Пояснительная записка
Рабочая программа по литературному чтению для 4 класса составлена на основании следующих нормативно-правовых документов:
1. Закон Р.Ф. «Об образовании» ( статья 7)
2. Федерального компонента государственного стандарта начального общего образования по литературному чтению, утвержденного приказом Минобразования России № 373 от 06.10.2009 «Об утверждении и введении в действие федерального государственного образовательного стандарта общего начального образования
3. Учебного плана МБОУ СОШ № 11 на 2017-2018 учебный год
4. Основной образовательной программы НОО МБОУ СОШ № 11
5. Образовательной программы начального общего образования по литературному чтению
Рабочая программа по литературному чтению для 4 класса разработана в соответствии с требованиями Федерального компонента государственного стандарта начального образования, , на основе авторской программы Г. М. Грехнёвой и Концепции духовно – нравственного развития и воспитания личности гражданина России
Логика изложения и содержание авторской программы полностью соответствует требованиям Федерального компонента государственного стандарта начального общего образования, поэтому в рабочую программу не внесено изменений, при этом учтено, что учебные темы, которые не входят в обязательный минимум содержания основных образовательных программ, отнесены к элементам дополнительного необязательного содержания.
Рабочая программа рассчитана на 102 часа,
Для реализации программного содержания используется для обучающихся:
1. Г. М. Грехнёва, К. Е. Корепова. «Литературное чтение». 4 класс. В 3 ч. Ч. 1. Дрофа. М- 2017.
2. Г. М. Грехнёва, К. Е. Корепова. «Литературное чтение» Рабочая тетрадь. 4 класс. В 2 ч. Ч. 1. Дрофа. М- 2017.
Программа рассчитана на 3 часа в неделю. Таким образом, при 34 рабочих неделях количество уроков составит 102 часов.
В системе предметов начальной общеобразовательной школы предмет «Литературное чтение» реализует две основные цели:
- духовно-нравственное развитие и воспитание обучающихся;
- выработку универсальных учебных действий;
- получение обучающимися опорных предметных связей.
Таким образом, курс литературного чтения нацелен на решение следующих основных задач:
Структура курса
Литературное чтение как учебный предмет в начальной школе имеет большое значение в решении задач не только обучения, но и воспитания.
Знакомство учащихся с доступными их возрасту художественными произведениями, духовно-нравственное и эстетическое содержание которых активно влияет на чувства, сознание и волю читателя, способствует формированию личных качеств, соответствующих национальным и общечеловеческим ценностям. Ориентация учащихся на моральные нормы развивает у них умение соотносить свои поступки с этическими принципами поведения культурного человека, формирует навыки доброжелательного сотрудничества.
Важнейшим аспектом литературного чтения является формирование навыка чтения и других видов речевой деятельности учащихся. Они овладевают осознанным и выразительным чтением, чтением текстов про себя, учатся ориентироваться в книге, использовать её для расширения своих знаний об окружающем мире.
В процессе освоения курса у младших школьников повышается уровень коммуникативной культуры: формируются умения составлять диалоги, высказывать собственное мнение, строить монолог в соответствии с речевой задачей, работать с различными видами текстов, самостоятельно пользоваться справочным аппаратом учебника, находить информацию в словарях, справочниках и энциклопедиях.
На уроках литературного чтения формируется читательская компетентность, помогающая младшему школьнику осознать себя грамотным читателем, способным к использованию читательской деятельности для своего самообразования. Грамотный читатель обладает потребностью в постоянном чтении книг, владеет техникой чтения и приёмами работы с текстом, пониманием прочитанного и прослушанного произведения, знанием книг, умением их самостоятельно выбрать и оценить.
Курс литературного чтения пробуждает интерес учащихся к чтению художественных произведений. Внимание начинающего читателя обращается на словесно-образную природу художественного произведения, на отношение автора к героям и окружающему миру, на нравственные проблемы, волнующие писателя. Младшие школьники учатся чувствовать красоту поэтического слова, ценить образность словесного искусства.
Изучение предмета «Литературное чтение» решает множество важнейших задач начального обучения и готовит младшего школьника к успешному обучению в средней школе.
ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
В результате изучения учебного курса «Литературное чтение» у выпускников будут сформированы следующие личностные универсальные учебные действия (УУД), обеспечивающие дальнейшее обучение:
положительное отношение к школе и процессу получения знаний; интерес к новому учебному материалу; потребность в систематическом чтении как средстве познания мира и самого себя; основы гражданской идентичности, своей этнической принадлежности, чувства сопричастности и гордости за свою Родину, народ и историю; ориентация в нравственном содержании поступков и знание основ моральных норм; развитие этических чувств, понимание чувств других, умение сопереживать.
Учащиеся овладеют метапредметными УУД, в результате чего научатся: находить в тексте конкретные сведения, факты, выраженные явно и неявно; определять тему и главную мысль текста; соотносить заголовок текста с содержанием, с главной мыслью; делить текст на смысловые части, составлять план текста; вычленять содержащиеся в тексте основные события, устанавливать их последовательность; сравнивать объекты, описанные в тексте; понимать жанр, структуру, выразительные средства; использовать различные виды чтения (вслух и про себя; ознакомительные, изучающие, поисковые); ориентироваться в соответствующих возрасту слова- рях и справочниках.
В области преобразования и интерпретации информации научатся:
пересказывать текст подробно и сжато, устно и письменно; устанавливать простые связи, не показанные в текс- те напрямую; формулировать несложные выводы, находить аргументы, подтверждающие вывод; составлять на основании текста небольшие монологические высказывания, отвечая на поставленный вопрос. В области оценки информации научатся: высказывать оценочное суждение; оценивать место и роль иллюстративного ряда в тексте; подвергать сомнению информацию, замечать про белы и находить пути восполнения информации; участвовать в диалоге при обсуждении информации.
Предметные результаты овладения содержанием курса следующие:
Виды речевой и читательской деятельности
Выпускник научится:
осознавать значимость чтения для дальнейшего обучения, саморазвития; воспринимать чтение как источник эстетического, нравственного, познавательного опыта; понимать цель чтения: удовлетворение читательского интереса и приобретение опыта чтения, поиск фактов и суждений, аргументации, иной информации; прогнозировать содержание текста художественного произведения по заголовку, автору, жанру и осознавать цель чтения; читать со скоростью, позволяющей понимать смысл прочитанного; различать на практическом уровне виды текстов (художественный, учебный, справочный), опираясь на особенности каждого вида текста; читать (вслух) выразительно доступные для данного возраста прозаические произведения и декламировать стихотворные произведения после предвари- тельной подготовки; использовать различные виды чтения: изучающее, выборочное ознакомительное, выборочное поисковое, выборочное просмотровое в соответствии с целью чтения (для всех видов текстов); ориентироваться в содержании художественного, учебного и научно-популярного текста, понимать его смысл (при чтении вслух и про себя, при прослушивании): для художественных текстов: определять главную мысль и героев произведения; воспроизводить в воображении словесные художественные образы и картины жизни, изображенные автором; этиче- ски оценивать поступки персонажей, формировать свое отношение к героям произведения; определять основные события и устанавливать их последовательность; озаглавливать текст, передавая в заголовке главную мысль текста; находить в тексте требуемую информацию (конкретные сведения, факты, описания), заданную в явном виде; задавать вопросы по содержанию произведения и отвечать на них, подтверждая ответ примерами из текста; объяснять значение слова с опорой на контекст, с использованием словарей и другой справочной литературы; для научно-популярных текстов: определять основное содержание текста; озаглавливать текст, в краткой форме отражая в названии основное со- держание текста; находить в тексте требуемую ин- формацию (конкретные сведения, факты, описания явлений, процессов), заданную в явном виде; задавать вопросы по содержанию текста и отвечать на них, подтверждая ответ примерами из тек- ста; объяснять значение слова с опорой на кон- текст, с использованием словарей и другой справочной литературы; использовать простейшие приемы анализа различных видов текстов: для художественных текстов: устанавливать взаимосвязь между событиями, фактами, поступками (мотивы, последствия), мыслями, чувствами героев, опираясь на содержание текста; для научно-популярных текстов: устанавливать взаимосвязь между отдельными фактами, событиями, явлениями, описаниями, процессами и между отдельными частями текста, опираясь на его со- держание; использовать различные формы интерпретации со- держания текстов: для художественных текстов: формулировать простые выводы, основываясь на содержании текста; составлять характеристику персонажа; интерпретировать текст, опираясь на некоторые его жанровые, структурные, языковые особенности; устанавливать связи, отношения, не высказанные в текс те напрямую, например, соотносить ситуацию и поступки героев, объяснять (пояснять) поступки героев, опираясь на содержание текста; для научно-популярных текстов: формулировать простые выводы, основываясь на тексте; устанавливать связи, отношения, не высказанные в тексте напрямую, например, объяснять явления природы, пояснять описываемые события, соотнося их с содержанием текста; ориентироваться в нравственном содержании прочитанного, самостоятельно делать выводы, соотносить поступки героев с нравственными нормами (только для художественных текстов); различать на практическом уровне виды текстов (художественный и научно-популярный), опираясь на особенности каждого вида текста (для всех видов текстов); передавать содержание прочитанного или прослушанного с учетом специфики текста в виде пересказа (полного или краткого) (для всех видов текстов); участвовать в обсуждении прослушанного/прочитанного текста (задавать вопросы, высказывать и обосновывать собственное мнение, соблюдая правила речевого этикета и правила работы в группе), опираясь на текст или собственный опыт (для всех видов текстов).
Выпускник получит возможность научиться: осмысливать эстетические и нравственные ценности художественного текста и высказывать суждение; осмысливать эстетические и нравственные ценности художественного текста и высказывать собственное суждение; высказывать собственное суждение о прочитанном (прослушанном) произведении, доказывать и подтверждать его фактами со ссылками на текст; устанавливать ассоциации с жизненным опытом, с впечатлениями от восприятия других видов искусства; составлять по аналогии устные рассказы (повествование, рассуждение, описание).
Круг детского чтения (для всех видов текстов)
Выпускник научится: осуществлять выбор книги в библиотеке (или в контролируемом Интернете) по заданной тематике или по собственному желанию; вести список прочитанных книг с целью использования его в учебной и внеучебной деятельности, в том числе для планирования своего круга чтения; составлять аннотацию и краткий отзыв на прочитанное произведение по заданному образцу. Выпускник получит возможность научиться: работать с тематическим каталогом; работать с детской периодикой; самостоятельно писать отзыв о прочитанной книге (в свободной форме).
Литературоведческая пропедевтика (только для художественных текстов)
Выпускник научится: распознавать некоторые отличительные особенности художественных произведений (на примерах художественных образов и средств художественной вы- разительности); отличать на практическом уровне прозаический текст от стихотворного, приводить примеры прозаических и стихотворных текстов; различать художественные произведения разных жанров (рассказ, басня, сказка, загадка, пословица), приводить примеры этих произведений; находить средства художественной выразительности (метафора, олицетворение, эпитет).
Выпускник получит возможность научиться: воспринимать художественную литературу как вид искусства, приводить примеры проявления художественного вымысла в произведениях; cравнивать, сопоставлять, делать элементарный анализ различных текстов, используя ряд литературоведческих понятий (фольклорная и авторская литература, структура текста, герой, автор) и средств художественной выразительности (иносказание, мета фора, олицетворение, сравнение, эпитет); определять позиции героев художественного текста, позицию автора художественного текста.
Творческая деятельность (только для художественных текстов)
Выпускник научится: создавать по аналогии собственный текст в жанре сказки и загадки; восстанавливать текст, дополняя его начало или окончание или пополняя его событиями; составлять устный рассказ по репродукциям картин художников и/или на основе личного опыта; составлять устный рассказ на основе прочитанных произведений с учетом коммуникативной задачи (для разных адресатов). Выпускник получит возможность научиться: вести рассказ (или повествование) на основе сюжета известного литературного произведения, дополняя и/или изменяя его содержание, например, рассказы- вать известное литературное произведение от имени одного из действующих лиц или неодушевленного предмета; писать сочинения по поводу прочитанного в виде читательской аннотации или читательского отзыва; создавать серии иллюстраций с короткими текстами по содержанию прочитанного (прослушанного) про- из ведения; создавать проекты в виде книжек-самоделок, презентаций с аудиовизуальной поддержкой и пояснениями; работать в группе, создавая сценарии и инсценируя прочитанное (прослушанное, созданное самостоятельно) художественное произведение, в том числе и в виде мультимедийного продукта (мультфильма).
Достижение личностных результатов оценивается на качественном уровне (без отметки). Cформированность метапредметных и предметных умений оценивается в баллах по результатам текущего, тематического и итогового контроля.
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.