Познавательно - творческий проект для детей средней группы «Загадочный мир насекомых»
Оценка 4.6

Познавательно - творческий проект для детей средней группы «Загадочный мир насекомых»

Оценка 4.6
docx
10.08.2023
Познавательно - творческий проект для детей средней группы «Загадочный мир насекомых»
Проект способствует формированию у детей познавательного интереса к миру насекомых, приобщение дошкольников к миру природы, воспитанию бережного отношения к природным объектам
проект Загадочный мир насекомых.docx

Познавательно - творческий проект для детей средней группы «Загадочный мир насекомых»

Татьяна Сироткина

Тип проекта: познавательно – творческий 
Продолжительность: краткосрочный (с 30.06.-06.08.23)
Участники проекта: воспитатель, дети, родители. 
Актуальность

   Самый многочисленный класс животных на земле – это класс насекомые. Насекомые населяют всю нашу планету – леса и водоемы, воздух и подземное пространство, пустыни и места вечной мерзлоты. Правда, некоторые насекомые настолько маленькие, что для того, чтобы их увидеть, понадобится микроскоп! Они привлекательны и удивительны, они малозаметны из-за своих крошечных размеров и разнообразны, наши знания о них, к сожалению, очень и очень скудны, но их влияние на нашу жизнь огромно.

Проблема

   Жуки и бабочки, пчёлы и мухи, тараканы и пауки, муравьи и шмели, божьи коровки и кузнечики, осы и комары, стрекозы и сверчки – это всё наши братья меньшие, которых мы порой не замечаем из-за темпа нашей жизни. Любое насекомое, независимо от его размера и роли в природе, при внимательном изучении оказывается бесконечно интересным и занимательным. Впервые мы встречаемся с насекомыми в раннем детстве. И от того как происходит эта встреча, зависит наше дальнейшее отношение к «мелким букашкам» – или у нас развивается фобия к разным ползающим и летающим букашкам, или мы открываем для себя удивительный микромир, с его чудесами и тайнами.

  Часто во время прогулок дети наблюдают за насекомыми. Одни с интересом их разглядывают, не боясь взять в руки, другие испытывают страх, отвращение при виде маленькой букашки, а есть и такие, кто не раздумывая уничтожит беззащитное насекомое.
Побеседовав с детьми, я поняла, что не у всех в достаточной степени сформировано четкое представление о насекомых, их значении в природе.

  Детям свойственна доброта и любознательность, но не хватает опыта и знаний, поэтому если ребёнка научить понимать всю важность роли насекомых в экологической цепи, то он несомненно будет ценить и беречь всё, что его окружает.

  Решению задач развития у детей познавательного интереса к миру насекомых, приобщение  к  миру природы, воспитанию бережного отношения к природным объектам и был посвящен наш проект.


Цель проекта: формирование  у детей познавательного интереса к миру насекомых, приобщение дошкольников  к  миру природы, воспитание бережного отношения к природным объектам

Задачи:

- содействовать развитию представлений детей   о насекомых (бабочка, муравей, жук, пчела, кузнечик), их строении, способах передвижения;

- способствовать знакомству детей с существующими в природе взаимосвязями растений, насекомых, животных и человека;

- поддерживать у детей познавательный интерес к объектам окружающего нас мира через практическую деятельность;

- побуждать к  бережному, ответственному, эмоционально-доброжелательному отношению к миру насекомых;

- воспитывать любовь к природе родного края, личной ответственности за ее сохранность.

Ожидаемый результат

При реализации проекта у детей должны сформироваться следующие умения и навыки:

-знакомы с объектами природы - насекомыми; имеют простейшие представления о некоторых особенностях внешнего вида, способах передвижения, издаваемых звуках;

-сформируется представление о пользе или вреде, которую насекомые приносят людям и растениям;

-имеют навыки экологически грамотного поведения в природе; будут стремиться бережно относиться к насекомым;

-сформируется стремление к исследованию объектов природы, они научатся делать выводы, устанавливать причинно-следственные связи.

Ход проекта:

I этап – предварительный:

- изучение методической литературы,

- опрос детей с целью выявления знаний о видах насекомых,  

- разработка опросных листов (анкет) для родителей с целью изучения востребованности и актуальности данного проекта,

- оформление наглядного материала для родителей;

- разработка перспективного плана реализации проекта.

 

II этап – основной:

1.Беседы: «Кто такие насекомые», «Таинственный мир насекомых», «Опасные насекомые», «Правила безопасного поведения при встрече с насекомыми», «Какую пользу приносят людям пчелы», «Трудолюбивый муравей», «Почему насекомых нет зимой»;

2.Наблюдения в природе:

-за муравьями, бабочками, стрекозой, жуками, пчелой, осой, божьей коровкой;

- экологическая тропа остановки: «Муравейник», «Огород», «Цветник», «Березовая роща»;

- экскурсия по территории детского сада;

3.  Рассматривание сюжетных картинок, иллюстраций, альбомов: «Удивительный мир насекомых»,

«Правила поведения в природе»;

 4.   Просмотр презентаций «Шестиногие малыши», «Какую пользу и вред приносят насекомые?»,

 «Жизненный цикл насекомых»;

 5.   Просмотр мультфильмов «Лунтик», «Пчёлка Майя», «Винни-Пух», «Под грибом»;

 6.   Составление рассказов: сочинение историй и экологических сказок про насекомых;

  из личного опыта «За что я люблю…»

 7.   Речевые игры: экологическая игра «Разрешается – запрещается», словесная игра «Выбери  и расскажи»;

 8.   Подвижные игры «Ловля бабочек»,  «Медведь и пчёлы», «Поймай комара», «Паучок», «Пчелы»

 9.   Досуг здоровья и подвижных игр «Мы – друзья природы»;

10. Слушание музыкальных произведений: «В траве сидел кузнечик» муз. В. Шаинского,  Н. Носова; «Встаньте дети, встаньте в круг» муз. А. Спадавеккиа, сл. Е. Шварца, Н. Римского-Корсакова «Полёт шмеля»;

 11. Продуктивная деятельность: «Бабочки красавицы» (рисование), «Мое любимое насекомое» (аппликация);

 12. Чтение художественной литературы: Крылов «Стрекоза и муравей», Х.К. Андерсен 

  «Дюймовочка», Л. Квитко «Жучок», В. Бианки «Как муравьишка домой спешил», «Паучок пилот»,        Г. Глушнёв «Кузнечик и кузнечики», С. Михалков «Академия наук», Г. Скребицкий  « Счастливый жучок»,  В. Зотов из книги «Лесная мозайка» («Божья коровка», «Кузнечик»,   « Майский жук»),              К. Ушинский «Пчёлки на разведках», К. Чуковский «Муха-Цокотуха»;

Чтение стихов и загадок о насекомых;

  13. Дидактические игры: «Четвертый лишний», «Где чья тень», «Мир насекомых», «Найди и  назови насекомое»;

  Лэпбук «Насекомые»

 14. Работа с родителями:

 - консультации: «Детям о насекомых», «Наблюдение за насекомыми  на прогулке», «Первая помощь при укусах насекомых»;

 - привлечение родителей к изготовлению масок для подвижных игр;

 - привлечение к совместному изготовлению с детьми книжек- малышек о насекомых; 

 

III этап – заключительный.

Продукты проекта:

- альбомы «Удивительный мир насекомых»;

- досуг здоровья и подвижных игр «Мы – друзья природы» ;

- выставка поделок «Наши друзья - насекомые»;

- систематизация материалов;

Оценка результатов

В результате реализации проекта:

- у детей сформированы представления о разнообразии мира насекомых, об их роли в природе;

- у детей сформировались положительно-эмоциональные и осознанные  отношения к насекомым и их среде обитания;

- дети имеют навыки экологически грамотного поведения в природе;

- расширились коммуникативные способности детей;

- родители проявляют интерес к вопросам экологического воспитания детей;

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Приложение к проекту

Беседа «Кто такие насекомые»
Цель: расширение представления о насекомых, ознакомление с их разнообразием.
Ход беседы: 

Воспитатель: Дети, а вы знаете, кто такие насекомые? (Ответы детей). 
Воспитатель: Самый многочисленный класс животных на земле – это класс насекомые. Стрекозы и бабочки, мухи и жуки, кузнечики и пчелы – все это насекомые. Многие из них совершенно разные, но все они имеют три одинаковых признака, отличающих их от всех остальных видов животных. 
Первый признак – это наличие шести ног. Именно поэтому, живые организмы-многоножки не относятся к насекомым. 
Второй признак – это присутствие на теле насекомого насечек (внешне это выглядит так, будто тело насекомого поделено на отдельные членики). Не лишним будет узнать, что название «насекомые» означает «насеченные», что говорит само за себя. 
Третий признак отличия – это возможность выделить в теле насекомого трех частей: головы, груди и брюшка. Это разделение присутствует у всех насекомых, однако у некоторых из них тяжело этот признак обнаружить сразу – нужно будет очень хорошо присмотреться. 
Насекомые населяют всю нашу планету – леса и водоемы, воздух и подземное пространство, пустыни и места вечной мерзлоты. Правда, некоторые насекомые настолько маленькие, что для того, чтобы их увидеть, понадобится микроскоп! Многие насекомые прячутся в трещинах и щелях, под корой деревьев или камнями. Поэтому нам кажется, что насекомых не так много, как есть на самом деле. 
Всюду, куда ни посмотришь, живут насекомые - наши маленькие незаметные соседи. Впрочем, такие ли они незаметные? (Ответы детей). 
Взять хотя бы муравьев. Один муравей - крошка, его не заметишь сразу; а в большом муравейнике их столько, что, если мерить ведрами, получится несколько ведер. Или сколько комаров на болоте? Целая туча! А если приглядишься на лугу, то на каждом цветке или пчела, или бабочка, или шмель, или муха сидят. Но не только своим множеством замечательны насекомые, а еще и многообразием. Сейчас я проверю, каких насекомых вы знаете. Я вам загадаю загадки. 
1. У кого вся спинка в точках?
Кто пасётся на листочках?
Кого мы просим,
Подняться в небо,
И принести нам оттуда хлеба? (Божья коровка)

2. Побежали по дорожке,
Чьи — то маленькие ножки!
А на ножках, посмотри,-
Груза больше раза в три!
И почти не вижу я,
Под поклажей … (Муравья)

Сок цветов душистых пьет,

Дарит нам и воск, и мед.

Людям всем она мила.

А зовут ее ... (пчела).

 

У нее четыре крыла,

Тело тонкое, словно стрела,

И большие-большие глаза.

Называют ее ... (стрекоза).

 

Заберется на пенек

И зажжет свой огонек.

Светит нам ночной порой,

Чтоб мы путь нашли домой (Светлячок)

 

Я — мохнатый червячок,

Полосатый бочок.

Скоро бабочкою стану,

Закружусь я над поляной. (Гусеница)

 

Очень маленький на вид,

Надоедливо звенит,

Прилетает вновь и вновь,

Чтобы выпить нашу кровь. (Комар)

 

Этот маленький скрипач

Изумрудный носит плащ.

Он и в спорте чемпион,

Ловко прыгать может он. (Кузнечик)

 

Он большой, лохматый,

Жилет носит полосатый.

В норке под землей живет

И нектар цветочный пьет. (Шмель)

 

Он умелец и хитрец —

Сетку прочную плетет.

Если муха попадет,

Тут бедняжке и конец. (Паук)

 

Он строитель настоящий,

Деловитый, работящий.

Под сосной в лесу густом

Из хвоинок строит дом. (Муравей)

 

Очень ядовитый он,

И зовется ... (скорпион).

 

Она ярка, красива,

Изящна, легкокрыла.

Сама похожа на цветок,

Пьет хоботком душистый сок. (Бабочка)

 

Всех жучков она милей,

Спинка алая у ней.

На спине кружочки —

Черненькие точки. (Божья коровка)

 

Съела бабушкин платок,

Съела дедушкин носок,

Хочет шарфик съесть у Толи.

Нет вреднее серой ... (моли).

 

Любит солнечный денек

Беззаботный ... (мотылек).

Я всегда без приглашенья

Прилетаю за вареньем.

Кто мне есть мешает,

Того могу ужалить.

Вьюсь я, лезу на глаза,

А зовут меня ... (оса).

 

Хоть я мал, да удал,

Очень многих покусал.

Песню звонкую пою,

Ночью спать вам не даю. (Комар)

 

Строим восковые

Себе кладовые,

В них храним мы целый год

Золотистый сладкий мед. (Соты, пчелы)


Воспитатель: Мир насекомых полон тайн. Люди, которые изучают насекомых, ловят их большими сачками, смотрят под микроскопом и описывают интересные наблюдения в энциклопедиях. Интересные подробности из жизни насекомых можно узнать на страницах энциклопедии. Вот, например, задние ноги у кузнечиков очень длинные и нескладные и, кажется, даже мешают ему ходить. Давайте поиграем!
Пальчиковая гимнастика
Прилетела к нам вчера (Машут ладошками) 
Полосатая пчела.
А за нею шмель-шмелек (На каждое назван. насеком. загибают один палец) 
И веселый мотылек,
Два жука и стрекоза,
Как фонарики глаза. (Делают кружоч. из пальч. и подносят к глазам)
Пожужжали, полетали, (Машут ладошками.)
От усталости упали. (Роняют ладони на стол)

- Какое сейчас время года? (лето)
- Назовите летние месяцы. (июнь, июль, август)
1.Игра: «Какой какая» 
Кузнечик (какой?) - ….(жук, муравей, комар)
Бабочка (какая?) - ….(стрекоза, пчела, муха, оса)

2.Игра «Кто как передвигается» (по картинкам)
Зеленый кузнечик прыгает, а полосатая пчела … (летает). 
Майский жук ползает, а маленький кузнечик …(прыгает).
Большеглазая стрекоза летает, а трудолюбивый муравей …(ползает).
Надоедливая муха летает, а красивая бабочка …(порхает).
Маленький комар летает, а большой кузнечик….
Красный муравей ползает, а прозрачнокрылая стрекоза ….
Сильный муравей ползает, а беззаботный кузнечик ….

4. Игра «Исправь ошибки» (Письмо Незнайки).
Муравей живет в улье.
Муха плетет паутину.
Комар ловит птиц.
Шмели строя муравейник.
Муравей вылез в муравейник.
Стрекоза летает под землей.
Гусеница ползает над веткой.
Бабочка порхает в цветком.
Пчела залетела из улей.
Воспитатель: Ребята, все ли насекомые приносят пользу? (Ответы детей)
- Нужны ли в природе насекомые «вредители»? (Ответы детей) 
Вывод: Все насекомые важны для природы, лишних и бесполезных нет. Все живое должно жить.

 

Беседа «Опасные насекомые»

Цель: формировать представления детей об опасных насекомых: пчела, оса,

комар, муравей;

Ход беседы:

-Ребята, с наступлением пробудилась вся природа. Что такое природа, как вы это слово понимаете?

(Природа это трава, деревья, птицы, насекомые.)

-Скажите, что происходит весной с живой природой?

(Появляются листья, цветы, просыпаются звери, прилетают птицы…)

-Мы природой любуемся, как много красивых цветов, птиц, насекомых. Но у природы свои законы. Пойдемте в гости на луг, вы согласны?

(Да пойдемте.)

Воспитатель с детьми подходят к плакату «Фруктовый сад».

-Ребята, что это такое? Здесь много фруктовых деревьев: яблони, груши. (Это сад)

-Значит, нам нужно идти дальше искать луг. Проходят дальше видят плакат «Болото».

-По-моему, мы не туда пришли, здесь камыши, лягушки, как вы считаете, куда мы попали?

(Это болото)

Проходят и видят плакат «Луг», а рядом вторая подгруппа детей на ковре с игрушками - насекомыми.

-Ой, как здесь весело, кто вы?

-Ребята, Занесло от сквозняка С длинным носом остряка.

Пить кровь близких – тоже дар, Звонко зазвенел….

(Комар – отвечают дети – путешественники.)

-Ребята, Те с кем рядом я жужжала, Помнят – у меня есть жало

И на брюшке полоса, Потому что я ….

(Оса.)

-Ребята, Вот с бревно наперевес Зашагал тяжеловес.

По плечу любой трофей, Коль зовешься….

(Муравей.)

-Ребята, Над цветком порхает, пляшет, Веерком узорным машет….

(Бабочка.)

-Ребята, Если пил ты чай с медком, С ней ты хорошо знаком.

Много меду собрала Работящая….

(Пчела.)

-Посмотрите, ребята, на лугу живет много разных насекомых: пчелы, осы, комары, муравьи, стрекозы, кузнечики. (Воспитатель показывает

соответствующие игрушки). Насекомые разные, но устроены одинаково: их тело состоит из головы, груди и брюшка; к груди крепятся три пары ног и крылья – они есть у большинства насекомых. (Воспитатель рассказывает и одновременно показывает модель строения насекомых.)

-Как здорово, они такие хорошие: какая красивая бабочка, комарик, пчелка…

-Будьте внимательны, не все насекомые безобидны. Некоторые из них могут постоять за себя – это и больно жалящие пчелы и осы, и кусачие муравьи, а тонкий и длинный хоботок комара – это целый набор острых инструментов для прокалывания кожи.

-Тогда нам пора отсюда уходить, мы не хотим, чтобы нас кусали и жалили.

- Вы не переживайте, чтобы этого не произошло нужно знать простые  правила. Послушайте  и запомните их:

- Если встретились с осой, не отмахивайся рукой, стой и жди, когда она улетит.

- Не подходи близко к муравейникам и не трогай их рукой, пусть они живут своей жизнью лесной.

- Коль услышал писк комариный, будь готов к уколу, значит не закрыто во время окно.

- Шмель никогда не ужалит тебя, если руками не тронешь с цветка.

- Если все-таки ужалит пчела, жало с укуса достать нужно всегда.

-Ребята, давайте рассмотрим картинки и отберем опасных насекомых, их нужно всегда знать.

(На столе разложены картинки с изображением разных насекомых, дети должны отобрать опасных: пчела, оса, комар, муравей и т.д.)

-В природе все взаимосвязано, каждое насекомое, даже если оно опасно для  нас, приносит пользу окружающей среде. Давайте, будем внимательны, и соблюдать правила поведения при встрече с ними.

 

Конспект ООД по художественно-эстетическому развитию «Бабочки красавицы» (рисование).
Занятие по изобразительной деятельности в старшей группе детского сада.

Рисование «Бабочки летают над лугом»

Программное содержание: учить детей отражать в рисунках несложный сюжет, передавая картины окружающей жизни; располагать изображения на широкой полосе; передавать колорит того или иного явления на основе наблюдений. Развивать цветовое восприятие. Учить передавать контуры бабочек неотрывной линией. Закреплять умение рисовать акварелью. Учить сочетать в рисунке акварель и гуашь; готовить нужные цвета. Развивать эстетическое восприятие, умение видеть красоту окружающей природы, желание отразить ее в своем творчестве.

Материалы. Альбомные листы, краски акварель, палитры, гуашь, баночки с водой, салфетки.

Связь с другими занятиями и видами деятельности. Наблюдения на прогулке цветущего луга, летающих над ним бабочек. Рассматривание иллюстрации с изображением бабочек.

Методика проведения занятия. Тема рассчитана на два занятия.

Спросить у детей, какое сейчас время года. Предложить рассказать, что они видели на прогулке (много цветов, бабочек). Вспомнить, каких красивых бабочек они видели. Можно показать иллюстрации бабочек (махаон, лимонница, аполлон, адмирал и т.д.). Сказать, что дети будут рисовать, как бабочки летают над лугом. На отдельном листе бумаги у доски показать, как рисовать крылья бабочек одним слитным движением. Вызвать к доске ребенка для показа, приема рисования бабочек. Предложить использовать акварель. Уточнить, спрашивая детей, как можно приготовить розовую, голубую, светло-серую краски. В процессе рисования стимулировать использование разнообразных цветов и оттенков, приемов украшения крыльев бабочек.

Вначале дети рисуют луг, на котором растут цветы. Далее дети рисуют бабочек.

Обращать внимание на применение различных приемов рисования кистью в зависимости от задач изображения: всем ворсом при покрытии цветом широких плоскостей (трава, небо), при рисовании широких линий; концом кисти делать тонкие линии: травинки, стебельки, лепестки и т.п. По окончании рассмотреть все рисунки. Отметить, какие яркие, нарядные бабочки летают над лугом. Предложить детям выбрать понравившиеся рисунки, рассказать о них.

Подвижные игры
«Паучок» 
Выбирают водящего, который садится на корточки в центре круга. Остальные играющие ходят вокруг него, взявшись за руки, и поют: 
Паучок, паучок, Тоненькие ножки, Красные сапожки. Мы тебя поили, Мы тебя кормили, На ноги поставили, Танцевать заставили.
После этих слов все бегут к центру, приподнимают водящего, ставят его на ноги и снова образуют круг. Водящий начинает кружиться с закрытыми глазами. Все поют:
Танцуй, танцуй, сколько хочешь, Выбирай, кого захочешь!
Водящий выбирает кого-нибудь, не открывая глаз, и меняется с ним местами.

«Пчёлы»
Играющие по считалке выбирают Цветок, а затем делятся на две группы: Сторожей и Пчёл. Сторожа, взявшись за руки, ходят вокруг Цветка и поют:
Пчёлки яровые, 
Крылья золотые, 
Что вы сидите,
В поле не летите? 
Аль вас дождичком сечёт, 
Аль вас солнышком печёт? 
Летите за горы высокие, 
За леса зелёные,
На кругленький лужок, 
На лазоревый цветок.
Пчёлы стараются забежать в круг, а Сторожа, то подымая, то опуская руки, мешают им. Как только одной из Пчёл удастся проникнуть в круг и коснуться Цветка, Сторожа, не сумевшие уберечь Цветок, разбегаются. Пчёлы бегут за ними, стараясь «ужалить» и «пожужжать» в уши.

«Ловля бабочек». 
Из детей выбирается 4 «ловца». Они встают в пары и отходят к краю площадки в одно место. Остальные дети - «бабочки». На слова воспитателя: «Бабочки, бабочки в сад полетели» дети - «бабочки» летают - бегают по всей площадке. На слово воспитателя «ловцы!» два ребёнка, держась за руки, стараются поймать бабочку: окружить его, соединив свободные руки. Когда ловцы поймают бабочку, они его отводят на край площадки, на скамейку. В это время остальные бабочки присаживаются на корточки. На слова: «Бабочки, бабочки в поле полетели» дети - «бабочки» прыгают по всей площадке. Их ловят другая пара ловцов. Когда будет поймано 4-6 бабочек, подсчитывают, сколько поймала каждая пара. Затем выбираются другие ловцы.

«Медведь и пчёлы». 
Участники делятся на две команды — «медведей» и «пчел». Перед началом игры «пчелы» занимают места в своих «ульях» (ульями могут послужить скамейки, лесенки). По команде ведущего «пчелы» улетают на луг за медом, а в это время «медведи» забираются в «ульи» и лакомятся медом. Услышав сигнал «Медведи!», все «пчелы» возвращаются в «ульи», и «жалят»  не успевших убежать «медведей». В следующий раз ужаленный «медведь» уже не выходит за медом, а остается в берлоге.

«Поймай комара» Играющие - лягушата садятся на корточки по кругу друг от друга на расстоянии вытянутых рук, лицом к центру. Воспитатель берет в руки прут (длиной 1—1,5 м) с привязанным на шнуре (длиной 0,5 м) клеенчатым или пластиковым комаром и встает в середину круга.
Для зачина взрослый может прочитать отрывок из стихотворения Б.Заходера: 
Поют лягушки хором. Какой прекрасный хор! Вот есть же хор, в котором, Не нужен дирижер! - Эй, лягушки! Не зевайте – 
Комара скорей поймайте!
С этими словами взрослый начинает медленно вращать прут (кружит комара) немного выше го¬ловы играющих. Когда комар летит над головой, дети подпрыгивают, стараясь его поймать. Тот, кто схватит комара, говорит: «Я поймал». Затем воспитатель снова обводит прутом круг. Игра повторяется 5 – 8 раз. Вращая прут с комаром, необходимо, чтобы взрослый то опускал его, то поднимал, но на такую высоту, чтобы дети могли достать комара. Выигравшими считаются дети, которым удалось поймать комара 1 – 2 раза.


Консультация для родителей «Детям о насекомых»

        С малых лет мы знакомим детей с окружающей нас природой, которая дарит нам красоту и восхищает нас в любое время года. Во время прогулок и отдыхать на природе мы не перестаём восхищаться увиденным и передаём свои чувства и мысли своим детям. Знакомим со всеми явлениями природы, её составляющими частями.

        Одной из ярких частиц целого нашей природы являются насекомые. Трудно представить себе летнюю прогулку без красивых, имеющих яркую расцветку бабочек, стрёкота кузнечиков в траве, снующих повсюду муравьёв. Насекомые привлекают своим внешним видом взгляды окружающих и вызывают неподдельный интерес у детей.

Проявления познавательного интереса у детей с самого раннего возраста и поддержание этого интереса взрослыми могут иметь далеко идущие и очень важные последствия. У детей будет развиваться память, речь, формироваться эмоциональность и чувственность, воспитывается доброта, отзывчивость и желание бережно относиться к окружающей природе. От нас, взрослых, зависит многое. Сможем ли мы научить наших детей любить и заботится о природе. Ответим ли мы на тысячи вопросов наших почемучек. Что же можно рассказать детям о насекомых.

Можно рассказать детям о том, как передвигаются насекомые. Они умеют ползать, ходить, летать, плавать, прыгать и бегать, некоторые даже могут ползать вниз головой. Питание насекомых составляют зелёные листья, стебли и молодые побеги растений. Некоторые насекомые питаются созревшими плодами, опавшими листьями и хвоей. Жуки-точильщики едят древесину и кору деревьев. Есть в природе насекомые-хищники, которые охотятся на других насекомых.

Такие насекомые как пчёлы, шмели, бабочки и мухи любят полакомиться медовым нектаром и вкусной цветочной пыльцой. Перелетая с цветка на цветок эти насекомые переносят пыльцу, прилипшую к брюшку, спинке и лапкам и таким образом опыляют растения, которым необходима такая помощь.

В природе всё взаимосвязано. Насекомые помогают опылять растения. Без насекомых не смогли бы существовать насекомоядные птицы. У таких птиц тонкий клюв, которым они не могут расколоть твёрдый орешек или вылущить зёрнышко. Насекомые являются пищей для ящериц и летучих мышей.

Спасаются от врагов насекомые защитной окраской. Например, кузнечики и гусеницы, сидя неподвижно в траве или на листочке остаются незаметными. Некоторые гусеницы напоминают свёрнутые в трубочки сухие листья или обломки веточек или сучков.

На крыльях бабочек имеются яркие пятна, которые при резких и неожиданных взмахиваниях отпугивают врагов.

Многие насекомые имеют острое жало, которым они прокалывают кожу преследователей и впрыскивают в ранку яд. Такие насекомые окрашены в жёлтые и чёрные цвета, например, пчела, оса или шмель. Птицы и звери знают это и предпочитают их не трогать. Но есть безобидные осовидные мухи, которые взяли окраску кусачих ос и таким образом научились защищаться.

Божьи коровки в случае опасности выпускаю едкую пахучую жидкость. Тем самым отпугивая птиц.

Гусеницы бабочек-шелкопрядов покрыты густыми жёсткими волосками и птицы не любят их есть. Только кукушки поедают этих вредителей в большом количестве.

Многие насекомые приносят пользу людям. Благодаря пчёлам у людей есть вкусный, душистый и полезный мёд. Бабочки тутового шелкопряда дают людям тончайшие нити, из которых получают натуральные шелка. Муравьи уничтожают тлей и других вредных насекомых, разносят по лесу семена многих лесных растений.

Интересные факты о насекомых

Муравей – самое сильное живое существо на Земле. Он может поднять вес в десять раз превышающий свой. А ещё, муравьи – замечательные строители. Проходя по лесам и лугам, видишь муравейники, которых очень много. В муравьиных теремах есть кухни, детские, мусоросборники и даже туалетные комнаты. Муравьи содержат свой дом в чистоте. В муравейниках даже предусмотрена система вентиляции. В случае непогоды все входы и выходы заделываются так прочно, что ни снег, ни дождь им не страшен.

Живёт в муравейнике несколько сот тысяч муравьёв. Правит ими муравьиная принцесса. Она в большом количестве откладывает яйца, их которых позже появляются личинки. Заботятся о подрастающем поколении рабочие муравьи. Охрану муравейника несут на себе муравьи-солдаты.

Муравьи – хищники. Они истребляют очень много различных насекомых. Но и у муравьёв есть враги. Их истребляют птицы, например, дятел, ворона. Не могут защитить себя муравьи от медведей. Медведь запускает в муравейник свой длинный язык и ждёт, когда его облепят муравьи в большом количестве, а затем разом их проглатывает.

Муравьишка – муравей,

Строит терем без гвоздей.

Строит ловко и умело,

Защищает дом свой смело!

Издавна полюбился людям мёд, который собирает труженница-пчёлка. Но не только мёдом полезна пчела для людей. Из воска, который используется пчёлами для строительства сот, люди делают свечи.

Раньше пчёлы строили свои улья в дуплах деревьев, но когда человек понял пользу этих насекомых, для пчёл стали делать специальные домики-ульи, и человек, таким образом «приручил» пчёл. Интересно, что у пчёл большие глаза, которыми они хорошо различают синий, фиолетовый, белый и жёлтый цвет. Язычок у пчелы имеет форму желобка и покрыт волосками. Язычком пчела всасывает сладкий цветочный нектар и воду.

С раннего утра рабочие пчёлы вылетают на сбор нектара и цветочной пыльцы. Главной в пчелиной семье является матка. Её задачей является откладывание яиц в подготовленные рабочими пчёлками восковые ячейки.

Если рождается новая матка, то прежняя покидает улей с частью пчёл. Говорят, что улей роится, и пчеловод старается пересадить рой в новый улей, иначе пчелиная семья может улететь в лес и поселиться в дупле дерева.

По поведению пчёл можно предсказывать погоду. Если пчёлы прячутся в улье, жди ненастья. Если пчёлы сидят неподвижно на стенках улья, то лето будет жарким и засушливым.

Труженница-пчёлка

За нектаром летает,

Мёд и воск

людям дарит!

Природа дарит нам красоту, оценить и постичь которую мы помогаем нашим детям. Рассказывая и показывая интересные факты из жизни насекомых, мы помогаем детям узнавать много нового и интересного, воспитываем любовь к природе и бережное к ней отношение!


 

Познавательно - творческий проект для детей средней группы «Загадочный мир насекомых»

Познавательно - творческий проект для детей средней группы «Загадочный мир насекомых»

II этап – основной: 1.Беседы: «Кто такие насекомые», «Таинственный мир насекомых», «Опасные насекомые», «Правила безопасного поведения при встрече с насекомыми», «Какую пользу приносят людям пчелы»,…

II этап – основной: 1.Беседы: «Кто такие насекомые», «Таинственный мир насекомых», «Опасные насекомые», «Правила безопасного поведения при встрече с насекомыми», «Какую пользу приносят людям пчелы»,…

- родители проявляют интерес к вопросам экологического воспитания детей;

- родители проявляют интерес к вопросам экологического воспитания детей;

Приложение к проекту Беседа «Кто такие насекомые»

Приложение к проекту Беседа «Кто такие насекомые»

Закружусь я над поляной. (Гусеница)

Закружусь я над поляной. (Гусеница)

Строим восковые Себе кладовые,

Строим восковые Себе кладовые,

Мы природой любуемся, как много красивых цветов, птиц, насекомых

Мы природой любуемся, как много красивых цветов, птиц, насекомых

Развивать эстетическое восприятие, умение видеть красоту окружающей природы, желание отразить ее в своем творчестве

Развивать эстетическое восприятие, умение видеть красоту окружающей природы, желание отразить ее в своем творчестве

Бабочки, бабочки в поле полетели» дети - «бабочки» прыгают по всей площадке

Бабочки, бабочки в поле полетели» дети - «бабочки» прыгают по всей площадке

На крыльях бабочек имеются яркие пятна, которые при резких и неожиданных взмахиваниях отпугивают врагов

На крыльях бабочек имеются яркие пятна, которые при резких и неожиданных взмахиваниях отпугивают врагов
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
10.08.2023