Пояснительная записка ОДНКНР 5 класс

  • Образовательные программы
  • docx
  • 11.02.2020
Публикация на сайте для учителей

Публикация педагогических разработок

Бесплатное участие. Свидетельство автора сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Иконка файла материала ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА ОДНКНР 5 класс2.docx

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

         Рабочая программа по «Основам  духовно-нравственной культуры народов России» составлена в соответствии с Федеральным  государственным образовательным стандартом основного общего образования, основной образовательной программой основного общего образования МОБУ СОШ № 32,  авторской программы по основам  духовно-нравственной культуры народов России для 5 классов общеобразовательной школы:  авторы-составители: Н.Ф. Виноградова, В.И. Власенко, А.В. Поляков, М.: Издательский центр «Вентана-Граф», 2017 г.

Для реализации содержания учебного предмета используются учебники:

Класс

Наименование, автор учебника

Издательство, год издания

5

«Основы духовно-нравственной культуры народов России», Н.Ф. Виноградова, В.И. Власенко, А.В. Поляков

М., Издательский центр «Вентана-Граф», 2017 г.

 

       Учебный предмет «Основы духовно-нравственной культуры народов России» входит  в  обязательную часть Учебного плана  МОБУ СОШ №32.

В соответствии с Учебным планом на реализацию программы отведено:

Класс

Количество

часов

в неделю

Количество

часов в год

 

Количество часов

согласно Календарному

учебному графику

на 2018-2019 учебный год

1

35

34

1

35

34

 

          Согласно календарному учебному графику по школе на 2018-2019 учебный год  в рабочей программе на изучение учебного предмета изменяется количество часов за год. Прохождение программы в полном объеме осуществляется за счет сокращения часов, отведенных на повторение изученного материала.

 

 

 

 

ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ  освоения учебного предмета

          Изучение предметной области "Основы духовно-нравственной культуры народов России" должно обеспечить: воспитание способности к духовному развитию, нравственному самосовершенствованию; воспитание веротерпимости, уважительного отношения к религиозным чувствам, взглядам людей или их отсутствию; знание основных норм морали, нравственных, духовных идеалов, хранимых в культурных традициях народов России, готовность на их основе к сознательному самоограничению в поступках, поведении, расточительном потребительстве; формирование представлений об основах светской этики, культуры традиционных религий, их роли в развитии культуры и истории России и человечества, в становлении гражданского общества и российской государственности; понимание значения нравственности, веры и религии в жизни человека, семьи и общества; формирование представлений об исторической роли традиционных религий и гражданского общества в становлении российской государственности.

В области предметных результатов изучения предмета «Основы духовно-нравственной культуры народов России»

Выпускник научится:

·        Осознавать целостности окружающего мира, расширение знаний о российской многонациональной культуре, особенностях традиционных религий России;

·        Воспроизводить полученную информацию, приводить примеры из прочитанных текстов;  оценивать главную мысль прочитанных текстов и прослушанных объяснений учителя.

·        Сравнивать главную мысль литературных, фольклорных и религиозных текстов. Проводить источниками и документами.

·        аналогии между героями, сопоставлять их поведение с общечеловеческими духовно-нравственными ценностями.

·        Участвовать в диалоге: высказывать свои суждения, анализировать высказывания участников беседы, добавлять, приводить доказательства.

·        Создавать по изображениям (художественным полотнам, иконам, иллюстрациям) словесный портрет героя.

·        Оценивать поступки реальных лиц, героев произведений, высказывания известных личностей.

·        Использовать информацию, полученную из разных источников, для решения учебных и практических задач.

Выпускник получит возможность научиться:

·        Высказывать предположения о последствиях неправильного (безнравственного) поведения человека.

·        Оценивать свои поступки, соотнося их с правилами нравственности и этики; намечать способы саморазвития.

·        Работать с историческими источниками и документами.

СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА

В мире культуры

Величие российской культуры. Российская культура – плод усилий разных народов. Деятели науки и культуры – представителей разных национальностей (К.Брюллов, И. Репин, К. Станиславский, Ш. Алейхем, Г. Уланова, Д. Шостакович, Р.Гамзатов, Л. Лихачев, С. Эрьзя, Ю. Рытхэу и др.).

Человек – творец и носитель культуры.  Вне культуры жизнь человека невозможна. Вклад личности в культуру зависит от ее таланта, способностей, упорства. Законы нравственности – часть культуры общества. Источники, создающие нравственные установки.

 Нравственные ценности российского народа

«Береги землю родимую, как мать любимую». Представления о патриотизме в  фольклоре разных народов. Герои национального эпоса разных народов (Улып, Сияжар, Боотур, Урал-батыр и др.).

Жизнь ратными подвигами полна. Реальные примеры выражения патриотических чувств в истории России (Дмитрий Донской, Кузьма Минин, Иван Сусанин, Надежда Дурова и др.). Деятели разных конфессий – патриоты (Сергий Радонежский, Рабби Шнеур-Залман и др.). Вклад народов нашей страны в победу над фашизмом.

В труде – красота человека. Тема труда в фольклоре разных народов (сказках, легендах, пословицах).

«Плод добрых трудов славен…». Буддизм, ислам, христианство о труде и трудолюбии.

Люди труда. Примеры самоотверженного труда людей разной национальности на благо родины (землепроходцы, ученые, путешественники, колхозники и пр.).

Бережное отношение к природе. Одушевление природы нашими предками. Роль заповедников в сохранении природных объектов. Заповедники на карте России.

Семья – хранитель духовных ценностей. Роль семьи в жизни человека. Любовь, искренность, симпатия, взаимопомощь и поддержка – главные семейные ценности. О любви и милосердии в разных религиях. Семейные ценности в православии, буддизме, исламе, иудаизме. Взаимоотношения членов семьи. Отражение ценностей семьи в фольклоре разных народов. Семья – первый трудовой коллектив.

Религия и культура

Роль религии в развитии культуры. Вклад религии в развитие материальной и духовной культуры общества.

Культурное наследие христианской Руси. Принятие христианства на Руси, влияние Византии. Христианская вера и образование в Древней Руси. Великие князья Древней Руси и их влияние на развитие образования. Православный храм (внешние особенности, внутреннее убранство). Духовная музыка. Богослужебное песнопение. Колокольный звон. Особенности православного календаря.

Культура ислама. Возникновение ислама. Первые столетия ислама (VII-XII века) – золотое время исламской культуры. Успехи образования и науки. Вклад мусульманской литературы в сокровищницу мировой культуры. Декоративно-прикладное искусство народов, исповедующих ислам. Мечеть – часть исламской культуры. Исламский календарь.

Иудаизм и культура. Возникновение иудаизма. Тора – Пятикнижие Моисея. Синагога – молельный дом иудеев. Особенности внутреннего убранства синагоги. Священная история иудеев в сюжетах мировой живописи. Еврейский календарь.

Культурные традиции буддизма. Распространение буддизма в России. Культовые сооружения буддистов. Буддийские монастыри. Искусство танка. Буддийский календарь.

Как сохранить духовные ценности

Забота государства о сохранении духовных ценностей. Конституционные гарантии права гражданина исповедовать любую религию. Восстановление памятников духовной культуры, охрана исторических памятников, связанных с разными религиями.

Хранить память предков. Уважение к труду, обычаям, вере предков. Примеры благотворительности из российской истории. Известные меценаты России.

Твой духовный мир

Что составляет твой духовный мир.  Образованность человека, его интересы, увлечения, симпатии, радости, нравственные качества личности – составляющие духовного мира. Культура поведения человека. Этикет в разных жизненных ситуациях.