Здоровьесберегающие технологии в ДОУ
Когда ребенок заболевает, то это становится общей бедой. Неокрепший организм борется с болезнью, и мы всеми силами пытаемся помочь ребенку: обследуем его у врачей, даем лекарства. Недаром существует много разнообразных не медикаментозных методов воздействия на организм с целью его оздоровления и поддержки, которые можно создать на базе детского сада под руководством воспитателей, руководителя физического воспитания, медицинских работников.
Усилия работников ДОУ сегодня как никогда направлены на оздоровление ребенка – дошкольника, культивирование здорового образа жизни. Неслучайно именно эти задачи являются приоритетными в программе модернизации российского образования. Одним из средств решения обозначенных задач становятся здоровьесберегающие технологии.
Здоровьесберегающие технологии направлены на решение приоритетной задачи современного дошкольного образования – задачи сохранения, поддержания и обогащения здоровья субъектов педагогического процесса в детском саду: детей, педагогов, родителей.
Цель здоровьесберегающих технологий в дошкольном образовании:
Применительно к ребенку – обеспечение высокого уровня реального здоровья воспитанника детского сада и воспитания валеологической культуры как совокупности осознанного отношения ребенка к здоровью и охранять его, валеологической компетентности, позволяющей дошкольнику самостоятельно и эффективно решать задачи здорового образа жизни и безопасного поведения, задачи, связанные с оказание элементарной медицинской самопомощи и помощи.
Применительно к взрослым – содействие становлению культуры здоровья, в том числе культуры профессионального здоровья воспитателей ДОУ и валеологическому просвещению родителей.
Задачи здоровьесбережения:
· Сохранить здоровье детей;
· Создать условия для из своевременного и полноценного психического развития;
· Обеспечить каждому ребенку возможность радостно и содержательно прожить период дошкольного детства.
Виды здоровьесберегающих технологий в ДО
· Медико – профилактические;
· Физкультурно- оздоровительные;
· Технологии обеспечения социально- психологического благополучия ребенка;
· Здоровьесбережения и здоровьеобогащения педагогов дошкольного образования;
· Валеологического просвещения родителей.
В нашем саду ведется работа по оздоровлению детей через:
I.Комплексную диагностику и исследование состояния здоровья детей специалистами:
· Осмотр детей медицинским персоналам ДОУ;
· Осмотр детей специалистами детской поликлиники;
· Выявление нарушений двигательной активности, координации движений в беседах с родителями и непосредственно на занятиях в детском саду;
· Диагностирование общей физической подготовки детей в начале и в конце года по нормативам.
II.Рациональную организацию двигательной деятельности детей:
· Утренняя гимнастика;
· Физкультурные занятия (традиционные, тренировочные, занятия- соревнования, интегрированные с другими видами деятельности, праздники и развлечения);
· Бодрящая гимнастика после сна;
· Ежедневный режим прогулок;
· Создание необходимой развивающей среды;
· Строгое соблюдение двигательного режима и режима дня;
· Проведение физкультминуток, игр с движениями в свободной деятельности;
· Музыкальные занятия;
· Логоритмика;
· Работа кружка «Здоровые ножки»;
· Занятия по формированию здорового образа жизни.
III. Систему эффективного закаливания по ступеням: от щадящего до более интенсивных воздействий, с учетом индивидуальных особенностей детей. При этом используется комплекс процедур:
· Босохождение;
· Умывание;
· Ходьба босиком по «дорожкам здоровья» (закаливание, элементы рефлексотерапии, профилактика плоскостопия);
· Воздушные ванны в облегченной одежде;
· Гигиенические процедуры: умывание рук, лица, шеи; обливание ног в теплый период года;
· Гимнастика на свежем воздухе в теплый период года.
IV. Осуществление лечебно- профилактической работы. В ее рамках проводятся следующие мероприятия:
· Постоянный контроль осанки;
· Контроль дыхания на занятиях по физическому воспитанию;
· Подбор мебели в соответствии с ростом детей;
· Сбалансированное питание;
· Вакцинация против гриппа;
· Употребление фитонцидов (чеснока и лука);
· Употребление соков и фруктов;
· Кварцевание групп;
V.Использование практически апробированных приемов оздоровления детей в течении дня:
· Пальчиковая и артикуляционная гимнастика;
· Дыхательная и звуковая гимнастика;
· Общеразвивающие упражнения;
· Логоритмичекие и танцевальные упражнения;
· Физкультурные минутки и динамические паузы;
· Подвижные игры;
· Ходьба с использованием нестандартного физкультурного оборудования (предупреждение плоскостопия) – после дневного сна;
· Игровой массаж.
VI.Консультативно – информационную работу:
· Оказание консультативной помощи всем участникам образовательного процесса, родителям воспитанников, по вопросам сохранения здоровья и профилактических мероприятий для дошкольников;
· Ознакомление родителей с результатами диагностики;
· Проводится целенаправленная работа, пропагандирующая общегигиенические требования, необходимость рационального режима, полноценного питания, закаливания, формирования основ валеологической грамотности через знакомство с содержанием физкультурно-оздоровительной работы;
· Оформление папок, ширм, письменных консультаций, информационных стендов;
· Активное привлечение родителей в физкультурно-оздоровительную работу ДОУ;
· Организация вечеров вопросов и ответов с участием сотрудников ДОУ, приглашенных специалистов, индивидуальное консультирование родителей врачом и педагогом-психологом, педагогами дополнительного образования;
· Проведение занятий с детьми с использованием оздоровитедьных технологий.
Оздоровительные, санитарно-гигиенические и профилактические мероприятия осуществляются специалистами дошкольного учреждения: старшей медицинской сестрой, воспитателями, руководителями физического воспитания, педагогом-психологом, музыкальным руководителем, учителями-логопедами, педагогами дополнительного образования.
Материалы на данной страницы взяты из открытых источников либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.