Познавательная программа "Зимушка-зима"

  • Мероприятия
  • docx
  • 12.03.2018
Публикация на сайте для учителей

Публикация педагогических разработок

Бесплатное участие. Свидетельство автора сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Представлен материал из копилки копилку методических разработок для проведения дополнительных тематических мероприятий в кружковой работе, в библиотеках. Вниманию предложены мероприятия, отдельные конкурсы на актуальные темы, которые могут быть реализованы при участии детей как младшего, так и среднего школьного возраста. Задания имеют познавательный характер, используется литературный материал, и игровые моменты, что позволяет каждое мероприятие сделать ярким и запоминающимся.
Иконка файла материала познавательная программа зимушка-зима.docx
ЗИМУШКА­ЗИМА (познавательно­игровая программа  для обучающихся 2–5 классов) Ход мероприятия В е д у щ и е . Ребята, сегодня мы (ведущие представляются) предлагаем вам игру,   посвященную   не   стране,   не   городу,   не   историческому   событию   или знаменитому   человеку,   а…   времени   года.   Это   особое   время   года.   Это   наша зимушка­зима! Звучит песня «Три белых коня» (сл. Л. Дербенева, муз. Е. Крылатова). – «Матушка» – так на Руси называли зиму. Не весну­красну, не лето теплое, не   осень   урожайную,   а   суровую   и   долгую   зиму.   Называли   потому,   что   зима прикрывала землю снежным одеялом, защищая ее от лютых морозов, и значит, готовила урожай будущего года. Русские   люди   еще   в   старину   заметили,   что   от   характера   зимы   зависит   и характер   будущего   лета,   и   сохранили     результаты     своих     наблюдений   в народных зимних приметах. З а д а н и е  1. Зимние приметы. Нужно правильно подобрать окончание фразы:  Если зима снежная, то лето дождливое.  Зима морозная – лето жаркое.  Кошка на печи – к стуже, а кошка на полу – к теплу.  Дым столбом – к морозу.  Снега глубоки – травы будут хороши.  Много снега – много хлеба.  Зима без снега – лето без хлеба.  Зимой солнце светит,  да не греет.  Если зимой звезды ярко блестят – к морозу.  Если в январе март,  то бойся января в марте. – Да, русская зима приходит вместе с трескучими морозами и сибирскими метелями. Были времена, когда русская зима становилась настоящей защитницей нашей страны. Она помогла прогнать в далеком 1812 году французов; крепкиеморозы 1941–1942 годов помогли нашей армии остановить наступление немцев под Москвой. Но зима – это и Новый год, и школьные каникулы, и масса веселых затей и дел. Всего в одной программе и не охватишь! З а д а н и е  2. Зимние загадки. С помощью загадок назвать слова, связанные с зимой: На деревья, на кусты С неба падают цветы. Белые, пушистые. Только не душистые.                                 (Снег.) Каждый год я к вам лечу, Зимовать у вас хочу. И еще красней зимой Ярко­красный галстук мой.                                       (Снегирь.) Красная морковка И метла­винтовка, Черные два глаза – Часовой на страже!                              (Снеговик.) Гуляю в поле, Летаю на воле, Кручу, бурчу, Знать никого не хочу. Вдоль села пробегаю, Сугробы наметаю.                                    (Метель.) Не страшен, А в дрожь вгоняет. Не жарок, Да обжигает.                    (Мороз.) Блестящий, темный, Влажный глазС лица реки Глядит на нас.                      (Прорубь.) И не снег, и не лед, А серебром Деревья уберет.                       (Иней.) Если их не укротишь – На ногах не устоишь. А сумеешь обуздать – То и ветру не догнать.                               (Коньки.) Ни в огне не горит, Ни в воде не тонет.                              (Лед.) На десять братцев Двух шуб хватит.                          (Варежки.) Растет она вниз головою, Не летом растет, а зимою. Чуть солнце ее припечет – Заплачет она и умрет.                                                    (Сосулька.) За ночь вырос у забора – Ни проехать, ни пройти. Спорим, может очень скоро Он забор перерасти!                               (Сугроб.) Белая звездочка С неба упала. Мне на ладошку легла И пропала.                      (Снежинка.) З а д а н и е  3. Что вы знаете о снежинках. – Ребята, вы знаете, из какого вещества состоят снежинки?– Это замерзшие капельки воды. – Не совсем. – Это замерзшие водяные пары. –   Верно.   Тихо   и   красиво   падают   из   облаков   на   землю   снежинки.   Можно подставить шерстяную варежку и поймать снежинку. Только надо прикрыть нос и рот рукой, чтобы от тёплого дыхания снежная звёздочка не растаяла.  Вы   когда­нибудь   рассматривали   эти   ледяные   кристаллики?   Какое разнообразие форм, не правда ли! Есть среди снежинок пластинки и звездочки, столбики   и   иглы,   пушинки   и   ежи,   запонки   и   льдинки.   Двух   совершенно одинаковых снежинок не бывает. Но какой бы формы ни была снежинка, каждая из них всегда имеет одно и то же количество лучей, или граней. Сколько? Шесть, восемь, десять. И ученые не знают, почему. Если вам на ладонь упадет снежинка, вы ее даже не почувствуете – так мал ее вес (меньше одного грамма). Но за зиму в северном полушарии на землю падает столько   снежинок,   что   общий   вес   снежного   покрывала   (13500   млрд   т)   даже уменьшает скорость вращения Земли! При крепком морозе (ниже 6 °С) снег под ногами начинает скрипеть. Почему? (Потому   что   мы   своей   обувью   наступаем   на   миллионы   снежинок   и   в результате слышим дружное звучание раздавливаемых кристалликов.) З а д а н и е  4. Кроссворд «Самые снежные слова». –   Когда   мы   уверенно   говорим,   что   пришла   зима?  (Когда   на   землю   лег прочный снеговой покров и замерзли водоемы.)  Слово «снег» можно назвать главным   зимним   словом.   У   этого   слова   много   слов­родственников,   которые раскрывают нам снежную тему с разных сторон. 1 2 3 4 5 6 7 9 10 8 1. Атмосферные осадки в виде белых хлопьев. (Снег.)2. Комок снега. (Снежок.) 3. Певчая птичка, серая, с красной грудкой. (Снегирь.) 4. Человечек из снега. (Снеговик.) 5. «Снег идет» одним словом. (Снегопад.) 6. Автомобиль для передвижения по глубокому снегу. (Снегоход.) 7. Снежная пушинка. (Снежинка.) 8. Первый весенний цветок. (Подснежник.) 9. Обувь для хождения по глубокому снегу. (Снегоступы.) 10. Девочка из снега. (Снегурочка.) З а д а н и е  5. Нарисуйте снеговика. На доске прикреплен образец. Участвуют две  команды по 6 человек  (дети встают   в   двух   проходах   между   партами).   Каждый   участник   должен нарисовать   только   один   «элемент».   Побеждает   та   команда,   которая быстрее и художественнее выполнит задание. Элементы рисунка: 1) нижняя часть туловища (большой комок), 2) средняя часть туловища (средний комок), 3) голова и ведро на голове, 4) руки (маленькие комочки по бокам), 5) метла в руке, 6) лицо и пуговицы. З а д а н и е  6. Найдите 10 отличий на картинках. Примеры   иллюстраций   для   этого   конкурсного   задания   не   приводятся: организаторы программы сами подбирают картинки на зимнюю тему. З а д а н и е  7. Кто быстрее? – Зимой жизнь в наших лесах, парках, на реках словно замирает. Большинство птиц   улетело   еще   осенью,   многие   животные   спрятались   в   норах   и   берлогах, впали в спячку.  В о п р о с:  – Почему животные впадают в спячку? Выберите правильный ответ: – потому что холодно; – потому что животным не хватает корма; – потому что зимой больше нечего делать.– Для многих зимующих птиц (и не только для них) зима – голодное время. Мелкие птицы недоедают и гибнут от голода и холода. Задача юных любителей природы – повесить кормушки и не забывать насыпать в них корм. К зиме готовятся и люди: они утепляют свои дома, достают теплую одежду и обувь.  Предлагаем вам следующее состязание – кто быстрее наденет шапку, шарф и варежки. Вызываются два участника, которые соревнуются в быстроте одевания. З а д а н и е  8. Попади в корзинку. – Больше всех любят зиму, конечно, дети – сколько игр и забав ждет их! Это катание на санках с горки и лыжная прогулка в парк или зимний лес, это каток, это прыжки в сугроб и игра в снежки. Мы не можем сейчас устроить перестрелку снежками,   но   предлагаем   выполнить   похожее   задание   –   попасть   мячом   в корзинку.  Каждый участник делает две попытки забросить теннисные мячики в корзинку. З а д а н и е  9. Зимние виды спорта. – Лыжи, коньки, санки – не только старинная забава ребятни, но и вполне взрослые виды спорта. Так же, как и зимняя рыбалка, и моржевание. Предлагаем   вам   соединить   зимний   вид   спорта   с   подходящим   по   смыслу словом.  Показываются иллюстрации и список слов, из которых нужно выбрать подходящее.  Это полезно знать! «Моржи». С п и с о к   с л о в : винтовка, сани, лунка, шайба, музыка, прорубь, гора. ♦ – Может, вам приходилось видеть, как зимой человек в купальном костюме направляется   к   проруби   под   изумленные   взгляды   прохожих,   кутающихся   от колючего зимнего ветра в шубы и пальто?  Тогда вы знаете, кто такие «моржи». Это закаленные люди, которые не боятся ни   мороза,   ни   ветра,   ни   холода.   Они   могут   бегать   босиком   даже   зимой, обтираться снегом, плавать в проруби или обливаться ледяной водой.  Правда, для того чтобы плавать в проруби, надо сначала долго тренировать свой организм, приучая его к низким температурам. Поэтому будущие «моржи» сначала плавают в прохладной летней воде, потом в осенней – и делают эторегулярно.   И   только   потом,   если   нет   никаких   противопоказаний,   проходят «боевое крещение» в проруби. Движения – в соответствии с текстом. Ф и з к у л ь т м и н у т к а А сегодня у зимы – новоселье, Мы с тобой приглашены на веселье. Дом построен из сугроба – Вот такой вышины! Белый коврик у порога – Вот такой ширины! Мы по лестницам шагаем – Выше ноги, топ­топ! Двери комнат отворяем, Справа – хлоп, слева – хлоп! – Здравствуй, зима! З а д а н и е  10. Выбери названия для картин. –   Сколько   сказок   и   рассказов,   стихов   и   песен   написано   о   русской   зиме, сколько загадок, пословиц и поговорок придумано! И народ их складывал, и наши писатели, поэты и композиторы не остались в стороне. Особенно любима зимняя тема художниками. Одна только картина Василия Сурикова  (имеется   в   виду   «Взятие   снежного   городка»)  сколько   о   любви народа к этому времени года рассказать может! Ребята, как вы думаете, как назвал свою картину художник? А вот эти картины? Можно использовать репродукции следующих картин: В. Суриков. «Взятие снежного городка» А. Кустодиев. «Масленица» А. Пластов. «Первый снег» М. Пашинин. «Снегурочка» К. Юон. «Февраль» И. Грабарь. «Февральская лазурь» К. Васильев. «Ожидание» В. Верещагин. «Не замай – дай подойти!» А. Куинджи. «Декабрь» И. Шишкин. «На севере диком...»З а д а н и е  11. Литературный конкурс «Зимние книги». – В заключение мы хотим напомнить вам о «зимних» книгах, то есть таких, в которых действие происходит зимой. Напоминать будем по­особенному: прочитаем самый интересный кусочек из книги и зададим вам вопрос на смекалку. Например… Л. Воронкова. «Снег идет» (повесть). – Повесть «Снег идет» состоит из маленьких глав, и из каждой мы узнаем что­ нибудь новое и интересное о деревенской девочке Тане. «Подули студёные ветры, и зима загудела в трубу: – Я иду­у­у!.. Я бреду­у­у!.. Зачерствела грязь на дороге, стала жёсткой, как камень. Лужицы промёрзли до дна. Вся деревня стала тёмная, скучная – и дорога, и избы, и огород, и лес... Таня сидела дома, играла в куклы и на улицу не глядела. Но пришла бабушка с колодца и сказала: – Вот и снежок пошёл!  Таня подбежала к окну: – Где снежок пошёл? За окном шел снег. Снежинки кружились и падали. После обеда Таня вышла гулять и не узнала свою деревню. Стала она вся белая – и крыши белые, и дорога белая, и огород белый, и лужок белый... А потом выглянуло солнышко, снег заблестел, загорелись искорки. И Тане стало так весело, будто праздник наступил. Она побежала к Алёнке и застучала в окно: – Алёнка, выходи скорее – к нам зима пришла!» В о п р о с:  –  Перечислите   главные   признаки   настоящей   зимы,   названные   в   отрывке. (Промерзшая земля, укрывший землю снег, студеный ветер, холод.)  К. Паустовский. «Теплый хлеб» (сказка). «Обидел   мальчик   Филька   боевую   раненую   лошадь,   оставленную кавалеристами в деревне: когда конь потянулся к куску хлеба, который жевал Филька, мальчик наотмашь ударил коня по губам, закинул хлеб далеко в снег и закричал: – Вот твой хлеб! Иди, копай его мордой из­под снега! Слеза скатилась у коня из глаз, конь заржал жалобно, протяжно, взмахнул хвостом – и тотчас началась метель и колючий мороз прошел по деревне.Застыла река до самого дна, замерзли колодцы. Деревню ждала неминучая смерть…» В о п р о с:  – Помогите Фильке  поправить     его    злодейство. Как   помирить   коня    с Филькой? (Дать коню свежего хлеба.) Н. Носов. «На горке» (рассказ). «Целый день ребята трудились – строили снежную горку во дворе. Только к обеду горка была готова. Ребята полили её водой и побежали домой обедать. – Вот пообедаем, – говорили они, – а горка пока замёрзнет. А после обеда мы придём с санками и будем кататься. А Котька Чижов из шестой квартиры хитрый какой! Он горку не строил. Сидит дома да смотрит в окно, как другие трудятся. Ему ребята кричат, чтоб шёл горку строить, а он только руками за окном разводит да головой мотает, – как будто нельзя ему. А когда ребята ушли, он быстро оделся, нацепил коньки и выскочил во двор. Подъехал к горке. – О, – говорит, – хорошая горка получилась! Сейчас скачусь...» В о п р о с:  – Как испортил и как починил горку Котька Чижов? (Испортил – посыпал горку песком; починил – посыпал горку снегом, а ребята снова водой полили.) – А какое наказание придумали бы вы, ребята, Котьке Чижову? «Два Мороза» (русская народная сказка). Как­то решили два Мороза, Синий нос и Багровый нос, позабавиться, людей поморозить.   Мороз   Багровый   нос   принялся   морозить   барина   –   чуть   живого выпустил. А вот Мороз Синий нос не смог справиться с мужиком, не смог его заморозить…  В о п р о с:  – Почему? (Мужик дрова рубил и от работы так разогрелся, что ему стал не страшен самый сильный мороз.) А. Гайдар. «Чук и Гек» (повесть). –   Вы,   конечно,   читали   занимательную   и   поучительную   историю   про   двух братьев­москвичей и сразу ответите на наш вопрос.  …Однажды   по   приглашению   отца­геолога   мальчики   вместе   с   мамой отправились зимой за тысячу километров от Москвы к нему в гости. И вот они на месте, в Сибири, у подножья остроконечных утесов Синих гор.«…Раньше,   когда   Гек   жил   в   Москве,   ему   представлялось,   что   вся   земля состоит из Москвы, то есть из улиц, домов, трамваев и автобусов. Теперь же ему казалось, что вся земля состоит из высокого дремучего леса. В   морозной   тишине   резко   стрекотали   любопытные   сороки.   Меж   густых кедровых ветвей бойко прыгали серые юркие белки. Под деревьями на мягком белом снегу отпечатались причудливые следы незнакомых зверей и птиц. Вот в лесу   что­то   застонало,   загудело,   треснуло.   Должно   быть,   ломая   сучья, обвалилась с вершины дерева гора обледенелого снега…» В о п р о с:  – Как называется сибирский лес?  Выберите правильный ответ: – тайга;  – тундра; – джунгли. «По щучьему веленью…» (русская народная сказка). – Вспомните и эту сказку.  Целый день лежит дурачок Емеля на печи. Как­то пошел Емеля на речку за водой, поймал в проруби щуку, и согласилась щука выполнять каждое Емелино желание.  В о п р о с:  – Какие желания Емели выполнила щука?   – Чтобы ведра сами пошли домой! – Ступайте, сани, в лес! – Дубинка, обломай им бока! – Ну­ка, печь, поезжай к царю! – Пускай царская дочь меня полюбит! – Выстройся, каменный дворец! – Стать мне писаным красавцем! Е. Шварц. «Первоклассница» (повесть). – Эта повесть – про девочку Марусю, которая поступила в первый класс, научилась писать, читать и считать, а также поняла, что надо быть послушной и ответственной девочкой. Однажды в феврале с Марусей случилась такая история.«…Три девочки, Маруся, Галя и Верочка, сели в трамвай и поехали за город, в лес. Они вылезли из вагона. Лес совсем близко. Пройдешь через поле – и ты в лесу. В лесу очень много снега, куда больше, чем в городе. Дорожка делается все уже, потом совсем исчезает. Но упрямая Маруся идет вперед. Подруги молча шагают  за  ней. И  тут  девочки  заметили  белку, которая  прыгала   с дерева  на дерево. Девочки побежали за ней следом, все дальше в лес, и заблудились…» В о п р о с:  – Зачем девочки в феврале отправились в лес?  Выберите правильный ответ: – наломать для уголка живой природы веток вербы;  – поймать для уголка живой природы белку; – погулять по зимнему лесу. «Лисичка­сестричка и серый волк» (русская народная сказка). –   Все   знают,   чем   закончилась   веселая   сказка   про   лисичку,   которая притворилась мертвой, повыбрасывала полегоньку из воза все по рыбке да по рыбке и уселась на дороге кушать рыбку. Голодному серому волку лисичка не дала ни одной, а предложила: «Ступай на реку, опусти хвост в прорубь – рыбка к тебе сама на хвост нацепится». Ай да лисичка! Ну и серый волк!  В о п р о с:  –  Попробуйте   дать   характеристику   лисичке   и   серому   волку:   какие   они? (Лисичка   смелая,   хитрая,   находчивая,   безжалостная.   Волк   глупый, бестолковый, несчастный.) Л. Чарская. «Сибирочка» (повесть). – Жутко и печально начинается увлекательная повесть «Сибирочка». «Волки! Волки! Спасайтесь! – закричал ямщик, сидевший на козлах больших крытых саней и правивший парой лошадок.  Была ночь, выл ветер, метелица плясала в лесу, наметая целые горы снега. Господин   в   высокой   собольей   шапке   и   теплой   шубе,   сидевший   в   санях, обратился к пожилой няне: – На спасенье надежды почти нет… Надо спасти, по крайней мере, ребенка… Он схватил из рук рыдающей няни закутанную в мех маленькую девочку и выскочил  из  саней; подошел  к дереву, росшему близ  дороги, сбросил с  себя шубу, завернул в нее малютку, снял широкий кожаный пояс, поцеловал ребенка и привязал его к дереву при помощи ремня, который обвил вокруг ствола дуба.– Если мне суждено спастись, я вернусь с рассветом за тобою, моя крошечка, –   произнес   он.   –   Если   же   я   стану   добычей   волков,   добрые   люди   найдут   и приютят тебя…» –   Чем   закончились   приключения   девочки   по   имени   Саша,   вы   узнаете, прочитав повесть до конца. В. Одоевский. «Мороз Иванович» (сказка). «Жили­были   две   девочки,   Рукодельница   да   Ленивица.   Однажды   уронила Рукодельница   ведро   в   колодец   и   отправилась   к   старику   Морозу   Ивановичу, чтобы вернуть ведерко. Говорит Мороз Иванович: – Отдам тебе ведерко, если ты взобьешь перину из пушистого снега.  Принялась   Рукодельница   взбивать   снег,   чтобы   старику   было   мягче   спать, руки у нее окостенели, пальчики побелели. Сказал Мороз Иванович: – Пальцы снегом потри – они и отойдут, – и показал Рукодельнице диковинку: под снежной периной пробивалась зеленая травка. Спрашивает Рукодельница у Мороза Ивановича: –   Зачем   ты   зеленую   травку   под   снежной   периной   держишь,   на   свет   не выпускаешь?..» В о п р о с:  –  А   и   правда,  почему?  (Чтобы   не   заморозить   молодую   зелень;   придет весна – растает снежная перина, и травка заколосится.) – Ребята, заканчивая занятие, мы надеемся, что вы узнали много полезного и забавного о зимушке­зиме.  Желаем   вам   приятных   зимних   каникул.   Будьте   счастливы   в   любое   время года! Звучит песня «Кабы не было зимы…» (сл. Ю. Энтина, муз. Е. Крылатова). Подводятся итоги конкурсов, награждаются победители.