Пояснительная записка
Данная рабочая программа по природоведению составлена на основе требований Федерального компонента государственного стандарта начального общего образования и авторской программы по окружающему миру автора А. А. Плешакова.
Программа соответствует федеральному компоненту государственного стандарта начального обучения, утверждённая приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от «6» октября 2009 г. № 373 .
Общая характеристика учебного предмета
Содержание программы охватывает широкий круг вопросов: как устроен мир, эта удивительная природа, наше здоровье, наша безопасность, чему учит экономика, путешествие по городам и странам. Это позволяет формировать у детей целостные представления об окружающем мире, о месте в нем человека.
В программе 4 класса выделяется несколько содержательных линий. Первую из них составляет ознакомление с природой. Дети знакомятся с конкретными природными объектами, с разнообразием растений и животных. Целенаправленно и последовательно раскрываются экологические взаимосвязи.
Следующая содержательная линия включает вопросы, связанные со здоровьем, и безопасной жизнедеятельностью и нацелена на формирование соответствующих умений и навыков.
Важной содержательной линией программы является знакомство детей с экономикой, ее составными частями.
Еще одна содержательная линия направлена на знакомство с отдельными городами России, странами Европы. При этом для заочных путешествий используется глобус и карта.
Цель программы –
· освоение знаний об окружающем мире, единстве и различиях природного и социального, о человеке и его месте в природе и в обществе.
· формирование целостной картины мира и осознание места в нём человека на основе единства рационально-научного познания и эмоционально-ценностного осмысления ребёнком личного опыта общения с людьми и природой;
· духовно-нравственное развитие и воспитание личности гражданина России в условиях культурного и конфессионального многообразия российского общества.
Задачи программы:
· развитие умений наблюдать, анализировать, обобщать, характеризовать объекты окружающего мира, рассуждать, решать творческие задачи;
· воспитание позитивного эмоционально-ценностного отношения к окружающему миру, экологической и духовно-нравственной культуры, патриотических чувств;
· формирование потребности участвовать в творческой деятельности в природе и обществе, сохранять и укреплять здоровье.
Основным принципом обучения является системно-деятельностный.
Основной формой организации образовательного процесса является урок.
Для реализации рабочей программы используются следующие технологии обучения:
· технология развивающего обучения;
· технология проблемного обучения;
· игровая технология;
· здоровьесберегающие технологии;
· проектная технология;
· технология разноуровнего обучения;
· технология опорных конспектов;
· информационные технологии.
Механизмы формирования ключевых компетенций обучающихся:
ролевые игры, дискуссии, групповая работа,индивидуальная работа,игротека.
Ключевые компетенции обучающихся:
· Наличие представлений о разнообразии объектов и явлений природы.
· Усвоение элементарных сведений о живой и неживой природе, сезонных изменений в ней, ее охране.
· Формирование основ экологической культуры.
· Воспитание правильного отношения к своему здоровью.
· Формирование элементарной эрудиции ребенка, его общей культуры.
· Воспитание нравственного, экологически обоснованного отношения к среде обитания и правил поведения в ней.
· Овладение элементарными приемами чтения карт.
Виды и формы контроля: фронтальный и индивидуальный опрос, самостоятельная работа, индивидуальная работа по карточкам, тестирование.
Планируемый уровень подготовки обучающихся:
· наблюдение объектов окружающего мира, их устное описание, соотнесение полученных результатов с целью наблюдения (опыта);
· выявление с помощью сравнения отдельных признаков предметов;
· проведение простейших измерений разными способами с использованием соответствующих приборов и инструментов;
· работа с простейшими моделями для описания свойств и качеств изучаемых объектов;
· работа с учебными и научно-популярными текстами и др.
Место учебного предмета в учебном плане.
В соответствии c федеральным базисным учебным планом и примерной программой по окружающему миру предмет «Природоведение» изучается с 3 по 4 класс по 2 часа в неделю. Общий объем учебного времени составляет 140 ч, из них в 3 классе 70 часов( 2 часа в неделю, 35 учебные недели), в 4 классе 70 часов( 2 часа в неделю, 35учебные недели)
Используемый УМК: Плешаков А. А. Мир вокруг нас. Учебник для 4 класса (1, 2 часть) – М.: Просвещение, 2011.
Учебно- тематический план
№ |
Тема (раздел учебника) |
Содержание
учебного |
Всего часов |
Теория |
Практика |
К/р |
…1 |
Земля и человечество (10 ч)
|
Мир глазами астронома. Вселенная.Солнце Планеты Солнечной системы. Практическая работа Звездное небо – великая книга Природы Мир глазами географа. Глобус и географическая карта. Пояса Земли. Мир глазами историка. Когда и где. История – путешествие в глубь времён. Карта – помощница. Прошлое и настоящее глазами эколога. Сокровища Земли под охраной человечества. Сокровища Земли под охраной человечества (продолжение) Обобщение по разделу. |
10 |
|
|
|
2 |
Природа России (11 ч)
|
Равнины и горы России Моря, озера и реки России Зона арктических пустынь Тундра. Природа тундры Леса России. Лес и человек. Зона степей Пустыни У Черного моря Экологическое равновесие Обобщение по разделу «Природа России» |
11 |
|
|
|
3 |
Родной край – часть большой страны (12ч) |
Наш край. Поверхность нашего края. Водоемы нашего края Наши подземные богатства Земля – кормилица Жизнь леса. Лес – природное сообщество Жизнь луга. Луг – природное сообщество Жизнь пресного водоема Растениеводство в нашем крае. Незаметные защитники урожая Животноводство в нашем крае Обобщение по разделу «Родной край – часть большой страны» |
12 |
|
|
|
4 |
Страницы всемирной истории (6 ч)
|
Начало истории человечества. Мир древности: далёкий и близкий. Средние века: время рыцарей и замков Новое время: встреча Европы и Америки Новейшее время: история продолжается сегодня Обобщение по разделу «Страницы всемирной истории» |
6 |
|
|
|
5 |
Страницы истории Отечества (20ч)
|
Жизнь древних славян Во времена Древней Руси Страна городов Из книжной сокровищницы Древней Руси Трудные времена на Русской земле Русь расправляет крылья Куликовская битва Иван Третий Мастера печатных дел Патриоты России Петр Великий Михаил Васильевич Ломоносов Екатерина Великая Отечественная война 1812 года Страницы истории XIX века Россия вступает в XX век Страницы истории 1920–1930-х годов Великая война и Великая Победа Страна, открывшая путь в космос История вокруг нас |
20 |
|
|
|
6 |
Современная Россия (11ч) |
Основной закон России и права человека. Дети имеют право на особую заботу помощь. Мы – граждане России Славные символы России Такие разные праздники Путешествие по России Что мы узнали и чему научились за год (итоговый урок) |
11 |
|
|
|
Содержание образовательной программы
Ближайшее окружение человека
Человек и общество
Семья, общество — условия жизни человека. Взаимоотношения Членов семьи: взаимопомощь, справедливое распределение обязанностей, забота друг о друге. Семейный бюджет. Отношения со сверстниками: коллективизм, справедливость, доброжелательность, умение сопереживать.
Дружеское отношение к представителям других народов и разным странам. Уважение к культуре, быту, языку других народов.
Труд в жизни человека
Значение труда в жизни людей. Современные орудия труда (машины, приборы, инструменты). Машины-автоматы. Коллективным труд людей на заводах и фабриках, стройках, на транспорте, в сельском хозяйстве. Продукты коллективного труда.
Представления о профессиях людей, доступных наблюдению учащихся. Трудолюбие, ответственность, самостоятельность, дисциплинированность — важные качества для выполнения трудовых обязанностей.
Творчество человека (примеры различных видов творческой деятельности человека). Великие изобретения: телефон, радио, телевидение. Искусство в жизни людей (примеры различных видов народного искусства: резьба по дереву, кости, ковроткачество, чеканка др.). Труд великих писателей, художников, композиторов.
Изменения природы в результате трудовой деятельности человека (положительные и отрицательные). Необходимость бережного отношения к богатствам природы и продуктам труда людей.
Организм человека и охрана его здоровья (6 ч)
Человек — живой организм. Знание своего организма — условие здоровья. Строение организма человека, расположение некоторых органов (элементарные сведения). Скелет и мышцы. Значение правильной посадки за столом и партой. Значение физического труда и физкультуры для укрепления мышц.
Органы кровообращения. Сердце, его укрепление. Органы дыхания. Защита органов дыхания. Органы пищеварения. Зубы и уход за ними. Правильное питание — основа здоровья. Нервная система. Головной и спинной мозг. Кора больших полушарий. Органы чувств. Умение управлять эмоциями.
Укрепление и охрана здоровья школьников. Режим дня. Табак и алкоголь — враги здоровья. Развитие человека от рождения до старости. Детство. Отрочество. Взрослость. Старость. Условия роста и развития человека. Охрана детства. Права ребенка. Забота о престарелых и больных.
Природа нашей Родины
Ориентирование на местности. План и карта
Ориентирование на местности. Горизонт, стороны горизонта. Определение горизонта по солнцу и компасу. Рисунок местности. План местности. Изображение Земли. Глобус — модель Земли. Наш край на карте России. Административный центр нашего края, местонахождение на карте.
Физическая карта. Карта России. Изображение на карте природных особенностей нашей Родины (равнины, горы, реки, озера, моря).
Природа России
Природа родного края (повторение). Формы поверхности: равнина плоская и холмистая, холм, овраг, горы. Полезные ископаемые нашего края. Водоемы, типы водоемов. Изображение на карте,
Разнообразие природы России, изменения природы с севера им юг. Крайний Север. Тундра. Занятия населения тундры. Лесная полоса, леса лиственные, смешанные, хвойные. Занятия населения лесной полосы. Природа степей. Занятия населения степной полосы. Природа пустынь. Занятия населения пустыни. Природа берегов южных морей. Природа в горах.
Использование и охрана природы человеком
Экология — наука о связях между живыми существами и окружающей их средой, между человеком и природой. Представление
об экологической катастрофе (последствия загрязнения моря нефтью и др.), о роли экологии в защите окружающей нас среды.
Использование и охрана земных недр, воды, воздуха. Использование и разведение человеком растений и животных. Заповедники, ботанические сады, зоопарки. Особо охраняемые растения и животные. Федеральные и региональные природоохранительные законы.
Ближайшее окружение человека
Человек и общество
Семья, общество — условия жизни человека. Взаимоотношения Членов семьи: взаимопомощь, справедливое распределение обязанностей, забота друг о друге. Семейный бюджет. Отношения со сверстниками: коллективизм, справедливость, доброжелательность, умение сопереживать.
Дружеское отношение к представителям других народов и разным странам. Уважение к культуре, быту, языку других народов.
Труд в жизни человека
Значение труда в жизни людей. Современные орудия труда (машины, приборы, инструменты). Машины-автоматы. Коллективным труд людей на заводах и фабриках, стройках, на транспорте, в сельском хозяйстве. Продукты коллективного труда.
Представления о профессиях людей, доступных наблюдению учащихся. Трудолюбие, ответственность, самостоятельность, дисциплинированность — важные качества для выполнения трудовых обязанностей.
Творчество человека (примеры различных видов творческой деятельности человека). Великие изобретения: телефон, радио, телевидение. Искусство в жизни людей (примеры различных видов народного искусства: резьба по дереву, кости, ковроткачество, чеканка др.). Труд великих писателей, художников, композиторов.
Изменения природы в результате трудовой деятельности человека (положительные и отрицательные). Необходимость бережного отношения к богатствам природы и продуктам труда людей.
Организм человека и охрана его здоровья (6 ч)
Человек — живой организм. Знание своего организма — условие здоровья. Строение организма человека, расположение некоторых органов (элементарные сведения). Скелет и мышцы. Значение правильной посадки за столом и партой. Значение физического труда и физкультуры для укрепления мышц.
Органы кровообращения. Сердце, его укрепление. Органы дыхания. Защита органов дыхания. Органы пищеварения. Зубы и уход за ними. Правильное питание — основа здоровья. Нервная система. Головной и спинной мозг. Кора больших полушарий. Органы чувств. Умение управлять эмоциями.
Укрепление и охрана здоровья школьников. Режим дня. Табак и алкоголь — враги здоровья. Развитие человека от рождения до старости. Детство. Отрочество. Взрослость. Старость. Условия роста и развития человека. Охрана детства. Права ребенка. Забота о престарелых и больных.
Природа нашей Родины
Ориентирование на местности. План и карта
Ориентирование на местности. Горизонт, стороны горизонта. Определение горизонта по солнцу и компасу. Рисунок местности. План местности. Изображение Земли. Глобус — модель Земли. Наш край на карте России. Административный центр нашего края, местонахождение на карте.
Физическая карта. Карта России. Изображение на карте природных особенностей нашей Родины (равнины, горы, реки, озера, моря).
Природа России
Природа родного края (повторение). Формы поверхности: равнина плоская и холмистая, холм, овраг, горы. Полезные ископаемые нашего края. Водоемы, типы водоемов. Изображение на карте,
Разнообразие природы России, изменения природы с севера им юг. Крайний Север. Тундра. Занятия населения тундры. Лесная полоса, леса лиственные, смешанные, хвойные. Занятия населения лесной полосы. Природа степей. Занятия населения степной полосы. Природа пустынь. Занятия населения пустыни. Природа берегов южных морей. Природа в горах.
Использование и охрана природы человеком
Экология — наука о связях между живыми существами и окружающей их средой, между человеком и природой. Представление
об экологической катастрофе (последствия загрязнения моря нефтью и др.), о роли экологии в защите окружающей нас среды.
Использование и охрана земных недр, воды, воздуха. Использование и разведение человеком растений и животных. Заповедники, ботанические сады, зоопарки. Особо охраняемые растения и животные. Федеральные и региональные природоохранительные законы.
Контроль уровня достижения планируемых результатов освоения образовательной программы
№ |
Тема |
Вид контроля |
Дата проведения |
|
по плану |
фактич. |
|||
1 |
Тест-опрос |
Индивидуальная работа |
18.10 |
|
2 |
Тест-опрос |
Индивидуальная работа |
20.12 |
|
3 |
Тест-опрос |
Индивидуальная работа |
13.03 |
|
4 |
Тест-опрос |
Индивидуальная работа |
22.05 |
|
Требования к уровню подготовки обучающихся
Учащиеся должны знать:
Ø названия наиболее распространенных в данной местности растений и животных, подлежащих особой охране;
Ø сезонные изменения в природе своей местности;
Ø полезные ископаемые, имеющие большое значение в хозяйстве родного края;
Ø основные виды труда людей по использованию природы родного края;
Ø о труде людей по охране природы своего края;
Ø названия важнейших органов человека;
Ø способы сохранения и укрепления здоровья.
Учащиеся должны уметь:
Ø читать простейший план местности;
Ø пользоваться простейшим лабораторным оборудованием и приборами (лупой, термометром, компасом);
Ø называть и показывать основные изображения на физической карте (для начальной школы);
Ø рассказывать об изменении природы нашей страны с севера на юг (на основе сравнительных таблиц природных зон);
Ø выполнять основные правила гигиены человека;
Ø ухаживать за растениями, птицами, другими животными, Имеющимися на пришкольном участке.
Учебно-методическое обеспечение
I. Учебно- методический комплект
Плешаков А. А. Мир вокруг нас. Учебник для 4 класса (1, 2 часть) – М.: Просвещение, 2011.
II. Литература для учителя
Дмитриева О. В. , Максимова Т.В. Поурочные разработки по курсу «Окружающий мир». – М.: ВАКО, 2012.
Тихомирова Е. М. Тесты по предмету «Окружающий мир» для 4 класса. – М.: Экзамен, 2011.
Черемисина Л. Д. Экологическое образование младших школьников. – Тамбов: ТОИПКРО, 2012.
Бабенко В. Г., Кузнецов А. А. Птицы Красной книги СССР. – М.: Педагогика, 2012.
Грехова Л. И. В союзе с природой. – М.: Ставрополь, 2013.
Красников С. П. Легенды о цветах. – М.: Молодая гвардия, 2012.
Журнал «Начальная школа»
Газета «Педагогическое творчество»
III. Технические средства обучения
Компьютер
Проектор
IV. Программные средства
Программы по окружающему миру для 1 – 4 классов
Таблицы по окружающему миру
Наборы с изображениями растений и животных
Цель программы – освоение знаний об окружающем мире, единстве и различиях природного и социального, о человеке и его месте в природе и в обществе.
Задачи программы:
· развитие умений наблюдать, анализировать, обобщать, характеризовать объекты окружающего мира, рассуждать, решать творческие задачи;
· воспитание позитивного эмоционально-ценностного отношения к окружающему миру, экологической и духовно-нравственной культуры, патриотических чувств;
· формирование потребности участвовать в творческой деятельности в природе и обществе, сохранять и укреплять здоровье.
Ведущий принцип обучения – системно-деятельностный.
Технологии обучения: обучение в сотрудничестве, личностно-ориентированная, игровая, тестовая, разноуровневая, тренинговая и другие.
Виды контроля: фронтальный и индивидуальный опрос, самостоятельная работа, индивидуальная работа по карточкам, тестирование
Планируемый уровень подготовки обучающихся:
· наблюдение объектов окружающего мира, их устное описание, соотнесение полученных результатов с целью наблюдения (опыта);
· выявление с помощью сравнения отдельных признаков предметов;
· проведение простейших измерений разными способами с использованием соответствующих приборов и инструментов;
· работа с простейшими моделями для описания свойств и качеств изучаемых объектов;
· работа с учебными и научно-популярными текстами и др.
Содержание программы
Основные требования к знаниям и умениям учащихся
Литература
Для учителя:
Для обучающихся:
Плешаков А. А. Мир вокруг нас. Учебник для 4 класса (1, 2 часть) – М.: Просвещение, 2011.
Тихомирова Е. М. Тесты по предмету «Окружающий мир» для 4 класса. – М.: Экзамен, 2011.
Плешаков А. А. Рабочая тетрадь к учебнику 4 класса «Мир вокруг нас». – М.: Просвещение, 2013.
Плешаков А. А. Рабочая тетрадь «Проверим себя». – М.: «Вита», 2008.
Рабочая программа не исключает возможности использования другой литературы в рамках требований Федерального компонента государственного стандарта начального общего образования по окружающему миру.
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.