Пояснительная записка по ИЗО 2 класс, УМК "Начальная школа 21 век"

  • docx
  • 07.05.2020
Публикация на сайте для учителей

Публикация педагогических разработок

Бесплатное участие. Свидетельство автора сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Иконка файла материала Пояснительная записка по ИЗО.docx

Пояснительная записка к курсу «Изобразительное искусство»

 

Рабочая программа учителя по курсу изобразительного искусства для учащихся 2-го класса  рассчитана на 34 часа (1 час в неделю, 34 учебные недели) и разработана в соответствии:

·      с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования (далее Стандарта);

·      рекомендациями Примерной основной образовательной программой образовательного учреждения. Начальная школа. Составитель Е.С. Савинов. – М.: Просвещение, 2010 г. рекомендованной МО и Науки РФ (далее Примерной Программой);

·      с возможностями учебно-методического комплекта, разработанного на основе авторской издательской программы  1-4 класса, авторы: Л. Г. Савенкова, Е. А. Ермолинская  2011 г, согласующейся с концепцией образовательной модели «Начальная школа 21 век», с образовательными потребностями и запросами обучающихся  и их родителей.

·      Предлагаемая программа отражает один из возможных ва­риантов раскрытия государственных стандартов начального образования по образовательной области «Изобразительное искусство».

Программа рассчитана на 34 часа, 1 час в неделю.

В авторскую программу изменения не внесены.

Определяющей характеристикой данной программы – интеграция искусства и полихудожественное  развития школьника.

Цель уроков в начальной школе – разностороннее художественно-творческое развитие учащихся:

·      формирование целостного, гармонического восприятия мира;

·      активизацию самостоятельной творческой деятельности;

·      развития интереса к природе и потребности общения с искусством;

·      формирование духовных начал личности, воспитание эмоциональной отзывчивости и культуры восприятия произведений профессионального и народного искусства;

·      воспитание нравственных и эстетических чувств, любви к родной природе, своему народу, к многонациональной культуре своего народа.

Задачи изучения предмета:

1.    Воспитывать устойчивый интерес к изотворчеству, уважение к культуре и искусству разных народов, обогащать нравственные качества детей, формировать способность проявлять себя в искусстве.

2.    Развивать творческий потенциал ребенка путем активизации у него воображения и фантазии, формировать способность  воспринимать окружающий мир и произведения разных видов искусства на эмоционально-чувственном уровне, развивать желание привносить в окружающий мир красоту, формировать навык сотрудничества и сотворчества в художественной деятельности.

3.    Формировать навык работы в разных видах пластических искусств: живописи, графике, декоративно-прикладном искусстве, архитектуре и дизайне.

4.    Развивать опыт художественного восприятия произведений искусства.

В программе представлены три направления художественного развития учащихся.

1.    Развитие дифференцированного зрения: перенос наблюдаемого в художественную форму (ИЗО и окружающий мир). Освоение законов создания произведений искусства (композиция, форма, пространства) и средств художественной выразительности изобразительного искусства (цвет, свет, колорит, ритм, линия, пятно, объем, динамика, статика, силуэт). Формирование представлений о роли и значении ИЗО в жизни людей, знакомства с историей возникновения и развития ИЗО. Изобразительное искусство как выразитель истории человечества в художественных образах.

2.    Развитие фантазии и воображения. Воспитание творческой инициативы учащихся, развитие у них способности самостоятельно решать поставленную задачу, выражать себя  в каком-либо виде художественной деятельности. Развитие желания творить, формировать индивидуального чувства цвета, формы, умения организовывать пространство и выстроить композицию. Важное условие развития художественного образного мышления –вовлечение детей в творческую деятельность, знакомство с произведениями разных видов искусства.

3.    Художественно-образное восприятие произведений изобразительного искусства (музейная педагогика). Систематическое развитие у детей сознательного подхода к восприятию эстетического в действительности и искусстве, а также к собственной творческой деятельности.

Методическая основа преподавания предмета:

·      опора на практическую деятельность ребенка и возвышение её до уровня творчества;

·      подход к преподаванию как живому, образному процессу, чутко реагирующему на внутренний мир ребенка, внешние социальные и культурные изменения;

·      проникновение в духовную, эстетическую, художественную природу искусства и в мир отношений человека и природы;

·      активизация проектных форм мышления как основы укрепления педагогических задач развития.

Формирование универсальных учебных действий.

Личностные результаты обучения:

·      целостное, гармоничное развитие мира;

·      интерес к окружающей природе, к наблюдениям за природными явлениями;

·      умение формулировать, осознавать, передавать свое настроение, впечатление от увиденного в природе, в окружающей действительности;

·      способность выражать свои чувства, вызванные состояние природы;

·      способность различать звуки окружающего мира;

·      представление о том, что у каждого живого существа  свое жизненное пространство;

·      самостоятельная мотивация своей деятельности, определение цели работы и выделение ее этапов;

·      умение доводить работу до конца;

·      способность предвидеть результат своей деятельности;

·      способность работать в коллективе;

·      способность работать индивидуально и в малых группах;

·      готовность слушать собеседника, вести диалог, аргументировано отстаивать собственное мнение;

·      адекватная оценка результатов своей деятельности.

Метапредметными результатами обучения являются:

·      постановка учебной задачи и контроль ее выполнения;

·      принятия и удержания цели задания в процессе его выполнения;

·      самостоятельная мотивация учебно-познавательного процесса;

·      самостоятельная мотивация своей деятельности, определение цели работы и выделение ее этапов;

·      умение проектировать самостоятельную деятельность в соответствии с предлагаемой учебной задачей;

·      умение критично оценивать результат своей работы и работы одноклассников на основе приобретенных знаний по одному предмету при изучении других общеобразовательных дисциплин;

·      умение выполнять по образцу и самостоятельно действия при решении отдельных учебно-творческих задач;

·      умение проводить самостоятельные исследования;

·      умение проектировать самостоятельную деятельность в соответствии с предлагаемой учебной задачей;

·      умение находить нужную информацию в Интернете;

·      участие в тематических обсуждениях и выражение своих суждений;

·      умение формулировать ответ на вопрос в соответствии с заданным смысловым содержанием;

·      понимание и передача своих впечатлений от услышанного, увиденного, прочитанного;

·      умение сопоставить события, о которых идет речь в произведении, с собственным жизненным опытом, выделение общего и различие между ними;

·      умение объяснять, чем похожи и чем различаются традиции разных народов в сказках, оформлении жилища, в обустройстве дома в целом;

·      обогащение словарного запаса, развитие умение описывать словами характер звуков, которые «живут» в различных уголках природы, понимать связь между звуками в музыкальном произведении, словами в поэзии и прозе.

 

Предметными результатами обучения являются:

·      сформулировать представления об искусстве, о связи искусства с действительностью и умение объяснять это на доступном возрасту уровне

·      умение анализировать и сравнивать произведения искусства по настроению, которые они вызывают, элементарно оценить их с точки зрения эмоционального содержания;

·      умения сравнивать описания, произведения искусства на одну тему;

·      способность обосновывать свое суждения, подбирать слова для характеристики своего эмоционального состояния и героя произведения искусства;

·      умение высказывать предположение о сюжете по иллюстрации, рассказывать о воем любимом произведении искусства, герое, картине, спектакле, книге;

·      -умение фиксировать свое эмоциональное состояние, возникшее во время восприятия произведения искусства;

·      сформированность представлений о связи архитектуры с природой, знание архитектурных памятников своего региона, их истории;

·      активное участие в обсуждении роли искусства в жизни общества и человека;

·      понимание влияния природного окружения на художественное творчество и понимание природа как основы всей жизни человека;

·      понимание зависимости народного искусства от природы и климатических особенностей местности, его связи с культурными традициями, мировоззрение народа;

·      умение объяснять чем похожи и чем отличаются традиции разных народов  в сказках, орнаменте, оформлении жилища;

·      умение создавать образный портрет героя в разных видах и жанрах искусства-словесном, изобразительном, пластическом, музыкальном;

·      умение развивать предложенную сюжетную линию;

·      сформированность навыков использования средств компьютерной графики в разных видах творческой деятельности;

·      умение выбирать выразительные средства для реализации творческого замысла;

·      умение сравнивать произведения на одну тему, относящиеся к разным видам и жанрам искусства;

·      умение распознавать выразительные средства, использованные автором для создания художественного образа, выражения идеи произведения;

·      умение использовать элементы импровизации для решения творческих задач.

Содержание программы.

1.    Развитие дифференцированного зрения: перевод наблюдаемого в художественную форму- ( изобразительное искусство и окружающий мир).

Наблюдение окружающего предметного мира и природы, явлений природы и создание на основе этого наблюдения художественного образа. Создание цветовых композиций на передачу характера светоносных стихий в природе. Приемы работы красками и кистью. Использование в работе тонированной бумаги и разнообразных материалов. Выбор материалов и инструментов для изображения. Передача в цвете своего настроения, впечатления от увиденного в природе, окружающей действительности. Изображение по памяти и представлению. Гармоничное заполнение всей изобразительной плоскости. Обсуждение картин, выполненных детьми: особенности работы на листе бумаги. Передача в рисунке направления: вертикального, горизонтального, наклонного. Проведение различных  линий графическими материалами. Наблюдение за разнообразием цвета,

форм, настроения в природе и окружающей действительности и передача их в рисунке. Использование элементарных правил композиции. Получение сложных цветов путем смешения двух красок. Выполнение этюдов в пластилине или глине по памяти и наблюдению. Создание коллективных композиций из вылепленных игрушек. Изображение предметов в рельефном пространстве: ближе-ниже, дальше-выше. Овладение графическими материалами: карандашом, фломастером. Работа с палитрой и гуашевыми красками.

2.    Развитие фантазии и воображения.

Импровизация в свете, линии, объеме в процессе восприятия музыки, поэтического слова. Отображение контраста и нюанса в рисунке. Создание цветовых композиций по ассоциации с музыкой. Передача настроения и движения в рисунке. Создание творческих работ по фотоматериалов и на основе собственных наблюдений. Передача динамики, настроения, впечатления в цветовых композициях без конкретного изображения. Связь между звуками в музыкальном произведении. Работа с крупными формами. Конструирование замкнутого пространства с использованием больших готовых  форм. Конструирование из бумаги и создание народной игрушки из ниток и ткани. Создание композиций по мотивам литературных произведений.

3.    Художественно-образное восприятие изобразительного искусства (музейная педагогика).

Представление об изобразительном искусстве, связи искусства с действительностью. Участие в обсуждении тем: «Какие бывают художники-живописцы, скульпторы, графики?». Материалы и инструменты разных художников. Различие жанров изобразительного искусства.  Эмоциональная оценка и образная характеристика произведений художника. Выражение своего эстетического отношения к работе. Наблюдение, восприятие и эмоциональная оценка картины, рисунка, скульптуры, декоративных украшений изделий прикладного искусства. Роль и значение музея. Комментирование видеофильмов, книг по искусству.  Выполнение зарисовок по впечатлению от экскурсий, создание композиций по мотивам  увиденного.