Современное общество переживает сложные времена. В мире изменился спектр и характер угроз безопасности личности, обществу, государству. Безопасность жизни и жизнедеятельности - насущная потребность человека. По данным статистики дети - это одна из тех категорий, которая наиболее часто оказывается в экстремальных и опасных ситуациях. Они же являются самыми незащищенными. В общеобразовательных школах введен предмет "Основы безопасности жизнедеятельности".
А. В. Аряев
преподавательорганизатор ОБЖ высшей квалификационной категории
Муниципальное общеобразовательное учреждение средняя
общеобразовательная школа № 1 р.п. Кузоватово
Кузоватовского района Ульяновской области
(р.п. Кузоватово)
ПОЗНАВАТЕЛЬНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ УЧАЩИХСЯ ПРИ
ОБУЧЕНИИ ОСНОВАМ БЕЗОПАСНОСТИ
ЖИЗНЕДЕЯТЕЛЬНОСТИ
Они же являются самыми незащищенными.
Современное общество переживает сложные времена. В мире
изменился спектр и характер угроз безопасности личности, обществу,
государству. Безопасность жизни и жизнедеятельности насущная
потребность человека. По данным статистики дети это одна из тех
категорий, которая наиболее часто оказывается в экстремальных и опасных
ситуациях.
В
общеобразовательных школах введен предмет "Основы безопасности
жизнедеятельности". Очень ответственная задача стоит перед школой
воспитание общественной культуры безопасности. Одним из необходимых
условий формирования у школьников сознательного и ответственного
отношения к вопросам личной безопасности и безопасности окружающих
является воспитание у них общепризнанных норм поведения. В
педагогической практике применяются различные методические приемы
для активизации процесса обучения на уроках ОБЖ. [12] Сейчас России
нужны люди, способные принимать нестандартные решения, умеющие
творчески мыслить. К сожалению, современная массовая школа еще
сохраняет нетворческий подход к усвоению знаний. Однообразное,
шаблонное повторение одних и тех же действий убивает интерес к
обучению. Дети лишаются радости открытия и постепенно могут потерять
способность к творчеству.
Развитие интереса, творческой активности и целеустремленности
учащихся на уроках необходимое условие обучения в современной школе.
Значительное место в системе школьного образования занимает
познавательная деятельность.[14]
Поэтому среди задач, стоящих в настоящее время перед учебным
заведением и перед каждым учителем, нет другой, более важной и в то же
время более сложной, чем задача эффективности познавательной
деятельности, которая побуждала бы их к упорной, систематическойучебной работе. Без такой мотивации деятельность обучающегося в
учебновоспитательном процессе будет неэффективной.
Вместе с тем, необходимость организовать работу по повышению
мотивации учащихся к познавательной деятельности вступает в
противоречие с тем, что этот вопрос в практике разработан недостаточно.
Вопервых, задача повышения мотивации к познавательной
деятельности учащихся, скорее больше декларируется, чем реально
осуществляется в практике обучения.
Вовторых, при наличии у учителей отдельных методических
решений для развития мотивации учащихся к познавательной деятельности
зачастую разобщены и не систематизированы. Безусловно, эта актуальная
проблема современного образования требует своего разрешения.
Весь многовековой опыт прошлого дает основание утверждать, что
интерес в обучении представляет собой важный и благоприятный фактор
его построения.
Ян Амос Коменский, совершивший революцию в дидактике,
рассматривая новую школу как источник радости, света и знания, считал
интерес одним из главных путей создания этой светлой и радостной
обстановки обучения.[8] Ж.Ж. Руссо, опираясь на непосредственный
интерес воспитанника к окружающим его предметам и явлениям, пытался
строить доступное и приятное ребенку обучение.[8] К.Д. Ушинский в
интересе видел основой внутренний механизм успешного учения. Он
показал, что внешний механизм приневоливания не достигает нужного
результата.[8] Даже И. Ф. Герберт, признавая интерес имманентным
свойством, призывал учителя не быть скучным, а основывать обучение на
интересах, присущих ребенку.[8]
Ушинский писал, что учение, лишенное всякого интереса и взятое
только силой принуждения, хотя бы оно черпалось из лучшего источника –
из любви к воспитателю, убивает в учении желание учиться, без которой он
далеко не уйдет. Он считал, что нужно сделать учебную работу насколько
возможно интересной, и, не превращать этой работы в забаву.[2]
Интересное обучение не исключает умения работать с усилием, а
наоборот, способствует этому.
Общая теория интереса, разрабатываемая советскими психологами
(Б.Г.Ананьев, М. Ф. Беляев, Л. И. Божович, Л. А. Гордон, С. Л. Рубенштейн
и др.), раскрывает материалистический подход к этой сложной проблеме.
Понятие “интерес” не умозрительно. Оно отражает объективно
существующие отношения личности, которые проявляются в результате
влияния реальных условий жизни, деятельности человека.[6]Психология считает, что посредством интереса устанавливаются
связи субъекта с объектом. Все, что составляет предмет интереса,
почерпнуто человеком из объективной действительности. Но предметом
исследования в интересе для человека, является далеко не все, а лишь то,
что имеет для него необходимость,
ценность и
привлекательность.[4]
значимость,
Педагогический подход к решению этого вопроса должен состоять в
том, чтобы:
1. обнажать в педагогическом процессе объективные возможности
интересных сторон, явлений окружающей жизни;
2. возбуждать и постоянно поддерживать у детей состояние активной
заинтересованности (а не равнодушия) окружающими явлениями,
моральными, эстетическими, научными ценностями;
3. всей системой обучения и воспитания целенаправленно формировать
интерес как ценное свойство личности, содействующие ее творческой
активности, ее целостному развитию.
Интересы – результат формирования личности. Они сопровождают ее
развитие и содействуют ему.
Исследования советских психологов утверждают, что формирование
интереса – не замкнутый в себе автономный процесс.
Оно обусловлено социальным окружением, сферой и характером
деятельности не только самого человека, но и людей, его окружающих
процессами обучения и воспитания, располагающими особыми стимулами
возбуждения интереса, коллективом, активностью самой личности, её
позицией и её ролью в деятельности коллектива.[11]
Современная дидактика, опираясь на новейшие достижения педагогики
и психологии, видит в интересе еще большие возможности и для обучения,
и для развития, и для формирования личности ученика в целом.
В обучении фигурирует особый вид интереса – интерес к познанию, как
его принято теперь называть, познавательный интерес. Его область –
познавательная деятельность, в процессе которой происходит овладение
содержанием учебных предметов и необходимыми способами или
умениями и навыками, при помощи которых ученик получает образование.
[9]
Общеизвестно, что учить приятней и радостней того, кто хочет учиться,
кто испытывает удовлетворение от своего учебного труда, кто проявляет
интерес к знаниям. И, наоборот, трудно и тягостно учить тех, кто не
испытывает желания узнавать новое, кто смотрит на учение, на школу как
на тяжелое бремя и кто подчас сопротивляется каждому начинанию
учителя, каждому, даже разумному воздействию со стороны.
Поэтому, проблема интереса в обучении стала и стоит по сей день.Анализ психологической структуры познавательного интереса привел
советских психологов (С. Л. Рубенштейн, Л. А. Гордон, А. П. Леоньтьев) к
заключению, что это сугубо личностное образование, сопряженное с
потребностями, в котором в слитом, органическом единстве представлены
все важные для личности процессы: интеллектуальные, эмоциональные,
волевые.[1]
Интерес выступает как важная личностная характеристика школьника и
как интегральное познавательно – эмоциональное отношение школьника к
учению. Интерес является отражением сложных процессов, происходящих
в деятельности и ее мотивационной сфере. «Сделать учебный предмет
интересным, писал А. Н. Леонтьев, это, значит, сделать действительным
или создать вновь определенный мотив, а также создать соответствующие
цели школьников». «Процесс формирования интересов, отмечает Г. И.
Щукина, происходит в деятельности, структура которой составляет
объективную основу развития познавательных интересов».[15]
За внешними проявлениями интересов школьников, учителю надо
стремиться искать, находить более глубокие отношения смысла учения, его
мотивов, целей, эмоций и всех других побуждений данного ребенка.
Особое значение для воспитания зрелых способов учебно
познавательных интересов в подростковом возрасте имеют
самостоятельные формы учебной деятельности, развертывание форм
самоконтроля и самооценки. Резервами являются устойчивые интересы к
выявлению обобщенных закономерностей в учебном предмете и к способам
добывания знаний, интерес к совместной коллективной учебной работе и
интерес школьников к использованию их в социально – значимых видах
деятельности. [13]
Грань, отделяющая серьезную науку от занимательной, зыбка и
подвижна. Если отбросить отпугивающую сложную сторону предметов, то
станет ясно, что все они полезны для учащихся, интересны, увлекательны,
занимательны. Роль развлекательного элемента в обучении видится в том,
чтобы не науку, превращать в забаву, а напротив забаву ставить на службу
обучению.[3]
Я.И. Перельман – основатель жанра научной популяризации в нашей
стране – считал занимательность главным средством популяризации науки,
помогающим сложные научные истины делать доступными для
непосвященного человека, его удивлять, возбуждать в нем процессы
мышления, наблюдательность, содействовать активному познавательному
отношению к окружающим явлениям действительности. Нужно искать
дополнительные занимательные средства, которые побуждают мысль
работать. Занимательная наука делает труд интересным, а потому и
приятным, стремится опровергнуть тысячелетнюю поговорку о горькомкорне учения. Занимательная наука не превращает обучение в род забавы.
[7]
В педагогических исследованиях занимательность рассматривается как
средство привлечения интереса к предмету или процессу изучения,
способствующее переходу познавательного интереса со стадии простой
ориентировки, ситуативного, эпизодического интереса на стадию более
устойчивого познавательного отношения, стремления углубиться в
сущность познаваемого.[6]
Какие же элементы занимательности вызывают чувство удивления?
Новизна, необычность, неожиданность, странность, несоответствие
прежним представлениям. Все эти особенности, составляющие сущность
занимательности, сильнейшие побудители познавательного интереса,
обостряющие эмоциональномыслительные процессы,
заставляющие
пристальнее всматриваться в предмет, наблюдать, догадываться,
вспоминать, сравнивать, находить выход из создавшейся ситуации.
Анализируя различные позиции по вопросу занимательности, опираясь
на изучение и обобщение системы учебной деятельности, можно показать,
что занимательность – важное и в то же время достаточно острое средство
обучения.
Занимательные задания побуждают работать мысль учащегося.
Насыщенные занимательностью задачи,
вопросы и
упражнения углубляют понимание учащимися тем предмета, вовлекают их
в активное сотрудничество с преподавателем, будят любознательность,
повышают наблюдательность и поощряют их к первым самостоятельным
открытиям.[10]
При использовании занимательных заданий для их эффективного
воздействия на знания, умения и навыки учащихся учителю стоит
придерживаться методических рекомендаций:[5]
головоломки,
1. занимательные задания можно применять на всех этапах обучения, на
любом этапе урока они могут использоваться при объяснении
нового материала, перед закреплением материала и т.д.;
2. занимательные материалы можно подбирать, применять по каждой
теме предмета;
3. решением занимательных заданий можно заниматься в домашних
условиях;
4. важен последовательный переход от простых задач к сложным;
5. учитывать индивидуальные качества учащихся, подбирать варианты
задач, головоломок различной степени сложности;
6. после решений занимательных заданий полезен разбор правильных
ответов.1. Божович Л. И. Изучение мотивации поведения детей и
Литература
подростков. – М., 1991.
2. Водзинский Д.И. Воспитание интереса к знаниям у подростков. М.,
Просвещение, 1963. С. 5 – 138.
3. Возрастная и педагогическая психология. // Под ред. А.В.
Петровского. М.. Просвещение, 1979. С. 101 – 215.
4. Вопросы психологии познавательной деятельности. М., МГПИ,
1980.
5. Виноградова Н.А. Методические рекомендации по выполнению
письменных работ / Н.А. Виноградова. – М.: Мос. гор. пед. ово, 2000.
6. Зимняя И.А. Педагогическая психология. Учебник для вузов.
М.,1999.
7. Леонтович А.В. Исследовательская деятельность как способ
формирования мировоззрения. // Народное образование, 1999. № 10.
8.
Леонтович А.В. Исследовательская деятельность учащихся:
Сборник статей. М.: МГДД(Ю)Т, 2002. 110 с.
9. Маркова А. К., Матис Т. А., Орлов А. Б. Формирование мотивации
учения. – М., 1996.
10. Маркова А.К. Формирование мотивации учения в школьном
возрасте. М., Просвещение, 1983. С. 5 – 79.
11. Попов Г.Х. Организация личной работы учащегося. М.: 1987.
12. Развитие
исследовательской деятельности учащихся.
Методический сборник. — М.: Народное образование, 2001. — 272 с.
13. Таранова,
Методологические аспекты повышения
эффективности учебноисследовательской деятельности учащихся/ М.В.
Таранова. – Н.: НГПУ, 2007. 51 с.
М.В.
14. Щукина Г.И. Проблема познавательного интереса в педагогике.
М., Педагогика, 1971.15. Щукина Г.И. Активизация познавательной деятельности учащихся
в учебном процессе. М., Просвещение, С. 95 – 126.