ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

  • Разработки уроков
  • doc
  • 23.03.2018
Публикация на сайте для учителей

Публикация педагогических разработок

Бесплатное участие. Свидетельство автора сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Формирование личности, готовой к активной, творческой самореализации в пространстве общечеловеческой культуры, является главной целью развития отечественной системы школьного образования. С учетом этого каждая образовательная область Базисного учебного плана ориентируется на достижение этой главной цели. Целью образования в области физической культуры является формирование у школьников устойчивых мотивов и потребностей в бережном отношении к своему здоровью, целостном развитии физических и психических качеств, творческом использовании средств физической культуры в организации здорового образа жизни. В рамках реализации этой цели настоящая программа для учащихся основной школы ориентируется на решение следующих задач:Формирование личности, готовой к активной, творческой самореализации в пространстве общечеловеческой культуры, является главной целью развития отечественной системы школьного образования. С учетом этого каждая образовательная область Базисного учебного плана ориентируется на достижение этой главной цели. Целью образования в области физической культуры является формирование у школьников устойчивых мотивов и потребностей в бережном отношении к своему здоровью, целостном развитии физических и психических качеств, творческом использовании средств физической культуры в организации здорового образа жизни. В рамках реализации этой цели настоящая программа для учащихся основной школы ориентируется на решение следующих задач:
Иконка файла материала 5_0.doc
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА Формирование   личности,   готовой   к   активной,   творческой   самореализации   в пространстве   общечеловеческой   культуры,   является   главной   целью   развития отечественной системы школьного образования. С учетом этого каждая образовательная область Базисного учебного плана ориентируется на достижение этой главной цели. Целью  образования   в   области   физической   культуры   является   формирование   у школьников   устойчивых   мотивов   и   потребностей   в   бережном   отношении   к   своему здоровью,   целостном   развитии   физических   и   психических   качеств,   творческом использовании средств физической культуры в организации здорового образа жизни. В рамках   реализации   этой   цели   настоящая   программа   для   учащихся   основной   школы ориентируется на решение следующих задач: – укрепление   здоровья,   развитие   основных   физических   качеств   и   повышение функциональных возможностей организма; – формирование   культуры   движений,   обогащение   двигательного   опыта   физическими упражнениями   с  обще­развивающей   и  оздоровительной  направленностью,  техническими действиями и приемами базовых видов спорта; – освоение знаний о физической культуре и спорте, их истории и современном развитии, роли в формировании здорового образа жизни; – обучение   навыкам   и   умениям   в   физкультурно­оздоровительной   и   спортивно­ оздоровительной   деятельности,   самостоятельной   организации   занятий   физическими упражнениями; – воспитание   положительных   качеств   личности,   соблюдение   норм   коллективного взаимодействия и сотрудничества в учебной и соревновательной деятельности. Структура  и  содержание  учебной  программы.  Программа   состоит   из   разделов: «Знания о физической культуре» (информационный компонент); «Способы двигательной (физкультурной)   «Физическое совершенствование» (мотивационный компонент). (операциональный   компонент);   деятельности»   Содержание   раздела  «Знания   о   физической   культуре»  соответствует   основным представлениям о развитии познавательной активности человека и включает в себя такие учебные темы, как «История физической культуры», «Физическая  культура и спорт в современном   обществе»,   «Базовые   понятия   физической   культуры»   и   «Физическая культура   человека».   В   этих   темах   приводятся   сведения   об   истории   древних   и современных Олимпийских игр, основных направлениях развития физической культуры в современном обществе, о формах организации активного отдыха и способах укрепления здоровья средствами физической культуры. Кроме этого, здесь раскрываются основные понятия физической и спортивной подготовки, особенности организации и проведения самостоятельных   занятий   физическими   упражнениями,   даются   правила   контроля   и требования техники безопасности. В   разделе  «Способы   двигательной   (физкультурной)   деятельности»  представлены задания,   которые   ориентированы   на   активное   включение   учащихся   в   самостоятельные формы занятий физической культурой. Этот раздел соотносится с разделом «Знания о физической культуре» и включает  в себя такие темы, как «Организация  и проведение занятий   физической   культурой»   и   «Оценка   эффективности   занятий   физической культурой».   Основным   содержанием   этих   тем   является   перечень   необходимых   и достаточных для самостоятельной деятельности практических навыков и умений. Наиболее   представительным   по   объему   учебного   содержания   является   раздел «Физическое   совершенствование»,   который   ориентирован   на   гармоничное   физическое развитие, всестороннюю физическую подготовку и укрепление здоровья школьников. Этот раздел включает в себя следующие темы: «Физкультурно­оздоровительная деятельность»,«Спортивно­оздоровительная   деятельность   с   обще­развивающей   направленностью»   и «Спортивно­оздоровительная деятельность с соревновательной направленностью». Тема «Физкультурно­оздоровительная деятельность» соотнесена с решением задач по укреплению   здоровья   учащихся.   Здесь   даются   комплексы   упражнений   из   современных оздоровительных систем физического воспитания, направленно содействующих коррекции осанки   и  телосложения,   оптимальному   развитию  систем  дыхания   и  кровообращения,   а также   упражнения   адаптивной   физической   культуры,   которые   адресуются   в   первую очередь школьникам, имеющим отклонения в физическом развитии и состоянии здоровья. Тема   «Спортивно­оздоровительная   обще­развивающей направленностью» ориентирована на повышение физической подготовленности учащихся и включает в себя информацию о средствах общей физической подготовки. В качестве этих средств в программе предлагаются физические упражнения и двигательные действия из базовых   видов   спорта   (гимнастики   с   основами   акробатики,   легкой   атлетики,   лыжных гонок, спортивных игр), имеющих относительно выраженное прикладное значение.   деятельность   с Тема  «Спортивно­оздоровительная  деятельность  с  соревновательной  направленностью» ориентирована   на   возрастные   интересы   учащихся   к   соревновательной   деятельности. Основу  темы составляет углубленное изучение одного из базовых видов спорта Включение этой темы в образовательный процесс  и выбор соответствующего базового вида спорта не являются цельными. Вопрос о включении темы решается Советом школы исходя из интересов учащихся, имеющихся спортивных традиций, а также наличия соответствующей спортивной базы и квалифицированных преподавателей. При условии положительного решения вопроса о введении углубленной спортивной  подготовки по одному из базовых видов спорта из общего   объема   учебного   времени   на   нее   выделяется   либо   дополнительный   час   из регионального   (школьного)  компонента  Базисного учебного плана,  либо 20% из общего годового бюджета времени, отводимого на дисциплину физической культуры (70 часов). При последнем варианте, соответственно, до 20% часов. При этом, соответственно, уменьшается объем часов и учебного материала других тем (физкультурно­оздоровительной деятельности и спортивно­оздоровительной деятельности с обще­развивающей направленностью). Помимо   этого,   в   программе   выделяется   тема   «Упражнения  культурно­этнической направленности»,   которая   раскрывает  исторические   особенности   развития   физической культуры   той   народности,   которая   населяет   конкретный   регион.   Учебный  материал   для данной темы рекомендуется местными органами Образования и разрабатывается учителями физической культуры. Завершается   программа   изложением  Требований   к   уровню  подготовки   выпускников основной школы по физической  культуре.  Эти требования соотносятся с Требованиями Государственного стандарта и задаются преимущественно по четырем базовым основаниям: «знать/понимать»,   «уметь»,   «демонстрировать»   и   «использовать   приобретенные   знания   и умения  в   Практической   деятельности   и   повседневной   жизни».   В   программе   требования выполняют   двойную   функцию.   С   одной  стороны,   они   являются   критериями   оценки успешности овладения учащимися программного содержания, а с другой ­  устанавливают минимальное содержание образования, которое в обязательном порядке должно быть освоено каждым выпускником, оканчивающим основную школу. В программе требования не дифференцируются по годам обучения, а даю в интегральном (едином) выражении. Использование такого подхода в программе является оправданным, поскольку   позволяет   учителям   физической   культуры   на  протяжении   всего   периода обучения в основной школе осуществлять объективную оценку успеваемости учащихся с учетом   индивидуальных   возрастных   особенностей   их   развития.   Исходя   из   программных требований   и   ориентируясь   на   индивидуальные   возможности   и   особенности   полового развития каждого ученика, учитель вправе самостоятельно разрабатывать индивидуальные возрастные шкалы требований (контрольные задания) и в соответствии с ними оцениватьуспеваемость   учащихся по каждому году обучения. Главное,  чтобы к концу обучения   в основной  школе   каждый   учащийся   смог   выполнить   программные   требования   к  уровню подготовки выпускников основной школы по физической культуре. В конце программ дается Приложение, которое включает в себя описание физических упражнений общей и специальной физической подготовки. Эти упражнения соответствуют трем   темам   раздела   «Физическое   совершенствование»   и   ориентированы   на   укрепление здоровья   учащихся,   развитие   их   физических   качеств   и   специальных   физических способностей,   определяемых   избранным   видом   спорта.   Такая   группировка   учебного материала   позволяет   учителю   самостоятельно   отбирать   доступные   и   наиболее эффективные   упражнения   для   каждой   возрастной   группы,   разрабатывать   на   их   основе оптимальные   по   функциональному   воздействию   комплексы   и   системы  физических упражнений,   строго   не   привязывая   их   к   учебной   тематике,   и   планировать   требуемую динамику нагрузок в недельном и месячном цикле. Кроме этого, самостоятельный отбор учителем   обще­развивающих   физических   упражнений   позволяет   учитывать   возрастно­ половые особенности учащихся, уровень их физической и двигательной подготовленности, степень освоения ими используемых упражнений. Формы   организации   и   планирование   образовательного  процесса.  Основными формами организации педагогической системы физического воспитания в основной школе являются  уроки  физической культуры,  физкультурно­оздоровительные мероприятия  в режиме   учебного   дня,  спортивные   соревнования   и   праздники,   занятия   в   спортивных секциях и кружках,  самостоятельные занятия  физическими упражнениями (домашние занятия). Вместе с тем уроки физической культуры являются основной формой организации учебной деятельности учащихся в процессе освоения ими содержания предмета физической культуры. В основной школе уроки физической культуры, как уже говорилось, подразделяются на три типа с образовательно­познавательной направленностью, с образовательно­обучающей направленностью и с образовательно­тренировочной направленностью. При этом они по своим   задачам   и   направленности   учебного   материала   могут   планироваться   и   как комплексные   уроки,  т.е.   с   решением   нескольких   педагогических   задач,   и   как  целевые уроки, т. е. с преимущественным решением одном педагогической задачи. На уроках с  образовательно­познавательной направленностью  учащихся знакомят с учебными знаниями, способами и правилами организации самостоятельных форм занятий, обучают   навыкам   и   умениям   по   их   планированию,   проведению   и   контролю.   Важной особенностью   проведения   этих   уроков   является   активное   использование   учащимися учебников по физической культуре, различных дидактических карточек и методических разработок  учителя.   Уроки  с   образовательно­познавательной  направленностью   имеют  и другие особенности. Во­первых, продолжительность подготовительной части уроков небольшая (до 5­6 мин), в   нее   включаются   как   ранее   разученные,   так   называемые   тематические   комплексы упражнений   (например,   для   развития   гибкости,   координации   движений,   формирования правильной   осанки),   так   и   упражнения   обще­развивающего   характера,   содействующие повышению   работоспособности,   активности   процессов   внимания,   памяти   и   мышления. Учебная   деятельность   в   этой   части   урока   может   быть   организована   фронтально,   по учебным группам, а также индивидуально, когда каждый учащийся проводит подготови­ тельную   часть   самостоятельно   (или   с   небольшой   группой   школьников   по   заранее разработанному им или учителем плану). Во­вторых,   в   основной   части   урока   выделяют   соответственно   образовательный   и двигательный   компоненты.  Образовательный   компонент  включает   в   себя   сообщение учителем   учебных   знаний   и   знакомство   учащихся   со   способами   физкультурной деятельности.   В   зависимости   от   объема   учебного   материала   продолжительностьотведенного на это времени в начале основной части урока может составлять от 10 до 20 мин. Двигательный   компонент  включает   в   себя   обучение   двигательным   действиям   и развитие физических качеств учащихся. Продолжительность отведенного на это времени будет   зависеть   от   времени,   требующегося   на   решение   задач,   запланированных   в образовательном компоненте. Между   образовательным   и   двигательным   компонентами   основной   части   урока необходимо включать обязательную разминку (до 5­7 мин), которая по своему характеру должна соотноситься с задачами двигательного компонента. Если урок проводится по типу целевого, то все учебное время основной части отводится для решения какой­либо одной задачи. В­третьих,   продолжительность   заключительной   части   урока   будет   зависеть   от продолжительности основной части, но не должна превышать 5­7 мин. Уроки с образовательно­обучающей направленностью используются по преимуществу для   обучения   школьников   практическому   материалу,   содержащемуся   в   разделе «Физическое совершенствование» (гимнастика с основами акробатики, легкая атлетика и др.). На этих же уроках учащиеся осваивают и учебные знания, но только те, которые касаются   предмета   обучения   (например,   названия   упражнений,   описания   техники   их выполнения и т. п.). В   основной   школе   данный   вид   уроков   проводится   по   типу   комплексных   уроков   с решением   нескольких   педагогических   задач.   Отличительные   особенности   планирования этих уроков следующие: – планирование   задач   обучения   осуществляется   в   логике   поэтапного   формирования двигательного   навыка:   начальное   обучение;   углубленное   разучивание   и   закрепление; совершенствование; – планирование освоения физических упражнений согласовывается с задачами обучения, а   динамика   нагрузки   ­   с   закономерностями   постепенного   нарастания   утомления, возникающего в процессе их выполнения. После   решения   задач   обучения   планирование   развития   физических   качеств осуществляется   в   определенной   последовательности:   гибкость,   координация   движений, быстрота ­ сила (скоростно­силовые и собственно силовые способности) ­ выносливость (общая и специальная). Уроки   с   образовательно­тренировочной   направленностью  используются   для преимущественного   развития   физических   качеств   и   проводятся   в   рамках целенаправленной физической подготовки. В основной школе такие уроки проводятся как целевые   и   планируются   на   основе   принципов   спортивной   тренировки:   во­первых,   с соблюдением   соотношения   объемов   тренировочной   нагрузки   в   общей   и   специальной подготовке;   во­вторых,   с   системной   цикловой   динамикой   повышения   объема   и интенсивности нагрузки; в­третьих, с ориентацией на достижение конкретного результата в соответствующем цикле тренировочных уроков. Помимо   целевого   развития   физических   качеств,   на   этих   уроках   необходимо   давать школьникам  соответствующие  знания,  формировать  у  них представления  о  физической подготовке и физических качествах, физической нагрузке и ее влиянии на развитие систем организма, а также о функциональных возможностях и особенностях своего организма. Кроме этого, на уроках с образовательно­тренировочной направленностью школьников обучают   способам   контроля   величины   и   функциональной   направленности   физической нагрузки, а также способам ее регулирования в процессе выполнения учебных заданий. Отличительными особенностями целевых уроков являются: – обеспечение постепенного нарастания величины физической нагрузки в течение всей основной части урока;– планирование   относительно   продолжительной   заключительной   части   урока   (до   7­9 мин); – использование   в   качестве   основных   режимов   нагрузки   развивающего   (пульс   до   160 уд/мин) и тренирующего (пульс свыше 160 уд/мин) режимов; – обеспечение   индивидуального   (дифференцированного)   подбора   учебных   заданий, которые выполняются учащимися самостоятельно на основе контроля частоты сердечных сокращений и индивидуального самочувствия. ОСНОВНОЕ СОДЕРЖАНИЕ Знания о физической культуре История физической культуры. Мифы и легенды о зарождении Олимпийских игр в древности.   Исторические   сведения   о   древних   Олимпийских   играх   и   особенностях   их проведения. Виды состязаний и правила проведения древних Олимпийских игр. Известные участники и победители в древних Олимпийских играх. Базовые понятия физической культуры.  Физическое развитие человека. Основные показатели физического развития. Осанка как показатель физического развития; основные ее   характеристики   и   параметры   (положение   головы   и   тела,   форма   спины   и   стопы); основные   факторы,   влияющие   на   форму   осанки   (дневная   динамика,   привыкание   к соответствующей   позе   и   положению   тела,   недостаточное   развитие   статической   силы   и выносливости и др.). Характеристика основных средств формирования и профилактики нарушений осанки, правила составления комплексов упражнений. Физическая   культура   человека.  Режим   дня,   его   основное   содержание   и   правила планирования.   Утренняя   зарядка   и   ее   влияние   на   работоспособность.   Гигиенические требования   к   проведению   утренней   зарядки,   правила   выбора   и   дозировки   физических упражнений, составления комплексов упражнений. Физкультминутки (физкультпаузы) и их значение   для   профилактики   утомления.   Гигиенические   требования   к   проведению физкультминуток (физкультпауз), правила выбора и дозировки физических упражнений, составления комплексов упражнений, их планирования в режиме учебного дня. Правила закаливания организма способами обтирания, обливания, душ. Правила соблюдения личной гигиены во время и после занятий физическими упражнениями (соблюдение чистоты тела и одежды). Способы двигательной (физкультурной) деятельности Организация и проведение занятий физической культурой. Соблюдение требований безопасности и гигиенических правил при подготовке мест занятий, выборе инвентаря и одежды   для   проведения   самостоятельных   занятий   физическими   упражнениями.   Выбор упражнений   и   составление   индивидуальных   комплексов   физических   упражнений   для утренней зарядки, физкультминуток и физкультпауз. Выполнение   комплексов   упражнений   утренней   зарядки,   физкультминуток   и физкультпауз, комплексов упражнений с предметами и без предметов (по заданию учителя) для формирования правильной осанки и коррекции ее нарушений. Оценка эффективности занятий физической культурой. Самонаблюдение. Ведение дневника   самонаблюдения   за   динамикой   индивидуального   физического   развития   по показателям длины и массы тела, окружности грудной клетки, осанке, форме стопы. Самоконтроль.   Измерение   частоты   сердечных   сокращений   во   время   занятий физическими упражнениями. Физическое совершенствованиеФизкультурно­оздоровительная   деятельность.  Комплексы   упражнений   для развития   гибкости   и   координации   движений,   для   формирования   правильной   осанки   с учетом   индивидуальных   особенностей   физического   развития.   Комплексы   упражнений утренней зарядки и физкультминуток. Комплексы дыхательной гимнастики и гимнастики для глаз.     Спортивно­оздоровительная обще­развивающей направленностью. Гимнастика с основами акробатики (12 ч). Организующие команды и приемы: перестроение в движении из колонны по одному в колонну по 2 и 4 дроблением и сведением; перестроение в движении из колонны по 2 и 4 в колонну по одному разведением и слиянием. деятельность с   Кувырок вперед (назад) в группировке; кувырок вперед ноги скрестно с последующим поворотом на 180°; кувырок назад из стойки на лопатках в полушпагат. Опорные   прыжки:   прыжок   ноги   врозь   через   гимнастического   козла   в   ширину (мальчики); прыжок на гимнастического козла в упор присев и соскок (девочки). Ритмическая   гимнастика  (девочки):  простейшие   композиции,   включающие   в   себя стилизованные обще­развивающие упражнения и танцевальные движения (мягкий, широкий и приставной шаги, шаг галопа и польки). Передвижения по напольному гимнастическому бревну  (девочки):  ходьба с различной амплитудой движений и ускорениями, поворотами и подскоками (на месте и в движении). Прикладные   упражнения:   передвижения   ходьбой,   бегом,   прыжками   по   наклонной гимнастической   скамейке;   спрыгивание   и   напрыгивание   на   ограниченную   площадку; преодоление прыжком боком гимнастического бревна с опорой на левую (правую) руку. Расхождение при встрече на гимнастическом бревне (низком и высоком ­   1 м ) . Упражнения общей физической подготовки. Легкая атлетика (36 ч). Высокий старт. Бег с ускорением. Бег на короткие дистанции (30 м и 60 м). Гладкий равномерный бег на учебные дистанции (протяженность дистанций регулируется  учителем  или  учащимися).  Прыжки:  в длину  с разбега способом  «согнув ноги». Метание малого мяча с места в вертикальную цель и на дальность с разбега. Упражнения общей физической подготовки. Лыжные гонки  (10 ч). Попеременный двухшажный ход. Повороты переступанием на месте  и  в движении.   Подъем  «полуёлочкой»,   «елочкой»  и  «лесенкой».  Спуск  прямо  и наискось  в  основной   стойке.   Торможение   «плугом».   Прохождение   учебных   дистанций (протяженность дистанций регулируется учителем или учащимися). Упражнения общей физической подготовки. Спортивные игры (42 ч) БАСКЕТБОЛ. Упражнения без мяча: основная стойка, передвижение приставными шагами с изменением направления движения. Упражнения с мячом: ловля и передача мяча двумя руками от груди с места, с шагом, со сменой места после передачи; бросок мяча в корзину двумя руками от груди с места. Упражнения общей физической подготовки. ВОЛЕЙБОЛ. Упражнения без мяча: основная стойка; передвижения приставным шагом вправо и влево; выход к мячу. Упражнения с мячом: прямая нижняя подача через сетку; прием и передача мяча снизу, прием и передача мяча сверху двумя руками (на месте и в движении приставными шагами). Мини­футбол. Упражнения без мяча: бег с изменением направления движения; бег с ускорением; бег спиной вперед; бег «змейкой» и по кругу. Упражнения с мячом: ведение мяча носком ноги и внутренней частью подъема стопы; удар с места и небольшого разбега по неподвижному мячу внутренней стороны стопы; остановка катящегося мяча внутренней стороной стопы.соревновательной направленностью.  Гимнастика   с   основами   акробатики   (мальчики).  Организующие команды и приемы: перестроение в движении из колонны по одному в колонну по 2 и 4 дроблением и сведением; перестроение в движении из колонны по 2 и 4 в колонну по одному разведением и слиянием. деятельность с     Упражнения общей физической подготовки. Спортивно­оздоровительная   Кувырок вперед (назад) в группировке; кувырок вперед ноги скрестно с последующим поворотом   вперед;   кувырок   назад   через   плечо   из   стойки   на   лопатках   в   полушпагат. Акробатическая комбинация (мальчики): кувырок вперед прыжком с места, перекат назад в стойку на лопатках, перекат вперед в упор присев. Опорные   прыжки:   прыжок   ноги   врозь   через   гимнастического   козла   в   ширину (мальчики);  прыжок   на   гимнастического   козла   в   упор   присев   и   соскок   с   поворотом (девочки). Передвижения по напольному гимнастическому бревну  (девочки):  ходьба с различной амплитудой движений и ускорениями, поворотами и подскоками (на месте и в движении). Упражнения   на   низкой   и   средней   перекладине  (мальчики):  махом   одной,   толчком другой перемах в вис, согнувшись, переворот назад в вис сзади со сходом на ноги. Упражнения на брусьях: наскок в упор, сед ноги врозь, перемах внутрь; соскок из седа на бедре (мальчики); смешанные висы и упоры (стоя, лежа, с поворотами); вис на верхней жерди, размахивание, соскок с поворотом вправо и влево (девочки). Вольные   упражнения  (девочки):  комбинации   из   стилизованных   обще­развивающих упражнений с элементами хореографии (основные позиции рук в сочетании с движением туловища;   передвижения   мягким,   высоким   и   широким   шагом;   пружинистые   движения руками и ногами; волнообразные движения руками и туловищем в положении стоя, стоя на коленях с опорой на руки; прыжок выпрямившись; прыжок шагом). Прикладные   упражнения:   передвижения   ходьбой,   бегом,   прыжками   по   наклонной гимнастической   скамейке;   спрыгивание   и   запрыгивание   на   ограниченную   площадку; преодоление прыжком боком гимнастического бревна с опорой на левую  (правую) руку; передвижения по гимнастической стенке (вверх и вниз, по диагонали, по горизонтали на разной высоте). Расхождение при встрече на гимнастическом бревне. Упражнения специальной физической и технической подготовки . Легкая   атлетика.  Низкий   и   высокий   старт   с   последующим ускорением.  Прыжки:  в длину с места и в высоту способом «перешагивание». Метание малого  мяча с разбега на дальность   и   в   цель.   Бег   на   короткие   (30   м   и  60   м)   и   средние   учебные   дистанции (протяженность   дистанций   регулируется   учителем   или   учащимися);   бег   с   преодолением искусственных и естественных препятствий (по типу кроссового бега). Упражнения специальной физической и технической подготовки. Лыжные гонки. Попеременный двухшажный и одновременный одношажный ход. Переход с попеременного хода на  одновременный. Повороты махом на месте через лыжу вперед  и через лыжу назад, «плугом». Подъем «полуёлочкой», «ёлочкой» и «лесенкой». Спуск прямо и наискось   в   основной   стойке.   Спуск   прямо   в   низкой   стойке.   Торможение   «плугом». Прохождение   учебных   дистанций   с   преодолением   спусков   и  подъемов   (протяженность дистанций регулируется учителем или учащимися). Упражнения специальной физической и технической подготовки. Спортивные игры БАСКЕТБОЛ. Упражнения без мяча: основная стойка; передвижения в основной стойке; передвижения   приставным  шагом   с   изменением   направления   движения,   с   чередованием скорости передвижения;  переход с передвижения  правым  боком на передвижение левым боком; прыжок вверх толчком одной и приземлением на другую; остановка в шаге и прыжкомпосле ускорения. Упражнения с мячом: ловля и передача мяча двумя руками от груди в парах, тройках (стоя на месте, при передвижении приставным шагом левым и правым боком); ведение мяча стоя на месте, в движении по прямой, по кругу,  «змейкой»; бросок мяча в корзину двумя руками от груди с места, двумя руками снизу (выполнение штрафного броска); бросок мяча в баскетбольный щит одной (двумя) руками от груди после ведения. Игра в баскетбол по правилам. Упражнения специальной физической и технической подготовки. ВОЛЕЙБОЛ. Упражнения без мяча: стойка волейболиста; передвижения шагом в правую и левую стороны, вперед и назад; прыжки с места в правую и левую стороны, вверх; прыжок вверх толчком двумя с небольшого разбега. Упражнения с мячом: прямая нижняя и верхняя подача через сетку; прием и передача мяча снизу и от груди в парах (на месте и в движении приставными шагами); передача мяча из зоны в зону. Тактические действия игроков передней линии в нападении и задней линии при приеме мяча. Игра в волейбол по правилам. Мини­футбол. Упражнения без мяча: бег «змейкой» и «восьмеркой»; бег с чередованием передвижения   лицом   и   спиной   вперед.   Упражнения   с   мячом:   удар   с   разбега   по неподвижному и катящемуся мячу внутренней стороной стопы; остановка мяча внутренней стороной стопы; ведение мяча носком ноги, внутренней и внешней частью подъема стопы. Тактические действия: взаимодействие игроков в нападении и защите. Игра в футбол по правилам. Упражнения   культурно­этнической   направленности.  Сюжетно­образные (подвижные) и обрядовые игры. Элементы техники национальных видов спорта. Методическая литература: При   организации   изучения   предмета   по   физической   культуре,   выборе   учебников   и учебно­методических   комплексов,   а   также   составлении   поурочного   планирования рекомендуется руководствоваться следующими документами: – стандарт начального общего образования по физической культуре; – стандарт основного общего образования по физической культуре; – стандарт среднего (полного) общего образования по физической культуре на базовом уровне; – стандарт   среднего   (полного)   общего   образования   по   физической   культуре   на профильном уровне; – примерные программы по физической культуре начального общего образования; – примеры программы по физической культуре основного общего образования; – примерные программы по физической культуре среднего (полного) общего образования на базовом уровне; – примерные программы по физической культуре среднего (полного) общего образования на профильном уровне; – требования   к   оснащенности   образовательного   процесса   в   соответствии   с содержательным наполнением стандарта по физической культуре. Преподавание учебного предмета по физической культуре с использованием действующих  учебников и учебно­методических комплексов представляет определенную трудность.  Поскольку, учебников и учебно­методических комплексов, разработанных в соответствии  с государственным стандартом образования по физической культуре еще нет, допускается  использование любого учебника или учебного пособия по физической культуре,  включенных в Федеральные перечни учебников, учебно­методических и методических  изданий, рекомендуемых (допущенных) Минобразованием России к использованию вобразовательных учреждениях на 2004/2005 учебный год, утвержденных приказом  Минобразования России от 15 января, 2004 года, №111. ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН № П/П ТЕМА УРОКА 1 Вводный урок. История и базовые понятия физической культуры. 2 Легкая атлетика. Инструктаж по ТБ. Высокий старт. Бег 30 м. 3 Низкий старт. Бег 60 м. 4 Бег 100 м. 5 Бег 400 м. 6 Бег 500 м. 7 Бег 1000 м. 8 Прыжок в длину  9 60 м. с барьерами 10 110 м., 100м. с барьерами 11 Русская лапта. Инструктаж по ТБ. Знакомство с правилами. 12 Подача и удары по мячу 13 Перебежки, осаливание 14 Игра по правилам 15 Легкая атлетика. Бег 2000 м. Инструктаж по ТБ. 16 Метание мяча 150 гр. 17 Метание ядра 18 Челночный бег 4x9 м. 19 Ускорение с многоскоками 20 Прыжок в длину с места 21 Прыжок в высоту  22 Прыжок в высоту 23 Баскетбол. Инструктаж по ТБ. Основная стойка и передвижения 24 Основная стойка и передвижения 25 Ловля и передача мяча 26 Ловля и передача мяча 27 Бросок мяча в корзину двумя руками с места28 Бросок мяча в корзину двумя руками с места 29 Бросковые эстафеты с элементами ведения мяча 30 Ведение мяча стоя на месте, в движении 31 Ведение мяча стоя на месте, в движении 32 Выполнение штрафного броска 33 Выполнение штрафного броска 34 Игра в баскетбол по правилам 35 Игра в баскетбол по правилам 36 Гимнастика. Инструктаж по ТБ. Строевые упражнения.  37 Строевые   упражнения.   Упражнения   для   формирования   навыка правильной осанки 38 Прыжки через скакалку 39 Прыжки через скакалку 40 Опорные прыжки 41 Опорные прыжки 42 Акробатические комбинации 43 Акробатические комбинации 44 Акробатические комбинации 45 Подтягивание в висе 46 Сгибание и разгибание рук в упоре лежа 47 Подъем туловища за 1 мин. из положения лежа 48 Лыжная   подготовка.  Инструктаж   по   ТБ.   Попеременный двухшажный ход 49 Попеременный двухшажный ход 50 Прохождение дистанции 2 км. 51 Подъем «лесенкой» и «полуелочкой» 52 Подъем «лесенкой» и «полуелочкой» 53 Торможение «плугом» 54 Торможение «плугом» 55 Спуск наискось и прямо в основной стойке 56 Спуск наискось и прямо в основной стойке 57 Прохождение дистанции 1 км. 58 Мини – футбол. Инструктаж по ТБ. Знакомство с правилами игры 59 Передачи   мяча   на   месте   (продольные,   поперечные,   диагональные, низкие и высокие). Остановка мяча внутренней стороной стопы. 60 Передачи   мяча   на   месте   (продольные,   поперечные,   диагональные, низкие и высокие). Остановка мяча внутренней стороной стопы. 61 Передачи   мяча   на   месте   (продольные,   поперечные,   диагональные, низкие и высокие). Остановка мяча внутренней стороной стопы. 62 Удар с разбега по неподвижному мячу63 Удар с разбега по неподвижному мячу 64 Ведение мяча носком ноги и внутренней частью подъема стопы 65 Ведение мяча носком ноги и внутренней частью подъема стопы 66 Остановка катящегося мяча внутренней стороной стопы 67 Остановка катящегося мяча внутренней стороной стопы 68 Игра в мини – футбол по правилам. 69 Волейбол. Инструктаж по ТБ. Основная стойка и передвижения 70 Основная стойка и передвижения 71 Передача мяча снизу. 72 Передача мяча снизу. 73 Подача мяча (прямая нижняя) 74 Подача мяча (прямая нижняя) 75 Передача мяча сверху. 76 Передача мяча сверху. 77 Игра в волейбол по правилам 78 Игра в волейбол по правилам 79 Легкая атлетика. Инструктаж по ТБ. Прыжок в длину с места 80 Прыжок в высоту 81 Прыжок в высоту 82 Ускорение с многоскоками 83 Челночный бег 4x9 м. 84 Метание мяча 150 гр. 85 Метание ядра 86 Высокий старт. Бег 30 м. 87 Низкий старт. Бег 60 м. 88 Бег 100 м. 89 Бег 400 м. 90 Бег 500 м. 91 Бег 1000 м. 92 Прыжок в длину 93 60 м. с барьерами 94 110 м., 100м. с барьерами 95 Бег 2000 м. 96 Тройной прыжок 97 Русская лапта. Инструктаж по ТБ. Подача и удары по мячу 98 Перебежки, осаливание99 Игра в лапту по правилам 100 Игра в лапту по правилам 101 Прохождение полосы препятствий 102 Заключительный урок. Физическая культура человека.