Познание мира. 4 класс. Тема урока:"Растения и животные пустынь"
Оценка 5
Разработки уроков
docx
окружающий мир
4 кл
01.07.2017
Цель: познакомить с видами пустынь, животным и растительным миром пустынь Казахстана.
Задачи урока:
- углубить знания о природных объединениях живых организмов и жизнедеятельности растений и животных в пустынных и засушливых зонах;
-развивать познавательную активность память, мышление, связную речь, кругозор;
-воспитывать бережное отношение к природе, к животному и растительному миру.
Урок 31.docx
Урок 31
Тема урока: Растения и животные пустынь
Цель: познакомить с видами пустынь, животным и растительным миром пустынь Казахстана.
Задачи урока:
углубить знания о природных объединениях живых организмов и жизнедеятельности растений
и животных в пустынных и засушливых зонах;
развивать познавательную активность память, мышление, связную речь, кругозор;
воспитывать бережное отношение к природе, к животному и растительному миру.
Тип урока: объяснение материала
Методы, приемы: наглядный, поисковый, репродуктивный, игровой
Оборудование: проектор, компьютер, экран, учебник, тетрадь, цветные тюльпанчики (для
оценивания своего настроения).
Ход урока.
1. Орг. момент.
Сообщение темы и цели урока
Сегодня на уроке мы будем говорить о пустынях; какие бывают пустыни; какие животные
обитают в пустынях, а также будем говорить о растительности пустынь. И все наши наблюдения
будем вносить в таблицу, которая начерчена у вас в тетради.
Но перед тем, как начать работу, я попрошу вас всех выйти к доске и взять один из
тюльпанчиков (цвет выберите сами, тюльпаны трёх цветов: красный, оранжевый и жёлтый.
Каждый цвет означает определённое настроение).
2. Проверка домашнего задания (фронтальный опрос).
О какой природной зоне идёт речь в стихотворении С. Никитина? Послушайте.
На все стороны путь:
Ни лесочка, ни гор!
Необъятная гладь!
Неоглядный простор! (Степь)
По каким признакам вы определили, что это степь?
Что такое степь?
Каким цветом закрашена степь на карте? (тёмно жёлтым)
Как называются голые места в степи? (такыры)
Какого размера бывают растения в степи? (низкорослые и редкие)
А почему? (изза того, что талые воды и дождевая вода не скапливаются, степь быстро
высыхает).
А что можете сказать о животных? (Быстро бегают, обладают защитной окраской, делают норы
в земле, гнёзда птиц расположены на земле).
Б) Индивидуальная работа по карточкам.
3. Работа по теме
1) Итак, мы начинаем своё путешествие по пустыням.(учитель читает стихотворение)
Солнечный, жаркий
Жёлтый поток.
Льётся в пустыне
На жёлтый песок.
В воздухе жёлтом и плотном, как мёд, Жёлтая птица неслышно плывёт.
Какой цвет в этом стихотворении использует автор? (жёлтый)
Почему жёлтый? (Потому что солнце жёлтое, песок жёлтый, и всё отражается в жёлтом цвете)
2) ПУСТЫНЯ это жёлтое и голубое.
Жёлтое пески под ногами, вокруг, сколько видит глаз.
Голубое это небо, оно в пустыне такое же неоглядное, как пески.
ПУСТЫНЯ это пространство, где изза недостатка воды, воздух и почва сухие, а
растительность редкая и скудная.
Самые большие пустыни в мире это ГОББИ (в Азии), САХАРА (в Африке), КАРАКУМЫ (в
Туркмении). Каракумы в переводе означает «Чёрные пески».
В Казахстане есть две крупные пустыни это КЫЗЫЛКУМ и МОИНКУМ, они относятся к
песчаным пустыням. Пустыня КЫЗЫЛКУМ находится в долине Сырдарьи, а МОИНКУМ в
долине реки Чу.
3) На карте пустыня изображена жёлтым цветом точками. (показ на карте)
4) Существует 4 вида пустынь.
Первый вид это ПЕСЧАННАЯ пустыня. Поверхность песчаных пустынь холмистая. Часто
встречаются холмы высотой от 3 до 8 метров, такие холмы называются БАРХАНАМИ.
Образуются барханы при движении песков под действием ветра. Одна сторона бархана пологая,
другая крутая. Барханы постоянно передвигаются, засыпая деревья, кустарники. Но растения
оказавшиеся под песком, выпускают новые корни и продолжают расти. Поэтому движение
барханов можно остановить, если посадить много деревьев.
Второй вид это ГЛИНИСТАЯ пустыня. Её поверхность в основном ровная. Намокшая от
зимних и весенних дождей, летом глина от жары растекается на отдельные плитки, которые
настолько тверды, что даже не ломаются под ногами такого крупного животного, как верблюд.
Третий вид это СОЛОНЧАКОВАЯ пустыня. Словно белые снежные поля, чудом
сохранившиеся среди зноя, лежат под жарким солнцем пустыни солончаки. В этих местах не
глубоко залегают грунтовые воды. Постоянно испаряясь, они и выносят на поверхность земли
соль. Но сквозь белую корку соли коегде пробиваются живущие пустынные растения солянки.
И ещё об одном виде пустынь это КАМЕНИСТАЯ. В ней лишь чёрные камни, рассыпавшиеся
скалы. Но и в такой пустыне растут растения.
5) Работа в тетрадях (заполняем в таблицу названия пустынь, затем записываем отличия).
6) Следующий вопрос, это климатические условия (погода).
Лето в пустыне продолжается 5 месяцев, оно безоблачное и жаркое. Средняя температура +30
градусов, местами жара доходит до +50 градусов в тени. Днём земля прогревается до +70
градусов (в раскалённом песке можно испечь яйцо). Зима по сравнению с летом суровая, длится
она 23 месяца. Средняя зимняя температура – 12 градусов. Снега практически нет.
7) Работа в тетрадях (запись о климатических условиях).
8) Чтение текста в учебнике по теме стр. 54 55
9) Вопросы по восприятию о прочитанном.
Что такое пустыня?
Что могут делать пески при движении?
10) А вот как вы думаете, много ли растений произрастает в пустыне? (ответ)
Только ранней весной пустыня (как и степь) покрыта яркими, цветущими растениями, т.к. в это
время года повышается уровень воды в реках, за счёт осадков, таяния снега. Пока не исчезла весенняя влага и не наступила сильная жара, цветут тюльпаны, ирисы, маки. Но вся эта красота
длится около месяца. В пустыне можно встретить только растения, способные переносить
длительную засуху.
А можете ли вы сказать, за счёт чего живут растения? (их корни уходят глубоко в землю, и за
счёт приспособляемости). Листья этих растений мелкие, что уменьшает испарение влаги, у
некоторых растений вместо листьев колючки.
Самое распространённое дерево саксаул, песчаная акация и верблюжья колючка.
Выборочное чтение текста в учебнике (о растениях)
11) С некоторыми животными пустынь я думаю, что вы уже знакомы.
О ком, как вы думаете, я веду речь? (верблюды)
А почему в пустыне могут жить сайгаки и джейраны? (очень быстро бегают и добираются до
водоёма).
4. Рефлексия.
Что вам понравилось сегодня на уроке?
С каким настроением вы подошли к концу урока?(на другой стороне доски дети снова
приклеивают тюльпанчики).И можно будет сравнить, каких стало больше, а каких меньше.
5. Д/З стр. 54 – 55 читать, готовить сообщение:
1 вариант – растение пустыни
2 вариант – животное пустыни
Тест к данному уроку.
Познание мира. 4 класс. Тема урока:"Растения и животные пустынь"
Познание мира. 4 класс. Тема урока:"Растения и животные пустынь"
Познание мира. 4 класс. Тема урока:"Растения и животные пустынь"
Познание мира. 4 класс. Тема урока:"Растения и животные пустынь"
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.