Цели: формирование у учащихся позитивного отношения к жизненным трудностям, ценностного отношения к своему здоровью, отрицательного отношения к суицидальным явлениям.
Задачи: совершенствовать работу по профилактике суицидального поведения детей и подростков; привлечь внимание к проблемам здоровья подрастающего поколения.
Занятие проходило в рамках программы по развитию жизнестойкости учащихся.
занятие ВКУС ЖИЗНИ!.doc
МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
(МИНОБРНАУКИ РОССИИ)
Федеральное государственное бюджетное профессиональное образовательное
«Покровское специальное учебновоспитательное учреждение для обучающихся с
учреждение
девиантным (общественно опасным) поведением закрытого типа»
(Покровское СУВУ)
ПОЗНАВАТЕЛЬНОПРОФИЛАКТИЧЕСКОЕ ЗАНЯТИЕ
ДЛЯ ОБУЧАЮЩИХСЯ ПОКРОВСКОГО СУВУ
«ВКУС ЖИЗНИ!»
Подготовили и провели:
педагогпсихолог Здоровец А.В.,
педагогпсихолог Васильева О.Н. Покров, 2016
Цели: формирование у учащихся позитивного отношения к жизненным
трудностям, ценностного отношения к своему здоровью, отрицательного
отношения к суицидальным явлениям.
Задачи: совершенствовать работу по профилактике суицидального
поведения детей и подростков; привлечь внимание к проблемам здоровья
подрастающего поколения
Методические материалы: презентация «Вкус жизни!», стихотворение
Владимира Контровского по притче «О двух лягушках» Леонида Пантелеева,
отрывок из мультипликационного фильма «Гадкий утенок», упражнение и
методика «Самооценка»,
психотерапевтическая сказка «Бежевая Ткань»,
стихотворение неизвестного автора «Любите жизнь».
Предварительная работа: раздать заранее для выразительного чтения
стихи 2ум учащимся.
Длительность: 50 минут
Звучит музыкальный отрывок из фортепианного цикла П.И. Чайковского
Ход мероприятия:
«Времена года».
Под музыку читается стихотворение Владимира Контровского о
притче «О двух лягушках» Леонида Пантелеева. Каждому ребенку на парту
дается лист бумаги со стихотворением, для последующего анализа.
Однажды в сметаной наполненный таз
Попали лягушкиквакушки…
Послушайте этот печальный рассказ
(Который, быть может, полезен для вас),
Как вляпались плотно подружки…
Бушует сметана
Сродни океану,
И берег не виден,
И некуда плыть
Увязли лапы,
И впору заплакать,
И жребий обиден,
И хочется жить Одна решила сдаться,
Конец один! Бояться
Погибели – бесплодно, бороться – глупо мне,
Да и к тому ж накладно…
Смирилась – ну и ладно,
Спокойно утонула в сметанной глубине…
Барахталась другая
И сделалась седая,
Измазавшись сметаной, скакала кувырком,
И вдруг под перепонкой,
Под лапкой кожей тонкой,
Внезапно ощутила какойто плотный ком!
Вседневно, ежечасно,
Сбивайте ваше масло,
Разрыв найдётся в круге,
Не надо унывать!
Уныние опасно,
Надежда не погасла,
Сбивайте ком упругий,
Чтоб можно было встать!
Сомнение напрасно,
Сбивайте ваше масло,
Пускай устали руки,
И нужен передых
Минует день ненастный,
Сбивайте ваше масло
В тугой комок упругий,
В опору для живых!
Педагог:
Мы с Вами прослушали стихотворение Владимира Контровского о притче
«Две лягушки» Леонида Пантелеева. Эта притча о жизни. О жизни, которая
состоит не только из белых, но и из черных полос.
Вы, наверно, догадались, что сегодня мы будем беседовать о жизни, об
отношении к ней, о ценностях, своих поступках, выборе. Наше мероприятие
называется «Вкус жизни!» А вкус в прямом и переносном смысле может быть
сладким и горьким.
К сожалению, по официальной статистике, каждый год заканчивают жизнь
самоубийством 1000000 человек. В официальную статистику самоубийств попадают только явные случаи суицида, поэтому число реальных самоубийств
значительно превосходит официальные цифры считается, что ежегодно в мире
кончают с собой более 4000000 человек.
За последнее десятилетие число самоубийств среди молодежи выросло в 3 раза.
Основные причины суицида: неразделенная любовь, конфликты с родителями и
сверстниками, страх перед будущим, одиночество. Ежегодно каждый
двенадцатый подросток в возрасте 1519 лет пытается совершить попытку
самоубийства. По абсолютному количеству подростковых самоубийств Россия
занимает первое место. Сегодня мы обсудим эту тему. Вернемся к
стихотворению.
Вопросы, предполагаемые ответы учащихся, анализ притчи:
Как вы думаете, в стихотворении Владимира Контровского кто в образе
лягушек представляется? (люди)
В образе таза со сметаной ? (жизнь с препятствиями)
Правильно два человека, которые столкнулись с жизненной проблемой (тонут в
сметане).
Таз – жизнь, а сметана – жизненный путь, который необходимо пройти.
Как Пантелеев описывает характер и физические возможности лягушек?
Может, одна лягушка хромая?
Цитирую строки из притчи Л. Пантелеева:
(Только одна из них была храбрая, сильная, веселая, а другая – ни то ни се:
трусиха была, лентяйка, соня.)
Они обе физически были полноценными, но по характеру отличались.
Как вы думаете почему одна лягушка так быстро сдается, а другая выживает?
(Одна лягушка храбрая и веселая, жизнелюбивая, а другая лентяйка,
пессимистка).
Цитирую:
(«бороться – глупо мне,
Да и к тому ж накладно…
Смирилась – ну и ладно,
Спокойно утонула в сметанной глубине…»)
Ей лень бороться. Она борьбу за жизнь считает глупой, т.е. лягушка не верит в
спасение.
Вывод:
Вторая лягушка выживает, несмотря на безысходность сложившейся ситуации.
Она изо всех сил барахтается в сметане. Хотя она даже не предполагает, что из
сметаны может образоваться масло. Её барахтанье изо всех сил доказывает, что
возможности человека безграничны. Изменение жидкой сметаны в масло говорит
нам, что выход из сложной ситуации всегда найдется, его только нужно
отыскать.
Педагог: Просмотр отрывка из мультфильма по мотивам сказки Г.Х.
Взгляните на экран.
Андерсена «Гадкий утенок».
Вопросы:
Посмотрев отрывок из мультфильма по мотивам сказки Г.Х. Андерсена
«Гадкий утенок» как Вы думаете, какая личностная проблема может быть у
человека особенно в юношеском периоде? (не нравиться своя внешность себе и
окружающим.) Человек может быть не уверен в себе, у него низкая самооценка.
Педагог анализирует вместе с детьми отрывок мультфильма. Описывает
личность главного персонажа, его жизненный путь. Подводит детей к мысли, что
жизнь у Гадкого утенка сложная, как и все человеческие судьбы. Утенка
отвергает птичий двор, к тому же ему навязывают мнение, что он «гадкий». Ему
плохо, но утенок не сдается, продолжает искать общество, которое примет его
таким какой он есть. И как награда за все его страдания в конце сказки он
становится самой красивой птицей. В жизни каждого человека бывают трудные
ситуации, но если пережить этот отрезок времени, то наступит облегчение, а
возможно и решится сама проблема.
Методика “Самооценка”.
Учащимся предлагается изобразить в ряд 8 кружков, а затем быстро
вписать в один кружок букву “Я”. Педагог объясняет, что чем ближе к
левому краю, тем ниже самооценка ученика.
Педагог:
Что такое самооценка? Кто как понимает? Учащиеся дают свои ответы, затем
педагог обобщает ответы и объясняет понятия “самооценка”, “адекватная
самооценка”, “низкая самооценка”, “высокая самооценка”.
Самооценка – оценка человеком собственных качеств, достоинств и
недостатков. Термин “самооценка” подчеркивает оценочный характер
представлений о себе, где присутствуют элементы сравнения себя с неким
внешним эталоном, другими людьми или нравственным идеалом. Самооценка
может быть адекватной, заниженной и завышенной.
Адекватная самооценка – человек реально оценивает себя, видит как свои
положительные, так и отрицательные качества. Он способен адаптироваться к
изменяющимся условиям среды.
Низкая самооценка свойственна людям, склонным сомневаться в себе,
принимать на свой счет замечания, недовольство других людей, переживать и
тревожиться по малозначительным поводам. Такие люди часто не уверены в
себе, им трудно дается принятие решений, необходимость настоять на своем.
Они очень чувствительны.
Высокая самооценка – человек верит в себя, чувствует себя “на коне”, но
иногда, будучи уверен в своей непогрешимости, он может попасть в сложную
ситуацию, когда требуется отказаться от привычного взгляда на вещи и признать
чужую правоту. Результаты учащихся не озвучиваются.
Вывод:
В течение жизни самооценка человека меняется. Идеальным человеком стать не
возможно,но над своей самооценкой можно работать. Если низкая, то повышать,
а высокую – понижать, т.е. стремиться к серединке.
Педагог: Читает сказку «Бежевая Ткань» (Психотерапевтическая сказка )
Цели: диагностика и коррекция самопринятия учащихся; организация
условий, способствующих осознанию своего жизненного предназначения.
Задание педагога: С закрытыми глазами прослушать сказку и придумать свой
конец.
Давным – давно, а может, совсем недавно, на одной из ткацких фабрик
родилась ткань бежевого цвета. Лежала она на складе не то месяц, не то два и
никто её не покупал. Приезжали в лавку модельеры, портные и простые
покупатели. Покупали они самые яркие, сочные ткани с различными рисунками
и орнаментами, а бежевый рулон даже не замечали. Вздыхала ткань, но все же
надеялась, что завтра или послезавтра её ктонибудь выберет. Но время шло, а
она все лежала. Неужели я такая некрасивая и невзрачная – думала ткань – как
обидно, что творец не украсил меня узорами. Рядом лежащие рулоны на полках
посмеиваются над нашей тканью – дескать, ты неудачное создание, ни
пятнышка, ни рисунка на тебе нет и вообще ты бесцветная. Тебя никогда не
купят и ничего из тебя путного не сошьют, так и рассыпишься с годами. Шли
месяцы, а бежевая ткань всё еще лежала на полке и скучала. Огорчилась ткань и
горько размышляла, почему она не такая, как все. Все ткани как ткани,
красавицы, просто модели, а она невзрачная, бледная, незаметная – ни рисунка,
ни узора. Никто меня не купит, никому я не нужна. Так и пролежу на полке, и
никто даже не узнает о моем существовании…
(Метафорический кризис: непринятие своей уникальности, так как идет
сравнение себя с другими; она страдает от этого; героине некому помочь
принять свою уникальность)
Однажды в лавку зашла молодая женщина. Долго она рассматривала
тканевые рулоны. Среди полок слышался тихий спор тканей: «Сейчас она меня
выберет, нет меня, я ярче». А тем временем наша Ткань тихонько лежал и
грустно думала: «Да, конечно купит, но, к сожалению, не меня.» Взгляд
женщине невольно остановился на нашей бежевой ткани. Женщина внимательно
осмотрела ткань, затем попросила упаковать рулон. Для Ткани было крайне
неожиданным, что выбор упал на неё, такую некрасивую. Наконецто, я комуто
нужна. Из меня что – нибудь сошьют, даже самое простое.
(Метафора: метафора «нужности», которая заключается в том, что
иногда, из желания быть нужным, мы толкаем себя «на самоубийство», мы
«сгораем») Очутившись в мастерской, Ткань увидела много нового и интересного. Но
она никак еще не могла понять, почему её такую некрасивую купили. Теперь она
мечтала, что она послужит на пользу и из неё сошьют хотя бы скатерть или даже
носовые платки. (Метафорический кризис: шанс изменить жизнь)
На полке с ней лежало множество других тканей, рулонов с кружевами,
атласной тесьмы и различной фурнитуры. Как увидели они новую ткань, так и
начали злословить, а вредных оказалось больше. Они хихикали по поводу её
внешности. Из тебя сошьют самое лучшее – это подкладку для карманов
спецодежды. И прослужишь ты не долго. И так ей стало больно за всю прожитую
жизнь, страдания и издевательства.
Здесь участникам занятия дается возможность придумать продолжение,
они могут озвучить то, что они придумали. Обсуждаем почему именно так
развивался сюжет, что это значит для самих учащихся.
Затем мы говорим, что в нашей истории было следующее
продолжение.
На следующее утро пришла модельер. Она очень долго работала с нашей
тканью. Женщина чтото чертила, вырезала, пришивала. В этот момент нашей
ткани стало очень страшно. Она думала: «Что же из неё делают, и получится ли
задуманное». Ткани не нравилось, что её порезали на разные по форме лоскуты.
По краям ткань стала рассыпаться и она боялась, что совсем рассыплется на
ниточки.
(Аналогичные обучающие ситуации. Невротичность героини заключается в
том, что она постоянно чемто недовольна.)
Вскоре, через месяц, на стоящем посередине мастерской манекене, было
одето однотонное бежевое платье с различными оборочками и вставками. Её
теплобежевый цвет придавал модели изящность и грациозность. Платье
получилось настолько красивым и прекрасным, что каждый, кто смотрел на неё,
восхищался уникальностью и неповторимостью изделия. Нельзя это изделие
даже представить из другого материала и другого цвета. Именно эта ткань
придала ей столько изящности. Это платье одевали только самые красивые и
известные модели на показах мод того времени. Часто Платье украшали
драгоценными подвесками и колье. Теперь Платье находится в музее, одетое на
манекен, стоящий в стеклянной витрине на почетном месте, как самое лучшая
рукотворная работа модельера. «Сколько унижений и обид я перенесла,думала
Ткань платья, и все же в конце пути моя жизнь обрела смысл. До чего же мне
хорошо и спокойно.» (Метафора: торжество)
Обсуждение: Педагог: Какой сюжет сказки вам понравился больше всего? Какую концовку
сказки вы придумали? Почему? (Возможно варианты продолжений сказки
детей будут положительными, оптимистичными.)
Педагог: Ребята все ваши концовки сказок
яркие, заканчиваются
положительно. Молодцы! Триумф, победа в жизни человека приходит не сразу.
Для этого нужно работать и терпеливо ждать.
Педагог: Это история про открытие уникальности героини сказки. Она учит
нас самопринятию. А, что такое самопринятие, по вашему мнению? (Ответы
учащихся с последующим обобщением педагога).
Педагог: Ребята, как вы думаете, что общего в двух персонажах: Гадком
утенке и бежевой Ткани?
(Обеих героев сказок отвергает общество, за их внешность, характер.)
Педагог:
Герои сказок сами себя не принимают такими, какими они являются в данный
момент. А ведь внешность –это индивидуальность красоты. Отличие характера
от всех остальных это тоже уникальность личности. Обратите внимание, что
знаменитые люди: писатели, поэты, художники, музыканты и другие известные
личности, сильно отличались от своих современников и не всегда их сразу
принимало общество.
Педагог:
Каждый человек в своей жизни переживал трудную душевную ситуацию.
Ребята, когда Вам бывает плохо, может помочь лепка из глины или пластилина,
рисование, вышивание или вязание…
Педагог:
Существует детский телефон доверия.
Детский телефон доверия — бесплатная круглосуточная анонимная служба
экстренной психологической помощи детям по телефону. Ребята, Вы всегда
можете обратиться со своей проблемой ко взрослому, к тому, кому вы
доверяете. Вас выслушают и помогут справится с трудной жизненной ситуацией.
Воспитанница:
Любите жизнь в ее чудесном свете,
В стремлении искать и познавать!
Любите жизнь, как любят ее дети,
В мгновенье каждом радость открывать!
Любите жизнь, она дает нам крылья, Чтоб устремиться духом в высоту!
Любите жизнь, она неповторима,
Как тот рассвет, что видел по утру!
Любите жизнь, она дает нам право,
Учиться, и бороться, и любить!
Любите жизнь в цветочке самом малом,
И в счастье радость подарить!
Несите лучик истины чудесной,
Сквозь сумрак, пелену любых невзгод,
И сердце, где горит огонь небесный,
Над миром суеты вас вознесет.
Любите жизнь, в любви черпайте силы,
Боритесь до победы, до конца.
Любите жизнь, она неугасима,
Как в сумраке – Ведущая звезда!
Педагог:
Ребята, я предполагаю, что сегодня каждый из Вас сам определил вкус и цвет
своей жизни. И какой бы он не был, как в стихотворении:
«Любите жизнь, в любви черпайте силы,
Боритесь до победы, до конца.»
Комиссией по делам несовершеннолетних и защите их прав Петушинского
района было предложено поучаствовать вам в создании символики
профилактики суицидальных действий в подростковом возрасте.
Зачитать положения о конкурсе.
Спасибо за внимание. Берегите себя и своих близких.
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.