Урок чтения 3 «В» класс.
Цель: познакомить учащихся со стихотворением И.З. Сурикова «Детство»
Задачи:
1. Способствовать формированию навыков выразительного чтения
2. Развивать логическое мышление, память, воображение
3. Воспитывать любовь к природе
Оборудование: учебник «родная речь 3 класс часть 1 Л.Ф. Климанова, В.Г. Горецкий», гитара.
Ход урока
1. Организационный момент
У: здравствуйте, ребята!!! Меня зовут…, урок литературного чтения сегодня проведу у вас я. Присаживайтесь.
А начнем мы урок с домашнего задания. Скажите, ребята, с творчеством какого поэта вы познакомились на прошлом уроке?
Д: с …Никитиным
У: с каким его произведением вы познакомились?
Д:
У:Скажите что было задано на дом?
II. Изучение нового материала
1) Подготовительная работа
У: а сегодня на уроке мы познакомимся с творчеством ещё одного писателя. Вы узнаете о ком я говорю, если разгадаете кроссворд, обратите внимание на доску «исполнить кроссворд на доске»
Чтобы разгадать кроссворд нам нужно разгадать несколько загадок. Слушаем меня внимательно!
По горизонтали: 1. Выгляну в оконце, лежит белое суконце, всю зиму лежит, а весной убежит.
Д: снег
У: 2. Белый дед белее нет, старый горбатый лежит возле хаты. Лежит всю зиму ни кто не поднимает. Весна придет он сам уйдёт.
Д: сугроб
У: что можно увидеть с открытыми глазами
Д: сновидения
У: и последняя загадка. Зимой кручу, бурчу, знать никого не хочу.
Д: вьюга.
У: прочитайте слово получившееся по горизонтали
Д: Суриков
У: Стихи Ивана Захаровича отличаются простотой и мелодичностью.
Их основная тема тяжелое положение народа. Многие стихи поэта посвящены русской природе и детям, некоторые из них стали популярными народными песнями. Например «степь да степь кругом». Послушайте, Какие чувства порождает эта музыка?
Д: Прослушивание 1 куплета
У: А кто обратил внимание на текст песни? Ведь именно текст принадлежит Сурикову.
Д:
У: действительно, эта песня как и многие стихи Сурикова о нелегкой доле простого русского народа, но сегодня на уроке мы познакомимся с одни из его произведением, написанных в более светлых тонах.
Ребята а вы любите зимние забавы?
Д: ответы детей (спросить пять человек)
У: какие?
Д: ответы детей (спросить 5 человек)
У: а вот у героя стихотворение, с которым я вас познакомлю в детстве были свои забавы. Я прочту, а в потом скажите, о каких детских забавах героев помнят всю свою жизнь.
2) Первичное знакомство. (выразительное чтение учителя)
3) Проверка восприятия
У: какая из картин которые нарисовал поэт вам запомнилась?
Д: ответы детей.
4) Анализ содержания.
Скажите какие детские забавы герой отражает в своем произведение.
Д: ответы детей тять человек.
У: прочитайте стихотворение в пол голоса самостоятельно, и разделите его на пять частей. Время три минуты. О чем говорится в первой части?
Д: о зимних забавах.
У: давайте прочитаем первый столбик.
Д: спросить одного человека.
У: обратите внимание. Почему каждая строка начинается с одного и того же слова.
Д: спросить три человека.
У: такое впечатление, что автор мысленно возвращается в родное село и мы все вместе углубляемся в его воспоминания. Прочитайте второй столбик.
Д: чтение
У: Как вы думаете какие слова мы прочитаем с большим выражением эмоций.
Почему стоит тире?
Д: так как происходит быстрое смена событий.
У: обратите внимание на последние строчки. Как вы думаете какое слово будет ударным?
Прочитайте третий и четвертый столбик.
Д: читают.
У: почему в четвертом столбике стоит многоточие?????
Д: потому что закончилось действие.
У: следующую часть читаем в два столбика. Обратите внимание на последнюю строчку. На какое слово мы поставим ударение?
Д: отвечают.
У: а что означает слово, нехотя бредешь?
Д: отвечают.
У: а теперь читаем третью часть.(четыре столбика).
У: ветхая – это какая?
Д: отвечают.
У: почему не шубу, а не шубёнку?
Д: потому что она потрепана и к тому же мола, и рукава короткие потому и руки не согнёшь.
У: заберешься на печь, обратите внимание на какое слово мы ставим ударение.
У: скажите, а кто-нибудь знает что такое «лапти»?
Д: ответы детей
У: лаптями в старину называли крестьянскую обувь, обхватывающую только стопу.
А кто из вас знает что такое прялка?
Д: ответы детей.
У: прялка - это приспособление для кучного прядения, приводимое в движение ножной педалью. Рассмотрите иллюстрации на странице семьдесят второй.
На каком рисунке изображены лапти, а на каком прялка?
Следующее выделенное слово – это «Светец», подставка освещавшая избу.
Найдите строки, которые говорят о большой любви, мальчика к сказкам.
Д: чтение……….???????
У: а вы любите сказки?
Д: да. Нет.
У: назовите самые любимые.
Д: ответы детей. Три человека.
У: прочитайте четвертую часть стихотворения.
Д: читают.
У: какая сказка снилась мальчику.
Д: как Иван царевич поймал «Жар птицу»?
У: давайте прочитаем последнюю часть.
Д: чтение.
У: в какой момент настроение героя меняется?
Д: когда к нему набежала стража и скрутили руки.
У: почему просыпается герой?
Д: потому что он испугался.
У: и тут сказка заканчивается, и начинается реальная жизнь. Какую картину видит герой просыпаясь?
Д: чтение с пятой части.
У: к чему обращается автор в заключении стихотворении?
Д: к детским годам.
У: а сейчас мы запишем домашнее задание:
- страница семьдесят два, семьдесят пять. Выразительное чтение стихотворения.
5) выразительное чтение учащихся.
В оставшееся время потренируемся выразительно читать. (чтение с выражением на оченку).
5) Подведение итогов с творчеством какого писателя мы сегодня познакомились.
Д: Суриков Иван Захарович.
У: а с каким его произведением мы познакомились?
Д: со стихотворением «Детство»
У: сегодня на уроке хорошо работали…..
До свидание , спасибо за урок!
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.