Практическая направленность обучения математике
“Источник и цель математики – в практике”.
С. Соболев.
Моя методическая тема: практическая направленность уроков математики как средство формирования и развития у школьников способов мышления, необходимых для социализации и полноценного функционирования в обществе.
Математика на протяжении
всей истории человеческой культуры всегда была ее неотъемлемой частью; она
является ключом к познанию окружающего мира, базой научно-технического
прогресса и важной компонентой развития личности. Математические знания и
навыки необходимы практически во всех профессиях, прежде всего в тех, которых
связаны с естественными науками, техникой, экономикой. Но математика стала
проникать и в области традиционно “нематематические” – управление государством,
медицину, лингвистику и другие.
Предугадать все аспекты применения математики в будущей деятельности учащихся практически невозможно, а тем более сложно рассмотреть все эти вопросы в школе.
Научно-техническая революция во всех областях человеческой деятельности предъявляет новые требования к знаниям, технической культуре, общему и прикладному характеру образования. Это ставит перед современной школой новые задачи совершенствования образования и подготовки школьников к практической деятельности.
Практическая
направленность школьного курса математики осуществляется с целью повышения
качества математического образования учащихся, применения их математических
знаний к решению задач повседневной практики и в дальнейшей профессиональной
деятельности.
Нельзя
обучить приложениям математики, не научив самой математике, поэтому на уроках
стараюсь обеспечивать органическую связь изучаемого теоретического и задачного
материала, так, чтобы школьники понимали его значимость, ближнюю и дальнюю
перспективу его использования.
Хорошо известно, что одним из главных условий осуществления деятельности, достижения определенных целей в любой области является мотивация. В основе мотивации, как говорят психологи, лежат потребности и интересы личности. Чтобы добиться хороших успехов в учебе школьников, необходимо сделать обучение желанным процессом. Поэтому каждое новое понятие или положение должно, по возможности, первоначально появляться в задаче практического характера. Такая задача призвана, во-первых, убедить школьников в необходимости и практической полезности изучения нового материала; во-вторых, показать учащимся, что математические абстракции возникают из практики, из задач, поставленных реальной действительностью.
Использование межпредметных связей является одним из условий реализации практической направленности обучения. Объект математики – весь мир, и его изучают все остальные науки. Межпредметные связи в школе – важная дидактическая проблема. Привлечение межпредметных связей повышает научность обучения, доступность (теория насыщается практическим содержанием), естественным образом проникают на урок элементы занимательности. Однако появляется и немало трудностей: учителю требуется освоить другие предметы, практическая задача обычно требует больше времени, чем теоретическая. И, конечно же, важную роль в реализации практической направленности обучения математике играют задачи.
Решение практико-ориентированных задач на уроках математики должно иметь конкретные цели:
- научиться решать задачи, с которыми каждый из нас может столкнуться в повседневной жизни.
- опровергнуть мнение, что не всем нужно учиться математике.
- доказать, что математика нужна всем, чем бы человек не занимался, какой бы профессией не овладевал, где бы не учился.
- готовиться к итоговой аттестации, куда входят практико-ориентированные задачи.
Одной из основных задач, стоящих перед школой, является выяснение многообразных применений школьного курса математики при изучении смежных предметов, в технике, экономике. Я хочу представить вашему вниманию три группы практико-ориентированных задач.
Некоторые примеры задач вы видите на слайдах, а более подробный подбор задач представлен вам на брошюрах.
Таким образом, содержание практико-ориентированной задачи чаще всего представляет некоторую ситуацию, более или менее близкую к жизни.
Большое значение при обучении математике имеет формирование общего приема решения задач.
Общий прием решения задач включает: знание этапов решения, методов (способов) решения, типов задач, обоснование выбора способа решения на основании анализа текста задачи, а также владение предметными знаниями: понятиями, определениями терминов, правилами, формулами, логическими приемами и операциями.
К этапам решения можно отнести:
1) анализ текста задачи;
2) перевод текста на язык математики;
3) установление отношений между данными и вопросом;
4) составление плана решения задачи;
5) осуществление плана решения;
6) проверка и оценка решения задачи.
“Немногие умы гибнут от
износа, по большей части они ржавеют от неупотребления” Кристиан Боуви
Глобальная цель образования состоит в том, чтобы научить человека лучше понимать жизнь, ориентироваться в современном обществе, сделать его способным найти свое место в нем в соответствии с индивидуальными способностями, интересами и возможностями. Следовательно, задача учителя состоит в том, чтобы помочь ученику стать свободной, творческой и ответственной личностью.
«Скажи мне - и я забуду. Покажи мне - и я запомню. Дай мне действовать самому - и я научусь». Эти слова мудрого Конфуция современны как никогда. Конечно, быстрее и легче показать, объяснить, чем позволить ученикам самим открывать знания и способы действий. Самостоятельно ставить цели, анализировать, сопоставлять, оценивать, а главное - не бояться ошибаться в поисках нового пути. И поэтому, сегодня урок – это время, когда дети сами ищут, спорят, сопоставляют, обобщают, делают выводы - одним словом, активно действуют.
Уже с 5 класса я знакомлю учащихся с алгоритмом построения практико-ориентированных задач.
Учащиеся как правило составляют такие задачи после изучения темы.
Особый интерес вызывают у детей задания с практическим содержанием, представляющие собой реальные жизненные ситуации.
ü Сколько потребуется кафельных плиток квадратной формы со стороной 15см, чтобы облицевать стену, имеющую форму прямоугольника?
ü Что дешевле: покрыть пол линолеумом или ламинатом?
Стараюсь привлекать детей к исследовательской и проектной деятельности, используя практико-ориентированные задачи, давать ученикам задания, в которых они через собственное исследование или практическую работу самостоятельно придут к утверждению и сделают вывод.
При изучении темы «Обыкновенные дроби» можно использовать много практико–ориентированных задач с использованием метода проектов.
Проект «Вкусная математика»
ü Практико-ориентированные задачи
ü Анкетирование
ü Составление диаграмм
Можно использовать готовые задачи, а также можно предложить ученикам самим составить задачи данного направления
Мы часто говорим: «Повторение – мать
учения». Может быть,
в этом и есть какая-то доля истины, но я все больше убеждаюсь, что главной
помощницей в обучении является не повторение.
Двигателем учения, особенно на уроках математики, является удивление. Именно оно влечет и манит, ведет детей к «полету мысли и фантазии», к открытию, к озарению. Не сухой расчет, не вереница огромных цифр, не вызубренные правила и теоремы, а удивительные задачи – вот, что нужно для озарения. В математике они называются практико-ориентированными задачами. Звучит сухо и рационально, но именно они помогают жить, мечтать, удивляться разуму.
Скачано с www.znanio.ru
Материалы на данной страницы взяты из открытых источников либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.