Образование - необходимый, если не самый важный элемент социаль¬но-культурного и экономического развития страны. В этой связи на образо¬вание как целостную государственную систему, обеспечивающую социаль¬ное развитие личности, ложится, помимо прочих, задача сохранения физи¬ческого, психического и нравственного здоровья подрастающего поколения.
Учитывая региональные тенденции формирования и протекания проблем связанных с здоровьем населения Саратовской области была разработана региональная программа «Основы здорового образа жизни».
Для ее решения Министерство образования Российской Федерации инициировало, как один из вариантов, разработку в образовательных учреж¬дениях специальных образовательных программ, направленных на укрепле¬ние здоровья обучающихся, составленных с учетом их возрастных, психо¬физиологических особенностей и в соответствии с физиолого¬гигиеническими нормативами.
По приказу Министерства Образования Саратовской области №684 от 03.08.01 «О введении региональной программы «Основы здорового образа жизни» во всех дошкольных учреждениях и начальныхОбразование - необходимый, если не самый важный элемент социаль¬но-культурного и экономического развития страны. В этой связи на образо¬вание как целостную государственную систему, обеспечивающую социаль¬ное развитие личности, ложится, помимо прочих, задача сохранения физи¬ческого, психического и нравственного здоровья подрастающего поколения.
Учитывая региональные тенденции формирования и протекания проблем связанных с здоровьем населения Саратовской области была разработана региональная программа «Основы здорового образа жизни».
Для ее решения Министерство образования Российской Федерации инициировало, как один из вариантов, разработку в образовательных учреж¬дениях специальных образовательных программ, направленных на укрепле¬ние здоровья обучающихся, составленных с учетом их возрастных, психо¬физиологических особенностей и в соответствии с физиолого¬гигиеническими нормативами.
По приказу Министерства Образования Саратовской области №684 от 03.08.01 «О введении региональной программы «Основы здорового образа жизни» во всех дошкольных учреждениях и начальных
Пояснительная записка
Образование необходимый, если не самый важный элемент социальнокультурного и
экономического развития страны. В этой связи на образование как целостную
государственную систему, обеспечивающую социальное развитие личности, ложится,
помимо прочих, задача сохранения физического, психического и нравственного здоровья
подрастающего поколения.
Учитывая региональные тенденции формирования и протекания проблем связанных с
здоровьем населения Саратовской области была разработана региональная программа
«Основы здорового образа жизни».
Для ее решения Министерство образования Российской Федерации инициировало, как
один из вариантов, разработку в образовательных учреждениях специальных
образовательных программ, направленных на укрепление здоровья обучающихся,
составленных с учетом их возрастных, психофизиологических особенностей и в
соответствии с физиологогигиеническими нормативами.
По приказу Министерства Образования Саратовской области №684 от 03.08.01 «О
введении региональной программы «Основы здорового образа жизни» во всех дошкольных
учреждениях и начальных классах общеобразовательных школ с 20002001 учебного года
введено преподавание региональной программы «Основы здорового образа жизни». По
решению коллегии Министерства Образования области со второго полугодия 20012002
учебного года программа введена в 57х классах общеобразовательных школ. По приказу
Министерства Образования Саратовской области №54 от 24.08.2002 г. Программа
«Основы здорового образа жизни» вводится в 89х классах общеобразовательных
учреждениях области с 20022003 учебного года. В 20032004 учебном году программа
введена в 1011 классы.
Для ее решения Министерство образования Российской Федерации инициировало, как
один из вариантов, разработку в образовательных учреждениях специальных
образовательных программ, направленных на укрепление здоровья обучающихся,
составленных с учетом их возрастных, психофизиологических особенностей и в
соответствии с физиологогигиеническими нормативами.
В соответствии с замыслом основными целями программы стали:
. формирование осознанного отношения школьников к своему физическому и
психическому здоровью;
. формирование важнейших социальных навыков, способствующих успешной социальной
адаптации, а также профилактика вредных привычек.Комплексноцелевая программа «Здоровье» охватывает всех обучающихся 111
Программа утверждена
классов,
педагогическим советом школы и реализуется всеми участниками учебно
воспитательного процесса в урочное и внеурочное время.
на укрепление их здоровья.
направлена
Главные идеи:
• Сохранение собственного здоровья одна из основных обязанностей человека;
• Образ жизни человека, отношение к своему здоровью определяет здоровье будущих
поколений;
• Экологическое воспитание и экологическая культура должны стать основой
здорового смысла человека в сохранении его здоровья;
• Социальное благополучие и успешность человека невозможно без сохранения
физического и психологического здоровья;
• Воспитание привычки к занятиям физкультурой и спортом с целью ежедневного
оздоровления своего организма;
• Стремление к воспитанию человека с волей, характером, стремление достичь
поставленных целей.
Цель:
Создание условий для повышения качества общего образования, которые предполагают
проведение оптимизации учебной психологической и физической нагрузки и создание в
школе условий для сохранения укрепления здоровья учащихся, воспитание личной
ответственности за собственное здоровье и благополучие, приобретение навыков здорового
образа жизни, профилактика вредных привычек, обретение способности к здоровому
творчеству, формирование полноценной, всесторонне развитой личности.
Задачи:
1. Отработать систему выявления уровня здоровья учащихся школы и целенаправленного
отслеживания его в течение всего времени обучения.
2. Создать условия для обеспечения охраны здоровья учащихся, их полноценного
физического развития и формирования здорового образа жизни.
3. Популяризация преимущества здорового образа жизни, расширение кругозора
школьников в области физической культуры и спорта.
4. Организовать систему профилактической работы по предотвращению роста
заболеваемости обучающихся школы.
5. Улучшение организации питания школьников.
6. Просвещение родителей в вопросах сохранения здоровья детей.
7. Апробация здоровьесберегающих технологий в образовательном процессе.
Основные направления программы:
1. Учебновоспитательная работа
2. Диагностическая работа
3. Профилактическая и коррекционная работа
4. Научнометодическая и опытноэкспериментальная работа5. Информационнопросветительская работа
6. Рациональное питание
7. Физкультурнооздоровительная работа:
8. Развитие внешних связей
Ожидаемый результат
Здоровый физически, психически, нравственно, адекватно оценивающий свое место и
предназначение в жизни выпускник.
Участники программы
учащиеся;
классные руководители;
учителя предметники;
медицинская сестра;
врачиспециалисты;
родители
ФУНКЦИИ РАЗЛИЧНЫХ КАТЕГОРИЙ РАБОТНИКОВ ШКОЛЫ
В КОНТЕКСТЕ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ.
1. Функции медицинской службы школы:
проведение диспансеризации учащихся школы;
медосмотр учащихся школы, определение уровня физического здоровья;
выявление учащихся специальной медицинской группы.
2. Функции директора и его заместителей:
общее руководство реализацией программы: организация, координация, контроль;
общее руководство и контроль за организацией горячего питания учащихся в школе;
организация контроля уроков физкультуры;
обеспечение работы спортивного зала во внеурочное время и во время каникул, работы
спортивных секций;
разработка системы внеклассных мероприятий по укреплению физического здоровья
учащихся и ее контроль;
организация работы классных руководителей по программе «Здоровье» и ее контроль;
организация создания банка данных о социально неблагополучных семьях и
обеспечение поддержки детей из таких семей.3. Функции классного руководителя:
санитарногигиеническая работа по организации жизнедеятельности детей в школе;
организация и проведение в классном коллективе мероприятий по профилактике
частых заболеваний учащихся;
организация и проведение в классном коллективе мероприятий по профилактике
детского травматизма на дорогах;
организация и проведение в классном коллективе мероприятий по профилактике
наркомании, токсикомании, табакокурения;
организация и проведение профилактической работы с родителями;
организация встреч родителей с представителями правоохранительных органов,
работниками ГИБДД, медработниками, наркологами;
организация и проведение внеклассных мероприятий (беседы, диспуты, лекции, КТД,
конкурсы и др.) в рамках программы «Здоровье»;
организация и проведение диагностик уровня и качества знаний учащимися правил
гигиены, дорожного движения, правовой культуры.
СОТРУДНИЧЕСТВО ШКОЛЫ С ДРУГИМИ УЧРЕЖДЕНИЯМИ.
учреждение
задачи и направления
Детская поликлиника
Профилактика заболеваний, выявление
их на ранней стадии и своевременное
лечение
Взрослая поликлиника Профилактика заболеваний, выявление
их на ранней стадии и своевременное
лечение
Стоматологическая
поликлиника
Профилактика заболеваний, выявление
их на ранней стадии и своевременное
лечение
формы
взаимодействия
Профилактические
осмотры,
диспансеризации,
медицинская помощь
Профилактические
осмотры,
диспансеризации,
медицинская помощь
Профосмотры и, при
необходимости,
лечение
ПЛАН РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ «ЗДОРОВЬЕ»
на 20122015 учебные годы
1.Исследование и комплексная оценка состояния образовательной среды и состояния
здоровья учащихся. Медицинская диагностика
мероприятия
1 Оформление медицинских карт и
листков здоровья в классных журналах.
Комплектация на
их основе
физкультурных групп
Диспансеризация учащихся
2
срок
сентябрь
класс
111
октябрь
февраль
111
3 Профосмотры старшеклассников во
взрослых поликлиниках
февраль
март
911
ответственный
Медицинская
сестра , классные
руководители,
Мед.сестра,
классные
руководители
специалисты
поликлиники
Мед.сестра,
классные
руководители
специалисты4 Профосмотры детей в условиях школы
декабрь
апрель
5 Анализ случаев травматизма в школе
6
Контроль посещаемости и пропусков
занятий по болезни
в течение
года
в течение
года
111
111
поликлиники
2,4,6,8 Мед.сестра.,
прикрепленный
врачпедиатр
Мед.сестра
классные
руководители
2.Контроль за соблюдением санитарногигиенического режима в школьном
1 Эстетическое оформление класса и
школы
учреждении
в течение
года
111
2
Рациональное расписание уроков, не
допускающее перегрузок (соблюдение
требований СанПиНа)
в течение
года
111
классные
руководители,
администрация
школы
зам.дир.по УВР
3 Осуществление регулярного контроля
в теч.года
все
помеще
ния
Технические
сотрудники школы
за санитарногигиеническим
состоянием школьного учреждения,
пищеблока, спортзала, мастерских
согласно санитарным правилам и
нормам:
проветривание;
освещение;
отопление;
вентиляция;
уборка
Контроль за качеством питания и
питьевым режимом
4
5 Организация активного отдыха на
переменах
ежедневн.
постоян.
14
Зам.директора по
АХР
классные
руководители,
вожатые
3.Медицинское обслуживание и профилактика заболеваний
1
2
3
Прививки детей согласно приказам
Минздрава
Профилактическая работа во время
эпидемий
Профилактическая работа через
беседы, Уголки здоровья,
санбюллетени, полезные советы
в течение
года
в течение
года
в течение
года
111
111
111
Медицинская
сестра
медицинская сестра
медицинская сестра
4.Физическое воспитание, организация активнодвигательного досуга
1 Профилактика нарушения осанки на
уроках физкультуры
2 Организация и проведение подвижных
перемен
в течение
года
в течение
года
111
111
3 Организация школьных соревнований и
участие школьников в зональных,
районных соревнованиях
в течение
года
111
учитель
физкультуры
классные
руководители,
учителя
физкультуры
классные
руководители,
учителя4 Организация дней здоровья, прогулок,
поездок, экскурсий
5 Организация тематических вечеров,
конкурсов КВН и т.д. о ЗОЖ
6
Работа спортивных секций
в течение
года
в течение
года
в течение
года
111
111
211
5.Профилактика травматизма
Занятия по правилам дорожного
движения (выступление сотрудников
ГИБДД, тематические классные часы,
викторины, конкурсы)
Инструктаж сотрудников школы и
учащихся по правилам техники
безопасности
Тематические уроки по профилактике
травматизма в рамках курсов ОБЖ
Статистика и анализ случаев
травматизма в школе
Вынесение вопросов охраны здоровья и
гигиенического воспитания школьников
для обсуждения всем коллективом
в течение
года
111
111
511
111
сентябрь
в течение
года
по
программе
в течение
года
в течение
года
физкультуры
Зам.дир.по ВР,
классные
руководители
Зам.директора по
ВР, классные
руководители
учитель
физкультуры
Зам.директора по
ВР, классные
руководители,
учитель ОБЖ
Директор школы,
классные
руководители
преподаватель
ОБЖ
медицинская
сестра, зам.дир.по
ВР
Зам.директора по
ВР
1
2
3
4
5
1
2
3
4
5
6
7
Тематические родительские собрания
Общешкольные родительские собрания
в течение
года
в течение
года
в течение
года
март
апрель
Тематические уроки в рамках курсов
ОБЖ
Тематические классные часы
6.Пропаганда здорового образа жизни и профилактика вредных привычек
преподаватель
ОБЖ
классные
руководители
классные
руководители
классные
руководители,
зам.директора по
ВР,
мед.сестра
зам.дир.по ВР,
зам.диретора по ВР,
педагог
организатор,
классные
руководители.
зам.директора по
ВР, инспектор по
охране прав детства
Встречи с медицинскими работниками
(врачпедиатр, гинеколог, нарколог)
Проведение тематических вечеров,
конкурсов о ЗОЖ
Организация отдыха детей в летний
период
в течение
года
в течение
года
511
111
111
111
111
111
июнь, июль,
110
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Данная программа «Здоровье» рассчитана на 5 лет и предполагает постоянную
работу по ее дополнению и совершенствованию.В этом учебном году следует уделить особое внимание решению следующих задач:
отработка системы выявления уровня здоровья учащихся школы и целенаправленного
отслеживания его в течение всего времени обучения;
создание условий для обеспечения охраны здоровья учащихся, их полноценного
физического развития и формирования здорового образа жизни;
просвещение родителей в вопросах сохранения здоровья детей.
Успешность осуществления поставленной цели будет во многом зависеть от
включенности педагогического коллектива в процесс реализации данной программы,
осознанного понимания каждым учителем значимости стоящих перед ним задач.