Важность и необходимость патриотического воспитания молодёжи в современной России бесспорна. Подробное обоснование данного вопроса сейчас уже излишне, так как Правительством России принята и активно проводится в жизнь государственная программа «Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации» (утверждена постановлением Правительства РФ № 422 от 11 июля 2005 г.).
Дополнительная образовательная программа «НВП» военно-спортивного клуба «Медведь» направлена на реализацию задач военно-патриотического воспитания учащихся 14-18 лет, имеет физкультурно-спортивную направленность и рассчитана на три года. Приём обучающихся в военно-спортивный клуб «Медведь» осуществляется на основе добровольного волеизъявления и обязательного медицинскогоВажность и необходимость патриотического воспитания молодёжи в современной России бесспорна. Подробное обоснование данного вопроса сейчас уже излишне, так как Правительством России принята и активно проводится в жизнь государственная программа «Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации» (утверждена постановлением Правительства РФ № 422 от 11 июля 2005 г.).
Дополнительная образовательная программа «НВП» военно-спортивного клуба «Медведь» направлена на реализацию задач военно-патриотического воспитания учащихся 14-18 лет, имеет физкультурно-спортивную направленность и рассчитана на три года. Приём обучающихся в военно-спортивный клуб «Медведь» осуществляется на основе добровольного волеизъявления и обязательного медицинского
Мы – Великое Русское Воинство,
Нам доверено, землю беречь.
Нет богатства у нас. Есть достоинство,
Вера, совесть, отвага и честь!
Пояснительная записка
Важность и необходимость патриотического воспитания молодёжи в
современной России бесспорна. Подробное обоснование данного вопроса
сейчас уже излишне, так как Правительством России принята и активно
проводится в жизнь государственная программа «Патриотическое воспитание
граждан Российской Федерации» (утверждена постановлением Правительства
РФ № 422 от 11 июля 2005 г.).
Дополнительная образовательная программа «НВП» военноспортивного
клуба «Медведь» направлена на реализацию задач военнопатриотического
воспитания учащихся 1418 лет,
имеет физкультурноспортивную
направленность и рассчитана на три года. Приём обучающихся в военно
спортивный клуб «Медведь» осуществляется на основе добровольного
волеизъявления и обязательного медицинского освидетельствования юношей.
Выполнение программы предусматривает организованную деятельность
юношей допризывного возраста на базе Муниципального образовательного
учреждения «Сингапайская средняя общеобразовательная школа». Занятия по
программе ВПК «Медведь» проводятся с группой учащихся (в основном,
юношей) в школьном кабинете ОБЖ, в приспособленном тире, в спортзале, в
тренажёрном зале, на школьном стадионе и на пересеченной местности в
окрестностях поселка Сингапай один раз в неделю по два часа во внеурочное
время в течение девяти месяцев учебного года (сентябрь май).
Программа ВПК «Медведь» рассчитана на 37 часов в год. Одним из условий
работы данного клуба является регулярное участие юношей в соревнованиях
спартакиады допризывной и призывной молодежи, соревнованиях по зимнему
полиатлону, пожарновоенизированной эстафете «Штурм», в других
мероприятиях поселка и района военноспортивной направленности.Дополнительная образовательная программа «ВПК «Медведь» представляет
собой инициативную разработку элемента общегосударственной системы
патриотического воспитания с акцентом на военноспортивном воспитании
учащихся.
Цель:
целенаправленная подготовка юношей к военной службе,
формирование сознательного отношения к необходимости обороны
государства,
военнопрофессиональная ориентация воспитанников,
воспитание патриота своего Отечества.
Задачи:
восстановление среди молодежи и в обществе в целом, истинного
значения патриотизма, патриотических ценностей, взглядов, идеалов;
утверждение в подростках уважения к старшим, религиозным
воззрениям граждан, историческому и культурному прошлому России,
повышение престижа воинской службы и защиты Отечества;
подготовка к службе в рядах Вооруженных Сил России;
обучение действиям в чрезвычайных и экстремальных ситуациях с
выделением принципов выживания, единых для всех сред при
сохранении здоровья, сил, жизни во имя решения более значимых задач.
По общей классификации программа является традиционной, она
опирается на трансляцию принятых обществом знаний, информации, норм
поведения, идеалов через организацию репродуктивного характера обучения
и воспитания.
По типу программ – модифицированная.
По направленности – ориентационная. Основное назначение связано с
формированием личностных ориентаций детей в области военного дела и
патриотического воспитания.
По целевой установке – военноприкладная.
Ориентирована на две основные цели:
1. Дать определённые навыки и умения в новой, актуальной на сегодняшний
день области знаний и практической деятельности;
2. Сформировать человека, владеющего профессиональными знаниями и
навыками военнопатриотического направления.Условия реализации программы:
Для успешной реализации данной программы необходимо иметь следующее
оборудование:
плац или спортивный зал для отработки строевых приемов;
столы, стулья, шкафы для хранения парадной формы;
оружие и сейф для его хранения;
наглядные пособия, учебнометодический и дидактический материал по
разделам программы, учебнометодическая литература;
учебные видеофильмы и аппаратура для их просмотра;
Учебнотематический план
№ Наименование разделов и тем
В том числе
Всего часов
учебных
занятий
Лекций
(бесед)
Практических
занятий
(сборы, полевые
выходы и т.д.)
Вводное занятие
2
Знакомство с воспитанниками,
построение
1 Строевая подготовка.
12
1.1 Движение. Строевой и походный
шаг. Общие положения.
1.2 Повороты в движении.
1.3 Участие войск в парадах и
общественных мероприятиях.
Общие положения.
1.4 Встреча войсками командующего
парадом и принимающего парад.
3
3
2
2
1
1
1
1
1
1
2
2
1
11.5 Порядок прохождения войск
торжественным маршем.
2
2
Тактическая подготовка.
17
2.1 Средства войсковой разведки.
2.2 Организация боевой подготовки
разведподразделений.
2.3 Организация одиночной
подготовки разведки.
2.4 Наблюдательный пост.
2.5 Дозор.
2.6 Походный и боевой порядок
мотострелкового отделения
2.7 Условия, обеспечивающие успешное
выполнение боевых задач.
2.8 Средства войсковой разведки
2
2
2
2
3
2
2
2
3 Огневая подготовка.
4
3.1 Пневматическое оружие.
3.2 Стрельба из пневматического
оружия.
3.3 Автомат Калашникова (АК).
Всего:
2
2
2
37
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
2
1
1
1
1
2
1
1
1
1
1
2
15
22
Содержание программы
Раздел 1. Строевая подготовка.
1.1. Движение. Строевой и походный шаг. Общие положенияСкорость движения. Отработки Командного голоса при подачи команд для
движения строевым или походным шагом. Расположение в строю. Равнение в
колонах и шеренгах. Требования к движению.
1.2. Повороты в движении
Требования к строю при выполнении команд. Слаженность и самоконтроль.
1.3. Участие войск в парадах и общественных мероприятиях
Форма одежды, маршрут следования, порядок построения и прохождения.
Боевые знамена. Строевые приемы знаменосцев и ассистентов. Общие
положения.
1.4. Встреча войсками командующего парадом и принимающего парад
Порядок церемонии встречи командующего и принимающего парад. Форма
доклада. Действия войск при встрече и во время доклада командующего.
1.5. Порядок прохождения войск торжественным маршем
Команды. Обязанности командиров при прохождении торжественным
маршем. Выполнение церемонии прохождения торжественным маршем личным
составом отделения, взвода и т. д. Особые указания применительные к
прохождению торжественным маршем.
Раздел 2. Тактическая подготовка.
2.1. Средства войсковой разведки
Дневные и ночные приборы наблюдения. Дальномеры. Средства радиоразведки.
2.2. Организация боевой подготовки разведподразделений
Раздельное и совместное обучение. Начальная подготовка, общевойсковая
подготовка, подготовка по специальности. Углубленное медицинское
обследование. Отбор личного состава.
Приемы и правила боевого применения, эксплуатации и обслуживания штатного
вооружения и средств разведки. Расписание дня.
2.3. Организация одиночной подготовки разведки
Общевойсковая подготовка.
обязанностей в бою по своей штатной должности.
Подготовка личного состава к выполнению2.4. Наблюдательный пост
Ведение разведки с учетом погодных условий, ландшафта, времени суток и т. д.
2.5. Дозор
Осмотр местности и местных предметов. Действия группы при встрече с
мелкими группами противника и с противником, превосходящим по силе.
Действия при обнаружении крупных сил противника.
2.6. Походный и боевой порядок мотострелкового отделения
Порядок построений и их зависимость от рода боевых действий.
2.7. Условия, обеспечивающие успешное выполнение боевых задач
Разведка. Высокая боевая готовность. Стремительность, решительность.
Сочетание огня, маневра, движения. Четкое взаимодействие. Умелые действия
ночью.
Раздел 3. Огневая подготовка.
3.1. Пневматическое оружие
Разновидность и общее устройство пневматического оружия. Обслуживание и
хранение. Подготовка к стрельбе, пристреливание оружия.
3.2. Стрельба из пневматического оружия
Основы и правила стрельбы из ПВ. Техника безопасности. Оборудованное
место и приспособления для стрельбы. Практические стрельбы из ПВ.
3.3. ВМФ
3.4. Автомат Калашникова
Материальная часть АК. Назначение, устройство частей и механизмов.
Техника разборкисборки АК. Нормативы.
Всего: 37 часов.Ожидаемые результаты.
По окончании курса обучения воспитанники должны:
ЗНАТЬ:
1. внешние источники военной опасности;
2. основное вооружение России и др. развитых стран;
3. воинские символы, знаки отличия, боевые традиции нашей страны;
4. теоретические основы физического и духовного воспитания;
5. организацию жизни и быт военнослужащего;
6. организацию и тактику действий армий России, США, ФРГ и др.
развитых стран.
УМЕТЬ:
1. оценивать собственное физическое и духовное состояние по
результатам изученных нормативов, тестов, наблюдений. Вести
дневник своих показателей;
2. владеть разнообразными методами самообороны при нападении в
различных ситуациях с применением оружия;
3. правильно оценивать создавшуюся экстремальную ситуацию,
принимать разумное решение.
Формы и методы контроля реализации программы.
Степень усвоения программы проверяется по завершению каждого
раздела: путем сдачи теоретических и практических зачетов в виде
тестирования, устного опроса, викторины, анкетирования (теоретические
знания), в виде сдачи спортивных нормативов (практические занятия). А так
же итогом данной работы должны быть ежегодные военнополевые сборы, во
время которых, воспитанники центра реализуют на практике полученные за
год знания, умения и навыки, участвуют в проведении занятий по поведениючеловека в различных экстремальных ситуациях и проходят обязательный
курс “Школы выживания”.
Показатели успешности образовательной деятельности
Показателями успешности освоения данного курса являются следующие
критерии:
участие в соревнованиях по военноприкладным видам спорта;
знание традиций, воинских ритуалов, памятных дат вооруженных Сил
Российской Федерации;
понимание подростками роли, а также значения престижа военной
службы;
знание устройства и характеристики стрелкового оружия российской
армии;
знание тактических терминов, основных тактических знаков, умение
действовать в различных ситуациях.
Методическое обеспечение программы
Учебно – методические материалы:
методические пособия и разработки:
тематическая литература, периодическая печать «Военная слава России»
положения о проведении соревнований:
соревнования по пожарноприкладным видам спорта, соревнования «Юный
стрелок», соревнования по зимнему полиатлону, соревнования по разборке
сборке АК74.
Дидактические и наглядные материалы:
технологические карты, таблицы, схемы:
технологическая карта разборкисборки АК74, карта ориентирования на
местности,
иллюстративный материал, фото, видео материал:
плакаты оказания первой медицинской помощи, фотографии различных видов
оружия, документальные фильмы по строевой подготовке
Контрольнопроверочный материал:
тесты, кроссворды, викторины, соревнования.Список литературы для педагога.
1. Петров А.П., Воробьев М.С. Организация и содержание работы оборонно
спортивного лагеря для молодежи. – Учебнометодическое пособие –
Тюмень – УЦ «Аванпост» 2000г.100 стр.
2. Петров А.П., Воробьев М.С. Организация и содержание работы оборонно
спортивного оздоровительного лагеря для молодежи. Учебно
методическое пособие Тюмень –УЦ «Аванпост» 1999 г. 50 стр.
3. Мазыкина Н.В, Мишин Б.И. Сборник нормативных правовых документов и
материалов по патриотическому воспитанию и подготовке обучающихся к
военной службе. – М.: Мнемозина, 2000. – 199стр.
4. Волошинов В.Б. Книга юнармейца. 3е изд., перераб. и доп. –М.:
ДОСААФ, 1989. –335 стр.
5. Золоторев В.А, Марущенко В.В. На службу Отечеству. – М. 1999. – 328
стр.
6. Грачев Н.Н, Лазуткин В.И, Чурилов Ю.А. Военная служба. – М.: ВНПЦ
профориентации, 2001. – 72 стр.
7. Аверин А.И, Выдрин И.Ф., Ендовицкий Н.К. Начальная военная
подготовка. 5е изд. АлмаАта: Мактеп, 1983. – 256 стр.
8. Воробьев М.С, Петров А.П. Методические рекомендации по организации
добровольной военной подготовки. Тюмень. 1998. – 40 стр.
9. Петров А.Н, Панков Н.Ф. Нормативноправовые основы, регулирующие
деятельность учреждений дополнительного образования детей военно
патриотической (спортивной) направленности в Тюменской области.
Тюмень. 2000. – 76 стр.
10. Лутовинов В.И. В патриотизме молодежи – будущее России. М.: «Фонд
Андрея первозванного». 1999. – 197 стр.
11. Государственная программа «Патриотическое воспитание граждан
Российской Федерации на 20062010 годы»12. А.Т. Смирнов, Б.И. Мишин, В.А. Васнев. ОБЖ – учебник для учащихся 10
(11) класса общеобразовательных учреждений. Просвещение – 2006.
13. В.К. Романовский. Символы Российской государственности. Русское
слово. – 2002.
14. Р.З. Хафизов. Славе – не меркнуть, традициям – жить! Иркутск – 2005.
15. Сборник основных документов по вопросам подготовки граждан
Российской Федерации к военной службе. Москва – 2006.
16. Общевоинские уставы Вооруженных Сил Российской Федерации.
17. А.Д. Дворник. Пневматическое оружие. Стрельба. Эксплуатация. Ремонт.
Оборудование тира. Москва – 2001.
18. Физическая подготовка. Учебное пособие по «Основам военной службы».
Москва – 2006.
19. Огневая подготовка. Учебное пособие по «Основам военной службы».
Москва – 2002.
20. Тактическая подготовка. Учебное пособие по «Основам военной службы».
Москва – 2006.
21. Военная топография. Учебное пособие по «Основам военной службы».
Москва – 2001.
22. Защита Отечества – обязанность каждого гражданина. Учебное пособие по
«Основам военной службы». Москва – 2006.
23. Вооруженные Силы России. Учебное пособие по «Основам военной
службы». Москва – 2006.
24. На службе Отечеству. Учебное пособие по «Основам военной службы».
Москва – 2006.
25. В.Г. Бубнов. Атлас добровольного спасателя. Учебное пособие «Первая
медицинская помощь на месте происшествия». Москва – 2005.Список литературы для воспитанника.
1.Волошинов В.Б. Книга юнармейца. 3е изд., перераб. и доп. –М.:
ДОСААФ, 1989. –335 стр.
2.Аверин А.И, Выдрин И.Ф., Ендовицкий Н.К. Начальная военная подготовка.
5е изд. АлмаАта: Мактеп, 1983. – 256 стр.
3.Золоторев В.А, Марущенко В.В. На службу Отечеству. – М. 1999. – 328 стр.
4. Общевоинские уставы Вооруженных Сил Российской Федерации.
5. А.Д. Дворник. Пневматическое оружие. Стрельба. Эксплуатация. Ремонт.
Оборудование тира. Москва – 2001.
6. Физическая подготовка. Учебное пособие по «Основам военной службы».
Москва – 2006.
7. Огневая подготовка. Учебное пособие по «Основам военной службы».
Москва – 2002.
8. Тактическая подготовка. Учебное пособие по «Основам военной службы».
Москва – 2006.
9. Военная топография. Учебное пособие по «Основам военной службы».
Москва – 2001.10. Защита Отечества – обязанность каждого гражданина. Учебное пособие по
«Основам военной службы». Москва – 2006.
11. Вооруженные Силы России. Учебное пособие по «Основам военной
службы». Москва – 2006.
12. На службе Отечеству. Учебное пособие по «Основам военной службы».
Москва – 2006.
13. В.Г. Бубнов. Атлас добровольного спасателя. Учебное пособие «Первая
медицинская помощь на месте происшествия». Москва – 2005.
Календарнотематическое планирование
5.09.
Военная
профориентация.
10.10
Требование к
поступлению в
военные учебные
заведения.
12.09.
Структура
учебных
заведений.
17.10
Профессии
военнослужащих
и
их
классификация.
19.09.
Учебные
заведения
ВВС
24.10
Человек и
профессия.
26.09.
Учебные
заведения
сухопутных
войск.
3.10
Учебные
заведения ВМФ.
31.10
Способности и
проф.
пригодность.
7.11
Тестирование на
проф.
пригодность.14.11
Подбор учебных
заведений по
индивидуальным
способностям.
21.11
Итоговое
занятие.
Военная история
отечества.
28.11
Древняя Русь
Московское
государство.
5.12
Конституционные
основы РФ.
19.12
Великая
Отечественная
война 19411945г.
26.12
16.01
23.01
Ориентирование
на местности.
Ориентирование
на местности.
Создание карты о
дислокации.
12.12
Век русской
воинской славы.
Великий год
России.
30.01
Кодирование.
Создание
шифрограммы.
6.03
Итоговое
занятие.
Военная
27.02
Основные
способы
искусственного
6.02
Итоговое занятие.
Огневая
подготовка.
13.02
I МП при
обмороке,
тепловом и
солнечном ударе.
20.02
Основные
способы
переноски
раненых.
дыхания.
топография.
13.03
Ориентировние на
20.03
Создание карты о
месности
дислокации.
27.03
Кодирование.
Создание
шифрограммы.
3.04
Ориентирование
по условным
обозначениям.
17.04
Материальная
часть АК.
24.04
Работа частей и
механизмов АК.
8.05
Осмотр и
подготовка АК к
стрельбе.
15.05
Способы
проведения
разминки.
10.04
Итоговое
занятие.
Огневая
подготовка.
22.05
Развитие
выносливости
при беге.
29.05
Сколько нужно
тренироваться.
5.06
ОФП. Техника
бега.