Пояснительная записка

  • Образовательные программы
  • doc
  • 20.02.2018
Публикация в СМИ для учителей

Публикация в СМИ для учителей

Бесплатное участие. Свидетельство СМИ сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Рабочая программа по русскому языку для 5 класса составлена на основе: Закона РФ № 273-ФЗ от 29.12.2012 «Об образовании в Российской Федерации» (ст. 9, 13, 14, 15, 32, 79); Приказа Министерства образования Российской Федерации от 5 марта 2004 г. № 1089 «Об утверждении федерального компонента государственных образовательных стандартов начального общего, основного общего и среднего (полного) образования»;
Иконка файла материала Пояснительная записка.doc
Рабочая программа по русскому языку для 5  класса составлена на основе: Закона РФ № 273­ФЗ от 29.12.2012 «Об образовании в Российской Федерации» (ст. 9, ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА 13, 14, 15, 32, 79); Приказа Министерства образования Российской Федерации                             от 5 марта 2004   г.   №   1089  «Об   утверждении   федерального   компонента   государственных образовательных   стандартов   начального   общего,   основного   общего   и   среднего   (полного) образования»; Федерального   перечня   учебников,   рекомендованных   Министерством   образования   и науки   Российской   Федерации   к   использованию   в   образовательном   процессе   в общеобразовательных учреждениях на 2014­2015 учебный год, утвержденный Министерством образования и науки Российской Федерации от «19» декабря 2012 г. № 1067; Приказа   ОУ  «Об   утверждении   учебного   плана   на   2014­2015     учебный   год», утвержденный 15 августа 2014 г. №113; Авторской программы общеобразовательных учреждений (5­9 классы) М. Т. Баранова, Т.   А.   Ладыженской,   Н.   М.   Шанского,     которая   полностью   соответствует   новым образовательным  стандартам  по русскому  языку  и  входит  в состав  УМК.  Рекомендована Министерством образования и науки Российской Федерации. Москва, «Просвещение»,  2010 год;        Данная программа разработана для индивидуального обучения.   психофизические   особенности,   возможности      В авторской программе отведено на изучение русского языка 170 часа в год.        При   составлении   адаптированной   индивидуальной   программы   учитывались   специфика состояния   здоровья   учащихся,   их     и потребности   получения   образования,   а   также   рекомендации   по   обучению,   составленные специалистами   ПМПк.   На   основе   всего   этого   названная   группа   учащихся   отнесена   к цензовому   уровню   (Второй   вариант   специального   стандарта).     Содержательная   область программы   образования   учащихся   цензового   уровня   включает   два   компонента: «академический»   и   формирование   жизненной   компетенции.   «Академический»   компонент рассматривается   в   структуре   образования     как   накопление   потенциальных   возможностей учащихся для их активной реализации в настоящем и будущем. Второй вариант стандарта характерен   усилением   внимания   к   формированию   полноценной   жизненной   компетенции, использованию полученных знаний в реальных условиях. Вот почему программа по русскому языку предусматривает   обе стороны образовательного процесса: знания о языке – речевая практика и речевое творчество. Это включает:           1) овладение грамотой, основными речевыми формами и правилами их применения; 2) развитие устной и письменной коммуникации, способности к осмысленному чтению и   письму.   Овладение   способностью   пользоваться   устной   и   письменной   речью   для решения соответствующих возрасту житейских задач;  3) развитие вкуса и способности к словесному творчеству на уровне, соответствующем возрасту и развитию.  В данной программе сохранены все разделы и темы по развитию речи, но  для реализации программы меньше часов отведено на изучение теоретических основ предмета, за счет этого увеличено количество часов на практическую работу по закреплению навыков орфографии и пунктуации ввиду того, что у учащихся низкая грамотность. («Части речи. Морфологические и синтаксические признаки». Вместо 3 часов на изучение теории взят 1 час). На изучение практической части, связанной с изучением правописания существительных,отводится на два больше.  На уроках будут использованы формы занятий  и виды деятельности, развивающие творческие способности (сочинения, устное иллюстрирование), способствующие выработкеорфографической   зоркости   (орфографическое   проговаривание,   графическое   обозначение орфограмм),     вырабатывающие    навыки   контроля   и   оценки   своей   деятельности.   Рабочая программа предусматривает формирование у учащихся таких важных умений, как различные виды   чтения,   информационная   переработка   текстов,   поиск   информации   в   различных источниках,   а   также   способность   передавать   ее   в   соответствии   с   условиями   общения. Программа нацелена на развитие навыков каллиграфии, умения работать по письменной и словесной   инструкции,   алгоритму.   Большое   внимание   уделено   формированию   навыков работы с различными видами лингвистических словарей.  Основные цели обучения русскому языку: 1. воспитание  сознательного отношения к языку как  средству общения и получения  знаний в разных сферах человеческой деятельности; воспитание интереса и любви к  языку; 2. развитие  коммуникативных умений и навыков, обеспечивающих умением владеть  русским литературным языком в разных сферах и ситуациях общения; обогащение  словарного запаса; 3. освоение знаний об  основных нормах русского литературного языка и речевого  этикета;  4. применение полученных знаний и умений в собственной речевой практике    Задачи обучения:  приобретение знаний о языке , его устройстве, развитии;  совершенствование умений и навыков письменной речи;  овладение основными нормами русского литературного языка; умениями и навыками  использования языка в различных сферах и ситуациях общения. Ценностные ориентиры содержания учебного предмета  Язык   –   по   своей   специфике   и   социальной   значимости   –   явление   уникальное:   он является средством общения и формой передачи информации, средством хранения и усвоения знаний, частью духовной культуры русского народа, средством приобщения к богатствам русской культуры и литературы.  Русский   язык   –   государственный   язык   Российской   Федерации,   средство межнационального общения и консолидации народов России.  Владение   родным   языком,   умение   общаться,   добиваться   успеха   в   процессе коммуникации   являются   теми   характеристиками   личности,   которые   во   многом определяют достижения человека практически во всех областях жизни, способствуют его социальной адаптации к изменяющимся условиям современного мира.  В системе школьного образования учебный предмет «Русский язык» занимает особое место: является не только объектом изучения, но и средством обучения. Как средство познания действительности русский язык обеспечивает развитие интеллектуальных и творческих   способностей   ребенка,   развивает   его   абстрактное   мышление,   память   и воображение,   формирует   навыки   самостоятельной   учебной   деятельности, самообразования и самореализации личности. Будучи формой хранения и усвоения различных знаний, русский язык неразрывно связан со всеми школьными предметами и влияет   на   качество   усвоения   всех   других   школьных   предметов,   а   в   перспективе способствует овладению будущей профессией. Содержание   обучения   русскому   языку   отобрано   и   структурировано   на   основе компетентностного подхода. В соответствии с этим в V классе формируются и развиваютсякоммуникативная,   языковая,   лингвистическая   (языковедческая)   и   культуроведческая компетенции. Общая характеристика организации учебного процесса Формы и методы обучения: Урок изучения нового материала, урок закрепления знаний, умений и навыков,  комбинированный урок, урок­беседа, повторительно­обобщающий урок,  урок ­ игра, урок­ практикум, урок развития речи. Методы и приёмы  обучения: ­ обобщающая беседа по изученному материалу;  ­ индивидуальный устный опрос;  ­ опрос с помощью перфокарт; ­ выборочная проверка упражнения;   ­ самоконтроль (по словарям, справочным пособиям); ­ различные виды разбора (фонетический, лексический, словообразовательный,  морфологический, синтаксический, лингвистический); ­ наблюдение за речью окружающих, сбор соответствующего речевого материала с  последующим его использованием по заданию учителя; ­ изложения (выборочные, подробные и сжатые) на основе текстов типа описания,  рассуждения;   ­ написание сочинений;   ­ письмо под диктовку;   ­ комментирование орфограмм и пунктограмм. Технологии обучения, методики:     проблемное обучение; информационно­коммуникационные технологии; здоровьесберегающие технологии; проектно­исследовательская технология. Раздел 1. Планируемые результаты учебного курса Личностные Метапредмет 1)     понимание   русского   языка   как   одной   из   основных   национально­ культурных   ценностей   русского   народа;   определяющей   роли   родного языка   в   развитии   интеллектуальных,   творческих   и   моральных   качеств личности; 2)  уважительное отношение к родному языку, гордость за него; 3) достаточный объем словарного запаса для  выражения мыслей и чувств в процессе речевого общения; 1) владение всеми видами речевой деятельности (понимание информации, владение разными видами чтения; умение воспроизводить прослушанный или   прочитанный   текст   с   разной   степенью   развернутости;   умениеные Предметные создавать   устные   и   письменные   тексты   разных   типов;   способность правильно   излагать   свои   мысли   в   устной   и   письменной   форме; соблюдение   основных   правил   орфографии   и   пунктуации   в   процессе письменного общения; 2) применение приобретенных знаний, умений и навыков в повседневной жизни; способность использовать родной язык как средство получения знаний по другим учебным предметам; 3) коммуникативно целесообразное взаимодействие с другими людьми в процессе речевого общения. 1) представление об основных функциях языка, о роли родного языка в жизни человека и общества; 2) понимание места родного языка в системе гуманитарных наук и его роли в образовании в целом; 3) усвоение основ научных знаний о родном языке; 4) опознавание и анализ основных единиц языка; Раздел 2. Содержание тем учебного курса 1. Язык – важнейшее средство общения. – 1 час. 2. Повторение  изученного в начальных классах.  ­  8 ч. + 2ч.Р.р.  I.  Части  слова.  Орфограмма.  Место  орфограмм  в  словах.  Правописание  проверяемых  и непроверяемых гласных и согласных в корне слова. Правописание букв и, а, у после шипящих. Разделительные ъ и ь. Самостоятельные и служебные части речи. Имя существительное: три склонения,  род,  падеж,  число.  Правописание  гласных  в  надежных  окончаниях существительных. Буква ь на конце существительных после шипящих.   Имя прилагательное: род,  падеж,  число.  Правописание  гласных  в  надежных  окончаниях  прилагательных. Местоимения  1,  2  и  3­го  лица.  Глагол:  лицо,  время,  число,  род  (в  прошедшем  времени); правописание  гласных  в  личных  окончаниях  наиболее  употребительных  глаголов  1  и  2 спряжения; буква ь во 2­м лице единственного числа глаголов. Правописание ­ тся и ­ ться; раздельное написание не с глаголами. Раздельное написание предлогов со словами. II Текст. Тема текста. Стили. 3. Синтаксис. Пунктуация. Культура речи. – 16 ч. + 1 ч.Р.р. I. Основные синтаксические понятия (единицы): словосочетание, предложение, текст.  Пунктуация  как  раздел  науки  о  языке.     Словосочетание:  главное  и  зависимое  слова  в словосочетании.   Предложение.  Простое  предложение;  виды  простых  предложений  по  цели высказывания:  повествовательные,  вопросительные,  побудительные.  Восклицательные  и невосклицательные  предложения.  Знаки  препинания:  (в  конце предложения), выделения, разделения (повторение).  Грамматическая  основа  предложения.   Главные  члены  предложения,  второстепенные  члены предложения:  и распространенные  предложения  (с  двумя  главными  членами).  Предложения  с  однородными членами, не связанными союзами, а также связанными союзами а, но и одиночным союзом и; запятая  между  однородными  членами  без  союзов  и  с  союзами  а,  но,  и.  Обобщающие  слова перед  однородными  членами.  Двоеточие  после  обобщающего  слова.  Синтаксический  разбор словосочетания  и  предложения.  Обращение,  знаки  препинания  при  обращении.  Сложное предложение.  Наличие  двух  и  более  грамматических  основ  как  признак  сложного предложения.  Сложные  предложения  с  союзами  (с  двумя  главными  членами  в  каждом простом  предложении).  Запятая  между  простыми  предложениями  в  сложном  предложении обстоятельство.  Нераспространенные  определение,  знаки  завершения  дополнение,перед и, а, но, чтобы, потому что, когда, который, что, если. Прямая речь после слов автора и перед ними; знаки препинания при прямой речи. Диалог. Тире в начале реплик диалога. II.  Умение  интонационно  правильно  произносить  повествовательные,  вопросительные, побудительные  и  восклицательные  предложения,  а  также  предложения  с  обобщающим словом. III.  Речь  устная  и  письменная;  диалогическая  и  монологическая.  Основная  мысль  текста. Этикетные диалоги. Письмо как одна из разновидностей текста.  4. Фонетика. Орфоэпия. Графика и орфография. Культура речи. –  5ч. + 1 ч. Р.р. I.  Фонетика  как  раздел  науки  о  языке.  Звук  как  единица  языка.  Звуки  речи;  гласные  и согласные  звуки.  Ударение  в  слове.  Гласные  ударные  и  безударные.  Твердые  и  мягкие согласные.  Твердые  и  мягкие  согласные,  не  имеющие  парных  звуков.  Звонкие  и  глухие согласные.  Сонорные  согласные.  Шипящие  и  ц.  Сильные  и  слабые  позиции  звуков. Фонетический разбор слова. Орфоэпические словари.  Графика как раздел науки о языке. Обозначение звуков речи на письме; алфавит. Рукописные и  печатные  буквы;  прописные  и  строчные.  Каллиграфия.  Звуковое  значение  букв  е,  ё,  ю,  я. Обозначение  мягкости  согласных.  Мягкий  знак  для  обозначения  мягкости  согласных. Опознавательные признаки орфограмм. Орфографический разбор. Орфографические словари. II.  Умение  соблюдать  основные  правила  литературного  произношения  в  рамках  требований учебника;  произносить  гласные  и  согласные  перед  гласным  е.  Умение  находить  справки  о произношении слов в различных словарях (в том числе орфоэпических). III.  Типы  текстов.  Повествование.  Описание  (предмета),  отбор  языковых  средств  в зависимости от темы, цели, адресата высказывания. 5. Лексика. Культура речи. – 4ч. + 1 ч. Р.р. I.  Лексика  как  раздел  науки  о  языке.  Слово  как  единица  языка.  Слово  и  его  лексическое значение. Многозначные и однозначные слова. Прямое и переносное значения слов. Омонимы. Синонимы. Антонимы. Толковые словари.  II.  Умение  пользоваться  толковым  словарем,  словарем  антонимов  и  другими  школьными словарями. Умение употреблять слова в свойственном им значении.  Ш.  Создание  текста  на  основе  исходного  (подробное  изложение),  членение  его  на  части. Описание изображенного на картине с использованием необходимых языковых средств. 6. Морфемика. –  14 ч. + 2 ч. Р.р. I.  Морфемика  как  раздел  науки  о  языке.  Морфема  как  минимальная  значимая  часть  слов. Изменение и образование слов. Однокоренные слова. Основа и окончание в самостоятельных словах.  Нулевое  окончание.  Роль  окончаний  в  словах.  Корень,  суффикс,  приставка;  их назначение в слове. чередование гласных и согласных в слове. Варианты морфем. Морфемный разбор слов. Морфемные словари. Орфография как раздел науки о языке. Орфографическое правило.   Правописание гласных и согласных в приставках; буквы з и с на конце приставок. Правописание чередующихся гласных о и а в корнях ­лож­­ ­лаг­, ­рос­ ­ ­раст­. Буквы е и о после шипящих в корне. Буквы ы и и после ц.  II.  Умение  употреблять  слова  с  разными  приставками  и  суффиксами.  Умение  пользоваться орфографическими и морфемными словарями.  III. Рассуждение в повествовании. Рассуждение, его структура и разновидности.  7. Морфология –  34 ч. + 6ч. Р.р. Самостоятельные и служебные части речи – 1 ч. Имя   I.  Имя  существительное  как  часть  речи.  Синтаксическая  роль  имени  существительного  в предложении.  Существительные  (повторение). Существительные  собственные  и  нарицательные.  Большая  буква  в  географическими названиях, в названиях улиц и площадей, в названиях исторических событий. Большая буква в     существительное  ­  10 ч.  + 1 ч. Р.р. одушевленные  и  неодушевленныеи  глаголы  прошедшего  времени  согласовывать  прилагательные      прилагательное  ­ 6 ч. + 2 ч. Р.р. названиях  книг,  газет,  журналов,  картин  и  кинофильмов,  спектаклей,  литературных  и музыкальных произведений; выделение этих названий кавычками. Род существительных. Три склонения  имен  существительных:  изменение  существительных  по  падежам  и  числам. Существительные, имеющие форму только единственного или только множественного числа. Морфологический  разбор  слов.  Буквы  о  и  е  после  шипящих  и  ц  в  окончаниях существительных.  Склонение  существительных  на  ­ия,  ­ий,  ­ие.  Правописание  гласных  в падежных окончаниях имен существительных. II.  Умение  с существительными,  род  которых  может  быть  определен  неверно  (например,  фамилия, яблоко).   Умение  правильно  образовывать  формы  именительного  (инженеры,  выборы)  и родительного  (чулок,  мест)  падежей  множественного  числа.   Умение  использовать  в  речи существительные­синонимы  для  более  точного  выражения  мыслей  и  для  устранения неоправданного повтора одних и тех же слов.  III. Доказательства и объяснения в рассуждении.  Имя   I.  Имя  прилагательное  как  часть  речи.  Синтаксическая  роль  имени  прилагательного  в предложении.  Полные  и  краткие  прилагательные.  Правописание  гласных  в  падежных окончаниях  прилагательных  с  основой  на  шипящую.  Неупотребление  буквы  ь  на  конце кратких  прилагательных  с  основой  на  шипящую.   Изменение  полных  прилагательных  по родам, падежам и числам, а кратких ­ по родам и числам.  II.  Умение  правильно  ставить  ударение  в  краткой  форме  прилагательных  (труден,  трудна, трудно).  Умение  пользоваться  в  речи  прилагательными­синонимами  для  более  точного выражения мысли и для устранения неоправданных повторений одних и тех же слов.  III.  Описание  животного.  Структура  текста  данного  жанра.  Стилистические  разновидности этого жанра.  Глагол   I.  Глагол  как  часть  речи.  Синтаксическая  роль  глагола  в  предложении.   Неопределенная форма глагола (инфинитив на ­ть (­ться), ­ти (­тись), ­чь (­чься). Правописание ­ться и ­чь (­ чься) в неопределенной форме (повторение). Совершенный и несовершенный вид глагола; I и II  спряжение.  Правописание  гласных  в  безударных  личных  окончаниях  глаголов. Правописание чередующихся гласных е и и в корнях глаголов ­бер­ ­ ­бир­, ­дер­ ­ ­дир, ­мер­ ­ ­мир­, ­ пep­ ­ ­пир­, ­ тер­ ­ ­ тир­, ­стел­ ­ ­стил­. Правописание не с глаголами.  II.  Соблюдение  правильного  ударения  в  глаголах,  при  произношении  которых  допускаются ошибки  (начать,  понять;  начал,  понял;  начала,  поняла;  повторит,  облегчит  и  др.).  Умение согласовывать  глагол­сказуемое  в  прошедшем  времени  с  подлежащим,  выраженным существительным среднего рода и собирательным существительным. Умение употреблять при глаголах  имена  существительные  в  нужном  падеже.  Умение  использовать  в  речи  глаголы­ синонимы  (например,  со  значением  высказывания,  перемещения,  нахождения)  для  более точного выражения мысли, для устранения неоправданного повтора слов.  III.  Понятие  о  рассказе,  об  особенностях  его  структуры  и  стиля.  Невыдуманный  рассказ  о себе. Рассказы по сюжетным картинкам.  8. Повторение и систематизация изученного в 5 классе –  5 ч. + 1 ч. Р.р.   Разделы  науки  о  языке.  Орфограммы  в  приставках  и  в  корнях  слов.  Орфограммы  в окончаниях  слов.  Употребление  букв  ъ  и  ь.  Знаки  препинания  в  простом  и  сложном предложении и в предложениях с прямой речью.   –  18 ч. + 2 ч. Р.р.Раздел 3.Тематическое планирование курса № Программный материал Кол­во часов Из них кол­во контрольных Из них развитие речи 1 работ ­ 1 Язык и общение  2 Вспоминаем, повторяем, изучаем    3 Синтаксис. Пунктуация. Культура речи  4 Фонетика. Орфоэпия. Графика.  Орфография. Культура речи  5 Лексика. Культура речи  6 Морфемика. Орфография. Культура речи  7 Морфология. Орфография. Культура речи    7.1  Имя существительное 3 26 32 19 13 23 52 19 1 5 2 1 2 1 1 3 3 3 3 37.2 Имя прилагательное    7.3  Глагол  8 Повторение и систематизация изученного    9 Резерв 12 21 5 2 1 2 1 3 4 ­