Познание мира . 4 класс .Тема:"Растения и животные лесов и тугаев".
Оценка 4.8
Разработки уроков
docx
окружающий мир
4 кл
01.07.2017
Цель урока: продолжить знакомство учащихся с природными зонами Казахстана
Задачи урока:
- познакомить учащихся с особенностями природы лесов и тугаёв, животным и
растительным миром; расширить представление о природных богатствах лесов и тугаёв;
- развивать речь, логическое мышление учащихся, умение сравнивать и делать выводы;
- воспитывать бережное отношение к природе, эстетический вкус, уважение к природе.
Урок 32.docx
Урок познания мира. 4 класс
Тема урока: Растения и животные лесов и тугаев
Цель урока: продолжаем знакомить учащихся с природными зонами Казахстана
Задачи урока:
познакомить учащихся с особенностями природы лесов и тугаёв, животным и
растительным миром; расширить представление о природных богатствах лесов и тугаёв;
развивать речь, логическое мышление учащихся, умение сравнивать и делать выводы;
воспитывать бережное отношение к природе, эстетический вкус, уважение к природе.
Тип урока – урок объяснения
Методы, приемы: наглядный, поисковый, репродуктивный, игровой
Оборудование: карта Республики Казахстан, гербарий растений леса, иллюстрации
растений и животных, лесов и тугаёв, карточки с заданиями, мозаика, жетоны, значки с
обозначениями леса, диск с записью фильма о Боровом, использование интерактивной доски
для просмотра фильма.
Ход урока
Да сопок неровных неровные цепи.
И вдруг, как чудо из чудес
Среди степи поднялись горы, лес,
Высокие скалы, лесные поляны –
Всё это земля родного Казахстана!
1. Организационный момент.
Выберем настроение урока. ( три мордашки: весёлая, серьёзная, грустная )
Ребята, какую бы вы выбрали мордашку для нашего урока?
Почему? А какая сегодня погода?
А соответствует ли погода нашему настроению?
Итак, мы постараемся пронести наше доброе, весёлое настроение через весь наш урок. Ведь
сегодня мы будем говорить о нашем родном крае – о Казахстане.
2. Объявление цели и задач урока.
Беспредельна, необъятна, широка
Степь привольная СарыАрка.
Открытая полынным ветрам,
Раскинулась на сотни километров.
Всюду простор и ковыльные степи
Мы продолжаем изучать природные зоны Казахстана. Сегодня мы будем говорить о
лесах и тугаях. Мы познакомимся с их расположением на карте Казахстана, с животным и
растительным миром, будем говорить о пользе леса и его охране.
Сегодня у нас будет заседать учёный совет, который состоит из нескольких групп учёных.
Они будут исследовать леса и тугаи. (дети разделены на 4 группы)
географы
Ребята, а кто знает, что изучают эти учёные?
3.Формирование новых знаний и умений.
Какие природные зоны входят на территорию Казахстана? ( Лесостепь, степь, пусты ни,
полупустыни, горные районы.)
А в какой природной зоне живём мы?
Как ещё называется это место? (СарыАрка)
Что такое степь? Когда она особенно красива?
Итак, начинаем исследовать леса и тугаи. Послушайте старую казахскую легенду.
экологи
ботаники
зоологи Когда Аллах, сотворив наш удивительный мир, подарил одним народам широкие и глубокие
моря и реки, другим высокие горы, одетые густыми лесами, белоснежными шапками, третьих
одарил плодородными полями и цветущими садами. А казахам оставил лишь сухие степи.
Вставал тогда народ и решил просить у всевышнего хоть маленькую толику того прекрасного,
что осталось у него в мешке. Но не откликнулся Аллах на просьбу степняков. Тогда весёлый
пересмешник Алдаркосе, решил пере хитрить всевышнего, предложив сыграть в прятки. Тот
согласился, но где можно спрятаться в пустынной и плоской степи. Насыпал Аллах холмик,
чтобы укрыться за ним и спрятался. А хитрый Алдаркосе незаметно проделал в мешке дырку,
из которой высыпались на землю скалистые горы, поросшие густыми лесами, вылились
прозрачные озёра и звонкие родники. В лесах поселились звери и птицы. Так гласит легенда.
И если посмотрим на карту Казахстана, то увидим , где природа создала удивительный мир
красок, форм и звуков.
А кто знает, где в Казахстане есть леса?
Вблизи г. Кокшетау живописное место показахски звучит Бурабай, а порусски Боровое.
В Карагандинской области – Каркаралинск.
В Павлодарской области – Баянаул.
В Костанайской области известный лес Наурзумкарагай. ( поставить на карте значки)
А сейчас скажите, кто из вас был в этих местах?
Предоставим слово географам, которые как и другие учёные изучили леса и тугаи, и
теперь расскажут нам о них.
1 географ – В низменностях на широких просторах от Южного Урала на севере Казахстана до
Алтайских гор растут небольшие леса. А по берегам рек степной и пустынной зон много тугаёв.
Тугаи – это небольшие леса вблизи озёр и в речных долинах степей и пустынь. (пояснение
учителя)
2 географ – На самом севере Казахстана около г. Петропавловска расположены большие
массивы соснового леса, тянущиеся полосами вдоль Иртыша. Их называют ленточными борами.
Что такое бор?
Как вы понимаете «ленточный бор»?
3 географ – Крупный массив соснового леса сохранился в Костанайской области. Это
известный лес Наурзумкарагай.
4 географ – В Кокшетауской области среди степи есть гранитные скалы. Вокруг них также
встречаются сосновые леса, которые здесь называют гранитными борами.
Как понимаете выражение «гранитный бор»?
А сейчас мы с вами посмотрим небольшой кусочек видеофильма об одной жемчужин
Казахстана – Боровом. Смотрим молча и внимательно. А когда посмотрите , скажите, что вы
увидели из того, о чём вам рассказали географы.
Что такое тугай?
Где в Казахстане встречаются леса?
Итак, в лесах и тугаях есть все благоприятные условия для роста и развития растений,
плодородные почвы, не промерзающие зимой, обилие влаги. Всё это способствует росту
растений в лесах и тугаях?
Давайте вспомним из 2,3 классов все ли растения равномерны?
1этаж – травы, цветы
2этаж – кустарники 3этаж – деревья
Слово ботаникам. Они раздают задание группам.
Мозаика. Необходимо из кусочков собрать дерево и назвать его. Даны деревья: берёза, осина,
сосна, дуб. После того как собрали, спикеры выносят деревья на доску.
Рядом гербарий. (прикреп. на доску)
Что можете сказать о берёзе?
1ботаник Берёзовые рощи небольшие по площади, называют колками. Берёза –
светолюбивое, быстрорастущее дерево. Её верхушка украшена кудрявой бахромой. Кора
берёзы белая. Народ с любовью называет её берёзонькой, кудрявой, белоствольной. Много песен
и стихов сложено о ней. Живёт берёза долго. К 80 годам она может достичь 30 м высоты.
Берёзовые рощи называют светлыми. Этим объясняется, что в берёзовых рощах растёт много
низкорослых кустарниковых растений: шиповник, чёрная смородина, малина.
2 ботаник – Осиновые рощи в отличие от берёзовых отличаются густотой. Осина стройное,
прямое своеобразное дерево. Под древесным пологом растут густые травы. Встречаются
костяника с тонкими стебельками и сочными красными плодами, земляника.
3 ботаникВ некоторых местах забралась в лес сосна. Сосновый лес светлый, сухой и
красивый. Воздух в нём чистый, приятно пахнет сосновой смолой. Сосна хвойное дерево,
вместо листьев у неё хвоинки. Стволы сосен высокие, прямые, нижняя и средняя часть не имеют
веток, лишь на верхушке есть разветвление, образующее крону.
4 ботаникМощь и величественная красота дуба привлекает всех. Корни его уходят глубоко в
землю, и потому не страшны ему никакие бури. В старину дуб шёл на строительство кораблей.
Сейчас из древесины дуба делают мебель, паркет. Кору применяют в кожевенном деле.
Справка: Самый старый дуб (2000л.) на земле, находится в Литве.
На какие группы можно разделить эти деревья?
Чем они отличаются?
А чтобы ещё больше узнать о деревьях, отгадаем викторину.
Из какого дерева делают спички? (осина)
Какое дерево применяют для изготовления лыж? (берёза)
У каких деревьев осенью листья красные? (рябина)
Из какого дерева делают пианино? (ель)
Какое дерево даёт сок? (берёза)
Какие дрова самые жаркие? (дуб, берёза)
Ребята в лесах и тугаях растут не только растения, но и живёт великое множество различных
животных.
Слово зоологам. Звери прислали телеграммы , но телеграммы без ответа. Вы должны
отгадать кто прислал эти телеграммы.
1 зоолог Звери от врагов кто в дуплах прячется, кто под снегом, кто в норах. А я ничего
этого не делаю. Врагов же у меня полнымполно. И всётаки я живу не тужу. Выручают меня
нос, чуткие уши, быстрые ноги, неприметная шубка. Глаза у меня не зря «косые» не только
вперёд и в стороны, но даже немного назад. Уши тоже во все стороны поворачиваются – не надо
понапрасну головой вертеть. Кормлюсь я по ночам, так безопаснее – веточками деревьев, корой
деревьев. (заяцкартинка)
2 зоолог Настоящее наше имя было «ортокс». Но так, как люди нас очень боялись, то
придумывали разные клички. Я хищный, могучий, ловкий и хитрый зверь. Если необходимо могу тащить ношу 400500 кг. Могу бежать со скоростью скаковой лошади. Несмотря на то, что
мы хищники, очень любим плоды и ягоды, хлебные зёрна, травы, почки деревьев, жёлуди. Но
если этой пищи нам не хватает, то мы нападаем на кабанов, глухарей и рябчиков. (медведь
картинка)
3 зоолог Наша внешность довольно примечательна. Рост достигает двух метров вы соты.
Голова украшена большими рогами. Не зря нас называют сохатыми: рога у нас широкие и
громадные, как сохи. Верхняя губа подвижная, свисающая над нижней. Подвижная губа
помогает нам захватывать древесные листья и побеги, а также снимать мхи и лишайники со
стволов. Но очень мы и соль любим.(лоськартинка)
А вот, чтобы узнать какие ещё звери водятся в лесах и тугаях, мы прочитаем в учебнике.
Стр.5657 (чтение вслух)
Какие животные обитают в лесах и тугаях?
Какие птицы там водятся?
Как дни приспособились к жизни среди деревьев и кустарников?
Слово экологам.
1эколог – Лес – это наше богатство! Лес – лёгкие нашей Земли. Растения дают Земле кислород,
а значит и жизнь, точно также как лёгкие снабжают нашу кровь кислородом.
2эколог – Лес – это кладовая, щедро отдающая свои дары: орехи, ягоды, грибы. Лес – это дом
зверей и птиц. А как приятно побывать в лесу в летнюю пору, подышать полной грудью
живительным воздухом. Прогулка в лес – источник радости и здоровья.
3 эколог Нет на земле человека, чья жизнь не была бы связана с лесом. Оглянись в своей
комнате мебель, пол, окна, двери, сделаны из дерева. Из древесины делают книги, тетради,
скипидар и многое, многое другое. Однако с каждым годом лес всё больше нуждается в защите,
в восстановлении того, что бездумно истребляется.
Экологи предлагают разобрать ситуации. Что неправильно делали дети в лесу? Какие
правила они нарушили?
1 ситуация.
Второклассницы Оля и Света пошли в лес. Утомлённые дорогой сели они отдохнуть и
пообедать, вынули из сумки хлеб, масло, яйца. Поели девочки, выкинули пакет с мусором под
кустик. Побродив по лесу, дети нарвали грибов полные корзинки, а также по два букета цветов.
Довольные они отправились домой.
Справка: 1 целлофановый пакет – разлагается 100лет.
2 ситуация.
В один тёплый воскресный день мы всем классом отправились в лес. Чудесно было в
весеннем лесу. Пели птицы, лёгкий ветерок шевелил макушки деревьев. Вдруг мы
увидели гнездо, а в нём яйца. Мы взяли их в руки, и полюбовавшись, положили на место. Вдруг
мы увидели ёжика, завернув его в тряпочку, решили взять его домой в живой уголок. С хорошим
настроением мы вернулись домой.
3 ситуация.
Тёплым вечером мы с другом отправились в ближайший лесок. Прогуливаясь, мы увидели
огромный муравейник. Витя захотел посмотреть, что там внутри. Он взял палку и стал ковырять
его. Потом ему это надоело и мы пошли дальше. Надрезав кору берёзы, мы попили берёзового
сока и довольные пошли домой.
Справка: Одно муравьиное гнездо уничтожает за день до 20.000 вредных насекомых. 4 ситуация.
Ребята гуляли в берёзовой роще летним вечером. В самой чаще леса было много комаров и дети,
чтобы их отгонять сорвали по ветке. Хорошая получилась защита!
Вдруг стало холодать и ребята решили развести костёр. Нанесли сухих веток и разожгли. Стало
тепло и уютно. Но уже поздно, пора домой, да и костёр догорал. Довольные ребята отправились
домой.
Итак, какие правила мы должны соблюдать в лесу? Повторим.
В нашей стране принят «Закон об охране и использовании природных богатств», который
записан в Конституции. Охота на многих животных запрещена, а на многих ограничена,
создаются заповедники, где вся природа неприкосновенна. Долг каждого гражданина беречь и
охранять природу.
4. Закрепление.
О чём мы сегодня говорили?
Что такое тугаи? Бор?
Где в Казахстане встречаются леса и тугаи?
Какие деревья растут в лесах и тугаях?
А какие ещё растения?
Какие животные водятся в лесах и тугаях?
Почему мы должны охранять лес?
Что даёт нам лес?
Какие правила мы должны соблюдать в лесу?
Что требуется от каждого человека?
Был ли полезен для вас этот урок?
Много ли вы сегодня узнали? Что вас удивило?
Я бы хотела закончить наш урок словами:
Любите родную природу –
Озёра, леса и поля.
Ведь это же наша с тобою
Навеки родная земля.
На ней мы с тобою родились,
Живём мы с тобою на ней,
Так будем же, люди, все вместе
Мы к ней относится добрей. 5. Подведение итогов, оценки.
6. Домашнее задание
стр.5657 читать, отвечать на вопросы
Тест по теме урока
Познание мира . 4 класс .Тема:"Растения и животные лесов и тугаев".
Познание мира . 4 класс .Тема:"Растения и животные лесов и тугаев".
Познание мира . 4 класс .Тема:"Растения и животные лесов и тугаев".
Познание мира . 4 класс .Тема:"Растения и животные лесов и тугаев".
Познание мира . 4 класс .Тема:"Растения и животные лесов и тугаев".
Познание мира . 4 класс .Тема:"Растения и животные лесов и тугаев".
Познание мира . 4 класс .Тема:"Растения и животные лесов и тугаев".
Познание мира . 4 класс .Тема:"Растения и животные лесов и тугаев".
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.