Познание мира . 4 класс .Тема:"Растения и животные лесов и тугаев".
Оценка 4.8

Познание мира . 4 класс .Тема:"Растения и животные лесов и тугаев".

Оценка 4.8
Разработки уроков
docx
окружающий мир
4 кл
01.07.2017
Познание мира . 4 класс .Тема:"Растения и животные лесов и тугаев".
Цель урока: продолжить знакомство учащихся с природными зонами Казахстана Задачи урока: - познакомить учащихся с особенностями природы лесов и тугаёв, животным и растительным миром; расширить представление о природных богатствах лесов и тугаёв; - развивать речь, логическое мышление учащихся, умение сравнивать и делать выводы; - воспитывать бережное отношение к природе, эстетический вкус, уважение к природе.
Урок 32.docx
Урок познания мира. 4 класс Тема урока: Растения и животные лесов и тугаев Цель урока: продолжаем знакомить учащихся с природными зонами Казахстана Задачи урока: ­ познакомить учащихся с особенностями природы лесов и тугаёв, животным и   растительным миром; расширить представление о природных богатствах лесов и тугаёв; ­ развивать речь, логическое мышление учащихся, умение сравнивать и делать  выводы; ­ воспитывать бережное отношение к природе, эстетический вкус, уважение к   природе.   Тип урока – урок объяснения Методы, приемы: наглядный, поисковый, репродуктивный, игровой Оборудование: карта Республики Казахстан, гербарий растений леса, иллюстрации   растений и животных, лесов и тугаёв, карточки с заданиями, мозаика, жетоны, значки с  обозначениями леса, диск с записью фильма о  Боровом, использование интерактивной доски  для просмотра фильма.  Ход урока  Да сопок неровных неровные цепи.   И вдруг, как чудо из чудес   Среди степи поднялись горы, лес,   Высокие скалы, лесные поляны –   Всё это земля родного Казахстана!   1. Организационный момент.   ­ Выберем настроение урока. ( три мордашки: весёлая, серьёзная, грустная )   ­ Ребята, какую бы вы выбрали мордашку для нашего урока?   ­ Почему? А какая сегодня погода?   ­ А соответствует ли погода нашему настроению?   ­ Итак, мы постараемся пронести наше доброе, весёлое настроение через весь наш  урок. Ведь  сегодня мы будем говорить о нашем родном крае – о Казахстане.   2. Объявление цели и задач урока.   Беспредельна, необъятна, широка   Степь привольная Сары­Арка.   Открытая полынным ветрам,   Раскинулась на сотни километров.   Всюду простор и ковыльные степи   ­ Мы продолжаем изучать природные зоны Казахстана. Сегодня мы будем говорить о   лесах и тугаях. Мы познакомимся с их расположением на карте Казахстана, с животным и  растительным миром, будем говорить о пользе леса и его охране.   ­ Сегодня у нас будет заседать учёный совет, который состоит из нескольких групп  учёных.  Они будут исследовать леса и тугаи. (дети разделены на 4 группы)   географы   ­ Ребята, а кто знает, что изучают эти учёные?   3.Формирование новых знаний и умений.   ­ Какие природные зоны входят на территорию Казахстана? ( Лесостепь, степь, пусты ни,  полупустыни, горные районы.)   ­ А в какой природной зоне живём мы?   ­Как ещё называется это место? (Сары­Арка)   ­ Что такое степь? Когда она особенно красива?   ­ Итак, начинаем исследовать леса и тугаи. Послушайте старую казахскую легенду.   экологи   ботаники   зоологи Когда Аллах, сотворив наш удивительный мир, подарил одним народам широкие и  глубокие  моря и реки, другим высокие горы, одетые густыми лесами, белоснежными шапками, третьих  одарил плодородными полями и цветущими садами. А казахам  оставил лишь сухие степи.  Вставал тогда народ и решил просить у всевышнего хоть  маленькую толику того прекрасного,  что осталось у него в мешке. Но не откликнулся Аллах на просьбу степняков. Тогда весёлый  пересмешник Алдар­косе, решил пере хитрить всевышнего, предложив сыграть в прятки. Тот  согласился, но где можно спрятаться в пустынной и плоской степи. Насыпал Аллах холмик,  чтобы укрыться за ним и  спрятался. А хитрый Алдар­косе незаметно проделал в мешке дырку,  из которой  высыпались на землю скалистые горы, поросшие густыми лесами, вылились  прозрачные озёра и звонкие родники. В лесах поселились звери и птицы. Так гласит легенда.   ­ И если посмотрим на карту Казахстана, то увидим , где природа создала удивительный мир  красок, форм и звуков.   ­ А кто знает, где в Казахстане есть леса?   ­ Вблизи г. Кокшетау живописное место по­казахски звучит Бурабай, а по­русски Боровое.   ­ В Карагандинской области – Каркаралинск.   ­ В Павлодарской области – Баян­аул.   ­ В Костанайской области известный лес Наурзум­карагай. ( поставить на карте значки)   ­ А сейчас скажите, кто из вас был в этих местах?   ­ Предоставим слово географам, которые как и другие учёные изучили леса и тугаи, и   теперь расскажут нам о них.   1 географ – В низменностях на широких просторах от Южного Урала на севере Казахстана до  Алтайских гор растут небольшие леса. А по берегам рек степной и  пустынной зон много тугаёв.  Тугаи – это небольшие леса вблизи озёр и в  речных долинах степей и пустынь. (пояснение  учителя)   2 географ – На самом севере Казахстана около г. Петропавловска расположены большие  массивы соснового леса, тянущиеся полосами вдоль Иртыша. Их называют ленточными борами.   ­ Что такое бор?   ­ Как вы понимаете «ленточный бор»?   3 географ – Крупный массив соснового леса сохранился в Костанайской области. Это   известный лес Наурзум­карагай.   4 географ – В Кокшетауской области среди степи есть гранитные скалы. Вокруг них также  встречаются сосновые леса, которые здесь называют гранитными борами.   ­ Как понимаете выражение «гранитный бор»?   ­ А сейчас мы с вами посмотрим небольшой кусочек видеофильма об одной жемчужин  Казахстана – Боровом. Смотрим молча и внимательно. А когда посмотрите , скажите, что вы  увидели из того, о чём вам рассказали географы.   ­ Что такое тугай?   ­ Где в Казахстане встречаются леса?   ­ Итак, в лесах и тугаях есть все благоприятные условия для роста и развития растений,   плодородные почвы, не промерзающие зимой, обилие влаги. Всё это способствует  росту  растений в лесах и тугаях?   ­ Давайте вспомним из 2,3 классов все ли растения равномерны?   1этаж – травы, цветы   2этаж – кустарники 3этаж – деревья   ­ Слово ботаникам. Они раздают задание группам.   Мозаика. Необходимо из кусочков собрать дерево и назвать его. Даны деревья:  берёза, осина,  сосна, дуб. После того как собрали, спикеры выносят деревья на доску.   Рядом гербарий. (прикреп. на доску)   ­ Что можете сказать о берёзе?   1ботаник ­ Берёзовые рощи небольшие по площади, называют колками. Берёза –   светолюбивое, быстрорастущее дерево. Её верхушка украшена кудрявой  бахромой. Кора  берёзы белая. Народ с любовью называет её берёзонькой,  кудрявой, белоствольной. Много песен и стихов сложено о ней. Живёт берёза долго. К 80 годам она может достичь 30 м высоты.  Берёзовые рощи  называют светлыми. Этим объясняется, что в берёзовых рощах растёт много  низкорослых кустарниковых растений: шиповник, чёрная смородина,  малина.   2 ботаник – Осиновые рощи в отличие от берёзовых отличаются густотой. Осина ­ стройное,  прямое своеобразное дерево. Под древесным пологом  растут густые травы. Встречаются  костяника с тонкими стебельками и  сочными красными плодами, земляника.   3 ботаник­В некоторых местах забралась в лес сосна. Сосновый лес светлый, сухой и   красивый. Воздух в нём чистый, приятно пахнет сосновой смолой. Сосна ­ хвойное дерево,  вместо листьев у неё хвоинки. Стволы сосен высокие, прямые, нижняя и средняя часть не имеют  веток, лишь на верхушке есть разветвление, образующее крону.   4 ботаник­Мощь и величественная красота дуба привлекает всех. Корни его уходят глубоко в  землю, и потому не страшны ему никакие бури. В старину дуб  шёл на строительство кораблей.  Сейчас из древесины дуба делают мебель,  паркет. Кору­ применяют в кожевенном деле.  Справка: Самый старый дуб  (2000л.) на земле, находится в Литве.   ­ На какие группы можно разделить эти деревья?   ­ Чем они отличаются?   ­ А чтобы ещё больше узнать о деревьях, отгадаем викторину.   ­ Из какого дерева делают спички? (осина)   ­ Какое дерево применяют для изготовления лыж? (берёза)   ­ У каких деревьев осенью листья красные? (рябина)   ­ Из какого дерева делают пианино? (ель)   ­ Какое дерево даёт сок? (берёза)   ­ Какие дрова самые жаркие? (дуб, берёза)   ­ Ребята в лесах и тугаях растут не только растения, но и живёт великое множество различных  животных.   Слово зоологам. Звери прислали телеграммы , но телеграммы без ответа. Вы должны   отгадать ­ кто прислал эти телеграммы.   1 зоолог ­ Звери от врагов кто в дуплах прячется, кто под снегом, кто в норах. А я ничего   этого не делаю. Врагов же у меня полным­полно. И всё­таки я живу не тужу.  Выручают меня  нос, чуткие уши, быстрые ноги, неприметная шубка. Глаза у  меня не зря «косые»­ не только  вперёд и в стороны, но даже немного назад.  Уши тоже во все стороны поворачиваются – не надо  понапрасну головой вертеть. Кормлюсь я по ночам, так безопаснее – веточками деревьев, корой  деревьев. (заяц­картинка)   2 зоолог­ Настоящее наше имя было «ортокс». Но так, как люди нас очень боялись,  то  придумывали разные клички. Я хищный, могучий, ловкий и хитрый зверь.  Если необходимо могу тащить ношу 400­500 кг. Могу бежать со скоростью  скаковой лошади. Несмотря на то, что мы хищники, очень любим плоды  и ягоды, хлебные зёрна, травы, почки деревьев, жёлуди. Но  если этой пищи  нам не хватает, то мы нападаем на кабанов, глухарей и рябчиков. (медведь­   картинка)   3 зоолог­ Наша внешность довольно примечательна. Рост достигает двух метров вы соты.  Голова украшена большими рогами. Не зря нас называют сохатыми:  рога у нас широкие и  громадные, как сохи. Верхняя губа подвижная, свисающая над нижней. Подвижная губа  помогает нам захватывать древесные листья и побеги, а также снимать мхи и лишайники со  стволов. Но  очень мы и соль любим.(лось­картинка)   ­ А вот, чтобы узнать какие ещё звери водятся в лесах и тугаях, мы прочитаем в учебнике.  Стр.56­57 (чтение вслух)   ­ Какие животные обитают в лесах и тугаях?   ­ Какие птицы там водятся?   ­ Как дни приспособились к жизни среди деревьев и кустарников?   Слово экологам.   1эколог – Лес – это наше богатство! Лес – лёгкие нашей Земли. Растения дают Земле  кислород, а значит и жизнь, точно также как лёгкие снабжают нашу кровь  кислородом.   2эколог – Лес – это кладовая, щедро отдающая свои дары: орехи, ягоды, грибы. Лес –  это дом  зверей и птиц. А как приятно побывать в лесу в летнюю пору, подышать полной грудью  живительным воздухом. Прогулка в лес – источник радости и здоровья.   3 эколог ­ Нет на земле человека, чья жизнь не была бы связана с лесом. Оглянись в  своей  комнате ­ мебель, пол, окна, двери, сделаны из дерева. Из древесины  делают книги, тетради,  скипидар и многое, многое другое. Однако с каждым годом лес всё больше нуждается в защите,  в восстановлении того, что  бездумно истребляется.   Экологи предлагают разобрать ситуации. Что неправильно делали дети в лесу? Какие   правила они нарушили?   1 ситуация.   Второклассницы Оля и Света пошли в лес. Утомлённые дорогой сели они отдохнуть и   пообедать, вынули из сумки хлеб, масло, яйца. Поели девочки, выкинули пакет с мусором под  кустик. Побродив по лесу, дети нарвали грибов полные корзинки, а также по  два букета цветов.  Довольные они отправились домой.   Справка: 1 целлофановый пакет – разлагается 100лет.   2 ситуация.   В один тёплый воскресный день мы всем классом отправились в лес. Чудесно было в   весеннем лесу. Пели птицы, лёгкий ветерок шевелил макушки деревьев. Вдруг мы   увидели гнездо, а в нём яйца. Мы взяли их в руки, и полюбовавшись, положили на место. Вдруг  мы увидели ёжика, завернув его в тряпочку, решили взять его домой в  живой уголок. С хорошим настроением мы вернулись домой.   3 ситуация.   Тёплым вечером мы с другом отправились в ближайший лесок. Прогуливаясь, мы увидели  огромный муравейник. Витя захотел посмотреть, что там внутри. Он взял палку и  стал ковырять его. Потом ему это надоело и мы пошли дальше. Надрезав кору берёзы, мы попили берёзового  сока и довольные пошли домой.   Справка: Одно муравьиное гнездо уничтожает за день до 20.000 вредных насекомых. 4 ситуация.   Ребята гуляли в берёзовой роще летним вечером. В самой чаще леса было много комаров и дети, чтобы их отгонять сорвали по ветке. Хорошая получилась защита!   Вдруг стало холодать и ребята решили развести костёр. Нанесли сухих веток и разожгли. Стало  тепло и уютно. Но уже поздно, пора домой, да и костёр догорал. Довольные ребята отправились  домой.   ­ Итак, какие правила мы должны соблюдать в лесу? Повторим.   ­В нашей стране принят «Закон об охране и использовании природных богатств», который  записан в Конституции. Охота на многих животных запрещена, а на многих ограничена,  создаются заповедники, где вся природа неприкосновенна.  Долг каждого гражданина беречь и  охранять природу.   4. Закрепление.   ­ О чём мы сегодня говорили?   ­ Что такое тугаи? Бор?   ­ Где в Казахстане встречаются леса и тугаи?   ­ Какие деревья растут в лесах и тугаях?   ­ А какие ещё растения?   ­ Какие животные водятся в лесах и тугаях?   ­ Почему мы должны охранять лес?   ­ Что даёт нам лес?   ­ Какие правила мы должны соблюдать в лесу?   ­ Что требуется от каждого человека?   ­ Был ли полезен для вас этот урок?   ­ Много ли вы сегодня узнали? Что вас удивило?   ­ Я бы хотела закончить наш урок словами:   Любите родную природу –   Озёра, леса и поля.   Ведь это же наша с тобою   Навеки родная земля.   На ней мы с тобою родились,   Живём мы с тобою на ней,   Так будем же, люди, все вместе   Мы к ней относится добрей. 5. Подведение итогов, оценки.  6. Домашнее задание  стр.56­57 читать, отвечать на вопросы Тест по теме урока

Познание мира . 4 класс .Тема:"Растения и животные лесов и тугаев".

Познание мира . 4 класс .Тема:"Растения и животные лесов и тугаев".

Познание мира . 4 класс .Тема:"Растения и животные лесов и тугаев".

Познание мира . 4 класс .Тема:"Растения и животные лесов и тугаев".

Познание мира . 4 класс .Тема:"Растения и животные лесов и тугаев".

Познание мира . 4 класс .Тема:"Растения и животные лесов и тугаев".

Познание мира . 4 класс .Тема:"Растения и животные лесов и тугаев".

Познание мира . 4 класс .Тема:"Растения и животные лесов и тугаев".

Познание мира . 4 класс .Тема:"Растения и животные лесов и тугаев".

Познание мира . 4 класс .Тема:"Растения и животные лесов и тугаев".

Познание мира . 4 класс .Тема:"Растения и животные лесов и тугаев".

Познание мира . 4 класс .Тема:"Растения и животные лесов и тугаев".

Познание мира . 4 класс .Тема:"Растения и животные лесов и тугаев".

Познание мира . 4 класс .Тема:"Растения и животные лесов и тугаев".

Познание мира . 4 класс .Тема:"Растения и животные лесов и тугаев".

Познание мира . 4 класс .Тема:"Растения и животные лесов и тугаев".
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
01.07.2017