Познавательная деятельность учащихся при обучении основам безопасности жизнедеятельности.
Оценка 5
Научно-исследовательская работа
docx
ОБЗР
10 кл
19.01.2017
Современное общество переживает сложные времена. В мире изменился спектр и характер угроз безопасности личности, обществу, государству. Безопасность жизни и жизнедеятельности - насущная потребность человека. По данным статистики дети - это одна из тех категорий, которая наиболее часто оказывается в экстремальных и опасных ситуациях. Они же являются самыми незащищенными. В общеобразовательных школах введен предмет "Основы безопасности жизнедеятельности".
статья.docx
А. В. Аряев
преподавательорганизатор ОБЖ высшей квалификационной категории
Муниципальное общеобразовательное учреждение средняя
общеобразовательная школа № 1 р.п. Кузоватово
Кузоватовского района Ульяновской области
(р.п. Кузоватово)
ПОЗНАВАТЕЛЬНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ УЧАЩИХСЯ ПРИ
ОБУЧЕНИИ ОСНОВАМ БЕЗОПАСНОСТИ
ЖИЗНЕДЕЯТЕЛЬНОСТИ
Они же являются самыми незащищенными.
Современное общество переживает сложные времена. В мире
изменился спектр и характер угроз безопасности личности, обществу,
государству. Безопасность жизни и жизнедеятельности насущная
потребность человека. По данным статистики дети это одна из тех
категорий, которая наиболее часто оказывается в экстремальных и опасных
ситуациях.
В
общеобразовательных школах введен предмет "Основы безопасности
жизнедеятельности". Очень ответственная задача стоит перед школой
воспитание общественной культуры безопасности. Одним из необходимых
условий формирования у школьников сознательного и ответственного
отношения к вопросам личной безопасности и безопасности окружающих
является воспитание у них общепризнанных норм поведения. В
педагогической практике применяются различные методические приемы
для активизации процесса обучения на уроках ОБЖ. [12] Сейчас России
нужны люди, способные принимать нестандартные решения, умеющие
творчески мыслить. К сожалению, современная массовая школа еще
сохраняет нетворческий подход к усвоению знаний. Однообразное,
шаблонное повторение одних и тех же действий убивает интерес к
обучению. Дети лишаются радости открытия и постепенно могут потерять
способность к творчеству.
Развитие интереса, творческой активности и целеустремленности
учащихся на уроках необходимое условие обучения в современной школе.
Значительное место в системе школьного образования занимает
познавательная деятельность.[14]
Поэтому среди задач, стоящих в настоящее время перед учебным
заведением и перед каждым учителем, нет другой, более важной и в то же
время более сложной, чем задача эффективности познавательной
деятельности, которая побуждала бы их к упорной, систематической учебной работе. Без такой мотивации деятельность обучающегося в
учебновоспитательном процессе будет неэффективной.
Вместе с тем, необходимость организовать работу по повышению
мотивации учащихся к познавательной деятельности вступает в
противоречие с тем, что этот вопрос в практике разработан недостаточно.
Вопервых, задача повышения мотивации к познавательной
деятельности учащихся, скорее больше декларируется, чем реально
осуществляется в практике обучения.
Вовторых, при наличии у учителей отдельных методических
решений для развития мотивации учащихся к познавательной деятельности
зачастую разобщены и не систематизированы. Безусловно, эта актуальная
проблема современного образования требует своего разрешения.
Весь многовековой опыт прошлого дает основание утверждать, что
интерес в обучении представляет собой важный и благоприятный фактор
его построения.
Ян Амос Коменский, совершивший революцию в дидактике,
рассматривая новую школу как источник радости, света и знания, считал
интерес одним из главных путей создания этой светлой и радостной
обстановки обучения.[8] Ж.Ж. Руссо, опираясь на непосредственный
интерес воспитанника к окружающим его предметам и явлениям, пытался
строить доступное и приятное ребенку обучение.[8] К.Д. Ушинский в
интересе видел основой внутренний механизм успешного учения. Он
показал, что внешний механизм приневоливания не достигает нужного
результата.[8] Даже И. Ф. Герберт, признавая интерес имманентным
свойством, призывал учителя не быть скучным, а основывать обучение на
интересах, присущих ребенку.[8]
Ушинский писал, что учение, лишенное всякого интереса и взятое
только силой принуждения, хотя бы оно черпалось из лучшего источника –
из любви к воспитателю, убивает в учении желание учиться, без которой он
далеко не уйдет. Он считал, что нужно сделать учебную работу насколько
возможно интересной, и, не превращать этой работы в забаву.[2]
Интересное обучение не исключает умения работать с усилием, а
наоборот, способствует этому.
Общая теория интереса, разрабатываемая советскими психологами
(Б.Г.Ананьев, М. Ф. Беляев, Л. И. Божович, Л. А. Гордон, С. Л. Рубенштейн
и др.), раскрывает материалистический подход к этой сложной проблеме.
Понятие “интерес” не умозрительно. Оно отражает объективно
существующие отношения личности, которые проявляются в результате
влияния реальных условий жизни, деятельности человека.[6] Психология считает, что посредством интереса устанавливаются
связи субъекта с объектом. Все, что составляет предмет интереса,
почерпнуто человеком из объективной действительности. Но предметом
исследования в интересе для человека, является далеко не все, а лишь то,
что имеет для него необходимость,
ценность и
привлекательность.[4]
значимость,
Педагогический подход к решению этого вопроса должен состоять в
том, чтобы:
1. обнажать в педагогическом процессе объективные возможности
интересных сторон, явлений окружающей жизни;
2. возбуждать и постоянно поддерживать у детей состояние активной
заинтересованности (а не равнодушия) окружающими явлениями,
моральными, эстетическими, научными ценностями;
3. всей системой обучения и воспитания целенаправленно формировать
интерес как ценное свойство личности, содействующие ее творческой
активности, ее целостному развитию.
Интересы – результат формирования личности. Они сопровождают ее
развитие и содействуют ему.
Исследования советских психологов утверждают, что формирование
интереса – не замкнутый в себе автономный процесс.
Оно обусловлено социальным окружением, сферой и характером
деятельности не только самого человека, но и людей, его окружающих
процессами обучения и воспитания, располагающими особыми стимулами
возбуждения интереса, коллективом, активностью самой личности, её
позицией и её ролью в деятельности коллектива.[11]
Современная дидактика, опираясь на новейшие достижения педагогики
и психологии, видит в интересе еще большие возможности и для обучения,
и для развития, и для формирования личности ученика в целом.
В обучении фигурирует особый вид интереса – интерес к познанию, как
его принято теперь называть, познавательный интерес. Его область –
познавательная деятельность, в процессе которой происходит овладение
содержанием учебных предметов и необходимыми способами или
умениями и навыками, при помощи которых ученик получает образование.
[9]
Общеизвестно, что учить приятней и радостней того, кто хочет учиться,
кто испытывает удовлетворение от своего учебного труда, кто проявляет
интерес к знаниям. И, наоборот, трудно и тягостно учить тех, кто не
испытывает желания узнавать новое, кто смотрит на учение, на школу как
на тяжелое бремя и кто подчас сопротивляется каждому начинанию
учителя, каждому, даже разумному воздействию со стороны.
Поэтому, проблема интереса в обучении стала и стоит по сей день. Анализ психологической структуры познавательного интереса привел
советских психологов (С. Л. Рубенштейн, Л. А. Гордон, А. П. Леоньтьев) к
заключению, что это сугубо личностное образование, сопряженное с
потребностями, в котором в слитом, органическом единстве представлены
все важные для личности процессы: интеллектуальные, эмоциональные,
волевые.[1]
Интерес выступает как важная личностная характеристика школьника и
как интегральное познавательно – эмоциональное отношение школьника к
учению. Интерес является отражением сложных процессов, происходящих
в деятельности и ее мотивационной сфере. «Сделать учебный предмет
интересным, писал А. Н. Леонтьев, это, значит, сделать действительным
или создать вновь определенный мотив, а также создать соответствующие
цели школьников». «Процесс формирования интересов, отмечает Г. И.
Щукина, происходит в деятельности, структура которой составляет
объективную основу развития познавательных интересов».[15]
За внешними проявлениями интересов школьников, учителю надо
стремиться искать, находить более глубокие отношения смысла учения, его
мотивов, целей, эмоций и всех других побуждений данного ребенка.
Особое значение для воспитания зрелых способов учебно
познавательных интересов в подростковом возрасте имеют
самостоятельные формы учебной деятельности, развертывание форм
самоконтроля и самооценки. Резервами являются устойчивые интересы к
выявлению обобщенных закономерностей в учебном предмете и к способам
добывания знаний, интерес к совместной коллективной учебной работе и
интерес школьников к использованию их в социально – значимых видах
деятельности. [13]
Грань, отделяющая серьезную науку от занимательной, зыбка и
подвижна. Если отбросить отпугивающую сложную сторону предметов, то
станет ясно, что все они полезны для учащихся, интересны, увлекательны,
занимательны. Роль развлекательного элемента в обучении видится в том,
чтобы не науку, превращать в забаву, а напротив забаву ставить на службу
обучению.[3]
Я.И. Перельман – основатель жанра научной популяризации в нашей
стране – считал занимательность главным средством популяризации науки,
помогающим сложные научные истины делать доступными для
непосвященного человека, его удивлять, возбуждать в нем процессы
мышления, наблюдательность, содействовать активному познавательному
отношению к окружающим явлениям действительности. Нужно искать
дополнительные занимательные средства, которые побуждают мысль
работать. Занимательная наука делает труд интересным, а потому и
приятным, стремится опровергнуть тысячелетнюю поговорку о горьком корне учения. Занимательная наука не превращает обучение в род забавы.
[7]
В педагогических исследованиях занимательность рассматривается как
средство привлечения интереса к предмету или процессу изучения,
способствующее переходу познавательного интереса со стадии простой
ориентировки, ситуативного, эпизодического интереса на стадию более
устойчивого познавательного отношения, стремления углубиться в
сущность познаваемого.[6]
Какие же элементы занимательности вызывают чувство удивления?
Новизна, необычность, неожиданность, странность, несоответствие
прежним представлениям. Все эти особенности, составляющие сущность
занимательности, сильнейшие побудители познавательного интереса,
обостряющие эмоциональномыслительные процессы,
заставляющие
пристальнее всматриваться в предмет, наблюдать, догадываться,
вспоминать, сравнивать, находить выход из создавшейся ситуации.
Анализируя различные позиции по вопросу занимательности, опираясь
на изучение и обобщение системы учебной деятельности, можно показать,
что занимательность – важное и в то же время достаточно острое средство
обучения.
Занимательные задания побуждают работать мысль учащегося.
Насыщенные занимательностью задачи,
вопросы и
упражнения углубляют понимание учащимися тем предмета, вовлекают их
в активное сотрудничество с преподавателем, будят любознательность,
повышают наблюдательность и поощряют их к первым самостоятельным
открытиям.[10]
При использовании занимательных заданий для их эффективного
воздействия на знания, умения и навыки учащихся учителю стоит
придерживаться методических рекомендаций:[5]
головоломки,
1. занимательные задания можно применять на всех этапах обучения, на
любом этапе урока они могут использоваться при объяснении
нового материала, перед закреплением материала и т.д.;
2. занимательные материалы можно подбирать, применять по каждой
теме предмета;
3. решением занимательных заданий можно заниматься в домашних
условиях;
4. важен последовательный переход от простых задач к сложным;
5. учитывать индивидуальные качества учащихся, подбирать варианты
задач, головоломок различной степени сложности;
6. после решений занимательных заданий полезен разбор правильных
ответов. 1. Божович Л. И. Изучение мотивации поведения детей и
Литература
подростков. – М., 1991.
2. Водзинский Д.И. Воспитание интереса к знаниям у подростков. М.,
Просвещение, 1963. С. 5 – 138.
3. Возрастная и педагогическая психология. // Под ред. А.В.
Петровского. М.. Просвещение, 1979. С. 101 – 215.
4. Вопросы психологии познавательной деятельности. М., МГПИ,
1980.
5. Виноградова Н.А. Методические рекомендации по выполнению
письменных работ / Н.А. Виноградова. – М.: Мос. гор. пед. ово, 2000.
6. Зимняя И.А. Педагогическая психология. Учебник для вузов.
М.,1999.
7. Леонтович А.В. Исследовательская деятельность как способ
формирования мировоззрения. // Народное образование, 1999. № 10.
8.
Леонтович А.В. Исследовательская деятельность учащихся:
Сборник статей. М.: МГДД(Ю)Т, 2002. 110 с.
9. Маркова А. К., Матис Т. А., Орлов А. Б. Формирование мотивации
учения. – М., 1996.
10. Маркова А.К. Формирование мотивации учения в школьном
возрасте. М., Просвещение, 1983. С. 5 – 79.
11. Попов Г.Х. Организация личной работы учащегося. М.: 1987.
12. Развитие
исследовательской деятельности учащихся.
Методический сборник. — М.: Народное образование, 2001. — 272 с.
13. Таранова,
Методологические аспекты повышения
эффективности учебноисследовательской деятельности учащихся/ М.В.
Таранова. – Н.: НГПУ, 2007. 51 с.
М.В.
14. Щукина Г.И. Проблема познавательного интереса в педагогике.
М., Педагогика, 1971. 15. Щукина Г.И. Активизация познавательной деятельности учащихся
в учебном процессе. М., Просвещение, С. 95 – 126.
Познавательная деятельность учащихся при обучении основам безопасности жизнедеятельности.
Познавательная деятельность учащихся при обучении основам безопасности жизнедеятельности.
Познавательная деятельность учащихся при обучении основам безопасности жизнедеятельности.
Познавательная деятельность учащихся при обучении основам безопасности жизнедеятельности.
Познавательная деятельность учащихся при обучении основам безопасности жизнедеятельности.
Познавательная деятельность учащихся при обучении основам безопасности жизнедеятельности.
Познавательная деятельность учащихся при обучении основам безопасности жизнедеятельности.
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.