Познавательно-исследовательская деятельность детей старшего дошкольного возраста «Почему идёт дождь?»
Цель: формирование у детей представлений о круговороте воды в природе и причинах возникновения дождя.
Задачи:
познакомить детей с понятием круговорота воды в природе;
объяснить причины возникновения дождя;
развивать наблюдательность, внимание, логическое мышление;
воспитывать интерес к изучению природных явлений.
Материалы и оборудование: иллюстрации с изображением различных состояний воды (лёд, снег, пар), глобус, схема круговорота воды, прозрачные пластиковые стаканы, горячая вода, кубики льда.
Ход занятия:
1. Вводная часть.
Воспитатель задаёт детям вопросы о том, какие природные явления они знают, что такое дождь и как он образуется. Затем воспитатель предлагает детям рассмотреть иллюстрации с различными состояниями воды и обсудить их.
2. Основная часть.
Воспитатель рассказывает детям о круговороте воды в природе. Он показывает детям глобус и объясняет, что Земля покрыта водой на 70%. Вода находится в океанах, реках, озёрах, а также в виде пара в воздухе. Солнце нагревает воду, и она испаряется, превращаясь в пар. Пар поднимается вверх, где охлаждается и превращается в облака. Когда облака становятся слишком тяжёлыми, они проливаются дождём.
Дети рассматривают схему круговорота воды. Они обсуждают, как вода перемещается по Земле и почему идёт дождь.
3. Практическая часть.
Для наглядности можно провести эксперимент, который покажет, как происходит испарение воды. Для этого нужно налить горячую воду в прозрачный стакан и накрыть его сверху другим стаканом. Через некоторое время на стенках верхнего стакана появятся капельки воды — это пар, который образовался из горячей воды и охладился.
Также можно показать детям, как лёд тает под воздействием тепла. Это тоже пример превращения одного состояния воды в другое.
4. Заключительная часть.
Дети отвечают на вопросы воспитателя о том, что они узнали на занятии. Воспитатель подводит итоги и благодарит детей за участие.
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.