Пояснительная записка к тематическому планированию по физической культуре для учащихся 10-11 классов

  • Разработки уроков
  • doc
  • 27.03.2018
Публикация на сайте для учителей

Публикация педагогических разработок

Бесплатное участие. Свидетельство автора сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Развернутое тематическое планирование разработано на основе примерной программы среднего (полного) образования по физической культуре (базовый уровень) и может быть применительно к учебной программе по физической культуре для учащихся 1-11классов ( Лях В. И , Зданевич А.А –М.: Просвещение , 2006). Программный материал делится на две части - базовую и вариативную. В базовую часть - входит материал в соответствии с федеральным компонентом учебного плана, региональный компонент (лыжная подготовка). Базовая часть выполняет обязательный минимум образования по предмету «Физическая культура». Вариативная часть включает в себя программный материал по волейболу, плаванию и разучивание русской народной игры «Лапта». Главной целью школьного образования является развитие ребенка как компетентной личности путем включения его в различные виды ценностей человеческой деятельности : учеба,познания,коммуникация,личностное саморазвитие ,ценностные ориентации,поиск смыслов жизнедеятельности. С этих позиций обучение рассматривается как процесс овладения не только определенной суммой знаний и системой соответствующих умений иРазвернутое тематическое планирование разработано на основе примерной программы среднего (полного) образования по физической культуре (базовый уровень) и может быть применительно к учебной программе по физической культуре для учащихся 1-11классов ( Лях В. И , Зданевич А.А –М.: Просвещение , 2006). Программный материал делится на две части - базовую и вариативную. В базовую часть - входит материал в соответствии с федеральным компонентом учебного плана, региональный компонент (лыжная подготовка). Базовая часть выполняет обязательный минимум образования по предмету «Физическая культура». Вариативная часть включает в себя программный материал по волейболу, плаванию и разучивание русской народной игры «Лапта». Главной целью школьного образования является развитие ребенка как компетентной личности путем включения его в различные виды ценностей человеческой деятельности : учеба,познания,коммуникация,личностное саморазвитие ,ценностные ориентации,поиск смыслов жизнедеятельности. С этих позиций обучение рассматривается как процесс овладения не только определенной суммой знаний и системой соответствующих умений и
Иконка файла материала poyasnitelnaya_zapiska_10-11_klassy (1).doc
Пояснительная записка                                  к тематическому планированию по физической культуре                                                    для учащихся 10­11 классов  Развернутое тематическое планирование разработано на основе примерной программы среднего (полного)  образования по физической культуре (базовый уровень) и может быть  применительно к учебной  программе по физической культуре для учащихся 1­11классов ( Лях В. И , Зданевич А.А –М.:  Просвещение , 2006).   Программный материал делится на две части  ­ базовую и вариативную. В базовую часть ­ входит материал в соответствии с федеральным компонентом учебного плана, региональный компонент (лыжная  подготовка). Базовая часть выполняет обязательный минимум образования по предмету «Физическая  культура». Вариативная часть включает в себя программный материал по волейболу, плаванию и  разучивание русской народной игры «Лапта». Главной целью школьного образования является развитие ребенка как компетентной  личности путем включения его  в различные виды ценностей человеческой деятельности :  учеба,познания,коммуникация,личностное саморазвитие ,ценностные ориентации,поиск смыслов  жизнедеятельности. С этих позиций обучение рассматривается как процесс овладения не только  определенной суммой знаний и системой соответствующих умений и навыков , но и как процесс  овладения компетенциями. Изучение физической культуры на базовом уровне среднего (полного) общего образования  направлено на достижение следующих идей: ­развитие физических качеств и способностей, совершенствование функциональных возможностей  организма, укрепление индивидуального здоровья. ­воспитание бережного отношения к собственному здоровью, потребности в занятиях  физкультурно­оздоровительной и спортивно­оздоровительной деятельностью. ­овладение технологиями современных оздоровительных систем физического воспитание  ,обогащение индивидуального опыта занятий специально­прикладными физическими упражнениями и базовыми видами спорта. ­освоение системы знаний о занятиях физической культурой, их роль и значение в формировании  здорового образа жизни и социальных ориентиров. ­приобретение компетентности в физкультурно­оздоровительной и спортивной  деятельности,овладение навыками творческого сотрудничества в коллективных формах занятий  физическими упражнениями.   Тематическое планирование  определяет задачи физического воспитания учащихся 10 – 11 классов: ­ содействие гармоничному физическому развитию, выработка умений использовать физические  упражнения, гигиенические процедуры и условия внешней среды для укрепления состояние  здоровья, противостояние стрессам. ­ формирование общественных и личностных представлений о престижности высокого уровня  здоровья и разносторонней физиологической подготовленности. расширение двигательного опыта посредством овладения новыми двигательными действиями и  формирования умений применять их в различных по сложности условиях. дальнейшее развитие кондиционных и координационных способностей. ­ ­ формирование знаний о закономерностях двигательной активности, спортивной тренировке,  значении занятий физической культурой для будущей трудовой деятельности, выполнении  функции отцовства и материнства, подготовке к службе в армии. закрепление потребности к регулярным занятиям физическими упражнениями и избранным  видом спорта. ­ ­ ­ формирование адекватной самооценки личности, нравственного самосознания, мировоззрения,  коллективизма, развития целеустремленности, уверенности, выдержки, самообладания. дальнейшее развитие психических процессов и обучение основам психической регуляции. ­Содержание программного материала уроков в планировании состоит из двух основных частей:  базовой и вариативной (дифференцированной). Для освоения базовых основ физической культуры,  которые необходимы и обязательны для каждого ученика, отведено 58 часов, на вариативную часть  – 10 часов. В связи с учётом региональных и местных особенностей образовательного  учреждения, климато – географических условий и имеющейся специализации часы лыжной  подготовки и вариативной части распределены для занятий спортивными играми и легкой  атлетикой, где посредствам специальных прикладных легкоатлетических упражнений  обеспечивается развитие жизненно необходимых физических качеств, умений и навыков.  Компетентностный подход определяет следующие особенности содержания образования: оно  представлено в виде трёх тематических блоков, обеспечивающих формирования компетенции.  В первом блоке представлен информационный компонент – изучения культурно­ исторических основ знаний, медико­биологических, психолого­социальных основ и основ  безопасности жизнедеятельности. Данный компонент способствует развитию ценностно­смысловой  и учебно­познавательный компетенций.       Во втором блоке представлен операционный компонент, включающий в себя двигательные  умения и навыки (освоение техники упражнений и развитие способностей) и практические умения.  Этот компонент позволяет  формировать у учащихся коммуникативную компетенцию и  компетенцию личностного самосовершенствования. В третьем блоке представлен мотивационный компонент, который отражает требования к  учащимся (что они должны знать, уметь, демонстрировать).   Таким образом, тематическое планирование обеспечивает взаимосвязанное развитие и  совершенствование ключевых, общепредметных и предметных компетенций. Личностная ориентация образовательного процесса выявляет приоритет воспитательных  и  развивающих целей обучения. Система уроков сориентирована не столько на передачу «готовых  знаний», сколько на формирование активной личности, мотивированной к самообразованию,  обладающей достаточными навыками и психологическими установками к самостоятельному  поиску, отбору, анализу и использованию информации. Это  помогает выпускнику адаптироваться  в мире, где объем информации растет в геометрической прогрессии, где социальная и  профессиональная успешность напрямую зависит от позитивного отношения к новациям,    самостоятельности мышления и инициативности, от готовности проявлять творческий подход к  делу,  искать нестандартные способы решения проблем, от готовности к конструктивному  взаимодействию с людьми.   Особое внимание уделяется познавательной активности учащихся, их мотивированности к  самостоятельной учебной работе. Это предполагает все более широкое использование  нетрадиционных форм уроков, в том числе методике ролевых игр, спортивных игр,  соревновательных упражнений, эстафет, межпредметных интегрированных уроков и т.д.   Учащиеся:  ­приобретают умения по формированию собственного алгоритма решения познавательных  задач  ­формируют проблемы и цели своей работы,  ­определяют адекватные способы и методы решения задачи,  ­прогнозируют ожидаемый результат и сопоставляют его с собственными знаниями по  физической культуре.  Учащиеся  представляют результаты индивидуальной и групповой познавательной  деятельности в формах реферата, публичной презентации. Спецификой учебной проектно­исследовательской деятельности является  направленность  на развитие личности и на получение объективно нового исследовательского результата. Цель  учебно­исследовательской деятельности – приобретение учащимися познавательно­ исследовательской компетентности, проявляющейся в овладении универсальными способами  освоения действительности, в развитии способности к исследовательскому мышлению, в  активизации личной позиции учащегося в образовательном процессе.Реализация тематического плана обеспечивает освоение обще учебных умений и  компетенций в рамках информационно­коммуникативной деятельности, в том числе способностей  передавать  содержание в сжатом или развернутом виде в соответствии с целью учебного задания,  проводить информационно­смысловой анализ, использовать прослушанную и прочитанную  информацию в практической деятельности. Для решения познавательных и коммуникативных задач учащимся предлагается использовать различные источники информации, включая энциклопедии,  словари интернет ­ ресурсы и другие базы данных в соответствии с коммуникативной задачей,  сферой и ситуацией общения осознанно выбирать выразительные средства языка и знаковые  системы (текст, таблица, схема). Акцентированное внимание к продуктивным формам учебной деятельности уделяется  актуализация информационной компетентности учащихся: формирование простейших навыков  работы с источниками, (картографическими и хронологическими) материалами. В требованиях к выпускникам старшей школы ключевое значение придаётся комплексным  умениям по поиску и анализу информации, предоставленной в разных знаковых системах (текст,  карта, таблица, схема), использованию методов электронной обработки при поиске и  систематизации информации. Важнейшее значение имеет овладение учащимися коммуникативной компетенцией:  формулировать собственную позицию по обсуждаемым вопросам, используя для аргументации  знания в области физической культуры. С точки зрения умений и навыков рефлексивной деятельности, особое внимание уделено  способности учащихся самостоятельно организовать свою учебную деятельность (постановка цели,  планирование, определение оптимального соотношения цели и средств и др.).  Оценивать её  результаты, определять причины возникших трудностей и пути их устранения, осознавать сферы  своих интересов и соотносить их со своими учебными достижениями, чертами своей личности. Стандарт ориентирован на воспитание школьника – гражданина и патриота России,  развитие духовно­нравственного мира школьника, его национального самосознания. В процессе  обучения  сформировано умение формулировать свои мировоззренческие взгляды и на этой основе  ­  воспитание гражданственности и патриотизма. Тематический план предусматривает варианты дидактико­технологического обеспечения  учебного процесса. В частности, в 10­11 классах (базовый уровень) дидактико­технологическое  оснащение включает таблицы, схемы, карточки, картотеки игр, видеокассеты.                                                       Требования к уровню подготовки учащихся 10­11 классов В результате изучения физической культуры на базовом уровне ученик должен  знать: ­ ­ ­ влияние оздоровительных систем физического воспитания на укрепление здоровья, профилактику  профессиональных заболеваний и вредных привычек; способы контроля и оценки физического развития и физической подготовленности; правила и способы планирования системы индивидуальных занятий физическими упражнениями  различной направленности;       уметь:       ­ ­ выполнять индивидуально подобранные комплексы оздоровительной и адаптивной (лечебной)  физической культуры, композиции ритмической и аэробной гимнастики, комплексы упражнений  атлетической гимнастики; выполнять простейшие приёмы самомассажа и релаксации;­ ­ ­ преодолевать искусственные и естественные препятствия с использованием разнообразных способов передвижения; выполнять приёмы защиты и самообороны, страховки и самостраховки; осуществлять творческое сотрудничество в коллективных формах занятий физической культурой; использовать приобретённые знания и умения в практической деятельности и повседневной  жизни: ­ ­ ­ ­ для повышения работоспособности, укрепления и сохранения здоровья; подготовки к профессиональной деятельности и службе в Вооружённых Силах Российской  Федерации; организации и проведения индивидуального, коллективного и семейного отдыха, участия в  массовых спортивных соревнованиях; активной творческой жизнедеятельности, выбора и формирования здорового образа жизни; владеть компетенциями: учебно­познавательной, личностного самосовершенствования,  коммуникативной.       В соответствии с ФБУПП учебный предмет «Физическая культура» вводится как обязательный  предмет в средней школе и на его преподавание отводится 68 (102) часов в год.  Программный материал делится на две части – базовую и вариативную. В базовую часть входит материал  в соответствии с федеральным компонентом учебного плана, региональный компонент ­ лыжная  подготовка . Базовая часть выполняет обязательный минимум образования по предмету «Физическая  культура». Вариативная часть включает в себя программный материал по волейболу и разучивание  народных игр. Программный материал усложняется по разделам каждый год за счёт увеличения  сложности элементов на базе ранее пройдённых. Для ознакомления с теоретическими сведениями   выделяется время, как в процессе уроков, так и при выделении одного часа в четверти, специально  отведённого для этой цели.         По окончании основной школы учащийся должен показать уровень физической  подготовленности не ниже результатов, приведённых в разделе «Демонстрировать», что  соответствует обязательному минимуму содержанию образования.     Кроме того, по окончании основной школы, учащийся сдаёт экзамен по физической культуре в  форме дифференцированного зачёта.      Распределение учебного времени прохождения программного  материала по физической  культуре в 10­11 классах № Вид программного материала Количество часов (уроков) Класс 1 Базовая часть Основы знаний о физической  культуре. 1.1 Спортивная игра ­ баскетбол 1.2 Легкая атлетика 1.3 Гимнастика с элементами  акробатики 1.4 Лыжная подготовка 10 78 11 78 20 25 18 19 21 21 18 192 Вариативная часть 2.1 Спортивная игра ­ волейбол 2.2 Плавание 2.3 Русские народные игры 2.4 Средства на развитие двигательных  способностей. 10 2 11 10 2 11                             Распределение учебного материала по четвертям для 10­11 класса. Виды программного материала Легкая атлетика Баскетбол Волейбол Гимнастика с элементами акробатики Лыжная подготовка Средства на развитие  двигательных способностей  Русские народные игры 1 четверть 11 часов­10 кл. 11 часов­11 кл. 10 часов 5 часа­10 кл. 5 часа­ 11 кл. 2 четверть  3 четверть 4 четверть 14ч.­10 кл. 10 ч.­11 кл. 11 часов 5 часов 18 часов 19 часов 11 часов 2 часа                                             Содержание программного материала                                Основы знаний о физической культуре, умения и навыки                                                       Социокультурные основы. 10 класс. Физическая культура общества и человека, понятие физической  культуры  личности. Ценностные ориентации индивидуальной физкультурной деятельности: укрепление здоровья; физическое совершенствование и  формирования здорового образа жизни. Современное олимпийское и физкультурно­массовое движение.  11класс. Спортивно­оздоровительные системы  физических упражнений в отечественной и зарубежной культуре, их цели и  задачи, основы содержание и формы организации.                            Психолого­педагогические основы 10класс. Способы индивидуальной организации, планирования, регулирования и контроля за физическими нагрузками во время занятий физическими упражнениями. Основные формы и виды физических упражнений. Понятие телосложения и  характеристика его основных типов, способы составления комплексов физических упражнений из современных систем  физического воспитания. Основные технико­тактические действия в избранном виде спорта. 11 класс. Основы организации  и проведения спортивно­массовых соревнований по различным видам спорта. Особенности  самостоятельной подготовки к участию в спортивно­массовых мероприятий.  Способы регулирования массы тела.                                                                  Медико­биологические основы10 класс. Роль физической культуры и спорта в профилактике и  заболеваний и укрепления здоровья. Основы организации  двигательного режима, характеристика  упражнений подбор форм занятий в зависимости  от особенностей индивидуальной  учебой деятельности, самочувствия и показателей здоровья. 11 класс. Особенности техники безопасности и профилактике травматизма, профилактические и восстановительные  мероприятия при организации и проведении спортивно­ массовых и индивидуальных форм занятий физической культурой и  спортом. Вредные привычки, причины  возникновения и пагубное влияние на здоровье.                                                                     Примеры саморегуляции   10­11 классы. Аутогенная тренировка. Психомышечная  и психорегулирующая тренировки. Элементы йоги.                                                                               Баскетбол 10­11 классы. Терминология баскетбола. Влияние игровых упражнений на развитие координальнных способностей,  психохимические процессы , воспитание нравственных и волевых качеств. Правила игры. Техника безопасности при занятиях  баскетболом. Организация и проведение соревнований.         Самоконтроль и дозирование нагрузки при занятиях баскетболом. № п/п 1 1.1 1.2 1.3 1.4 2 2.1 2.2 Вид программного       материала Базовая часть Основы знаний о  физической культуре Спортивные  игры  волейбола Гимнастика с элементами  акробатики Легкая атлетика Вариативная часть Баскетбол Кроссовая подготовка Итого      Количество часов(уроков)                   Класс 10 (юноши) 42(63)                      В процессе урока 11(юноши) 42(63) 10(девушки) 42(63) 11(девушки) 42(63) 14(21) 14(21) 14(21) 14(21) 14(21) 14(21) 14(21) 26(39) 18(21) 8(18) 68(102) 68(102) 68(102) 14(21) 26(39) 18(21) 8(18) 14(21) 26(39) 18(21) 8(18) 14(21) 14(21) 14(21) 26(39) 18(21) 8(18) 68(102)