. Правила переноса лыж. Правила организации лыжных прогулок.
Элементарные знания о строении человеческого тела.
Скелет человека. Суставы. Части рук и ног.
Мышцы. Работа мышц в разных суставах.
Осанка. Техника проверки осанки. Упражнения для формирования правильной осанки.
Внутренние органы человека. Кровеносная система. Дыхательная система. Пищеварительная система.
Мозг и нервная система. Головной мозг. Центральная нервная система. Правила сохранения здоровой нервной системы.
Правила оказания первой помощи:
– при растяжении связок и ушибах;
– при вывихах;
– при переломах;
– при кровотечении;
– при сотрясении мозга.
Профилактика травматизма.
Правила безопасности при метании.
Правила безопасности игры с мячом.
Правила безопасности при выполнении гимнастических упражнений, обеспечение страховки.
Правила поведения на водоеме.
Правила безопасности на занятиях по лыжной подготовке.
Представления о физических качествах.
Понятия о физических качествах. Развитие быстроты, силы, выносливости, гибкости, ловкости.
Определение уровня развития физических качеств. Тест на силу мышц рук и ног.
Тест для определения выносливости. Тест для определения гибкости.
Самоконтроль.
Определение нагрузки. Определение пульса.
Общеразвивающие упражнения.
Движения руками. Основные положения рук. Движения руками (сгибания, разгибания, круговые движения, повороты).
Движения ногами. Движения в тазобедренном, коленном, голеностопном суставах.
Основные положения: приседы, выпады вперед, в стороны.
Движения туловищем. Наклоны, повороты.
Прыжки: со взмахом руками; из глубокого приседа; с чередованием положений ног (врозь, вместе).
Физическое совершенствование (практический материал)
Физкультурно-оздоровительная деятельность.
Общеразвивающие упражнения для рук. Упражнения без предметов. Упражнения с предметами (мяч, палка).
Общеразвивающие упражнения для ног. Упражнения с предметами (мяч, палка).
Общеразвивающие упражнения для туловища. Наклоны с мячом в разные стороны.
Упражнения для подготовки к бегу. Круговые движения коленей. Разновидности ходьбы. Выпады. Махи. Разновидности бега.
Упражнения для подготовки к прыжкам. Круговые движения в суставах.
Приседания. Махи. Многоскоки.
Упражнения для подготовки к метаниям. Круговые движения руками (подробнее: кистями, в локтевых суставах и т.д.). Отведение рук.
Упражнения для подготовки к занятиям гимнастикой. Круговые движения ногами и руками. Разновидности ходьбы. Выпады. Махи. Упражнения для мышц шеи. Упражнения для мышц туловища.
Упражнения для подготовки к занятиям с мячом. Упражнения для кистей рук.
Спортивно-оздоровительная деятельность.
Легкая атлетика
Бег. Общие правила для всех видов бега.
Прыжок в длину с места. Определение результатов. Техника выполнения прыжка по фазам. Прыжок в длину с разбега. Техника выполнения прыжка. Прыжок в высоту с прямого разбега. Техника выполнения прыжка. Прыжок в глубину. Техника выполнения прыжка.
Метание. Способы метания. Подводящие упражнения. Метание в цель. Метание на дальность. Метание набивного мяча. Способы: двумя руками из-за головы; от груди; двумя руками снизу вертикально вверх.
Упражнения с мячами. Подбрасывание и ловля мяча. Подбрасывание и ловля мяча с выполнением упражнений во время полета мяча.
Гимнастика с основами акробатики.
Акробатические упражнения – перекаты. Разновидности: группировка в положении лежа; группировка в приседе; перекат назад в группировке; перекат в строну в группировке; перекат назад перекатом вперед – упор присев.
Кувырки. Разновидности: кувырок вперед; кувырок в сторону (перекат); кувырок назад.
Акробатические упражнения – стойки на лопатках. Разновидности: стойка на лопатках с касанием носками ног пола за головой; стойка на лопатках вертикально.
Упражнения на гимнастическом бревне. Разновидности ходьбы. Перешагивания. Равновесие. Приседы. Повороты.
Лазание по канату. Техника выполнения. Подводящие упражнения.
Прыжки через скакалку. Подводящие упражнения и техника выполнения.
Лыжные гонки (для снежных регионов России и при наличии материально-технической базы)(заменены на кроссовую подготовку)
Лыжная подготовка. Ходьба ступающим шагом без палок. Ходьба скользящим шагом без палок. Попеременный двухшажный ход. Подъем «полуёлочкой». Подъем «лесенкой». Спуск. Торможение «плугом».
Подвижные игры
Салки. Салки с «домиком». Салки «ноги от земли». «Море волнуется». «Два мороза». «Я знаю…». Выбивалы (игра с мячом). «Мяч в воздухе». «Удочка» (игра со скакалкой). «Зеркало» (игра со скакалкой). Нагонялы (игра со скакалкой). Слалом.
Рабочая программа разработана в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования, Примерной программы по физической культуре и авторских программ В.Н. Шаулина и др.
В соответствии с Концепцией структуры и содержания образования в области физической культуры (М.,2001), предметом обучения в начальной школе является двигательная деятельность с общеразвивающей направленностью. В процессе овладения этой деятельностью у младших школьников совершенствуется не только физическая природа, но и активно развивается сознание и мышление, творчество и самостоятельность. Учитывая эти особенности, предлагаемая программа по физической культуре для учащихся начальной школы ориентируется на решение следующих образовательных задач:
- совершенствование жизненно-важных навыков и умений в ходьбе, беге, прыжках, лазании и метании.
- обучение физическим упражнениям из гимнастики, легкой атлетики и подвижным играм и техническим действиям спортивных игр;
- развитие основных физических качеств: силы, быстроты, выносливости, координации и гибкости;
- формирование общих представлений о физической культуре, ее значении в жизни человека, укреплении здоровья, физическом развитии и физической подготовленности;
- развитие интереса к самостоятельным занятиям физическими упражнениями, утренней гимнастикой, физкультминутками и подвижными играми;
- обучение простейшим способам контроля за физической нагрузкой, отдельными показателями физического развития и физической подготовленности.
Для прохождения программы в учебном процессе использован учебник: Физическая культура. В.Н. Шаулин, А.В. Комаров, И.Г. Назаров, Г.С. Шустиков, 2011 г.
Разработанная в соответствии с Обязательным минимумом содержания образования школьников в области физической культуры и Минимальными требованиями к подготовке учащихся начальной школы по физической культуре, предлагаемая учебная программа характеризуется:
- направленностью на реализацию принципа вариативности, обосновывающего планирование учебного материала в соответствии с возрастно-половыми особенностями учащихся, материально-технической оснащенностью учебного процесса (спортивный зал, спортивные пришкольные площадки, стадион, ), регионально климатическими условиями и видом учебного учреждения (городские, мало комплектные и сельские школы);
- направленностью на реализацию принципа достаточности и сообразности, определяющего распределение учебного материала в конструкции основных компонентов двигательной деятельности, особенностей формирования познавательной и предметной активности учащихся; - направленностью на соблюдение дидактических правил «от известного к неизвестному» и «от простого к сложному», ориентирующих выбор и планирование учебного содержания в логике поэтапного его освоения, перевода учебных знаний в практические навыки и умения, в том числе и в самостоятельной деятельности;
-направленностью на усиление оздоровительного эффекта образовательного процесса, достигаемого в ходе активного использования школьниками освоенных знаний, способов и физических упражнений в физкультурно-оздоровительных мероприятиях в режиме дня, самостоятельных занятиях физическими упражнениями.
Для прохождения программы в начальной школе в учебном процессе можно использовать учебник: Лях В. И. Физическая культура. 1-4 кл.: учеб. для общеобразоват. учреждений. М.: Просвещение, 2010.
В Рабочей программе освоение учебного материала из практических разделов функционально сочетается с освоением знаний и способов двигательной деятельности. Среди теоретических знаний, предлагаемых в программе, можно выделить вопросы по истории физической культуры и спорта, личной гигиене, основам организации и проведения самостоятельных занятий физическими упражнениями.
Программа соотносит учебное содержание с содержанием базовых видов спорта, которые представляются соответствующими тематическими разделами: «Гимнастика с элементами акробатики», «Легкая атлетика», «Подвижные и спортивные игры». При этом каждый тематический раздел программы дополнительно включает в себя подвижные игры, которые по своему содержанию и направленности согласуются с соответствующим видом спорта.
Материал по способам двигательной деятельности предусматривает обучение школьников элементарным умениям самостоятельно контролировать физическое развитие и физическую подготовленность, оказывать доврачебную помощь при легких травмах. Овладение этими умениями соотносится в программе с освоением школьниками соответствующего содержания практических и теоретических разделов.
Результаты освоения содержания предмета «Физическая культура»
Базовым результатом образования в области физической культуры в начальной школе является освоение учащимися основ физкультурной деятельности. Кроме того, предмет «Физическая культура» способствует развитию личностных качеств учащихся и является средством формирования у обучающихся универсальных способностей (компетенций). Эти способности (компетенции) выражаются в метапредметных результатах образовательного процесса и активно проявляются в разнообразных видах деятельности (культуры), выходящих за рамки предмета «Физическая культура».
Универсальными компетенциями учащихся на этапе начального общего образования по физической культуре являются:
— умения организовывать собственную деятельность, выбирать и использовать средства для достижения ее цели;
— умения активно включаться в коллективную деятельность, взаимодействовать со сверстниками в достижении общих целей;
— умения доносить информацию в доступной, эмоционально-яркой форме в процессе общения и взаимодействия со сверстниками и взрослыми людьми.
Личностными результатами освоения учащимися содержания программы по физической культуре являются следующие умения:
— активно включаться в общение и взаимодействие со сверстниками на принципах уважения и доброжелательности, взаимопомощи и сопереживания;
— проявлять положительные качества личности и управлять своими эмоциями в различных (нестандартных) ситуациях и условиях;
— проявлять дисциплинированность, трудолюбие и упорство в достижении поставленных целей;
— оказывать бескорыстную помощь своим сверстникам, находить с ними общий язык и общие интересы.
Метапредметными результатами освоения учащимися содержания программы по физической культуре являются следующие умения:
— характеризовать явления (действия и поступки), давать им объективную оценку на основе освоенных знаний и имеющегося опыта;
— находить ошибки при выполнении учебных заданий, отбирать способы их исправления;
— общаться и взаимодействовать со сверстниками на принципах взаимоуважения и взаимопомощи, дружбы и толерантности;
— обеспечивать защиту и сохранность природы во время активного отдыха и занятий физической культурой;
— организовывать самостоятельную деятельность с учетом требований ее безопасности, сохранности инвентаря и оборудования, организации места занятий;
— планировать собственную деятельность, распределять нагрузку и отдых в процессе ее выполнения;
— анализировать и объективно оценивать результаты собственного труда, находить возможности и способы их улучшения;
— видеть красоту движений, выделять и обосновывать эстетические признаки в движениях и передвижениях человека;
— оценивать красоту телосложения и осанки, сравнивать их с эталонными образцами;
— управлять эмоциями при общении со сверстниками и взрослыми, сохранять хладнокровие, сдержанность, рассудительность;
— технически правильно выполнять двигательные действия из базовых видов спорта, использовать их в игровой и соревновательной деятельности.
Предметными результатами освоения учащимися содержания программы по физической культуре являются следующие умения:
— планировать занятия физическими упражнениями в режиме дня, организовывать отдых и досуг с использованием средств физической культуры;
— излагать факты истории развития физической культуры,
характеризовать ее роль и значение в жизнедеятельности человека, связь с трудовой и военной деятельностью;
— представлять физическую культуру как средство укрепления здоровья, физического развития и физической подготовки человека;
— измерять (познавать) индивидуальные показатели физического развития (длину и массу тела), развития основных физических качеств;
— оказывать посильную помощь и моральную поддержку сверстникам при выполнении учебных заданий, доброжелательно и уважительно объяснять ошибки и способы их устранения;
— организовывать и проводить со сверстниками подвижные игры и элементы соревнований, осуществлять их объективное судейство;
— бережно обращаться с инвентарем и оборудованием, соблюдать требования техники безопасности к местам проведения;
— организовывать и проводить занятия физической культурой с разной целевой направленностью, подбирать для них физические упражнения и выполнять их с заданной дозировкой нагрузки;
— характеризовать физическую нагрузку по показателю частоты пульса, регулировать ее напряженность во время занятий по развитию физических качеств;
— взаимодействовать со сверстниками по правилам проведения подвижных игр и соревнований;
— в доступной форме объяснять правила (технику) выполнения двигательных действий, анализировать и находить ошибки, эффективно их исправлять;
— подавать строевые команды, вести подсчет при выполнении общеразвивающих упражнений;
— находить отличительные особенности в выполнении двигательного действия разными учениками, выделять отличительные признаки и элементы;
— выполнять акробатические и гимнастические комбинации на высоком техничном уровне, характеризовать признаки техничного исполнения;
— выполнять технические действия из базовых видов спорта, применять их в игровой и соревновательной деятельности;
— выполнять жизненно важные двигательные навыки и умения различными способами, в различных изменяющихся, вариативных условиях.
Структура и содержание учебного предмета задаются в предлагаемой программе в конструкции двигательной (физкультурной) деятельности с выделением соответствующих учебных разделов: «Знания о физической культуре» (информационный компонент); «Способы физкультурной деятельности» (операциональный компонент) и «Физическое совершенствование» (мотивационный компонент).
Содержание первого раздела (знания) отработано в соответствии с основными направлениями развития познавательной активности человека: знания о природе (медико-биологические основы деятельности); знания о человеке (психолого-педагогические основы деятельности); знания об обществе (историко-социологические основы деятельности). Раздел «Способы деятельности» соотносится с представлениями о структурной организации предметной деятельности, содержание которой отражается в соответствующих способах организации, исполнения и контроля. Содержание раздела «Физическое совершенствование» ориентировано на гармоничное физическое развитие школьников, всестороннюю их физическую подготовку и укрепление здоровья. Данный раздел включает в себя жизненно-важные навыки и умения, подвижные игры и двигательные действия из видов спорта, а также общеразвивающие упражнения с различной функциональной направленностью. Сохраняя определенную традиционность в изложении практического материала школьных программ по видам спорта, в настоящей программе жизненно-важные навыки и умения распределяются по соответствующим тематическим разделам программы: гимнастики с основами акробатики, легкой атлетики и спортивным играм. При этом, подвижные игры, исходя из предметности содержания и направленности, также соотносятся с этими видами спорта.
В отличие от прежних программ по физической культуре, в настоящей учебной программе предлагаемые общеразвивающие упражнения согласуются с базовыми видами спорта и сгруппированы внутри их предметного содержания по признакам функционального воздействия на развитие основных физических качеств. Эти упражнения объединены в относительно самостоятельный раздел, который завершает изложение учебного материала по годам обучения по другим разделам программы. Такое распределение материала позволяет отбирать физические упражнения и разрабатывать различные комплексы упражнений, планировать динамику нагрузок и обеспечивать преемственность в развитии основных физических качеств, исходя из возрастно-половых особенностей учащихся, условий проведения различных форм занятий, наличия спортивного инвентаря и оборудования.
Формы организации образовательного процесса в начальной школе характеризуются разнообразными уроками физической культуры, физкультурно-оздоровительными мероприятиями в режиме учебного дня и самостоятельными занятиями физическими упражнениями.
Для более качественного освоения предметного содержания настоящей учебной программы рекомендуется уроки физической культуры подразделять на три типа: с образовательно-познавательной, образовательно-предметной и образовательно-тренировочной направленностью.
На уроках с образовательно-познавательной направленностью учащихся знакомят с учебными знаниями, способами и правилами организации самостоятельных форм занятий, обучают навыкам и умениям по организации и проведению самостоятельных занятий, с использованием ранее разученного учебного материала. При освоении знаний и способов деятельности целесообразно использовать учебники по физической культуре, особенно в той их части, которая касается особенностей выполнения самостоятельных заданий или самостоятельного закрепления разучиваемых физических упражнений.
Уроки с образовательно-познавательной направленностью характеризуются следующими особенностями:
- продолжительность подготовительной части уроков небольшая (до 5-6 мин) и может включать в себя как ранее разученные «тематические» комплексы упражнений (например, на гибкость, координацию, осанку), так и упражнения общеразвивающего характера, содействующие повышению работоспособности, активности процессов внимания, памяти и мышления. Главное, чтобы используемые упражнения не характеризовались значительными физическими нагрузками, приводящими к утомлению, не вызывали ярко выраженных эмоциональных напряжений;
- в основной части урока необходимо выделять образовательный и двигательный компоненты.
Образовательный компонент основной части урока включает в себя учебные знания и способы физкультурной деятельности и в зависимости от объема учебного материала его продолжительность может составлять от 3-4 мин до 10-12 минут. В свою очередь, двигательный компонент – представлен обучением двигательным действиям и развитием физических качеств, и его продолжительность будет зависеть от того, сколько времени потребуется на решение задач, запланированных в образовательном компоненте. При разработке содержания двигательного компонента включена обязательная разминка, которая соотносится с поставленными педагогическими задачами;
- продолжительность заключительной части урока зависит от суммарной величины физической нагрузки, выполненной школьниками в его основной части.
Уроки с образовательно-предметной направленностью используются по преимуществу для обучения учащихся практическому материалу разделов гимнастики, легкой атлетики, подвижных игр. На этих уроках, учащиеся также осваивают учебные знания, но только те из них, которые касаются предмета обучения (например, название упражнений или описание техники их выполнения и т.п.). Отличительными особенностями в построении и планировании этих уроков являются:
- планирование задач обучения осуществляется в логике поэтапного формирования двигательного навыка: этап начального обучения; этап углубленного разучивания и закрепления; и этап совершенствования;
- планирование физических упражнений согласовывается с задачами обучения, а динамика их нагрузки – с закономерностями постепенного развития утомления, возникающего в процессе их выполнения. В начале основной части урока, в зависимости от задач обучения могут включаться упражнения на развитие гибкости, координации и быстроты, не приводящие к интенсивному и относительно глубокому утомлению. Затем, постепенно вводятся упражнения на развитие силы и выносливости, с относительно глубоким утомлением.
В целом, каждый из типов уроков физической культуры носит образовательную направленность и по возможности включает школьников в выполнение самостоятельных заданий. Приобретаемые таким образом знания, умения и навыки должны в последующем закрепляться в системе самостоятельных форм занятий физическими упражнениями: утренней зарядке и гигиенической гимнастике до уроков, физкультминутках и подвижных играх на учебных переменах и во время прогулок, дополнительных занятиях по типу спортивного часа. При этом, развивая самостоятельность, необходимо ориентировать учащихся на использование учебного материала, не только освоенного ими на уроках физической культуры или уроках по другим учебным предметам, но и изложенного в учебниках по физической культуре. Повышая, таким образом, самостоятельность и познавательную активность учащихся, достигается усиление направленности педагогического процесса на формирование их интереса к регулярным занятиям физическими упражнениями, приучение к систематической работе со своим телом и своим здоровьем.
Распределение программного материала 2-х классов по учебным часам уроков физической культуры.
Авторская программа В.Н. Шаулина рассчитана на 3 часа в неделю. Данная рабочая программа модифициравана для 2-х классов из расчёта 2 часа в неделю и 1 час отдан на образовательный модуль «Игры народов мира», лыжная подготовка заменена кроссовой подготовкой, углубленным освоением содержания гимнастики, легкой атлетики и общеразвивающих упражнений. Данный вариативный образовательный компонент «Подвижные игры народов мира» изучается в рамках учебного предмета «Физическая культура» и является его органическим продолжением. Учебным образовательным планом в соответствии с ФГОС выделено 20 % , что составляет 20 часов от общего нормативного времени, отведённого на изучение предмета «Физическая культура», который предусматривает формирование современных представлений о национальных играх разных народов.
Данный образовательный модуль «Игры народов мира» может распределяться с учетом освоения базовой части и объективных условий в течение всего учебного года в процессе всех видов программного материала, с преимущественным использованием в процессе освоения подвижных игр с элементами баскетбола.
По окончании начальной школы учащийся должен показать уровень физической подготовленности не ниже результатов, приведенных в разделе демонстрировать, что соответствует обязательному минимуму содержания образования.
Распределение учебного времени прохождения программного материала по физической культуре в 2 классе
Разделы и темы программного материала |
Количество часов (уроков) |
Базовая часть |
70 |
Основы знаний по физической культуре Физическое совершенствование |
В процессе урока |
Способы двигательной деятельности |
В процессе урока |
Гимнастика с основами акробатики |
16 часов |
Лёгкая атлетика |
16 часов |
Подвижные игры |
19 часов |
Кроссовая подготовка |
19 часов |
Вариативная часть |
32 |
Игры народов мира |
20 |
Кроссовая подготовка |
15 |
Итого |
105 часа |
Содержание программы 2 классов
Основы знаний о физической культуре
Физическая культура как система разнообразных форм занятий физической подготовкой и укреплением здоровья человека. Возникновение физической культуры у древних людей. Ходьба, бег, прыжки, лазанье и ползание, ходьба на лыжах как жизненно-важные способы передвижения человека. Режим дня и личная гигиена.
Способы самостоятельной деятельности
Оздоровительные занятия в режиме дня: комплексы утренней зарядки, физкультминутки. Подвижные игры во время прогулок: правила организации и проведения игр, выбора одежды и инвентаря. Занятия по формированию правильной осанки: комплексы упражнений на обучение осанке и развитие мышц туловища.
Физическое совершенствование
Гимнастика с основами акробатики
Организующие команды и приемы: построение в шеренгу и колонну; выполнение основной стойки по команде “Смирно!”; выполнение команд “Вольно!”, “Ровняйся!”, “Шагом марш!”, “На месте!” и “Стой!”; размыкание в шеренге и колонне на месте; построение в круг колонной и шеренгой; повороты на месте налево и направо по команде “Налево!” (“Направо!”); размыкание и смыкание приставными шагами в шеренге;
Акробатические упражнения: упоры (присев, лежа, согнувшись, лежа сзади); седы (на пятках, с наклоном, углом); группировка из положения лежа и раскачивание в плотной группировке (с помощью); перекаты назад из седа с группированием и обратно (с помощью); из упора присев назад и боком;
Прикладные - гимнастические упражнения: передвижение по гимнастической стенке вверх и вниз, горизонтально лицом и спиной к опоре; ползание и переползание по-пластунски; преодоление полосы препятствий с элементами лазанья, перелазание поочередно , танцевальные упражнения (стилизованные шаги «полька»); хождение по наклонной гимнастической скамейке.
Легкая атлетика
Бег: с высоким подниманием бедра, прыжками и ускорением, с изменяющимся направлением движения (“змейкой”, “по кругу”, “спиной вперед”), из разных исходных положений и с разным положением рук; высокий старт с последующим стартовым ускорением.
Прыжки: на месте (на одной, с поворотами вправо и влево), с продвижением вперед и назад, левым и правым боком, в длину и высоту с места; спрыгивание и запрыгивание на горку матов.
Броски: большого мяча (1 кг) на дальность двумя руками из-за головы, от груди.
Метание: малого мяча правой и левой рукой из-за головы, стоя на месте, в вертикальную цель, в стену.
Подвижные игры
На материале гимнастики с основами акробатики: игровые задания с использованием строевых упражнений типа: «Смена мест», «Становись – разойдись», “Змейка”, “Пройди бесшумно”, “Тройка”, “Раки”, “Через холодный ручей”, “Петрушка на скамейке”, “Не урони мешочек”.
На материале легкой атлетики: “Пятнашки”, “К своим флажкам”, “Не оступись”, “Быстро по местам”, “Третий лишний”, “Метко в цель”.
На материале спортивных игр:
Футбол: удар внутренней стороной стопы (“щечкой”) по неподвижному мячу с места, с одного-двух шагов; по мячу, катящемуся навстречу и после ведения; подвижные игры типа “Точная передача”.
Баскетбол: ловля мяча на месте и в движении: низко летящего и летящего на уровне головы; броски мяча двумя руками стоя на месте (мяч снизу, мяч у груди, мяч сзади за головой); передача мяча (снизу, от груди, от плеча); подвижные игры: “Бросай-поймай”, “Выстрел в небо”.
Волейбол: подводящие упражнения для обучения прямой нижней и боковой подаче.
Общеразвивающие физические упражнения на развитие основных физических качеств.
Игры народов мира (внеурочный модуль по отдельной программе)
Требования к качеству освоения программного материала
В результате освоения программного материала по физической культуре учащиеся 3-х классов должны:
Иметь представления:
О связи занятий физическими упражнениями с укреплением здоровья и повышением физической подготовленности человека;
О способах изменения направления и скорости движения;
О режиме дня и личной гигиене;
О правилах составления комплексов утренней зарядки
Уметь:
Выполнять комплексы упражнений, направленно воздействующие на формирование правильной осанки;
Выполнять комплексы утренней зарядки и физкультминуток;
Играть в подвижные игры;
Выполнять передвижения в ходьбе, беге, прыжках разными способами;
Выполнять строевые упражнения.
Планируемые результаты освоения
обучающимися
программы по физической культуре
Личностные универсальные учебные действия |
У выпускника будут сформированы: |
- положительное отношение к занятиям физкультурой, интерес к отдельным видам спортивно-оздоровительной деятельности; - интерес к различным видам физкультурно-спортивной и оздоровительной деятельности; - способность к самооценке на основе критериев успешности учебной и физкультурной деятельности посредством определения уровня развития физических качеств; - эмоциональное восприятие образа Родины, представление о ее героях-спортсменах; - чувство сопричастности и гордости за свою Родину через знакомство с современными олимпийскими играми и спортивными традициями; - основа для развития чувства прекрасного через знакомство с эстетическими видами спорта; - уважение к чувствам и настроениям другого человека, доброжелательное отношение к людям через командные упражнения и подвижные игры; - представления о физической красоте человека через знакомство с физкультурно-оздоровительной деятельностью; - формирование эстетических идеалов, чувства прекрасного; умения видеть красоту, используя методы определения качества техники выполнения движений; - установка на здоровый образ жизни; - знание основных моральных норм и ориентация на их выполнение в игровых видах спортивной деятельности; - первоначальные представления о строении и движениях человеческого тела; - представление об оздоровительном воздействии физических упражнений как факторе, позитивно влияющим на здоровье. |
Выпускник получит возможность для формирования: |
- понимания значения физической культуры в жизни человека; - первоначальной ориентации на оценку результатов собственной физкультурно-оздоровительной и спортивной деятельности; - представления о рациональной организации режима дня, самостоятельных физкультурных занятий; - представления об организации мест занятий физическими упражнениями и использовании приемов самостраховки; - выраженной устойчивой учебно-познавательной мотивации к занятиям физической культурой; - адекватного понимания причин успешного или неуспешного развития физических качеств и освоения учебного материала; - устойчивого следования моральным нормам и этическим требованиям в поведении учащихся в игровой и соревновательной деятельности; - осознание элементов здоровья, готовность следовать в своих действиях и поступках нормам здоровьесберегающего поведения; - осознанного понимания чувств других людей и сопереживания им, выражающееся в оказании помощи и страховки при выполнении упражнений. |
Регулятивные универсальные учебные действия |
Выпускник научится: |
- принимать и сохранять учебную задачу, в том числе задачи, поставленные на урок и задачи по освоению двигательных действий; - принимать технологию или методику обучения и воспитания физических качеств указанную учителем, в учебном процессе; - принимать и учитывать методические указания учителя в процессе повторения ранее изученных движений и в процессе изучения нового материала; - планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей, учитывая свои возможности и условия её реализации; - осуществлять контроль за техникой выполнения упражнений физкультурно-оздоровительной деятельности; - оценивать правильность выполнения движений и упражнений спортивно-оздоровительной деятельности на уровне оценки соответствия их техническим требованиям и правилам безопасности; - адекватно воспринимать предложения и оценку учителей, товарищей; - проводить самоанализ выполненных упражнений на основе знаний техники упражнения; - вносить необходимые коррективы в действие, учитывая характер сделанных ошибок; - различать способ и результат собственных и коллективных действий. |
Выпускник получит возможность научиться: |
- вместе с учителем ставить новые учебные задачи, учитывая свои физические возможности и психологические особенности; - оценивать технику выполнения упражнения одноклассника, проводить анализ действий игроков во время игры; - проявлять познавательную инициативу в учебном сотрудничестве в качестве помощника учителя при организации коллективных действий; - самостоятельно осваивать новые упражнения по схеме представленной учителем; - осуществлять контроль физического развития, использую тесты для определения уровня развития физических качеств; - проводить самоанализ выполняемых упражнений и по ходу действий вносить необходимые коррективы, учитывая характер сделанных ошибок. |
Познавательные универсальные учебные действия |
Выпускник научится: |
- осуществлять поиск необходимой информации для выполнения учебных заданий с использованием учебной литературы, энциклопедий, справочников (включая электронные, цифровые), в открытом информационном пространстве, в том числе контролируемом пространстве Интернета; - использовать знаково-символические средства, в том числе модели и схемы для составления и записи общеразвивающих упражнений и комплексов зарядки; - осуществлять запись о состоянии своего здоровья и самочувствия до и после выполнения физических упражнений; - читать простое схематическое изображение упражнения и различать условные обозначения; - строить сообщения в устной и письменной форме, используя правила записи и терминологию общеразвивающих упражнений; - ориентироваться в разнообразии подготовительных упражнений для разных видов физкультурно-оздоровительной деятельности; - осуществлять анализ объектов, проводить сравнение и классификацию изученных упражнений и элементов по заданным критериям; - осуществлять синтез при составлении комплексов разминки или утренней зарядки, подбирая необходимые общеразвивающие упражнения; - устанавливать причинно-следственные связи различных подготовительных упражнений с оздоровительными задачами. |
Выпускник получит возможность научиться: |
- осуществлять расширенный поиск информации с использованием ресурсов библиотек и Интернета; - осуществлять запись о состоянии своего здоровья и самочувствия до и после выполнения физических упражнений; - осознанно и произвольно строить сообщения в устной и письменной форме используя терминологию, правила записи и названия общеразвивающих упражнений; - осуществлять выбор наиболее эффективных способов подбора упражнений в зависимости от конкретных условий; - самостоятельно достраивать и восполнять недостающие компоненты при составлении комплексов ОРУ и акробатических упражнений; - произвольно и осознанно владеть общими приёмами для решения задач в процессе подвижных игр; - анализировать технику игры или выполнения упражнений, строя логичные рассуждения, включающие установление причинно-следственных связей; - выявлять связь занятий физической культурой с трудовой и оборонной деятельностью; - характеризовать роль и значение режима дня в сохранении и укреплении здоровья. |
Коммуникативные универсальные учебные действия |
Выпускник научится: |
- адекватно использовать коммуникативные, прежде всего речевые, средства для решения различных коммуникативных задач игровой и групповой деятельности; - использовать речь для регуляции своего действия, и действий партнера; - допускать возможность существования у людей различных точек зрения, в том числе отличной от его собственной, и ориентироваться на позицию партнёра в общении и взаимодействии; - разрабатывать единую тактику в игровых действиях, учитывая мнения партнеров по команде; - отстаивать свое мнение, формулируя собственную позицию; - договариваться и приходить к общему решению в совместной игровой и спортивной деятельности, уважая соперника; - контролировать свои действия в коллективной работе; - во время подвижных и спортивных игр строить тактические действия, взаимодействуя с партером и учитывая его реакцию на игру; - следить за действиями других участников в процессе групповой или игровой деятельности; - контролировать действия партнёра во время выполнения групповых упражнений и упражнений в парах; - соблюдать правила взаимодействия с игроками; - задавать вопросы для уточнения техники упражнений или правил игры. |
Выпускник получит возможность научиться: |
- учитывать в своих действиях позиции других людей, и координировать деятельность, не смотря на различия во мнениях; - при столкновении интересов уметь обосновывать собственную позицию, учитывать разные мнения; - аргументировать свою позицию и согласовывать её с позициями партнёров по команде при выработке общей тактики игры; - продуктивно содействовать разрешению конфликтов на основе учёта интересов и позиций партнеров и соперников; - последовательно, точно и полно передавать партнёру необходимую информацию для выполнения дальнейших действий; - задавать вопросы, необходимые для организации собственной деятельности и выполнения упражнений с партнёром; - осуществлять взаимный контроль и взаимопомощь при выполнении групповых или парных упражнений, а также осуществлять страховку при выполнении акробатических элементов; - адекватно использовать речевые средства для эффективного решения разнообразных коммуникативных задач. |
Предметные результаты
Знания о физической культуре
|
Выпускник научится: |
- организовывать места занятий физическими упражнениями и подвижными играми (как в помещении, так и на открытом воздухе); - соблюдать правила поведения и предупреждения травматизма во время занятий физическими упражнениями; - ориентироваться в понятиях «физическая культура», «режим дня», «физическая подготовка»; - характеризовать роль и значение утренней зарядки, уроков физической культуры, подвижных игр, занятий спортом для укрепления здоровья, развития основных систем организма; - раскрывать на примерах положительное влияние занятий физической культурой на физическое, личностное и социальное развитие; - характеризовать основные физические качества и различать их между собой. |
Выпускник получит возможность научиться: |
- планировать и корректировать режим дня с учётом своей учебной и внешкольной деятельности, показателей своего здоровья, физического развития и физической подготовленности; - выявлять связь физической культуры с трудом |
Способы физкультурной деятельности
|
Выпускник научится: |
- организовывать и проводить подвижные игры и соревнования во время отдыха на открытом воздухе и в помещении; - измерять показатели физического развития и физической подготовленности; - вести систематические наблюдения за их динамикой; - отбирать и выполнять комплексы упражнений для утренней зарядки в соответствии с изученными правилами. |
Выпускник получит возможность научиться: |
- вести тетрадь по физической культуре с записями режима дня, комплексов утренней гимнастики, общеразвивающих упражнений для индивидуальных занятий; - целенаправленно отбирать физические упражнения для индивидуальных занятий по развитию физических качеств. |
Физическое совершенствование
|
Выпускник научится: |
- оценивать величину нагрузки (большая, средняя, малая) по частоте пульса; - выполнять упражнения по коррекции и профилактике нарушения осанки, упражнения на развитие физических качеств; - выполнять акробатические упражнения (кувырки, стойки, перекаты); - выполнять гимнастические упражнения на спортивных снарядах (гимнастическое бревно); - выполнять легкоатлетические упражнения (бег, прыжки, метания и броски мяча разного веса и объёма); - выполнять игровые действия и упражнения из подвижных игр. |
Выпускник получит возможность научиться: |
- фиксировать результаты наблюдений за динамикой основных показателей физического развития и физической подготовленности; - выполнять простейшие приёмы оказания доврачебной помощи при травмах и ушибах; - сохранять правильную осанку, оптимальное телосложение; - выполнять эстетически красиво гимнастические и акробатические упражнения; - играть в баскетбол, футбол и волейбол по упрощённым правилам; - выполнять тестовые нормативы по физической подготовке; - плавать, в том числе спортивными способами; - выполнять передвижения на лыжах. |
НОРМАТИВЫ ПО ФИЗКУЛЬТУРЕ ДЛЯ УЧАЩИХСЯ 2 КЛАССА
Демонстрировать уровень физической подготовленности:
Контрольные упражнения |
Мальчики 2кл |
Девочки 2кл |
||||
Подтягивание на низкой перекладине из виса лёжа |
высокий 11-12 |
средний 9-10 |
низкий 7-8 |
высокий 9-10 |
средний 7-8 |
низкий 5-6 |
Прыжки в длину с места |
118-120 |
115-117 |
105-114 |
116-118 |
113-115 |
95-112 |
Наклон вперёд не сгибая ног |
коснуться |
|||||
лбом колен |
ладонями пола |
Пальцами пола |
лбом колен |
ладонями пола |
пальцами пола |
|
Бег 30 (м) с высокого старта |
9,8 |
10,2
|
11,5 |
10,4 |
10,8 |
11,2 |
Бег 1000 м |
Без учета времени |
Распределение учебного времени прохождения программного материала
по физической культуре
№ п/п |
Вид программного материала/Разделы программы |
Количество часов (уроков) |
Практические и лабораторные работы, творческие и практические задания. |
|
|
||
|
Базовая часть |
70 |
|
I |
Знания о физической культуре |
|
|
1 |
История физической культуры |
В процессе урока |
|
2 |
Физическая культура (основные понятия) |
В процессе урока |
|
3 |
Физическая культура человека |
В процессе урока |
|
II |
Способы двигательной (физкультурной) деятельности |
В процессе урока и самостоятельных занятий |
|
III |
Физическое совершенствование |
|
|
1 |
Физкультурно-оздоровительная деятельность |
В режиме учебного дня и учебной недели |
|
2 |
Спортивно-оздоровительная деятельность с общеразвивающей направленностью |
В режиме учебного дня и учебной недели |
|
2.2 1 ч. |
Легкая атлетика – 10 часов,
Подвижные игры – 3 часа
Кроссовая подготовка – 5 часов
Игры народов мира – 5 часов |
10
3 часа
5 часов
5 часов
|
-Техника безопасности на спортивной площадке. Беседа «Предмет ФК». Подвижная игра «Ракетодром» -Строевые упражнения. Обучение техники бега по дистанции. - Бег 30м с произвольного старта. Обучение технике прыжка в длину с места. - Обучение техники челночного бега 3х10м. Техники прыжка в длину с места. - Совершенствование техники бега по дистанции. Техника метания мяча. - Техника метания мяча. Бег по дистанции. Прыжок в длину с места. - Техника метания мяча. Бег 30м. - Техника метания мяча. Беговые эстафеты. - Прыжки в длину с разбега. Техника метания мяча в цель. - Прыжки в длину с разбега. Беговые эстафеты. - Бег с препятствиями. Бег 30 м. - Полоса из 5 препятствий - Полоса из 5 препятствий. «Точный расчет», «Место в цель» - Прыжок в длину с места. «Охотник и зайцы». - Техника челночного бега 4 х 4 м .
«Пятнашки», «Два мороза». -«Прыгающие воробушки», «Зайцы в огороде». -«Домики», «Опавшие листья»
- Упражнения со скакалкой. «Волк во рву», «Музыкальный аттракцион». - Прыжки через длинную скакалку. «Ипподром», «Собери вслепую». - Техника челночного бега. «Совушка» - Беговые эстафеты с предметами -«Караси и щука», «Вышибалы»; -Бег на выносливость 2 мин. Освоение утренней гимнастики. -Бег на выносливость до 3 мин. Комплекс упражнений. - Бег на выносливость до 4 мин. Физкультминутки. - Бег на выносливость до 5 мин. Закаливание. - Строевые упражнения . Комплекс ОРУ. Игры на развитие восприятия.
- Игры народов мира. Русская народная игра « У медведя, во бору». Русская народная игра «Скакалка» - Игры народов мира. Адыгейская народная игра «Прыжок лягушки» - Игры народов мира. Армянская народная игра «Цветы и ветерок». Армянская народная игра «Пастух»
|
2.3 2 ч. |
Гимнастика с элементами акробатики
Подвижные игры – 5 часов
Игры народов мира В.Ч – 7 часов
Гимнастика с элементами акробатики- 7 часов |
5 часов
7 часов
7 часов |
Игры народов мира. Русская народная игра «Огородник и воробей». «У медведя во бору». Игры на коррекцию эмоциональной сферы ребёнка. Скоростные эстафетные игры. В.Ч. -Игры народов мира. Правила подвижных игр. Безопасность во время проведения. Адыгейская народная игра «Ягнёнок». Адыгейская народная игра «Журавли» Скоростные эстафетные игры. В.Ч. - Игры народов мира. Быстрота двигательной реакции в игре. Игра «Найди пару» Координация движений в пространстве. Игра «Земля, вода, небо». Скоростные эстафетные игры. В.Ч.
- Т.Б. на уроках гимнастики и подвижных игр. Игры народов мира. Скоростной бег в парах, группах. Игра «Паровозики». Скоростные эстафетные игры. В.Ч. - Группировка присев, сидя, лежа. Освоение навыков равновесия. - Перекаты в группировке назад, вперед. Лазанье по гимнастической стенке. - Лазанье по наклонной скамейке. Освоение навыков равновесия. - Освоение навыками перелезания. - Обучение прыжкам через короткую скакалку. Перекаты вперед и назад в группировке. - Прыжки через короткую скакалку. Техника перекатов на спину, лежа на животе. - Совершенствование прыжков через короткую скакалку. Лазания по канату на наклонной скамейке - Танцевальный шаг с подскоком. - Шаг галопа в сторону. Прыжки через скакалку. - Лазания, стоя на коленях. Освоение акробатических упражнений. - Прыжки через скакалку. - Перекат вперед и назад в группировке. Преодоление 5 препятствий. - Упражнение в равновесие. Эстафета с набивным мячом. -Полоса препятствий. Лазание по гимнастической скамейке произвольным способом. - Игры народов мира. Смена темпа и ритма движения. Игра «Третий лишний». Скоростное передвижение в заданном направлении. Игра «Гуси-лебеди». Эстафеты. В.Ч. - Эстафеты. Русская народная игра «Кот и мышь». В.Ч. - Полоса препятствий. Лазание по гимнастической скамейке произвольным способом. - Акробатическая связка из трех элементов. Эстафета со скакалкой.
|
|
Гимнастика – 11 часов
Игры народов мира. В.Ч. – 16 часов |
11часов
16 часов |
- Т.Б. на уроках гимнастики. Совершенствование прыжков через короткую скакалку. Лазания по наклонной скамейке. - Танцевальный шаг с подскоком. ОРУ с гимнастическими палками. - Т.Б. на уроках гимнастики. Шаг галопа в сторону. Прыжки через скакалку. - Лазания, стоя на коленях. Освоение акробатических упражнений. - Лазания по наклонной гимнастической скамейке. Прыжки через скакалку. -Перекат вперед и назад в группировке. Преодоление 5 препятствий. - Упражнение в равновесие. Эстафета с набивным мячом. -Полоса препятствий. Лазание по гимнастической скамейке произвольным способом. - Размыкание и смыкание приставными шагами. Кувырок вперед, стойка на лопатках. - Перестроение из одной колонны по одному в колонну по два. Из стойки на лопатках, согнув ноги, перекат вперед в упор присев. - Передвижение из колонны по одному в колонну по два и три. Висы, стоя и лежа.
- Игры народов мира. Правила подвижных игр. Техника безопасности во время игр. Адыгейская народная игра «Прыжок лягушки». Армянская народная игра «Цветы и ветерок». Эстафеты. В.Ч. - Игры народов мира. Правила подвижных игр. Техника безопасности во время игр. Адыгейская народная игра «Кто быстрее» Русская народная игра «Кот и мышь». Эстафеты. В.Ч. - Игры народов мира. Правила подвижных игр. Техника безопасности во время игр . Русская народная игра «Горячее место». Русская народная игра «Пчёлки и ласточки». Эстафеты. В.Ч. - Правила подвижных игр. Техника безопасности во время игр. Эстафеты. Скоростное передвижение в заданном направлении. Игра «Гуси-лебеди». В.Ч. - Быстрое движение в разных направлениях. Игра «Салочки», с мячом. В.Ч. - Правила подвижных игр. Техника безопасности во время игры. Эстафеты. В.Ч. - Соревнования «Чемпионы на старт». Скоростные эстафетные игры. В.Ч. - Правила подвижных игр, напоминание техники безопасности. Особенности командной игры. Игра «Перестрелка». В.Ч. - Напоминание Т.Б. Соревнования «Сильные, ловкие, смелые». В.Ч. - Виды прыжков в длину и высоту. Игра «Прыгающие воробышки». Подвижные игры и упражнения с мячами. В.Ч. - Эстафета «Весёлые старты» с элементами игровых видов спорта. В.Ч. - Правила точной передачи мяча. Игра «Сороконожка». Игра «Третий лишний». В.Ч.
|
2.5 |
Спортивные игры: |
|
|
2.5.1 |
Подвижные игры – 6 часов |
6 |
- Т.Б. «К своим флажкам», «Два мороза» - Эстафеты. -«Мишка на прогулке», «Подвижная цель» - «Разведчики», «Лисы и куры» -«Поезд», «Зайцы в огороде» -«Поезд», Конкурс снеговиков
|
|
Вариативная часть |
52 |
|
|
Спортивные игры (баскетбол) В.Ч. – 5 часов |
5 часов |
- Правила поведения на уроках спортивных игр. Ведение мяча. Броски в кольцо. Эстафеты с баскетбольным мячом. В.Ч. -Ведение мяча. Броски в кольцо. В.Ч. - Эстафеты с баскетбольным мячом. В.Ч. |
4 ч. |
легкоатлетические упражнения
кроссовая подготовка
подвижные игры Игры народов мира В.Ч. Подвижные игры |
9 часов
5 часов
2 часа 6 часов |
- Игры народов мира. Правила подвижных игр. Техника безопасности во время игр . Русская народная игра «Горячее место». Русская народная игра «Пчёлки и ласточки». Эстафеты. В.Ч. -Игры народов мира. Подвижные игр. Адыгейская народная игра «Кто быстрее» Русская народная игра «Кот и мышь». Эстафеты В.Ч. - Правила поведения на площадке. Введение мяча - Техника основной стойки и передвижение - Техника ведения мяча на месте и в ходьбе. Прыжки в длину с места -Техника броска мяча двумя руками от груди Передача и броски мяча от груди - Прыжок в высоту с прямого разбега. Техника ведения мяча. - Передача мяча от груди и ловля мяча
|
|
Легкоатлетические упражнения
Кроссовая подготовка
Игры народов мира В.Ч.- 3 часа
|
9 часов
8 часов
|
- Правила поведения на уроках легкой атлетики. Бег с препятствиями. - Техника прыжка в высоту с прямого разбега. Техника быстрого старта. - Техника прыжка в высоту с прямого разбега. Развитие скоростных качеств. -Прыжок в длину с разбега. Техника высокого старта. -Прыжок в длину с разбега 5-6 шагов. -Техника высокого старта. -Прыжок в длину с места. Бег с ускорением. -Техника метания мяча с места -Прыжки в длину с разбега. Челночный бег 3х10м. -Техника метания мяча с места. -Круговая эстафета до 50м.
-Бег с препятствиями. -Техника бега по дистанции. -Метание мяча на дальность. Прыжок в длину с места. -Бег 30м -Совершенствование техники бега. 6 минутный бег. -Равномерный бег (4 мин). -ОРУ. Равномерный бег (5-6 мин). ОРУ. Чередование ходьбы и бега. - Равномерный бег (6- 7мин). ОРУ. Чередование ходьбы и бега.
- Техника безопасности. Скоростной бег в парах, группах.
Игра «Паровозики. Эстафеты. В.Ч. -Адыгейская народная игра «Кто быстрее». Армянская народная игра «Беспокойный мяч». Эстафеты В.Ч. - Быстрота двигательной реакции в игре. Игра «Найди пару». Русская народная игра «Пчёлки и ласточки» В.Ч. |
Всего: |
105 |
|
Описание учебно-методического и материально-технического обеспечения образовательного процесса.
В процессе реализации данной программы используется следующее оборудование, инвентарь, методические и дидактические материалы:
№ п/п |
Наименование объектов и средств материально-технического оснащения |
Количество |
Примечание |
||||||
1 |
Библиотечный фонд (книгопечатная продукция) |
||||||||
1.1 |
Стандарт основного общего образования по физической культуре |
1 |
|
||||||
1.2 |
Учебники для учащихся: М.Я. Виленский. Физическая культура. 5—7 классы. – М.: Просвещение, 2012г. |
|
|
||||||
|
В.И. Лях, А.А. Зданевич. Физическая культура. 8—9 классы. – М.: Просвещение, 2012г. |
1
1 |
|
||||||
Пособия для учителя: А.Я.Данилюк,А.М.Кондаков,В.А.Тишков.Концепция духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России.-М.:Просвещение,2009г. М.Я.Виленский,В.Т.Чичикин,Т.Ю.Торочкова.Физическая Культура.Методические рекомендации.5-7 классы. – М.: Просвещение, 2013г. |
|||||||||
2 |
Учебно-практическое и учебно-лабораторное оборудование |
|
|||||||
|
Стенка гимнастическая |
7 |
|
||||||
|
Козёл гимнастический |
1 |
|
||||||
|
Конь гимнастический |
1 |
|
||||||
|
Перекладина гимнастическая |
1 |
|
||||||
|
Канат для лазанья |
1 |
|
||||||
|
Мост гимнастический подкидной |
2 |
|
||||||
|
Стойка для прыжков в высоту |
1 |
|
||||||
|
Скамейка гимнастическая жёсткая |
4 |
|
||||||
|
Маты гимнастические |
6 |
|
||||||
|
Мяч малый (теннисный) |
10 |
|
||||||
|
Скакалка гимнастическая |
5 |
|
||||||
|
Обруч гимнастический |
5 |
|
||||||
Подвижные и спортивные игры |
|||||||||
|
Щит баскетбольный игровой из оргстекла |
2 |
|
||||||
|
Кольцо баскетбольное |
2 |
|
||||||
|
Кольцо баскетбольное антивандальное |
1 |
|
||||||
|
Щит баскетбольный тренировочный из оргстекла |
2 |
|
||||||
|
Мячи баскетбольные |
22 |
|
||||||
|
Жилетки игровые с номерами |
10 |
|
||||||
|
Волейбольный комплекс |
1 |
|
||||||
|
Мячи волейбольные |
13 |
|
||||||
|
Мячи футбольные |
6 |
|
||||||
|
Стол для настольного тенниса |
2 |
|
||||||
Туризм |
|||||||||
|
Палатки туристские |
3 |
|
||||||
Средства первой помощи |
|||||||||
|
Аптечка медицинская |
1 |
|
||||||
|
Спортивный зал (кабинет) |
||||||||
|
Спортивный зал игровой |
1 |
|
||||||
|
Раздевалки |
2 |
|
||||||
|
Кабинет учителя |
1 |
|
||||||
|
Подсобное помещение для хранения инвентаря и оборудования |
1 |
|
||||||
Планируемые результаты изучения учебного предмета.
Выпускник научится:
-рассматривать физическую культуру как явление культуры, выделять исторические этапы её развития, характеризовать основные направления и формы её организации в современном обществе;
-характеризовать содержательные основы здорового образа жизни, раскрывать его взаимосвязь со здоровьем, гармоничным физическим развитием и физической подготовленностью, формированием качеств личности и профилактикой вредных привычек;
-определять базовые понятия и термины физической культуры, применять их в процессе совместных занятий физическими упражнениями со своими сверстниками, излагать с их помощью особенности выполнения техники двигательных действий и физических упражнений, развития физических качеств;
-разрабатывать содержание самостоятельных занятий физическими упражнениями, определять их направленность и формулировать задачи, рационально планировать режим дня и учебной недели;
-руководствоваться правилами профилактики травматизма и подготовки мест занятий, правильного выбора обуви и формы одежды в зависимости от времени года и погодных условий;
-руководствоваться правилами оказания первой помощи при травмах и ушибах во время самостоятельных занятий физическими упражнениями.
Выпускник получит возможность научиться:
-характеризовать цель возрождения Олимпийских игр и роль Пьера де Кубертена в становлении современного олимпийского движения, объяснять смысл символики и ритуалов Олимпийских игр;
-характеризовать исторические вехи развития отечественного спортивного движения, великих спортсменов, принесших славу российскому спорту;
-определять признаки положительного влияния занятий физической подготовкой на укрепление здоровья, устанавливать связь между развитием физических качеств и основных систем организма.
Способы двигательной (физкультурной) деятельности
Выпускник научится:
-использовать занятия физической культурой, спортивные игры и спортивные соревнования для организации индивидуального отдыха и досуга, укрепления собственного здоровья, повышения уровня физических кондиций; составлять комплексы физических упражнений оздоровительной, тренирующей и корригирующей направленности, подбирать индивидуальную нагрузку с учётом функциональных особенностей и возможностей собственного организма;
-классифицировать физические упражнения по их функциональной направленности, планировать их последовательность и дозировку в процессе самостоятельных занятий по укреплению здоровья и развитию физических качеств;
-самостоятельно проводить занятия по обучению двигательным действиям, анализировать особенности их выполнения, выявлять ошибки и своевременно устранять их;
-тестировать показатели физического развития и основных физических качеств, сравнивать их с возрастными стандартами, контролировать особенности их динамики в процессе самостоятельных занятий физической подготовкой;
-взаимодействовать со сверстниками в условиях самостоятельной учебной деятельности, оказывать помощь в организации и проведении занятий, освоении новых двигательных действий, развитии физических качеств, тестировании физического развития и физической подготовленности.
Выпускник получит возможность научиться:
-вести дневник по физкультурной деятельности, включать в него оформление планов проведения самостоятельных занятий физическими упражнениями разной функциональной направленности, данные контроля динамики индивидуального физического развития и физической подготовленности;
-проводить занятия физической культурой с использованием оздоровительной ходьбы и бега, лыжных прогулок и туристских походов, обеспечивать их оздоровительную направленность;
-проводить восстановительные мероприятия с использованием банных процедур и сеансов оздоровительного массажа.
Физическое совершенствование
Выпускник научится:
-выполнять комплексы упражнений по профилактике утомления и перенапряжения организма, повышению его работоспособности в процессе трудовой и учебной деятельности;
-выполнять общеразвивающие упражнения, целенаправленно воздействующие на развитие основных физических качеств (силы, быстроты, выносливости, гибкости и координации);
-выполнять акробатические комбинации из числа хорошо освоенных упражнений;
-выполнять гимнастические комбинации на спортивных снарядах из числа хорошо освоенных упражнений;
-выполнять легкоатлетические упражнения в беге и прыжках (в высоту и длину);
-выполнять основные технические действия и приёмы игры в футбол, волейбол, баскетбол в условиях учебной и игровой деятельности;
-выполнять тестовые упражнения на оценку уровня индивидуального развития основных физических качеств.
Выпускник получит возможность научиться:
-выполнять комплексы упражнений лечебной физической культуры с учётом имеющихся индивидуальных нарушений в показателях здоровья;
-преодолевать естественные и искусственные препятствия с помощью разнообразных способов лазанья, прыжков и бега;
-осуществлять судейство по одному из осваиваемых видов спорта;
-выполнять тестовые нормативы по физической подготовке.
Рабочая программа составлена с учётом следующих нормативных документов:
- Федеральный закон «О физической культуре и спорте в Российской Федерации» от 04.12.2007 г. № 329-ФЗ (ред. от 02.07.2013 г);
- Национальная доктрина образования в Российской Федерации. Постановление
Правительства РФ от 04.10.2000 г. №751;
- Обязательный минимум содержания основного общего образования. Приказ МО РФ
от 19.05.1998 г. № 1236;
- О введении третьего дополнительного часа физической культуры в общеобразовательных учреждениях Российской Федерации. Письмо МО РФ от 26.03.2002 г. № 30-51-197/20;
- Стратегия развития физической культуры и спорта на период до 2020 года. Распоряжение Правительства РФ от 07.08.2009 г. № 1101-р.
- О проведении мониторинга физического развития обучающихся. Письмо Минобрнауки РФ от 29.03.2010 г. № 06-499;- О Концепции Федеральной целевой программы развития образования на 2011-2015 гг. Распоряжение Правительства РФ от -7.02.2;
- Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования. Приказ Минобрнауки РФ от17.12.2010 г. №1897.
Скачано с www.znanio.ru
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.