Практическая направленность обучения математике
Оценка 4.9

Практическая направленность обучения математике

Оценка 4.9
Семинары
docx
математика
20.01.2020
Практическая  направленность обучения математике
Практическая направленность обучения математике СО СЛАЙДАМИ.docx

Практическая  направленность обучения математике

“Источник и цель математики – в практике”.

С. Соболев.

Моя методическая тема: практическая направленность уроков математики как средство формирования и развития у школьников способов мышления, необходимых для социализации и полноценного функционирования в обществе.

Математика на протяжении всей истории человеческой культуры всегда была ее неотъемлемой частью; она является ключом к познанию окружающего мира, базой научно-технического прогресса и важной компонентой развития личности. Математические знания и навыки необходимы практически во всех профессиях, прежде всего в тех, которых связаны с естественными науками, техникой, экономикой. Но математика стала проникать и в области традиционно “нематематические” – управление государством, медицину, лингвистику и другие.

Предугадать все аспекты применения математики в будущей деятельности учащихся практически невозможно, а тем более сложно рассмотреть все эти вопросы в школе.

Научно-техническая революция во всех областях человеческой деятельности предъявляет новые требования к знаниям, технической культуре, общему и прикладному характеру образования. Это ставит перед современной школой новые задачи совершенствования образования и подготовки школьников к практической деятельности.

Практическая направленность школьного курса математики осуществляется с целью повышения качества математического образования учащихся, применения их математических знаний к решению задач повседневной практики и в дальнейшей профессиональной деятельности.

Нельзя обучить приложениям математики, не научив самой математике, поэтому на уроках стараюсь обеспечивать органическую связь изучаемого теоретического и задачного материала, так, чтобы школьники понимали его значимость, ближнюю и дальнюю перспективу его использования.

Хорошо известно, что одним из главных условий осуществления деятельности, достижения определенных целей в любой области является мотивация. В основе мотивации, как говорят психологи, лежат потребности и интересы личности. Чтобы добиться хороших успехов в учебе школьников, необходимо сделать обучение желанным процессом. Поэтому каждое новое понятие или положение должно, по возможности, первоначально появляться в задаче практического характера. Такая задача призвана, во-первых, убедить школьников в необходимости и практической полезности изучения нового материала; во-вторых, показать учащимся, что математические абстракции возникают из практики, из задач, поставленных реальной действительностью.

Использование межпредметных связей является одним из условий реализации практической направленности обучения. Объект математики – весь мир, и его изучают все остальные науки. Межпредметные связи в школе – важная дидактическая проблема. Привлечение межпредметных связей повышает научность обучения, доступность (теория насыщается практическим содержанием), естественным образом проникают на урок элементы занимательности. Однако появляется и немало трудностей: учителю требуется освоить другие предметы, практическая задача обычно требует больше времени, чем теоретическая. И, конечно же, важную роль в реализации практической направленности обучения математике играют задачи.

Решение практико-ориентированных задач на уроках математики должно иметь конкретные цели:

- научиться решать задачи, с которыми каждый из нас может столкнуться в повседневной жизни.

- опровергнуть мнение, что не всем нужно учиться математике.

- доказать, что математика нужна всем, чем бы человек не занимался, какой бы профессией не овладевал, где бы не учился.

- готовиться к итоговой аттестации, куда входят практико-ориентированные задачи.

Одной из основных задач, стоящих перед школой, является выяснение многообразных применений школьного курса математики при изучении смежных предметов, в технике, экономике. Я хочу представить вашему вниманию три группы практико-ориентированных задач.

Некоторые примеры задач вы видите на слайдах, а более подробный подбор задач представлен вам на брошюрах.

 

Таким образом, содержание практико-ориентированной задачи чаще всего представляет некоторую ситуацию, более или менее близкую к жизни.

 

Большое значение при обучении математике имеет формирование общего приема решения задач.

 

Общий прием решения задач включает: знание этапов решения, методов (способов) решения, типов задач, обоснование выбора способа решения на основании анализа текста задачи, а также владение предметными знаниями: понятиями, определениями терминов, правилами, формулами, логическими приемами и операциями.

 

К этапам решения можно отнести:

1) анализ текста задачи;

2) перевод текста на язык математики;

3) установление отношений между данными и вопросом;

4) составление плана решения задачи;

5) осуществление плана решения;

6) проверка и оценка решения задачи.

 

“Немногие умы гибнут от износа, по большей части они ржавеют от неупотребления” Кристиан Боуви

 

Глобальная цель образования состоит в том, чтобы научить человека лучше понимать жизнь, ориентироваться в современном обществе, сделать его способным найти свое место в нем в соответствии с индивидуальными способностями, интересами и возможностями. Следовательно, задача учителя состоит в том, чтобы помочь ученику стать свободной, творческой и ответственной личностью.

 

 

«Скажи мне - и я забуду. Покажи мне - и я запомню. Дай мне действовать самому - и я научусь». Эти слова мудрого Конфуция современны как никогда. Конечно, быстрее и легче показать, объяснить, чем позволить ученикам самим открывать знания и способы действий. Самостоятельно ставить цели, анализировать, сопоставлять, оценивать, а главное - не бояться ошибаться в поисках нового пути.  И поэтому, сегодня урок – это время, когда дети сами ищут, спорят, сопоставляют, обобщают, делают выводы - одним словом, активно действуют.

Уже с 5 класса я знакомлю учащихся с алгоритмом построения практико-ориентированных задач. 

Учащиеся как правило составляют такие задачи после изучения темы.

Особый интерес вызывают у детей задания с практическим содержанием, представляющие собой реальные жизненные ситуации.

ü Сколько потребуется кафельных плиток квадратной формы со стороной 15см, чтобы облицевать стену, имеющую форму прямоугольника?

ü Что дешевле: покрыть пол линолеумом или ламинатом?

Стараюсь привлекать детей к исследовательской и проектной деятельности, используя практико-ориентированные задачи, давать ученикам задания, в которых они через собственное исследование или практическую работу самостоятельно придут к утверждению и сделают вывод.

 

При изучении темы «Обыкновенные дроби» можно использовать много практико–ориентированных задач с использованием метода проектов.

Проект «Вкусная математика»

ü Практико-ориентированные задачи

ü Анкетирование

ü Составление диаграмм

Можно использовать готовые задачи, а также можно предложить ученикам самим составить задачи данного направления

Мы часто говорим: «Повторение – мать учения». Может быть,
в этом и есть какая-то доля истины, но я все больше убеждаюсь, что главной помощницей в обучении является не повторение.

Двигателем учения, особенно на уроках математики, является удивление. Именно оно влечет и манит, ведет детей к «полету мысли и фантазии», к открытию, к озарению. Не сухой расчет, не вереница огромных цифр, не вызубренные правила и теоремы, а удивительные задачи – вот, что нужно для озарения. В математике они называются практико-ориентированными задачами. Звучит сухо и рационально, но именно они помогают жить, мечтать, удивляться разуму.

 


 

Скачано с www.znanio.ru

Практическая направленность обучения математике “Источник и цель математики – в практике”

Практическая направленность обучения математике “Источник и цель математики – в практике”

Практическая направленность школьного курса математики осуществляется с целью повышения качества математического образования учащихся, применения их математических знаний к решению задач повседневной практики и в дальнейшей…

Практическая направленность школьного курса математики осуществляется с целью повышения качества математического образования учащихся, применения их математических знаний к решению задач повседневной практики и в дальнейшей…

Хорошо известно, что одним из главных условий осуществления деятельности, достижения определенных целей в любой области является мотивация

Хорошо известно, что одним из главных условий осуществления деятельности, достижения определенных целей в любой области является мотивация

Использование межпредметных связей является одним из условий реализации практической направленности обучения

Использование межпредметных связей является одним из условий реализации практической направленности обучения

Решение практико-ориентированных задач на уроках математики должно иметь конкретные цели: - научиться решать задачи, с которыми каждый из нас может столкнуться в повседневной жизни

Решение практико-ориентированных задач на уроках математики должно иметь конкретные цели: - научиться решать задачи, с которыми каждый из нас может столкнуться в повседневной жизни

Одной из основных задач, стоящих перед школой, является выяснение многообразных применений школьного курса математики при изучении смежных предметов, в технике, экономике

Одной из основных задач, стоящих перед школой, является выяснение многообразных применений школьного курса математики при изучении смежных предметов, в технике, экономике

Практическая направленность обучения математике

Практическая  направленность обучения математике

Таким образом, содержание практико-ориентированной задачи чаще всего представляет некоторую ситуацию, более или менее близкую к жизни

Таким образом, содержание практико-ориентированной задачи чаще всего представляет некоторую ситуацию, более или менее близкую к жизни

К этапам решения можно отнести: 1) анализ текста задачи; 2) перевод текста на язык математики; 3) установление отношений между данными и вопросом; 4) составление плана…

К этапам решения можно отнести: 1) анализ текста задачи; 2) перевод текста на язык математики; 3) установление отношений между данными и вопросом; 4) составление плана…

Немногие умы гибнут от износа, по большей части они ржавеют от неупотребления”

Немногие умы гибнут от износа, по большей части они ржавеют от неупотребления”

Скажи мне - и я забуду. Покажи мне - и я запомню

Скажи мне - и я забуду. Покажи мне - и я запомню

Уже с 5 класса я знакомлю учащихся с алгоритмом построения практико-ориентированных задач

Уже с 5 класса я знакомлю учащихся с алгоритмом построения практико-ориентированных задач

Стараюсь привлекать детей к исследовательской и проектной деятельности, используя практико-ориентированные задачи, давать ученикам задания, в которых они через собственное исследование или практическую работу самостоятельно придут…

Стараюсь привлекать детей к исследовательской и проектной деятельности, используя практико-ориентированные задачи, давать ученикам задания, в которых они через собственное исследование или практическую работу самостоятельно придут…

Практическая направленность обучения математике

Практическая  направленность обучения математике

При изучении темы «Обыкновенные дроби» можно использовать много практико–ориентированных задач с использованием метода проектов

При изучении темы «Обыкновенные дроби» можно использовать много практико–ориентированных задач с использованием метода проектов

Мы часто говорим: «Повторение – мать учения»

Мы часто говорим: «Повторение – мать учения»

Практическая направленность обучения математике

Практическая  направленность обучения математике
Скачать файл