ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Программа составлена в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования, примерной программы УМК «Школа России» научный руководитель А. А.Плешаков, Москва «Просвещение» 2014г.
Изучение курса «Окружающий мир» в начальной школе направлено на достижение следующих целей:
— формирование целостной картины мира и осознание места в нём человека на основе единства рационально-научного познания и эмоционально-ценностного осмысления ребёнком личного опыта общения с людьми и природой;
— духовно-нравственное развитие и воспитание личности гражданина России в условиях культурного и конфессионального многообразия российского общества.
Основными задачами реализации содержания курса являются:
1) формирование уважительного отношения к семье, населённому пункту, региону, в котором проживают дети, к России, её природе и культуре, истории и современной жизни;
2) осознание ребёнком ценности, целостности и многообразия окружающего мира, своего места в нём;
3) формирование модели безопасного поведения в условиях повседневной жизни и в различных опасных и чрезвычайных ситуациях;
4) формирование психологической культуры и компетенции для обеспечения эффективного и безопасного взаимодействия в социуме.
Существенная особенность курса состоит в том, что в нем заложена содержательная основа для широкой реализации межпредметных связей всех дисциплин начальной школы. Предмет «Окружающий мир» использует и тем самым подкрепляет умения, полученные на уроках чтения, русского языка и математики, музыки, и изобразительного искусства, технологии и физической культуры, совместно с ними приучая детей к рациональному и эмоционально-ценностному постижению окружающего мира.
МЕСТО УЧЕБНОГО КУРСА В УЧЕБНОМ ПЛАНЕ.
На изучение курса «Окружающий мир» в каждом классе начальной школы отводится 2 ч в неделю. Программа рассчитана на 270 ч: 1 класс – 66 ч (33 учебные недели), 2,3 и 4 классы – по 68 ч (34 учебные недели).
Результаты изучения курса
Освоение курса «Окружающий мир» вносит существенный вклад в достижение личностных результатов начального образования, а именно:
1) формирование основ российской гражданской идентичности, чувства гордости за свою Родину, российский народ и историю России, осознание своей этнической и национальной принадлежности; формирование ценностей многонационального российского общества; становление гуманистических и демократических ценностных ориентации;
2) формирование целостного, социально ориентированного взгляда на мир в его органичном единстве и разнообразии природы, народов, культур и религий;
3) формирование уважительного отношения к иному мнению, истории и культуре других народов;
4) овладение начальными навыками адаптации в динамично изменяющемся и развивающемся мире;
5) принятие и освоение социальной роли обучающегося, развитие мотивов учебной деятельности и формирование личностного смысла учения;
6) развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступки, в том числе в информационной деятельности, на основе представлений о нравственных нормах, социальной справедливости и свободе;
7) формирование эстетических потребностей, ценностей и чувств;
8) развитие этических чувств, доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей;
9) развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях, умения не создавать конфликтов и находить выходы из спорных ситуаций;
10) формирование установки на безопасный, здоровый образ жизни, наличие мотивации к творческому труду, работе на результат, бережному отношению к материальным и духовным ценностям.
Изучение курса «Окружающий мир» играет значительную роль в достижении метапредметных результатов начального образования, таких как:
1) овладение способностью принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности, поиска средств её осуществления;
2) освоение способов решения проблем творческого и поискового характера;
3) формирование умения планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации; определять наиболее эффективные способы достижения результата;
4) формирование умения понимать причины успеха/неуспеха учебной деятельности и способности конструктивно действовать даже в ситуациях неуспеха;
5) освоение начальных форм познавательной и личностной рефлексии;
6) использование знаково-символических средств представления информации для создания моделей изучаемых объектов и процессов, схем решения учебных и практических задач;
7) активное использование речевых средств и средств информационных и коммуникационных технологий (ИКТ) для решения коммуникативных и познавательных задач;
8) использование различных способов поиска (в справочных источниках и открытом учебном информационном пространстве сети Интернет), сбора, обработки, анализа, организации, передачи и интерпретации информации в соответствии с коммуникативными и познавательными задачами и технологиями учебного предмета «Окружающий мир»;
9) овладение логическими действиями сравнения, анализа, синтеза, обобщения, классификации по родовидовым признакам, установления аналогий и причинно-следственных связей, построения рассуждений, отнесения к известным понятиям;
10) готовность слушать собеседника и вести диалог; готовность признавать возможность существования различных точек зрения и права каждого иметь свою; излагать своё мнение и аргументировать свою точку зрения и оценку событий;
11) определение общей цели и путей её достижения; умение договариваться о распределении функций и ролей в совместной деятельности; осуществлять взаимный контроль в совместной деятельности, адекватно оценивать собственное поведение и поведение окружающих;
12) овладение начальными сведениями о сущности и особенностях объектов, процессов и явлений действительности (природных, социальных, культурных, технических и др.) в соответствии с содержанием учебного предмета «Окружающий мир»;
13) овладение базовыми предметными и межпредметными понятиями, отражающими существенные связи и отношения между объектами и процессами;
14) умение работать в материальной и информационной среде начального общего образования (в том числе с учебными моделями) в соответствии с содержанием учебного предмета «Окружающий мир».
При изучении курса «Окружающий мир» достигаются следующие предметные результаты:
1) понимание особой роли России в мировой истории, воспитание чувства гордости за национальные свершения, открытия, победы;
2) сформированность уважительного отношения к России, родному краю, своей семье, истории, культуре, природе нашей страны, её современной жизни;
3) осознание целостности окружающего мира, освоение основ экологической грамотности, элементарных правил нравственного поведения в мире природы и людей, норм здоровьесберегающего поведения в природной и социальной среде;
4) освоение доступных способов изучения природы и общества (наблюдение, запись, измерение, опыт, сравнение, классификация и др. с получением информации из семейных архивов, от окружающих людей, в открытом информационном пространстве);
5) развитие навыков устанавливать и выявлять причинно-следственные связи в окружающем мире.
Планируемые предметные результаты изучения курса «Окружающий мир». 1 класс
ЛИЧНОСТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
У обучающегося будут сформированы:
МЕТАПРЕДМЕТНЫЕ
РЕЗУЛЬТАТЫ
Регулятивные
Обучающийся научится:
Познавательные
Обучающийся научится:
Коммуникативные
Обучающийся научится:
ПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
Обучающийся научится:
Планируемые результаты изучения курса «Окружающий мир». 2 класс
ЛИЧНОСТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
У обучающегося будут сформированы:
МЕТАПРЕДМЕТНЫЕ
РЕЗУЛЬТАТЫ
Регулятивные
Обучающийся научится:
Познавательные
Обучающийся научится:
Коммуникативные
Обучающийся научится:
ПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
Обучающийся научится:
Планируемые результаты изучения курса «Окружающий мир». 3 класс
ЛИЧНОСТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
У обучающегося будут сформированы:
МЕТАПРЕДМЕТНЫЕ
РЕЗУЛЬТАТЫ
Регулятивные
Обучающийся научится:
Познавательные
Обучающийся научится:
Коммуникативные
Обучающийся научится:
ПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
Обучающийся научится:
Планируемые результаты изучения курса «Окружающий мир». 4 класс
ЛИЧНОСТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
У обучающегося будут сформированы:
МЕТАПРЕДМЕТНЫЕ
РЕЗУЛЬТАТЫ
Регулятивные
Обучающийся научится:
Познавательные
Обучающийся научится:
Коммуникативные
Обучающийся научится:
ПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
Обучающийся научится:
Планируемые результаты изучения учебного курса
В
результате изучения курса «Окружающий мир» обучающиеся на ступени начального общего образования
МБОУ «Школа № 7» получат возможность расширить, систематизировать и углубить исходные представления
о природных и социальных объектах и явлениях как компонентах единого мира,
овладеть основами практикоориентированных знаний о природе, человеке и
обществе, приобрести
целостный взгляд на мир в его органичном единстве
и разнообразии природы, народов, культур и религий.
В результате изучения
курса выпускники начальной школы заложат фундамент
своей экологической и культурологической грамотности, получат
возможность научиться соблюдать правила поведения в мире природы и людей,
правила здорового образа жизни, освоят
элементарные нормы адекватного природо
и культуросообразного поведения в окружающей природной и социальной
среде.
Человек и природа
Выпускник научится:
-узнавать изученные объекты и явления живой и неживой природы;
-описывать на основе предложенного плана изученные объекты и явления живой и неживой природы, выделять их существенные признаки;
-сравнивать объекты живой и неживой природы на основе внешних признаков или известных характерных свойств и проводить простейшую классификацию изученных объектов природы;
-проводить несложные наблюдения в окружающей среде и ставить опыты, используя простейшее лабораторное оборудование и измерительные приборы; следовать инструкциям и правилам техники безопасности при проведении наблюдений и опытов;
-использовать естественнонаучные тексты (на бумажных и электронных носителях, в том числе в контролируемом Интернете) с целью поиска и извлечения информации, ответов на вопросы, объяснений, создания собственных устных или письменных высказываний;
-использовать различные справочные издания (словарь по естествознанию, определитель растений и животных на основе иллюстраций, атлас карт, в том числе и компьютерные издания) для поиска необходимой информации;
-использовать готовые модели (глобус, карту, план) для объяснения явлений или описания свойств объектов;
-обнаруживать простейшие взаимосвязи между живой и неживой природой, взаимосвязи в живой природе; использовать их для объяснения необходимости бережного отношения к природе;
-определять характер взаимоотношений человека и природы, находить примеры влияния этих отношений на природные объекты, здоровье и безопасность человека;
-понимать необходимость здорового образа жизни, соблюдения правил безопасного поведения; использовать знания о строении и функционировании организма человека для сохранения и укрепления своего здоровья.
Выпускник получит возможность научиться:
-использовать при проведении практических работ инструменты ИКТ (фото‑ и видеокамеру, микрофон и др.) для записи и обработки информации, готовить небольшие презентации по результатам наблюдений и опытов;
-осознавать ценность природы и необходимость нести ответственность за её сохранение, соблюдать правила экологичного поведения в школе и в быту (раздельный сбор мусора, экономия воды и электроэнергии) и природной среде;
-пользоваться простыми навыками самоконтроля самочувствия для сохранения здоровья; осознанно соблюдать режим дня, правила рационального питания и личной гигиены;
-выполнять правила безопасного поведения в доме, на улице, природной среде, оказывать первую помощь при несложных несчастных случаях;
-планировать, контролировать и оценивать учебные действия в процессе познания окружающего мира в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации.
Человек и общество
Выпускник научится:
-узнавать государственную символику Российской Федерации и своего региона; описывать достопримечательности столицы и родного края; находить на карте мира Российскую Федерацию, на карте России Москву, свой регион и его главный город;
-различать прошлое, настоящее, будущее; соотносить изученные исторические события с датами, конкретную дату с веком; находить место изученных событий на «ленте времени»;
-используя дополнительные источники информации (на бумажных и электронных носителях, в том числе в контролируемом Интернете), находить факты, относящиеся к образу жизни, обычаям и верованиям своих предков; на основе имеющихся знаний отличать реальные исторические факты от вымыслов;
-оценивать характер взаимоотношений людей в различных социальных группах (семья, группа сверстников, этнос), в том числе с позиции развития этических чувств, доброжелательности и эмоциональнонравственной отзывчивости, понимания чувств других людей и сопереживания им;
-использовать различные справочные издания (словари, энциклопедии) и детскую литературу о человеке и обществе с целью поиска информации, ответов на вопросы, объяснений, для создания собственных устных или письменных высказываний.
Выпускник получит возможность научиться:
-осознавать свою неразрывную связь с разнообразными окружающими социальными группами;
-ориентироваться в важнейших для страны и личности событиях и фактах прошлого и настоящего; оценивать их возможное влияние на будущее, приобретая тем самым чувство исторической перспективы;
-наблюдать и описывать проявления богатства внутреннего мира человека в его созидательной деятельности на благо семьи, в интересах образовательного учреждения, социума, этноса, страны;
-проявлять уважение и готовность выполнять совместно установленные договорённости и правила, в том числе правила общения со взрослыми и сверстниками в официальной обстановке; участвовать в коллективной коммуникативной деятельности в информационной образовательной среде;
-определять общую цель в совместной деятельности и пути её достижения; договариваться о распределении функций и ролей; осуществлять взаимный контроль в совместной деятельности; адекватно оценивать собственное поведение и поведение окружающих.
УЧЕБНО - ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ УЧЕБНОГО КУРСА - 270 часов
Содержание курса |
Тематическое планирование |
Характеристика деятельности учащихся |
Человек и природа (108ч) |
||
Природа – это то, что нас окружает, но не создано человеком. Природные объекты и предметы, созданные человеком. Неживая и живая природа. Признаки предметов (цвет, форма, сравнительные размеры и др.). Примеры явлений природы: смена времён года, снегопад, листопад, перелёты птиц, смена времени суток, рассвет, закат, ветер, дождь, гроза. Вещество – это то, из чего состоят все природные объекты и предметы. Разнообразие веществ в окружающем мире. Примеры веществ: соль, сахар, вода, природный газ. Твёрдые тела, жидкости, газы. Простейшие практические работы с веществами, жидкостями, газами. Звёзды и планеты. Солнце – ближайшая к нам звезда, источник света и тепла для всего живого на Земле. Земля планета; общее представление о форме и размерах Земли. Глобус как модель Земли. Географическая карта и план. Материки и океаны, их названия, расположение на глобусе и карте. Важнейшие природные объекты своей страны, района. Ориентирование на местности. Компас. Смена дня и ночи на Земле. Вращение Земли как причина смены дня и ночи. Времена года, их особенности (на основе наблюдений). Обращение Земли вокруг солнца как причина смены времён года в родном крае на основе наблюдений. Погода, её составляющие (температура, облачность, осадки, ветер). Наблюдение за погодой своего края. Предсказания погоды и его значение в жизни людей. Формы земной поверхности: равнины, горы, холмы, овраги (общее представление, условное обозначение равнин и гор на карте). Особенности поверхности родного края (краткая характеристика на основе наблюдений). Водоёмы, их разнообразие (океан, море, река, озеро, пруд); использование человеком. Водоёмы родного края (названия, краткая характеристика на основе наблюдений). Воздух – смесь газов. Свойства воздуха. Значение воздуха для растений, животных, человека. Вода. Свойства воды. Состояния воды её распространение в природе, значение для живых организмов и хозяйственной жизни человека. Круговорот воды в природе. Полезные ископаемые, их значение в хозяйстве человека, бережное отношение людей к полезным ископаемым. Полезные ископаемые родного края (2-3 примера). Почва, её состав, значение для живой природы и для хозяйственной жизни человека. Растения, их разнообразие. Части растении: (корень, стебель, лист, цветок, плод, семя). Условия, необходимые для жизни растения (свет, тепло, воздух, вода). Деревья, кустарники, травы. Дикорастущие и культурные растения. Роль растений в природе и жизни людей, бережное отношение человека к растениям. Растения родного края, названия и краткая характеристика на основе наблюдений. Грибы: съедобные и ядовитые. Правила сбора грибов. Животные, их разнообразие. Условия, необходимые для жизни животных (воздух, вода, тепло, пища). Насекомые, ры-бы, птицы, звери, их различия. Особенности питания разных животных (хищные, растительноядные, всеядные). Размножение животных (насекомые, рыбы, птицы, звери). Дикие и домашние животные. Роль животных в природе и жизни людей, бережное отношение человека к животным. Животные родного края, названия, краткая характеристика на основе наблюдений. Лес, луг, водоём – единство живой и неживой природы (солнечный свет, воздух, вода, почва, растения, животные). Круговорот веществ. Взаимосвязи в природном сообществе : растения – пища и укрытие для животных; животные – распространители плодов и семян растений. Влияние человека на природные сообщества. Природные сообщества родного края (2-3 примера на основе наблюдений). Природные зоны России: общее представление; климат, основные природные зоны (климат, растительный и животный мир, особенности труда и быта людей, влияние человека на природу изучаемых зон, охрана природы). Человек – часть природы. Зависимость жизни человека от природы. Этическое эстетическое значение природы в жизни человека. Положительное и отрицательное влияние деятельности человека на природу (в том числе на примере окружающей местности). Правила поведения в природе. Охрана природных богатств: воды, воздуха, полезных ископаемых, растительного и животного мира. Заповедники. Национальные парки, их роль в охране природы. Красная книга природы, её значение, отдельные представители растений и животных Красной книги. Посильное участие в охране природы. Личная ответственность каждого человека за сохранность природы. Общее представление о строении тела человека. Системы органов: (опорно-двигательная, пищеварительная, дыхательная, кровеносная, Нервная, органы чувств), их роль в жизнедеятельности организма. Гигиена систем органов. Измерение температуры тела человека .Личная ответственность каждого человека за состояние своего здоровья и здоровья окружающих его людей. Внимание, забота, уважительное отношение к людям с ограниченными возможностями.
|
Времена года (12ч) Осень. Осенние месяцы. (сентябрь, октябрь, ноябрь) Признаки осени (похолодание, листопад, отлёт перелётных птиц, подготовка зверей к зимовке). Осенняя жизнь растений и животных и их подготовка к зиме. Зима. Зимние месяцы: (декабрь, январь, февраль). Признаки Зимы (короткая продолжительность дня, низкое солнце, холод, замерзание воды, особенности зимней жизни птиц и зверей). Погода зимой. Весна. Весенние месяцы (март, апрель, май). Признаки весны (увеличение продолжительности дня, высокое солнце, тепло, таяние снега и льда, Пробуждение природы, прилёт птиц, весенние растения). Погода весной. Лето. Летние месяцы (июнь, июль, август). Признаки лета (длинный день, высокое солнце, тепло, цветение растений, потомство у животных). Экскурсия «Времена года в нашем крае».
Природа вокруг нас (15ч) Растения – живые организмы. Роль растений в очищении воздуха и обеспечении пищей животных. Животные – живые организмы. Отличие животных от растений – подвижность и чувствительность. Вода и пища – условия для жизни животных. Дикие и одомашненные растения и животные. Уход человека за одомашненными растениями и животными. Их многообразие и важные для человека свойства. Использование человеком богатств природы (солнце, ветер, вода, почва, лес, дикие растения и животные). Значение природы для существования всего живого на Земле. Правила поведения в парке, в лесу, на реке и озере. Бережное отношение к окружающему миру. Отдельные факты из истории развития отношения человека к природе (укрощение огня, культура земледелия, одомашнивание животных).
Природа неживая и живая (24ч) Природа – это весь многообразный мир, который окружает человека и может существовать без его участия. Знакомство с природными объектами и изделиями (искусственными предметами). Признаки предметов (цвет, форма, сравнительные размеры и др.). Неживая и живая природа. Примеры явлений природы: смена времён года, листопад, снегопад, перелёты птиц, смена времени суток, рассвет, закат, ветер, дождь, гроза). Примеры веществ: соль, сахар, вода, природный газ. Твёрдые тела, жидкости, газы. Воздух - смесь газов. Свойства воздуха (не виден, не имеет запаха; летуч; занимает форму любого сосуда; легко сжимается; является условием горения благодаря наличию в нём кислорода). Значение воздуха для растений, животных, человека. Погода, её составляющие (температура воздуха, облачность, осадки, ветер). Предсказание погоды и его значение в жизни людей. Вода, свойства воды (текуча, не имеет цвета и запаха; принимает форму любого сосуда); состояния воды в природе. Водоёмы родного края (названия, краткая характеристика на основе наблюдений). Полезные ископаемые родного края (2-3 примера), их значение в хозяйстве, бережное отношение к полезным ископаемым.
Почва, её состав, значение для живой природы, хозяйства человека, плодородие как главное свойство почвы.
Растения, их разнообразие. Части растения (корень, стебель, лист, плод, семя). Условия, необходимые для жизни растения (свет, тепло, воздух, вода, минеральные вещества почвы). Деревья, кустарники, травы. Дикорастущие и культурные растения (на примере растений своей местности. Роль растений в природе и жизни людей, бережное отношение человека к растениям.
Грибы съедобные и ядовитые (на примере своей местности). Правила сбора грибов.
Животные и их разнообразие. Условия, необходимые для жизни животных (воздух, вода, тепло, пища). Насекомые, рыбы, птицы, звери (на примере животных своей местности, их различия. Особенности питания разных животных (хищные, растительноядные, всеядные). Размножение животных (насекомые, рыбы, птицы, звери). Обмен информацией между животными в природе. Дикие и домашние животные ( на примере животных своей местности). Роль животных в природе и жизни людей, бережное отношение человека к животным. Экскурсия « Разнообразие растений и животных в краеведческий музей. (ознакомление с природой родного края, при наличии условий).
Единство живого и неживого (10ч) Разнообразие веществ в окружающем мире. Круговорот веществ.
Природные сообщества (лес, луг, водоём). Взаимосвязи в сообществе растений и животных: растения – пища и укрытие для животных; животные – распространители плодов и семян растений ( на местных примерах). Влияние человека на природные сообщества (на примере своей местности). Экскурсия «Природные сообщества родного края».
Человек – часть природы (5ч) Природа - источник удовлетворения потребностей людей: хозяйственных, эстетических, нравственных. Зависимость жизни человека от природы, обеспечение его физического и нравственного здоровья. Положительное и отрицательное влияние человека на природу (в том числе на природу окружающей местности). Правила поведения в природе. Охрана природных богатств: воды, воздуха, полезных ископаемых, экосистем, растительного и животного мира. Заповедники и национальные парки, их роль в охране природы. Красная книга России, её значение, отдельные представители растений и животных Красной книги.
Тело человека (12ч) Системы органов (опорно-двигательная, пищеварительная, дыхательная, нервная, органы чувств), их роль в жизнедеятельности организма. Гигиена систем органов. Правила измерения температуры тела человека. Телефоны экстренной помощи. Первая помощь при лёгких травмах (ушиб, порез, ожог, обмораживание, перегрев).
Наша страна на карте и на глобусе (30ч) Солнце – ближайшая звезда к нам звезда, источник света и тепла для всего живого на Земле. Земля – планета, общее представление о форме и размерах Земли. Глобус как модель Земли. Географическая карта и план (общее знакомство). Материки и океаны, их названия, расположение на глобусе и карте. Карта России. Знакомство с важнейшей географической номенклатурой своей страны, района. Ориентирование на местности. Компас. Смена дня и ночи на Земле. Вращение Земли как причина смены дня и ночи. Времена года, их особенности ( на основе наблюдений). Обращение Земли вокруг Солнца как причина смены времён года. Формы земной поверхности: России: общее представление, знакомство с 2-3 природными зонами (климат, растительный и животный мир, особенности труда и быта людей, влияние человека на природу изучаемых зон, охрана природы. Экскурсия «Формы земной поверхности». |
Пересказывать и понимать тексты о природе. Описывать сезонные изменения в природе. Характеризовать признаки времен года. Исследовать (на основе непосредственных наблюдений) связи жизнедеятельности растений, животных и времени года. Проводить групповые наблюдения во время экскурсии «Времена года в нашем крае» Оценивать с опорой на личный опыт воздействие природы в определенное время года на настроение человека, его внутренний мир и состояние его здоровья. Анализировать народные приметы, связанные с погодой, проверять их достоверность.
Различать растения и животных, используя информацию, полученную в ходе наблюдений, чтения, работы с иллюстрациями. Характеризовать особенности дикорастущих и культурных растений, диких и домашних животных (на примере своей местности). Группировать (классифицировать) объекты природы по признакам: домашние – дикие животные; культурные – дикорастущие растения. Анализировать примеры использования человеком богатств природы. Обсуждать в группах и объяснять правила поведения в различных ситуациях ( в парке, в лесу, на реке и озере) Оценивать конкретные примеры поведения в природе.
Различать природные объекты и изделия (искусственные предметы), характеризовать их отличительные свойства. Наблюдать объекты и явления природы ( на краеведческом материале), характеризовать их особенности. Оценивать результаты своих наблюдений о природе родного края. Приводить примеры веществ, описывать их.
Наблюдать простейшие опыты по изучению свойств воды. Оценивать чистоту воздуха, необходимую для здоровья человека, растений, животных, в своём городе (в селе). Наблюдать погоду самостоятельно и в группах и описывать её состояние. Проверять достоверность народных примет о погоде. Соотносить свои наблюдения о погоде с опытом народов своего края, отражённым в приметах и пословицах. Измерять температуру воздуха, воды с помощью термометра. Наблюдать простейшие опыты по изучению свойств воды. Характеризовать свойства воды, круговорот воды в природе. Оценивать чистоту воды в водоёмах и в системе водоснабжения своего края. Наблюдать простейшие опыты по изучению свойств полезных ископаемых. Различать изученные полезные ископаемые. Описывать их применение в хозяйстве человека ( на примере своей местности). Характеризовать (на основе опытов) состав почвы, роль почвы в природе и роль живых организмов в образовании почвы (на примере своей местности). Оценивать плодородие почвы своего края. Приводить примеры хвойных и цветковых растений, выделять их различия. ( на примере своей местности). Определять части цветкового растения. Сравнивать и различать деревья, кустарники и травы. Характеризовать условия, необходимые для жизни растений. Рассказывать о роли растений в природе и жизни людей. Сравнивать и различать дикорастущие и культурные растения., диких и домашних животных, характеризовать их роль в жизни человека ( на примере своей местности). Различать съедобные и ядовитые грибы. ( на примере своей местности). в природе и жизни людей. Рассказывать о роли грибов природе и жизни людей. Описывать внешний вид, характерные особенности представителей насекомых, рыб, птиц, зверей (на примере своей местности). Характеризовать способы питания, размножения; условий, необходимых для жизни животных. Рассказывать о роли животных в природе и жизни людей(на приере своей местности) Называть примеры заботливого ухода за животными в доме, в живом уголке школы, в местном зоопарке; примеры работы на пасеке. Извлекать (по заданию учителя) необходимую информацию из учебника и дополнительных источников знаний (словари, энциклопедии, справочники) о растениях и животных своего региона и обсуждать полученные сведения
Приводить примеры веществ.
Различать и характеризовать твёрдые тела, жидкости и газы. Характеризовать круговорот веществ как пример единства живого и неживого. Характеризовать природные сообщества ( на примере леса, луга, водоёма). Характеризовать влияние человека на природные сообщества ( на примере своей местности). Извлекать (по заданию учителя) необходимую информацию из учебника и дополнительных источников знаний (словари, энциклопедии, справочники) о природных сообществах и обсуждать полученные сведения.
Приводить примеры зависимости удовлетворения потребностей людей от природы, включая потребности эмоционально-эстетического характера. Анализировать влияние современного человека на природу, оценивать примеры зависимости благополучия жизни людей от состояния природы. Моделировать ситуации по сохранению природы и её защите. Различать правильные и неправильные формы поведения в природе. Оценивать личную роль в охране воды, воздуха, полезных ископаемых, экосистем, растительного и животного мира.
Характеризовать основные функции систем органов человеческого тела. Моделировать входе практической работы ситуации по применению правил сохранения и укрепления здоровья, по оказанию первой помощи при несчастных случаях. Характеризовать правила оказания первой помощи при несчастных случаях. Измерять температуру тела, рост и вес человека. Оценивать личное отношение к своему здоровью и здоровью окружающих, своё отношение к людям с ограниченными возможностями здоровья.
Характеризовать особенности звёзд и планет на примере Солнца и Земли. Работать с готовыми моделями (глобусом, физической картой): показывать на глобусе и карте материки и океаны; находить и определять географические объекты на физической карте России с помощью условных знаков. Ориентироваться на местности (в группе) с помощью компаса и карты, по местным признакам во время экскурсии. Сравнивать и различать день и ночь. Объяснять (характеризовать ) движение Земли относительно Солнца и его связь со сменой дня и ночи, времён года. Различать разные формы земной поверхности ( на примере своей местности) Находить на физической карте России равнины и горы и определять их название. Моделировать формы поверхности из песка, глины или пластилина. Сравнивать и различать разные формы водоёмов. Характеризовать (в ходе экскурсий и наблюдений) формы земной поверхности и водоёмы своей местности. Описывать климат, особенности растительного и животного мира, труда и быта людей разных природных зон. Извлекать ( по заданию учителя) необходимую информацию из учебника и дополнительных источников знаний (словари, справочники, энциклопедии) о природных зонах и обсуждать полученные сведения. Оценивать уровень своего интереса к изученным темам.
|
Человек и общество (108ч) |
||
Общество – совокупность людей, которые объединены общей культурой и связаны друг с другом совместной деятельностью во имя общей цели. Духовно-нравственные и культурные ценности – основа жизнеспособности общества. Человек – член общества. Взаимоотношения человека с другими людьми. Культура общения. Уважение к чужому мнению. Человек – создатель и носитель культуры. Образ идеального человека в культуре России и мира. Внутренний мир человека: общее представление о человеческих свойствах и качествах. Семья – самое близкое окружение человека. Семейные традиции. Взаимоотношения в семье и взаимопомощь в семье. Оказание посильной помощи взрослым. Забота о детях, престарелых, больных – долг каждого человека. Хозяйство семьи. Родословная. Имена и фамилии членов семьи. Составление схемы родословного древа. Духовно-нравственные ценности в семейной культуре народов России и мира. Младший школьник. Правила поведения в школе, на уроке. Обращение к учителю. Оценка великой миссии учителя в культуре народов России и мира. Классный школьный коллектив, совместная учёба, игры, отдых. Составление режима дня школьника. Друзья, взаимоотношения между ними, ценность дружбы, согласия, взаимной помощи. Правила взаимоотношений со взрослыми, сверстниками, культура поведения в школе и других общественных местах. значение труда в жизни человека и общества. Трудолюбие как общественно значимая ценность в культуре народов России и мира. Профессии людей. Личная ответственность человека за результаты своего труда и профессиональное мастерство. Общественный транспорт. Транспорт города и села: наземный, воздушный и водный транспорт. Правила пользования транспортом. Средства связи: почта, телеграф, телефон. Средства массовой информации: радио, телевидение, пресса, Интернет. Избирательность при пользовании средствами массовой информации в целях сохранения духовно-нравственного здоровья. Наша Родина- Россия, Российская Федерация. Ценностно – смысловое содержание понятий: Родина, Отечество, Отчизна. Государственная символика России: Государственный герб, Государственный флаг России,; правила поведения при прослушивании гимна. Конституция _ основной закон Российской Федерации. Права ребёнка. Президент Российской Федерации – глава государства. Ответственность главы государства за социальное и духовно – нравственное благополучие граждан. Праздник в жизни общества как средство укрепления общественной солидарности и упрочения духовно – нравственных связей между соотечественниками. Новый год. Рождество. День защитника Отечества, 8 Марта, День защиты детей, День народного единства, День Конституции. Оформление плаката или стенной газеты к общественному празднику. Россия на карте; государственная граница России. Москва – столица России. Святыни Москвы – святыни России. Достопримечательности Москвы: Кремль, красная площадь, Большой театр и др. Характеристика отдельных исторических событий связанных с Москвой (основание Москвы, строительство Кремля и др.). Герб Москвы. Расположение на карте. Города России. Санкт- Петербург: достопримечательности (Зимний дворец, памятник Петру I – Медный всадник, разводные мосты через Неву и др.), города Золотого кольца России (по выбору). Святыни городов России. Россия – многонациональная страна. Народы, населяющие Россию, их обычаи, характерные особенности быта (по выбору). Основные религии народов России: православие, ислам, иудаизм, буддизм. Уважительное отношение к своему и другим народам, их религии, культуре, истории. Проведение спортивного праздника на основе традиционных детских игр народов своего края. Родной край – частица России. Родной город (село), регион (область, край, республика): название, основные достопримечательности; музеи, театры, спортивные комплексы и пр. Особенности труда людей родного края, профессии. Названия разных народов, проживающих в данной местности, их обычаи, характерные особенности быта. Важные сведения из истории родного края. Святыни родного края. Проведение дня памяти выдающегося земляка. История Отечества. Счет лет в истории. Наиболее важные и яркие события общественной и культурной жизни страны в разные исторические периоды: Древняя Русь, Московской государство, Российская империя, СССР, Российская Федерация. Картины быта, труда, духовно-нравственных и культурных традиций людей в разные исторические времена. Выдающиеся люди разных эпох как носители базовых национальных ценностей. Охраны памятников истории и культуры. Посильное участие в охране памятников истории и культуры своего края. Личная ответственность человека за сохранность историко- культурного наследия своего края. Страны и народы мира. Общее представление о многообразии стран, народов, религии на земле. Знакомство с несколькими странами с контрастными особенностями (три – четыре страны): название, расположение на политической карте, столица, главные достопримечательности. Правила безопасности жизни Ценность здоровья и здорового образа жизни. Режим дня школьника, чередование труда и отдыха, личная гигиена. Физическая культура, закаливание, игры на воздухе. Личная ответственность человека за укрепление своего здоровья. Номера телефонов экстренной помощи. Первая помощь при легких травмах (ушиб, порез, ожог), обмораживании, перегреве. Дорога от дома до школы, правила безопасного поведения на дорогах, в лесу, на водоеме в разное время года. Правила противопожарной безопасности, основные правила обращения с газом, электричеством, водой. Правила безопасного поведения в природе. Забота о здоровье и безопасности окружающих людей - нравственный долг каждого человека.
|
Я - школьник (7ч) Школьник и его жизнь в школе. Правила поведения в школе, на уроке. Обращение к учителю. Классный школьный коллектив, совместная учёба, игры, отдых. Друзья, взаимоотношения между ними; ценность дружбы, согласия, взаимной помощи. Правила взаимоотношений со взрослыми, сверстниками, культура поведения в школе и других общественных местах. Режим дня школьника, чередование труда.
Правила безопасной жизнедеятельности (7ч) Личная гигиена школьника. Физическая культура, закаливание, Игры на воздухе как условие сохранения и укрепления здоровья. Дорога от дома до школы, правила безопасного поведения на дорогах, в лесу, на водоёме в разное время года. Правила противопожарной безопасности, основные правила обращения с газом, электричеством, водой.
Моя Родина (11ч) Семья – самое близкое окружение человека. Семья ребёнка и её состав. Взаимоотношения в семье, забота членов семьи друг о друге. Домашнее хозяйство. Распределение домашних обязанностей. Обязанности ребёнка в семье. Место работы членов семьи , их профессии. Родной город, село. Домашний адрес. Главные достопримечательности населённого пункта. Занятия людей. Знакомые школьнику профессии на примере своего населённого пункта. Городской транспорт. Правила уличного движения – гарантия безопасности на улицах города. Название родной страны. Государственный флаг России, значение цветов флага. Общее представление о флагах республик РФ. Москва – столица России. Красная площадь и Кремль – главные достопримечательности Москвы. Праздничные дни России и родного города: День города, Новый год, Рождество, 8 Марта. Экскурсия к одной из достопримечательностей родного города (села).
Родной край – частица Родины (15 ч) Семья и семейные традиции. Родословная. Имена и фамилии членов семьи. Родной регион (область, край, республика) и его место нахождения на карте. Название административного центра региона. Народы, населяющие регион(по выбору). Некоторые обычаи и характерные особенности быта народов (два- три). Некоторые яркие и важные события из истории родного региона. Жизнь и быт населения региона в разные исторические времена. Памятники истории и культуры региона, их охрана. Экскурсия в краеведческий музей для знакомства с некоторыми особенностями быта народов региона (по выбору).
Человек – член общества (3 ч) Отличия человека от животного. Взаимоотношения между людьми. Культура общения. Уважение к чужому мнению. Первые коллективы людей. Многообразие видов деятельности людей. Человек – создатель и носитель культуры.
Значение труда для человека и общества (5ч) Профессии людей. Транспорт города и села наземный, воздушный и водный транспорт. Правило пользования транспортом. Средства связи: почта, телеграф, телефон. Телефоны экстренной помощи. Средства массовой информации: радио, телевидения, пресса, Интернет. Экскурсия на одном из предприятий родного края.
Наша родина – Россия, Российская Федерация (27 ч) Государственная граница России. Россия – многонациональная страна. Народы, населяющие Россию. Название разных народов по выбору. Уважительное отношение к своему и другим народам, языкам, традициям, религии. Русский язык – государственный язык нашей страны. Расположение Москвы на карте России. Основание Москвы, происхождение названия, герб столицы. Москва – столица России и центр управления страной. Некоторые достопримечательности Столицы России – Большой театр, стадион Лужники, московское метро и др. Города России Санкт –Петербург и его достопримечательности (Зимний дворец, Памятник Петру I – Медный всадник, разводные мосты через Неву и др.), города Золотого кольца России (по выбору). Государственный герб России, Государственный гимн России. Правила поведения при прослушивании гимна. Конституция – основной закон Российской Федерации. Права и обязанности граждан России. Права ребёнка. Президент Российской Федерации – глава государства. Федеральное собрание. Государственные и всенародные праздники России. (продолжение): День Защитника Отечества, День Победы, День весны и труда, День России, День народного единства, День Конституции, День Защиты детей). Очная или заочная экскурсия (с помощью ИКТ) экскурсия в Москву, Санкт- Петербург, по городам Золотого кольца России. (по выбору).
Страницы истории Отечества (27ч) Что такое история. Исторические источники. Счёт лет в истории. Наиболее важные и яркие события общественной и культурной жизни страны в разные исторические периоды. Древняя Русь, Московское государство, Российская империя, СССР, Российская Федерация. Картины быта, труда, традиций людей в разные исторические времена. Выдающиеся люди разных эпох как носители базовых национальных ценностей. Понятие «честь страны». Очная или заочная экскурсия в дом-музей выдающегося человека России (по выбору). Страны и народы мира (6ч) Общее представление о многообразии стран, народов, религий на Земле. Знакомство с 2-3 странами (с контрастными особенностями): название, расположение, на карте, столица, главные достопримечательности. |
Знакомиться с учителем и одноклассниками; с оценкой роли учителя в культуре народов своего края. Знакомиться с правилами поведения в школе и обсуждать особенности взаимоотношений со взрослыми, сверстниками. Моделировать и оценивать различные ситуации поведения в школе и других общественных местах. Выбирать с позиции нравственных норм оптимальные формы поведения во взаимоотношениях с одноклассниками, друзьями, взрослыми. Практическая работа: составлять режим дня в группах. Проводить групповые наблюдения в группах во время экскурсии по школе ( находить свой класс и т.п.) Проводить наблюдения в группах во время экскурсии по своему району или городу (путь домой). Изображать путь от дома до школы с помощью условных обозначений. Обсуждать коллективно необходимость соблюдения правил здорового образа жизни. Выявлять потенциально-опасные ситуации для сохранения жизни и здоровья человека, сохранения личного и общественного имущества. Практическая работа по освоению правил поведения в разных ситуациях: как вести себя дома, на дорогах, в лесу, на водоёмах, в школе. Анализировать ситуации во время экскурсии по своему району или городу (с точки зрения безопасного поведения на дороге). Объяснять основные правила обращения с газом, электричеством, водой. Оценивать степень личной ответственности за сохранения своего здоровья, за здоровье и безопасность окружающих. Готовить рассказ о семье, домашнем хозяйстве, профессиях членов семьи, занятиях людей в родном городе (селе). Приводить примеры заботы школьников о младших членах семьи, престарелых и больных. Оценивать свои личные качества и их проявления в семье. Рассказывать по результатам экскурсии о достопримечательностях, святынях родного город, ( села). Оценивать уровень своего интереса, характер эмоционально-эстетического впечатления от увиденного. Проигрывать учебные ситуации по соблюдению правил уличного движения. Знакомиться с особенностями Государственного флага России, последовательность расположения полос, цвета флага, узнавание российского флага среди флагов других стран. Подбирать информацию об отдельных фактах истории флагов России. Практическая работа: составлять вместе со старшими родственниками родословного древа семьи на основе бесед с ними о поколениях в семье. Знакомиться по словарям личных имён и фамилий со значениями имён и фамилий своей семьи (рода). Оценивать степень участия членов своей семьи в истории и вклад в культуру родного края. Осмысливать значения понятий: малая родина, Родина, Отечество, Отчизна. Находить на карте России родной регион. Подготавливать в группе рассказ по результатам экскурсии в краеведческий музей с целью ознакомления с прошлым настоящим родного края( при наличии условий), к местам исторических событий и памятникам истории и культуры, к святыням родного региона. Обмениваться сведениями, полученными в ходе бесед со старшими членами семьи, земляками о прошлом родного края ( при наличии условии, к местам исторических событий и памятникам истории культуры, к святыням родного региона. Обмениваться сведениями, полученными в ходе бесед со старшими членами семьи, земляками о прошлом родного края, известных людях, об обычаях, религиозных и светских праздников народов, населяющих край. Находить эти сведения в справочной дополнительной литературе. Извлекать (по заданию учителя) необходимую информацию из учебника, дополнительных источников знаний (словари, энциклопедии, справочники) и обсуждать полученные сведения. Анализировать иллюстративный материал, сопоставляя его по словесным описаниям Приводить примеры и демонстрировать образцы культуры общения во взаимоотношениях людей. Оценивать лучшие черты характера, представленные в образе идеального человека в культуре народов своего края. Моделировать ситуации общения с людьми разного возраст национальности, религиозной принадлежности. Оценивать реальные и игровые ситуации общения.
Проводить групповые наблюдения за трудом людей во время экскурсии на одно из предприятий родного края. Оценивать яркие проявления профессионального мастерства и результаты труда. Знакомиться с оценкой трудолюбия в культуре народов своего края как одного из важнейших общественно значимых качеств личности. Раскрывать возможность средств массовой информации, в том числе в игровой ситуации. Моделировать ситуации, в которых необходимо знать правила пользования телефоном. Записывать телефоны экстренной помощи. Демонстрировать в учебной игре правила пользования разными видами транспорта. Моделировать ситуации вызова экстренной помощи по телефону. Находить и показывать территорию России, её государственную границу на глобусе. Моделировать ситуации, касающиеся отношения школьников к представителям других народов, их языкам, традициям, религии. Разыгрывать воображаемые ситуации общения с носителями других языков. Показывать местонахождения Москвы и других и других крупнейших городов (2-3 города) на карте России. Соотносить иллюстрации, видеокадры достопримечательностей и святынь Москвы, Санкт-Петербурга со словесным описанием их особенностей. Подготавливать небольших сообщения о достопримечательностях одного из городов России на основе дополнительной информации. Подбирать к своему сообщению иллюстрации, видеокадры. Объяснять символический смысл основных изображений Государственного герба России, узнавать его среди гербов других стран. Прослушивать, декламировать (петь) гимн РФ. Описывать элементы герба Москвы. Обмениваться сведениями о родной стране, полученными из источников массовой информации. Оценивать вклад своих земляков, соотечественников в сохранение российского историко-культурного наследия. Рассказывать о праздничных днях России, готовить сообщение на основе бесед с родными и близкими, дополнительных источников информации. Наблюдать (в родном городе, крае) исторические памятники, культовые сооружения, соотносить их с определённой эпохой, событием, фактом. пересказывать своими словами части текста учебника (о событии, историческом деятеле, памятнике культуры) и обсуждать полученные сведения. Извлекать (по заданию учителя) необходимую информацию из учебника и дополнительных источников знаний ( словари, энциклопедии, справочники) и обсуждать полученные сведения о прошлом нашего государства. Практические работы с картой (показывать места исторических событий, с «лентой времени» (определять последовательность исторических событий), изготавливать (по возможности) наглядные пособия из бумаги, пластилина и других материалов – одежду макеты памятников архитектуры и др.) Подготавливать небольшие рассказы по иллюстрациям учебника, описывать (реконструировать) важнейшие события из истории Отечества. Представлять образ одного из выдающихся соотечественников как возможный пример для подражания. Оценивать значимость его жизни и деятельности для себя лично.
Находить и показывать изученные страны мира на глобусе и политической карте. Находить дополнительную информацию о них с помощью библиотеки, Интернета и других информационных средств. Обсуждать особенности 2-3 стран мира. Моделировать ситуации, касающиеся отношения школьников к представителям других народов, носителям других национально-культурных и духовных традиций. Строить диалог с представителями других народов с учётом уровня владения ими русским языком, оказывать помощь одноклассникам, плохо владеющим русским языком, посильную помощь в учебной и внеклассной деятельности. |
Резерв (54 часа) |
УЧЕБНО - ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ ПО КЛАССАМ
1 класс - 66 часов (33 н./2 ч)
№ п/п |
Наименование разделов и тем |
Всего часов |
1 |
Задавайте вопросы |
1 |
2 |
Что и кто? |
20 |
3 |
Как, откуда и куда? |
12 |
4 |
Где и когда? |
11 |
5 |
Почему и зачем? |
22 |
|
Итого: |
66 |
2 класс - 68 часов (34 н./2 ч)
№ п/п |
Наименование разделов и тем |
Всего часов |
1 |
Где мы живем? |
4 |
2 |
Природа |
20 |
3 |
Жизнь города и села |
10 |
4 |
Здоровье и безопасность |
9 |
5 |
Обобщение |
7 |
6 |
Путешествия |
18 |
|
Итого: |
68 |
3 класс - 68 часов (34 н./2 ч)
№ п/п |
Наименование разделов и тем |
Всего часов |
1 |
Как устроен мир |
6 |
2 |
Эта удивительная природа |
18 |
3 |
Мы и наше здоровье |
10 |
4 |
Наша безопасность |
7 |
5 |
Чему учит экономика |
12 |
6 |
Путешествия по городам и странам |
15 |
|
Итого: |
68 |
4 класс - 68 часов (34 н./2 ч)
№ п/п |
Наименование разделов и тем |
Всего часов |
1 |
Земля и человечество |
9 |
2 |
Природа России |
10 |
3 |
Родной край - часть большой страны |
15 |
4 |
Страницы всемирной истории |
5 |
5 |
Страницы истории России |
20 |
6 |
Современная Россия |
9 |
|
Итого: |
68 |
МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА
Наименование объектов и средств материально- технического обеспечения |
Примечания |
Книгопечатная продукция |
|
Плешаков А.А. Окружающий мир. Рабочие программы . 1-4 классы. –М: Просвещение, 2015. |
В программе определены цели и задачи курса «Окружающий мир» ;рассмотрены подходы к структурированию учебного материала; |
Учебники 1. Плешаков А. А. Окружающий мир. Учебник . 1-4 класс. В 2ч Москва: Просвещение , 2015.
|
В учебниках (1–4 классы) шмуцтитулах каждого раздела сформулированы основные цели и задачи учебной деятельности. В начале каждого урока представлены цели и задачи учебной деятельности на каждом уроке. |
Рабочие тетради 1. Плешаков А.А. Окружающий мир. Рабочая тетрадь. 1-4 класс. В 2 ч. Москва: Просвещение, 2016.
|
Рабочие тетради сориентированы главным образом на вычленение и тщательную обработку наиболее существенных элементов содержания учебников, обеспечивают фиксацию результатов наблюдений, опытов, практических работ, а также творческую деятельность детей. |
Методические пособия 1. Плешаков А.А., Александрова В.П., Борисова С.А. Окружающий мир: Поурочные разработки: 1-4классы. |
В книгах представлены поурочные разработки по курсу «Окружающий мир», подготовленные с учётом последних изменений в содержании учебника и составе учебно-методического комплекта (УМК). |
1. Плешаков А.А. От земли до неба: Атлас-определитель: Пособие для учащихся общеобразовательных учреждений. - М.: Просвещение, 2010. 2. Плешаков А.А. Зелёные страницы. Книга для учащихся начальных классов. – М.: Просвещение, 2010. |
В комплекте имеются универсальные пособия, работа с которыми рассчитана на все годы обучения . В 2 классе начинается активная работа с атласом-определителем «От земли до неба». Это пособие обеспечивает один из приоритетных для курса видов деятельности – распознавание природных объектов. |
Компьютерные и информационно-коммуникативные средства |
|
1. Электронное сопровождение к учебнику «Окружающий мир»1-4 классы
|
Электронные приложения дополняют и обогащают материал учебников мультимедийными объектами,видеоматериалами, справочной информацией, проверочными тестами разного типа и уровня сложности. |
Технические средства обучения |
|
Персональный компьютер. |
|
Экранно-звуковые пособия |
|
Видеофильмы (в том числе в цифровой форме) по природоведению Аудиозаписи в соответствии с содержанием обучения (в том числе в цифровой форме). |
Могут быть использованы фрагменты музыкальных произведений, истории, обществоведению, этнографии народов России и мира. записи голосов птиц и др |
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.