Формирование личности, готовой к активной, творческой самореализации в пространстве общечеловеческой культуры, является главной целью развития отечественной системы школьного образования. С учетом этого каждая образовательная область Базисного учебного плана ориентируется на достижение этой главной цели.
Целью образования в области физической культуры является формирование у школьников устойчивых мотивов и потребностей в бережном отношении к своему здоровью, целостном развитии физических и психических качеств, творческом использовании средств физической культуры в организации здорового образа жизни. В рамках реализации этой цели настоящая программа для учащихся основной школы ориентируется на решение следующих задач:Формирование личности, готовой к активной, творческой самореализации в пространстве общечеловеческой культуры, является главной целью развития отечественной системы школьного образования. С учетом этого каждая образовательная область Базисного учебного плана ориентируется на достижение этой главной цели.
Целью образования в области физической культуры является формирование у школьников устойчивых мотивов и потребностей в бережном отношении к своему здоровью, целостном развитии физических и психических качеств, творческом использовании средств физической культуры в организации здорового образа жизни. В рамках реализации этой цели настоящая программа для учащихся основной школы ориентируется на решение следующих задач:
6.doc
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Формирование личности, готовой к активной, творческой самореализации в
пространстве общечеловеческой культуры, является главной целью развития
отечественной системы школьного образования. С учетом этого каждая образовательная
область Базисного учебного плана ориентируется на достижение этой главной цели.
Целью образования в области физической культуры является формирование у
школьников устойчивых мотивов и потребностей в бережном отношении к своему
здоровью, целостном развитии физических и психических качеств, творческом
использовании средств физической культуры в организации здорового образа жизни. В
рамках реализации этой цели настоящая программа для учащихся основной школы
ориентируется на решение следующих задач:
– укрепление здоровья, развитие основных физических качеств и повышение
функциональных возможностей организма;
– формирование культуры движений, обогащение двигательного опыта физическими
упражнениями с общеразвивающей и оздоровительной направленностью, техническими
действиями и приемами базовых видов спорта;
– освоение знаний о физической культуре и спорте, их истории и современном развитии,
роли в формировании здорового образа жизни;
– обучение навыкам и умениям в физкультурнооздоровительной и спортивно
оздоровительной деятельности, самостоятельной организации занятий физическими
упражнениями;
– воспитание положительных качеств личности, соблюдение норм коллективного
взаимодействия и сотрудничества в учебной и соревновательной деятельности.
Структура и содержание учебной программы. Программа состоит из разделов:
«Знания о физической культуре» (информационный компонент); «Способы двигательной
(физкультурной)
«Физическое
совершенствование» (мотивационный компонент).
(операциональный компонент);
деятельности»
Содержание раздела «Знания о физической культуре» соответствует основным
представлениям о развитии познавательной активности человека и включает в себя такие
учебные темы, как «История физической культуры», «Физическая культура и спорт в
современном обществе», «Базовые понятия физической культуры» и «Физическая
культура человека». В этих темах приводятся сведения об истории древних и
современных Олимпийских игр, основных направлениях развития физической культуры в
современном обществе, о формах организации активного отдыха и способах укрепления
здоровья средствами физической культуры. Кроме этого, здесь раскрываются основные
понятия физической и спортивной подготовки, особенности организации и проведения
самостоятельных занятий физическими упражнениями, даются правила контроля и
требования техники безопасности.
В разделе «Способы двигательной (физкультурной) деятельности» представлены
задания, которые ориентированы на активное включение учащихся в самостоятельные
формы занятий физической культурой. Этот раздел соотносится с разделом «Знания о
физической культуре» и включает в себя такие темы, как «Организация и проведение
занятий физической культурой» и «Оценка эффективности занятий физической
культурой». Основным содержанием этих тем является перечень необходимых и
достаточных для самостоятельной деятельности практических навыков и умений.
Наиболее представительным по объему учебного содержания является раздел
«Физическое совершенствование», который ориентирован на гармоничное физическое
развитие, всестороннюю физическую подготовку и укрепление здоровья школьников. Этот
раздел включает в себя следующие темы: «Физкультурнооздоровительная деятельность», «Спортивнооздоровительная деятельность с общеразвивающей направленностью» и
«Спортивнооздоровительная деятельность с соревновательной направленностью».
Тема «Физкультурнооздоровительная деятельность» соотнесена с решением задач по
укреплению здоровья учащихся. Здесь даются комплексы упражнений из современных
оздоровительных систем физического воспитания, направленно содействующих коррекции
осанки и телосложения, оптимальному развитию систем дыхания и кровообращения, а
также упражнения адаптивной физической культуры, которые адресуются в первую
очередь школьникам, имеющим отклонения в физическом развитии и состоянии здоровья.
Тема
«Спортивнооздоровительная
общеразвивающей
направленностью» ориентирована на повышение физической подготовленности учащихся и
включает в себя информацию о средствах общей физической подготовки. В качестве этих
средств в программе предлагаются физические упражнения и двигательные действия из
базовых видов спорта (гимнастики с основами акробатики, легкой атлетики, лыжных
гонок, спортивных игр), имеющих относительно выраженное прикладное значение.
деятельность
с
Тема «Спортивнооздоровительная деятельность с соревновательной направленностью»
ориентирована на возрастные интересы учащихся к соревновательной деятельности.
Основу темы составляет углубленное изучение одного из базовых видов спорта Включение
этой темы в образовательный процесс и выбор соответствующего базового вида спорта не
являются цельными. Вопрос о включении темы решается Советом школы исходя из интересов
учащихся, имеющихся спортивных традиций, а также наличия соответствующей спортивной
базы и квалифицированных преподавателей. При условии положительного решения вопроса
о введении углубленной спортивной подготовки по одному из базовых видов спорта из
общего объема учебного времени на нее выделяется либо дополнительный час из
регионального (школьного) компонента Базисного учебного плана, либо 20% из общего
годового бюджета времени, отводимого на дисциплину физической культуры (70 часов). При
последнем варианте, соответственно, до 20% часов. При этом, соответственно, уменьшается
объем часов и учебного материала других тем (физкультурнооздоровительной деятельности и
спортивнооздоровительной деятельности с общеразвивающей направленностью).
Помимо этого, в программе выделяется тема «Упражнения культурноэтнической
направленности», которая раскрывает исторические особенности развития физической
культуры той народности, которая населяет конкретный регион. Учебный материал для
данной темы рекомендуется местными органами Образования и разрабатывается учителями
физической культуры.
Завершается программа изложением Требований к уровню подготовки выпускников
основной школы по физической культуре. Эти требования соотносятся с Требованиями
Государственного стандарта и задаются преимущественно по четырем базовым основаниям:
«знать/понимать», «уметь», «демонстрировать» и «использовать приобретенные знания и
умения в Практической деятельности и повседневной жизни». В программе требования
выполняют двойную функцию. С одной стороны, они являются критериями оценки
успешности овладения учащимися программного содержания, а с другой устанавливают
минимальное содержание образования, которое в обязательном порядке должно быть освоено
каждым выпускником, оканчивающим основную школу.
В программе требования не дифференцируются по годам обучения, а даю в интегральном
(едином) выражении. Использование такого подхода в программе является оправданным,
поскольку позволяет учителям физической культуры на протяжении всего периода
обучения в основной школе осуществлять объективную оценку успеваемости учащихся с
учетом индивидуальных возрастных особенностей их развития. Исходя из программных
требований и ориентируясь на индивидуальные возможности и особенности полового
развития каждого ученика, учитель вправе самостоятельно разрабатывать индивидуальные
возрастные шкалы требований (контрольные задания) и в соответствии с ними оценивать успеваемость учащихся по каждому году обучения. Главное, чтобы к концу обучения в
основной школе каждый учащийся смог выполнить программные требования к уровню
подготовки выпускников основной школы по физической культуре.
В конце программ дается Приложение, которое включает в себя описание физических
упражнений общей и специальной физической подготовки. Эти упражнения соответствуют
трем темам раздела «Физическое совершенствование» и ориентированы на укрепление
здоровья учащихся, развитие их физических качеств и специальных физических
способностей, определяемых избранным видом спорта. Такая группировка учебного
материала позволяет учителю самостоятельно отбирать доступные и наиболее
эффективные упражнения для каждой возрастной группы, разрабатывать на их основе
оптимальные по функциональному воздействию комплексы и системы физических
упражнений, строго не привязывая их к учебной тематике, и планировать требуемую
динамику нагрузок в недельном и месячном цикле. Кроме этого, самостоятельный отбор
учителем общеразвивающих физических упражнений позволяет учитывать возрастно
половые особенности учащихся, уровень их физической и двигательной подготовленности,
степень освоения ими используемых упражнений.
Формы организации и планирование образовательного процесса. Основными
формами организации педагогической системы физического воспитания в основной школе
являются уроки физической культуры, физкультурнооздоровительные мероприятия в
режиме учебного дня, спортивные соревнования и праздники, занятия в спортивных
секциях и кружках, самостоятельные занятия физическими упражнениями (домашние
занятия). Вместе с тем уроки физической культуры являются основной формой организации
учебной деятельности учащихся в процессе освоения ими содержания предмета физической
культуры.
В основной школе уроки физической культуры, как уже говорилось, подразделяются на
три типа с образовательнопознавательной направленностью, с образовательнообучающей
направленностью и с образовательнотренировочной направленностью. При этом они по
своим задачам и направленности учебного материала могут планироваться и как
комплексные уроки, т.е. с решением нескольких педагогических задач, и как целевые
уроки, т. е. с преимущественным решением одном педагогической задачи.
На уроках с образовательнопознавательной направленностью учащихся знакомят с
учебными знаниями, способами и правилами организации самостоятельных форм занятий,
обучают навыкам и умениям по их планированию, проведению и контролю. Важной
особенностью проведения этих уроков является активное использование учащимися
учебников по физической культуре, различных дидактических карточек и методических
разработок учителя. Уроки с образовательнопознавательной направленностью имеют и
другие особенности.
Вопервых, продолжительность подготовительной части уроков небольшая (до 56 мин),
в нее включаются как ранее разученные, так называемые тематические комплексы
упражнений (например, для развития гибкости, координации движений, формирования
правильной осанки), так и упражнения общеразвивающего характера, содействующие
повышению работоспособности, активности процессов внимания, памяти и мышления.
Учебная деятельность в этой части урока может быть организована фронтально, по
учебным группам, а также индивидуально, когда каждый учащийся проводит подготови
тельную часть самостоятельно (или с небольшой группой школьников по заранее
разработанному им или учителем плану).
Вовторых, в основной части урока выделяют соответственно образовательный и
двигательный компоненты. Образовательный компонент включает в себя сообщение
учителем учебных знаний и знакомство учащихся со способами физкультурной
деятельности. В зависимости от объема учебного материала продолжительность отведенного на это времени в начале основной части урока может составлять от 10 до 20
мин.
Двигательный компонент включает в себя обучение двигательным действиям и
развитие физических качеств учащихся. Продолжительность отведенного на это времени
будет зависеть от времени, требующегося на решение задач, запланированных в
образовательном компоненте.
Между образовательным и двигательным компонентами основной части урока
необходимо включать обязательную разминку (до 57 мин), которая по своему характеру
должна соотноситься с задачами двигательного компонента.
Если урок проводится по типу целевого, то все учебное время основной части отводится
для решения какойлибо одной задачи.
Втретьих, продолжительность заключительной части урока будет зависеть от
продолжительности основной части, но не должна превышать 57 мин.
Уроки с образовательнообучающей направленностью используются по преимуществу
для обучения школьников практическому материалу, содержащемуся в разделе
«Физическое совершенствование» (гимнастика с основами акробатики, легкая атлетика и
др.). На этих же уроках учащиеся осваивают и учебные знания, но только те, которые
касаются предмета обучения (например, названия упражнений, описания техники их
выполнения и т. п.).
В основной школе данный вид уроков проводится по типу комплексных уроков с
решением нескольких педагогических задач. Отличительные особенности планирования
этих уроков следующие:
– планирование задач обучения осуществляется в логике поэтапного формирования
двигательного навыка: начальное обучение; углубленное разучивание и закрепление;
совершенствование;
– планирование освоения физических упражнений согласовывается с задачами обучения,
а динамика нагрузки с закономерностями постепенного нарастания утомления,
возникающего в процессе их выполнения.
После решения задач обучения планирование развития физических качеств
осуществляется в определенной последовательности: гибкость, координация движений,
быстрота сила (скоростносиловые и собственно силовые способности) выносливость
(общая и специальная).
Уроки с образовательнотренировочной направленностью используются для
преимущественного развития физических качеств и проводятся в рамках
целенаправленной физической подготовки. В основной школе такие уроки проводятся как
целевые и планируются на основе принципов спортивной тренировки: вопервых, с
соблюдением соотношения объемов тренировочной нагрузки в общей и специальной
подготовке; вовторых, с системной цикловой динамикой повышения объема и
интенсивности нагрузки; втретьих, с ориентацией на достижение конкретного результата в
соответствующем цикле тренировочных уроков.
Помимо целевого развития физических качеств, на этих уроках необходимо давать
школьникам соответствующие знания, формировать у них представления о физической
подготовке и физических качествах, физической нагрузке и ее влиянии на развитие систем
организма, а также о функциональных возможностях и особенностях своего организма.
Кроме этого, на уроках с образовательнотренировочной направленностью школьников
обучают способам контроля величины и функциональной направленности физической
нагрузки, а также способам ее регулирования в процессе выполнения учебных заданий.
Отличительными особенностями целевых уроков являются:
– обеспечение постепенного нарастания величины физической нагрузки в течение всей
основной части урока; – планирование относительно продолжительной заключительной части урока (до 79
мин);
– использование в качестве основных режимов нагрузки развивающего (пульс до 160
уд/мин) и тренирующего (пульс свыше 160 уд/мин) режимов;
– обеспечение индивидуального (дифференцированного) подбора учебных заданий,
которые выполняются учащимися самостоятельно на основе контроля частоты сердечных
сокращений и индивидуального самочувствия.
ОСНОВНОЕ СОДЕРЖАНИЕ
Знания о физической культуре
История физической культуры. Возрождение Олимпийских игр, роль Пьера де
Кубертена в их становлении и развитии, цель и задачи Олимпийского движения,
олимпийские идеалы и символика.
в
дореволюционной России, первые успехи российских спортсменов в современных
Олимпийских играх. История зарождения избранного вида спорта (гимнастики, лыжных
гонок, плавания, баскетбола, футбола, волейбола). Современные правила соревнований по
избранному виду спорта.
Зарождение Олимпийского движения
Базовые понятия физической культуры.
Физическая Подготовка как система
регулярных занятий по развитию физических качеств; понятия силы, быстроты, выносливости,
гибкости, координации движений и ловкости. Основные правила развития физических качеств
(регулярность и систематичность занятий, доступность и индивидуализация в выборе
величины физических нагрузок, непрерывность и постепенность повышения требований).
Структура занятий по развитию физических качеств (подготовительная часть разминка,
основная часть решение главных задач занятия, заключительная часть восстановление
организма) и особенности планирования их содержания, место занятий в режиме дня и
недели. Физическая нагрузка как чередование физической работы и отдыха; ее регулирование
по объему, продолжительности, интенсивности и интервалам отдыха. Общая характеристика
основных режимов нагрузки по показателям частоты сердечных сокращений
(оздоровительный, поддерживающий, развивающий и тренирующий режимы).
Физическая культура человека. Правила закаливания организма способами принятия
воздушных и солнечных ванн, купания. Правила ведения дневника самонаблюдения за
физическим развитием и физической подготовленностью.
Способы двигательной (физкультурной) деятельности
Организация и проведение занятий физической культурой. Соблюдение требований
безопасности и гигиенических правил при подготовке мест занятий, выборе инвентаря и
одежды для проведения занятий по развитию физических качеств (в условиях спортивного
зала и открытой спортивной площадки). Составление по образцу комплексов упражнений
для развития физических качеств (по заданию учителя). Составление вместе с учителем
плана индивидуальных занятий по развитию физических качеств.
Оценка эффективности занятий физической культурой. Правила самостоятельного
тестирования физических качеств. Измерение частоты сердечных сокращений во время
занятий и регулирование величины нагрузки в соответствии с заданными режимами
(согласно плану индивидуальных занятий и показателям текущего самочувствия).
Ведение дневника самонаблюдения: регистрация по учебным четвертям динамики
показателей физического развития и физической подготовленности; содержание
еженедельно обновляемых комплексов утренней зарядки и физкультминуток; содержание
домашних занятий по развитию физических качеств. Наблюдения за динамикой показателей
физической подготовленности с помощью тестовых упражнений: развитие силы прыжки с места в длину и высоту, отжимание, в упоре лежа, наклоны
вперед из положения, сидя, поднимание ног из положения виса;
развитие быстроты ловля падающей линейки, темпингтест, бег с максимальной
скоростью;
развитие выносливости бег по контрольной дистанции, 6минутный бег;
развитие координации движений бросок малого мяча в подвижную мишень,
удерживание тела в статическом положении стоя на одной ноге, передвижение ходьбой и
бегом по гимнастическому бревну;
развитие гибкости наклон вперед, маховые движения ногами вперед, назад, в сторону,
выкруты рук с гимнастической палкой назад и вперед.
Физическое совершенствование
Физкультурнооздоровительная деятельность.
Комплексы упражнений для
развития гибкости и координации движений, формирования правильной осанки с учетом
индивидуальных особенностей физического развития. Комплексы упражнений для
коррекции фигуры. Комплексы упражнений утренней зарядки и физкультминуток и
физкультпауз. Комплексы дыхательной гимнастики и гимнастики для глаз.
Спортивнооздоровительная
общеразвивающей
направленностью. Гимнастика с основами акробатики (12 ч). Организующие команды и
приемы: ходьба строевым шагом одной, двумя и тремя колоннами, перестроение в движении
из колонны по одному в колонну по 2, по 3 и обратно.
деятельность
с
Кувырок назад в группировке, стойка на лопатках, перекат вперед в упор присев, два
кувырка вперед в группировке.
Опорные прыжки: прыжок, согнув ноги через гимнастического козла (мальчики); прыжок
ноги врозь через гимнастического козла (девочки).
Передвижение по гимнастическому бревну (девочки): поворот на носках в полуприсед,
выход в равновесие на одной, полушпагат, соскок прогнувшись из стойки поперек.
Упражнения на невысокой перекладине (мальчики): подъем в упор с прыжка, перемах
левой (правой) вперед, назад, переход в вис лежа на согнутых руках.
Упражнения на брусьях: наскок в упор и ходьба на руках; размахивание в упоре; соскок
вперед с опорой на жердь (мальчики); наскок в упор на нижнюю жердь, махом назад соскок
с поворотом с опорой на жердь (девочки).
Ритмическая гимнастика (девочки): простейшие композиции, включающие стилизованные
общеразвивающие упражнения и элементы хореографии (прыжок выпрямившись, скачок,
закрытый и открытый прыжки).
Прикладные упражнения: лазанье по канату в два приема (мальчики); лазанье по
гимнастической стенке вверхвниз, горизонтально лицом и спиной к стенке, по диагонали
(девочки). Упражнения на трамплине: прыжок с разбега на горку матов, соскок с
приземлением в определенное место.
Упражнения общей физической подготовки.
Легкая атлетика (36ч). Старт с опорой на одну руку с последующим ускорением. Бег с
преодолением препятствий. Спринтерский бег (60 ми 100 м). Гладкий равномерный бег по
учебной дистанции (протяженность дистанций регулируется учителем или учащимися).
Прыжок в высоту с разбега способом «перешагивание». Метание малого мяча по движущейся
мишени (катящемуся с разной скоростью и летящему по разной траектории баскетбольному
мячу).
Упражнения общей физической подготовки.
Лыжные гонки (10 ч). Одновременный одношажный ход. Передвижения с чередованием
попеременного двухшажного с одновременным одношажным ходом. Торможение «упором». Преодоление небольших трамплинов (3050 см высотой) в низкой стойке. Прохождение
учебных дистанций (протяженность дистанций регулируется учителем или учащимися).
Упражнения общей физической подготовки.
Спортивные игры (42 ч)
Б А С К Е Т Б О Л . Упражнения без мяча: прыжок вверх толчком одной с приземлением на
другую; передвижение в основной стойке; остановка прыжком после ускорения; остановка
в шаге. Упражнения с мячом: ловля мяча после отскока от пола; ведение мяча на месте и в
движении с изменением направления движения; бросок мяча в корзину двумя руками снизу
после ведения и от груди с места. Игра в баскетбол по правилам.
Упражнения общей физической подготовки.
В О Л Е Й Б О Л . Упражнения с мячом: прямая нижняя подача мяча через сетку с лицевой
линии площадки; передача мяча после перемещения; передача мяча из зоны в зону, стоя на
месте. Игра в волейбол по правилам.
Минифутбол. Упражнения с мячом: ведение мяча с ускорением (по прямой, по
кругу, между стоек); удар с разбега по катящемуся мячу. Игра в футбол по правилам.
Упражнения общей физической подготовки.
Спортивнооздоровительная
соревновательной
направленностью. Гимнастика с основами акробатики. Организующие команды и
приемы: передвижение строевым шагом одной, двумя и тремя колоннами; перестроение в
движении из колонны по одному в колонну по 2, по 3 и обратно.
деятельность
с
Акробатические упражнения (мальчики): прыжком кувырок вперед, кувырок назад в
группировке, стойка на лопатках, перекат вперед в упор присев, два кувырка вперед в
группировке, стойка на голове и руках.
Опорные прыжки: прыжок согнув ноги через гимнастического козла (мальчики); прыжок
ноги врозь через гимнастического козла (девочки).
Передвижения по гимнастическому бревну (девочки): поворот на носках в полуприсед,
выход в равновесие на одной, полушпагат, соскок прогнувшись из стойки поперек.
Упражнения на средней перекладине (мальчики): подъем в упор с прыжка, перемах
левой (правой) вперед, назад, переход в вис лежа на согнутых руках; из виса завесой вне
размахивание и подъем в упор; из виса стоя наскок в упор; из упора верхом спад назад в вис
завесом; махом одной, толчком другой подъем переворотом в упор.
Упражнения на брусьях: наскок в упор и ходьба на руках; размахивание в упоре; соскок
вперед с опорой на жердь; наскок в упор, фиксация упора углом; сед ноги врозь;
размахивание в упоре, сед на бедре с последующим соскоком (мальчики); наскок в упор на
нижнюю жердь, махом назад соскок с поворотом с опорой на жердь; размахивания изгибами
в висе на верхней жерди; перемахи одной и двумя в висе лежа на нижней жерди; выход из
виса лежа на нижней жерди в сед на бедре с дохватом за верхнюю жердь, соскок (девочки).
Вольные упражнения (девочки): комбинации с использованием простых движений типа
зарядки; элементов хореографии и ритмической гимнастики (основные позиции ног с
полуприседанием и приседанием, выставлением ноги в различных направлениях, маховыми
движениями ногой, острым шагом, закрытым и открытым прыжком); танцевальных движений
(приставного, переменного шага, шага галопа, польки).
Прикладные упражнения: лазанье по канату в два приема (мальчики); лазанье по
гимнастической стенке вверхвниз, горизонтально лицом и спиной к стенке, по диагонали
(девочки). Упражнения на трамплине: прыжок с разбега на горку матов, соскок с
приземлением в определенное место.
Упражнения специальной физической и технической подготовки.
Легкая атлетика.
Старт с опорой на одну руку с последующим ускорением.
Финиширование. Эстафетный бег. Прыжок в длину с разбега способом «прогнувшись».
Прыжок в высоту способом «перешагивание». Бег с препятствиями. Спринтерский бег. Кроссовый бег на учебные дистанции (протяженность дистанций регулируется учителем или
учащимися).
Упражнения специальной физической и технической подготовки.
Лыжные гонки. Одновременный двухшажный и попеременный четырехшажный ход.
Передвижение с чередованием попеременных и одновременных ходов. Торможение боковым
соскальзыванием. Преодоление препятствий на лыжах способами перешагивания,
перепрыгивания, перелезания; прыжки с небольших трамплинов (3050 см высотой). Спуск в
низкой стойке. Прохождение учебных дистанций с использованием разученных способов
передвижения (протяженность дистанции регулируется учителем или учащимися).
Упражнения специальной физической и технической подготовки.
Спортивные игры
Б А С К Е Т Б О Л . Ловля мяча после отскока от пола. Ведение мяча с изменением
направления и скорости передвижения, с отскоком мяча на разную высоту. Ловля и
передача мяча с шагом. Бросок мяча в корзину одной рукой с места. Бросок мяча в корзину
двумя руками снизу и от груди после ведения. Техникотактические действия игроков при
вбрасывании мяча судьей и при передаче мяча с лицевой линии. Игра в баскетбол по
правилам.
Упражнения специальной физической и технической подготовки.
В О Л Е Й Б О Л . Верхняя прямая и нижняя боковая подачи с лицевой линии в правую и
левую половину площадки. Передача мяча после перемещения из зоны в зону. Прием мяча на
задней линии. Нападающий удар через сетку. Тактические действия: система игры со второй
подачи игрока передней линии; система игры при страховке нападающего игроком передней
линии. Игра в волейбол по правилам.
Минифутбол. Ведение мяча с ускорением по прямой, по кругу, между стоек,
«восьмеркой». Удар по мячу с разбега после его отскока от земли. Передачи мяча на месте
(продольные, поперечные, диагональные, низкие, высокие). Передача мяча в движении.
Вбрасывание мяча изза боковой линии, стоя на месте. Подача углового. Действия игроков
при вбрасывании и подаче углового. Игра в футбол по правилам.
Упражнения специальной физической и технической подготовки.
Упражнения культурноэтнической направленности. Сюжетнообразные (подвижные)
и обрядовые игры. Элементы техники национальных видов спорта.
Методическая литература:
При организации изучения предмета по физической культуре, выборе учебников и
учебнометодических комплексов, а также составлении поурочного планирования
рекомендуется руководствоваться следующими документами:
– стандарт начального общего образования по физической культуре;
– стандарт основного общего образования по физической культуре;
– стандарт среднего (полного) общего образования по физической культуре на базовом
уровне;
– стандарт среднего (полного) общего образования по физической культуре на
профильном уровне;
– примерные программы по физической культуре начального общего образования;
– примеры программы по физической культуре основного общего образования;
– примерные программы по физической культуре среднего (полного) общего образования
на базовом уровне; – примерные программы по физической культуре среднего (полного) общего образования
на профильном уровне;
– требования к оснащенности образовательного процесса в соответствии с
содержательным наполнением стандарта по физической культуре.
Преподавание учебного предмета по физической культуре с использованием
действующих учебников и учебнометодических комплексов представляет определенную
трудность. Поскольку, учебников и учебнометодических комплексов, разработанных в
соответствии с государственным стандартом образования по физической культуре еще нет,
допускается использование любого учебника или учебного пособия по физической
культуре, включенных в Федеральные перечни учебников, учебнометодических и
методических изданий, рекомендуемых (допущенных) Минобразованием России к
использованию в образовательных учреждениях на 2004/2005 учебный год, утвержденных
приказом Минобразования России от 15 января, 2004 года, №111. №
П/П
ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН
ТЕМА УРОКА
1 Вводный урок. История и базовые понятия физической культуры.
2 Легкая атлетика. Инструктаж по ТБ. Высокий старт. Бег 30 м.
3 Низкий старт. Бег 60 м.
4 Бег 100 м.
5 Бег 400 м.
6 Бег 500 м.
7 Бег 1000 м.
8 Прыжок в длину
9
60 м. с барьерами
10 110 м., 100м. с барьерами
11 Русская лапта. Инструктаж по ТБ. Знакомство с правилами.
12 Подача и удары по мячу
13 Перебежки, осаливание
14 Игра по правилам
15 Легкая атлетика. Бег 2000 м. Инструктаж по ТБ.
16 Метание мяча 150 гр.
17 Метание ядра
18 Челночный бег 4x9 м.
19 Ускорение с многоскоками
20 Прыжок в длину с места
21 Прыжок в высоту
22 Прыжок в высоту
23 Баскетбол. Инструктаж по ТБ. Остановка прыжком после ускорения
24 Остановка прыжком после ускорения
25 Ловля мяча после отскока от пола
26 Ловля мяча после отскока от пола
27 Ведение мяча с изменением направления
28 Ведение мяча с изменением направления
29 Бросок мяча в корзину после ведения двумя руками
30 Бросок мяча в корзину после ведения двумя руками
31 Бросок мяча в корзину после ведения одной рукой
32 Бросок мяча в корзину после ведения одной рукой 33 Упражнения специальной физической и технической подготовки
34 Игра в баскетбол по правилам
35 Игра в баскетбол по правилам
36 Гимнастика. Инструктаж по ТБ. Строевые упражнения.
37 Строевые упражнения. Упражнения для формирования навыка
правильной осанки
38 Прыжки через скакалку
39 Прыжки через скакалку
40 Опорные прыжки
41 Опорные прыжки
42 Акробатические комбинации
43 Акробатические комбинации
44 Акробатические комбинации
45 Подтягивание в висе
46 Сгибание и разгибание рук в упоре лежа
47 Подъем туловища за 1 мин. из положения лежа
48 Лыжная подготовка.
Инструктаж по ТБ. Одновременный
одношажный ход
49 Одновременный одношажный ход
50 Прохождение дистанции 2 км.
51 Подъем «лесенкой» и «полуелочкой»
52 Подъем «лесенкой» и «полуелочкой»
53 Торможение «упором»
54 Торможение «упором»
55 Спуски со склонов. Преодоление небольших трамплинов
56 Спуски со склонов. Преодоление небольших трамплинов
57 Прохождение дистанции 1 км.
58 Мини – футбол. Инструктаж по ТБ. Знакомство с правилами игры
59 Передачи мяча на месте (продольные, поперечные, диагональные,
низкие и высокие). Остановка мяча внутренней стороной стопы.
60 Передачи мяча на месте (продольные, поперечные, диагональные,
низкие и высокие). Остановка мяча внутренней стороной стопы.
61 Удар с разбега по неподвижному мячу, катящемуся и после отскока
62 Удар с разбега по неподвижному мячу, катящемуся и после отскока.
63 Удар с разбега по неподвижному мячу, катящемуся и после отскока.
64 Ведение мяча (по прямой, по кругу, между стоек).
65 Ведение мяча (по прямой, по кругу, между стоек).
66 Действия в нападении и в защите после пробития углового удара и
вбрасывания мяча изза боковой линии.
67 Действия в нападении и в защите после пробития углового удара и
вбрасывания мяча изза боковой линии. 68 Игра в мини – футбол по правилам.
69 Волейбол. Инструктаж по ТБ. Передача мяча сверху.
70 Передача мяча сверху.
71 Передача мяча снизу.
72 Передача мяча снизу.
73 Подача мяча.
74 Подача мяча.
75 Нападающий удар
76 Нападающий удар
77 Игра в волейбол по правилам
78 Игра в волейбол по правилам
79 Легкая атлетика. Инструктаж по ТБ. Прыжок в длину с места
80 Прыжок в высоту
81 Прыжок в высоту
82 Ускорение с многоскоками
83 Челночный бег 4x9 м.
84 Метание мяча 150 гр.
85 Метание ядра
86 Высокий старт. Бег 30 м.
87 Низкий старт. Бег 60 м.
88 Бег 100 м.
89 Бег 400 м.
90 Бег 500 м.
91 Бег 1000 м.
92 Прыжок в длину
93 60 м. с барьерами
94 110 м., 100м. с барьерами
95 Бег 2000 м.
96 Тройной прыжок
97 Русская лапта. Инструктаж по ТБ. Подача и удары по мячу
98 Перебежки, осаливание
99 Игра в лапту по правилам
100 Игра в лапту по правилам
101 Прохождение полосы препятствий
102 Заключительный урок. Физическая культура человека.
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.