Пояснительная записка по окружающему миру 2 класс, УМК "Начальная школа 21 век"
Оценка 4.6

Пояснительная записка по окружающему миру 2 класс, УМК "Начальная школа 21 век"

Оценка 4.6
docx
07.05.2020
Пояснительная записка по окружающему миру  2 класс, УМК "Начальная школа 21 век"
Пояснительная работа по окружающему миру.docx

Пояснительная записка к курсу «Окружающий мир»

Рабочая программа учителя по курсу окружающий мир для учащихся 2-го класса  рассчитана на 68 часов (2 часа в неделю, 34 учебные недели) и разработана в соответствии:

·      с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования (далее Стандарта);

·      с положениями Основной образовательной программой начального общего образования МОУ-сош. с. Кирово (далее Образовательной программой);

·      с возможностями учебно-методического комплекта, разработанного на основе авторской издательской программы курса «Окружающий мир» автора Н. Ф. Виноградовой (Сборник программ к комплекту учебников «Начальная школа XXI века». – 2-е изд., дораб. и доп. – М.: Вентана-Граф, 2012), с образовательными потребностями и запросами обучающихся  и их родителей.

Основная цель предмета — формирование социального опыта школьника, осознания элементарного взаимодействия в системе «человек — природа — общество», воспитание пра­вильного отношения к среде обитания и правил поведения в ней; понимание своей индивидуальности, способностей и возможностей.

В основе построения курса лежат следующие принципы:

1.    Принцип интеграции — соотношение между естествен­нонаучными знаниями и знаниями, отражающими различные виды человеческой деятельности и систему общественных от­ношений.

2.    Педоцентрический принцип определяет отбор наибо­лее актуальных для ребенка этого возраста знаний, необхо­димых для его индивидуального психического и личностно­го развития, а также последующего успешного обучения; предоставление каждому школьнику возможности удовле­творить свои познавательные интересы, проявить свои склонности и таланты.

3.    Культурологический принцип понимается как обеспе­чение широкого эрудициоиного фона обучения,  что дает возможность развивать общую культуру школьника, его воз­растную эрудицию.

4.    Необходимость принципа экологизации предмета определяется социальной значимостью решения задачи эко­логического образования младшего школьника при ознаком­лении его с окружающим миром.

5.    Принцип поступательности обеспечивает- постепенно­сть, последовательность и перспективность обучения, возмо­жность успешного изучения соответствующих естественно­научных и гуманитарных предметов в среднем звене школы.

6.    Краеведческий принцип обязывает учителя при изу­чении природы и общественных явлений широко использо­вать местное окружение, проводить экскурсии на природу, в места трудовой деятельности людей, в краеведческий, исто­рический музеи и т. п.

В программе представлены следующие ведущие содержательные линии:

1.    Человек как биологическое существо; чем человек отличается от других живых существ, индивидуальность че­ловека, здоровье человека и образ его жизни, для чего нуж­но знать себя, как узнать себя. Это содержание представлено темой: «Кто ты  такой»

2.    Человек и другие люди; может ли человек жить один, как нужно относиться к другим людям, почему нужно вы­полнять правила культурного поведения. Это содержание представлено темой: «Кто живет рядом с гобой».

3.    Человек и мир природы: что такое природа, может ли человек жить без природы, что дает человеку природа, поче­му человек должен изучать природу; почему природу нужно беречь и охранять. Это содержание представлено темой: «Мы — жители Земли»

4.    Человек и общество: чем богата и знаменита родная страна, почему гражданин любит свою Родину, что значит любить родную страну, как трудятся, отдыхают, живут люди в родной стране, семья как ячейка общества. Это содержание представлено темой: «Твоя Ро­дина — Россия».

5.    История родной страны: как рождалось и развива­лось наше государство, какие важнейшие события про­изошли в его истории, как развивались экономика, культу­ра, просвещение в нашей стране. Это содержание представ­лено разделом «Путешествие в прошлое (исторические сведения)», который имеется во всех темах программы 2 класса.

 

С учетом важности расширения чувственного опыта младших школьников и необходимости связи обучения с жизнью в программе приводится перечень экскурсий и практических работ, доступных детям в этом возрасте.

Программа предусматривает проведение уроков обоб­щения. Цель их — оживить знания школьника, которые он получил не только в данном классе, но и за предыдущие годы обучения, и на основе этого систематизировать и обоб­щить полученные представления, создать стройную картину определенного исторического периода развития нашего го­сударства.

Перечень учебно-методического обеспечения:

Учебник

Виноградова, Н. Ф. Окружающий мир: 2 класс: Учебник для учащихся общеобразовательных учреждений: в 2 ч. Ч. 1, 2. – 3-е изд., дораб. – М.: Вентана-Граф, 2012.

Рабочие тетради

Рабочие тетради № 1, 2 для учащихся 2 класса общеобразовательных учреждений. – 2-е изд., перераб. – М.: Вентана-Граф, 2012.

Наличие методических пособий для учителя

1.    Окружающий мир. 2 класс:  Поурочные планы по учебнику Н.Ф. Виноградовой/Авт. – сост. О.А. Исакова –   Волгоград: Учитель, 2012.

2.    Окружающий мир: 1-2 классы: методика обучения/Н.Ф. Виноградова. – М. Вентана-Граф, 2012 г.

3.    Окружающий мир: программа: 1-4 классы / Н.Ф. Виноградова. – Вентана – Граф, 2012г.

Содержание программы 68ч.

Введение. Что окружает человека (1 час).

Окружающий мир: неживая природа (солнце, воздух, во­да и др.); живая природа (животные, растения, люди); пред­меты и изделия, созданные человеком. Настоящее, прошлое, будущее.

·      Универсальные учебные действия: «читать» информацию, представленную в виде схемы. Сравнивать внешность разных людей: выделять черты сходства и различия.

      Кто ты такой (14 часов).

Чем люди похожи. Что отличает одного человека от дру­гого. Каким родится человек. Что природа дает человеку при рождении. Зачем нужно знать, какой я, каковы другие люди. Можно ли изменить себя.

Наши помощники — органы чувств.

Ты и твое здоровье. Что такое здоровье. Почему здоровье нужно беречь. Значение режима дня, гигиены и закаливания. Определение времени по часам (арабские и римские цифры).

Физическая культура. Закаливание. Твое здоровье и пи­тание. Культура поведения за столом. Воспитание у себя организованности, любознательности. Можно ли изменить себя.

ОБЖ: здоровье и осторожность. Правила поведения на дорогах. Правила поведения при опасных жизненных ситуа­циях (обращение с водой, огнем, электричеством). Помощь человеку, попавшему в беду. Правила поведения при плохом самочувствии и несчастном случае.

Путешествие в прошлое (исторические сведения). Как че­ловек открыл для себя огонь.

·      Универсальные учебные действия: описывать кратко особенности разных органов чувст; сопоставлять органы чувств с выполняемой ими функцией. Анализировать режим дня школьников, рассказывать о его значении. Различать арабские и римские цифры, время с точностью до минуты. Характеризовать значение и особенности физической культуры, закаливания. Реализовывать в учебных, житейских и игровых ситуациях правила поведения при возникновении опасности.

Кто живет рядом с тобой (6 часов).

Что такое семья. Что объединяет членов семьи, поколе­ния в семье. Семейное «древо», имена и отчества членов семьи, их семейные обязанности. Как семья трудится, прово­дит свободное время. Характер взаимоотношений в семье: любовь, привязанность, взаимопомощь, внимательность, до­брота. Твое участие в жизни семьи. Забота о старших и млад­ших членах семьи.

Правила поведения. Какие бывают правила. Правила культурного поведения в общественных местах: в транспор­те, на природе, в учреждениях культуры. Проявление внима­тельного и заботливого отношения к пожилым, старым, больным людям, маленьким детям. Доброта, справедливость, честность, внимательность, уважение к чужому мнению — правила взаимоотношений и дружбы. Твои друзья-одно­классники.

Внешнее проявление чувств. Могут ли обидеть жесты, мимика. Как управлять своими эмоциями, как научиться «читать» выражения лица, мимику и жесты. Ссоры: как их предупредить.

Путешествие в прошлое (исторические сведения). Когда и почему появились правила. Игровой и потешный семей­ный фольклор.

·      Универсальные учебные действия: составлять небольшие тексты о семье: труде, отдыхе, взаимоотношениях членов семьи. Характеризовать правила поведения в среде сверстников, взрослых, со старшими и младшими. Реализовывать правила поведения в учебной, игровой деятельности и житейских ситуациях.

Россия — твоя Родина (13 часов).

Что такое Родина. Почему человек любит свою Родину, как выражает свою любовь. Флаг и герб России.

Родной край — частица Родины. Особенности родного края, отличающие его от других мест родной страны. Досто­примечательности родного края. Труд, быт людей. Культур­ные учреждения. Знаменитые люди родного края.

Как сегодня трудятся россияне. Зачем человек трудится. Ценности, которые человек создает в процессе труда. Хлеб — главное богатство России. Труд хлебороба, фермера. Профес­сии людей, занятых в промышленности, на транспорте. Про­фессии, значение которых возросло в последние годы (эко­номист, программист).

Города России. Москва — столица РФ, крупнейший культурный центр. Достопримечательности Москвы, труд и отдых москвичей. Санкт-Петербург — северная столица России. Достопримечательности Санкт-Петербурга.

Конституция — главный закон России. Права граждан России. Права детей России. Россия — многонациональная страна. Жизнь разных народов России (труд, быт, культура, язык) на примере двух-трех народов.

Путешествие в прошлое (исторические сведения). Как Русь начиналась. Древняя Русь. Славяне — предки русского народа. Первое упоминание о славянах. Славянское поселе­ние в У-1Х веках. Первые русские князья: Рюрик, Олег, Игорь; Ольга. Занятия славян. Первые орудия сельскохозяй­ственного труда. Особенности быта славян. Русская трапеза. Образование городов.

       Как Москва возникла и строилась. Юрий Долгорукий, Иван Калита, Дмитрий Донской. Их роль в возникновении и процветании Москвы. Древние города: «Золотое кольцо» России. Достопримечательности древних городов. Как воз­никло и что обозначает слово «гражданин».

·      Универсальные учебные действия: ориентироваться в понятии «Родина», приводить примеры синонимов к слову Родина. Воспроизводить в небольшом рассказе повествовании (рассказе-рассуждении) события, связанные с историей Москвы. Различать основные достопримечательности родного края и описывать их. Ориентироваться в понятии «Конституция РФ»: называть основные права и обязанности граждан России, права ребёнка. Знать флаг и герб России.

Мы жители Земли (9 часов).

Что входит в солнечную «семью». Звезда по имени Солн­це. Земля — планета. Чем Земля отличается от других планет Солнечной системы.

Царства природы. Бактерии, Грибы. Животное и растение – живые существа. Какие животные обитают на Земле. Разнообразие растений и животных.

·      Универсальные учебные действия: характеризовать кратко Солнечную систему; выделять отличия Земли от других планет Солнечной системы. Называть царства природы. Описывать признаки животного и растения как живого существа.

Природные сообщества (23 часа).

Среда обитания. Природные сообщества.

Жизнь леса. Этажи леса. Леса России: хвойные, лиственные; дубрава, березняк, осинник и др. Леса родного края. Тра­вянистые растения леса, лекарственные, ядовитые. Млеко­питающие (звери), насекомые, пресмыкающиеся, птицы — обитатели леса, их жизнь в разные времена года.

Использование леса человеком. Правила поведения в ле­су. Охрана растений и животных леса.

Жизнь водоема. Вода как одно из главных условий жиз­ни. Свойства воды. Три состояния воды: пар, твердая и жид­кая вода. Водоемы, особенности разных водоемов (река, пруд, озеро, море, болото). Типичные представители расти­тельного и животного мира разных водоемов (реки, пруда, болота).

Использование водоемов человеком. Правила поведения на водоемах. Охрана водоемов.

Жизнь луга. Растения и животные луга. Характеристика типичных представителей луга (с учетом принципа краеве­дения). Лекарственные растения луга. Использование и ох­рана лугов человеком.

Жизнь поля. Какие бывают поля, разнообразие культур, выращиваемых на полях: зерновые, овощные, технические и др. Животные поля.

Жизнь сада и огорода. Растения сада и огорода. Плодо­вые и ягодные культуры. Сезонный труд людей. Вредители сада и огорода.

·      Универсальные учебные действия: различать этажи леса: называть особенности каждого этажа. Узнавать в реальной обстановке и на рисунке деревья, леса (с ориентировкой на растительность родного края). Различать понятия (без термина): сообщества, деревья, кустарники, травы, лекарственные и ядовитые растения. Составлять небольшие описания на тему «Лес – сообщество». Моделировать на примере цепи питания жизнь леса. Конструировать в игровых и учебных ситуациях правила безопасного поведения в лесу. Отличать водоём как сообщество от других сообществ; кратко характеризовать его особенности. Различать состояние воды как вещества, приводить примеры различных состояний воды. Проводить несложные опыты по определению свойств воды. Отличать водоём от реки как водного потока. Описывать представителей растительного и животного мира луга (поля, сада). Приводить примеры лекарственных растений луга. Узнавать в процессе наблюдения (по рисункам) опасные для человека растения. Отличать поле (луг, сад) как сообщество друг от друга. Приводить примеры культур, выращиваемых на полях. «Читать» информацию, представлению в виде схемы. Описывать сезонный труд в саду и огороде (по проведенным наблюдения). Различать плодовые и ягодные культуры.

Природа и человек (2 часа).

Природа как источник пищи, здоровья, различных полезных предметов для людей. Красота природы. Отражение явлений природы в искусстве и литературе.

Человек и природа. Может ли человек жить без природы.

Роль человека в сохранении природных объектов. Пра­вила поведения в природе. Охранные мероприятия. Красная книга. «Черная» книга Земли.

Путешествие в прошлое (исторические сведения). Как человек одомашнил животных.

·      Универсальные учебные действия: составлять небольшой рассказ о роли природы в жизни человека. Приводить примеры произведений живописи (музыки), посвящённых природе. Приводить примеры растений и животных, занесённых в Красную книгу России (на примере своей местности).

Практические работы. Составление режима дня для будней и выходных. Первая помощь при ожогах, порезах, ударах. Составление семейного «древа». Работа с натураль­ными объектами, гербариями, муляжами (съедобные и ядо­витые грибы; редкие растения своей местности; растения разных сообществ.

Экскурсии. В лес (лесопарк), поле, на луг, водоем; в крае­ведческий музей, места сельскохозяйственного труда (с уче­том местного окружения). Экскурсии в исторический (крае­ведческий), художественный музеи, на предприятие, в учреж­дение культуры и быта (с учетом местных условий).

Система оценки  достижений учащихся

Для контроля и оценки знаний и умений по предметам этой образовательной области используются:

·      Фронтальный опрос.  Проводится как  беседа-полилог, в  котором участвуют  учащиеся всего класса. Основная цель таких бесед – проверка осознанности усвоения учебной программы. Учитель подбирает такие вопросы, которые проверяют не только знание фактического материала (повторить статью учебника, перечислить, вспомнить и др.) но и умение сопоставить факты, выбрать альтернативу, сравнить, проанализировать, найти причину явления и т.п.

·      Индивидуальный опрос.

     Рассказ-описание. Ученик дает последовательное, логическое описание объекта или явления окружающего мира, раскрывающее их существенные свойства и признаки. При  оценке этого вида рассказа учитываются полнота раскрытия вопроса, выделение наиболее существенных признаков объекта, логичность изложения, передача своего отношения к описываемому предмету. Положительной оценки заслуживает желание ученика отступить от текста учебника, не повторить его дословно, а высказать мысль  своими словами, привести собственные примеры из жизненного опыта. Особо отмечается использование дополнительной литературы и иллюстративного материала, самостоятельно выполненных рисунков и схем.

     Рассказ – рассуждение. Проверяет  умение учащегося самостоятельно обобщить полученные знания, правильно установить причинно-следственные, пространственные и временные связи, использовать приобретенные знания в нестандартной ситуации с применением схем, таблиц, диаграмм и прочее.  Этот вид опроса важен для проверки уровня  развития  школьника, сформированности  логического мышления, воображения., связной речи-рассуждения.

·      Письменная проверка знаний.  Используются такие   задания, которые не требуют полного, обстоятельного ответа  письменного ответа:

    тестовые задания по нескольким вариантам на поиск ошибки, выбор ответа, продолжение или исправления высказывания и пр.;

    индивидуальные карточки-задания (дети заполняют таблицы, рисуют или дополняют схемы, диаграммы, выбирают правильную дату и т.п.). Эти задания целесообразно строить как дифференцированные, что позволит проверить и учесть в дальнейшей работе индивидуальный темп продвижения детей;                                                                                                               

     графические работы, позволяющие учителю проверить  осмысленность имеющихся у школьника знаний, умение передать мысль не словом, а образом, моделью, рисунком, схемой.

·      Работа с приборами, лабораторным оборудованием, моделями, сочетающая в себе элементы как устного, так и письменного опроса.  Используется в основном на уроках, формирующих естественно-научные представления детей. Основная  цель этих проверочных работ: определение уровня развития умений школьников работать с оборудованием, планировать наблюдение или опыт,  вести самостоятельно практическую работу.

Нормы оценок за все виды работ соответствуют общепринятым  требованиям.

Классификация ошибок и недочетов, влияющих на снижение оценки.

Ошибки:

  • неправильное определение понятия, замена существенной характеристики понятия несущественной;
  • нарушение последовательности в описании объекта (явления) в тех случаях, когда она является существенной;
  • неправильное раскрытие (в рассказе-рассуждении) причины, закономерности, условия протекания того или иного изученного явления;
  • ошибки в сравнении объектов,  их классификации на группы по существенным признакам;
  • незнание фактического материала, неумение привести самостоятельные примеры, подтверждающие высказанное суждение;
  • отсутствие умения выполнять рисунок, схему, неправильное заполнение таблицы; неумение подтвердить свой ответ схемой,  приводящие к неправильному результату;
  • неумение ориентироваться на карте и плане, затруднения в правильном показе изученных объектов (природоведческих и исторических).

Недочеты:

·         преобладание при описании объекта его несущественных признаков;

·         неточности при выполнении рисунков, схем, таблиц, не влияющих отрицательно на результат работы; отсутствие обозначений и подписей;

·         отдельные нарушения последовательности операций при проведении опыта, не приводящие к неправильному результату;

·         неточности в определении назначения прибора, его применение осуществляется после наводящих вопросов;

·         неточности при нахождении объекта на карте.

Требования к уровню подготовки учащихся 2 класса

К концу обучения во 2 классе учащиеся научатся:

·      составлять небольшие тексты о семье, труде, отдыхе, взаимоотношениях членов семьи;

·      называть основные права и обязанности граждан России, права ребёнка;

·      оценивать жизненную ситуацию, а так же представленную в художественном произведении с точки зрения этики и правил нравственности;

·      различать (соотносить) прошлое, настоящее и будущее; год, век (столетие); соотносить событие с его датой;

·      характеризовать кратко Солнечную систему; называть отличия Земли от других поанет;

·      называть царства природы;

·      описывать признаки животного и растения как живого существа;

·      моделировать жизнь сообщества на примере цепи питания;

·      различать состояние воды как вещества, приводить примеры различных состояний воды;

·      устанавливать основные признаки разных сообществ; сравнивать сообщества;

·      сравнивать представителей растительного и животного мира по условиям обитания.

К концу 2 класса учащиеся могут научиться:

·      «читать» информацию, представленную в виде схемы;

·      воспроизводить в небольшом рассказе-повествовании (рассказе – описании) изученные сведения из истории Москвы;

·      ориентироваться в понятиях: «Солнечная система», «сообщество», «деревья», «кустарники», «травы», «лекарственные растения», «ядовитые растения», «плодовые культуры», «ягодные культуры»;

·      проводить несложные опыты и наблюдения (в соответствии с программой);

·      приводить примеры растений и животных из Красной книги России (на примере своей местности).


Планируемые результаты освоения предмета

Классификация объектов окружающего мира: объекты живой/неживой природы; изделия, сделанные руками человека. Различение: прошлое — настоящее — будущее

Сравнение портретов разных людей. Коммуникативная деятельность (описательный рассказ на тему «Какой я»). Дидактические игры: удержание цели, соблюдение правил.

Наблюдения: деятельность разных органов чувств. Моделирование ситуаций: здоровье и осторожность

Коммуникативная деятельность (описательный рассказ на тему «Моя семья»). Моделирование ситуаций на правила поведения со взрослыми, сверстниками. Классификация качеств по признаку положительное — отрицательное (добрый — жадный, справедливый — несправедливый и др.). Сравнение поведения героев художественных произведений, реальных лиц в разных этических ситуациях

Характеристика понятий «Родина», «родной край». Подбор синонимов к слову «Родина». Характеристика прав и обязанностей граждан России. Наблюдения труда, быта людей родного края. Моделирование воображаемых ситуаций: путешествие по России. Узнавание города по его достопримечательностям

Характеристика планет Солнечной системы

Классификация объектов природы по признаку принадлежности к царству природы. Работа со схемой «Царства природы». Характеристика растений и животных данного сообщества (луг, лес, поле, водоём, сад, огород). Коммуникативная деятельность: описательный рассказ о представителях сообщества. Различение: культурные — дикорастущие растения. Правила поведения в природе.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 


 

Пояснительная записка к курсу «Окружающий мир»

Пояснительная записка к курсу «Окружающий мир»

С учетом важности расширения чувственного опыта младших школьников и необходимости связи обучения с жизнью в программе приводится перечень экскурсий и практических работ, доступных детям в…

С учетом важности расширения чувственного опыта младших школьников и необходимости связи обучения с жизнью в программе приводится перечень экскурсий и практических работ, доступных детям в…

Внешнее проявление чувств. Могут ли обидеть жесты, мимика

Внешнее проявление чувств. Могут ли обидеть жесты, мимика

Использование водоемов человеком

Использование водоемов человеком

Положительной оценки заслуживает желание ученика отступить от текста учебника, не повторить его дословно, а высказать мысль своими словами, привести собственные примеры из жизненного опыта

Положительной оценки заслуживает желание ученика отступить от текста учебника, не повторить его дословно, а высказать мысль своими словами, привести собственные примеры из жизненного опыта

Солнечную систему; называть отличия

Солнечную систему; называть отличия
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
07.05.2020