Россия – родина для многих. Но для того, чтобы считать себя
её сыном или дочерью, необходимо ощутить духовную жизнь своего народа и
творчески утвердить себя в ней, принять русский язык, историю и культуру страны
как свои собственные. Духовный, творческий патриотизм надо прививать с раннего
детства.
«Русский народ не должен терять своего нравственного
авторитета среди других народов – авторитета завоёванного русским искусством,
литературой. Мы не должны забывать о своём культурном прошлом, о наших памятниках,
литературе, языке, живописи… Национальные отличия сохранятся и в 21 веке, если
мы будем озабочены воспитанием душ, а не только передачей
знаний».
Д. С. Лихачёв.
Актуальность: Патриотизм – это чувство любви к Родине. Исторически сложилось так, что любовь к Родине во все времена в Российском государстве была чертой национального характера. Патриотическое воспитание детей является одной из основных задач дошкольного образования. Чувство патриотизма многогранно по содержанию. Это и любовь к родным местам, и гордость за свой народ, и ощущение своей неразрывности с окружающим миром, и желание сохранять и приумножать богатство своей страны. Актуальность настоящего проекта определяется необходимостью расширять знания детей об истории России, родного края, культуре, традициях и обычаях народов.
Цель: формирование у детей патриотических чувств и любви к Родине и родному краю, чувство гордости за свой народ и уважение к его традициям, воспитание уважительного отношения к государственным символам России.
Задачи:
Обучающие:
Ø расширять знания детей об истории праздника «День России», государственной символике (герб, флаг, гимн);
Ø познакомить детей с различными традициями народов, культурой;
Ø рассказать детям о людях, прославивших Родину.
Развивающие:
Ø развивать и поддерживать познавательный интерес к истории России;
Ø способствовать развитию умений детей в различных видах деятельности;
Ø способствовать развитию связной речи.
Воспитательные:
Ø воспитывать чувство гордости за Россию, эмоционально-ценностное отношение к своей стране;
Ø вовлекать родителей в активное сотрудничество.
Предполагаемый результат:
Сформировать представление о родной стране, её истории и героях, желании быть патриотом своей Родины. Развитие интереса к своей стране, своему городу и родному краю. Обогащение опыта детей навыками социального общения проявление таких качеств личности как доброта, уважение к старшим, любовь к отчизне, эмоциональная отзывчивость. Умение выражать собственное мнение, анализировать, реагировать на происходящее, оказывать посильную помощь.
Образовательные области: социально-коммуникативное развитие, познавательное развитие, речевое развитие, художественно-эстетическое развитие, физическое развитие.
Тип проекта: познавательно-творческий.
Участники проекта: дети подготовительной группы,
педагоги.
Длительность: краткосрочный (1 неделя).
Этапы реализации проекта
Информационно-накопительный
этап (подготовительный):
- определение целей и задач
проекта;
- составление плана совместной
деятельности с детьми, педагогами и родителями;
- подбор материала и оборудования
для занятий, бесед, сюжетно-ролевых игр с детьми;
- создание предметно развивающей
среды;
- беседы с родителями и
консультация для родителей.
- оформление родительского уголка
материалами по теме.
Организационно-практический
(основной):
- чтение художественной
литературы;
- рассматривание иллюстраций,
фотографий;
- проведение цикла тематических
занятий и бесед;
- разучивание песен, стихов о
Родине, России;
- подвижные игры народов России;
Презентационно – завершающий (заключительный)
- выставка продуктов детской
деятельности;
- творческие работы детей и
родителей.
Реализация проекта
Проект «Мы
живём в России» был реализован в рамках различных образовательных областей и
интеграции между ними.
«Познавательное развитие»
1.НОД «Наша страна - Россия».
Цель: способствовать формированию
у детей интереса к родной истории;
Задачи:
-воспитывать
уважение к символам Российской Федерации: гимну, флагу, гербу;
-формировать представление о
Москве как о главном городе нашей страны;
-воспитывать у детей чувство
любви и гордости за свою страну;
2.НОД «Народы России».
Цель: сформировать в понимании
детей образ необъятной многонациональной России.
Задачи:
-формировать представления о том,
что каждый народ имеет свою историю, культуру, традиции;
-воспитывать любовь к Родине,
гражданско – патриатические чувства.
3. НОД «В русской избе».
Цель: знакомить с обычаями и
традициями русского народа; зажечь искорку любви и интереса к жизни наших
предков.
4.НОД «Дружба народов России».
Цель: воспитывать уважение к
собственной культуре и культуре других народов.
Рассказ воспитателя
«Страна, в которой мы живем».
Цель: закрепить знания детей о
названии страны, ее природе.
Задачи:
-познакомить
с географической картой;
-дать детям знания о богатствах
России, воспитывать стремление беречь и приумножать их;
-воспитывать в детях чувство
гордости за свою страну;
-активизировать в речи детей
слова: Родина, Россия, народы России;
-формировать связную,
диалогическую речь.
Беседы
«Мы Россияне», «Наша страна
Россия».
Задачи:
-обсудить с детьми то, как они
понимают понятия семья, Родина, Россия;
-закреплять знания о том, что
люди разных национальностей имеют различия во внешнем облике и общие сходства
по образу жизни;
-вызвать желание больше узнать о
России.
«Речевое развитие»
Чтение художественной литературы
1.Детская энциклопедия «Народы России»,
и беседа по ее содержанию.
Цель: познакомить детей с
разнообразными природно – климатическими зонами, флорой и фауной, подчеркивая
тесную связь окружающего мира с жизнью человека.
2. «Самое дорогое», «Легкий хлеб» -
русские народные сказки.
Задачи:
- знакомить с русским народным
фольклором;
- развивать мышление, фантазию,
умение работать в коллективе;
- воспитывать любовь и доброе
отношение к труду человека;
- расширить и закрепить знания
детей о некоторых особенностях русской народной культуры.
3. Заучивание
пословиц о Родине, стихотворение В. Степанова «Что мы Родиной зовем?»
«Художественно – эстетическое
развитие»
Рисование
Самостоятельная деятельность
детей в уголке изобразительной деятельности
Рисование, раскраски на тематику
«Наряды народов России», «Мы живем в России!»
Музыка
Разучивание песен «Гимн России».
Разучивание танцев «Русская полька»,
Прослушивание народных песен и музыки («Лезгинка» Хачатурян, симфония «Северное сияние»)
«Физическое
развитие»
Подвижные игры народов России
Русские народные игры: «Заря –
зарница», «Плетень».
Цель:
- воспитывать уверенность в
собственных силах;
- развивать ловкость, смелость,
умение помогать друг другу;
- совершенствовать технику
выполнения основных и общеразвивающих движений, спортивных упражнений.
«Социально-коммуникативное
развитие»
Дидактические игры
«Раньше и теперь».
Игровая задача: ориентируясь в
предлагаемой ситуации, подобрать правильный ответ.
«Назови слова, характеризующие
хорошего человека».
Игровая задача: быстро и
правильно назвать (добрый, отзывчивый, ответственный, честный…).
«Закончи предложение «Моя страна
…».
Игровая задача: формировать у
детей в рифму заканчивать стихотворение-загадку.
«Моя Родина - Россия».
Игровая задача: формировать у
детей умение составлять небольшой описательный рассказ, по рисунку используя
заданные слова.
«Что путешественник по России
возьмет с собой».
Игровая задача: быстро и
правильно подобрать картинки с изображением предметов первой необходимости.
Сюжетно-ролевые игры
«Веселое путешествие по России».
Цель: воспитывать желание
помогать людям, уважение к товарищам, привычку считаться с другими детьми,
действовать по обстоятельствам.
Задачи:
-закреплять
и углублять интерес детей к разным народам, а также согласованность действий
взрослых в труде, приучать готовить все нужное для игры, использовать предметы
– заместители;
- формировать умение обдумывать и
обсуждать план игры;
- помочь детям осмысливать
правила поведения;
- развивать творческое
воображение.
Викторина «Мы патриоты»
Цель: Формирование патриотических чувств.
Задачи:
1. Обобщить и систематизировать знания детей о России, формировать уважительное отношение к государственным символам.
2. Закрепить знания детей о крупных российских городах и реках, народов, населяющих РФ, названия народных промыслов, имена знаменитых деятелей культуры и искусства.
3. Воспитать любовь к
Родине, гражданско-патриотические чувства.
Просмотр мультфильмов
1. «Сестрица Аленушка и братец
Иванушка» - русская народная сказка.
2. «Гуси-лебеди» - русская
народная сказка.
После просмотра с детьми проходят
беседы групповые и индивидуальные.
Проблемные ситуации
«Если ты один во всей России»,
«Если на Россию напали враги».
Цель: формировать
логическое мышление у детей правильно и быстро понимать, что мы все жители
одной России, и от людей зависит, какая жизнь будет у нас в России.
Предложить детям на карте и на глобусе
найти и показать Россию и главный город. Отметить флажком на карте столицу
России.
Выставка детских
рисунков « Мы живем в России»
Открытое мероприятие «Мы живем в
России»
Цель: формировать чувства любви к
большой и малой родине на основе изучения национальных культурных традиций.
Задачи:
- ощущать
себя полноправным гражданином большой страны;
- обогащение музыкальными
впечатлениями и развитие музыкальных способностей детей средствами музыкального
фольклора.
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад № 86 «Сударушка»
Познавательно-творческий проект
по нравственно-патриотическому воспитанию для детей подготовительной группы
"Мы живем в России"
Выполнили: Мищенкова А.В.
Крюкова А.В.
Полякова А.Ю.
Материалы на данной страницы взяты из открытых источников либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.