Конспект
урока по информатике для 8 класса
Тема:
Позиционные системы счисления
Класс:
8
Продолжительность:
45 минут
Учитель:
Уколов Никита Владимирович
Цели урока:
1. Образовательная: Сформировать
у учащихся представление о позиционных системах счисления. Научить определять
основание системы счисления, различать двоичную, восьмеричную,
шестнадцатеричную системы и переводить числа из этих систем в десятичную.
2. Развивающая: Развивать
логическое и алгоритмическое мышление, умение анализировать и сравнивать,
применять математические знания в новом контексте.
3. Воспитательная: Воспитывать
внимательность, аккуратность, интерес к предмету через понимание
фундаментальных основ работы компьютера.
Оборудование:
- Компьютер с проектором.
- Презентация с примерами систем счисления, схемой
развернутой формы числа.
- Интерактивная доска или обычная доска с
маркерами/мелом.
- Раздаточный материал с таблицами цифр и
практическими заданиями.
- Калькуляторы (опционально, для проверки).
Ход урока
1. Организационный момент (2 минуты)
- Приветствие, проверка присутствующих и готовности
к уроку.
- Краткое объявление темы: «Сегодня мы заглянем в
"математическую кухню" компьютера и узнаем, на каком языке он
считает. Тема урока: "Позиционные системы счисления"».
2. Актуализация знаний и мотивация (5
минут)
- Беседа:
- «Какой системой счисления мы
пользуемся каждый день?» (Десятичная).
- «Почему она так называется?» (10
цифр, основание 10).
- «Всегда ли люди использовали
десятичную систему?» (Примеры: римская – непозиционная, вавилонская –
60-ричная).
- Проблемный вопрос: «Почему
для компьютера десятичная система неудобна, и какую он использует вместо
неё?»
- Мотивация: Объяснение,
что понимание двоичной системы — ключ к пониманию архитектуры компьютера,
программирования, кодирования информации.
3. Объяснение нового материала (20 минут)
- Понятие позиционной системы счисления
(ПСС) (7 минут)
- Определение: ПСС — система, в
которой значение цифры зависит от её позиции (разряда) в числе.
- Ключевые понятия: основание системы
счисления (p), алфавит (набор допустимых цифр: от 0
до p-1).
- Пример на доске: число 555 в десятичной системе.
Значение каждой цифры «5» разное: 5 сотен, 5 десятков, 5 единиц.
- Формула развернутой формы числа:
Aₚ = aₙ₋₁ * pⁿ⁻¹ + ... + a₁
* p¹ + a₀ * p⁰
Где Aₚ — число в системе с основанием p, aᵢ —
цифры числа, n — количество разрядов.
- Пример: 333₁₀ = 3*10² +
3*10¹ + 3*10⁰ = 300 + 30 + 3.
- Двоичная система счисления (5 минут)
- Основание: 2. Алфавит: 0, 1.
- Почему именно она? Электронная схема легко различает
два состояния: есть ток/нет тока, высокий/низкий уровень напряжения.
- Пример развернутой формы: 1101₂ =
1*2³ + 1*2² + 0*2¹ + 1*2⁰. Совместный перевод в
десятичную систему: 8+4+0+1 = 13₁₀.
- Термин: Бит (binary
digit) — минимальная единица информации, одна двоичная цифра.
- Восьмеричная и шестнадцатеричная системы
(8 минут)
- Восьмеричная система (p=8): Алфавит:
0, 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7.
- Пример: 127₈ = 1*8²
+ 2*8¹ + 7*8⁰ = 64 + 16 + 7 = 87₁₀.
- Шестнадцатеричная система (p=16): Алфавит:
0-9, A(10), B(11), C(12), D(13), E(14), F(15).
- Важность: компактная запись двоичных
чисел (каждая шестнадцатеричная цифра заменяет 4 бита).
- Пример: 1F₄₁₆
= 1*16¹ + 15(F)*16⁰ = 16 + 15 = 31₁₀.
- Создание сводной таблицы на доске (Основание,
Алфавит, Пример, Зачем нужна).
4. Закрепление изученного. Практическая
работа (10 минут)
- Фронтальная работа (5 минут): Решение
2-3 примеров у доски с помощью формулы развернутой формы.
- Задание 1:
Перевести 1011₂ в десятичную систему.
- Задание 2:
Перевести 45₈ в десятичную систему.
- Задание 3: Перевести 2A₁₆ в
десятичную систему.
- Самостоятельная/парная работа (5
минут): Учащиеся получают карточки с
4-5 числами в разных системах (двоичной, восьмеричной, шестнадцатеричной)
для перевода в десятичную систему.
5. Подведение итогов. Рефлексия (5 минут)
1. Что
такое основание системы счисления?
2. Чем
позиционная система отличается от непозиционной?
3. Как
перевести число из любой ПСС в десятичную?
4. Почему
компьютер использует двоичную систему?
- Обобщение: Мы
узнали, что такое ПСС, вывели универсальную формулу перевода,
познакомились с системами, которые использует компьютер.
- Анонс следующей темы: «А
как выполнить обратный перевод — из десятичной системы в двоичную? Это
тема нашего следующего урока».
6. Домашнее задание (3 минуты)
1. Обязательное: Выучить
определения (ПСС, основание, алфавит), формулу развернутой формы. Решить 5
заданий на перевод из двоичной, восьмеричной, шестнадцатеричной систем в
десятичную.
2. Повышенной
сложности (по желанию): Попробовать найти, как
записывается ваш год рождения в двоичной и шестнадцатеричной системах.
Ожидаемые результаты:
- Учащиеся понимают принцип позиционности.
- Учащиеся знают основания и алфавиты двоичной,
восьмеричной и шестнадцатеричной систем.
- Учащиеся уменют применять формулу развернутой
формы для перевода чисел из указанных систем в десятичную.
Рефлексия:
- После урока учитель
может задать учащимся вопросы о том, что нового они узнали, что было наиболее
интересным и какие темы требуют дальнейшего изучения. Это поможет оценить
эффективность урока и выявить области для улучшения.