Пояснительная записка
Данная учебная программа «Ритмика» составлена на основе программы «Ритмика», утвержденная Министерством образования и авторской программы по физкультуре Н . А . Цыпиной.
Программа соответствует федеральному компоненту государственного стандарта начального обучения.
Общая характеристика учебного предмета
На уроках ритмики постоянно чередуются нагрузка и отдых, напряжение и расслабление. К увеличению напряжения и нагрузки ученики привыкают постепенно, что благотворно сказывается потом на других уроках.
Занятия по ритмике тесно связаны с обучением на уроках физкультуры и музыки, дополняя друг друга. Ведь именно уроки ритмики наряду с другими предметами способствуют общему разностороннему развитию школьников, корректируют эмоционально-волевую зрелость. У детей развивается чувство ритма, музыкальный слух и память. На уроках дети совершенствуют двигательные навыки, у них развивается пространственная ориентация, улучшается осанка, формируется чёткость и точность движений.
Занятия ритмикой положительно влияют на умственное развитие детей: ведь каждое занятие нужно понять, осмыслить, правильно понять, осмыслить, правильно выполнять движения, вовремя включаться в деятельность, надо осмыслить соответствие выбранных движений характеру музыки. Эти занятия создают благоприятные условия для развития творческого воображения школьников. Бесспорно также их воздействие на формирование произвольного внимания, развитие памяти. Потребность детей в движении превращается в упорядоченную и осмысленную деятельность. Уроки ритмики оказывают на детей организующее и дисциплинирующее влияние, помогают снять чрезмерную возбудимость и нервозность.
Уроки ритмики в целом повышают творческую активность и фантазию школьников, побуждают их включаться в коллективную деятельность класса. Постепенно ученики преодолевают скованность, у них возрастает осознание ответственности за свои действия перед товарищами, приобретают способность к сценическому действию под музыку. С использованием элементов костюма и декорации. Отработанные сценические музыкальные постановки удобно использовать при проведении детских утренников. Особенно хочется отметить ценность народных плясок и танцев. Они приобщают детей к народной культуре. Все народные танцы предназначены для совместного исполнения и совершенствуют навыки общения детей между собой. В них дети учатся внимательно относиться к партнёру, находить с ним общий ритм движения.
Цели программы:
· совершенствование всех функций организма, укрепление нервной, сердечно-сосудистой, дыхательных систем, опорно-двигательного аппарата;
· повышение сопротивляемости организма человека неблагоприятным влияниям внешней среды;
· содействие гармоническому, физическому развитию и всесторонней физической подготовленности обучающихся.
Задачи программы:
· Обучающая: формировать необходимые двигательные навыки, развивать музыкальный слух и чувство ритма.
· Развивающая: способствовать всестороннему развитию и раскрытию творческого потенциала.
· Воспитательная: способствовать развитию эстетического чувства и художественного вкуса.
Основные принципы обучения.
Процесс обучения в курсе хореографии в основном построен на peaлизацию дидактических принципов.
Принципы сознательности и активности предусматривает сознательность в отношении занятий, формирование интереса в овладении танцевальными движениями и осмысленного отношения к ним, воспитание способности к самооценке своих действий и к соответствующему их анализу.
Принцип наглядности помогает создать представление о темпе, ритме, амплитуде движений; повышает интерес к более глубокому и прочному усвоению танцевальных движений.
Принцип доступности требует постановки перед учащимися задач, соответствующих их силам, постепенного повышения трудности осваиваемого учебного материала по дидактическому правилу: от известного к неизвестному, от легкого к трудному, от простого к сложному.
Принцип систематичности предусматривает непрерывность процесса формирования танцевальных навыков, чередование работы и отдыха для поддержания работоспособности и активности учащихся, определенную последовательность решения танцевально-творческих заданий.
Принцип гуманности в воспитательной работе выражает:
Ø безусловную веру в доброе начало, заложенное в природе каждого ребенка, отсутствие давления на волю ребенка;
Ø глубокое знание и понимание физических, эмоциональных и интеллектуальных потребностей детей;
Ø создание условий для максимального раскрытия индивидуальности каждого ребенка, его самореализации и самоутверждения;
Принцип демократизма основывается на признании равных прав и обязанностей взрослых и ребенка, на создании эмоционально-комфортного климата в социальной среде.
Основной формой организации образовательного процесса является урок.
Для реализации рабочей программы используются следующие технологии обучения:
· технология развивающего обучения;
· технология проблемного обучения;
· игровая технология;
· здоровьесберегающие технологии;
· проектная технология;
· технология разноуровнего обучения;
· информационные технологии.
Механизмы формирования ключевых компетенций обучающихся:
ролевые игры, групповая работа, индивидуальная работа, игротека.
Виды и формы контроля: фронтальный и индивидуальный опрос, зачет.
Планируемый уровень подготовки обучающихся:
Ø В результате регулярного посещения занятий учащиеся должны:
Ø повысить уровень своей физической подготовленности;
Ø приобрести навыки и умения по изучаемым видам спорта;
Ø уметь технически правильно осуществлять двигательные действия избранного вида спортивной специализации;
Ø использовать их в условиях соревновательной деятельности и организации собственного досуга;
Ø уметь проводить самостоятельные занятия по развитию основных физических способностей;
Ø уметь разрабатывать индивидуальный двигательный режим, подбирать и планировать физические упражнения, поддерживать оптимальный уровень индивидуальной работоспособности;
Ø у учащихся должен сформироваться интерес к постоянным самостоятельным занятиям спортом и дальнейшему самосовершенствованию;
Ø следование основным принципам здорового образа жизни должно стать привычным для учащихся и сформироваться представление о том, что ЗОЖ- это индивидуальная система ежедневного поведения человека, которая обеспечивает ему максимальное достижение благополучия, в том числе и физического с учетом его индивидуальных качеств и запросов.
Место предмета в базисном учебном плане
В соответствии с базисным учебным планом ритмика изучается с I по IV класс. Общее число часов в 4классе-35. Количество часов в неделю-1.
Учебно- тематический план
№ |
Тема (раздел учебника) |
Содержание
учебного |
Всего часов |
Теория |
Практика |
К/р |
…1 |
Ритмико-гимнастические упражнения |
Повторение.Что такое ритмика. Выолнение движений под музыку на 2/4 и 4/4 . Формировать восприятие музыки. Выолнение движений под музыку на 2/4 и 4/4. Развивать музыкальный слух. Изменение темпа и характера движения Изменение темпа и характера движения |
7 |
|
|
|
2 |
Ритмические упражнения с детскими звучащими инструментами |
Включение в движение с началом музыки Включение в движение с началом музыки Развитие координации. Упражнения в партере. Понятие о симметрии, ритме, темпе, размере. |
5 |
|
|
|
3 |
Импровизация движений на музыкальные темы, игры под музыку |
Развитее ритмичности Развитие силы Развитие гибкости. Развитие выносливости Развить пластичность и мягкость движений Научить обучающихся рассляблять мышцы. Основные танцевальные точки зала. Упражнения на осанку, равновесие. Развитие двигательной активности. |
9 |
|
|
|
4 |
Народные пляски и современные танцевальные движения |
Ритмические упражнения. Основные фигуры в танце Основные движения русского танца Простейшие ритмические упражнения Народный танец «Полька» Марш. Понятие о марше. «Шаг» вальса «Шаг» вальса Постановка танцевальной композиции Времена года в танцевальных композициях. Танцы народов мира Музыкально – танцевальные игры Повторение. Что такое ритмика. |
14 |
|
|
|
Содержание рабочей программы
Основным направлением на уроках ритмики является музыкально- ритмическая деятельность учащихся.
Ритмико-гимнастические упражнения. Сюда входят основные движения под музыку на 2/4 и 4/4: ходьба, бег, прыжки. Начало и окончание движения одновременно с началом и окончанием музыкальной фразы. Передача характера музыки, темпа. Выполнение обще развивающих упражнений под музыку с предметами и без них. Выполнение различных движений под музыку (ловля, катание, передача мяча).
2 раздел программы : ритмические упражнения с детскими звучащими инструментами: знакомство с барабаном. Использование барабана, погремушек и тому подобное (2-х-З-х инструментов, каждого в отдельности) для передачи сильной и слабой долей в знакомых музыкальных произведениях. Повторение предложенного музыкального ритмического рисунка и передача на инструменте простых песенных ритмов.
3 раздел: импровизация движений на музыкальные темы, игры под музыку: свободное естественное движение под четко ритмически организованную доступную музыку.
Определение сильных и слабых долей такта и свободная передача их притопами, хлопками и другими формами движения.
Простейшие подражательные движения под музыку. Игра под музыку. Игры типа эстафет, с мячами и обручами. Игры с пением.
4 раздел: народные пляски и современные танцевальные движения, Элемент танца и простые танцевальные движения. Разучивание и отработка плясок, круговых танцев по показу.
5 раздел: игры под музыку.
Программа по ритмике содержит 4 раздела: « Ритмика-гимнастические упражнения»; «Ритмические упражнения с детскими звучащими инструментами»; «Импровизация движений на музыкальные темы, игры под музыку»; «Народные пляски и современные танцевальные движения».
На каждом уроке осуществляется работа по всем разделам программы . Однако в зависимости от целей и задач конкретного урока учитель может отводить на каждый раздел различное количество времени (по собственному усмотрению), имея в виду, что в начале и конце каждого урока должны выполняться упражнения на снятие напряжения, расслабление, успокоение.
Ритмико-гимнастические упражнения проводятся обычно в начале урока, являясь организующим моментом. Они включают гимнастическую ходьбу, бег, поскоки с хлопками и без них, переноску предметов и служат для укрепления мышц шеи, плечевого пояса, рук и ног, мышц туловища, для выработки осанки, исправления таких недостатков, как косолапость, шаркающая походка и т. п. В этот же раздел входят упражнения на развитие ловкости, равновесия, динамической и статической координации: шаги и прыжки через обруч, палку или качающийся канат, повороты на пальцах, бег между кеглями. Упражнения на развитие статической координации, которые можно выполнять, стоя на обеих ногах или на одной ноге, с открытыми, а затем с закрытыми глазами, используют в заключительной фазе урока, так как они содействуют успокоению, развивают способность управлять своим телом, ориентироваться в пространстве, закалять волю.
Упражнения и сопровождающие их музыкальные ритмы используются в порядке постепенного усложнения, строятся на чередовании различных музыкальных сигналов: громкое и тихое звучание (громкое топанье и мягкий «кошачий шаг»); чередование темпа (быстрое и медленное хлопанье или поскоки); различение по высоте тона (движения в противоположных направлениях) и т. п.При этом у детей вместе с воспитанием наблюдательности и внимания развивается быстрота реакции. В работе полезно использовать мячи, шары, флажки и тому подобные предметы, а также гимнастическую скамью (широкую и узкую), шведскую стенку и др.
Ритмические упражнения с детскими звучащими инструментами
Для упражнений этого раздела используются детские музыкальные инструменты: металлофоны, барабаны, бубны и др., а также любые другие звучащие предметы — погремушки, дудки, колокольчики, треугольники, ложки, хлопушки, самодельные коробки с горохом и т. п. (игрушечные пианино и гармошки не рекомендуются из-за их различной звуковысотной настройки и невозможности в связи с этим использования в детском оркестре). Большинство упражнений со звучащими инструментами проводится в сопровождении фортепиано или аккордеона.
Вначале дети знакомятся с каждым инструментом и с его возможностями в отдельности, учатся обращению с ним. Их упражняют в реакции на музыку (совместное начало и окончание звучания, передача динамических оттенков, чередование длительности звучания и пауз, чередование темпов и т. п.). Сначала все упражняются на одном и том же инструменте, воспроизводят ритмы хорошо знакомых музыкальных произведений, при этом дети должны обнаружить понимание сильной доли такта, слабых долей, простых мелких долей.
По мере овладения инструментами становится возможным их комбинированное использование, создание ансамблей и оркестра. Так, воспроизведение сильных долей можно поручить тем, кто играет на барабане, а слабые доли исполняют другие ученики на погремушках или треугольниках.
Импровизация движений на музыкальные темы, игры под музыку
В этот раздел входят разнообразные упражнения, включающие движения подражательного характера либо раскрывающие содержание музыкальной пьесы или песни. Сюда же относятся свободные формы движения, самостоятельно выбранные детьми, чтобы передать собственное эмоциональное восприятие музыкального образа.
Используемая музыка должна быть доступна детям, ярко ритмична, мелодична. Целесообразно привлекать песни и произведения, указанные в программе по музыке для пения и слушания; полезно чаще прослушивать одни и те же пьесы, тогда глубже понимается их содержание. Тексты песен должны быть хорошо знакомы ученикам, чтобы их можно было при желании напевать или петь хором, сопровождая движения. Для успешной работы чрезвычайно важно тщательно подбирать музыку, чтобы дети смогли выполнять такие подражательные движения, как, например, «маятник», «деревья под ветерком», «полет птиц» и т. п.; или участвовать в играх «Колыбельная кукле», «За работу, лесорубы» и т. п.; или свободно изображать действия на темы «Мы бегаем по лужам», «Мы собираем цветы для букета», «Игра в снежки», «На параде» и т. п. Ученики могут полнее воплотить свои замыслы с помощью мимики и жестов.
В этот же раздел входит исполнение отсроченных движений (аналогичное понятие в музыке — каноны): несколько групп учеников выполняют одни и те же простые движения (например, ходьба вдоль стен, «змейкой», по кругу и т. п.), однако группы вступают в действие через определенные интервалы и строго ведут свою «партию». Исполнение отсроченных движений повышает чувствительность к ритму, способность своевременно включиться в деятельность, развивает внимание. Дети легче овладевают этими упражнениями, если вместе с движением поют.
Народные пляски и современные танцевальные движения
В занятия включаются и отрабатываются отдельные танцевальные движения (не более четырех-пяти наименований за учебный год).
Все народные танцы предназначены для совместного исполнения и совершенствуют навыки общения детей между собой. В работе используются хороводы, общие (массовые) пляски, парные танцы. В них дети учатся внимательно относиться к партнеру, находить с ним общий ритм движения, терпеливо обращаться при смене и передвижке партнеров к тем ученикам, у которых имеются какие-либо индивидуальные затруднения.
Овладевая простыми танцевальными движениями, воспроизводя их, дети приучаются различать разнохарактерные части музыкального произведения, передавать пластикой их содержание, точно начинать и заканчивать движение.
Следует добиваться, чтобы дети овладевали способностью свободно и непринужденно двигаться в танце. Вместе с двигательными навыками они должны усвоить термины «шаг польки», «переменный шаг», «галоп» и др
Танцевальные движения
· Поклон реверанс,
· Сценический шаг,
· Шаг на полу пальцах.
· Легкий бег;
· Поскоки: на месте, с продвижением вперед, вокруг себя;
· Удары стопой по 6-й и 3-й позициям;
· Танцевальный бег с различным положением рук (на поясе, в стороны, за спиной);
· Притопы, хлопки в ладоши по одному и в парах;
· Ковырялочка;
· Движения плеч и корпуса: подъем плеч в различном темпе и характере, поочередное выведение плеча вперед, наклоны корпуса вперед, назад, в сторону.
· Движение головы; повороты направо - налево, в различном характере, вверх- вниз с различной амплитудой, наклоны вправо - влево (с различной амплитудой).
· Боковой голоп;
· Шаг польки;
· Прыжки по 6 поз, и поочередным выбрасыванием ног вперед;
· Перевод рук из подготовительного положения в 1-ю. 2-ю, позицию и обратно. Раскрывание рук из положения “ на поясе” в 1-ю позицию, 2-ю поз, возвращение рук на пояс через 1-ю позицию.
Положения рук в танцах
· Руки на поясе “большой палец обращен назад”;
· Подбоченившись “ кисти сжаты в кулаки и поставлены на пояс”;
· Девочки придерживают руками юбочку “руки в локтях закруглены”;
· Руки свободно опущены, ладони раскрыты навстречу движения.
· Руки скрещены перед грудью;
· Одна рука на поясе, другая с платочком поднята в сторону - вверх и слегка согнута в локте “только девочки”;
· Руки убраны за спину.
Танцевальные этюды и танцы
1. Упражнения на ориентировку в пространстве:
а) Различие правой, левой, ноги, руки, плеча;
б) Повороты вправо и влево;
в) Построение в колонну по одному, по два в пары;
г) Перестроение из колонны в шеренгу и обратно;
д) Круг, сужение и расширение круга;
е) “воротца”, “змейка”, “спираль”;
ж) Свободное размещение в зале с последующим возвращением в колонну, шеренгу или круг.
2. Танцевальные этюды и танцы, построенные на танцевальном шаге в разном характере и ритме;
а) Хоровод из оперы “Русалка” хор крестьян;
б) “Сударушка”: ред. Ю. Слонова
в) Русская хороводная пляска “Выйду ль я на реченьку”
г) Русская пляска (свободной композиции).
Детские бальные танцы
“Хлопки”; ред. Р.Череховской
“А - ха-ха”; ред. Р.Череховской
“Полянка”; ред. С.Чудинова
“Давайте танцевать”; ред. В.Комаров
“Нам весело”. ред. М.Броннер
Контроль уровня достижения планируемых результатов освоения образовательной программы
Аттестация текущая на каждом уроке.
Требования к уровню подготовки обучающихся
Обучающиеся должны знать:
· все изученные термины и названия; правую и левую стороны тела, пространства; 2—3 известных танцевальных коллектива, фамилии двух-трех выдающихся деятелей балета; 6—8 плясок и танцев.
Обучающиеся должны уметь:
· начинать и заканчивать движение или исполнение на звучащем инструменте вместе с началом и окончанием звучания музыки;
· выполнять любые гимнастические упражнения с предметами и без них под музыку различного характера, темпа;
· отражать изменением движения любые изменения в характере, темпе, метроритме, регистре звучания музыки;
· передавать на различных звучащих инструментах ритмический рисунок любых знакомых песен и музыкальных пьес;
· участвовать в инсценировании песен, в сценических изображениях музыкальных сказок;
· участвовать в различных композициях движений из разученных плясок и танцев;
· узнавать звучание общеизвестных народных плясок, популярных вальсов, отрывков из популярных балетов;
· бережно относиться к звучащим музыкальным инструментам и аппаратуре, к костюмам, реквизиту.
Учебно-методическое обеспечение
I. Литература для учителя
Базарова Н . Мей В. Азбука классического танца. Л. Москва 2010 год.
Барышникова Т. Азбука хореографии. Москва 2011 год.
Бекина СИ. Ломова Т.П. Музыка и движение.
Воганова А.Я. Основы классического танца. Л. Москва 2011 год.
Конорова Е.В. Методическое пособие по ритмике в I и II классах музыкальной школы. Выпуск 1 издательство “музыка”. Москва 2010 год.
Конорова Е.В. Занятия по ритмике в I и IV классах музыкальной школы. Выпуск 2. Москва 2011 год.
Лифиц И. Франио Г. Методическое пособие по ритмике , издательство Москва 2011год.
Руднева С.Д. Фиш 3 . Ритмика . Музыкальное движение Москва просвещение 2012год.
Ткаченко Т.С Народные танцы Москва 2010.
Франио Г. Роль ритмики в эстетическом воспитании детей. Москва 2010 год.
Цыпина Н . А. Ритмика //Программы для общеобразовательных учреждений: Коррекционно-развивающее обучение: Нач. классы. Подготовительный класс / Под ред. С. Г. Шевченко. М.: Школьная пресса, 2009
II. Технические средства обучения
Слайд-фильмы, презентации, музыкальный центр; электронное приложение к урокам.
III. Программные средства
Программа Цыпиной Н.А. Ритмика, 1-4 кл., - М.: Дрофа, 2001г.
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.