ПРАКТИЧЕСКАЯ РАБОТА №2
ТЕМА: Чтение карт, планов. Решение задач по топографической карте или плану.
ЦЕЛЬ: Приобретение умений и навыков в работе с основной геодезической графической документацией.
После выполненной работы обучающийся должен
знать:
- рельеф;
- профиль;
- свойства горизонталей;
- превышение;
- масштаб;
- основание масштаба;
- трансверсаль;
- уклон линии;
- горизонтальное проложение;
уметь:
- определять абсолютную отметку точки, лежащую на горизонтали;
- определять абсолютную отметку точки, лежащую между горизонталями;
- определять длину отрезка, пользуясь численным масштабом;
- выполнять построение поперечного масштаба;
- определять уклон линии.
ОБОРУДОВАНИЕ:
1.Фрагмент топографического плана (в зависимости от варианта);
2.Транспортир, циркуль, линейка, карандаш.
ЗАДАНИЕ:
1. Изучить рельеф площадки.
2. Определить абсолютную отметку точки А, лежащей на горизонтали.
3. Определить абсолютную отметку точки В, лежащей между горизонталями.
4. Определить длину отрезка CD:
а) пользуясь численным масштабом;
б) пользуясь поперечным масштабом;
5. Определить уклон линии CD.
ХОД РАБОТЫ:
1. Чтение топографического плана осуществляется путём визуального осмотра горизонталей, изображённых на плане, определение их абсолютных отметок, определение ската местности (о чем свидетельствует уменьшение отметок), а так же крутизну рельефа (с использованием третьего свойства горизонталей «…чем гуще проведены горизонтали, тем рельеф круче, и наоборот»).
2. Пользуясь первым свойством горизонталей «… точки, лежащие на горизонтали, имеют ту же отметку, что и горизонталь», выписывается отметка точки, лежащей на одной из горизонталей.
3. Определение абсолютной отметки точки, лежащей между двумя горизонталями, производится по следующему алгоритму:
а) прежде всего, определяем между какими двумя горизонталями находится точка: определяются отметки верхних и нижних горизонталей, между которыми лежит точка:
Н в.г.= Н н.г.=
б) определяется превышение точки от верхней и нижней горизонталей, для этого по плану производятся измерения (при помощи обычной ученической линейки):
от точки до верхней горизонтали m =
от точки до нижней горизонтали n =
h в.г. = h × m/d h н.г. = h × n/d,
где:
h – высота сечения горизонталей;
d = m + n
в) поскольку отметка данной точки будет меньше, чем отметка верхней горизонтали, но больше, чем отметка нижней, значит, от отметки верхней горизонтали необходимо отнимать, а к отметке нижней горизонтали – прибавлять, т.е.:
H = Н в.г – h в.г.
H = Н н.г + h н.г.
Два ответа должны совпасть. Это и является контролем верного решения этой задачи.
4. Определение длины отрезка на местности по соответствующему отрезку на плане производится двумя способами:
а) Пользуясь численным масштабом плана:
масштаб, выражаемый простой дробью с единицей в числителе 1:N (1:500) называют численным. Знаменатель дроби - число, показывающее во сколько раз уменьшены предметы при изображении их на топографических планах или картах, профилях и строительных чертежах. Измерив длину линии на плане можно определить длину горизонтального проложения на местности.
б) пользуясь поперечным масштабом:
Более точно измерить длины линий на плане позволяет поперечный масштаб. При его построении проводят линию длиной 12-14 см, которую делят на отрезки по 2 см (основание масштаба). Из точек деления восстанавливают перпендикуляры высотой 30 мм, и крайние из них делят на 10 равных частей. Через точки деления проводят прямые, параллельные основанию. Верхнее и нижнее основание крайнего левого прямоугольника делят на 10 равных частей (2 мм), которые называются ценой деления поперечного масштаба. Затем первую точку верхнего основания соединяют наклонными линиями (трансверсалями) с нулевой нижнего основания, вторую верхнего основания с первой нижнего основания и т. д.. Наименьшее деление поперечного масштаба равно сотой доле основания. Масштаб оцифровывают для работы с определённым масштабом.
Поперечный масштаб с основанием 2 см называется нормальным поперечным масштабом. Длина отрезка измеряется циркулем или измерителем и накладывается на поперечный масштаб. Длина линии состоит из трех частей: первая часть равна числу оснований (а), вторая - числу делений масштаба (а /10), третья - числу наименьших делений (а /100) плюс или минус половина наименьшего деления. Затем суммируются длины всех отрезков.
Например:
а = 2 см (в 2 см – 40 м) для масштаба 1: 2000.
d3 = (а × 2) + (а /10 × 4) + (а /100 × 3) = 80 + 16 + 1,2
d3 = 97,2 м
5. Определение уклона линии:
Расстояние между соседними горизонталями на плане или карте называется заложением ската или склона. Заложение есть любое расстояние между соседними горизонталями (см. рис.), оно характеризует крутизну ската местности и обозначается d. Крутизна ската по направлению заложения определяется двумя показателями – уклоном и углом наклона по формуле:
где:
h - это превышение между концами отрезка, находится как разность абсолютных отметок концов отрезка;
d - горизонтальное проложение или длина линии, определённая по плану и переведенная в метры с учётом масштаба.
Следовательно, тангенс угла наклона линии к горизонту называется её уклоном. Уклон выражают в тысячных – промилле (‰) или в процентах (%). Например: i = 0,020 = 20‰ = 2%.
Чтобы определить уклон (угол наклона) между двумя точками местности, расположенными не на смежных горизонталях, на карте измеряют горизонтальное проложение d линии и выражают его в метрах. Затем вычисляют превышение h между заданными точками, и по формуле находят характеристики крутизны линии местности. Если уклон равен 0, тогда линия расположена горизонтально.
ВЫВОД:
Контрольные вопросы и задачи:
1. Объясните, что такое план, карта, профиль.
2. Основные различия между картой и планом.
3. Опишите порядок определения уклона заданного участка.
4. Опишите как определяется отметка точки, лежащая между горизонталями.
5. Опишите порядок построения поперечного масштаба и его оцифровки.
6. Обоснуйте порядок вычисления координат точки на карте, определения её отметки.
Информационное обеспечение
Основные источники:
1. Г. А. Федотов Инженерная геодезия׃ учебник для вузов. – М.׃ Высшая школа, 2006. – 463 с.
2. Селиханович В. Г. Геодезия: учебник для вузов. – М.: Альянс, ч. 2 ., 2006. – 544с.
3. Селиханович В. Г. Практикум по геодезии: учебное пособие для вузов. – М.: Альянс, 2006. – 381с.
Дополнительные источники:
1. Условные знаки для топографических планов. – М.׃ Картгеоцентр-Геодезиздат, 2000. – 286 с.
2. Оглоблин Д.Н. Пятизначные таблицы натуральных значений тригонометрических функций для маркшейдеров. – М.׃ «Недра», 1970. – 192с.
Интернет-ресурсы:
http://geodesiya.ru/
http://www.mybntu.com/stroika/geodezia/sposoby-semki-situacii.html
http://geostart.ru/
http://geodesiya.ru/teodolitnaya semka.html
http://bankknig.com/knigi/2991-inzhenernaya-geodeziya.html
http://www.geodigital.ru/soft geo
http://www.geodigital.ru/forum geo
Скачано с www.znanio.ru
Материалы на данной страницы взяты из открытых источников либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.