Познавательная деятельность учащихся при обучении основам безопасности жизнедеятельности.

  • Научно-исследовательская работа
  • docx
  • 19.01.2017
Публикация в СМИ для учителей

Публикация в СМИ для учителей

Бесплатное участие. Свидетельство СМИ сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Современное общество переживает сложные времена. В мире изменился спектр и характер угроз безопасности личности, обществу, государству. Безопасность жизни и жизнедеятельности - насущная потребность человека. По данным статистики дети - это одна из тех категорий, которая наиболее часто оказывается в экстремальных и опасных ситуациях. Они же являются самыми незащищенными. В общеобразовательных школах введен предмет "Основы безопасности жизнедеятельности".
Иконка файла материала статья.docx
А. В. Аряев преподаватель­организатор ОБЖ высшей квалификационной категории Муниципальное общеобразовательное учреждение средняя общеобразовательная школа № 1 р.п. Кузоватово  Кузоватовского района Ульяновской  области (р.п. Кузоватово) ПОЗНАВАТЕЛЬНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ УЧАЩИХСЯ  ПРИ ОБУЧЕНИИ ОСНОВАМ БЕЗОПАСНОСТИ ЖИЗНЕДЕЯТЕЛЬНОСТИ   Они   же   являются   самыми   незащищенными. Современное   общество   переживает   сложные   времена.   В   мире изменился   спектр   и   характер   угроз   безопасности   личности,   обществу, государству.   Безопасность   жизни   и   жизнедеятельности   ­   насущная потребность   человека.   По   данным   статистики   дети   ­   это   одна   из   тех категорий, которая наиболее часто оказывается в экстремальных и опасных ситуациях.   В общеобразовательных   школах   введен   предмет   "Основы   безопасности жизнедеятельности".   Очень   ответственная   задача   стоит   перед   школой   ­ воспитание общественной культуры безопасности. Одним из необходимых условий   формирования   у   школьников   сознательного   и   ответственного отношения к вопросам личной безопасности и безопасности окружающих является   воспитание   у   них   общепризнанных   норм   поведения.   В педагогической   практике   применяются   различные   методические   приемы для активизации процесса обучения на уроках ОБЖ. [12] Сейчас России нужны   люди,   способные   принимать   нестандартные   решения,   умеющие творчески   мыслить.   К   сожалению,   современная   массовая   школа   еще сохраняет   нетворческий   подход   к   усвоению   знаний.   Однообразное, шаблонное   повторение   одних   и   тех   же   действий   убивает   интерес   к обучению. Дети лишаются радости открытия и постепенно могут потерять способность к творчеству. Развитие   интереса,   творческой   активности   и   целеустремленности учащихся на уроках  необходимое условие обучения в современной школе. Значительное   место   в   системе   школьного   образования   занимает познавательная деятельность.[14] Поэтому среди задач, стоящих в настоящее время перед учебным заведением и перед каждым учителем, нет другой, более важной и в то же время   более   сложной,   чем   задача   эффективности   познавательной деятельности,   которая   побуждала   бы   их   к   упорной,   систематическойучебной   работе.   Без   такой   мотивации   деятельность   обучающегося   в учебно­воспитательном процессе будет неэффективной.  Вместе   с   тем,   необходимость   организовать   работу   по   повышению мотивации   учащихся     к   познавательной   деятельности       вступает   в противоречие с тем, что этот вопрос в практике  разработан недостаточно. Во­первых,   задача   повышения   мотивации   к   познавательной деятельности       учащихся,   скорее   больше   декларируется,   чем   реально осуществляется в практике обучения.  Во­вторых,     при   наличии   у   учителей   отдельных   методических решений для развития мотивации учащихся к познавательной деятельности зачастую разобщены и не систематизированы. Безусловно, эта актуальная проблема современного образования требует своего разрешения.  Весь многовековой опыт прошлого дает основание утверждать, что интерес в обучении представляет   собой важный и благоприятный фактор его построения. Ян   Амос   Коменский,   совершивший   революцию   в   дидактике, рассматривая новую школу как источник радости, света и знания, считал интерес   одним   из   главных   путей   создания   этой   светлой   и   радостной обстановки   обучения.[8]   Ж.­Ж.   Руссо,   опираясь   на   непосредственный интерес воспитанника к окружающим его предметам и явлениям, пытался строить   доступное   и   приятное   ребенку   обучение.[8]   К.Д.   Ушинский   в интересе   видел   основой   внутренний   механизм   успешного   учения.     Он показал,   что   внешний   механизм   приневоливания   не   достигает   нужного результата.[8]   Даже   И.   Ф.   Герберт,   признавая   интерес   имманентным свойством, призывал учителя не быть скучным, а основывать обучение на интересах, присущих ребенку.[8]   Ушинский   писал,  что учение,  лишенное всякого  интереса  и  взятое только силой принуждения, хотя бы оно черпалось из лучшего источника – из любви к воспитателю, убивает в учении желание учиться, без которой он далеко не уйдет. Он считал, что нужно сделать учебную работу насколько возможно интересной, и, не превращать этой работы в забаву.[2] Интересное   обучение   не   исключает   умения   работать   с   усилием,   а наоборот, способствует этому.   Общая   теория   интереса,   разрабатываемая   советскими   психологами (Б.Г.Ананьев, М. Ф. Беляев, Л. И. Божович, Л. А. Гордон, С. Л. Рубенштейн и др.), раскрывает материалистический подход к этой сложной проблеме. Понятие   “интерес”   не   умозрительно.   Оно   отражает   объективно существующие   отношения   личности,   которые   проявляются   в   результате влияния реальных условий жизни, деятельности человека.[6]Психология   считает,   что   посредством   интереса   устанавливаются связи   субъекта   с   объектом.   Все,   что   составляет   предмет   интереса, почерпнуто   человеком   из   объективной   действительности.   Но   предметом исследования в интересе для человека, является далеко не все, а лишь то, что   имеет   для   него   необходимость,   ценность   и привлекательность.[4]   значимость, Педагогический   подход   к   решению   этого   вопроса   должен   состоять   в том, чтобы: 1. обнажать   в   педагогическом   процессе   объективные   возможности интересных сторон, явлений окружающей жизни; 2. возбуждать и постоянно поддерживать у детей состояние активной заинтересованности   (а   не   равнодушия)   окружающими   явлениями, моральными, эстетическими, научными ценностями; 3. всей системой обучения и воспитания целенаправленно формировать интерес как ценное свойство личности, содействующие ее творческой активности, ее целостному развитию. Интересы – результат формирования личности. Они сопровождают ее развитие и содействуют ему. Исследования   советских   психологов   утверждают,   что   формирование интереса – не замкнутый в себе автономный процесс. Оно   обусловлено   социальным   окружением,   сферой   и   характером деятельности   не   только   самого   человека,   но   и   людей,   его   окружающих процессами обучения и воспитания, располагающими особыми стимулами возбуждения   интереса,   коллективом,   активностью   самой   личности,   её позицией и её ролью в деятельности коллектива.[11] Современная дидактика, опираясь на новейшие достижения педагогики и психологии, видит в интересе еще большие возможности и для обучения, и для развития, и для формирования личности ученика в целом. В обучении фигурирует особый вид интереса – интерес к познанию, как его   принято   теперь   называть,   познавательный   интерес.   Его   область   – познавательная   деятельность,   в   процессе   которой   происходит   овладение содержанием   учебных   предметов   и   необходимыми   способами   или умениями и навыками, при помощи которых ученик получает образование. [9] Общеизвестно, что учить приятней и радостней того, кто хочет учиться, кто испытывает удовлетворение от своего учебного труда, кто проявляет интерес   к   знаниям.   И,   наоборот,   трудно   и   тягостно   учить   тех,   кто   не испытывает желания узнавать новое, кто смотрит на учение, на школу как на   тяжелое   бремя   и   кто   подчас   сопротивляется   каждому   начинанию учителя, каждому, даже разумному воздействию со стороны. Поэтому, проблема интереса в обучении стала и стоит по  сей день.Анализ   психологической   структуры   познавательного   интереса   привел советских психологов (С. Л. Рубенштейн, Л. А. Гордон, А. П. Леоньтьев) к заключению,   что   это   сугубо   личностное   образование,   сопряженное   с потребностями, в котором в слитом, органическом единстве представлены все   важные   для   личности   процессы:   интеллектуальные,   эмоциональные, волевые.[1] Интерес выступает как важная личностная характеристика школьника и как интегральное познавательно – эмоциональное отношение школьника к учению. Интерес является отражением сложных процессов, происходящих в   деятельности   и   ее   мотивационной   сфере.   «Сделать   учебный   предмет интересным, ­ писал А. Н. Леонтьев, ­ это, значит, сделать действительным или создать вновь определенный мотив, а также создать соответствующие цели школьников». «Процесс  формирования интересов, ­ отмечает  Г. И. Щукина,   ­   происходит   в   деятельности,   структура   которой   составляет объективную основу развития познавательных интересов».[15] За   внешними   проявлениями   интересов   школьников,   учителю   надо стремиться искать, находить более глубокие отношения смысла учения, его мотивов, целей, эмоций и всех других побуждений данного ребенка. Особое   значение   для   воспитания   зрелых   способов   учебно­ познавательных   интересов   в   подростковом   возрасте   имеют самостоятельные   формы   учебной   деятельности,   развертывание   форм самоконтроля и самооценки. Резервами являются устойчивые интересы к выявлению обобщенных закономерностей в учебном предмете и к способам добывания знаний, интерес к совместной коллективной учебной работе и интерес   школьников  к   использованию   их  в  социально –  значимых  видах деятельности. [13] Грань,   отделяющая   серьезную   науку   от   занимательной,   зыбка   и подвижна. Если отбросить отпугивающую сложную сторону предметов, то станет ясно, что все они полезны для учащихся, интересны, увлекательны, занимательны. Роль развлекательного элемента в обучении видится в том, чтобы не науку,   превращать в забаву, а напротив забаву ставить на службу обучению.[3]         Я.И. Перельман – основатель жанра научной популяризации в нашей стране – считал занимательность главным средством популяризации науки, помогающим   сложные   научные   истины   делать   доступными   для непосвященного   человека,   его   удивлять,   возбуждать   в   нем   процессы мышления,   наблюдательность,   содействовать   активному   познавательному отношению   к   окружающим   явлениям   действительности.   Нужно   искать дополнительные   занимательные   средства,   которые   побуждают   мысль работать.   Занимательная   наука   делает   труд   интересным,   а   потому   и приятным,   стремится   опровергнуть   тысячелетнюю   поговорку   о   горькомкорне учения. Занимательная наука не превращает обучение в род забавы. [7]         В педагогических исследованиях занимательность рассматривается как средство   привлечения   интереса   к   предмету   или   процессу   изучения, способствующее   переходу   познавательного   интереса   со   стадии   простой ориентировки,   ситуативного,   эпизодического   интереса   на   стадию   более устойчивого   познавательного   отношения,   стремления   углубиться   в сущность познаваемого.[6]         Какие   же   элементы   занимательности   вызывают   чувство   удивления? Новизна,   необычность,   неожиданность,   странность,   несоответствие прежним   представлениям.  Все   эти   особенности,   составляющие   сущность занимательности,   сильнейшие   побудители   познавательного   интереса, обостряющие   эмоционально­мыслительные   процессы,   заставляющие пристальнее   всматриваться   в   предмет,   наблюдать,   догадываться, вспоминать, сравнивать, находить выход из создавшейся ситуации.         Анализируя различные позиции по вопросу занимательности, опираясь на изучение и обобщение системы учебной деятельности, можно показать, что занимательность – важное и в то же время достаточно острое средство обучения.         Занимательные   задания   побуждают   работать   мысль   учащегося. Насыщенные   занимательностью   задачи,   вопросы   и упражнения углубляют понимание учащимися тем предмета, вовлекают их в   активное   сотрудничество   с   преподавателем,   будят   любознательность, повышают наблюдательность  и поощряют их к первым самостоятельным открытиям.[10]         При   использовании   занимательных   заданий   для   их   эффективного воздействия   на   знания,   умения   и   навыки   учащихся   учителю   стоит придерживаться методических рекомендаций:[5]   головоломки, 1. занимательные задания можно применять на всех этапах обучения, на любом   этапе   урока   ­   они   могут   использоваться   при   объяснении нового материала, перед закреплением материала и т.д.; 2. занимательные  материалы   можно  подбирать,  применять   по   каждой теме предмета; 3. решением   занимательных   заданий   можно   заниматься   в   домашних условиях; 4. важен последовательный переход от простых задач к сложным; 5. учитывать индивидуальные качества учащихся, подбирать варианты задач, головоломок различной степени сложности; 6. после   решений   занимательных   заданий   полезен   разбор   правильных ответов.1. Божович   Л.   И.   Изучение   мотивации   поведения   детей   и Литература подростков. –     М., 1991. 2. Водзинский Д.И. Воспитание интереса к знаниям у подростков. М., Просвещение, 1963. С. 5 – 138. 3. Возрастная   и   педагогическая   психология.   //   Под   ред.   А.В. Петровского. М.. Просвещение, 1979. С. 101 – 215. 4. Вопросы   психологии   познавательной   деятельности.   М.,   МГПИ, 1980. 5. Виноградова   Н.А.  Методические   рекомендации   по   выполнению письменных работ / Н.А. Виноградова. – М.: Мос. гор. пед. о­во, 2000.  6. Зимняя   И.А.   Педагогическая   психология.   Учебник   для   вузов. М.,1999. 7. Леонтович   А.В.   Исследовательская   деятельность   как   способ формирования мировоззрения. // Народное образование, 1999. ­ № 10. 8.   Леонтович   А.В.   Исследовательская   деятельность   учащихся: Сборник статей. М.: МГДД(Ю)Т, 2002. 110 с. 9. Маркова А. К., Матис Т. А., Орлов А. Б. Формирование мотивации учения. – М., 1996. 10. Маркова   А.К.   Формирование   мотивации   учения   в   школьном возрасте. М., Просвещение, 1983. С. 5 – 79. 11. Попов Г.Х. Организация личной работы учащегося. М.: 1987. 12. Развитие   исследовательской   деятельности   учащихся. Методический сборник. — М.: Народное образование, 2001. — 272 с. 13. Таранова,   Методологические   аспекты   повышения эффективности учебно­исследовательской деятельности учащихся/ М.В. Таранова.  – Н.: НГПУ,  2007. ­  51 с.   М.В. 14. Щукина   Г.И. Проблема познавательного интереса в педагогике. М., Педагогика, 1971.15. Щукина Г.И. Активизация познавательной деятельности учащихся в учебном процессе. М., Просвещение,  С. 95 – 126.

Посмотрите также