Познавательно- исследовательская деятельность в детском саду, как одно из средств развития творческих способностей детей
Одной из потребностей, лежащих в основе как познавательного, так и психического развития детей дошкольного возраста является потребность в новых впечатлениях, в новых знаниях. И именно, эта потребность удовлетворяется в исследовательской деятельности. Ведь ребенок по своей природе – пытливый исследователь. Чтобы лучше понять, узнать свойства предметов ему надо потрогать, пощупать, самому совершить с ними какое-либо действие. Чем разнообразнее исследовательская деятельность, тем больше информации получает ребенок, тем быстрее идет его развитие, в том числе и творческое.
С внедрением ФГОС в нашем детском саду добавился такой вид образовательной деятельности, как познавательно-исследовательская. Нами были разработаны темы согласно тематическому планированию.
И так как эта непосредственно-образовательная деятельность оказалась для нас новой, мы задумались, как лучше донести до детей те или иные знания, чтобы заинтересовать их, привлечь их к решению исследовательских задач, так, чтобы у ребенка возникла потребность применить новые оригинальные способы действий и добиться результата.
И мы решили связать познавательно-исследовательскую деятельность с продуктивной, а именно с изодеятельностью, театрализованной деятельностью, что позволяет развивать творческую активность детей.
Успех в работе с детьми может быть достигнут при тесном взаимодействии педагога с родителями. Самое хорошее дошкольное учреждение не может дать ребенку всего того, что дает семья. Многие родители наших воспитанников пришли к нам на помощь. Они вместе с детьми искали информацию по той или иной теме, рисовали рисунки, готовили презентации. С какой гордостью дети делятся результатами своего поиска с другими детьми.
Например, когда мы проводили исследовательскую деятельность «Осень», дети поделились информацией о том, откуда берутся лужи на асфальте, почему осенью часто идет дождь, почему листья на деревьях желтеют, все эти явления были изображены в детских рисунках, что помогло другим детям лучше усвоить материал.
Когда проводилась познавательно-исследовательская деятельность по теме «Зимующие птицы нашего края», дети рисовали зимующих птиц, тем самым лучше узнавая их по строению, цвету и другим отличительным признакам.
Чтобы поделиться опытом работы с другими педагогами мной была проведена познавательно- исследовательская деятельность по теме «Зима». Дети, в роли животных леса давали интервью на тему «Хорошо ли животным зимой в лесу». Саша приготовил вместе с мамой сообщение на тему «Откуда берется снег». Они вместе с мамой очень творчески подошли к этой работе, нарисовав все на листах бумаги, приклеив магнитики, так, что рассказывая все можно было перемещать по магнитной доске и капельки воды и рисунки с изображением снега. А еще он рассказал, что каждая снежинка разной формы и имеет свое название, изобразив снежинки при помощи рисунков. Вместе с детьми мы делали искусственный снег из пены для бритья и соды и лепили из него разные фигурки. Детям так понравилось это занятие, что они продолжили его и после ухода гостей.
В нашей группе исследовательская работа проводится не только во время образовательной деятельности, но и в свободное время. Так вместе с детьми и родителями нами была проведена проектно- исследовательская деятельность «Куклы из бабушкиного сундучка», в результате, которой в нашей группе появились замечательные народные куколки, сделанные родителями совместно с детьми. Родители провели мастер- класс по изготовлению куклы колокольчик. В результате проведенной работы в группе появился мини- музей «Народная кукла», в котором собраны не только куклы, но и стихи, загадки, картины художников, связанные с куклами, в том числе народными.
Исследовательская деятельность «Подушечка- душечка», проведенная весной этого года, помогла детям узнать много интересного о таком повседневном предмете, как подушка. Дети собирали информацию о подушке, используя различные источники: художественную литературу, беседы с бабушками, интернет ресурсы. Продуктом исследования стали подушки: развивающие, игрушки-подушки, подушки для развития моторики и другие. Итогом работы по исследовательской деятельности стало мероприятие - пижамная вечеринка «В королевстве подушек». Дети вместе с мамами презентовали свою подушечку, читали стихи про подушки, показали сказку «Подушка для солнышка», танцевали танец с подушками, играли с ними.
Сейчас мы вместе с детьми собираем информацию об экспонатах музея «Крестьянская изба», который находится в нашем детском саду.
Перед нами встал вопрос, как вызвать интерес детей к музейным экспонатам? Ну конечно, же через что-то, что знакомо и близко детям. И ответ нашелся сам собой - через сказки. Мы решили узнать, в каких сказках использовались предметы старинного обихода, находящиеся в нашем музее, интересные факты о них и какие предметы замещают их в наше время.
Дети с удовольствием рассказывают о музейных экспонатах. Мы каждый день узнаем, что-то новое, а помогают в этом творческие презентации, сделанные родителями. Ведь именно родители наши помощники, и именно вместе с ними мы работаем в тесном тендеме. Работа еще не закончена, и я думаю, что мы узнаем еще много нового и интересного.
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.