Рабочая программа по русскому языку для 5 класса составлена на основе:
Закона РФ № 273-ФЗ от 29.12.2012 «Об образовании в Российской Федерации» (ст. 9, 13, 14, 15, 32, 79);
Приказа Министерства образования Российской Федерации от 5 марта 2004 г. № 1089 «Об утверждении федерального компонента государственных образовательных стандартов начального общего, основного общего и среднего (полного) образования»;
Пояснительная записка.doc
Рабочая программа по русскому языку для 5 класса составлена на основе:
Закона РФ № 273ФЗ от 29.12.2012 «Об образовании в Российской Федерации» (ст. 9,
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
13, 14, 15, 32, 79);
Приказа Министерства образования Российской Федерации от 5 марта
2004 г. № 1089 «Об утверждении федерального компонента государственных
образовательных стандартов начального общего, основного общего и среднего (полного)
образования»;
Федерального перечня учебников, рекомендованных Министерством образования и
науки Российской Федерации к использованию в образовательном процессе в
общеобразовательных учреждениях на 20142015 учебный год, утвержденный Министерством
образования и науки Российской Федерации от «19» декабря 2012 г. № 1067;
Приказа ОУ «Об утверждении учебного плана на 20142015
учебный год»,
утвержденный 15 августа 2014 г. №113;
Авторской программы общеобразовательных учреждений (59 классы) М. Т. Баранова,
Т. А. Ладыженской, Н. М. Шанского,
которая полностью соответствует новым
образовательным стандартам по русскому языку и входит в состав УМК. Рекомендована
Министерством образования и науки Российской Федерации. Москва, «Просвещение», 2010
год;
Данная программа разработана для индивидуального обучения.
психофизические особенности, возможности
В авторской программе отведено на изучение русского языка 170 часа в год.
При составлении адаптированной индивидуальной программы учитывались специфика
состояния здоровья учащихся, их
и
потребности получения образования, а также рекомендации по обучению, составленные
специалистами ПМПк. На основе всего этого названная группа учащихся отнесена к
цензовому уровню (Второй вариант специального стандарта). Содержательная область
программы образования учащихся цензового уровня включает два компонента:
«академический» и формирование жизненной компетенции. «Академический» компонент
рассматривается в структуре образования как накопление потенциальных возможностей
учащихся для их активной реализации в настоящем и будущем. Второй вариант стандарта
характерен усилением внимания к формированию полноценной жизненной компетенции,
использованию полученных знаний в реальных условиях. Вот почему программа по русскому
языку предусматривает обе стороны образовательного процесса: знания о языке – речевая
практика и речевое творчество. Это включает:
1) овладение грамотой, основными речевыми формами и правилами их применения;
2) развитие устной и письменной коммуникации, способности к осмысленному чтению
и письму. Овладение способностью пользоваться устной и письменной речью для
решения соответствующих возрасту житейских задач;
3) развитие вкуса и способности к словесному творчеству на уровне, соответствующем
возрасту и развитию.
В данной программе сохранены все разделы и темы по развитию речи, но для реализации
программы меньше часов отведено на изучение теоретических основ предмета, за счет этого
увеличено количество часов на практическую работу по закреплению навыков орфографии и
пунктуации ввиду того, что у учащихся низкая грамотность. («Части речи. Морфологические
и синтаксические признаки». Вместо 3 часов на изучение теории взят 1 час). На изучение
практической части, связанной с изучением правописания существительных,отводится на два
больше. На уроках будут использованы формы занятий и виды деятельности, развивающие
творческие способности (сочинения, устное иллюстрирование), способствующие выработке орфографической зоркости (орфографическое проговаривание, графическое обозначение
орфограмм), вырабатывающие навыки контроля и оценки своей деятельности. Рабочая
программа предусматривает формирование у учащихся таких важных умений, как различные
виды чтения, информационная переработка текстов, поиск информации в различных
источниках, а также способность передавать ее в соответствии с условиями общения.
Программа нацелена на развитие навыков каллиграфии, умения работать по письменной и
словесной инструкции, алгоритму. Большое внимание уделено формированию навыков
работы с различными видами лингвистических словарей.
Основные цели обучения русскому языку:
1. воспитание сознательного отношения к языку как средству общения и получения
знаний в разных сферах человеческой деятельности; воспитание интереса и любви к
языку;
2. развитие коммуникативных умений и навыков, обеспечивающих умением владеть
русским литературным языком в разных сферах и ситуациях общения; обогащение
словарного запаса;
3. освоение знаний об основных нормах русского литературного языка и речевого
этикета;
4. применение полученных знаний и умений в собственной речевой практике
Задачи обучения:
приобретение знаний о языке , его устройстве, развитии;
совершенствование умений и навыков письменной речи;
овладение основными нормами русского литературного языка; умениями и навыками
использования языка в различных сферах и ситуациях общения.
Ценностные ориентиры содержания учебного предмета
Язык – по своей специфике и социальной значимости – явление уникальное: он
является средством общения и формой передачи информации, средством хранения и
усвоения знаний, частью духовной культуры русского народа, средством приобщения к
богатствам русской культуры и литературы.
Русский язык – государственный язык Российской Федерации, средство
межнационального общения и консолидации народов России.
Владение родным языком, умение общаться, добиваться успеха в процессе
коммуникации являются теми характеристиками личности, которые во многом
определяют достижения человека практически во всех областях жизни, способствуют
его социальной адаптации к изменяющимся условиям современного мира.
В системе школьного образования учебный предмет «Русский язык» занимает особое
место: является не только объектом изучения, но и средством обучения. Как средство
познания действительности русский язык обеспечивает развитие интеллектуальных и
творческих способностей ребенка, развивает его абстрактное мышление, память и
воображение,
формирует навыки самостоятельной учебной деятельности,
самообразования и самореализации личности. Будучи формой хранения и усвоения
различных знаний, русский язык неразрывно связан со всеми школьными предметами и
влияет на качество усвоения всех других школьных предметов, а в перспективе
способствует овладению будущей профессией.
Содержание обучения русскому языку отобрано и структурировано на основе
компетентностного подхода. В соответствии с этим в V классе формируются и развиваются коммуникативная, языковая, лингвистическая (языковедческая) и культуроведческая
компетенции.
Общая характеристика организации учебного процесса
Формы и методы обучения:
Урок изучения нового материала, урок закрепления знаний, умений и навыков,
комбинированный урок, урокбеседа, повторительнообобщающий урок, урок игра, урок
практикум, урок развития речи.
Методы и приёмы обучения:
обобщающая беседа по изученному материалу;
индивидуальный устный опрос;
опрос с помощью перфокарт;
выборочная проверка упражнения;
самоконтроль (по словарям, справочным пособиям);
различные виды разбора (фонетический, лексический, словообразовательный,
морфологический, синтаксический, лингвистический);
наблюдение за речью окружающих, сбор соответствующего речевого материала с
последующим его использованием по заданию учителя;
изложения (выборочные, подробные и сжатые) на основе текстов типа описания,
рассуждения;
написание сочинений;
письмо под диктовку;
комментирование орфограмм и пунктограмм.
Технологии обучения, методики:
проблемное обучение;
информационнокоммуникационные технологии;
здоровьесберегающие технологии;
проектноисследовательская технология.
Раздел 1. Планируемые результаты учебного курса
Личностные
Метапредмет
1) понимание русского языка как одной из основных национально
культурных ценностей русского народа; определяющей роли родного
языка в развитии интеллектуальных, творческих и моральных качеств
личности;
2) уважительное отношение к родному языку, гордость за него;
3) достаточный объем словарного запаса для выражения мыслей и чувств
в процессе речевого общения;
1) владение всеми видами речевой деятельности (понимание информации,
владение разными видами чтения; умение воспроизводить прослушанный
или прочитанный текст с разной степенью развернутости; умение ные
Предметные
создавать устные и письменные тексты разных типов; способность
правильно излагать свои мысли в устной и письменной форме;
соблюдение основных правил орфографии и пунктуации в процессе
письменного общения;
2) применение приобретенных знаний, умений и навыков в повседневной
жизни; способность использовать родной язык как средство получения
знаний по другим учебным предметам;
3) коммуникативно целесообразное взаимодействие с другими людьми в
процессе речевого общения.
1) представление об основных функциях языка, о роли родного языка в
жизни человека и общества;
2) понимание места родного языка в системе гуманитарных наук и его
роли в образовании в целом;
3) усвоение основ научных знаний о родном языке;
4) опознавание и анализ основных единиц языка;
Раздел 2. Содержание тем учебного курса
1. Язык – важнейшее средство общения. – 1 час.
2. Повторение изученного в начальных классах. 8 ч. + 2ч.Р.р.
I. Части слова. Орфограмма. Место орфограмм в словах. Правописание проверяемых и
непроверяемых гласных и согласных в корне слова. Правописание букв и, а, у после шипящих.
Разделительные ъ и ь. Самостоятельные и служебные части речи. Имя существительное: три
склонения, род, падеж, число. Правописание
гласных в надежных окончаниях
существительных. Буква ь на конце существительных после шипящих. Имя прилагательное:
род, падеж, число. Правописание гласных в надежных окончаниях прилагательных.
Местоимения 1, 2 и 3го лица. Глагол: лицо, время, число, род (в прошедшем времени);
правописание гласных в личных окончаниях наиболее употребительных глаголов 1 и 2
спряжения; буква ь во 2м лице единственного числа глаголов. Правописание тся и ться;
раздельное написание не с глаголами. Раздельное написание предлогов со словами.
II Текст. Тема текста. Стили.
3. Синтаксис. Пунктуация. Культура речи. – 16 ч. + 1 ч.Р.р.
I. Основные синтаксические понятия (единицы): словосочетание, предложение, текст.
Пунктуация как раздел науки о языке. Словосочетание: главное и зависимое слова в
словосочетании. Предложение. Простое предложение; виды простых предложений по цели
высказывания: повествовательные, вопросительные, побудительные. Восклицательные и
невосклицательные предложения. Знаки препинания:
(в конце
предложения), выделения, разделения (повторение).
Грамматическая основа предложения. Главные члены предложения, второстепенные члены
предложения:
и
распространенные предложения (с двумя главными членами). Предложения с однородными
членами, не связанными союзами, а также связанными союзами а, но и одиночным союзом и;
запятая между однородными членами без союзов и с союзами а, но, и. Обобщающие слова
перед однородными членами. Двоеточие после обобщающего слова. Синтаксический разбор
словосочетания и предложения. Обращение, знаки препинания при обращении. Сложное
предложение. Наличие двух и более грамматических основ как признак сложного
предложения. Сложные предложения с союзами (с двумя главными членами в каждом
простом предложении). Запятая между простыми предложениями в сложном предложении
обстоятельство. Нераспространенные
определение,
знаки
завершения
дополнение, перед и, а, но, чтобы, потому что, когда, который, что, если. Прямая речь после слов автора и
перед ними; знаки препинания при прямой речи. Диалог. Тире в начале реплик диалога.
II. Умение интонационно правильно произносить повествовательные, вопросительные,
побудительные и восклицательные предложения, а также предложения с обобщающим
словом.
III. Речь устная и письменная; диалогическая и монологическая. Основная мысль текста.
Этикетные диалоги. Письмо как одна из разновидностей текста.
4. Фонетика. Орфоэпия. Графика и орфография. Культура речи. – 5ч. + 1 ч. Р.р.
I. Фонетика как раздел науки о языке. Звук как единица языка. Звуки речи; гласные и
согласные звуки. Ударение в слове. Гласные ударные и безударные. Твердые и мягкие
согласные. Твердые и мягкие согласные, не имеющие парных звуков. Звонкие и глухие
согласные. Сонорные согласные. Шипящие и ц. Сильные и слабые позиции звуков.
Фонетический разбор слова. Орфоэпические словари.
Графика как раздел науки о языке. Обозначение звуков речи на письме; алфавит. Рукописные
и печатные буквы; прописные и строчные. Каллиграфия. Звуковое значение букв е, ё, ю, я.
Обозначение мягкости согласных. Мягкий знак для обозначения мягкости согласных.
Опознавательные признаки орфограмм. Орфографический разбор. Орфографические словари.
II. Умение соблюдать основные правила литературного произношения в рамках требований
учебника; произносить гласные и согласные перед гласным е. Умение находить справки о
произношении слов в различных словарях (в том числе орфоэпических).
III. Типы текстов. Повествование. Описание (предмета), отбор языковых средств в
зависимости от темы, цели, адресата высказывания.
5. Лексика. Культура речи. – 4ч. + 1 ч. Р.р.
I. Лексика как раздел науки о языке. Слово как единица языка. Слово и его лексическое
значение. Многозначные и однозначные слова. Прямое и переносное значения слов. Омонимы.
Синонимы. Антонимы. Толковые словари.
II. Умение пользоваться толковым словарем, словарем антонимов и другими школьными
словарями. Умение употреблять слова в свойственном им значении.
Ш. Создание текста на основе исходного (подробное изложение), членение его на части.
Описание изображенного на картине с использованием необходимых языковых средств.
6. Морфемика. – 14 ч. + 2 ч. Р.р.
I. Морфемика как раздел науки о языке. Морфема как минимальная значимая часть слов.
Изменение и образование слов. Однокоренные слова. Основа и окончание в самостоятельных
словах. Нулевое окончание. Роль окончаний в словах. Корень, суффикс, приставка; их
назначение в слове. чередование гласных и согласных в слове. Варианты морфем. Морфемный
разбор слов. Морфемные словари. Орфография как раздел науки о языке. Орфографическое
правило. Правописание гласных и согласных в приставках; буквы з и с на конце приставок.
Правописание чередующихся гласных о и а в корнях лож лаг, рос раст. Буквы е и о
после шипящих в корне. Буквы ы и и после ц.
II. Умение употреблять слова с разными приставками и суффиксами. Умение пользоваться
орфографическими и морфемными словарями.
III. Рассуждение в повествовании. Рассуждение, его структура и разновидности.
7. Морфология – 34 ч. + 6ч. Р.р.
Самостоятельные и служебные части речи – 1 ч.
Имя
I. Имя существительное как часть речи. Синтаксическая роль имени существительного в
предложении. Существительные
(повторение).
Существительные собственные и нарицательные. Большая буква в географическими
названиях, в названиях улиц и площадей, в названиях исторических событий. Большая буква в
существительное 10 ч. + 1 ч. Р.р.
одушевленные
и
неодушевленные и
глаголы прошедшего
времени
согласовывать прилагательные
прилагательное 6 ч. + 2 ч. Р.р.
названиях книг, газет, журналов, картин и кинофильмов, спектаклей, литературных и
музыкальных произведений; выделение этих названий кавычками. Род существительных. Три
склонения имен существительных: изменение существительных по падежам и числам.
Существительные, имеющие форму только единственного или только множественного числа.
Морфологический разбор слов. Буквы о и е после шипящих и ц в окончаниях
существительных. Склонение существительных на ия, ий, ие. Правописание гласных в
падежных окончаниях имен существительных.
II. Умение
с
существительными, род которых может быть определен неверно (например, фамилия,
яблоко).
Умение правильно образовывать формы именительного (инженеры, выборы) и
родительного (чулок, мест) падежей множественного числа. Умение использовать в речи
существительныесинонимы для более точного выражения мыслей и для устранения
неоправданного повтора одних и тех же слов.
III. Доказательства и объяснения в рассуждении.
Имя
I. Имя прилагательное как часть речи. Синтаксическая роль имени прилагательного в
предложении. Полные и краткие прилагательные. Правописание гласных в падежных
окончаниях прилагательных с основой на шипящую. Неупотребление буквы ь на конце
кратких прилагательных с основой на шипящую.
Изменение полных прилагательных по
родам, падежам и числам, а кратких по родам и числам.
II. Умение правильно ставить ударение в краткой форме прилагательных (труден, трудна,
трудно). Умение пользоваться в речи прилагательнымисинонимами для более точного
выражения мысли и для устранения неоправданных повторений одних и тех же слов.
III. Описание животного. Структура текста данного жанра. Стилистические разновидности
этого жанра.
Глагол
I. Глагол как часть речи. Синтаксическая роль глагола в предложении.
Неопределенная
форма глагола (инфинитив на ть (ться), ти (тись), чь (чься). Правописание ться и чь (
чься) в неопределенной форме (повторение). Совершенный и несовершенный вид глагола; I и
II спряжение. Правописание гласных в безударных личных окончаниях глаголов.
Правописание чередующихся гласных е и и в корнях глаголов бер бир, дер дир, мер
мир, пep пир, тер тир, стел стил. Правописание не с глаголами.
II. Соблюдение правильного ударения в глаголах, при произношении которых допускаются
ошибки (начать, понять; начал, понял; начала, поняла; повторит, облегчит и др.). Умение
согласовывать глаголсказуемое в прошедшем времени с подлежащим, выраженным
существительным среднего рода и собирательным существительным. Умение употреблять при
глаголах имена существительные в нужном падеже. Умение использовать в речи глаголы
синонимы (например, со значением высказывания, перемещения, нахождения) для более
точного выражения мысли, для устранения неоправданного повтора слов.
III. Понятие о рассказе, об особенностях его структуры и стиля. Невыдуманный рассказ о
себе. Рассказы по сюжетным картинкам.
8. Повторение и систематизация изученного в 5 классе – 5 ч. + 1 ч. Р.р.
Разделы науки о языке. Орфограммы в приставках и в корнях слов. Орфограммы в
окончаниях слов. Употребление букв ъ и ь. Знаки препинания в простом и сложном
предложении и в предложениях с прямой речью.
– 18 ч. + 2 ч. Р.р. Раздел 3.Тематическое планирование курса
№
Программный материал
Колво
часов
Из них колво
контрольных
Из них
развитие
речи
1
работ
1 Язык и общение
2 Вспоминаем, повторяем, изучаем
3 Синтаксис. Пунктуация. Культура речи
4 Фонетика. Орфоэпия. Графика.
Орфография. Культура речи
5 Лексика. Культура речи
6 Морфемика. Орфография. Культура речи
7 Морфология. Орфография. Культура речи
7.1 Имя существительное
3
26
32
19
13
23
52
19
1
5
2
1
2
1
1
3
3
3
3
3 7.2 Имя прилагательное
7.3 Глагол
8 Повторение и систематизация изученного
9
Резерв
12
21
5
2
1
2
1
3
4
Пояснительная записка
Пояснительная записка
Пояснительная записка
Пояснительная записка
Пояснительная записка
Пояснительная записка
Пояснительная записка
Пояснительная записка
Пояснительная записка
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.