Пояснительная записка к программе "Школьное лесничество"
Оценка 4.7

Пояснительная записка к программе "Школьное лесничество"

Оценка 4.7
Образовательные программы
doc
биология +2
4 кл—7 кл
16.05.2019
Пояснительная записка к программе "Школьное лесничество"
Программа "Школьное лесничество" реализуется 8 лет. Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа «Школьное лесничество» носит практико-ориентированный характер и направлена на комплексное изучение экосистем родного края. Программа носит интегрированный характер, дополняет отдельные темы изучаемые в курсе биологии, географии, водной экологии, почвоведения, лесоразведения, экологии, охраны природы.
Пояснительная записка к программе Школьное лесничество.doc
Пояснительная  записка Россия  является  крупнейшей лесной державой, на её  долю приходится четверть   мирового   лесного   покрова.   По   площади   лесов   Россия   занимает первое   место  в мире,  обладая  примерно  20%  мировых  запасов   древесины. Лесам России принадлежит исключительное глобальное биосферное значение, поскольку они обеспечивают экологическую безопасность страны и планеты. Государственная   политика   в   области   использования,   охраны,   защиты   и воспроизводства лесов основывается на соблюдение баланса экономических, экологических   и   социальных   интересов;   многоцелевое   и   неистощительное использование лесов  для  удовлетворения  потребностей  общества  в  лесах  и лесных ресурсах. В связи с этим остро встает вопрос об экологической грамотности и экологической культуре нынешнего и будущего поколений граждан России. На  сегодняшний   день   одна   из   эффективных   форм   объединения   детей   для решения этих  задач ­ движение школьных лесничеств.  Движение школьных лесничеств очень  важно с воспитательной и пропагандистской точек зрения, оно помогает многим школьникам войти в мир окружающей природы, узнать её, понять и полюбить,  сформировать бережное отношение к лесу. В рамках реализации Распоряжения Правительства РФ от 26 сентября 2013 г. № 1724­р «Об   основах   государственной   политики   в   области   использования,   охраны, защиты и воспроизводства лесов в РФ на период до 2030 года»    работники лесного хозяйства России в своей деятельности большое   внимание   придают преемственности и передаче своего опыта подрастающему поколению. Школьные  лесничества являются одной  из эффективных  форм   получения молодым   поколением  профессиональных  знаний     и   в     области лесоводческой деятельности.  опыта  Актуальность.  Экологическое   воспитание   и   лесное   образование рассматриваются   мировым   сообществом   как   основные   составляющие стратегии рационального лесопользования. Приоритетными направлениями по реализации   идей   рационального   лесопользования   являются  сохранение биоразнообразия,   выращивание   высокопродуктивных   лесных   биоценозов, сохранение   и   защита   окружающей   среды,   устойчивое   производство   и потребление продуктов леса и переработки древесины. Основное внимание в этом процессе акцентируется на целостном и междисциплинарном подходе к развитию   у   детей   и   молодежи   знаний   и   умений,   необходимых   для практической   лесохозяйственной   деятельности,   а   также   по   улучшению качества окружающей природной среды.  Дополнительная   общеобразовательная   общеразвивающая   программа «Школьное   лесничество»   носит  практико­ориентированный   характер   и направлена на комплексное изучение экосистем  родного края. По   программе    предусмотрено   активное   вовлечение   детей   в самостоятельную учебно­творческую деятельность через личностное познание родного   края  –  экскурсии,   походы,   экспедиции,   практические   задания   по изучению   явлений   и   объектов   лесного   биоценоза,   влияния   антропогенного воздействия на лес, научно­ исследовательских работ.  Обучение по  программе создаёт благоприятные условия для развития познавательной   активности   и   творческой   самореализации   учащихся,   их   до профессиональной подготовки и профессиональной ориентации детей.  Новизной  программы   является   включение   тем,   направленных   на   и изучение   регионального   компонента:   «Проблемы   развития  лесничеств  сохранения лесных ресурсов Ростовской области». В   программе   прослеживаются   межпредметные   связи   с   другими образовательными   областями,   такими   как   природоведение,   биология, экология, химия, математика, геометрия, рисование, черчение,  лесоведение, таксация леса, лесная фитопатология, лесная энтомология, лесная пирология, лесные культуры, обществознание. Программа   носит   интегрированный   характер,   дополняет   отдельные темы  изучаемые   в   курсе  биологии,   географии,   водной   экологии, почвоведения, лесоразведения, экологии, охраны природы. Отличительные особенности содержания программы:   сочетание   традиционных   подходов   (естественнонаучный,   практико­ ориентированный,   интегративный)   к   изучению   леса,   с   идеями рационального   формирование природопользования экологического сознания обучающихся;  через      сочетание   разноуровневого   модульного   и   автономного   обучения   с возможностью   целостного   последовательного   обучения   как   системы профессиональной   ориентации   обучающихся   и   работы   с   одаренными детьми;   формирование для каждого уровня и в каждом модуле педагогически целесообразного содержания, позволяющего разновозрастному составу обучающихся с разным уровнем подготовки осознавать ценность жизни во всех формах её проявления, осваивать навыки изучения состояния лесных   экосистем,   принимать   участие   в   природоохранных мероприятиях по сохранению окружающей природной среды, развивать интерес к здоровому образу жизни;   внедрение   в   сознание   обучающихся   правил   и   норм,   сохраняющих жизнеспособность   и   потенциал   лесных   экосистем   путем целенаправленной воспитательной работы.  Педагогическая целесообразность. Реализация программы «Школьное лесничество»   позволит   не   только   полезно   занять   время   учащихся,   но   и пробудить   интерес   к   проблемам   Природы.   В   реализации   программы используется большое количество наглядности, а запланированные экскурсии позволят  приобщить   школьников   к   полезному   труду   в   рамках природоохранной   деятельности   учащихся.   Сформировать   практические умения,   приобрести   теоретические   знания   всё   это   является   хорошей мотивационной основой для обучения предметам естественнонаучного цикла, дальнейших   исследований   подобного   плана,   а   также   профессиональной ориентации школьников. Цель   программы:  освоение   учащимися   методологии   и   методики биоэкологического эксперимента по лесоведению, формирование и развитие системы   умений   по     организации   и   проведению   частных   и   комплексных исследований. Задачи: Образовательные:  закреплять   и   развивать   системы   понятий   по   лесоведению,   законы   и закономерности, природоохранные умения и навыки.  формировать   и   развивать   умения   планирования   и   организации   практические   умения   по экспериментальных   исследований, экспериментальной работе. Развивающие:  развивать   умения   системного   анализа,   вероятностного   мышления   и прогнозирования результатов эксперимента;  способствовать   развитию  осознанного   отношения   к   действиям   по сохранению   окружающей   природной   среды,   по   охране,   защите, воспроизводству и использованию лесов;   способности   к   эстетическому   восприятию   природной   среды,   к целевому,   причинному   и   вероятностному   анализу   лесоводственных ситуаций и уверенности в возможности их решения;  потребности в саморазвитии и самообразовании.  Воспитательные:  воспитывать   у   обучающихся   сознательную   ответственность   за установление   гармоничного   взаимодействия   между   природой   и обществом, за реализацию себя как личности и индивидуальности;  формирование профессиональной ориентации школьников. Адресат программы. Программа адресована обучающимся в возрасте от 8 до 17 лет и рассчитана на период обучения 8 лет.  Условия реализации программы. Оптимальная наполняемость группы обучения   составляет   не   более   15   человек.   Проведение   большей   части практических   занятий   в   условиях   естественной   природы   (леса)   во   время экскурсий,   выездов   в   природу,   экспедиции.   Практическая   направленность всех видов деятельности. Эти условия обеспечивают создание специфической образовательной   среды   с   такими   характеристиками,   как   открытость, комфортность, толерантность. естественность, диалогичность, Общеобразовательная   общеразвивающая   программа   естественнонаучной направленности    «Школьное   лесничество»    имеет   три   уровня:  стартовый, базовый   и   продвинутый,  которые   можно   осваивать   как   целостно   в заявленной     последовательности,   так   и   автономно   по   программе   каждого отдельного уровня.   Для реализации   программы   необходима   разработка рабочей     программы     каждого   года   обучения.  В   примерном   тематическом планировании и содержательной части программы указаны часы, отведенные в стартовом  уровне на 2 года обучения, в базовом – 4 года и продвинутом – 2 года.  Список рекомендуемой литературы и интернет­ресурсов для детей каждый педагог составляет, исходя из своей рабочей программы. 1­й   уровень   ­   стартовый.  Характеризуется   экскурсионно­ познавательной   деятельностью.   Рассчитан   на   детей   в   возрасте   8   ­   10   лет. Продолжительность обучения – 2 года.   Режим занятий: первый год обучения – занятия 2 раза в неделю по 30 минут; количество учебный часов за год – 72 часа. Второй год обучения – занятия 2 раза в неделю по 40 минут; количество учебных часов – 72 часа. Занятия на местности – до 4 часов.  2­й   уровень   –   базовый.  Характеризуется   учебно­исследовательской деятельностью.   Рассчитан   на   детей   в   возрасте   от   11   до   14   лет. Продолжительность обучения – 4 года.  Режим занятий: первый год обучения – 2 раза в неделю по 45 минут, 72 часа за год. Второй год обучения – занятия 2 раза в неделю по 45 минут, 72 часа за год. Третий год обучения – занятия 2 раза в неделю по 2 часа, 144 часа за год. Четвертый год обучения – занятия 2 раза в неделю по 2 часа, 144 часа за год. Занятия на местности – до 4 часов.  3­й   уровень   –   продвинутый.  Характеризуется   исследовательской деятельностью.   Рассчитан   на   обучающихся   в   возрасте   от   15   до   17   лет. Продолжительность обучения ­ 2 года.  Режим занятий. Первый год обучения – занятия 5 часов в неделю (180 час.). Второй год обучения – занятия 5 часов в неделю (180 час.).  Занятия на местности – до 8 часов.  Особенности    набора    детей:  набор   в   школьное   лесничество свободный,   по   желанию   ребенка   и   с   согласия   родителей.  Группы комплектуются   из   одновозрастных   детей   или   погодков,   где   занимаются одновременно   мальчики   и   девочки.  Количество   обучающихся   по   годам обучения:   остается   неизменным,   за   исключением   случаев,   когда   дети прерывают работу в школьном лесничестве. Принципы формирования содержания программы:  содержательная и структурная целостность (раскрытие содержания модуля   в   логической   последовательности   его   теоретического   и практического освоения);   преемственность   (построение   содержания:   от   предметного   –   к модульному (междисциплинарному); от простого – к сложному; от частного – к общему; от младших – к старшим; от известного – к неизвестному;   от   интереса   –   к   профессиональному самоопределению);   дифференциация   и   индивидуализация   (создание   необходимых условий   для   развития   интереса   и   индивидуальных   способностей обучающихся);   диагностическая направленность (формирование системы контроля по   освоению   содержания;   оценка   и   коррекция   действий обучающихся);   расширение   рамок   образовательного   процесса   (гуманизация образовательной   среды,   расширение   культурного   кругозора обучающихся, экскурсионно­познавательной, просветительской,  экспедиционной   деятельности,  самостоятельное освоение навыков работы). активизация     Формы   организации   образовательного   процесса:   групповая, коллективная и индивидуальная. Формы  проведения   занятий:  экскурсии,   лекции,   практические занятия,   встречи   с   интересными   людьми,   презентации,   конференции, производственные   бригады,   полевая (образовательная и исследовательская) работа на выездах и в экспедициях, практическая деятельность по охране, защите и воспроизводству лесов.   творческие   мастерские,    Основная  позиция  педагога – позиция друга, наставника, коллеги по образовательному процессу, всегда быть «рядом»; уважительно относиться к внутреннему   миру   ребенка;   содействовать   постоянному   развитию   его познавательного интереса. Планируемые  результаты освоения программы: Требования   к   результатам   освоения  программы   «Школьное лесничество»  определяются ключевыми задачами образования, отражающими индивидуальные, общественные и государственные потребности, и включают личностные, метапредметные и предметные результаты освоения  программы. Личностными   результатами   является   формирование   всесторонне образованной,   инициативной   и   успешной   личности,   обладающей   системой современных мировоззренческих взглядов, ценностных ориентаций, идейно­ нравственных, культурных и этических принципов и норм поведения. Важнейшие личностные результаты:  воспитание   патриотизма,   любви   и   уважения   к   Отечеству,   чувства гордости за свою Родину; усвоение гуманистических и традиционных ценностей   многонационального   российского   общества;   воспитание чувства ответственности и долга перед Родиной;  формирование   ответственного   отношения   к   учению,   готовности   и способности учащихся к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию;  формирование   личностных   представлений   о   целостности   экосистемы леса;   осознание   значимости   и   общности   глобальных   проблем человечества;  освоение социальных норм, правил поведения, ролей и форм социальной жизни   в   группах   и   сообществах,   включая   взрослые   и   социальные сообщества; участие в совете школьного лесничества и общественной жизни села в пределах возрастных компетенций;  развитие морального сознания и компетентности в решении моральных проблем   на  основе   личностного  выбора;   формирование  нравственных чувств   и   нравственного   поведения,   осознанного   и   ответственного отношения к собственным поступкам;  формирование   коммуникативной   компетентности   в   общении   и сотрудничестве   со   сверстниками,   старшими   и   младшими   в   процессе образовательной,   общественно   полезной,   учебно­исследовательской, творческой и других видов деятельности;  формирование   основ   экологического   сознания   на   основе   признания ценности   жизни   во   всех   её   проявлениях   и   необходимости ответственного, бережного отношения к окружающей среде;  развитие   эмоционально­ценностного   отношения   к   природе, эстетического   сознания   через   освоение   природного   и   культурного наследия,   изучения   истории   русского   лесоведения   и   творческой деятельности эстетического характера. Метапредметные   результаты  включают   освоенные   обучающимися универсальные   учебные   действия,   обеспечивающие   овладение   ключевыми компетенциями, составляющими основу умения учиться. Важнейшие метапредметные результаты:  умение   самостоятельно   определять   цели   своего   обучения,   ставить   и формулировать для себя новые задачи в познавательной деятельности, развивать мотивы и интересы своей познавательной деятельности;  умение   планировать   пути   достижения   целей,   в   том   числе альтернативные,   выбирать   наиболее   эффективные   способы   решения учебных и познавательных задач;  умение   соотносить   свои   действия   с   планируемыми   результатами, осуществлять   контроль   своей   деятельности   в   процессе   достижения результата,   определять   способы   действий   в   рамках   предложенных условий и требований, корректировать свои действия в соответствии с изменяющейся ситуацией;  умение   оценивать   правильность   выполнения   учебной   задачи, собственные возможности её решения;  владение   основами   самоконтроля,   самооценки,   принятия   решений   и осуществления   осознанного   выбора   в   учебной   и   познавательной деятельности;  умение   определять   понятия,   устанавливать   аналогии,   выбирать основания   и   критерии   для   классификации,   устанавливать   причинно­ следственные  связи, строить  логическое  рассуждение,  умозаключение (индуктивное, дедуктивное и по аналогии) и делать выводы;  владение   умением   создавать,   применять   и   преобразовывать   знаки   и символы, модели и схемы для решения учебных и познавательных задач;  умение   организовывать   учебное   сотрудничество   и   совместную деятельность   с  педагогом,  работниками   лесничества   и   сверстниками; работать   индивидуально   и   в   группе:   находить   общее   решение   и разрешать   конфликты   на   основе   согласования   позиций   и   учёта интересов; формулировать, аргументировать и отстаивать своё мнение;  умение   осознанно   использовать   речевые   средства   в   соответствии   с задачей   коммуникации,   для   выражения   своих   чувств,   мыслей   и потребностей; планирования и регуляции своей деятельности; владение устной и письменной речью; монологической контекстной речью;  формирование   и   развитие   компетентности   в   области   использования ИКТ­ компетенции. Важнейшие предметные результаты:  первичные   представления   о   лесоводстве,   экологических   знаниях   как компоненте   научной   картины   мира,   их   необходимости   для   решения современных практических задач человечества и своей страны, в том числе задачи охраны окружающей среды;   основополагающие   знания   об   экосистеме   леса,   как   целостной развивающейся системе, о единстве человека и природы;  первичные навыки использования технологии создания лесных культур;  элементарные   практические   умения   использования   приборов   и инструментов   для   определения   количественных   и   качественных характеристик   компонентов   лесной   среды,   в   том   числе   её экологических параметров;  основные направления восстановления и охраны лесных экосистем;  первичные навыки нахождения информации о лесных экосистемах, её использование и презентации;  начальные умения и навыки использования природоохранных знаний в повседневной жизни для объяснения и оценки разнообразных явлений и процессов,   оценивания   уровня   безопасности   окружающей   среды, адаптации   к   условиям   территории   проживания,   соблюдения   мер безопасности в случае природных стихийных бедствий и техногенных катастроф;  общие представления об экологических проблемах, умения и навыки безопасного и экологически целесообразного поведения в окружающей среде.

Пояснительная записка к программе "Школьное лесничество"

Пояснительная записка к программе "Школьное лесничество"

Пояснительная записка к программе "Школьное лесничество"

Пояснительная записка к программе "Школьное лесничество"

Пояснительная записка к программе "Школьное лесничество"

Пояснительная записка к программе "Школьное лесничество"

Пояснительная записка к программе "Школьное лесничество"

Пояснительная записка к программе "Школьное лесничество"

Пояснительная записка к программе "Школьное лесничество"

Пояснительная записка к программе "Школьное лесничество"

Пояснительная записка к программе "Школьное лесничество"

Пояснительная записка к программе "Школьное лесничество"

Пояснительная записка к программе "Школьное лесничество"

Пояснительная записка к программе "Школьное лесничество"

Пояснительная записка к программе "Школьное лесничество"

Пояснительная записка к программе "Школьное лесничество"
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
16.05.2019