Познавательное развитие детей дошкольного возраста посредством использования инновационных технологий
Оценка 4.6

Познавательное развитие детей дошкольного возраста посредством использования инновационных технологий

Оценка 4.6
doc
03.05.2020
Познавательное развитие детей дошкольного возраста посредством                    использования инновационных технологий
позн.развитие посредством инновацион..doc

Познавательное развитие детей дошкольного возраста посредством                    использования инновационных технологий      

 

Одна из главных проблем дошкольного образования — потеря притягательности процесса познания, снижение положительной мотивация и интереса к занятиям. Для решения данной проблемы мы определили для себя задачу: формировать у дошкольников интерес и потребность к активной созидательной деятельности. Решение этой задачи не возможно без осуществления вариативности образовательных процессов, без внедрения в образовательный процесс различных инновационных технологий.

При выборе технологии, форм и методов при организации работы в области познавательного развития, мы учитывали возрастные особенности детей на каждой стадии познавательного развития.

В раннем возрасте эффективное развитие познавательного интереса происходит в  игре со взрослым. Новые, яркие, необычные, красочные предметы и объекты вызывают любопытство у детей 2 – 3 лет.  Дети в раннем возрасте особенно активно познают мир вокруг себя, а  главными объектами познания являются предметы, с которыми ребёнок взаимодействует. Взаимодействие с воспитанниками направили на формирование познавательного интереса, на формирование эмоциональной связи ребёнка с воспитателем, создание атмосферы доверия и доброжелательности

Именно игра активизирует любознательность дошкольников, подталкивает их задавать вопросы, поощряет стремление находить на них ответы. Игровая педагогическая технология – позволила нам организовывать педагогический процесс в форме различных игр. Реализация педагогической игры осуществляется в следующей последовательности – дидактическая цель познавательной направленности ставится в форме игровой задачи (проблемы), в образовательной деятельности решаются задачи игры; успешное выполнение дидактического задания связывается с игровым результатом.

Мы   создали  многофункциональное пособие – сенсорную развивающую книгу «Познавай-ка», мягкую и приятную на ощупь, изготовленную из фетра. В книге 7 страниц – 6 игр. Страницы соединены при помощи люверсов и шнурка, что обеспечивает быстрое трансформирование в отдельные игровые панели. Страницы представляют собой картинки-конструкции, для создания которых использовались фетр, липы, пуговицы, кнопки, карманы, пряжа, на которые размещаются необходимые дидактические материалы. С помощью этого пособия можно одновременно играть с детьми и развивать их. Изготовлено оно в единственном экземпляре и является авторским.

Взаимодействуя с персонажами книги, ребенок учится ощущать мир наиболее полно, всеми органами чувств. Он делает все сам, а приятные тактильные ощущения являются сильным стимулом к познавательным занятиям. При знакомстве детей с играми использовали короткие истории, вводящие в сюжет игры.

Активная любознательность характерна для детей младшей и средней группы, которая заставляет их постоянно задавать вопросы обо всем, что они видят. Дети данной возрастной категории готовы все время говорить, обсуждать различные вопросы. Но у них еще недостаточно развита произвольность, то есть способность заниматься тем, что им неинтересно. Вызвать интерес у детей помогли занимательные игры с универсальным макетом и сказочным кубом, что позволило повысить активность детей, расширять их кругозор, включить их в доступную деятельность, развить речь.

Любые, даже самые сложные знания можно преподнести ребенку в игровой форме. В работе с детьми младшего дошкольного возраста сказки, являются неотъемлемым элементом воспитания и развития. Совместив игру и сказку можно активизировать познавательный интерес детей, получить замечательные развивающие игры и упражнения. Мы решили придать сказкам познавательный характер. Это позволило повысить активность детей, включить их в доступную деятельность при знакомстве с окружающим миром, с сезонными изменениями в природе, первыми представлениями о времени и пространстве, о связи человека с природой.

В познавательной сказке персонажи предлагают детям совершить путешествие, просят их о помощи, встречаются с интересными собеседниками. Преодолевая трудности, дети вместе с героями сказки узнают много нового и интересного, задают вопросы и получают на них ответы, проводят опыты и делают маленькие открытия, конструируют и рисуют.

Познавательное содержание включаем в сказку в форме задач-загадок, упражнений. Используем математические сказки. Вместе с  героями сказок дети учатся сравнивать группы предметов по количеству, величине; различать и называть формы предметов.

Сказки познавательного характера используем как в образовательной деятельности, так и в индивидуальной работе с детьми. Их следует преподносить детям в определенной последовательности с постепенным усложнением материала.

Собранный материал систематизировали, составив сборник познавательных сказок. В него вошли и авторские сказки, которые мы придумали для реализации конкретных педагогических задач.

Нами было разработано игровое пособие «Куб сказок». Каждая сторона куба это познавательная  игра. На одной из сторон куба находится игра «Найди любимое лакомство для героя сказки». Игра представляет два круга: на одном картинки животных из сказок, на другом – картинки предполагаемого лакомства. Поворачивая круги, дети соотносят лакомство и животное. Данная игра помогает уточнить и закрепить знания детей о диких и домашних животных, расширить знания детей о том, чем питаются животные.

На следующей стороне куба дети играют в игры с математическим содержанием. Такие как «Собери в корзину», «Подбери по цвету», «Большие и маленькие», «Вверху и внизу». Благодаря обучающей задаче, облаченной в игровую форму, ребёнок учиться сравнивать значимые признаки предметов в сенсорных играх.

В Игру-ситуацию «У меня зазвонил телефон» играют два участника. На начальном этапе это воспитатель и ребёнок.  Каждый из участников выбирает картинку -роль одного из сказочных героев. С помощью картинки определяется тема разговора. Часто использую эту игру для детей с низкой речевой активностью. В таких играх со взрослым ребенок учится выделять роль, устанавливать ее соответствие роли партнера, развивается диалогическая речь, мышление, память.

На одну из сторон куба поместили игру-конструктор по развивающей методике Воскобовича «математический планшет». Это многофункциональная геометрическая доска для конструирования плоских изображений. "Математический планшет" можно использовать для развития логики, мелкой моторики, речи, воображения, координации и творческих способностей детей. Это, в свою очередь, положительно сказывается на речевых и интеллектуальных способностях ребенка.

В зависимости от возраста, индивидуальных особенностей детей меняться цель и решаемые в ходе игры задачи. Уникальность игры в ее много вариантности. С детьми младшей группы мы играем в самые простые игры. Сначала просто учились правильно натягивать резиночки. Самые первые и простые задачи на сравнение. Подбираем резиночки по цвету. У детей формируются первые математические навыки: они знакомится с цветами и геометрическими формами. А так как планшет у нас сказочный, то придумываем разные сказки и истории. По ходу повествования дети рисуют образы на планшете.

Для игры: «В гостях у сказки» используем фланелеграф. С помощью картинок на липкой основе разыгрываем на нём сюжеты придуманных познавательных сказок.  Задавая вопросы, воспитатель побуждает детей к развитию сюжета сказки. Игра на фланелеграфе вызывает у детей положительный эмоциональный отклик, повышают активность; дети с радостью и большим интересом увлеченно, самостоятельно работают с фигурками-персонажами. Из наблюдений за детьми сделала вывод, что, играя с материалами такого вида дети более успешны в развитии фантазии, в самостоятельных играх, в связной речи.

Систематическое применение познавательных сказок в играх с детьми является важнейшим источником и резервом успешного речевого и познавательного развития младшего дошкольника и способствует тому, что ребенок из пассивного наблюдателя превращается в активного участника. Это положительно сказывается на усвоении детьми знаний, представлений об окружающем мире, а также их общем развитии.

В старшем дошкольном возрасте у детей формируется познавательный интерес. Он  характеризуется более устойчивым вниманием, наблюдательностью, способностью к началам анализа, синтеза, самооценке, а также стремлением к совместной деятельности.

В нашем детском саду  на протяжении последних  лет ведется активная образовательная деятельность посредством метода проекта, который способствует развитию самостоятельности, сотрудничеству детей и взрослых. В ходе реализации проекта дети учатся  делать выводы и выяснять закономерности, обобщать, конкретизировать и классифицировать представления и понятия.

Развивающая предметно – пространственная среда детского сада должна быть насыщена разнообразными ситуациями, побуждающими детей к творческой самодеятельности, к проявлению фантазии, развитию любознательности и наблюдательности. Она должна способствовать приобретению опыта в познавательной деятельности каждым ребёнком в соответствии с его склонностями и интересами.

Одним из методов создания предметно – пространственной среды, направленной на знакомство с окружающим миром, миром растений и животных, различными объектами и явлениями природы является  макетирование.

Макеты — это модели, представляющие собой уменьшенные объекты. В средней группе мы изготовили макет «Дикие и домашние животные». Он представляет собой набор вязаных игрушек: дикие, домашние животные и их детёныши. Для создания построек используем набор брусков разной длины. Заламинированные картинки  лиственных и хвойных деревьев,  лесных ягод,  грибов и кустарников на шпажках, помогают детям создавать лесную зону, озеленять территорию вокруг домов. Мягкая тканевая основа определяет площадку для игры. С помощью ткани голубого, синего цвета дети  создают  водоемы. Надо отметить, что все объекты не прикреплены к основе, что позволяет детям свободно их перемещать по всей поверхности макета, устанавливать постройки и все используемые предметы в соответствии с замыслом или конкретной задачей.

По созданию макета активное участие принимали родители воспитанников. Они изготовили необходимый материал для построек, брусочки разного размера, связали игрушки домашних и диких животных. Участвуя в создании макета, родители видят результат совместного труда, что способствует эмоциональному сближению и привлечению родителей в образовательный процесс.

Наш макет является универсальным — это материал, «наводящий» детей на возможную воображаемую ситуацию, объединяющий участников совместной игры. Макет очерчивает лишь границы игрового пространства, в рамках которого осуществляется «сборка» игровых замыслов, объединённых общим сюжетом.

Достоинство универсального макета в том, что он дает возможность вариативного использования игрушек и может быть дополнен разнообразным предметным материалом.

Игровой материал макета имеет разную фактуру, форму, объем, что помогает организовать игры, направленные на сенсорное развитие детей, на развитие мелкой моторики рук. С помощью макета закрепляем математические понятия: дети сравнивают животных по высоте, по количеству, учимся ориентировке в пространстве. При игре с макетом дети описывают, сравнивают, рассуждают. Игры с макетами способствуют активизации лексического словаря; развитию монологической и связной речи. Детям нравиться описывать животных, придумывать и описывать игровые  ситуации, озвучивать сказки.

Преимущественно макеты рассматриваются детьми как игровая среда, где можно развернуть различные игровые сюжеты. Сюжетно-ролевые  и режиссёрские игры учат общению, у детей развивается умение сочинять, фантазировать, комбинировать разные события, согласовывая в общем сюжете индивидуальные замыслы, умение прогнозировать ответное ролевое поведение, комментировать свои действия.

Макет "Дикие домашние и животные" это единое игровое пространство, дополняя его новыми предметами и элементами, дошкольники смогут воплощать широкий спектр игровых замыслов, что в свою очередь будет способствовать развитию творческого познавательного мышления, поисковой деятельности и познавательной активности каждого ребенка. Главное, работа с макетом стала увлекательной игрой, продолжение которой дети ждут с нетерпением.

 Выбирая формы и методы для развития познавательной деятельности детей, воспитатели детского сада, используют разные инновационные технологии: кластер, кейс, скрайбинг, игровые технологии.  Все они способствуют повышению познавательного интереса дошкольников через стремление ребёнка к самостоятельной деятельности, путём решения проблемных вопросов и задач и умения находить новую информацию, обрабатывать ее, и применять в жизни.

Организуя образовательную деятельность с детьми в группе по развитию познавательного интереса,  пришли к пониманию того, что необходимо повышать детскую самостоятельность, активность, любознательность, Планирование работы нужно строить исходя из реальных проблем, уровня  знаний, выявленных в результате наблюдений в разных  видах детской деятельности с учётом интересов самих детей.

Поэтому планируя работу над проектом: «Волшебница – вода» мы решили применить технологию Кластер. В результате составления кластера дети были вовлечены в мыслительный процесс по теме проекта, мы увидели уровень имеющихся знаний, представлений и с учётом этого спланировали дальнейшую работы по проекту.

Кластер (грозди)  -это объединение нескольких однородных элементов, предметов. Грозди–графический приём в систематизации материала, который помогает устанавливать связи между понятиями, явлениями и событиями. Правила составления «кластера» для дошкольников очень простые:

Ø  В центре доски или листа воспитатель размещает ключевое понятие – картинку. В нашем проекте это капелька.

Ø  Вокруг ключевого слова в пустых квадратах дети размещают картинки, которые ассоциируются с данным понятием. Например: речка, море и т.д. Картинки заготовлены воспитателем заранее. Если ребёнок назвал слово, связанное с темой, а картинки нет, то воспитатель записывает это слово в квадрате, затем подбирая картинку. Таким образом каждый ребёнок свободно и открыто высказывается, и вносит в проект свои идеи и представления по теме.

Ø  В ходе совместного обсуждения квадраты связываются цветными линиями-ветвями с ключевым понятием. Таким образом происходит классификация материала на отдельные подтемы.

В ходе проекта «Волшебница – вода» с детьми проводились беседы, дидактические игры, чтение познавательной литературы, рассатривание картинок, компьютерных презентаций «Что такое вода?», «Вода в природе» мультфильмы, которые были направлены на развитие детской любознательности, потребности в новых знаниях. Дети познакомились с понятием «Экосистема», «Круговорот воды в природе», узнали «Кто живет в воде», «Для чего нужна вода», познакомились с «Правилами поведения на воде». Создали клуб «знатоков» - это группа детей, которые проводили опыты на выявление свойств воды. Итогом работы над проектом было создание постера «Чудесница - вода».

Некоторые темы, такие как «Круговорот воды в природе», детям оказались сложными для понимания. И мы стали искать методы, с помощью которых можно наглядно и доступно раскрыть данные темы. Познакомившись с технологией скрайбинг, решили её использовать в своей работе.

Скрайбинг — это процесс визуализации сложного смысла простыми образами. Во время скрайбинга речь сопровождается изображениями, схемами, рисунками при этом одновременно задействуются слух, зрение и воображение человека. Данную технологию можно использовать как для раскрытия тем трудных для понимания, так и для презентации работы.

Алгоритм Скрайбинга:

1.   выбрать тему рассказа. Записать текст. Он должен быть понятным и простым

2.   самое важное — это выделить основной смысл, который вы хотите донести до детей. Выделите слова, которые необходимо изобразить.

3.   Отрисовать скетчи. Их количество и скорость, с который вы их создаёте, должны совпадать со временем на озвучивание.

4.   Смонтировать видеоролик или провести скрайбинг-сессию.

   В ходе реализации проекта «Азбука дорожной безопасности»,  при обсуждении аварийных ситуации на дорогах, мы столкнулись с  такой проблемой – дети имеют поверхностные знания о профессиях,  связанных с ремонтом машин. Часто возникали вопросы: «Что происходит с машинами после аварии?», «Кто ремонтирует машины?». Так возник интерес к профессии автослесарь.

   На основании этого и имея опыт создания кейсов, возникла идея создания фото-кейса «Автослесарь». В кейсе моделируется проблемная ситуация, которая максимально приближена к реальной жизни и требует решения. Фото-кейс «Автослесарь» - это фотографии (иллюстрации), которые используется для  рассмотрения проблемной ситуации.  Рассматривая, дети обсуждают полученную информацию, рассуждают, принимают решение, отвечают.

  В работе  с детьми мы используем кейс с разной целью и на разных этапах образовательной деятельности: он может стать частью занятия или какой-либо деятельности.

 Наполнение кейса объединено одной темой: «Профессия автослесарь». Содержание кейса:

   Материал для предварительной работы:

•    Беседы о профессии.

•    Стихи и загадки.

•    Фотоальбом: «Части машины».

•    Фотоальбом: «Инструменты».

•    Квест-карты.

•    Дидактическая игра «Назови части целого».

•    Дидактическая игра «Что лишнее».

•    Дидактическая игра «Собери схему». (Электронный конструктор «Знаток»)

•    Словарь терминов, с помощью которого пополняем словарный запас по теме.

•    В кейсе представлен видео материал – мультфильмы.

   Предварительная работа направлена на приобретение детьми представлений детей о профессии, орудиях труда, трудовых действиях, формирование жизненного опыта.

На начальном этапе работы с кейсом мы предлагаем детям карточки – опорные картинки. Это позволяет детям назвать разные варианты решения ситуации.

 В процессе освоения кейс-технологии у наших детей развиваются умственные, сенсорные и речевые способности. Дети проявляют любознательность, анализируют,  задают вопросы.  Овладевают навыком коммуникативного взаимодействия:  отстаивать свою точку   зрения, принимать решения, опираясь на свои знания и умения, получать  необходимую     информацию в общении. Успешность определяется увлеченностью и способностью детей свободно использовать приобретенные знания, умения и навыки в процессе деятельности и находить оригинальные решения поставленных задач.

Благодаря использованию инновационных педагогических технологий образовательный процесс становится результативным, эффективным, системным, и современным.

 


Познавательное развитие детей дошкольного возраста посредством использования инновационных технологий

Познавательное развитие детей дошкольного возраста посредством использования инновационных технологий

В познавательной сказке персонажи предлагают детям совершить путешествие, просят их о помощи, встречаются с интересными собеседниками

В познавательной сказке персонажи предлагают детям совершить путешествие, просят их о помощи, встречаются с интересными собеседниками

Из наблюдений за детьми сделала вывод, что, играя с материалами такого вида дети более успешны в развитии фантазии, в самостоятельных играх, в связной речи

Из наблюдений за детьми сделала вывод, что, играя с материалами такого вида дети более успешны в развитии фантазии, в самостоятельных играх, в связной речи

Преимущественно макеты рассматриваются детьми как игровая среда, где можно развернуть различные игровые сюжеты

Преимущественно макеты рассматриваются детьми как игровая среда, где можно развернуть различные игровые сюжеты

Некоторые темы, такие как «Круговорот воды в природе», детям оказались сложными для понимания

Некоторые темы, такие как «Круговорот воды в природе», детям оказались сложными для понимания

Благодаря использованию инновационных педагогических технологий образовательный процесс становится результативным, эффективным, системным, и современным

Благодаря использованию инновационных педагогических технологий образовательный процесс становится результативным, эффективным, системным, и современным
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
03.05.2020