Презентация к уроку "Появление неравенства и знати". С помощью презентации учитель организует учебную деятельность учащихся, выполнение и проверку (самопроверку, взаимопроверку) заданий, оценивание  работы  каждого учащегося на уроке.
            
        
                    
                
                    Синяева Лариса Алексеевна, 
учитель МБОУ СОШ № 3 пос. Эльбан
Урок по Всеобщей истории. История Древнего мира.
Класс: 5 класс, в составе  17 человек, из них  4 ученика с ОВЗ (ЗПР, 7 вид).
Учебник: А.А. Вигасин, Г.И. Годер, И.С. СвеницкаяМ.: Просвещение, 2014.
Тип урока:  открытие новых знаний
Технология: деятельностный подход
Формы работы: общеклассная, групповая, индивидуальная, дифференцированная.
Тема: Появление неравенства и знати
Цель:  Формировать представления об  условиях и причинах появления неравенства и 
знати.
Задачи:  
1). Образовательная: Через решение проблемы подвести учащихся к пониманию того, как 
появляется неравенство.
2) Воспитательная:  Способствовать формированию у учащихся чувства ответственности 
и деликатного отношения к одноклассникам. 
  3)Коррекционноразвивающие:  развивать познавательные способности; способствовать
запоминанию и воспроизведению учащимся нового материала; продолжить формирование
умений и навыков работы с текстом.
 
 Обязательный минимум содержания:
Использование медных орудий труда. Совершенствование земледелия, изобретение плуга.
Смена     родовой   общины   соседской,   образование   племен.   Появление   имущественного
неравенства, выделение знати.
Ученик  
  научится:  анализировать   процесс   разрушения   первобытного   равенства,
выделения знати, устанавливать причинноследственные связи и выстраивать логическую
цепочку.
Ученик получит возможность научиться:  находить ответы на вызовы сегодняшнего
дня в прошлом опыте человечества.
.
Оборудование и материалы: компьютер, проектор, экран (интерактивная доска), учебник
А.А. Вигасин и др. История Древнего мира. Презентация к уроку. Технологическая карта 
урока
Технологическая карта 
Этапы урока
Действия учителя
   Определяем тему урока
1.Самоопреде
ление к 
деятельности
Действия
учеников
Действия
учеников с
ОВЗ
Выдвигают свои выводы и 
версии темы урока1. Какие выводы можно сделать на основе
этих данных?
2. Сформулируйте тему  урока.
Почему с появлением производящего 
хозяйства отпала необходимость в 
коллективном труде?  От родовой 
общины люди перешли к соседской? Что 
общего, чем отличаются общины?
    Формулируем проблему 
Почему с появлением производящего 
хозяйства отпала необходимость в 
коллективном труде?  
 Какой возникает Вопрос? 
    Проблема
Чтобы решить эту проблему, какие 
вопросы нужно выяснить?
 Помогут пункты плана учебника  §5. 
2.Актуализац
ия знаний и 
фиксация 
затруднения в
деятельности.
3. Постановка
учебной 
задачи.
4. Построение
проекта 
выхода из 
затруднения
    физминутка
      Работа в группах:
1. Развитие ремесел. 1я гр.
2. Изобретение плуга. 2я гр.(ЗПР)
3. У каждой семьи свое хозяйство. 3я гр.
4. Выделение знати. 4я гр.
2
Выдвигают свои версии 
ответов на вопросы, используя
рисунок на слайде 4. 
Выдвигают свои версии
 
Работают с 
текстом 
учебника
 Работают с 
текстом 
учебника: 
называют 
пункты §5
Под музыку выполняют  
несложные физические 
упражнения  для 
восстановления 
работоспособности
 Работают с 
текстом 
учебника,     
заполняют 
схему 
Участвуют в 
дискуссии.
Работают с 
текстом 
учебника,  
заполняют 
схему 
Связный 
рассказ с 
опорой на 
заполненную 
схемуДискуссия:
1.  Почему у древних людей 
появилась возможность 
заниматься  ремеслом?
2. Как это связано с 
возникновением земледелия и 
скотоводства?
3. Какую пользу принесло 
древнему человеку занятие 
различными ремеслами?
Опыт С.А. 
Семенова с 
моделями 
мотыги и 
плуга.
1). 
Озвучивают 
свою схему, 
2). 
Участвуют в 
анализе 
опыта С.А. 
Семенова.
Опыт С.А. Семенова:
Один участок поля 
обрабатывали мотыгой, другой
(такой же) – плугом, который 
тащил бык. Плугом 
обработали землю в 50 раз 
быстрее! 
1). Почему?
2). Как изменилась жизнь 
людей с появлением металла и
плуга? 
3). Какие занятия становятся 
главными?
Озвучивают 
свою схему и 
свою версию 
проблемы.
Участвуют в 
обсуждении 
проблемы.
«Как 
изменилась 
организация 
жизни 
родовой 
общины?»
3Родовая община превратилась 
в соседскую, где  семьи 
связаны между собой не 
родственными, а соседскими 
отношениями.
Сравните родовую и соседскую 
общину.
Озвучивают 
свою схему,  
освещают 
проблему.
Участвуют в 
решении 
проблемы.
Озвучивают 
главную мысль
урока   через 
графическое 
задание.
Выполняют 
графическое 
задание. 
5. Первичное 
закрепление 
во внешней 
речи. 
46. 
Самостоятель
ная работа с 
самопроверко
й по эталону.
7. Включение 
в систему 
знаний и 
повторение.
8. Рефлексия 
учебной 
деятельности 
    Применяем новые знания 
Учащиеся в пределах своего варианта 
имеют возможность выбрать задание
С. 29.
2 балла – в. 5.
1 балл – в. 4.
Как вы думаете, Закономерно ли появление 
знати?
Выбирают и выполняют 
задание.
На основе изученного 
материала выдвигают свои 
версии
Какую проблему решали на уроке?
Что нового узнали?
Оцените свою деятельность на уроке. 
Делают краткие записи в 
тетрадях,  желающие 
озвучивают записи.
Рабочий лист                                                         ______________________________________
                                                                                 ФИ ученика                     
Вариант 1.
1. Вспоминаем, что мы знаем о древнейших людях.
Жили :  когда_______________________________; где________________________________
Главное отличие от животных_____________________________________________________
Первое орудие труда_____________________________________________________________
Занятия:________________________________________________________________________
2.Тема:________________________________________________________________________
3. проблема:___________________________________________________________________
4. Как выжили древнейшие люди? С. 13 – 16.
5о
5.Род
вая 
община
40 тысяч лет назад человек стал таким же, как люди нашего времени. 
 ученые его назвали_____________________________________________________________
 община   называлась «родовой», потому что _______________________________________
 в  общей  собственности общины_________________________________________________
 в общине распределялись обязанности ____________________________________________
_______________________________________________________________________________
6.  Выполни задание: С. 17.    в. 1; 3 (выбор) 
_____________________________________________________________________________
_____________________________________________________________________________
_____________________________________________________________________________
_____________________________________________________________________________
_____________________________________________________________________________
Оцени себя
  
 Рабочий лист                                                         ______________________________________
                                                                                 ФИ ученика                     
Вариант 2.
1. Допиши предложения.
Древний человек отличался от животных  тем, что умел изготавливать_________________________
Первое орудие труда____________________________________________________________________
Занятия:______________________________________________________________________________
_
 2. Тема:_______________________________________________________________________________
 3. Проблема:__________________________________________________________________________
Устные 
ответы 
  01б.
Оценка   за урок
учителя
итоговая
Работа в
 группе
 02б.
Работа со 
словарем
 01б.
Заполнение 
рабочего 
листа
01б.
твоя
4. Как выжили древнейшие люди? С. 13 – 16.
Продолжи предложения.
6Наши предки сумели выжить, так как они_________________________________________________
Главное занятие:_______________________________________________________________________
Люди охотились на_____________________________________________________________________
5. Родовая община
40 тысяч лет назад человек стал таким же, как люди нашего времени. 
 ученые его назвали___________________________________________________________________
 община   называлась «родовой», потому что _____________________________________________
 в  общей  собственности общины были___________________________________________________
 в общине распределялись обязанности ___________________________________________________
______________________________________________________________________________________
______________________________________________________________________________________
6. Выполни задание:  с. 17. в. 5; 2 (выбор).     
_____________________________________________________________________________
_____________________________________________________________________________
_____________________________________________________________________________
_____________________________________________________________________________
_____________________________________________________________________________
 ______________________________________________________________________________
______________________________________________________________________________
Оцени себя
Устные 
ответы 
01б. 
Работа в
 группе
 02б.
Работа со 
словарем
 01б.
Заполнение 
рабочего 
листа
01б.
Оценка   за урок
учителя
итоговая
твоя
7