ПОЗНАВАТЕЛЬНЫЙ МАТЕРИАЛ К УРОКАМ ОБУЧЕНИЯ ГРАМОТЕ
Урок 1 «Здравствуй, школа! Первый школьный учебник «Азбука»
Уч. с.5 Раб тетрадь с.6
Если в школу ты пошёл ,новый статус приобрёл.
Был ребёнок ,был дошкольник, а теперь зовёшься/школьник/.
Вот и осень. Здравствуй ,школа!
Прозвенел звонок весёлый
И вошли вы первый раз в светлый и просторный класс.
-Что здесь нужно? Не лениться и старательно учиться.
ИГРА « Клубок по кругу»
-Передавать клубок ниток по кругу и называть своё имя.
Привет! Меня звать_____________
Учитель: Нитки объединяют наш класс в дружную семью.
Мы будем вместе учиться, играть, отдыхать.
ИГРА «Да- НЕТ»
- Ребята, вам тепло? В классе светло?
Прозвенел для вас звонок?
Уже закончился урок? Только начался урок?
Хотите учиться? Значит, можно садиться.
- Проверим готовность к уроку.
1. Упражнение «
Микрофон» «Здравствуй ,школа!» /Звучит
песня «Здравствуй, школа!»
- Вы стали учениками. Что изменилось в вашей жизни?
2. Работа над пословицей
«Учиться всегда пригодится.» /Каждый человек должен стремиться получать новые знания./
3. В школе есть звонок . Он напоминает нам, когда войти в класс на урок и сесть за парту , когда встать и закончить урок.
ИГРА « ВОПРОС- ОТВЕТЫ»
- Что мы делаем, когда звенит звонок?
- Как правильно сидеть за партой?
- Как вы поступите, если вам нужно спросить учителя?
-О чём сегодня мы будем говорить на уроке?
- Вы научитесь отвечать на вопросы;
-Познакомитесь с учебником;
- Узнаете правила работы в прописи.
4.Правила поведения на уроке
- Вставайте дружно каждый раз, когда учитель входит в класс.
Учитель просит – надо встать.
Когда он сесть позволит – сядь.
Ответить хочешь – не шуми, а только руку подними. /Повторяют с движениями/Беседа о правильной осанке.
5.Знакомство с азбукой
Первая книга, что знания даёт.
Её первоклассник в портфеле несёт. /Азбука/
В старину старославянские буквы имели другие названия и форму. Буквы назывались :аз, буки, веди, глаголь, добро и т.д. Раньше не было печатных станков, книги переписывались от руки. Старались писать первые буквы красивыми : аз , буки. Так называется первая книга по обучению грамоте «Азбука». Была сочинена пословица :» Сперва АЗ да БУКИ, а там и до науки.»
Это первая учебная книга, которая поможет выучить буквы , научит читать и писать , задавать вопросы , искать ответы, оценивать свою работу и радоваться успехам друзей. Посмотрите на обложку книги.
- Что за знаки на обложке?/Буквы/
- Какими цветами оформлены буквы? /Красным, синим, жёлтым ,зелёным , оранжевым, фиолетовым./
- О чём вам напоминают эти цвета? / Цвета радуги/
-Какое настроение появляется, когда вы смотрите на «Азбуку»? /Радостное/
Автор книги- Всеслав Горецкий.
ЗАГАДКИ
1. Стоит весёлый светлый дом ребят проворных много в нём.
Там пишут и считают, рисуют и читают. /Школа/
2. Здесь за партами сидим, пишем, слушаем, молчим.
Каждый день и каждый час мы учиться ходим в /класс./
3. Открыла двери школа, впустила новосёлов.
Кто ,ребята знает, как их называют?/Первоклассники/
4. В каком селе находится наша школа?/Пески/
5. Как люди называют страну, где родились и живут?/Родина/
6. Как называются школьные занятия?/уроки/
7. Ей мы будем писать в тетради./Ручка/
8. Им можно рисовать./Карандаш/
9. 33 сестрички ростом невелички.
Если знаешь их секрет ,то на всё найдёшь ответ./Буквы/
6.Выучим скороговорку: «Ученик учил уроки – у него в чернилах щёки.»
7.Чистоговорка: ча-ча-ча-ручеёк бежит журча
Ры-ры-ры- у реки живут бобры.
8.Выучи стихотворение.
Я люблю свой первый класс. 9.Физкультминутка
Столько общего у нас! Мы ногами топ-топ.
Хоть пока мы первоклашки , Мы руками хлоп-хлоп.
Но справляемся с домашкой. Мы глазами миг-миг.
Мы плечами чик-чик. . Раз сюда, два сюда
Повернись вокруг себя.
10.Работа по иллюстрации на с.3
-Что вы видите на иллюстрации?
-Назовите картины природы нашей Родины./Лес,речка,поля, солнце,звёзды./
-Как русский народ встречает гостей?/Хлебом- солью//Караваем на рушнике/
Рисунок похож на окно, которое открывает нам мир нового. В центре рисунка- летит в небеса ракета.
- Кто первый космонавт нашей страны?/Ю.А.Гагарин/Он первый покорил космические просторы.
- Что сказочное вы видите на рисунке? /Месяц и солнце улыбаются./
-А реальное?/Растут грибы, летит ласточка. Вдали виднеется храм, летит вертолёт…/
- Какое чувство передаёт вам эта иллюстрация?/ Радость, счастье,что мы живём в прекрасной стране./
- Закройте глаза. Представьте лес, речку, в которой вы летом купались.
Ваш дом, в котором вы живёте, ваша семья. Ваши друзья, с которыми вы играете в игры.
- Что вы представили?/Упражнение «Микрофон» /
11. Знакомство с строением книги /обложкой, пронумерованы страницы, иллюстрации. / Обучение пользоваться закладкой.
- Что общего у книги, растения?/Корень/
- Что нужно приготовить для «Азбуки»?/ Закладки/
-Назовите школьные принадлежности.
/ Ручка ,альбом, тетрадь ,линейка ,пенал ,портфель ,кисточки…/
-Условные обозначения- с.2
12.Рассказ «Здравствуй,школа!»с.4 / Знакомство с восклицательным знаком
- О каком событии идёт речь?
- Какое у детей настроение?
- О чём думает учительница?
- Что у тебя в ранце?
- Что изображено на рисунке в нижней части страницы?/Кубики ,мяч, кукла ,карандаш…/
-Как одним словом назвать предметы слева?/Игрушки/
- А справа?/Учебные принадлежности/
- Какие у вас любимые игрушки?
-А что нужно носить в портфеле?
ИГРА « СОБЕРИ ПОРТФЕЛЬ» если учебные принадлежности- хлопок в ладоши/
Машинка ручка учебник кукла пирамидка тетрадь карандаш яблоко пропись
13.Стихотворение С. Я. Маршака «Знаки препинания» ??????
Прискакал вдруг чудак ,вопросительный знак.
Прискакал и закричал: - Что? Куда? Откуда? Как?
14. АНКЕТА « ВСЁ ОБО МНЕ»
Меня зовут________________.
Мне ____ лет.
Я учусь в ___ классе.
Я- мальчик, ученик .
Я- девочка, ученица.
15. Тест «Мы теперь – ученики!» с.4-7 «Обучение грамоте»
16. Работа в прописи на с.4-5
- С чего начинается обучение письму?/С прописи/
- Как называют всё то, что мы слышим: стучит дятел, лает собака, плачет ребёнок./Звуки/
Чтобы звуки стали видимыми , люди придумали буквы, алфавит. На письме звук позначают буквой.
- Загадка
Человечки сели в ряд, обо всём нам говорят. /Буквы/
- Рассмотрите алфавит на с.3
- Все буквы состоят с элементов
- Загадка
Не похож на человечка, но имеет он сердечко.
И к работе круглый год он сердечко отдаёт. /Карандаш/
- Чем заняты мальчик и девочка?/Пишут/
- Повторение правила посадки при письме, как держать ручку.
- Рассмотрим старинные письменные принадлежности: гусиное перо, чернильница, берестяная грамота, ручка с пером.
- Современные письменные принадлежности : шариковая ручка, карандаш, фломастер, печатная машинка , ноутбук.
Задание : раскрасить картинки цветными карандашами.
Работа в прописи с. 6
- Плюшевый медведь – это /игрушка/.
-Книга даёт людям /знания/.
- Книга состоит из / страниц/.
- Портфель нужен для того, чтобы /носить школьные принадлежности/.
- Цыплёнок рождается из / яйца/.
17. ИГРА «ИГРАЕМ С
- Где ты живёшь?
- У тебя есть сестра?
- Как зовут твою маму?
- У тебя есть кот?
- Какая у него кличка?
- Каких животных ты любишь?
- Какие знаешь сказки?
17. Сегодня на уроке вы познакомились с учебником обучения грамоте и прописями. На прописях есть шкала от 1 до 10. Оцени свою работу .
1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 |
Заштрихуй тот отрезок, на сколько баллов ты работал. |
18. Заучивание стихотворения С.Я Маршака «Первое сентября»
Первое сентября, первое сентября!
Первое сентября- первый день календаря.
Потому что в этот день все девчонки и мальчишки городов и деревень
Взяли сумки, взяли книжки, взяли завтраки под мышки
И помчались в первый раз в класс.
Рисунок «За лесом озеро, в котором много рыбы».
|
Рефлексия:- Как называют детей, которые пришли в школу учиться? - Как называется первая учебная книга? - Что такое Родина? |
Нарисуй своё настроение.
Урок 2
Тема «Устная и письменная речь» с.5 – 6 - уч. р/т-с.8
Настанова на урок
- Здравствуйте, дорогие первоклассники!
В добрый день, в добрый час!
Как я рада видеть вас!
Друг на друга посмотрели и тихонечко все сели.
- Все готовы? Всё в порядке?
Начинаем наш урок.
Ручки, книжки и тетрадки положи на уголок.
- Посмотрите друг другу в глаза, улыбнитесь , передайте частицу хорошего настроения.
Загадка
Малышам – вторая мама , знаний даст она немало.
Научит всех трудиться, учиться- не лениться!
И считать, и писать. И лепить и рисовать. /Учитель/
- Как зовут вашу учительницу?
- Ученики слушают учителя на уроке?
- Как нужно сидеть за партой?
- Как правильно нужно поднимать руку, если хочешь обратиться?
- На уроке можно выкрикивать, кричать?
- Во время урока можно без спроса вставать и ходить по классу?
- На какой урок вы пришли?/Урок обучения грамоте/
- Кому нравится поднимать руку и отвечать на вопросы?
ЗАДАЧИ УРОКА
- Сегодня на уроке вы узнаете, какие бывают формы речи;
Научитесь распознавать формы речи, отвечать на вопросы.
Сегодня мы будем учиться верно говорить на русском языке.
- Посмотрите на картинки. Какое время года изображено на них?
/Иллюстрации: речка, лес, лето./
- Как вы провели лето? Где побывали?
ИГРА «ГДЕ МЫ БЫЛИ- ВСЕ РАССКАЖЕМ, ЧТО МЫ ДЕЛАЛИ- ПОКАЖЕМ»
/ИМИТАЦИЯ картинок : плавали, собирали грибы, нюхали цветы…/
-Что мы с вами делали?/Разговаривали, слушали друг друга, общались./
БЕСЕДА «УСТНАЯ И ПИСЬМЕННАЯ РЕЧЬ»
- Всё, что мы произносим , слушаем- это речь. Она служит для общения, передачи информации, выражении мыслей и чувств.
- Вы уже знаете, что такое речь. А какая это устная речь? Я говорю, а вы слушаете. –Какая это речь? /Устная/
-Если мы с вами прочитаем сказку, которую написал автор. Он написал письменно, а мы с вами прочитали. /Это письменная речь./
-Устная речь передаётся из уст в уста. /Слушаем, говорим./
Раньше речь людей не записывалась, а передавалась от старших людей младшим. /Из уст в уста./
- А всегда человек умел говорить? Нет. Первобытные люди общались жестами, звуками, рисовали рисунки на скалах./
- Какое вы сказали первое слово? /мама, папа, ам- ам, дай-дай…/
- А как называется речь, если она записана? /Письменная/
- Письменную речь мы читаем и пишем.
-Для того, чтобы распознавать письменную речь, используют:
Знаки схемы буквы рисунки
- Посмотрите на картинки. На первой – дети разговаривают. Какую речь они используют?/Устную/
- На второй- девочка и мальчик читают книгу. Это речь? /Письменная/
На третьей- девочка пишет. Это- /письменная речь./
Устная речь делится на части – предложения.
Дети идут в школу. Нарядные дети идут в школу.
Нарядные дети идут в школу с цветами.
Графически .
Точка- конец сообщения.
Пчела несёт мёд.
Солнце ярко светит.
Дятел стучит по дереву.
Идёт
дождь.
Колобок поёт песню.
Птица
сидит на ветке.
Давайте вспомним режим дня школьника.
- Сколько картинок?
- Составьте предложение по каждому рисунку.
- Если мы высказываем свои мысли, то это мы строим предложение.
- Послушайте стихотворение.
Осень тучку тормозила,
Ряску прятала в реке.
Паутинку просушила
На берёзовом сучке.
- О чём говорится в стихотворении?/Об осени/
- Составьте предложение об осени.
-Настала осень. ___________ ______________ .
-Настала золотая осень. _____________ __________ ___________ .
СКАЗКА « ГУСИ_ ЛЕБЕДИ»
- Какой эпизод сказки изображён на картинке?
/Девочка спасает брата./
-Во что одета девочка?/В
сарафан и кофту./Сарафан – русский национальный костюм./
- Во что обута? / В лапти./ Лапти- обувь на Руси, сплетённая из древесного лыка или бересты.
Алёнушка несёт братика. |
- Сколько гусей?/5/Почему они вытянули шеи?
Налетели гуси-лебеди. |
|
- Что изображено на дальнем плане? / дремучий лес/
Построение схем.
- К кому обращалась девочка за помощью?/К печке, яблоне , речке./
Физкультминутка
Гуси белые летели, на лужайку тихо сели.
Походили, поклевали.
Потом быстро побежали.
Просмотр мультфильма «Гуси- лебеди»
СКАЗКА « ПО ЩУЧЬЕМУ ВЕЛЕНИЮ»
- Где находится Емеля?/У проруби./
- Кого поймал Емеля? /Щуку/
- В какое время суток? /Днём. Солнце светит./
-В какое время года? /Зимой/
- Что изображено на заднем плане? /Над домам вьётся дым./
Говорят, что если дым столбом- к морозу.
Емеля пришёл на речку. |
Емеля поймал щуку. |
- С помощью чего мы ответили на вопросы?/С помощью предложений./
- С помощью чего мы можем записывать свои мысли? /Схемой/
- Для чего нужны предложения?/ Чтобы выражать свои мысли./
Щука попросила отпустить её. Просмотр мультфильма «По щучьему велению» |
Работа в прописях на с.7
Слон /какой?/ большой.
Крокодил Гена / какой?/ заботливый.
Бегемот / что делает?/ весело смеётся.
Доктор Айболит / что делает?/ лечит зверей.
СОСТАВЛЕНИЕ СХЕМ ПРЕДЛОЖЕНИЙ.
Беседа по картинке «Теремок»с.6
- Просмотр мультфильма « Теремок»
- Просмотр книги «Теремок».
- Где вы видите письменную речь?
Составьте предложения про каждого героя сказки.
- Что делает ёж? - Ёжик сидит. |
- Что делает петушок?
Петушок чинит крышу. |
- Что делает лягушка? /Лягушка несёт на коромысле воду./ - Что делает зайчик? /Зайчик рыхлит землю./ - Что делает мышка? /Мышка вытряхивает полотенце./ Составляем схему предложений. Петушок кукарекает. Лягушка несёт вёдра. Подсолнух вырос высоким. Одушевлённые предметы отвечают на вопрос КТО? Кто? Мышка, петушок, зайчик, ёжик, лягушка. РАБОТА В ТЕТРАДИ на с.8 Перечислите героев сказки « Теремок» Придумайте предложения о героях сказки. -Петушок клюёт зёрнышко. - Мышка пищит в норке. - Лягушка громко квакает. / Составляем схемы./ |
Чистоговорка: жи-жи-жи- сказку расскажи. Выучи стихотворение Са-са-са- в клетке спит лиса. Уронила белка шишку. Сысы-сы- хвост пушистый у лисы. Шишка стукнула зайчишку. Се-се-се-знаем сказку о лисе. Тот пустился наутёк Чуть не сбил медведя с ног. Выучи скороговорку. На окошке крошку – мошку ловко ловит лапой кошка. |
- Назовите предметы, которые изображены внизу на с.6
- Для чего они предназначены?/Лопата- копать, грабли- рыхлить землю, ножницы – резать бумагу, пилка – пилить дерево, молоток- забивать гвозди./
- Кто чаще пользуется этими инструментами: папа или мама?
- Не забывайте о технике безопасности с этими предметами.
- Какие ещё орудия труда вы знаете? /Тяпки, вилы , топор../
Неодушевлённые предметы отвечают на вопрос ЧТО? ИГРА «КТО?ЧТО?»
РЕФЛЕКСИЯ
- Всё, что мы говорим,- это /речь/.
Речь бывает / устная и письменная./
Речь состоит из /предложений/.
- Что выражает предложение? /Законченную мысль./
УРОК 3 Предложение и слово. С. 7-8 уч. с. 9,10 тетрадь
Добрый день, дети!
Посмотрите, какие у вас красивые лица.
Погладим щёчки, поприветствуем ушки, разбудим носик.
Как прекрасно сияют ваши глазки!
Улыбнитесь один одному, протяните руки к солнышку.
Чувствуете, как солнышко согрело ваши ладошки?
Предлагаю согреть себя теплом , обняв себя руками.
А теперь передайте это тепло один одному из ладошек в
ладошки.
- Для чего вы приходите в школу?
- Чем мы занимались на прошлом уроке?
- Из чего состоит наша речь? /Из предложений./
- Для чего человеку нужно умение говорить ?/Чтобы выражать свои мысли./
- А вы умеете говорить молча , не произнося ни звука? /Когда о чём-то думаем./ Такая речь называется мысленная.
-Очень часто, когда человек о чём-то мечтает ,то он думает мысленно / про себя/.
-Предложения можно составлять по рисункам.
Мы
ходим на речку купаться. Вода в речке чистая и тёплая.
На лугу цветёт много цветов.
Летом светит солнышко. Летом бывает очень жарко.
-С помощью чего мы научились изображать предложения? / С помощью схем./
- Начертите схему к рассказу.
- О чём мы говорили? /О лете./ Рассказ из чего состоит? /Из предложений./
- Укажите предметы письменной речи. /Телефон, объявление , письмо, диск СД, спектакль, телепередача./
- Назовите предметы, отвечающие на вопрос кто это? Что это?
- К каждой картинке составьте предложение.
ИГРА «ДОСКАЖИ СЛОВЕЧКО»
-Рисовать решил я дом. Открываю я /альбом/.
- Рисовать умеет наш деревянный / карандаш/.
- В альбоме буду рисовать, а для письма нужна / тетрадь/.
- Гриб, медведь, лису , корзину всё слуплю из /пластилина/.
- Что объединяет слова – отгадки? /Школьные принадлежности/
Радуга
Дождик землю промочил, ветер солнышко открыл.
Через речку- прыг да скок – перекинулся мосток.
Подружила берега разноцветная дуга.
- Какие слова вы вспоминаете, когда произносите слово дождь?
/Молния, гром, ветер ,радуга…/
Нарисуйте радугу.
Посадил дед репку. |
Физкультминутка
Вот мы репку посадили
И водой её полили.
А теперь её потянем
И из репки кашу сварим.
И будем мы от репки здоровые и крепкие.
Выросла репка большая-пребольшая.
|
Чем закончилась сказка? - Вытянули репку! /Предложение произносится радостно ,поэтому в конце предложения ставится восклицательный знак.
|
ЗАГАДКИ
- Закутан ребёнок в сто пелёнок. /Капуста/
-Сверху зелено, снизу красно, в землю вросло. /Морковь/
- Сидит дед, во сто шуб одет. Кто его раздевает, тот слёзы проливает./Лук/
- Лежит меж грядок зелен и сладок. /Огурец/
- Чёрная в земле , а зелёная снаружи. /Редька/
- Кого вы видите на верхней иллюстрации? С.8 /Медведя/
- Что делает медведь?
Медведь встречает гостей. Медведь/кто?/ Заяц /кто?/ Ёж /Кто?/
Одушевлённые предметы. |
Михаил Топтыгин встречает гостей.
|
Заяц несёт подарок медведю.
|
Ёж прикатил медведю бочку мёда.
|
- Что вы видите вокруг медведя?/Грибы, ёлку, пень./ - А гриб мухомор съедобный? - А какие съедобные грибы знаете? Во что одет и обут
медведь? /Синюю рубашку, красные шаровары, лапти./ - Как можно назвать группу этих животных?/Дикие животные/ - Кого вы видите на иллюстрации в середине страницы ?/Корову…/ - Из какого произведения кот с метлой? /Кошкин дом/ - Составьте про кота предложение. |
Кот подметает двор. |
Графическая схема предложения
-Как звали этого кота?/Василий/
Кот Василий подметает двор. |
Отрывок из сказки С.Я.Маршака «Кошкин дом» |
- В каком мультфильме пёс умеет доить корову?
Просмотр мультфильма »Каникулы в Простоквашино» Эдуарда Успенского
- Что делает корова?/Ест сено./
Пёс доит корову. |
Пёс Шарик доит корову. |
Пёс Шарик доит корову Бурёнку. |
Выучи скороговорку : «Щёткой чищу я щенка, щекочу ему бока.» Чистоговорка :са-са-са- у кота колбаса. Су-су-су- мы купили колбасу. Сой-сой-сой- пахнет дома колбасой. Су-су-су- любит кот колбасу. Сой-сой-сой – угощайтесь колбасой! Выучи стихотворение Простоквашино деревня где-то очень далеко. Но зато там есть парное от коровы молоко. Всем известен этот кот, он хозяйство сам ведёт. Убирает, шьёт, готовит и корову даже доит. |
Работа в прописях с.10
- Каких животных из сказок мы видим на картинке?
/Мудрая сова, оленёнок Бемби, Винни- пух/
- Где сидит сова? /На дереве./
- Как называется дерево? /Дуб/
- Углубление в дереве -/дупло/.
- Клички животных пишутся с /большой буквы./
Сова сидит на дереве. Медвежонок дарит шарик Бемби.
ИГРА «ЭХО»
Учитель говорит предложение, ученики повторяют.
Настала осень. Птицы улетают в дальние страны. Дни становятся короче.
Часто идут дожди. С деревьев опадают листья.
Игры на тему «Дикие и домашние животные»
Игра « Кто где живёт?»
Игра « Чей хвост?»
Игра «Назови животных» Игра «Найди животных»
Игра «Помоги зайчику пройти домой» Игра «Чьи следы?»
Игра «Найди животных» Игра «Кто что ест?»
ИГРА « ЛИШНЕЕ СЛОВО»
- Корова, свинья. Заяц./Заяц/
- Тарелка, кастрюля, шкаф./Шкаф/
- Стол, диван, чайник./Чайник/
- Трамвай, автобус, сумка./Сумка/
- Воробей, кукушка, комар./Комар/
ИГРА «ДОСКАЖИ СЛОВЕЧКО»
- На траве утром блестит /роса/. Кот залез на /дерево/. Голубь сидит на /ветке/. Ёжик на иголках несёт /яблоко/. Мама спекла/ пирожок/. Папа наловил /рыбы/.
РЕФЛЕКСИЯ
- Что узнали нового?
- Продолжите фразу :»Предложение состоит из../слов/».
- Предложение выражает../законченную мысль/.
- Про диких или домашних животных можно спросить /кто это?/
Урок 4 Тема « Предложение . Слово. Слог.» с.9-10-уч. с.11-12-тетрадь
ЦВЕТОК ПОЖЕЛАНИЙ
/Учитель раздаёт лепестки цветка и предлагает ученикам нарисовать пожелание друзьям на учебный день /улыбок, солнца…/
ВСПОМНИМ…
-На прошлом уроке мы учились составлять /предложения/,отвечать на /вопросы/, составлять рассказы.
ИГРА « УЗНАЙ СКАЗКУ»
- В какой сказке небо синее, птицы страшные, речка спасает детей?/Гуси-лебеди/
- О чём девочка просила печку в этой сказке?/Печка, печка, спрячь меня./
- Из какой сказки песенка?
Петушок,петушок, золотой гребешок, выгляни в окошко,дам тебе горошку.
/Кот, Петух и Лиса/
- К какой сказке иллюстрация на с.9?/Колобок/
- Перечислите героев сказки./Дед,баба,заяц,волк,медведь,лиса,колобок/
- Что могли говорить дед и баба о Колобке? /Румяный, сладкий../
-Опишите, во что одет зайчик. /Рубаха,брюки,жилет./
- Что делает зайчик?/Бежит/
- Что делает лисица? /Сидит на пеньке./
- Сколько слов в предложении :Кто испёк колобка?/3/
- Какой знак стоит в конце этого предложения? /?/
- Составьте предложение м восклицательным знаком.
Румяный испекли колобок!
- Что выражает предложение?/Законченную мысль./
- Какой может быть интонация предложения? /?!./
ПРОПИСИ с.12 Сопоставление событий в тетради и учебнике
- Каких событий больше- в учебнике или прописях?/Учебнике/
-Какое событие пропущено?/ВСТРЕЧА КОЛОЬКА С ВОЛКОМ./
- Где сидит колобок?/На окне./
- Что украшает окно?/Резные наличники./
- Каким вы видите колобка? /Весёлым,радостным/
- С кем встречался колобок, когда котился по дорожке?/Зайцем, волком, медведем, лисицей./
- Кто встретился первым?/Зайчик/
- Как называется всё то, что вы сказали? /Устная речь/
-Из чего состоит устная речь?/Из предложений/
- Кто сидит на верхушке сосны?/Сорока/
-Почему сороку называют болтушкой?/Она много трещит./
- Каким показан на рисунке медведь? /Старенький, опирается на палку./
- Что делал колобок для зверей?/Пел песню./
- Какой колобок?/Доверчивый/
- А лисичка?/Хитрая/
- Колобок- имя собственное. Девочки, назовите свои имена.
Мальчики- фамилии.Слова: фамилия,имя- нарицательные.
-Придумайте клички героям сказки.
/Заяц Пыжик, волк Пепел, медведь Таёжник , лиса Рыжуля.
- Придумайте имена деду и бабе./Фёдор и Мария/
- Кому нужно придумывать клички?/Животным/
А имена?/Людям/
Мультфильм «Колобок»
Чистоговорка
Ок-ок-ок- спекла баба колобок.
Ок-ок-ок- укатился колобок.
Ол-ол-ол- он от бабушки ушёл.
Ол-ол-ол- он от дедушки ушёл.
Как-ка-ка- не догнали колобка.
Ац-ац-ац- встретил его заяц.
Олк-олк-олк- повстречался волк.
Ведь-ведь-ведь- встретил колобка медведь.
Са-са-са- повстречалась лиса.
Ка-ка-ка- обхитрила колобка.
Колобок Заяц Волк Лисица
- С какими животными мы познакомились на прошлом уроке?/Дикими и домашними/
- Назовите на картинке с. 9 животных. /Белка, волк/
-Это дикие или домашние животные?/Дикие/
- Кто кормит диких животных?/Они живут на воле./
- Назовите диких животных./Лиса,кабан,лось../
-Кто кормит домашних животных?/Люди/
-Назовите домашних животных./Свинья, овца, корова,../
- Кто входит во вторую группу? /Птицы/ /Синица, чайка,гусь,ворона./
- Каких птиц вы ещё знаете? Разберём слова по слогам. Слог- это часть слова.
- Какие слова состоят из 2 слогов?/Чайка,белка,борсук,ворон./
- Из 3 слогов?/Воробей,ворона./
I I I I |
1 слог 2 слога 3 слога
1 слог 2 слога 3 слога
I I |
ВЫВОД : Слова состоят из слогов.
- Сколько слогов в словах – отгадках?
ЗАГАДКИ
- Сердитый недотрога живёт в глуши лесной.
Иголок очень мног, а метки ни одной. /Ёж/
- Через поле напрямик скачет белый воротник./За-яц/
- Кто с высоких тёмных сосен в ребятишек шишку бросил?
И в кусты через пенёк промелькнул как огонёк? /Бел-ка/
- Всё время стучит,деревья долбит.
Но их не калечит, а только лечит. /Дя-тел/
- Сама пёстрая, ест зелёное, даёт белое. Кто это? /Ко-ро-ва/
- Зверь я горбатый, но нравлюсь я ребятам./Верб-люд/
- Сер, да не волк, длинноух, да не заяц,
С копытами, да не лошадь. /О-сёл/
- Маленький мальчишка в сером армячишке
По дворам шныряет , крохи собирает. /Во-ро-бей/
- Рук нет, а строить умеет. /Пти-ца/
- В воде купался, а сух остался. /Гусь/
- Если б не было его, не сказали б ничего. /Я-зык/
-Одной ручкой всех встречает, а другой провожает./Дверь/
- Не гром, а гремит. Тем и знаменит./Ба-ра-бан/
- Крыльями машет, а улететь не может./Мель-ни-ца/
ИГРА «ПОМЕСТИ КАРТИНКИ В ДОМИКИ»
КТО? ЧТО?
1 слог 2 слога 3 слога 1 слог 2 слога 3 слога
слон зебра ученик мяч школа помидор
ёж медведь корова лес солнце огурец
кот белка воробей сыр месяц кубики
НЕ НУЖЕН И КЛАД , КОГДА В СЕМЬЕ ЛАД
Работа по рисунку с.10
Семья приехала на дачу в гости. -Кто встречает гостей? Бабушка радостно встречает внуков. |
Дедушка держит газету.
- Составьте схемы предложений. Слова разделите на слоги. |
Мама бабушка дедушка сын папа дочь
|
Рисунок « Моя семья»
|
Выучи скороговорку
- Принесла пирог нам мама.
Не пирог, а чудо прямо!
Выучи стихотворение
У меня есть мама, у меня есть папа.
У меня есть дедушка, у меня есть бабушка.
А у них есть я. Что это? Семья!
Физкультминутка
Осенью,весною, летом и зимою
Мы во двор выходим дружною семьёй.
Встанем в круг и по порядку каждый делает зарядку.
Мама руки поднимает, папа бодро приседает.
Повороты вправо- влево делает мой братик Сева.
Ну,а я бегу трусцой и качаю головой.
Чистоговорка :му-му-му- я мамулю обниму.
Сы-сы-сы- у дедушки усы.
- Составьте схемы слов.
! ! ! ! |
Загадки Хитрая плутовка, рыжая головка, Пушистый хвост- краса.Кто это? /Лиса/ - На ветке не птичка – зверёк невеличка. Кто это? /Белка/ - Эти чудо- кирпичи я в подарок получил. Что сложу на них- сломаю, всё сначала начинаю. /Кубики/ - Пью бензин и масло ем, хоть не голодно совсем. А без них я так болею, что поехать не сумею! - Заголовками мелькает, новости нам сообщает. Почта и зимой , и летом доставляет нам /газеты/. |
Тест
1. Сколько слов в каждом предложении?
!________ ________ _______ . / /
!________ ________ . / /
!________ ________ _______ ______ . / /
2. Какие эмоции выражают лица?Раскрась свою эмоцию.
3. Какие схемы подходят к данным словам? Соедини стрелками схемы и рисунки.
_________________
_______________
4. Составь схемы слов , которые отвечают на вопрос «кто?»
! ! ! |
РЕФЛЕКСИЯ
- Что нового узнали о словах?
- Слово состоит из / слогов/.
- Слогов может быть../1,2.3.4../
Урок 5 Тема « Слоги. Ударение. Ударные и безударные слоги.»
С. 11-уч. с.14 тетр.
ШЛЯПА ПРИВЕТСТВИЯ
В шляпу кладутся фотографии учеников. Дети берут фотографию и подходят к тому ученику,фото которого вытянули. Задание: пожелать успехов на уроках и спросить, каким бы животным хотел бы быть.
НАСТРОЙ НА УРОК
Учитель: Кто пришёл на уроки с хорошим настроением – помашите одноклассникам рукой и скажите :»Привет!»
- Кто слышит меня, кивните головой.
- Кто видит меня, подморгните мне.
- Кто весёлый- улыбнитесь мне.
- Кто вежливый, слегка поклонитесь друзьям слева и справа.
- Кто умеет быть хорошим другом- покажите большой вверх.
- Кому нравится ходить в школу и учиться читать – похлопайте в ладоши.
ВСПОМНИМ, ПОВТОРИМ
- На прошлом уроке мы научились…/различать слова, отвечающие на вопросы кто? и что?/;
- делить слово на /слоги/;
- составлять схемы /слов/.
-Сегодня мы узнаем, какие бывают слоги и как они произносятся. Будем находить ударный слог , делить слова на слоги.
СТИХОТВОРЕНИЕ
Если слоги станут рядом, получаются слова.
Ты и ква, а вместе тыква, со и ва , читай сова.
Соединили мы два слова и предложение готово.
Дождь идёт. Гремит гроза. Улетела стрекоза.
- Все слова состоят из слогов. Закончите предложения подходящими слогами.
ФОНЕТИЧЕСКАЯ РАЗМИНКА
- Дети топают /топ-топ/.
- Малыш спит / бай-бай/.
- Дождь капает / кап-кап/.
- Качели качаются / кач-кач/.
- Дети прыгают /прыг-прыг/.
- Самолёт летит / у-у/.
-Часы тикают / тик-тик/.
- Дети кушают / ням-ням/.
ИГРА « Имена собственные и нарицательные»
- Назовите своё имя.
- Имена , которые вы назвали,собственные или нарицательные?/Собственные/
- Как вас называют вас дома?
- Назовите имена собственные и нарицательные.
Кто это? Что это?
Лягушка,дерево,Дюймовочка,велосипед ,мороженое, А.С.Пушкин.
Загадки
- Есть рога, но не бодается. Зубы есть, но не кусается.
Домик носит на спине, а живёт она в воде./Улитка/
- На спине я дом ношу , но гостей не приглашу.
В костяном дому тому место только одному. /Черепаха/
СКОРОГОВОРКА
Не по траве, а около, котилось О и окало.
О окало, О охало не по траве, а около.
- Наша речь состоит из /предложений/.
- Предложения состоят из/слов/.
- А из чего состоят слова? /Из слогов./
- Назовите членов своей семьи. Произнесите каждое слово по слогам.
Какой слог произносится громче остальных?/ма-ма,па-па,ба-буш-ка,де-душ-ка../
- Слог, на который падает ударение- ударный.
Ударный слог,он назван так недаром.
Эй, невидимка молоток, отметь его ударом.
И молоток стучит, стучит
И чётко речь моя звучит.
ОТРЫВОК ИЗ СКАЗКИ А.С.ПУШКИН « О МЁРТВОЙ ЦАРЕВНЕ И СЕМИ БОГАТЫРЯХ»
- Рассмотрите иллюстрацию на с.11
- Кто изображён слева? /Богатыри/
- Сколько слогов в слове? Выполните схему этого слова.
- Какой слог произносится громче остальных?
-Этот слог называется ударный. Он произносится громче других.
- «Ударьте» голосом ещё раз по этому слогу.
На этот слог падает ударение. На схемах оно пказывается значком « /».
Остальные слоги называются безударными.
- Сколько слогов в слове царевна?Ударный слог РЕВ.
- Составьте 3-4 предложения, связанные между собой.
- Царевна приветствует богатырей.
Богатыри приветствуют царевну.
Царевна угощает богатырей. |
- Как можно назвать предметы на с.11? /Посуда/ - Составьте схему слова посуда.Разделите его на слоги, поставьте ударение, назовите ударный слог. - Какое слово по схеме вы должны добавить?/Вилка,ложка,ножик, блюдце../ Придумайте предложение со совом посуда.Составьте схему предложения. |
На столе стоит посуда.
|
Составьте схемы слов, поставьте ударение. |
! ! ! |
! ! ! |
Чистоговорка Выучи стихотворение
Ол-ол-ол- протираем стол. Наши руки были в мыле,
Ша-ша-ша- очень каша хороша. М ы посуду сами мыли.
Ли-ли-ли-пирогов мы напекли. Мы посуду мыли сами
Щи-щи-щи-на обед люблю я щи. Помогали нашей маме.
Ис-ис-ис- для плова нужен рис.
Ир-ир-ир- обожают все пломбир.
Ин-ин-ин- очень вкусный апельсин.
Да-да-да- грязная посуда.
Ду-ду-ду- мыть посуду буду.
До-до-до- вот большое блюдо.
Да-да-да- вымыта посуда.
Скороговорки
- Чем чаще чищу, тем чашка чище.
-Это- ложка, это чашка, в чашке гречневая кашка.
Лошка в чашке побывала- кашки гречневой не стало!
- Я с посудой осторожно- ведь разбить посуду можно.
Физкультминутка
Вот большой стеклянный чайник./Надуть живот./
Очень важный, как начальник./Указательный палец поднять вверх./
Вот фарфоровые чашки,/присесть,одну рука на поясе/
Очень хрупкие,бедняжки.
Вот фарфоровые блюдца,/кружатся/
Только стукни- разобьются..
Вот
серебряные ложки,/руки сомкнуть над головой/
Вот пластмассовый поднос-
Он посуду нам принёс./сделать большой круг/.
РАБОТА В ПРОПИСЯХ с.14
- Кто пришёл в гости к медведю?/Ёж/
- Что несёт медведь?/Чашку/
- Чем угощает медведь ежа? /Чаем/
- Какое слово подхадит к первой схеме? /Чашка/
ВИДЕО «ДЕЛЕНИЕ НА СЛОГИ»
Тест
1. Сколько слов в каждом предложении? Запиши.
__________ _______ ________ ./ /
__________ ________ _______ ________. / /
__________ _________ . / /
2. Какие схемы подходят к словам? Соедини стрелкой схемы и рисунки.
______________
3. Назови предметы. Составь схемы слов, которые отвечают на вопрос «что?»
|
РЕФЛЕКСИЯ - Что мы узнали о слове и слогах? - Поделите на слоги слова : ветка, ромашки, черёмуха, ива,дуб. Вывод : один слог в слове произносится с большей силой голоса, более протяжно. Этот слог- ударный. |
Урок 6 Тема «Слово.Предложение. Слог. Ударение.» с.12-уч. с.16 тетрадь
ПРИВЕТСТВИЕ
- Покажите мне свою правую ладошку.Помашите друг другу в знак приветствия.
- Согните мизинец, если вы сегодня хорошо выспались.
- Согните следующий пальчик, если вас сегодня разбудил родной человек.
- Согните ещё один пальчик , если вам сегодня кто- нибудь улыбнулся.
- Ещё один пальчик согните, если вы хотите быть добрыми и умными.
- А теперь покажите, что у вас получилось.
- Супер! Это означает, что утро удалось!
- Как вы здороваетесь?/Здравствуйте!/
- А кому при встрече вы говорите «Привет!»/Друзьям/
- С какой интонацией нужно здороваться ?/Вежливо, уважтельно./
Садко играет на гуслях. |
Филлипок идёт в школу. Колобок поёт песню.
! |
Кадры из мультфильма «Снегурочка».
Снегурочка поёт песню. Снегурочка встретилась с Весной.
! |
|
|
|
|
|
1.Выучи стихотворение 2. Выучи скороговорку
Женя с Жанной подружилась. Цапля важная,носатая
Дружба с Жанной не сложилась. Целый день стоит, как статуя.
Чтобы жить с друзьями дружно 3. Чистоговорка
Обижать друзей не нужно. Ри-ри-ри- прилетели снегири.
Физкультминутка За-за-за- прилетела стрекоза.
Вот мы руки развели, словно удивились. Ва-ва-ва- сидит на дереве сова.
И друг другу до земли в пояс поклонились. Ку-ку-ку- петух кричит : «Ку-ку-ре-ку!»
Наклонились, выпрямились. Де-де-де- птенцы в гнезде.
Наклонились, выпрямились. Ля-ля-ля- в небе видим журавля.
Ниже,ниже, не ленись, поклонись и улыбнись. Юк-юк-юк- по двору ходил индюк.
Урок 7 Тема «Звуки в окружающем мире. Звуки в речи».
|
|
Чистоговорка
Ус-ус-ус- комарика укус.
Су-су-су- в лесу увидели лису.
Лу-лу-лу- мы увидели пчелу.
Чок-чок-чок- у просёнка пятачок.
Ук-ук-ук- орехи любит бурундук.
Скороговорки
- Лягушата в лодке плыли и комариков ловили.
Лапкой,шапкой и сачком, самый ловкий – язычком.
- Шмель на завтрак варит кашку , хочет угостить букашку.
Выучи стихотворение
Меня ужалила пчела.
Я закричал:»Как ты могла?»
Пчела в ответ: «А ты как мог сорвать любимый мой цветок?
Ведь он мне был ужасно нужен;
Я берегла его на ужин.»
Физкультминутка
На зарядку солнышко поднимает нас.
Поднимаем руки мы по команде «раз».
А над нами весело шелестит листва.
Опускаем руки мы по команде «два».
Соберём в корзинки ягоды,грибы –
Дружно наклоняемся по команде «три».
На « четыре» и на « пять» будем дружно мы скакать.
Ну,а по комане « шесть» всем за парты тихо сесть!
Урок 8 Тема «Гласные и согласные звуки»
|
|
Гусь, гусяня, гусята. Мост |
ФИЗКУЛЬТМИНУТКА
СТИХОТВОРЕНИЕ
А О У Э Ы И Га-га-га- гогочет гусь.
Звуки гласные мои /разводят руками/. Я семьёй своей горжусь!
Их
не трудно пересчесть./Считают пальчики/ На гусят и на
гусыню
Гласных звуков ровно шесть! /Показывают 6 пальцев/. Всё гляжу – не нагляжусь !
Макар Шура
Скороговорка
Гуси на лугу прячутся в стогу.
ЗВУКИ МЫ Речевые
Кричу я :»
Кто в стогу?
Не речевые
А гуси – ни гу-гу!
Чистоговорка Чистоговорка
Ся-ся-ся- у бабуси два
гуся.
Уси-уси-уси- гуси у бабуси.
|
Скороговорка
Индюшки паслись у ивы. Ах, как мы с тобой красивы!
|
|
|
Урок 9 Тема « Образование слога»
Пришла коза. |
Остался один козлёнок. |
Волк съел семеро козлят. |
|
|
|
|
|
Чистоговорка Скороговорка
Рок-рок-рок- я нашёл один грибок. Во мраке раки шуршат в драке.
А-ра-ра- я нашёл два гриба. Стихотворение
Бы-бы-бы- я нашёл в лесу грибы. Саша с удочкой ходил, карасей в пруду удил.
Рик-рик-рик- по лесу идёт грибник. А попался только рак.
Руп-руп-руп- поедим грибной мы суп. Всё равно Санёк – рыбак!
Ят-ят-ят- а на пне – то пять опят.
Физкультминутка
Буратино потянулся. Раз – нагнулся, два – нагнулся, три – нагнулся.
Руки в стороны развёл. Ключик, видно, не нашёл.
Тест
1.Название каких предметов начинаются с одного и того же звука? Обведи.
2. Названия каких овощей начинаются с согласного звука? Обведи.
3.Укажи предметы, названия которых начинаются с мягкого согласного звука. Обведи.
4. К каждому слову составь схемы. Чем отличаются схемы этих слов:
- ударением / / - звуками / / - количеством слогов / /
Урок 10 Тема «Закрепление знаний о звуках русского языка»
Тест
1. Названия каких предметов начинаются с одного и того же звука?
2. Названия каких фруктов начинаются с гласного звука?
3.Укажи предметы,названия которых начинаются с мягкого согласного звука.
4.К каждому слову составь схему. Кажи, чем различаются схемы этих слов.
Звуками / / ударением / / количеством слогов / /
5.Соедини картинку с схемой.
5. Выучи скороговорку
В банане и йогурте , в гостке малины-
Повсюду чудесные есть витамины.
6. Проведи схемы к словам . Обведи домашнюю птицу.
7.Физкультминутка
Буратино потянулся
Раз- нагнулся, два- нагнулся , три- нагнулся.
Руки в стороны развёл.
Ключик, видно, не нашёл.
8.Чистоговорка
Ра-ра-ра- у собаки конура.
Ре-ре-ре- сидит собака в конуре.
Та-та-та- гладим мы кота.
Ми-ми-ми- ты котёнка покорми.
Ко-ко-ко- даёт корова молоко.
Ко-ко-ко- пьём парное молоко.
9. Стихотворение
Маленький бычок,рыженький бочок.
Ножками ступает , головой мотает.
-Где же стадо? Му-у-у-у!
Скучно одному-у-у-у!
Материалы на данной страницы взяты из открытых источников либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.