Познавательные игры на уроках истории
Оценка 4.8

Познавательные игры на уроках истории

Оценка 4.8
Игры
docx
история
5 кл—9 кл
23.10.2023
Познавательные игры на уроках истории
«Организация познавательных игр на уроках истории.docx

«Познавательные игры на уроках истории»

 В настоящее время практически каждый учитель истории применяет в своей деятельности нетрадиционные формы обучения школьников. На мой  взгляд, это связано со становлением нового стиля мышления учителей, ориентирующихся  на эффективные решения  образовательно-воспитательных задач в условиях более чем скромного количества предметных часов и усиление самостоятельной творческо-поисковой деятельности школьников.

Новые времена ставят новые вопросы. Меняется общество - меняется отношение к изучаемым предметам.

Я стараюсь с помощью истории развить личность ученика, его мышление, умение анализировать прошлое и настоящее, делать собственные выводы. Урок истории – один  из немногих, где ученики приобретают навыки общения, где можно организовать обсуждение прочитанного, проводить познавательные игры и решать проблемные задачи.

  Игра – это вид деятельности, где ребенок может проявлять себя в разных позициях: просто ученик, активный участник, ведущий, организатор.

Я замечаю, что  на таких уроках происходит постепенное развитие самостоятельности учащихся, повышается  познавательная деятельность, интерес к  истории, т.е. формируется  историческое представление у школьников. Особенно важно пятиклассников заинтересовать историей.

Успеха я достигаю, прибегая к нетрадиционным формам уроков: организовав урок-соревнование в форме КВН, турнир «Поле чудес» и др.

Такие уроки с одной стороны воспитывают чувство коллективизма, а с другой чувство личной ответственности. Соревнование  - игра вызывает у детей хорошее настроение и большое желание учить историю.

Я с интересом изучаю игры, применяю их в своей работе. На мой взгляд, тема очень актуальна. Посмотрим на учащихся сегодня: – низкая мотивация учения; – нет активности обучения; – нет потребности, усваивать знания и умения. Игровые технологии способствуют повышению мотивации учащихся на уроках истории. Игра порождает радость и бодрость, воодушевляет, обогащает впечатлениями, помогает педагогу избежать назойливой назидательности, создает атмосферу дружелюбия. Игра должна пополнять знания, быть средством всестороннего развития ребенка, его способностей. Игра наряду с трудом и учением – один из основных видов деятельности человека. Значение игры невозможно исчерпать и оценить развлекательными возможностями. В этом и состоит феномен, что являлось развлечением, отдыхом, она способна перерасти в обучение, в творчество. Игру как метод обучения использовали с древности. Обучение истории становится для учащихся эмоционально более привлекательным, обращение к историческому материалу становится не обязанностью, а перерастает в увлечение. В современной школе игровая деятельность используется в следующих случаях: · в качестве самостоятельных технологий для освоения понятия, темы и даже раздела учебного предмета; · как элемент (иногда весьма существенный) более обширной технологии; · в качестве урока (занятия) или его части (введения, объяснения, закрепления, упражнения, контроля); как технология внеклассной работы.

Учитель должен особое внимание обращать на начало урока – организационный момент, который предназначен для создания у учащихся рабочей настроенности. Решению этой задачи способствуют активные методы и приемы обучения, к которым можно отнести интригующее анонсирование темы. Например: Тема-вопрос. Зашифрованная тема. Прежде, чем сформулировать тему, учащиеся решают кроссворд или ребус, содержащий активную лексику, пословицу, афоризм. Зашифровать тему можно с использованием ассоциативного ряда. Самостоятельно сформулированная тема. Тема-загадка, представленная в виде картинки, аудиозаписи, набора каких-то предметов. Тема-противоречие позволяет задать проблемную ситуацию. Ребятам предлагается провести мини-исследование и решить данное противоречие, чтобы выбрать правильный вариант. Тема в стихах. Тема-афоризм или цитата позволяют познакомиться учащимся с мировым культурным наследием, расширить свой кругозор, побуждают к активной мыслительной деятельности.

2. Познавательные игры на уроках истории.

Применение такого вида деятельности, как игра в процессе образования, опосредовано тем, что ребенок получает удовольствие не только от позитивного результата, но и от самого процесса. Применение игр возможно для всех школьных возрастов. Можно включать элементы игры в любую часть урока.

Игровые формы обучения достаточно широко применяются учителями, особенно преподающими в 5-6 классах. Любая игра должна работать на решение основной учебной задачи урока. Познавательные игры должны использоваться в сочетании с другими, более традиционными формами обучения. При подготовке игры учитель должен учитывать те требования, которые выдвигает методика:

1. Игра должна основываться на свободном творчестве и самодеятельности учащихся. 2. Игра должна вызывать у учащихся положительные эмоции. Цель игры должна быть достижимой. Используемое оформление урока - красочным и разнообразным. 3. В игре обязателен элемент соревнования между командами или отдельными участниками, это приучает ребят к четкому соблюдению установленных правил, активизирует познавательную деятельность. 4. Игра должна строиться с учетом возрастных особенностей учащихся.

Как правило, в ходе игровой деятельности даже ученики не принимающие, в большинстве случаев, активного участия в ходе урока, желающие получить знание в готовом виде с удовольствием включаются в процесс поиска информации и ответов. Существуют игры, само содержание которых активизирует деятельность учащихся, повышает их интерес к предмету. К ним можно отнести сюжетные игры, игры-путешествия, ролевые игры, викторины.

А. Игра - путешествие.

Учащимся 5 класса было предложено совершить «Путешествие на Олимп», в «Город богини Афины». Ребятам 6 класса - «Путешествие в средневековую Европу» и др.

Б. Ролевая игра.

Ролевая игра - одно из важных средств первичной социализации ребенка, позволяющие не только овладеть определенным этикетом и навыками поведения, но и через процесс воспроизведения тех или иных исторических событий помочь учащимся сделать определенные выводы и создать образное представление о истории.

На уроке "Возникновение средневековых городов" в 6 классе для введения новой темы учащимся предлагается рассказ от первого лица: (встреча крестьянина и ремесленника)

Далее учащимся предлагается ответить на вопросы:

1. Что привело к возникновению средневековых городов? 2. Где, чаще всего, возникали города? 3. Кто селился в городах? 4. Какие опасности подстерегали горожан?

В качестве одного из домашних заданий учащихся готовят небольшие сообщения о средневековых городах Европы.

В. Урок – турнир. В качестве заключительного урока по теме «Культура и быт России в XVII в.» учащиеся разделились на 2 команды для участия в викторине. Команды отгадывали загадки о продуктах питания, выбирали из списка те, что употреблялись нашими предками, объясняли как пользоваться старинными предметами, отгадывали название вещей, которые носили предки, переводили текст из Домостроя. Итоговым занятием по теме "Древний Египет" в 5 классе была викторина и заполнялась сравнительная таблица. Викторина по теме «Великие географические открытия» в виде морского боя.

Использование игровых методик на уроках истории дают следующие результаты:

игра «Отсроченная отгадка» - позволяет заинтересовать детей на весь урок, активизирует внимание;

игра «Компетентность» - успешно применение в старших классах для развития навыков формулирования собственной точки зрения и ее доказательства;

игра «Лови ошибку» - позволяет держать внимание включенным, способствует развитию способности анализировать полученную информацию.

Применение такого вида деятельности, как игра в процессе образования, опосредовано тем, что ребенок получает удовольствие не только от позитивного результата, но и от самого процесса. Применение игр возможно для всех школьных возрастов. Во время учебных игр происходит многократное повторение учебного материала в его различных сочетаниях и формах, что повышает качество знаний.



 

Познавательные игры на уроках истории»

Познавательные игры на уроках истории»

Учитель должен особое внимание обращать на начало урока – организационный момент, который предназначен для создания у учащихся рабочей настроенности

Учитель должен особое внимание обращать на начало урока – организационный момент, который предназначен для создания у учащихся рабочей настроенности

К ним можно отнести сюжетные игры, игры-путешествия, ролевые игры, викторины

К ним можно отнести сюжетные игры, игры-путешествия, ролевые игры, викторины

многократное повторение учебного материала в его различных сочетаниях и формах, что повышает качество знаний.

многократное повторение учебного материала в его различных сочетаниях и формах, что повышает качество знаний.
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
23.10.2023