Познавательно-психологическая программа
Эффект Моцарта
Автор-составитель:
Е.В. Ищишина
.
«Как гимнастика выпрямляет тело, так музыка выпрямляет душу человека».
В.А. Сухомлинский
Музыка сопровождает нас всю жизнь, с самого раннего детства. Каждый день большинство из нас слушает разную музыку, которая, так или иначе встретится где-нибудь, независимо от того, хотим мы этого или нет - в машине, автобусе, супермаркете, кинотеатре, на улице, на дискотеке, в баре или ресторане - везде, где бы мы ни находились, нас сопровождают звуки музыки. Еще задолго до рождения Христа врачеватели, философы, ученые, жрецы, учителя различных философских школ разных стран и эпох использовали игру на музыкальных инструментах как средство восстановления психического состояния и лечения здоровья организма. Так было в древнем Египте, Риме, Греции, в древнем Китае, Индии и других странах. Уже тогда поняли, что тихая размеренная мелодия успокаивает человека, уравновешивает его, укрепляет его органы. Врач Авиценна использовал для лечения музыку так же, как он использовал травы и другие снадобья и диеты. С помощью музыки ему удавалось исцелять душевнобольных людей.
В древности выделяли три направления влияния музыки на человеческий организм:
· на духовную сущность человека;
· на интеллект;
· на физическое тело.
Пифагор учился музыке в Египте и сделал музыку предметом науки в Италии. Получив сокровенные знания о божественной теории музыки, Известно, что пифагорейцы пользовались специальными мелодиями против ярости и гнева. Они проводили занятия математикой под музыку, потому что заметили, что она благотворно влияет на интеллект. Платон, великий учитель древности и последователь учения Пифагора, считал музыку главным средством воспитания гармонической личности.
Аристотель также утверждал, что с помощью музыки можно определённым образом влиять на формирование человека и что музыка способна оказывать известное воздействие на этическую сторону души. История сохранила сведения о том, что многие исторические личности пользовались приёмами музыкотерапии. Царь Давид своей игрой на арфе вылечил от депрессии царя Саула, а также спас его от не чистых духов. Эскулап лечил радикулит громкими звуками трубы, однажды он своей музыкой возвратил безумному благоразумие. К музыке, как к спасительнице, обращались ветхозаветный музыкант Имхотеп, египетский жрец Шебут-м-Мут. Великий врачеватель древности Авиценна называл мелодию "нелекарственным" способом лечения наряду с диетой, запахами и смехом.
Еще в 19 веке учёный И. Догель установил, что под воздействием музыки меняются кровяное давление, частота сокращений сердечной мышцы, ритм и глубина дыхания, как y животных, так и y человека.
Известный русский хирург академик Петровский использовал музыку во время сложных операций: согласно его наблюдениям под воздействием музыки организм начинает работать более гармонично.
Выдающийся психоневролог академик Бехтерев считал, что музыка положительно влияет на дыхание, кровообращение, устраняет растущую усталость и придаёт физическую бодрость.
С 1969 г. в Швеции существует музыкально-терапевтическое общество. Благодаря сотрудникам этой организации стало известно всему миру, что звуки колокола, содержащие в себе резонансное ультразвуковое излучение, за считанные секунды убивают тифозные палочки, возбудителей желтухи и вирусы гриппа, что под воздействием определённых типов музыки ускоряет свое движение протоплазма клеток растений и многое другое.
В московском центре "Эйдос" музыкотерапия используется для лечения сахарного диабета. Было установлено, что между уровнем сахара в крови и психическим состоянием существует прямая связь.
Специалисты считают музыку Моцарта феноменом в области воздействия музыки на живые организмы. Положительно влияет музыка Моцарта на человеческий интеллект. После десяти минутного прослушивания фортепианной музыки Моцарта тесты показали повышение так называемого "коэффициента интеллектуальности" y студентов участников эксперимента в среднем на 8-9 единиц. Интересным фактом явилось то, что музыка Моцарта повышала умственные способности y всех участников эксперимента - как y тех, кто любит Моцарта, так и y тех, куму она не нравится. В свое время Гете отмечал, что ему всегда работается лучше после прослушивания скрипичного концерта Бетховена. Специалисты говорят: "Когда радуется и смеется музыка, с нею вместе смеется и радуется человек". Об этом говорил еще Шекспир в трагедии «Ромео и Джульетта»: "Лишь музыки серебряные звуки, снимают, как рукой, мою печаль".
В последние десятилетия уходящего века появилось множество музыкальных направлений и большинство из них, отмечают исследователи, действуют разрушительно на живые организмы.
Ни для кого не секрет, что музыка занимает большое место в нашей жизни. Но обычно мало кто отдаёт себе отчёт в том, что, она предназначена не только для развлечения и воспитания. Музыка также обладает способностью оказывать заметное воздействие на психологическое и физическое состояние человека.
Музыка может вызывать в человеке самые разные чувства. Она может расслаблять, успокаивать, бодрить, раздражать и т.д. Музыка облагораживает человека, работает над его душой, ведет к свету, облегчает ему жизнь, даёт выход эмоциям и переживаниям. Она помогает нам выражать себя и понимать других. Она объединяет всех людей нашей прекрасной планеты.
Музыка способна сплотить людей в едином эмоциональном порыве, внушить уверенность в победе. Она выражает радость победы и помогает пережить скорбь о погибших в бою. В российской армии в XVIII - XIX веках музыке придавалось большое значение. В это время Россия участвовала в многочисленных войнах. Знаменитый русский полководец А.В. Суворов говорил: "Музыка удваивает, утраивает армию. Музыка в бою нужна и полезна, и надобно, чтобы она была самая громкая. С распущенными знаменами и громогласной музыкой взял я Измаил".
Сейчас, конечно, музыканты в боевых действиях не участвуют, но музыка продолжает играть большую роль во время строевых занятий, торжественных военных церемоний и парадов. Особое влияние на человека могут оказывать звуки государственного гимна. Звучание гимна торжественное. Гимн вызывает чувство гордости, сплачивает людей.
Механизм воздействия музыки на человека. Звук
В наш век расцвета технических средств, компьютеров, буквально сказочных чудес техники музыка получила невероятное звучание. Музыка звучит по радио, телевидению, на концертах – слушатели бывают разных возрастов: молодежь, дети, школьники, старики, взрослые, и на всех их музыка влияет, не одинаково, формируя личность человека.
Дети, они весьма восприимчивы. Ребенок воспринимает материнскую песню вместе с её существом, её образом. И голосом матери, напев колыбельной песни остается в памяти навсегда. Музыка для ребенка – мир радостных переживаний. Чтобы открыть перед ним дверь в этот мир, надо развивать у него способности, и, прежде всего музыкальный слух и эмоциональную отзывчивость. Иначе музыкальное влияние не выполняет свои воспитательные функции.
Складываются музыкальные интересы: оказывается предпочтение тому или другому виду деятельности, жанром музыки. К шести семи годам наблюдаются первоначальные появления художественного вкуса – способность дать оценку произведениям и их исполнению.
Процесс влияния музыки носит личностный характер. Творчество каждого ребенка неповторимо, поэтому требуется пристальное внимание к индивидуальным особенностям детей. Это нужно учитывать каждому педагогу.
В формировании эстетического вкуса у ребёнка, большая роль принадлежит обучению. На занятиях дошкольников знакомят с классическими произведениями детской литературы, музыки, живописи. Дети учатся узнавать, любить доступные их возрасту истинные произведения искусства.
Воздействие музыки на живые организмы
В нашем сложном мире любое явление можно направить и в положительную и в отрицательную стороны. Музыка - не исключение. Действительно, множество музыкальных направлений действуют разрушительно на живые организмы. Вообще, растения и животные предпочитают гармоничную музыку. Если классическая музыка ускоряет рост пшеницы, то рок-музыка - наоборот. Если под воздействием классической музыки увеличивается количество молока y млекопитающих животных, то под воздействием рок-музыки оно резко снижается. Растения и цветы под классическую музыку быстрее расправляют свои листья и лепестки. Под звуки современной музыки растения быстрее вянут. В конце 80-х годов было убедительно показано, что прослушивание классической музыки помидорной рассадой ускоряет ее рост приблизительно на 30%, а также повышает устойчивость рассады к различным заболеваниям!
Американский ученый-медик Дэвид Элайн доказал, что пронзительный звук большой громкости способствует сворачиванию белка (сырое яйцо, положенное перед громкоговорителем на одном из концертов, через три часа превратилось «сваренным» всмятку). «Тяжелый металл» приостанавливает рост растений, а в ряде случаев способствует их гибели. При звучании классической музыки хлеб в пекарнях заметно улучшает свой вкус.
Влияние музыки на животных
Многократные наблюдения биологов-этологов и зоопсихологов подтверждают, что обезьяны, медведи и некоторые другие животные могут вполне сознательно успокаивать или, наоборот, возбуждать себя с помощью ритмичного стука палкой по какому-нибудь гулкому предмету (например, пустотелому стволу) или «игры» на расщепленной древесине (особенно часто это используют бурые мишки). Группы молодых собакоголовых обезьян (павианы, гамадрилы и пр.) любят постучать палками все вместе. Очень их это «заводит»... А потом, между прочим, идут к старшим обезьянам задираться или к самкам приставать... Дельфины с удовольствием слушают классическую музыку. Под звуки современной музыки коровы ложатся и отказываются, есть, рыба, подвергнутая рок-обработке с одновременным миганием света, дохнет и всплывает на поверхность водоема.
Влияние музыки на человека
Сила музыки заключается в том, что, минуя разум, она проникает прямо в душу, в подсознание и создает настроение человека. Соответственно своему содержанию музыка может вызывать в человеке самые разные чувства, побуждения и желания. Она может расслаблять, успокаивать, бодрить, раздражать и т.д.
Учёными доказано, что чем больше человек слушает классическую музыку, тем лучше он себя чувствует! Классика благотворно влияет как на физическое, так и на моральное состояние человека, классика может "управлять " человеческим настроением, стоит послушать что-нибудь позитивное, весёлое, жизнерадостное - настроение повышается, но, а если музыка полна скорби и печали, то соответственно, это вгоняет человека в уныние! Классика благотворно влияет на работу внутренних органов (сердце, желудочно-кишечный тракт и т.д. Классическая музыка укрепляет память человека. К такому выводу пришли исследователи из университета итальянского города Кети. Они открыли так называемый "эффект Вивальди", доказав, что регулярное прослушивание его знаменитого симфонического сочинения "Времена года" улучшает свойства памяти у пожилых людей. 24 добровольца должны были запомнить ряд чисел, расположенных в определенном порядке. Группа пациентов, которые много часов слушали музыку Антонио Вивальди, справилась с этим заданием намного лучше своих конкурентов. Науке уже известен "эффект Моцарта", когда маленькие дети, слушающие музыку великого австрийского композитора, быстрее развиваются в интеллектуальном отношении. При прослушивании классической музыки проходит физическая боль.
Проведённый опрос молодежи путём анкетирования показал, что 82% опрошенных в той или иной степени увлекаются музыкой.
Музыкотерапия
Музыку слушаем для собственного удовольствия, но, оказывается, ее звуки могут помочь людям при лечении тех или иных заболеваний.
Гармоничные мелодии, звуки в буквальном смысле слова перезаряжают наши внутренние аккумуляторы жизненной энергии. Для этого достаточно просто слушать игру на определенных музыкальных инструментах.
· Скрипка – лечит душу, помогает самопознанию, вызывает сострадание, очень благотворно действует на меланхоликов,
· Орган – приводит ум в порядок, гармонизирует энергоподач позвоночника, это - проводник между космосом и землей
· Пианино – воздействует на почки, мочевой пузырь, очищает щитовидную железу
· Барабан – восстанавливает ритм сердца, стимулирует кровеносную систему
· Флейта – очищает бронхолегочную систему, лечит несчастную любовь, снимает раздраженность и озлобленность
· Баян, аккордеон – активизирует работу брюшной полости
· Арфа и струнные инструменты гармонизируют работу сердца, лечат истерию, кровяное давление
· Саксофон – активизирует сексуальную энергию, половую систему
· Кларнет, флейта-пикколо – подавляет уныние, улучшает кровообращение
· Контрабас, виолончель, гитара – воздействуют на сердце и тонкую кишку, лечат почки
· Цимбала – уравновешивает печень
· Балалайка – лечит органы пищеварения
· Труба – лечит радикулит
Советы для эмоциональной разгрузки при профилактике некоторых заболеваний
К примеру, для поднятия настроения желательно слушать «Рондо в турецком стиле» Вольфганга Амадея Моцарта, «Хабанеру» из оперы Жоржа Бизе «Кармен» или «Триумфальный марш» из «Аиды» Джузеппе Верди.
«Вальс цветов» Чайковского и музыка Моцарта лечат язву желудка и двенадцатиперстной кишки.
Забыть о неприятностях и проблемах вам поможет «Аве Мария» Франца Шуберта и «Колыбельная» Иоганнеса Брамса.
Если вам тяжело вставать по утрам, сонливость прогонят концерты и сонаты Антонио Вивальди, серенады Франца Шуберта.
Ощущение утренней свежести наполнят вашу душу «Утро» Рихарда Штрауса, «Утреннее расположение духа» Эдварда Грига, симфонический эскиз «Море» Клода Дебюсси, «Пробуждение птиц» Оливье Мессиана.
При переутомлении стоит поставить диски с записями Элвиса Пресли, Луи Армстронга или Дюка Веллингтона.
Мигрень помогут одолеть «Юморески» Антонина Дворжака и Джорджа Гершвина, «Весенняя песня» Феликса Мендельсона.
Головная боль, связанная с эмоциональной перегрузкой, уменьшится при прослушивании сюиты «Маскарад» Арама Хачатуряна, «Венгерской рапсодии» Ференца Листа и «Дон Жуана» Вольфганга Амадея Моцарта.
Медленная приятная музыка Баха, Вивальди, Корелли и Генделя даст ощущение безопасности и создаст гармонию души и тела. Под такую музыку прекрасно выполнять какие-либо занятия и работу, она призывает к порядку и устойчивости.
Когда Вам нужно что-либо запомнить и напрячь память, повысить максимально концентрацию внимания – с лёгкостью поможет непередаваемая музыка Моцарта и Гайдна, ведь музыка этих композиторов отличается ясностью, мелодичностью и прозрачностью.
Многие люди мучаются бессонницей. Прежде чем глотать таблетки с успокоительным, попробуйте подремать под музыку Равеля, Фавра или Дебюсси. Их композиции, словно аккомпаниатор самых сладких сновидений, мелодичные, нежные и умиротворяющие.
Развивая платоновское учение о "музыке сфер", современные астрологи установили тесную взаимосвязь знаков Зодиака со звуками нотного ряда:
· Овен - нота до и тональность До мажор;
· Телец - до-диез (это одновременно и ре-бемоль);
· Близнецы - нота ре, а также ключ ре в тональности Ре мажор;
· Рак - ре-диез (или Ми мажор);
· Лев - нота ми и тональность Ми мажор;
· Дева - нота и ключ фа и тональность Фа мажор,
· Весы - фа-диез (или соль-бемоль);
· Скорпион - соль и тональность Соль мажор;
· Стрелец - соль-диез (или ля-бемоль);
· Козерог - нота ля и тональность Ля мажор;
· Водолей - ля-диез (или си-бемоль);
· Рыбы - нота си и тональность Си мажор.
Ученые выяснили, что звучание определенного инструмента влияет на работу внутренних органов. Считается, что:
- скрипка лечит душу, помогает выйти на путь самопознания, возбуждает в душе сострадание, готовность к самопожертвованию;
- орган приводит в порядок ум, гармонизирует энергопоток позвоночника, его называют проводником энергии;
- труба положительно влияет на работу щитовидной железы;
- барабан восстанавливает ритм сердца, приводит в порядок кровеносную систему;
- флейта очищает печень и расширяет легкие;
- арфа гармонизирует работу сердца;
- виолончель благотворно действует на почки;
- цимбалы "уравновешивают" печень;
- баян и аккордеон активизируют работу брюшной полости.
Музыка как средство всестороннего развития ребенка
Любителями и знатоками музыки не рождаются, а становятся. Эти слова Д. Шостаковича об огромном значении воспитания в человеке любви к музыке, умении её воспринимать. И чем раньше музыка войдет в жизнь человека, тем глубже и точнее это искусство займет место в его душе. Все то, что получает ребенок в период дошкольного детства, во многом определяет, что приносит он обществу в будущем. Именно в эту раннюю пору жизни закладываются основы разнообразных качеств и свойств личности ребенка.
Уже известно, что раннее многих других человеческих способностей выявляются музыкальные способности. Два основных показателя музыкальности, эмоциональная отзывчивость и музыкальный слух, проявляются в первых же месяцах жизни ребенка. Исследованиями установлено: ребенок способен различать звуки по их высоте уже в первые месяцы своей жизни. Особенно очевиден этот факт, у тех, кто стали профессиональными музыкантами. Поразительные способности проявил Моцарт в четыре года, он играл на органе, скрипке, в пять лет, создавал первые сочинения.
Цель влияния музыки на воспитание детей - это приобщение к музыкальной культуре в целом. Влияние музыки на формирование личности ребенка, в развитии творческой деятельности, очень велико. Музыка, как и любое искусство, способно воздействовать на всесторонние развитие личности ребенка, побуждать к нравственно - эстетическим переживаниям, вести к преобразованию окружающего, к активному мышлению. Общее музыкальное воспитание должно отвечать основным требованиям: быть всеобщим, охватывающим всех детей и всесторонним, гармонично развивающим все стороны личности ребенка.
Пение развивает голосовой аппарат, укрепляет голосовые связки, улучшает речь ребенка (педагоги логопеды используют пение при лечении заикания), что способствует выработке вокально - слуховой координации. Правильная поза поющих детей регулирует и углубляет дыхание ребенка.
Занятие музыкально - ритмическими упражнениями, основаны на взаимосвязи музыки и движения, такие упражнения улучшают осанку ребенка, координацию движений, у ребенка формируется четкость ходьбы и легкость бега. Динамика и темп музыкального произведения присутствует и при движениях, соответственно ребенок изменяет скорость, степень напряжения, амплитуды направления.
Музыкальное воспитание имеет важное значение в эстетическом и нравственном становление и формирование личности ребенка. Средствами музыки дети приобщаются к культурной жизни, знакомятся с важными общественными событиями. В процессе восприятия музыки у детей развивается познавательный интерес, эстетический вкус, расширяется кругозор.
Заключение
Любое общество нуждается в сохранении и овладении опытом культурного наследия прошлого. В общении с классическими музыкальными произведениями высокого искусства внутренний мир каждого человека меняется в лучшую сторону, обогащается.
• классическая музыка благотворно влияет на здоровье человека и на живую природу;
• музыка расслабляет, лечит, помогает в труде, поднимает настроение
• громкая музыка отрицательно влияет на здоровье человека, вредит природе.
Многие выдающиеся люди по –разному высказывались о влиянии музыки на человека:
«Влияние музыки на детей благодатно, и чем ранее начнут они испытывать его на себе, тем лучше для них. Они не переведут на свой детский язык ее не выговариваемых глаголов, но запечатлеют их в сердце, не перетолкуют их по-своему, не будут резонерствовать; но она наполнит гармонией мира их юные души, разовьет в них предощущение таинства жизни». (В.Г. Белинский, русский писатель).
«Музыка способна оказывать известное воздействие на этническую сторону души; и раз музыка обладает такими свойствами, то, очевидно, она должна быть включена в число предметов воспитания молодежи». (Аристотель, древнегреческий философ). Итог воздействия музыки на человека подбивает Дон Кэмпбэлл в книге "Эффект Моцарта":
· музыка влияет на дыхание
· музыка влияет на сердечный ритм, пульс и кровяное давление
· музыка может замедлить и уравновесить волны мозга
· музыка снижает мышечное напряжение и повышает подвижность и координацию тела
· музыка влияет на температуру тела
· музыка может повысить уровень эндорфина
· музыка регулирует выделение гормонов, снижающих стресс
· музыка и звуки могут активизировать иммунную функцию
· музыка изменяет наше восприятие пространства
· музыка изменяет наше восприятие времени
· музыка может улучшить память и обучаемость
· музыка повышает производительность труда
· музыка способствует повышению романтизма и сексуальности
· музыка стимулирует пищеварение
· музыка повышает упорство
· музыка улучшает подсознательное восприятие символики
· музыка помогает вырабатывать чувство безопасности.
· повышение уровня читательских навыков
· повышение уровня речевых навыков
· улучшение навыков, необходимых для решения пространственных и временных задач
· улучшение вербальных и счетно-арифметических способностей
· улучшение концентрации внимания
· улучшение памяти
· улучшение моторной координации.
Скачано с www.znanio.ru
Материалы на данной страницы взяты из открытых источников либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.