Пояснительная записка.
Рабочая программа по ИЗО для 1-4 классов разработана на основе:
-Рабочая программа «Изобразительное искусство» для 1-4 классов составлена в соответствии с требованиями федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования и ориентирована на работу по учебнику:
- Ломов, С. П. Искусство. Изобразительное искусство. 1 - 4 класс:
учеб. для общеобразоват. учреждений : в 2 ч. / С. П. Ломов,
С. Е. Игнатьев, М. В. Кармазина. – М. : Дрофа, 2015.
- Ломов, С. П. Искусство. Изобразительное искусство.
Рабочая программа по ИЗО для 1-4 классов разработана в соответствии с:
- Федеральным государственным стандартом основного общего образования (2010 г.);
- Основной образовательной программой основного общего образования МБОУ «СОШ №1» на 2020-2025 гг.;
- Учебным планом МБОУ «СОШ №1»;
- Приказом по МБОУ «СОШ №1» об утверждении перечня учебников;
- Положением о рабочей программе МБОУ «СОШ №1».
Целью реализации основной образовательной программы основного общего образования по учебному предмету «Изобразительное искусство» является:
- воспитание гуманиста, личности с духовно-эстетическими потребностями, способной к творческому труду в любом виде деятельности.
В современных условиях состояния нашего общества, его образования, культуры всё более глубоко осознаётся тот факт, что особое место в развитии личности школьников, в их духовном становлении занимают искусство, художественные дисциплины, способные взращивать чувства прекрасного, формировать высокие эстетические вкусы, умения понимать и ценить произведения искусства, памятники истории и архитектуры, красоту и богатство природы.
Программа «Изобразительное искусство» в начальной школе соответствует образовательной области «Искусство» Обязательного минимума содержания начального общего образования.
Главная цель предмета «Изобразительное искусство» – формирование духовной культуры личности, приобщение к общечеловеческим ценностям, овладение национальным культурным наследием, вооружение школьников простейшими основами реалистического изобразительного искусства.
Задачами учебного предмета преподавания изобразительного искусства являются:
ü развитие у детей изобразительных способностей, художественного вкуса, творческого воображения, пространственного мышления, эстетического чувства и понимания прекрасного, воспитание интереса и любви к искусству;
ü овладение учащимися знаниями элементарных основ реалистического рисунка, формирование навыков рисования с натуры, по памяти по представлению,
ü ознакомление с особенностями работы в области декоративно-прикладного и народного искусства, лепки и аппликации.
ü воспитание эмоциональной отзывчивости и культуры восприятия произведений изобразительного искусства.
Место учебного предмета в учебном плане
Программа предмета «Изобразительное искусство» рассчитана на четыре года. Общее количество часов за уровень основного общего образования составляет _135___ часов со следующим распределением часов по классам: 1 класс - 1 час, 2 класс - 1 часа, 3 класс- 1 час, 4 класс – 1час. Количество часов в год - в 1 классе отводится 33 часа; во 2-4 классе по 34 часа в год.
Планируемые результаты освоения учебного предмета, курса с указанием форм организации учебных занятий, основных видов учебной деятельности.
В результате изучения курса «Изобразительное искусство» в начальной школе должны быть достигнуты определенные результаты
Личностные результаты отражаются в индивидуальных качественных свойствах учащихся, которые они должны приобрести в процессе освоения учебного предмета по программе «Изобразительное искусство»:
· чувство гордости за культуру и искусство Родины, своего народа;
· уважительное отношение к культуре и искусству других народов нашей страны и мира в целом;
· понимание особой роли культуры и искусства в жизни общества и каждого отдельного человека;
· сформированность эстетических чувств, художественно-творческого мышления, наблюдательности и фантазии;
· сформированность эстетических потребностей — потребностей в общении с искусством, природой, потребностей в творческом отношении к окружающему миру, потребностей в самостоятельной практической творческой деятельности;
· овладение навыками коллективной деятельности в процессе совместной творческой работы в команде одноклассников под руководством учителя;
· умение сотрудничать с товарищами в процессе совместной деятельности, соотносить свою часть работы с общим замыслом;
· умение обсуждать и анализировать собственную художественную деятельность и работу одноклассников с позиций творческих задач данной темы, с точки зрения содержания и средств его выражения.
Метапредметные результаты характеризуют уровень сформированности универсальных способностей учащихся, проявляющихся в познавательной и практической творческой деятельности:
· овладение умением творческого видения с позиций художника, т.е. умением сравнивать, анализировать, выделять главное, обобщать;
· овладение умением вести диалог, распределять функции и роли в процессе выполнения коллективной творческой работы;
· использование средств информационных технологий для решения различных учебно-творческих задач в процессе поиска дополнительного изобразительного материала, выполнение творческих проектов отдельных упражнений по живописи, графике, моделированию и т.д.;
· умение планировать и грамотно осуществлять учебные действия в соответствии с поставленной задачей, находить варианты решения различных художественно-творческих задач;
· умение рационально строить самостоятельную творческую деятельность, умение организовать место занятий;
· осознанное стремление к освоению новых знаний и умений, к достижению более высоких и оригинальных творческих результатов.
Предметные результаты характеризуют опыт учащихся в художественно-творческой деятельности, который приобретается и закрепляется в процессе освоения учебного предмета:
знание видов художественной деятельности: изобразительной (живопись, графика, скульптура), конструктивной (дизайн и архитектура), декоративной (народные и прикладные виды искусства)
· знание основных видов и жанров пространственно-визуальных искусств;
· понимание образной природы искусства;
· эстетическая оценка явлений природы, событий окружающего мира;
· применение художественных умений, знаний и представлений в процессе выполнения художественно-творческих работ;
· способность узнавать, воспринимать, описывать и эмоционально оценивать несколько великих произведений русского и мирового искусства;
· умение обсуждать и анализировать произведения искусства, выражая суждения о содержании, сюжетах и выразительных средствах;
· усвоение названий ведущих художественных музеев России и художественных музеев своего региона;
· умение видеть проявления визуально-пространственных искусств в окружающей жизни: в доме, на улице, в театре, на празднике;
· способность использовать в художественно-творческой деятельности различные художественные материалы и художественные техники;
· способность передавать в художественно-творческой деятельности характер, эмоциональные состояния и свое отношение к природе, человеку, обществу;
· умение компоновать на плоскости листа и в объеме задуманный художественный образ;
· освоение умений применять в художественно—творческой деятельности основ цветоведения, основ графической грамоты;
· овладение навыками моделирования из бумаги, лепки из пластилина, навыками изображения средствами аппликации и коллажа;
· умение характеризовать и эстетически оценивать разнообразие и красоту природы различных регионов нашей страны;
· умение рассуждать о многообразии представлений о красоте у народов мира, способности человека в самых разных природных условиях создавать свою самобытную художественную культуру;
· изображение в творческих работах особенностей художественной культуры разных (знакомых по урокам) народов, передача особенностей понимания ими красоты природы, человека, народных традиций;
· умение узнавать и называть, к каким художественным культурам относятся предлагаемые (знакомые по урокам) произведения изобразительного искусства и традиционной культуры;
· способность эстетически, эмоционально воспринимать красоту городов, сохранивших исторический облик, — свидетелей нашей истории;
· умение объяснять значение памятников и архитектурной среды древнего зодчества для современного общества;
· выражение в изобразительной деятельности своего отношения к архитектурным и историческим ансамблям древнерусских городов;
умение приводить примеры произведений искусства, выражающих красоту мудрости и богатой духовной жизни, красоту внутреннего мира человека.
Формы организации учебных занятий
Основной формой учебного процесса является урок.
Основные типы уроков: урок изучения нового учебного материала; урок закрепления и применения знаний; урок обобщающего повторения и систематизации знаний; урок контроля знаний и умений; комбинированный.
Формы организации учебного процесса: индивидуальные, групповые, индивидуально-групповые, фронтальные.
Для реализации данной программы используются следующие технологии: игровые, информационные, практико-ориентированные, здровьесберегающие, технология проектов.
Методы: проблемное обучение, индивидуализация и дифференциация, личностно-ориентированное обучение.
Требования к уровню подготовки обучающихся.
К концу 1 года обучения
Должны знать /понимать:
· названия семи цветов спектра (красный, жёлтый, синий, зелёный, фиолетовый, оранжевый, голубой);
Уметь:
Использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:
Личностные результаты отражаются в индивидуальных качественных свойствах учащихся, которые они должны приобрести в процессе освоения учебного предмета по программе «Изобразительное искусство»:
· чувство гордости за культуру и искусство Родины, своего народа;
· уважительное отношение к культуре и искусству других народов нашей страны и мира в целом;
· понимание особой роли культуры и искусства в жизни общества и каждого отдельного человека;
· сформированность эстетических чувств, художественно-творческого мышления, наблюдательности и фантазии;
· сформированность эстетических потребностей — потребностей в общении с искусством, природой, потребностей в творческом отношении к окружающему миру, потребностей в самостоятельной практической творческой деятельности;
· овладение навыками коллективной деятельности в процессе совместной творческой работы в команде одноклассников под руководством учителя;
· умение сотрудничать с товарищами в процессе совместной деятельности, соотносить свою часть работы с общим замыслом;
· умение обсуждать и анализировать собственную художественную деятельность и работу одноклассников с позиций творческих задач данной темы, с точки зрения содержания и средств его выражения.
Метапредметные результаты характеризуют уровень сформированности универсальных способностей учащихся, проявляющихся в познавательной и практической творческой деятельности:
· овладение умением творческого видения с позиций художника, т.е. умением сравнивать, анализировать, выделять главное, обобщать;
· овладение умением вести диалог, распределять функции и роли в процессе выполнения коллективной творческой работы;
· использование средств информационных технологий для решения различных учебно-творческих задач в процессе поиска дополнительного изобразительного материала, выполнение творческих проектов отдельных упражнений по живописи, графике, моделированию и т.д.;
· умение планировать и грамотно осуществлять учебные действия в соответствии с поставленной задачей, находить варианты решения различных художественно-творческих задач;
· умение рационально строить самостоятельную творческую деятельность, умение организовать место занятий;
· осознанное стремление к освоению новых знаний и умений, к достижению более высоких и оригинальных творческих результатов.
К концу 2 года обучения
После изучения предмета «изобразительное искусство» у учащихся во 2 классе должны сформироваться умения воспринимать окружающий мир и произведения искусства, научаться выявлять с помощью сравнения отдельные признаки, характерные для сопоставляемых художественных произведений, анализировать результаты сравнения, объединять произведения по видовым и жанровым признакам; работать с простейшими знаковыми и графическими моделями для выявления характерных особенностей художественного образа. Дети приобретут навык решать творческие задачи на уровне комбинаций и импровизаций, проявлять оригинальность при их решении, создавать творческие работы на основе собственного замысла. У младших школьников сформируются навыки учебного сотрудничества в коллективных художественных работах (умение договариваться, распределять работу, оценивать свой вклад в деятельность и ее общий результат).
Результаты обучения представлены в «Требованиях к уровню подготовки оканчивающих 2 класс начальной школы», и содержат три компонента: знать/понимать – перечень необходимых для усвоения каждым учащимся знаний; уметь – владение конкретными умениями и навыками; выделена также группа умений, которыми ученик может пользоваться во внеучебной деятельности – использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни.
Учащиеся должны знать/понимать:
· основные жанры и виды произведений изобразительного искусства
уметь:
· различать основные и составные, теплые и холодные цвета;
· узнавать отдельные произведений выдающихся отечественных художников (В.М. Васнецов, И.И. Левитан и др.)
· использовать художественные материалы (цветные карандаши, акварель, бумага);
· применять основные средства художественной выразительности в рисунке, живописи и скульптуре (с натуры, по памяти и воображению.), в декоративных и конструктивных работах; иллюстрациях к произведениям и музыки;
· создавать творческие работы на основе собственного замысла;
использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни:
· для самостоятельной творческой деятельности;
· обогащения опыта восприятия произведений изобразительного искусства;
· оценки произведений искусства (выражения собственного мнения) при посещении выставок
Личностные результаты отражаются в индивидуальных качественных свойствах учащихся, которые они должны приобрести в процессе освоения учебного предмета по программе «Изобразительное искусство»:
· чувство гордости за культуру и искусство Родины, своего народа;
· уважительное отношение к культуре и искусству других народов нашей страны и мира в целом;
· понимание особой роли культуры и искусства в жизни общества и каждого отдельного человека;
· сформированность эстетических чувств, художественно-творческого мышления, наблюдательности и фантазии;
· сформированность эстетических потребностей — потребностей в общении с искусством, природой, потребностей в творческом отношении к окружающему миру, потребностей в самостоятельной практической творческой деятельности;
· овладение навыками коллективной деятельности в процессе совместной творческой работы в команде одноклассников под руководством учителя;
· умение сотрудничать с товарищами в процессе совместной деятельности, соотносить свою часть работы с общим замыслом;
· умение обсуждать и анализировать собственную художественную деятельность и работу одноклассников с позиций творческих задач данной темы, с точки зрения содержания и средств его выражения.
Метапредметные результаты характеризуют уровень сформированности универсальных способностей учащихся, проявляющихся в познавательной и практической творческой деятельности:
· овладение умением творческого видения с позиций художника, т.е. умением сравнивать, анализировать, выделять главное, обобщать;
· овладение умением вести диалог, распределять функции и роли в процессе выполнения коллективной творческой работы;
· использование средств информационных технологий для решения различных учебно-творческих задач в процессе поиска дополнительного изобразительного материала, выполнение творческих проектов отдельных упражнений по живописи, графике, моделированию и т.д.;
· умение планировать и грамотно осуществлять учебные действия в соответствии с поставленной задачей, находить варианты решения различных художественно-творческих задач;
· умение рационально строить самостоятельную творческую деятельность, умение организовать место занятий;
· осознанное стремление к освоению новых знаний и умений, к достижению более высоких и оригинальных творческих результатов.
К концу 3 года обучения
Знать:
· основные жанры и виды произведений изобразительного искусства;
· известные центры народных художественных ремесел России;
· ведущие художественные музеи России;
Уметь:
· различать основные и составные, теплые и холодные цвета;
· узнавать отдельные произведения выдающихся отечественных и зарубежных художников, называть их авторов;
· сравнивать различные виды изобразительного искусства (графики, живописи, декоративно-прикладного искусства);
· использовать художественные материалы (гуашь, цветные карандаши, акварель, бумага);
· применять основные средства художественной выразительности в рисунке, живописи и скульптуре (с натуры, по памяти и воображению); в декоративных и конструктивных работах: иллюстрациях к произведениям литературы и музыки;
· использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни: для самостоятельной творческой деятельности;
- обогащения опыта восприятия
произведений изобразительного искусств;
- оценки произведений искусства (выражения собственного мнения) при посещении
выставок, музеев изобразительного искусства и народного творчества.
Личностные результаты отражаются в индивидуальных качественных свойствах учащихся, которые они должны приобрести в процессе освоения учебного предмета по программе «Изобразительное искусство»:
· чувство гордости за культуру и искусство Родины, своего народа;
· уважительное отношение к культуре и искусству других народов нашей страны и мира в целом;
· понимание особой роли культуры и искусства в жизни общества и каждого отдельного человека;
· сформированность эстетических чувств, художественно-творческого мышления, наблюдательности и фантазии;
· сформированность эстетических потребностей — потребностей в общении с искусством, природой, потребностей в творческом отношении к окружающему миру, потребностей в самостоятельной практической творческой деятельности;
· овладение навыками коллективной деятельности в процессе совместной творческой работы в команде одноклассников под руководством учителя;
· умение сотрудничать с товарищами в процессе совместной деятельности, соотносить свою часть работы с общим замыслом;
· умение обсуждать и анализировать собственную художественную деятельность и работу одноклассников с позиций творческих задач данной темы, с точки зрения содержания и средств его выражения.
Метапредметные результаты характеризуют уровень сформированности универсальных способностей учащихся, проявляющихся в познавательной и практической творческой деятельности:
· овладение умением творческого видения с позиций художника, т.е. умением сравнивать, анализировать, выделять главное, обобщать;
· овладение умением вести диалог, распределять функции и роли в процессе выполнения коллективной творческой работы;
· использование средств информационных технологий для решения различных учебно-творческих задач в процессе поиска дополнительного изобразительного материала, выполнение творческих проектов отдельных упражнений по живописи, графике, моделированию и т.д.;
· умение планировать и грамотно осуществлять учебные действия в соответствии с поставленной задачей, находить варианты решения различных художественно-творческих задач;
· умение рационально строить самостоятельную творческую деятельность, умение организовать место занятий;
· осознанное стремление к освоению новых знаний и умений, к достижению более высоких и оригинальных творческих результатов.
К концу 4 года обучения
Знать
· о композиции, цвете, приёмах декоративного изображения
· о рисунке, живописи, картине, иллюстрации, узоре, палитре
· о художественной росписи по дереву (Полхов – Майдан, Городец), по фарфору (Гжель), о глиняной народной игрушке (Дымково), о декоративной росписи из Сергиева Посада, Семёнова
· об основных цветах солнечного спектра, о главных красках (красная, жёлтая, синяя)
· об особенностях работы акварельными и гуашевыми красками
· правила смешения цветов(красный и синий цвета дают в смеси фиолетовый, синий и жёлтый – зелёный, жёлтый и красный – оранжевый и. д.)
Уметь
· выражать отношение к произведению
· чувствовать сочетание цветов в окраске предметов их форм
· сравнивать свой рисунок с изображаемым предметом
· изображать форму, строение, цвет предметов
· соблюдать последовательное выполнение рисунка
· определять холодные и тёплые цвета
· выполнять эскизы декоративных узоров
· использовать особенности силуэта, ритма элементов в полосе, прямоугольнике, круге
· применять приёмы народной росписи
· расписывать готовые изделия по эскизу
· применять навыки оформления в аппликации, плетении, вышивке, при изготовлении игрушек
Личностные результаты отражаются в индивидуальных качественных свойствах учащихся, которые они должны приобрести в процессе освоения учебного предмета по программе «Изобразительное искусство»:
· чувство гордости за культуру и искусство Родины, своего народа;
· уважительное отношение к культуре и искусству других народов нашей страны и мира в целом;
· понимание особой роли культуры и искусства в жизни общества и каждого отдельного человека;
· сформированность эстетических чувств, художественно-творческого мышления, наблюдательности и фантазии;
· сформированность эстетических потребностей — потребностей в общении с искусством, природой, потребностей в творческом отношении к окружающему миру, потребностей в самостоятельной практической творческой деятельности;
· овладение навыками коллективной деятельности в процессе совместной творческой работы в команде одноклассников под руководством учителя;
· умение сотрудничать с товарищами в процессе совместной деятельности, соотносить свою часть работы с общим замыслом;
· умение обсуждать и анализировать собственную художественную деятельность и работу одноклассников с позиций творческих задач данной темы, с точки зрения содержания и средств его выражения.
Метапредметные результаты характеризуют уровень сформированности универсальных способностей учащихся, проявляющихся в познавательной и практической творческой деятельности:
· овладение умением творческого видения с позиций художника, т.е. умением сравнивать, анализировать, выделять главное, обобщать;
· овладение умением вести диалог, распределять функции и роли в процессе выполнения коллективной творческой работы;
· использование средств информационных технологий для решения различных учебно-творческих задач в процессе поиска дополнительного изобразительного материала, выполнение творческих проектов отдельных упражнений по живописи, графике, моделированию и т.д.;
· умение планировать и грамотно осуществлять учебные действия в соответствии с поставленной задачей, находить варианты решения различных художественно-творческих задач;
· умение рационально строить самостоятельную творческую деятельность, умение организовать место занятий;
· осознанное стремление к освоению новых знаний и умений, к достижению более высоких и оригинальных творческих результатов.
Содержание тем учебного курса.
В основу программы положены принципы:
· тематический принцип планирования материала, что отвечает задачам нравственного, трудового и эстетического воспитания школьников, учитывает интересы детей, их возрастные особенности;
· единство воспитания и образования, обучения и творческой деятельности учащихся, сочетание практической работы с развитием способности воспринимать и понимать произведения искусства, прекрасное и безобразное в окружающей действительности и в искусстве;
· яркая выраженность познавательно-эстетической сущности изобразительного искусства, что достигается, прежде всего, введением самостоятельного раздела « Беседы об изобразительном искусстве и красоте вокруг нас» за счёт тщательного отбора и систематизации картин, отвечающих принципу доступности;
· система учебно-творческих заданий на основе ознакомления с народным декоративно-прикладным искусством как важное средство нравственного, трудового и эстетического воспитания;
· система межпредметных связей (литературное чтение, русский язык, музыка, ознакомление с окружающим миром, технология), что позволяет почувствовать практическую направленность уроков изобразительного искусства, их связь с жизнью;
· соблюдение преемственности в изобразительном творчестве младших школьников и дошкольников;
· направленность содержания программы на активное развитие у детей эмоционально-эстетического и нравственно-оценочного отношения к действительности, эмоционального отклика на красоту окружающих предметов, природы и т.д.
На уроках необходимо демонстрировать следующие приёмы и методы работы с материалом. Формат – выбор размера и формы листа в зависимости от замысла. Приёмы работы простым карандашом, ластиком; средства графического выражения (штрих, линия, пятно); приёмы работы с акварельными красками: смешивание, густота красок. Работа с палитрой. Поиск композиции рисунка с использованием ритма и симметрии. Ознакомление со строением фигуры человека, животного. Наряду с основной формой организации учебного процесса – уроком, проводятся экскурсии в местные художественные и краеведческие музеи, используются видеоматериалы о художественных музеях и картинных галереях. Данная программа предусматривает классно-урочную форму обучения. Продолжительность урока 45 минут (1 урока в неделю).
Основные межпредметные связи осуществляются с уроками музыки и литературного чтения, при прохождении отдельных тем рекомендуется использовать межпредметные связи с окружающим миром (наша Родина и мир, строение растений, животных, пропорции человека, связи в природе), математикой (геометрические фигуры и объемы), трудом (природные и искусственные материалы, отделка готовых изделий).
6. Учебно-тематический план.
1 класс
№ п/п |
Тема раздела |
Кол-во часов |
1 |
Ты учишься изображать. Знакомство с мастером изображения |
9 ч |
2 |
Ты учишься украшать. Знакомство с мастером украшения |
8 ч |
3 |
Ты учишься строить. Знакомство с мастером постройки |
11 ч |
4 |
Изображение, украшение, постройка всегда помогают друг другу |
5 ч |
2 класс
№ п/п |
Тема раздела |
Кол-во часов |
1 |
Как и чем работает художник |
8 ч |
2 |
Реальность и фантазия |
7 ч |
3 |
О чем говорит искусство |
10 ч |
4 |
Как говорит искусство? |
9 ч |
3 класс
№ п/п |
Тема раздела |
Кол-во часов |
1 |
Искусство в твоем доме |
8 ч |
2 |
Искусство на улицах твоего города |
7 ч |
3 |
Художник и зрелище |
11 ч |
4 |
Художник и музей |
8 ч |
4 класс
№ п/п |
Тема раздела |
Кол-во часов |
1 |
Повторение |
8 ч |
2 |
Древние города нашей земли |
7 ч |
3 |
Каждый народ – художник |
11 ч |
4 |
Искусство объединяет народы |
8 ч |
Перечень учебно-методического обеспечения.
В.С.Кузин Изобразительное искусство 1 – 4 классы. Программа для общеобразовательных учреждений. – М., Дрофа, 2008
Кузин, В. С. Изобразительное искусство в начальной школе / В. С. Кузин, Э. И. Кубышкина. - М.: Дрофа, 2008.
Кузин В.С., Кубышкина Э.И. Изобразительное искусство в начальной школе: 1-2кл. (1-4): В 2 ч. Ч. 1. - М.: Дрофа, 2010.
Кузин В.С., Кубышкина Э.И. Изобразительное искусство в начальной школе: 1-2кл. (1-4): В 2 ч. М.: Дрофа, 2010.
Кузин В.С., Кубышкина Э.И. Изобразительное искусство в начальной школе: 3-4кл. (1-4): В 2 ч. Ч. 1. - М.: Дрофа, 2010.
Кузин В.С., Кубышкина Э.И. Изобразительное искусство в начальной школе: 3-4кл. (1-4): В 2 ч. Ч. 2. - М.: Дрофа, 2010
Материально-техническое обеспечение образовательного процесса
Для учащихся:
Бумага формат А4, А3
Краски акварельные
Гуашь 9-24 цвета
Кисти белка №3, 6, 8
Цветная бумага
Цветной картон
Клей ПВА
Для педагога:
Бумага формат А4, А3
Краски акварельные
Гуашь 24 цвета
Кисти белка №3, 6, 9
Кисти колонок № 1, 3
Цветная бумага
Цветной картон
Клей ПВА
Бумага для пастели
Пастель 24 – 48 цветов
Тушь
Техническое оснащение занятий:
Мультимедийный проектор
Компьютер
Экран для демонстрации
Иллюстративный и раздаточный материал по темам программы
Магнитофон или CD проигрыватель и музыкальный ряд по темам программы.
Печатные пособия
Портреты русских и зарубежных художников
Таблицы по цветоведению, перспективе, построению орнамента
Таблицы по стилям одежды, предметов быта
Схемы по правилам рисования предметов, растений, деревьев, животных, птиц, человека
Таблицы по народным промыслам, русскому костюму, декоративно-прикладному искусству
Альбомы с демонстрационным материалом, составленным в соответствии с тематическими линиями учебной программы
Модели и натурный фонд
Гербарии
Изделия декоративно-прикладного искусства и народных промыслов
Муляжи фруктов и овощей
Геометрические тела
Литература
Нормативно-правовые документы
1. Закон Российской Федерации «Об образовании»
2. Постановление Правительства Российской Федерации от 24.02.2009 №142 «О правилах разработки и утверждения федеральных государственных образовательных стандартов».
3. Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 06.10.2009 №373 «Об утверждении и введении в действие федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования».
4. Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 24.12.2010 №2080 "Об утверждении федеральных перечней учебников, рекомендованных (допущенных) к использованию в образовательном процессе в образовательных учреждениях, реализующих образовательные программы общего образования и имеющих государственную аккредитацию, на 2011/2012 учебный год"
Программно-методические материалы
1. Программно-методические материалы. Изобразительное искусство. 5-9кл./Сост. В.С. Кузин, В.И. Сиротин. - М.: Дрофа, 1998.
2. Программно-методические материалы. Изобразительное искусство. Начальная школа/Сост. В.С. Кузин, В.И. Сиротин. - М.: Дрофа, 1999.
3. Изобразительное искусство и художественный труд: 1-4кл./Под ред. Б.М. Неменского. - М.: Просвещение, 1991.
4. Изобразительное искусство и художественный труд: 5-8кл./Сост. Н.Н. Фомина и др.; Под ред. Б.М.Неменского. - М.: Просвещение, 1995.
5. Изобразительное искусство. Основы народного и декоративно-прикладного искусства: Методические рекомендации. (1-й год обучения)/Науч, рук. Т.Я. Шпикалова. - М.: Мозаика-Синтез, 1996.
6. Изобразительное искусство. Основы народного и декоративно-прикладного искусства: Методические рекомендации. (2-й год обучения)/Науч. рук. Т.Я. Шпикалова. - М.: Мозаика-Синтез, 1996.
7. Изобразительное искусство. Основы народного и декоративно-прикладного искусства: Альбом (2-й год обучения)/Под ред. Т.Я. Шпикаловой. В 2 ч. - М.: Мозаика-Синтез, 1997.
8. Кузин В.С., Кубышкина Э.И. Изобразительное искусство в начальной школе: 1-2кл. (1-4): В 2 ч. Ч. 1. - М.: Дрофа, 1998.
9. Кузин В.С., Кубышкина Э.И. Изобразительное искусство в начальной школе: 1-2кл. (1-4
10. Кузин В.С., Кубышкина Э.И. Изобразительное искусство в начальной школе: 3-4кл. (1-4): В 2 ч. Ч. 1. - М.: Дрофа, 1998.
11. Кузин В.С., Кубышкина Э.И. Изобразительное искусство в начальной школе: 3-4кл. (1-4): В 2 ч. Ч. 2. - М.: Дрофа, 1998
Материалы в помощь учителю
1. Алпатов М.В. Немеркнущее наследие. - М.: Просвещение, 1990.
2. Гудилина С.И, Введение в цветоведение: Таблицы для начальной школы и методические рекомендации к ним. - М.: Интерсигнал, 1997.
3. Гудилина С.И. Декоративно-прикладное искусство: Таблицы для основной школы и методические рекомендации к ним. - М.: Интерсигнал, 1997.
4. Гудилина С.И. Цветоведение: Таблицы для основной школы и методические рекомендации к ним. - М.: Интерсигнал, 1997
5. Гудилина С.И. Основы декоративно-прикладного искусства: Таблицы для начальной школы и методические рекомендации к ним. - М.: Интерсигнал, 1997
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.