Пояснительная записка география 8 класс
Оценка 5

Пояснительная записка география 8 класс

Оценка 5
Документация
docx
география
8 кл
24.01.2018
Пояснительная записка география 8 класс
Программа составлена на основе примерной программы основного общего образования по географии МО РФ 2004г. и авторской программы А.И. Алексеева и др. География 6-9 классы. Программы общеобразовательных учреждений. 6-9 классы, 10-11 классы. – М.: Просвещение, 2008 http://geo.metodist.ru/index.php?option=com_content&task=view&id=528&Itemid=94. УМК-География. Россия. 8 класс; учебник для общеобразовательных учреждений / А. И. Алексеев, В.В. Николина, Е.К.Липкина и др. - М.: Просвещение,2014.-255 с.:
пз_8 классы география Трещёва.docx
Пояснительная записка                 Программа составлена на основе примерной программы основного общего образования по географии МО РФ 2004г. и авторской программы А.И. Алексеева и др. География 6­9 классы.  Программы общеобразовательных учреждений. 6­9 классы, 10­ 11 классы. – М.: Просвещение, 2008  http://geo.metodist.ru/index.php?option=com_content&task=view&id=528&Itemid=94. (учебник_ Требования к уровню подготовки учащихся:       В результате изучения курса «География. Россия» в 8 классе ученик должен:    1) знать / понимать:  ­   географическое   положение   России   на   карте   мира,     границы,     пограничные государства,  моря, омывающие страну, крайние точки России;  ­ положение России на карте часовых поясов;  ­  административно­территориальное деление России;  ­ историю формирования и заселения территории России;  вклад исследователей, путешественников, землепроходцев в освоение территории России;   ­   численность,   плотность   и   воспроизводство   населения   России;     особенности естественного движения населения; основные направления миграций; состав трудовых ресурсов;     национальный   и   религиозный   состав   населения   России;   особенности размещения населения; типы поселений; ­     связь   рельефа   с   тектоническим   строением;   закономерности   размещения полезных ископаемых на территории России и их главные месторождения; ­  факторы, определяющие особенности климата России; основные климатические пояса   и   типы   климата   России;   влияние   климатических   условий   на   жизнь   и хозяйственную   деятельность   населения   России;   меры   по   борьбе   с   загрязнением атмосферы; ­     особенности   морей,   омывающих   берега   России;   ресурсы   морей   и   их использование   человеком;   крупнейшие   речные   системы   и   озера   страны;   границу распространения многолетней мерзлоты; меры по охране и восстановлению водных ресурсов; ­     основные   типы   почв,   их   размещение   по   территории   страны;     особенности земельных ресурсов и их рациональное использование; ­  состав и структуру хозяйства России; основные факторы размещения отраслей хозяйства;   важнейшие   отрасли   промышленности,   межотраслевые   комплексы   и   их географию; главные промышленные и сельскохозяйственные районы России; главные отрасли хозяйства своей области (республики, края); изменения в экономике России и своей области;  ­   природные   зоны   России;   особенности   природно­хозяйственных   зон;   влияние природных   условий   на   жизнь,   быт   и   хозяйственную   деятельность   населения;   пути рационального природопользования в природно­хозяйственных зонах; ­  что такое территориальная организация общества;  ­ что такое Всемирное наследие; объекты Всемирного природного и культурного наследия России; что такое устойчивое развитие общества, идеи устойчивого развития общества.   2) Уметь:        ­ характеризовать географическое положение страны и своей области (республики, края);      ­ определять поясное время; ­  определять плотность населения, объяснять различия в размещении населения, естественном и механическом движении населения, современную демографическую ситуацию; использовать  карты, статистические таблицы, диаграммы для получения необходимой информации по населению России;  ­устанавливать   зависимость   между   рельефом,   тектоническим   строением территории,   размещением   полезных   ископаемых,     по   физической   и   тектонической картам;  ­   пользоваться   климатической   картой,   климатической   диаграммой   для определения   типов   климата   и   формирования   представлений   об   условиях   жизни населения на отдельных территориях; ­  анализировать почвенную карту и карту растительности с целью формирования представления о взаимосвязях компонентов природы;  ­   устанавливать   по   картам   связи   между   размещением   населения,   хозяйства   и природными условиями территории России;  ­   анализировать   статистические   показатели   развития   хозяйства   России; анализировать   таблицы,   тематические   карты,   схемы   с   целью   формирования представления о связях между отраслями промышленности;  ­   составлять   географическую   характеристику   отрасли   хозяйства   по   плану; объяснять структуру экспорта и импорта в России;  ­   устанавливать   причины,   сущность   и   пути   решения   экологических   проблем   в России; отстаивать свою позицию при решении экологических проблем;     3) оценивать:  географическое положение России, своей области (республики, края); природно­ ресурсный потенциал страны; климатические ресурсы России; водные ресурсы России и   своей   местности;   влияние   природных   условий   и   ресурсов   на   быт,   образ   жизни, культуру   населения;   тенденции   развития   отдельных   отраслей   хозяйства   России; современные проблемы России. СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ Введение (1 час) Что изучает география России. Комплексное изучение России во всем ее многообразии и контрастности Тема 1. Россия в мире (5 ч)       Россия   на   карте   мира.   Уникальность   географического   положения   России.   Площадь территории   России.   Крайние   точки.   Место   России   среди   других   государств   мира. Государственная  граница России.       Россия на карте часовых поясов. Часовые пояса. Местное время. Поясное время. Декретное время. Летнее время. Линия перемены дат.       Ориентирование   по   карте   России.   Районирование.   Географический   район.   Природные   и экономические России.       Формирование   территории   России.   Заселение   территории   России.   Вклад   исследователей, путешественников   в   освоение   территории   России.   Русские   первопроходцы —   Ермак, И. Москвитин,   Е. Хабаров,С. Крашенинников.   С. Дежнев,       Практикум.  1. Обозначение   на   контурной   карте   государственной   границы   России. 2. Определение разницы во времени на карте часовых поясов. 3. Ориентирование по физической карте России. 4. Сравнение способов районирования (природного и экономического).    Административно­территориальное деление   В. Беринг,   В. Поярков,   районы.     Знать:  Уникальность географического положения России.  Крайние точки.  Государственные границы России.  Природные и экономические районы России.  Административно­территориальное деление России.  Вклад исследователей путешественников в освоение территории России.  Разницу во времени на территории России. Уметь:  Показывать государственные границы на карте.  Определять разницу во времени на карте часовых поясов.  Характеризовать вклад исследователей в освоение территории России.  Характеризовать административно­территориальное деление России.     Тема 2. Россияне (12 ч)       Население России. Воспроизводство населения. Естественный прирост. Отрицательный естественный   прирост —   проблема   для   России.   Традиционный   и   современный   типы воспроизводства. потери.   Мигранты.   Демографические       Численность   населения.   Темпы   роста   численности   населения.   Демографический   кризис. Демографические   проблемы   и   их   решение.       Миграции   населения.   Этические   нормы   в   отношении   мигрантов.       «Демографический портрет» населения России. Демографическая ситуация. Половозрастная структура населения России.       Рынок   труда.   Трудоспособный   возраст.   Трудовые   ресурсы.   Экономически   активное население.   Безработные.   Трудовые   ресурсы   родного   края.   Рынок   труда   родного   края.       Этнос.   Этническая   территория.   Этническая   структура   регионов   России.   Россия — многонациональное   государство.   Национальный   состав.   Языковая   семья.   Языковая   группа. Значение русского языка для народов России. Религии России.       Размещение населения. Зона очагового заселения. Зона сплошного заселения. Главная полоса расселения.   Плотность   населения   России.   Роль   крупных   городов   в   размещении   населения.       Расселение и урбанизация. Типы поселений. Городской и сельский образ жизни. Влияние урбанизации на окружающую среду.       Города   и   сельские   поселения.   Типы   городов.   Сельская   местность.   Функции   сельской местности.  1.  Построение   графика   изменения   численности   населения   России,       Практикум. особенностей национального состава и урбанизации. Обозначение на к.к. крупнейших городов и агломераций России  Знать:  Типы воспроизводства.  Численность населения.  Миграции, типы миграций.  Этнические территории.  Языковые группы, семьи.  Национальный состав.  Типы поселений. Уметь:  Анализировать графики рождаемости и смертности.  Анализировать графики численности.  Составлять графики.  Анализировать карты народов России.     Тема 3. Природа (17 ч)       История   развития   земной   коры.   Геологическое   летосчисление.   Геохронологическая шкала. Эра. Эпоха складчатости. Геологическая карта. Особенности   рельефа   России.   Тектонические   структуры.   Платформы   и   геосинклинали. Связь рельефа с тектоническим строением территории.       Скульптура   поверхности.   Влияние   внешних   сил   на   рельеф   России.   Выветривание.   Эрозия. Оледенение.   Многолетняя   мерзлота.   Влияние   человеческой   деятельности   на   рельеф   и   ее последствия.       Полезные   ископаемые   России.   Рудные   и   нерудные   полезные   ископаемые.   Основные месторождения   полезных   ископаемых.   Рациональное   использование   полезных   ископаемых. Стихийные   явления   на   территории   России:   землетрясения,   извержения   вулканов,   снежные лавины, сели, оползни, просадки грунта.       Практикум.  1.  Нанесение   на   контурную   карту   форм   рельефа   России.   2. Определение   по картам зависимости между строением, рельефом и полезными ископаемыми территории России.         Климат России. Понятие «солнечная радиация». Прямая и рассеянная радиация. Суммарная радиация.   Радиационный   баланс.   Поступление   солнечной   радиации   на   поверхность   Земли. Изменение солнечной радиации по сезонам года.       Атмосферная   циркуляция.   Воздушные   массы   над   территорией   России.   Западный   перенос воздушных   масс.   Влияние   соседних   территорий   на   климат   России.   Атмосферный   фронт. Теплый и холодный атмосферные фронты. Циклон и антициклон.       Влияние   на   климат   России   ее   географического   положения.   Климатические   особенности зимнего и летнего сезонов года. Синоптическая карта.       Климатические пояса и типы климата России. Климатические особенности России. Климат своего региона. Комфортность климата. Влияние климатических условий на здоровье и жизнь человека. Климат и хозяйственная деятельность людей. Влияние климата на сельское хозяйство. Агроклиматические   ресурсы.   Учет   климатических условий в жилищном строительстве. Неблагоприятные климатические явления.       Практикум. 1. Описание климата одного из регионов России.     Коэффициент   увлажнения.       Россия —   морская   держава.   Особенности   российских   морей.   Принадлежность   морей   к бассейнам   океанов —   Атлантического,   Тихого   и   Северного   Ледовитого.   Ресурсы   морей   и   их использование   человеком.   Рекреационное   значение   морей.   Экологические   проблемы   морей.       Практикум.  1. Обозначение   на   контурной   карте   морей,   омывающих   берега   России. 2. Описание одного из российских морей по типовому плану.       Реки России. Режим рек России. Типы питания рек. Водоносность реки. Расход воды. Годовой сток.   Падение   реки.   Уклон   реки.   Особенности   российских   рек.   Крупнейшие   реки   России. Использование   рек   в   хозяйственной   деятельности.   Охрана   речных   вод.       Озера   России.   Распространение   озер.   Крупнейшие   озера.   Типы   озер   России.   Болота. Распространение   болот.   Верховые   и   низинные   болота.   Значение   болот.   Подземные   воды. Артезианский   бассейн.   Водные   ресурсы   родного   края.   Ледники.   Значение   ледников.   Охрана водных России.       Причины, по которым люди издревле селились на берегах рек и морей. Значение рек в жизни общества.   Единая   глубоководная   система   европейской   части   России.   Морские   пути России. Морские порты.       Практикум. 1. Обозначение на контурной карте крупных рек России. 2. Определение падения и   уклона   одной   из   российских   рек   (по   выбору).   3. Описание   одной   из   российских   рек   с использованием тематических карт; выявление возможностей ее хозяйственного использования. 4. Разработка маршрута речной «кругосветки» по водным путям России. ресурсов           Почва — особое природное тело. Отличие почвы от горной породы. Строение почвы. Механический состав и структура почвы.       Почвообразующие факторы. Типы почв. Зональность почв. Земельные и почвенные ресурсы. Рациональное   использование   почв.   Защита   почвы   от   эрозии.   Почвы   своего   края.       Практикум. 1. Анализ земельных и почвенных ресурсов по картам атласа. 2. Ознакомление с образцами почв своей местности. Знать:  Историю развития земной коры.  Геологическую карту.  Особенности рельефа России.  Влияние внешних сил на рельеф.  Полезные ископаемые России.  Стихийные явления на территории  России. Уметь:  Уметь описывать рельеф России по плану.  Определять   по   картам   закономерностей   размещение   основных   месторождений полезных ископаемых.  Составлять презентации с помощью PowerPoint.      Тема 5. Природно­хозяйственные зоны (11 ч)      Зональность   в   природе   и   жизни   людей.   Понятия   «природная   зона»   и   «природно­ хозяйственная зона». Занятия людей в различных природных зонах. Зональная специализация сельского хозяйства.            Северные безлесные зоны. Зоны арктических пустынь, тундры и лесотундры. Особенности географического   положения.   Климат.   Растительный   и   животный   мир.   Занятия   населения.       Лесные зоны. Зоны тайги, смешанных и широколиственных лесов. Россия — лесная держава. Особенности   таежной   зоны.   Занятия   населения.   Особенности   зоны   смешанных   и широколиственных лесов. Охрана лесных ресурсов России.       Степи и лесостепи. Особенности лесостепной и степной зон. Степи и лесостепи — главный сельскохозяйственный район страны.       Южные   безлесные   зоны.   Зона   полупустынь   и   пустынь.   Особенности   зоны   полупустынь   и пустынь. Занятия жителей полупустынь. Оазис.       Субтропики.   Особенности   климата.   Растительный   и   животный   мир.   Степень  освоенности зоны.   Особенности   жизни   и   хозяйства   в   горах.       Практикум.  1. Составление   характеристики   природно­хозяйственной   зоны   по   плану. 2. Описание зависимости жизни и быта населения от природных условий зоны (природная зона по выбору). 3. Описание природно­хозяйственной зоны своей местности.   Высотная   поясность. Знать:  Природные зоны.  Особенности географического положения природных зон.  Высотную поясность.  Растительный и животный мир. Уметь:  Составлять характеристику природных зон по плану.  Описывать жизнь и быт населения от природных зон. Тема 4. Хозяйство (20 ч)       Понятия   «экономика»   и   «хозяйство».   Этапы   развития   хозяйства   России.   Секторы хозяйства.   Территориальное   разделение   труда.   Тенденции   развития   хозяйства   в   рыночных условиях.       Цикличность   развития   хозяйства.   «Циклы   Кондратьева».   Особенности   хозяйства   России. Структура хозяйства своей области, края. Типы предприятий. Понятия «отрасль хозяйства» и «межотраслевой комплекс».       Топливно­энергетический   комплекс.   Состав.   Особенности   топливной   промышленности. Топливно­энергетический   баланс.   Главные   угольные   бассейны   страны.   Значение   комплекса   в хозяйстве страны.       Нефтяная   и   газовая   промышленность.   Особенности   размещения   нефтяной   и   газовой промышленности.   Перспективы   газовой   промышленности. Экологические проблемы отрасли и пути их решения.       Электроэнергетика.   Роль   электроэнергетики   в   хозяйстве   страны.   Типы   электростанций, энергосистема. Размещение электростанций по территории страны. Проблемы и перспективы электроэнергетики. среды.             Практикум.    Основные   месторождения.   окружающей       Основные   источники   загрязнения   1Нанесение   на   контурную   карту   основных   районов   добычи   угля,   нефти,   газа, 2.Построение   секторной   диаграммы   производства       электроэнергии   разными   типами нефтепроводов, газопроводов.  электростанций.             Металлургия. История развития металлургического комплекса. Состав и его значение в  хозяйстве страны. Особенности размещения предприятий черной и цветной металлургии. Типы  предприятий. Основные центры черной и цветной металлургии. Влияние металлургического  производства на состояние окружающей среды и здоровье человека.       Практикум. Обозначение на контурной карте главных металлургических районов и центров,  месторождений руд черных и цветных металлов.       Машиностроение — ключевая отрасль экономики. Состав и значение машиностроения.  Факторы размещения. Специализация. Кооперирование. Размещение отдельных отраслей  машиностроения. Проблемы и перспективы развития машиностроения. Повышение качества  продукции машиностроения.       Практикум. Определение основных районов и факторов размещения отраслей  машиностроения России.       Химическая промышленность. Состав химической промышленности. Роль химической  промышленности в хозяйстве страны. Особенности размещения предприятий химической  промышленности. Связь химической промышленности с другими отраслями. Воздействие химической промышленности на окружающую среду. Пути решения экологических проблем.       Лесопромышленный комплекс. Состав лесопромышленного комплекса. Лесной фонд России.  Главные районы лесозаготовок. Механическая обработка древесины. Целлюлозно­ бумажная промышленность. Проблемы лесопромышленного комплекса. Практикум. Составление сравнительной характеристики главных районов лесной  промышленности России. Нанесение на контурную карту крупных центров лесопромышленного  комплекса       Сельское хозяйство — важнейшая отрасль экономики. Растениеводство.  Сельскохозяйственные угодья: состав и назначение. Главные сельскохозяйственные районы  России. Особенности зернового хозяйства. Главные районы возделывания. Технические  культуры. Районы возделывания технических культур.       Животноводство. Особенности животноводства России. Практикум. Обозначение на контурной карте главных районов выращивания зерновых и  технических культур.            Пищевая промышленность. Состав пищевой промышленности. Связь пищевой  промышленности с другими отраслями. Легкая промышленность. История развития легкой  промышленности. Проблемы легкой промышленности.           Транспорт — «кровеносная» система страны. Значение транспорта в хозяйстве и жизни  населения. Россия — страна дорог. Виды транспорта, их особенности. Уровень развития  транспорта. Грузооборот и пассажирооборот. Транспортные узлы. Транспортная магистраль.  Главные железнодорожные и речные пути. Судоходные каналы. Главные морские порты.  Внутригородской транспорт. Смена транспортной парадигмы в России. Взаимосвязь различных  видов транспорта. Транспорт и экологические проблемы. Особенности транспорта своей  местности.      Практикум. Составление характеристики одного из видов транспорта (по выбору).      Сфера услуг. Состав и значение сферы услуг. Виды услуг. Территориальная организация  сферы обслуживания. Особенности организации обслуживания в городах и сельской местности.  Территориальная система обслуживания.       Знать:  Этапы развития хозяйства России.  Территориальное разделение труда.  Особенности хозяйства России.  Типы предприятий.  Секторы хозяйства. Уметь:  Составлять схемы.  Устанавливать основные факторы размещения.  Составлять характеристику предприятий.  Обозначать на контурной карте главные хозяйственные районы страны.     Тема 6. Наше наследие (3 ч)       Территориальная организация общества. Этапы развития территориальной организации общества.       Влияние   мировых   процессов   на   жизнь   россиян.   Территориальный   комплекс.   Природно­ территориальные   и   социально­экономические   комплексы.   Взаимосвязи   в   комплексе.       Понятие   «наследие».   Всемирное   наследие.   Природное   и   культурное   наследие   России. Экологическая   ситуация.   Виды   экологических   ситуаций.   Понятие   «качество   жизни».   Идеи устойчивого   развития   общества.   Стратегия   развития   России   и   своего   региона   в   XXI в. Знать:  Территориальную организацию общества.  Этапы развития.  Территориальный комплекс.  Понятие «наследие». Уметь:  Давать оценку экологической ситуации страны.  Разрабатывать, и защищать проекты.  Характеризовать этапы развития территориальной организации общества Тематический план 8 класса: № раздела Наименование разделов Количество часов Практические работы 1. 2. 3. 4. 5. 6. 7. Введение. Россия в  мире. Россияне Природа Природно­хозяйственные зоны Хозяйство Наше наследие 1 4 11 17 10 19 3 ИТОГО 65+3 (резервных часа) ­ 3 1 5 2 5 ­ 16 Перечень учебно­методического обеспечения  и   материально­ технического оборудования  Мультимедиа издания:  УМК учащегося 1. География. Россия. 8 класс; учебник для общеобразовательных учреждений / А. И. Алексеев, В.В. Николина, Е.К.Липкина и др. ­ М.: Просвещение,2014.­ 255 с.: ил.,карт.­  (Полярная звезда).­ISBN 978­5­09­020873­4Атлас с набором контурных карт (_____________________________________________) 2. Рабочая тетрадь.  Оборудование и приборы: (Технические средства обучения)  Дополнительная литература  Наглядные пособия  Интернет­ресурсы Перечень обязательной географической номенклатуры 8 класс Тема: «Географическое положение»России” Страны:  Азербайджан,   Белоруссия,   Грузия,   Казахстан,   КНДР,   Латвия,   Литва,   Монголия, Норвегия, Польша, США, Украина, Эстония, Япония. Моря:  Азовское, Балтийское, Баренцево, Белое, Берингово, Восточно­Сибирское, Карское, Лаптевых, Охотское, Чёрное, Чукотское, Японское. Проливы: Берингов, Кунаширский, Лаперуза. Озёра: Каспийское море. Острова: Земля Франца ­ Иосифа, Ратманова. Полуострова: Таймыр, Чукотский. Крайние   точки:  Балтийская   коса,   мыс   Дежнева,   мыс   Челюскин,   мыс   Флигели,   остров Ратманова, район горы Базардюзю. Тема  «Рельеф, геологическое строение и полезные ископаемые России» Равнины:  Восточно­Европейская   (Русская),   Западно­Сибирская,   Кумо­Манычская   впадина, Приволжская   возвышенность,   Прикаспийская   низменность,   плато   Путорана,   Среднерусская возвышенность, Среднесибирское плоскогорье. Горы: Алтай, Верхоянский хребет, Восточный Саян, Западный Саян, Кавказ ( Большой Кавказ ), Сихотэ­Алинь, Становой хребет, Уральские горы, хребет Черского, Чукотское нагорье. Вершины: Белуха, Ключевская Сопка, Эльбрус. Районы распространения полезных ископаемых: Нефтегазоносные бассейны: Баренцево­Печорский (Войвож, Вуктыл, Усинское, Ухта), Волго­ Уральский   (Астраханское,   Оренбургское,   Ромашкинское),   Западно­Сибирский   (Самотлор, Сургут, Уренгой, Ямбург). Каменноугольные   бассейны:  Донецкий   (Шахты),   Кузнецкий   (Кемерово,   Новокузнецк), Ленский (Сангар), Печорский ( Воркута и Инта ), Тунгусский ( Норильск ), Южно­Якутский ( Нерюнгри ). Буроугольные   бассейны:  Канско­Ачинский   (Ирша­Бородинское,   Назарово),   Подмосковный (Щёкино ). Месторождения   железных   руд:  Горная   Шория   (Таштагол),   Карелия   (Костомукша),   КМА (Михайловское, Лебединское ), Приангарье ( Коршуновское ), Урал ( Качканар ). Месторождения алюминиевых руд:  Кольский полуостров (Кировск), Ленинградская область (Бокситогорск ), Урал ( Сулея ). Месторождения   медных   руд:  плато   Путорана   (Норильск),   Урал   (Карабаш,   Медногорск, Сибай), Южная Сибирь (Удокан ) Месторождения никелевых руд: Кольский полуостров (Никель), плато Путорана (Норильск ), Урал (Верхний Уфалей ). Месторождения оловянных руд: Северо­Восточная Сибирь (Депутатский, Эсэ­Хайя), Сихотэ­ Алинь (Кавалерово ), Южная Сибирь ( Шерловая Гора ). Месторождения полиметаллических руд: Алтай (Орловское), Кавказ (Садон), Сихотэ­Алинь (Дальнегорск ), юга Сибири ( Салаир, Забайкалье ) Месторождения   золота:  Северо­Восточная   Сибирь   (Дукат,   Нежданинское,   Усть­Нера), Южная Сибирь (Бодайбо ). Месторождения   фосфорного   сырья:  Подмосковье   (Воскресенск,   Егорьевск),   Кольский полуостров (Апатиты). Месторождения поваренной соли: Поволжье (Баскунчак ), юг Западной Сибири ( Бурла ). Месторождения калийной соли: Предуралье (Соликамск и Березники). Месторождения алмазов: Среднесибирское плоскогорье (Айхал, Мирный). Тема «Климат и климатические ресурсы России» Города: Оймякон, Верхоянск. Тема «Внутренние воды и водные ресурсы России» Реки: Алдан, Анадырь, Ангара, Амур, Волга, Вилюй, Дон, Енисей, Индигирка, Иртыш, Кама, Колыма, Лена, Москва, Обь, Ока, Печора, Северная Двина, Яна. Озёра: Байкал, Ладожское, Онежское, Таймыр, Ханка, Чудское. Водохранилища: Братское, Куйбышевское, Рыбинское. Артезианские бассейны: Западно­Сибирский, Московский. Каналы: Беломорско­Балтийский, Волго­Балтийский, Волго­Донской, имени Москвы. Тема  «Природные комплексы России» Заповедники:  Астраханский,   Баргузинский, Кандалакшский.   Галичья   Гора,   Приокско­Террасный,

Пояснительная записка география 8 класс

Пояснительная записка география 8 класс

Пояснительная записка география 8 класс

Пояснительная записка география 8 класс

Пояснительная записка география 8 класс

Пояснительная записка география 8 класс

Пояснительная записка география 8 класс

Пояснительная записка география 8 класс

Пояснительная записка география 8 класс

Пояснительная записка география 8 класс

Пояснительная записка география 8 класс

Пояснительная записка география 8 класс

Пояснительная записка география 8 класс

Пояснительная записка география 8 класс

Пояснительная записка география 8 класс

Пояснительная записка география 8 класс

Пояснительная записка география 8 класс

Пояснительная записка география 8 класс

Пояснительная записка география 8 класс

Пояснительная записка география 8 класс

Пояснительная записка география 8 класс

Пояснительная записка география 8 класс

Пояснительная записка география 8 класс

Пояснительная записка география 8 класс

Пояснительная записка география 8 класс

Пояснительная записка география 8 класс
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
24.01.2018